Особенности формирования коллегии присяжных заседателей. Формирование суда присяжных
2) представляет стороны;
3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.
Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.
4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.
5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.
6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.
7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.
8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.
9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.
11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.
12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.
13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.
14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.
16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.
17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.
20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.
21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.
23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.
24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.
Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании с участием явившихся кандидатов и состоит из нескольких этапов.
- 1. Доведение председательствующим до сведения кандидатов в присяжные заседатели в кратком вступительном слове сведений : о составе суда и сторон; сущности уголовного дела; предполагаемой длительности судебного разбирательства; задачах, стоящих перед присяжными заседателями; об условиях их участия в рассмотрении данного уголовного дела. Кроме того, председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства.
- 2. Опрос председательствующим кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, и освобождение им от исполнения обязанностей присяжных заседателей лиц :
не достигших к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
имеющих непогашенную или неснятую судимость;
признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности;
состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;
имеющих физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела.
- 3. Разрешение самоотводов кандидатов в присяжные заседатели. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе и по собственной инициативе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод в связи с обстоятельствами, препятствующими его участию в рассмотрении данного уголовного дела. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности их участия в судебном разбирательстве заслушиваются мнения сторон, после чего председательствующий судья принимает решение по заявленному ходатайству. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.
- 4. Разрешение мотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Сторона защиты первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели, сторона обвинения - второй. Однако сторону могут представлять несколько участников; в таком случае они по договоренности между собой устанавливают очередность участия в опросе.
После окончания опроса кандидатов в присяжные заседатели начинается обсуждение кандидатов в той последовательности, в которой они указаны в предварительном списке. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Мотивированный отвод присяжному заседателю может быть заявлен государственным обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым, его законным представителем и защитником по обстоятельствам, препятствующим участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти хо-датаиства разрешаются постановлением судьи, которое выносится им без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение и до сведения кандидатов в присяжные заседатели, но отведенные кандидаты в присяжные заседатели не могут выдвинуть свои возражения против оснований отвода, так как решение об их отводе уже состоялось. Однако в том случае, если основания решения об отводе таковы (слишком одиозны, интимны и т. п.), что могут отрицательно повлиять на общее моральное состояние остальных присяжных или причинить ущерб достоинству отведенного кандидата, председательствующий не должен доводить содержание своего решения до сведения присяжных, а, удалив последних на это время из зала, сообщить о нем лишь сторонам.
- 5. Пополнение списка кандидатов в присяжные заседатели. Данный этап является факультативным и имеет место лишь в том случае, если в результате освобождения кандидатов председательствующим, рассмотрения вопросов о самоотводах и мотивированных отводах осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели. Тогда председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели. Если же количество кандидатов в присяжные заседатели, оставшихся в итоге всех названных действий, составит наконец 18 или более, то председательствующий предоставляет сторонам возможность реализовать их право на немотивированные отводы присяжных заседателей.
- 6. Разрешение немотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели. Немотивированный отвод имеет целью устранение кандидатов в присяжные заседатели, которые, по мнению заявителя отвода, могут оказаться тенденциозными даже при отсутствии конкретных фактов их необъективности и предвзятости, которые могли бы служить в качестве мотивов для отвода. Причинами для немотивированного отвода могут быть любые общие соображения, касающиеся индивидуальных особенностей того или иного из присяжных (например, подозрения в психологической нетерпимости, склонности к скоропалительным решениям). Немотивированный отвод может быть заявлен не всеми участниками, входящими в состав сторон, а только подсудимым или его защитником, а также государственным обвинителем. Немотивированный отвод может быть заявлен названными участниками лишь дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК РФ), т. е. двум кандидатам в присяжные заседатели. При этом не имеет значения, сколько обвинителей, подсудимых и защитников принимают участие с каждой из сторон - в целом каждая из них имеет право на немотивированным отвод только двух кандидатов в присяжные заседатели. Однако если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.
Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются путем вычеркивания из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе приобщаются к материалам уголовного дела.
Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
7. Применение «правила 14». Согласно ему в случае, если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели в итоге всех описанных выше действий превышает 14, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются 14 первых по списку кандидатов. Однако с учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего в протокол судебного заседания может быть включено большее количество запасных присяжных заседателей.
Если число оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в результате окажется меньше 14, то недостающие кандидаты вызываются в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в общем порядке.
После выполнения всех указанных действий председательствующий объявляет результаты отбора присяжных заседателей, не оглашая оснований, по которым те или иные кандидаты в присяжные заседатели были исключены из списка. При этом он называет фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. Первые 12 присяжных образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два (или более) последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
После завершения формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает 12 присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим. Нахождение присяжных заседателей в ходе разбирательства дела на иных местах в зале судебного заседания должно рассматриваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона.
Присяжные заседатели, образовавшие состав коллегии, удаляются в совещательную комнату, где открытым голосованием по большинству голосов избирают своего старшину, который: а) руководит ходом совещания присяжных заседателей; б) по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами; в) оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них; г) подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании. В избрании старшины участвуют только комплектные присяжные заседатели, без присутствия запасных.
После окончания формирования коллегии присяжных и до приведения присяжных заседателей к присяге возможен роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава. Стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Заявление о тенденциозности образованной коллегии присяжных заседателей должно быть обосновано стороной. По сути, это мотивированный отвод всему составу присяжных, объективность которых вызывает у стороны сомнения вследствие обоснованного предположения о наличии у них предвзятого мнения; знания обстоятельств дела из непроцессуальных источников, которое может повлиять на объективность присяжных заседателей, а также по другим причинам, связанным с особенностями рассматриваемого дела. Например, наличие в местности, где действует суд, напряженных отношений на этнической почве может сказаться на объективности состава присяжных, если большинство из них принадлежит к иной этнической группе, чем подсудимый. Председательствующий не вправе распустить коллегию присяжных по данному основанию по своей инициативе - последняя может исходить только от сторон. Постановление председательствующего по разрешению заявления о тенденциозности коллегии присяжных должно быть мотивированным. Если заявление будет признано обоснованным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет всю подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
В материалах уголовного дела могут содержаться сведения, составляющие государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну. В этом случае у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении.
После избрания старшины присяжных заседателей председательствующий предлагает присяжным заседателям принять присягу и зачитывает им ее текст. При отказе присяжного принять присягу он отстраняется председательствующим от участия в судебном заседании и заменяется запасным заседателем. О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя. Затем председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности.
- См. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Формирование коллегии присяжных заседателей
План
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Понятие и история формирования суда присяжных в Российской Федерации
- Глава 2. Формирование коллегии присяжных заседателей
- 1) Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей
- 2)Права присяжных заседателей
- 3) Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией
- 4) Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию
- Глава 3. Особенности отбора кандидатов в присяжные заседатели
- Заключение
1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // РГ - 1993г. - 25.12.1993г.
2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный Закон от 20 августа 2004г. №113-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2004г. - №113 Ст.1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001г. №174 // Собрание Законодательства РФ. - 2001г. - №174 Ст.30, 42, 213, 217, 232, 242, 252, 272, 293, 299, 324, 328, 331, 333, 334, 335, 338, 339, 347.
Литература:
4. Боботов С.В. Суд присяжных: история и современность. / С.В. Боботов., Н.Ф. Чистяков. - М.: Манускрипт, 1992г. - 432с.
5. Демичев А.А. Российский суд присяжных: история и современность: Учебное пособие. / А.А. Демичев. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2000г. - 351с.
6. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. - М.: Академия, 2003г. - 304с.
7. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций / С.Б. Россинский. - М.: Эксмо, 2007г. - 576с.
Рассмотрение вопроса формирования коллегии присяжных заседателей невозможно без рассмотрения содержания понятия «присяжный заседатель» и требований, которые предъявляются к присяжным. В соответствии с п. 30 ст. 5 УПК РФ присяжный заседатель - это лицо, привлекаемое в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. Унив., 2008. - С.34.
Суду присяжных присущи следующие признаки: 1. разграничение компетенции между судьей и коллегией присяжных; 2. существование особого порядка избрания присяжных заседателей; 3. коллегия присяжных формируется из лиц, не обладающих профессиональными знаниями норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейской деятельности; 4. неоднородность коллегии присяжных заседателей по своему составу; Фоков А. П. Организационные и процессуальные проблемы деятельности суда присяжных в России // Российский судья. - 2006. - №1. - С.2. 5. присяжные заседатели до судебного разбирательства не знакомятся с материалами уголовного дела.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 4) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; 5) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 6) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»: Закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г.// Собрание законодательства РФ. - 2004. - №34. - Ст.3528.
Формирование коллегии присяжных заседателей - сложная процедура, включающая в себя как организационные, так и процессуальные меры. В результате остаются 12 основных и 2 запасных присяжных заседателя.
Отбор кандидатов в присяжные заседатели производится из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки, которые составляются на основе списков, поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и в которые включаются граждане, постоянно проживающие на территории данного субъекта РФ Асеева Е. А. Организационно-правовые вопросы комплектования состава суда при рассмотрении уголовных дел // Российский судья. - 2008. - №8. - С.27. (ч. 1 ст. 326 УПК РФ, ч. 1 ст. 4 ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ").
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков также в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, например, если он является: лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим; судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужителем и др. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»: Закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г.// Собрание законодательства РФ. - 2004. - №34. - Ст.3528. А также в соответствии с частью 7 ст. 326 УПК от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их заявлению могут быть освобождены лица старше 60 лет, женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия, лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам и др Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. Унив., 2008. - С.211..
В соответствии со ст. 328 УПК РФ в процедуру формирования входят следующие основные этапы: приглашение и явка кандидатов в присяжные заседатели; вступительное слово председательствующего; опрос кандидатов; рассмотрение и разрешение отводов и самоотводов; составление списка присяжных заседателей; выборы старшины; приведение к присяге; начало судебного рассмотрения. Там же. - С.212.
В рамках рассматриваемой темы наибольший интерес для нас представляют опрос кандидатов и разрешение отводов и самоотводов. Именно эти этапы формирования коллегии присяжных мы и рассмотрим подробнее.
Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. Завидов Б. Д. Особенности рассмотрения в суде уголовных дел с участим присяжных заседателей: крат. аналит. коммент.: общие положения и отдельные особенности. - М. : "Дашков и Ко", 2004. - С.25. Судья принимает решение по поводу самоотводов присяжных, заслушав мнения сторон. Стороны и председательствующий имеют право задавать присяжным вопросы с целью определения возможности участия и способности отдельных граждан выступать в качестве присяжных. Стороны имеют право заявления отводов как мотивированных, так и немотивированных. Закон устанавливает обязанность кандидатов в присяжные при опросе их сторонами и судьей отвечать правду. Следует заметить, что сторонам доступна только та информация о кандидатах в присяжные, которую они получают при их опросе. Однако запрета, распространяющегося на сбор информации о присяжных, ни предыдущий, ни действующий процессуальный закон не содержит. Волколуп О. В. О проблемах регулирования судебного разбирательства с участием присяжных заседателей // Российский судья. - 2007. - № 10. - С. 19. В то же время, возникает опасение, не приведет ли это любопытство к незаконному вмешательству в деятельность будущего или действующего присяжного либо воздействию на его позицию по делу.
Согласно ч. 3 ст. 326 УПК РФ одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. Унив., 2008. - С.211.
Согласно ч. 1 ст. 330 УПК РФ по ходатайству любой из сторон получившаяся коллегия присяжных заседателей может быть распущена судьей ввиду тенденциозности ее состава. Там же. - С. 215. Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей следует понимать случаи, когда имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого уголовного дела и вынести справедливый вердикт. О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей: Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2005 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - №1.
Тенденциозной может быть признана коллегия, состоящая из обладающих примерно идентичным по своей природе образом мышления присяжных заседателей. Например, у кандидатов в присяжные заседатели необходимо выяснить, не испытывают ли они ненависть или неприязнь к представителям той или иной национальности. Тисен О. Н. К вопросу о тенденциозности сформированной коллегии присяжных заседателей // Российский судья. - 2008. - №6. - С.16. Для формирования коллегии присяжных заседателей, способной вынести справедливый и объективный вердикт, сторонам следует стремиться к образованию ее из лиц различного возраста, профессии, пола. В настоящее время в условиях недостатка информации о личности кандидатов в присяжные заседатели сторонам довольно трудно сформировать коллегию, способную вынести объективный вердикт по делу.
Итак, мы рассмотрели содержание понятие «присяжный заседатель», требования, которые предъявляются к присяжным, как необходимые аспекты вопроса формирования коллегии присяжных заседателей. Практика показывает, что от качественного состава коллегии присяжных заседателей зачастую зависит характер выносимого ею вердикта по делу. Поэтому мы рассмотрели не только непосредственно саму процедуру формирования коллегии присяжных, но и проблемы отбора кандидатов в присяжные заседатели, в том числе особенности института роспуска сформированной коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава.
состав присяжных заседателей, правомочный рассматривать дело в суде. Согласно ст. 440 УПК образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав, выносящий ) и двух запасных.
(англ. jury college/collegium, board of jury) - в законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве , образуемая путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и 2-х запасных. Процедура жеребьевки урегулирована УПК*. Фамилии отобранных путем жеребьевки 14 присяжных заседателей вносятся секретарем судебного заседания в заседания в том порядке, в каком билеты были вынуты из урны.
После окончания прений сторон председательствующий на основании гос-ного обвинения, результатов судебного следствия и прений сторон формулирует вопросы, подлежащие разрешению К.п.з. Вопросы излагаются письменно, зачитываются и ставятся на обсуждение сторон. Гос-ный обвинитель, а также , и их представители, и могут предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам и просить о постановке др. вопросов. Председательствующий не может отказать в постановке вопроса о наличии причины, по которой содеянное не вменяется в вину подсудимому или влечет для него менее строгое . Затем председательствующий судья окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению К.п.з., и излагает их в вопросном листе, который оглашается им в судебном заседании и передается старшине присяжных заседателей.
По каждому деянию, в совершении которого подсудимый обвиняется гос-ным обвинителем, ставятся 3 основных вопроса: доказано ли, что соответствующее имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением всех 3 основных вопросов. После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы об обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности. В необходимых случаях отдельно ставятся и вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. На признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения либо особого снисхождения.
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое "коллегия присяжных заседателей" в других словарях:
Коллегия присяжных заседателей - (англ. jury college/collegium, board of jury) в законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве коллегия, образуемая путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав … Энциклопедия права
КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ - состав присяжных заседателей, правомочный рассматривать дело в суде. Согласно ст. 440 УПК образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав, выносящий вердикт) и двух запасных … Юридический словарь
КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ - состав присяжных заседателей, правомочный рассматривать дело в суде. В соответствии со ст. 440 УПК РСФСР, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих… …
КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ … Юридическая энциклопедия
ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КОЛЛЕГИЯ - (см. КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Законный состав коллегии присяжных заседателей - сформированная (образованная) по конкретному уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ коллегия присяжных заседателей, в целом способная вынести объективный вердикт с учетом особенностей рассматриваемого уголовного дела, действующая в… … Большой юридический словарь - У этого термина существуют и другие значения, см. Суд присяжных (значения). Суд присяжных … Википедия
Военная коллегия верховного суда рф - (англ. Military board of Supreme Court of RF) в РФ непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам, действующая в составе Верховного Суда РФ (ст. 10 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»**).… … Энциклопедия права