Ст 4.2 кодекса рф об административных правонарушениях. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 КоАП РФ

1. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица — означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправный характер своего деяния, понимает, какие последствия оно повлекло, и примет все меры для того, чтобы не совершать подобные деяния в будущем. Раскаяние может быть как деятельным, т.е. совершение действий по устранению последствия деяния (например, возмещение материального ущерба), так и в виде принесения извинений потерпевшему;

2) добровольные действия лица, совершившего административное правонарушение, направленные на предотвращение или снижение вредных последствий:

— прекращение противоправного поведения;

— сообщение о совершении административного правонарушения;

— содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

— предотвращение вредных последствий административного правонарушения;

— возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство должно быть доказано, как и остальные, показаниями свидетелей, письменными или иными доказательствами;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Считается, что несовершеннолетнее лицо не обладает достаточным жизненным опытом, чтобы правильно оценить характер совершаемого им деяния и осознать вредность наступивших последствий. Кроме того, наказание в отношении несовершеннолетнего должно преследовать воспитательную цель. В связи с этим несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Это обстоятельство связано с психологическим состоянием данной категории лиц, влияющим на способность правильно оценить характер совершаемого деяния.

2. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Судом, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, могут быть установлены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Комментарий к статье 4.2 КоАП РФ:

1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение - это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

За совершенные противоправные действия в большинстве случаев наступает расплата. Лица, нарушившие закон, несут наказание. Довольно часто люди, совершившие административные нарушения, или их адвокаты предоставляют суду смягчающие вину обстоятельства. КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) - это основной документ, которым руководствуются служители закона, решая судьбу провинившихся людей. В нем есть ряд статей, регламентирующих, какие обстоятельства могут быть признаны смягчающими, а какие отягчающими.

На основании этих данных подсудимому могут уменьшить либо увеличить наказание. В Уголовном кодексе также имеется статья, в которой перечислены обстоятельства совершения преступления, влияющие на суровость вынесенного приговора. Не нужно смешивать уголовную и административную ответственность. Хотя некоторые пункты, касающиеся смягчающих обстоятельств в этих двух видах нарушений, совпадают, между ними есть довольно существенные отличия.

Административные правонарушения

К таким противоправным действиям причисляются проступки, способные нанести вред природе, экологии, здоровью окружающих. Сюда не входят кражи, разбой и убийство, но некоторые действия могут быть признаны как административными, так и уголовными нарушениями закона. Например, плагиат, некоторые виды хищений, нанесение вреда окружающей среде и так далее. К какому виду нарушений причисляют подобные деяния, а какие назначают меры наказания, зависит от масштабности нанесенного ущерба. Так, человек или целое промышленное производство могут нанести такой вред окружающей среде, который повлечет за собой ухудшение здоровья и даже смерть граждан, а могут просто ухудшить природные ландшафты. Разумеется, ответственность и меры пресечения в этих двух случаях будут разными.

То же можно сказать о вождении автомобиля в нетрезвом виде, об учиненной драке в общественном месте, о распространении наркотиков, занятии проституцией и многих других проступках. Кроме величины ущерба, на суровость наказания могут оказать влияние смягчающие обстоятельства. КоАП четко определяет их состав для нарушений административных, а УК - для уголовных. Правонарушители должны знать, что они могут не просто предоставить суду или общественности истории, способные разжалобить служителей закона, а обязаны доказать с помощью документов либо своими действиями, что в их деле действительно имеют место смягчающие обстоятельства.

В КоАП имеется полный перечень действий граждан, которые могут повлечь за собой несение административной ответственности. В нем более 80 пунктов, касающихся области медицины, строительства, сельскохозяйственной деятельности, транспорта и дорожного движения, информации и связи, предпринимательской деятельности, управления, таможенного дела, окружающей среды и других сфер нашей жизни.

Административная ответственность

В зависимости от того, какой ущерб нанесен отдельным гражданам или обществу, определяется вид наказания, уменьшить которое могут смягчающие обстоятельства.

В КоАП (ст. 3.2 ч. 1) представлен их перечень, в который входят:

Что говорит закон

Большинство правонарушителей, которых привлекают к ответственности, стараются предоставить судебным заседателям смягчающие обстоятельства. В КоАП статья 4.2 подробно описывает ситуации и положения, согласно которым можно виновному уменьшить меру пресечения. Кроме того, существуют и другие правовые документы, на основании которых суд (общественный или процессуальный) могут вынести окончательное решение. Так, если проступок совершен несовершеннолетним гражданином, в статье 2.3 КоАП есть положение, которое классифицирует данный факт, как смягчающее обстоятельство. Наказание к провинившемуся, не достигшему 18 лет, может быть применено в соответствии с ФЗ № 120.

Кроме КоАП, смягчающие обстоятельства указываются в Налоговом кодексе ст. 112. В данном документе перечислены действия и ситуации, повлекшие финансовые преступления.

Перечень

Существуют самые разные обстоятельства, смягчающие наказание. В КоАП можно увидеть такой список:

  • раскаяние виновного;
  • прекращение противоправной деятельности по собственному желанию правонарушителя (до того, как его привлекли к ответственности);
  • добровольное и абсолютно искреннее признание в совершении антиобщественной деятельности, а также сообщение полезной информации, касающейся рассматриваемого дела;
  • оказание содействия органам;
  • совершение поступка, предупредившего тяжкие последствия совершенного правонарушения;
  • тяжелые семейные обстоятельства;
  • возраст нарушителя;
  • беременность;
  • наличие у нарушителя маленьких детей, престарелых родителей, тяжелобольных членов семьи.

Рассмотрим подробнее эти пункты.

Раскаяние

Многие люди имеют не признанный обществом актерский талант, выражающийся в умении разжалобить слушателей или заставить их поверить в какие-либо ужасные ситуации из жизни рассказчика. В случае несения административной ответственности за проступок подобные личности могут изобразить сильное переживание по поводу случившегося, даже пустить слезу. Но такая игра на публику не проходит. Чтобы раскаяние было квалифицировано, как смягчающее обстоятельство, КоАП РФ (в Комментариях к ст. 4.2) четко регламентирует действия виновного.

Этот человек не просто должен сказать, что сожалеет о случившемся. Он обязан это доказать, например, деятельностью, возмещающей причиненный ущерб. Также он может на добровольной основе (по собственной инициативе) заняться устранением последствий своей негативной деятельности, общественными работами, предотвращающими совершение подобного правонарушения другими лицами (имеется в виду проведение бесед с населением). Кроме того, он может по собственной воле сообщить правоохранительным органам важную информацию, которая поможет избежать других нарушений закона. Такого рода деятельность возможна при совершении практически любого вида административных правонарушений.

Состояние аффекта

В судебной практике часто виновные пытаются объяснить свои действия тем, что во время их совершения они находились в невменяемом состоянии и просят считать это смягчающими обстоятельствами. В КоАП РФ этот пункт статьи 4.2 применим только к психически здоровым людям. Если проступок совершил человек, страдающий слабоумием (что подтверждается медицинской справкой), то вступает в силу ст. 2.8 КоАП, гласящая, что административная ответственность к таким людям не применяется. Все остальные правонарушители, чтобы доказать состояние аффекта, должны пройти освидетельствование экспертов. Если у судебных исполнителей возникнут сомнения по поводу выданного специалистами заключения, они могут назначить повторную процедуру. Состояние аффекта может наблюдаться по самым разным причинам:

  • смерть близкого человека;
  • увольнение;
  • значительная материальная потеря;
  • медицинский диагноз (например, человек узнал, что он болен СПИДом);
  • сообщение об измене.

Проведение медицинской экспертизы - обязательный акт.

Семейные обстоятельства

При совершении некоторых проступков тяжелое в семье также может квалифицироваться, как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В КоАП не обозначены четкие критерии, при каких среднемесячных доходах членов семьи данное положение имеет законные основания.

К нарушениям, в отношении которых могут рассматриваться данные причины совершения проступков, относятся браконьерство, занятие проституцией, подлог документов, сокрытие неучтенных доходов, любые противоправные действия, способные улучшить материальное положение ответчика, если они не повлекли за собой тяжких последствий. Если виновники не могут предоставить суду справки о своих ежемесячных доходах (например, они являются безработными), во внимание принимаются свидетельства соседей, знакомых, участкового. Их сообщения о положении дел в данной семье должны быть оформлены документально (с подписями и печатью).

Административная ответственность для женщин

Представительницы прекрасного пола также совершают противоправные действия, за которые предусмотрено наказание. Закон идет женщинам навстречу, учитывая их особое положение, предначертанное природой. Так, беременность классифицируется как обстоятельство, смягчающее ответственность. В КоАП не оговаривается срок беременности, при котором наказание за проступок может быть уменьшено или отменено, но в обязательном порядке требуется официальная справка от врача, подтверждающая физиологическое состояние ответчицы.

Такие меры вполне справедливы, так как родители обязаны следить за своими детьми.

Административная ответственность для несовершеннолетних

Согласно закону, в юриспруденции человек, которому не исполнилось 18 лет, считается несовершеннолетним (не путайте с уголовной ответственностью, которая наступает с 16 лет). Если такое лицо совершает противоправный поступок, его возраст является смягчающим обстоятельством. В КоАП об этом гласит статья 2.3. Если несовершеннолетний не совершил тяжкого преступления, которое расценивается как уголовное, к нему не применяется административное наказание. Однако в ФЗ № 120 определен ряд воздействий, которые могут быть применены к подросткам за их незаконные действия. Такими мерами являются:

  • порицание;
  • требование публично раскаяться, извиниться;
  • предупреждение (официально оформленное);
  • возмещение ущерба (если подросток работает);
  • общественные работы, с помощью которых устраняется нанесенный вред;
  • передача подростка под надзор соответствующих органов.

В отдельных случаях за совершение ребенком какого-либо противоправного действия административная ответственность возлагается на его родителей или опекунов. Мерами наказания могут быть:

  • возмещение ущерба за причиненный ущерб (например, требуется оплатить ремонт разбитой подростком витрины);
  • работы, устраняющие причиненный вред (например, от родителей могут потребовать вставить разбитое стекло);
  • изъятие орудия нарушения (могут конфисковать ружье, которое взял ребенок, хотя у отца есть разрешение на его хранение);
  • наложение штрафа, если подросток, не имея прав, сел за руль автомобиля (в статье 12.7 КоАП отмечено, что размер штрафа может быть от 5000 до 30000 рублей. То же относится и к ситуации, если подросток управляет байком или скутером.

Смягчающие обстоятельства, не указанные в КоАП

Наша жизнь многогранна и непредсказуема. Учесть все ситуации, которые каждый день происходят с людьми, и которые могут негативно повлиять на их поступки, невозможно. Поэтому законодательством предусматривается возможность существования смягчающих обстоятельств, не отмеченных в КоАП. Принять их во внимание или нет, решают судебные представители. Такие обстоятельства в каждом конкретном случае могут быть разные, но наиболее часто в судебной практике встречаются следующие:

  • нет опыта работы (для нарушений в области предпринимательства, финансов, бухучета);
  • хорошие характеристики с места учебы/работы;
  • состояние здоровья нарушителя (часто болеет);
  • престарелые родители;
  • положительные отзывы соседей о нарушителе.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства в КоАП РФ

В каких случаях виновному в совершении административного нарушения могут уменьшить наказание, мы рассмотрели.

Повторим, перечень таких обстоятельств приведен в статье 4.2 КоАП и в ряде других статей, которыми руководствуются служители закона. Однако ситуации, при которых совершено противоправное действие, бывают не только смягчающими, но и отягчающими. Это регламентируется в статье 4.3 КоАП. Перечень таких обстоятельств является исчерпывающим и обязательным для принятия во внимание при назначении меры пресечения. То есть служители закона не имеют права решать, учитывать их или нет. Если в деле имеются отягчающие означает, что лицо, совершившее нарушение, представляет для общества повышенную опасность, поэтому должно понести более строгое наказание.

В каких случаях увеличивают меру воздействия на нарушителя закона

Каждый желающий может изучить и смягчающие, и отягчающие обстоятельства. В КоАП приведен четкий список, когда наказание виновному увеличивают:

  • повторное административное нарушение, идентичное предшествующему (например, оштрафовали за незаконную медицинскую практику, а человек, не имея диплома врача, снова занялся лечением больных);
  • нарушитель не подчиняется требованиям прекратить противоправные действия;
  • привлечение к совершению незаконных поступков детей и подростков;
  • групповые нарушения;
  • незаконная деятельность в период стихийного бедствия (например, мародерство);
  • совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, которое нужно подтвердить соответствующим документом.

На практике случается, что соседи описывают ответчика с плохой стороны. Такая характеристика, даже заверенная печатями и подписями, не может служить отягчающим обстоятельством.

Если в деле об административном нарушении подтвержден хотя бы один пункт из приведенного выше списка, судебные представители должны квалифицировать противоправные действия виновного как умышленные.

лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела .

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения: объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ними, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественное положение, для юридических лиц – имущественное и финансовое положение.

§ 5. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся (ст. 42 КоАП РФ):

а) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

в) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

г) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

д) совершение правонарушения несовершеннолетним;е) совершение правонарушения беременной женщиной или жен-

щиной, имеющей малолетнего ребенка. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и т. д.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся (ст. 43 КоАП РФ):

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

б) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения административного наказания;

в) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

г) совершение правонарушения группой лиц;д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедст-

вия или при других чрезвычайных обстоятельствах; е) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зави-

симости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Отягчающие обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения;

2) за ряд административных правонарушений, указанных в законе (ст. 45 КоАП РФ), например за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континенталь-

ном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

3) при применении дисквалификации – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Сроки давности могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности. Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К ТЕМЕ VIII

1. Какие общественные отношения регулирует административное право?

а) отношения, связанные с совершением преступлений; б) отношения в сфере государственного управления;

в) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

г) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Предельный возрастной срок нахождения на государственной службе, который определен законодателем:

а) 55 лет; б) 60 лет; в) 65 лет; г) 70 лет.

3. Административным правонарушением признается:

а) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность; в) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

4. Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее:

а) 1/3 минимального размера оплаты труда (МРОТ);

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:


1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;


2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;


3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;


4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;


5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;


6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;


7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;


8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;


9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;


10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.


2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.


3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.




Комментарии к ст. 4.2 КОАП РФ


1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение - это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).