Право на обращение в органы государственной власти. Право граждан рф на обращение в государственные органы как способ обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях

Страница 1

Конституционные положения о формировании в Российской Федерации правового государства получают более предметное и конкретное развитие в реализации прав граждан на участие в управлении государством. Одно из проявлений этого - право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями, предложениями и жалобами.

Представляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики для утверждения военной доктрины Азербайджанской Республики. Назначает и освобождает офицеров более высокого ранга от Вооруженных сил Азербайджанской Республики. Формирует административное управление Президента Азербайджанской Республики, назначает его руководителя.

Дает рекомендации Милли Меджлису Азербайджанской Республики по избранию Уполномоченного по правам человека. Представляет рекомендации Милли Меджлису Азербайджанской Республики о создании дипломатических представительств Азербайджанской Республики в зарубежных странах и международных организациях, назначает и освобождает дипломатических представителей Азербайджанской Республики в зарубежных странах и международных организациях.

Рассмотрим подробнее, что является обращением гражданина.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Таким образом, по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой, а по форме допустимы как письменные, так и устные обращения.

Получает документы по удостоверениям и напоминания от дипломатических представителей зарубежных стран. Заключает международные договоры и межправительственные соглашения, представляет международные и межправительственные соглашения, содержащие правила, противоречащие законодательству Азербайджанской Республики Милли Меджлису Азербайджанской Республики для ратификации или денонсации, и подписывает указы о ратификации международных договоров и соглашений.

Подписывает и выдает законы. Решает вопросы, касающиеся гражданства. Решает вопросы, касающиеся предоставления политического убежища. Назначает высшие военные и высшие специальные звания. Объявляет полную или частичную мобилизацию, а также демобилизацию.

По своей юридической природе обращения представляют собой юридические акты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий.

Из рассмотренного видно, что обращения граждан подразделяются на:

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Принимает решение о призыве граждан Азербайджанской Республики к срочной военной службе и передаче в запас военнослужащих срочной военной службы. Формирует Совет Безопасности Азербайджанской Республики. Представляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики рекомендацию о согласии на использование Вооруженных Сил Азербайджанской Республики в исполнении обязанностей, отличных от их обычных обязанностей.

Объявляет чрезвычайное положение и военное положение. По согласию Милли Меджлиса Азербайджанской Республики объявляет войну и заключает мирные соглашения. Формирует специальные органы безопасности в пределах сумм, выделенных из государственного бюджета Азербайджанской Республики.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Решает другие вопросы, которые согласно настоящей Конституции не относятся к компетенции Милли Меджлиса Азербайджанской Республики и судов Азербайджанской Республики. Президент Азербайджанской Республики подписывает законы в течение 56 дней после их представления.

Если Президент Азербайджанской Республики не подпишет Конституционные законы, они не вступят в силу. Если Милли Меджлис Азербайджанской Республики принимает большинством в 95 голосов законы, которые были приняты ранее большинством 83 голосов, а большинством из 83 голосов были приняты законы, которые были приняты ранее большинством в 63 голоса, упомянутые законы вступают в силу после повторного голосования.

Жалобу - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.

Делегирование полномочий подписать международные межгосударственные и межправительственные соглашения. Президент Азербайджанской Республики может делегировать полномочия вице-президенту, членам Кабинета министров Азербайджанской Республики и другим должностным лицам, назначенным Президентом Азербайджанской Республики подписать международные межгосударственные и межправительственные соглашения.

В случае фактической оккупации какой-либо части территории Азербайджанской Республики, объявления войны иностранным государством или странами против Азербайджанской Республики, блокады территории Азербайджанской Республики, а также всякий раз, когда существует реальная опасность вооруженного нападения против Азербайджанской Республики, блокады территории Азербайджанской Республики, а также в случае реальной угрозы такой блокады Президент Азербайджанской Республики объявляет военное положение на всей территории Азербайджанской Республики или в отдельных районах и в течение 24 часов представляет соответствующий указ для утверждения Милли Меджлисом Азербайджанской Республики.

Институт обращений граждан в органы государственной власти является правовым институтом конституционного права не только потому, что ст. 33 Конституции РФ гражданам предоставлено право апелляции к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, а прежде всего в силу декларирования Российского государства правовым, демократическим, социальным государством (ст. 1, 7 Конституции РФ). Закрепление права обращений в Конституции подтверждает особую значимость, важность данного права, поскольку «не все права и свободы, которыми обладает человек и гражданин, подлежат закреплению в Конституции, а только основные, или фундаментальные из них». Создание и функционирование института обращений - свидетельство того, что он позволяет существенным образом обеспечить возможность участия граждан в управлении делами государства.

Всякий раз, когда происходят стихийные бедствия, эпидемические, эпизоотические, серьезные экологические и другие катастрофы, а также совершение действий, направленных на нарушение территориальной целостности Азербайджанской Республики, восстание или государственный переворот, массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, другие конфликты, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, Президент Азербайджанской Республики объявляет чрезвычайное положение в отдельных районах Азербайджанской Республики и в течение 24 часов представляет соответствующий указ для утверждения Милли Меджлисом Азербайджанской Республики.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Акты Президента Азербайджанской Республики. Президент Азербайджанской Республики устанавливает общие правила посредством указа и издает распоряжения об определении других вопросов. Если иное не указано в указах и распоряжениях Президента Азербайджанской Республики, они вступают в силу со дня их опубликования.

Статус Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Для исполнения исполнительных полномочий Президент Азербайджанской Республики формирует Кабинет министров Азербайджанской Республики. Кабинет министров Азербайджанской Республики является высшим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики.

В силу того что институт обращений в государственные органы, органы местного самоуправления является правовым институтом конституционного права, он относится к предмету науки конституционного права и обязан быть исследован через содержание механизма его реализации только с позиции данной науки (конституционного права).

Следует подчеркнуть, что институт обращений по самой сути всегда воздействует на деятельность органов государственной власти, в силу чего верно обоснование той части ученых, которые считают институт обращений формой, средством оказания воздействия на решения и функционирование государственных органов и органов местного самоуправления. Результаты правовой работы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о том, что посредством обращений граждане и их объединения воздействуют на разрешение общественно значимых вопросов органами государственной и местной власти.

Кабинет министров Азербайджанской Республики подчиняется Президенту Азербайджанской Республики и подчиняется ему. Порядок деятельности Кабинета Министров Азербайджанской Республики определяется Президентом Азербайджанской Республики. Состав Кабинета Министров Азербайджанской Республики.

Отставка Кабинета министров Республики Азербайджан. Заседания Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Как правило, на заседаниях Кабинета министров Азербайджанской Республики занимает место премьер-министр Азербайджанской Республики. Порядок назначения Премьер-министра Азербайджанской Республики.

Граждане могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица, права на объединение. Однако право на обращение в ряду названных

возможностей является наиболее часто реализуемым и повседневным во взаимоотношениях личности и государства.

Премьер-министр Азербайджанской Республики назначается Президентом Азербайджанской Республики по согласованию с Милли Меджлисом Азербайджанской Республики. Милли Меджлис Азербайджанской Республики принимает решение о кандидате на пост Премьер-министра Азербайджанской Республики не позднее, чем в течение одной недели со дня выдвижения такой кандидатуры. В случае нарушения указанной процедуры или выдвижения кандидатур, предложенных Президентом Азербайджанской Республики на пост Премьер-министра Азербайджанской Республики три раза, Президент Азербайджанской Республики может назначить премьер-министра Республики Азербайджана без согласия Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

Таким образом, право на обращение - это не только возможность граждан реализовать свои политические интересы, оказать воздействие на власть посредством народной правотворческой инициативы, но и возможность потребовать от органов публичной власти выдачи соответствующих документов, установления и подтверждения каких-либо фактов, предоставления определенного правового статуса, совершения иных юридически значимых действий, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности.

Полномочия Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Кабинет министров Азербайджанской Республики. Готовит проект государственного бюджета Азербайджанской Республики и представляет его Президенту Азербайджанской Республики. Обеспечивает реализацию государственного бюджета Азербайджанской Республики.

Обеспечивает реализацию государственных экономических программ. Обеспечивает реализацию государственных социальных программ. Осуществляет контроль над министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, аннулирует их действия. Решает другие вопросы, делегированные ему Президентом Азербайджанской Республики.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на желания и потребности общества, эффективного средства общения с населением, удовлетворения воли и интересов личности. Через обращения граждан выявляются мнения и настроения общества, позитивные и негативные тенденции в реализации органами публичной власти их компетенции.

Акты Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Установление общих процедур Кабинет министров Азербайджанской Республики выносит решения по всем другим вопросам - он издает приказы. Если иное не указано в постановлениях и распоряжениях Кабинета министров Азербайджанской Республики, они вступают в силу со дня их опубликования.

Требования к кандидатам на должности членов Кабинета министров Азербайджанской Республики. Гражданин Азербайджанской Республики, имеющий право голоса, имеющий высшее образование, не имеющий обязательств в других государствах, может быть назначен премьер-министром Азербайджанской Республики, заместителем премьер-министра, министром, главой другого центрального органа исполнительной власти мощность.

Свое позитивное начало право граждан на обращение берет в конституционном праве. Статьи 33, 52 и 53 Конституции РФ устанавливают возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе жалобы на решения и действия (бездействие) названных органов. Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти выслушать гражданина и гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в обращении замечаниями и предложениями. Конституционная возможность обратиться к власти, обжаловать действия соответствующих органов является концептуальной основой содержания рассматриваемого права и развивается применительно к специфике регулирования конкретных общественных отношений в отраслевом законодательстве. В конституционном праве содержание права на обращение помимо базовой составляющей как основы для других отраслей права - возможности апеллировать к власти - наполняется специальной политической составляющей: возможностью населения участвовать в управлении делами государства.

Требования к членам Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Иммунитет Премьер-министра Азербайджанской Республики. В таком случае орган, задержанный депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, должен немедленно уведомить об этом прокурора Азербайджанской Республики.

Иммунитет Премьер-министра Азербайджанской Республики может быть остановлен только Президентом Азербайджанской Республики по заявлению Генерального прокурора Азербайджанской Республики. Местные органы исполнительной власти. Руководители органов исполнительной власти осуществляют исполнительную власть на местах.

Эффективность реализации права на обращение связана с установлением надлежащих гарантий права на доступ к информации, следовательно, и с необходимостью обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов публичной власти.

Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного закона, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Руководители органов исполнительной власти назначаются на свои должности и освобождаются от должности Президентом Азербайджанской Республики. Пределы полномочий местных органов исполнительной власти определяются Президентом Азербайджанской Республики.

Судебная власть в Азербайджане осуществляется судами. Судебная власть осуществляется через Конституционный суд Азербайджанской Республики, Верховный суд Азербайджанской Республики, Апелляционные суды Азербайджанской Республики, обычные и специализированные суды Азербайджанской Республики.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Судебная власть осуществляется путем конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм законодательства, предусмотренных законом. В уголовном судопроизводстве принимают участие прокуратура Азербайджанской Республики и адвокаты.

Судебная система и судопроизводство в Азербайджанской Республике определяются законом. Использование правовых средств, направленных на смену полномочий судов и создание внеочередных судов, которые не предусмотрены законом, запрещены. Судебное разбирательство предусматривает открытие истины.

Федеральный закон закрепляет две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

Требования к кандидатам на должности судей. Судьями являются граждане Азербайджанской Республики, имеющие право голоса, высшее юридическое образование и не менее 5-летнего опыта работы в сфере права. Судьи не могут занимать какие-либо другие должности, независимо от процедуры - выборов или назначения, не могут участвовать в коммерческой, коммерческой и иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, педагогической и творческой деятельности, не могут участвовать в политической деятельности и вступать в политические партии, не могут получать вознаграждение, кроме своей заработной платы и денег за научную, педагогическую и творческую деятельность.

Свободная реализация гражданином права на недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять в любые государственные органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам любое по содержанию обращение. Свободное осуществление своего конституционного права непосредственно связано с добровольностью его осуществления.

Никто не должен принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам.

В первую очередь, гражданин имеет право представлять дополнительные материалы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в обращении или содержащие иную, связанную с обращением гражданина, информацию. Если в распоряжении гражданина таких материалов нет, и ему не удается самостоятельно истребовать их у обладателя, гражданин может просить содействия в их истребовании. Безусловно, у государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица больше возможностей получить необходимый документ, несмотря на декларируемое в Основном законе (Конституции) Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, присущее любому гражданину (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Также у граждан есть право знакомиться с материалами, касающимися обращения. На наш взгляд, данное правомочие включает возможность ознакомления с нормативным материалом и иной информацией, на основании которых будет решаться судьба его обращения, внутренними инструкциями по делопроизводству в данном государственном органе, органе местного самоуправления. При рассмотрении содержания этого права следует также иметь в виду норму части 2 статьи 24 Конституции, указывающую, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Обращение гражданина не может быть проигнорировано. Гражданин имеет право получить письменный ответ, а государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, соответственно, обязаны дать письменный ответ на обращение по существу указанных вопросов.

Гражданину должны быть обеспечены безопасность и отсутствие неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть в связи с обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Следует считать недопустимым преследование не только гражданина, но и любого члена его семьи, в связи с поданным гражданином обращением . Запрещается любое преследование гражданина, связанное с подачей им обращения: уголовное, административное, дисциплинарное гражданско-правовое, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав и т.д. В первую очередь в круг обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц входит обеспечение соблюдения при рассмотрении обращения граждан основных принципов такого рассмотрения (не следует путать с принципами реализации гражданами права на обращение): объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения. Под всесторонностью рассмотрения обращения следует понимать изучение требований гражданина с точки зрения законности, обоснованности, логичности, справедливости, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц при удовлетворении требований гражданина, наличия доказательств (материалов или иной информации), подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Должно быть, полностью исследовано все обращение, вне зависимости от его объема. Недопустимо исследование государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом лишь выдержек из документа1.

Принцип объективности характеризует одинаковое отношение и одинаковый подход к рассмотрению обращения абсолютно любых лиц, вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, вероисповедания, имущественного и социального положения, профессиональных и дружеских связей, личных знакомств.

Своевременность рассмотрения обращения означает, во-первых, соблюдение сроков установленных статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (30 дней с момента регистрации обращения; в отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней).

Таким образом, к важнейшим принципам рассмотрения обращений граждан следует отнести законность, демократичность, доступность и равенство граждан при обращении.