Причинно-следственная связь. Примеры причинно-следственной связи в уголовном праве

Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.

Особенности обучения

В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель. Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов. На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.

Цели и задачи

В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:

  • превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
  • продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
  • использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.

Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.

Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием - движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа "причина-следствие" для более качественного усвоения детьми предложенного материала.

Возможные приемы

Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.

Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений. Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок. Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.

Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.

Значение причинно-следственных связей

Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.

Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством. То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия. Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.

По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко. Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу. Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.

Заключение

Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.

Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.

Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.

Причинная связь в уголовном праве выступает в качестве элемента, посредством которого между противоправным поступком и теми последствиями, которые наступают в результате его совершения, устанавливается уголовная ответственность. Данные обстоятельства носят опасный характер для отношений, складывающихся в обществе. Обязательным критерием для привлечения лица к ответственности выступает причинно-следственный признак состава. Это условие требует установления, когда посягательство обладает материальным характером. Причинная связь и её уголовно-правовое значение устанавливается в каждом конкретном случае.

Причинно-следственная связь в современном уголовном праве рассматривается как необходимая взаимосвязь при решении вопроса относительно применения уголовной ответственности к лицу, которым нарушено законодательство. Определение связи происходит между деянием, совершённым нарушителями, и последствиями, которые наступают после его реализации. Исключительным признаком объективной характеристики противоправного посягательства выступает рассматриваемая разновидность связи.

Следствие опирается на такую взаимосвязь в ситуации, когда деяние обладает материальным составом. Если кратко, то доктрина в таком случае предусматривает, что при решении вопроса об уголовной ответственности требуется установить обстоятельство, согласно которому определённые действия связаны между собой.

При этом обратить внимание нужно на:

  • активную форму действий;
  • пассивную.

Уголовно-правовая наука не даёт определения понятию и содержательной части рассматриваемой связи. Во многих работах данное понятие определяется как существующая связь в объективном смысле. В этом случае в основу полагают учение, имеющее диалектическую направленность. Причинность, в свою очередь, основывается на категориях философского значения. Учёту подлежат как причины, так и следствия. В этом случае причинная связь понимается как взаимоотношения, складывающиеся между разными явлениями. Представляется, что одно из таких явлений, отражённых в качестве причины, согласно закономерностям направлено на порождение другого. Оно представлено следствием.

В уголовном праве примеры причинно-следственной связи довольно разнообразны. Если явление рассматривать с точки зрения философии, то причиной именуется событие или процесс, которое порождает другой процесс или деятельность. Это говорит о том, что первое определённо предшествует второму. Каузальный принцип указывает на то, что первое явление выступает в качестве основания либо предпосылки для образования второго.

Также не следует забывать про диалектическое взаимодействие. В данном случае учитывается причина и наступившее в её результате следствие. Концепция предусматривает, что существует не только взаимосвязь между рассматриваемыми объектами, но и в одной ситуации одно из них выступает в качестве следствия, в другом – оно же становится причиной.

Теории причинной связи в нашем уголовном праве имеют большое многообразие. Аналогичные положения можно высказать и в отношении разновидностей связей. Это говорит о том, что одна причина может вызвать множество разных последствий, равно также несколько следствий порождают причинные связи. Представление о причинах должно дополняться тем, что одни обстоятельства носят характер определяющих, равно главных. Другие предполагают второстепенность, вспомогательный характер.

Косвенный признак рассматриваемых связей заключается в том, что они неравнозначны. Для проведения анализа причин от разных явлений выделяют их из всех возможных разновидностей связей, рассмотрение производится на самостоятельной, отдельной основе.

Обязательным признаком установления рассматриваемой разновидности связей выступает необходимость обращения к познаниям, обладающим спецификой. Современный подход предусматривает, что чаще всего при решении такого вопроса во время предварительного расследования либо заседания суда нужно провести исследование, носящее экспертный характер. Существует ли прямая взаимосвязь между определённым действием и наступившим в результате его совершения последствием, решают специалисты в сфере юриспруденции.

Виды причинной связи в российском уголовном праве достаточно разнообразны. Примеров рассматриваемых ситуаций также много.

В частности:

  1. Во время проведения экспертного исследования могут установить тот или иной объём существующих в деле обстоятельств. Каждому из них даётся оценка отдельно.
  2. Нарушать могут рекомендации, прописанные врачом в процессе лечения, действия, носящие насильственный характер, оказание помощи в недостаточном объёме либо слишком поздно и прочие подобные случаи.

Стоит учесть, что оценка, с юридической точки зрения, выражаться будет в выборе той или иной нормы, закреплённой в уголовном законодательстве. Определение таких норм производится судебным органом во время проведения разбирательства.

Причинная связь не во всех ситуациях устанавливается посредством применения интуиции человеком. На практике часто приводится пример, который заключается в наличии двух лиц, которые имеют намерение убить третьего. Один из таких убийц добавляет во флягу с водой ядовитое вещество, зная, что жертва направляется в путешествие по пустыням. Второй из них совершает выстрел в жертву, однако промахивается и попадает в ту самую флягу. Как итог ситуации – жертва погибает от нехватки в организме жидкости.

Ситуация разрешается так:

  • первое лицо не совершало посягательства, что связано с тем, что жертва не пила из фляги (образуется покушение на состав, предусмотренный ст. 105 УК);
  • второй человек также непричастен к убийству, несмотря на наличие попытки, связанной с причинением смерти.

Однако результатом стала смерть человека, наступление которой желали оба. Очевидным остаётся то, что путник остался бы жив, если бы оба лица не совершили указанные действия.

Разновидности

В науке можно найти две различные категории, которые характеризуются посредством субъективных признаков состава посягательств.

Взаимосвязь бывает:

  1. Прямая. В этой ситуации происходит развитие событий, которые провоцируются пассивной либо активной деятельностью. Такие действия представляют опасность для общественности. Результатом их совершения является преступление. Происходят указанные действия без вмешательства прочих независимых сил, в том числе и деятельности людей. Как пример, гражданин Е. совершает выстрел и попадает в сердце Р., последний умирает.
  2. Осложнена присоединением сил привходящего характера. Данная разновидность характеризуется посредством возможности наступления результата, представляющего опасность для общества. Кроме того, могут действовать новые силы, которые не зависят от кого-либо. С их помощью возможность реализуется.

Ответственность человека в полной мере зависит от возникающих обстоятельств.

Распространена она в уголовном праве нашей страны.

Подразумевает, что разграничиваются:

  • причины, которые представлены в виде явлений, непосредственное наступление обстоятельств, угрожающих своим появлением общественным отношениям;
  • условия – представлены в форме факторов, которые не могут самостоятельно спровоцировать последствия, однако создают почву для их формирования.

Указанные обстоятельства в совокупности образуют деятельность человека, который выступает в качестве субъекта, совершающего противоправное посягательство. Такое лицо определяется посредством установления некоторых критериев, в том числе это возрастная категория, наличие вменяемости и прочее.

Как причины не могут рассматриваться поведение животного, стихийные силы, поведение лиц, которые утратили вменяемость или не достигли определённого возраста. Посягательство носит мотивированный, целенаправленный и волевой характер. Когда человек совершает посягательство в результате воздействия перечисленных факторов – оно не может наказываться по уголовному законодательству.

Зарубежные авторы говорят о том, что причинная связь устанавливается не во всех случаях легко. В уголовном праве нашей страны возникает в некоторых ситуациях проблема, связанная с установлением рассматриваемой связи. Случайным стечением обстоятельств такая взаимосвязь прокомментирована быть не может.

Касаются данные правила таких положений:

  1. На практике часто подобная связь затрагивает посягательства, которые направлены на жизнь человека. В этом случае затрагиваются все составы, в которых идёт речь о данном деянии.
  2. Случаи причинения вреда здоровью человека.

Критерии, по которым устанавливается связь в рассматриваемых случаях, представлены достаточно сложно. В частности, они оторваны от реальности во временном промежутке.

Таблица по типам и тяжести состоит из многих элементов. В том числе влияние оказывают такие факторы, которые не входят в контрольные полномочия лица, совершающего посягательство.

Образец рассматриваемой ситуации представлен выбросом веществ на АЭС. Такие вещества носят опасный характер. Спровоцировать их может большое количество факторов: нарушение сотрудниками предприятия установленных правил, некачественное обслуживание сетей, неверно составлены расчёты и проекты, прочие обстоятельства. Предугадать подобные ситуации на практике достаточно сложно. Вызвать аварию может несколько факторов в одно время. Наказание в этой ситуации полностью зависит от того, какой из факторов будет признан в качестве причины.

Установление

Отечественный процесс относительно установления причинной связи выглядит достаточно просто.

Российский правоприменитель указывает на то, что в ситуации, когда посягательство имеет направленность на достижение определённого результате, при условии, что между таким действием и образовавшимися обстоятельствами не существует разрыва во времени, – наличие причинной связи однозначно имеет место. Данный признак носит объективный характер.

Причинно-следственная связь на практике не устанавливается между такими действиями:

  • деятельностью виновных лиц, которые изымают имущество во время совершения различных видов хищения;
  • возникшими в результате обстоятельствами, выражающимися как вред материального характера.

Кроме того, не связываются между собой оскорбления и ущерб, который наносится чести и достоинству лица. Также взаимосвязь не прослеживается и между прочими обстоятельствами, существующими в реальности.

Признаки

Для установления в качестве основания – противоправное посягательство должно иметь возможность посредством своих свойств формировать наступление определённого рода последствий. К примеру, человек отправляет другого в морское путешествие и имеет при этом умысел, направленный на то, чтобы тот утонул. Если всё-таки это происходит – связи между действиями и последствиями не будет. Состояние опасности возникает непосредственно в момент, когда человек купается в море, но она отсутствует при покупке билета на отдых.

К признакам относятся:

  1. Причина является необходимым условием для образования тех или иных обстоятельств, которые представляют опасность для отношений, складывающихся в обществе.
  2. Действие обязательно влечёт за собой наступление последствий.

На практике устанавливают, что если бы некоторые действия не были совершены, то последствия такие наступили бы. Это говорит о том, что действия нельзя рассматривать как причину.

Современные учёные ведут споры относительно бездействий. Часть указывает на то, что причинная связь проявляется в таких ситуациях. Подразумевают, что человек даёт возможность реализовать последствия, которые есть.

Платон различает νους от ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Новая философия

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс , Мальбранш , Окказионализм , Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон , выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи - суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, - должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, - так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня - предыдущую ночь, причиной ночи - предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра . Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Новейшая философия

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение П. производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных П. к универсальной П. всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие П., имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

Онтология причинной зависимости

В онтологическом смысле причину также можно понимать спецификой, отличающей одно из обстоятельств события изменения , позволяющей видеть данное обстоятельство побудившим (вызвавшим) само событие изменения. Альтернативой причины в таком случае служит следствие (последствие) - формат нечто присущего действительности именно как состоявшегося благодаря данному событию изменения.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Причинно-следственная связь" в других словарях:

    причинно-следственная связь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN casual effect … Справочник технического переводчика

    Причинность (причинно-следственная связь) - связь между причиной и следствием. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и т. д., это и есть причинно следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной… … Начала современного естествознания

    Это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности, если состав преступления по конструкции … Википедия

    Реакция определенной системы на результаты действия ее компонентов (ее в целом) в тех случаях, когда имеется причинно следственная зависимость между двумя переменными. Обратная связь необходимый элемент реализации гомеостаза, саморазвития… … Экологический словарь

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - 1) процесс получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий; 2) причинно следственная детерминация взаимодействия участников образовательного процесса … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

    Общая химическая структура парабенов (пара гидроксибензоат) . R алкильный заместитель Парабены сложные эфиры консервантов в косметической, фармацевтической и пищевой промышле … Википедия

    Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Bilumide АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологические группы: Андрогены, антиандрогены ›› Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая… … Словарь медицинских препаратов

    Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Calumid АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологическая группа: Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› C61… … Словарь медицинских препаратов


  • 6. Понятие состава преступления. Виды составов. Значение состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления.
  • 7. Объект преступления. Понятие. Виды объектов. Соотношение объекта и предмета преступления.
  • 8. Понятие и значение объективной стороны. Обязательные признаки. Общественно-опасное деяние. Понятие, виды. Условия уголовной ответственности за бездействие.
  • 9. Понятие преступных последствий, их виды и значение.
  • 10. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи.
  • 11. Факультативные признаки объективной стороны.
  • 12. Понятие субъекта преступления и его признаки.
  • 13. Специальный субъект преступления. Понятие и виды.
  • 17. Понятие субъективной стороны. Её структура и значение. Понятие вины. Её формы и виды. Значение вины. Невиновное причинение вреда.
  • 19. Факультативные признаки субъективной стороны преступления. Их значение.
  • 20. Ошибка в уголовном праве. Понятие, виды, значение.
  • 22. Формы и виды соучастия.
  • 24. Ответственность соучастников. Эксцесс исполнителя. Понятие, виды. (Статьи 34 - 35 ук).
  • 25. Прикосновенность к преступлению. Понятие, формы. Отличие от соучастия.
  • 28. Добровольный отказ от преступления. Условия его правомерности. Особенности добровольного отказа соучастников. (Статьи 31, 34).
  • 29. Понятие и виды стадий совершения преступления.
  • 30. Понятие и признаки множественности. Формы множественности.
  • 31. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Способы преодоления конкуренции.
  • 35. Причинение вреда под воздействием психического и физического принуждения, при обоснованном риске, при исполнении приказа. (Статьи 40 - 42).
  • 36. Понятие уголовной ответственности. Стадии её реализации. Основание.
  • Глава 11. Содержит в себе основания освобождения от ответственности (раскаяние, примирение с потерпевшим).
  • Глава 12. Другие основания освобождения от ответственности (по болезни, удо).
  • 39. Понятие системы наказаний. Принципы построения. Классификация видов наказаний по различным основаниям.
  • 40. Конфискация имущества. Понятие. Характеристика конфискации имущества как вида уголовного наказания: история и современность.
  • 41. Лишение свободы. Понятие, виды. Порядок назначения судами исправительных учреждений лицам, осуждённым к лишению свободы. (Статьи 56 - 58).
  • 49. Значение санкции при назначении наказания. Исходная мера наказания и способы её определения.
  • 55. Назначение наказания по совокупности приговоров. Правила сложения разнородных наказаний. (Статьи 70, 72).
  • 57. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие, виды. Значение. (Глава 11, статьи 75 - 78).
  • 61. Освобождение от наказания. Понятие, значение, виды. (Глава 12, статьи 79 - 83).
  • 66. Амнистия и помилование. Понятие, их правовое значение. (Статьи 84 -85).
  • 68. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Основания. Пределы назначения наказания. (Глава 14).
  • 70. Особенности освобождения от наказания, условно-досрочного освобождения, погашения судимости и давностных сроков для несовершеннолетних. (Статьи 92 - 95).
  • 71. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, виды, основания применения. (Глава 15, статьи 97 - 104).
  • Часть 1 статьи 99 ук предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены судом:
  • 10. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи.

    10.1 Понятие

    Внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится, называется причинностью. Причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

    Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях. Уголовное дело возбуждается по факту обнаружения преступных последствий. Нужно установить, чьё действие (бездействие) вызвало преступные последствия.

    Следователь пытается смоделировать возможные действия. То есть, нужно установить причинно-следственную связь. Причинно-следственная связь - это связь между общественно-опасным деянием и наступившими преступными последствиями. Установление этой связи позволит доказать, чьи действия вызвали наступление преступного результата.

    В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия. На сегодняшний день используется теория необходимого причинения, которую разработал Пионтковский (с 30х годов 20 века). В основе - философские категории необходимости и случайности. Причиной в уголовном праве выступает общественно-опасное деяние, а в качестве следствия - преступный результат.

    10.2 Условия

    Для правильного решения вопроса о причинной связи должен быть определен ряд обстоятельств, наличие которых позволяет признать, что общественно опасное деяние явилось причиной наступивших последствий. Одним из элементов причинной связи выступает достоверно установленное последствие. О причине мы может говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной.

    Кроме того, необходимо установить факт совершения лицом, которому вменяются эти последствия, общественно опасного деяния, указанного в законе. Если последнее отсутствует, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

    Согласно теории необходимого причинения, необходимо доказать три условия:

    1) Что общественно-опасное деяние предшествовало преступному результату. Однако надо иметь в виду, что простая последовательность деяния и наступившего вреда, характеризующая временную зависимость, еще не свидетельствует о причинно-следственной связи между ними. Иначе говоря, „после этого“ не всегда значит „вследствие этого“.

    2) Что общественно-опасное деяние было одним из необходимых условий наступления преступного результата. Мысленно из цепочки событий убирается деяние и выясняется, наступил бы преступный результат, если бы деяния не было.

    3) Что наступивший результат является закономерным, внутренне присущим этому деянию. Нужно проанализировать, насколько преступный результат типичен для данного деяния. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

    Установление причинной связи обязательно не только при совершении деяния путем действия, но и при преступном бездействии. Как известно, общественные отношения могут быть нарушены либо извне, либо изнутри. При бездействии имеет место последний способ, т.е. в этом случае бездействует субъект, включенный в систему общественных отношений в качестве обязательного элемента, который должен был действовать. Таким образом, причинная связь между бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеет место, если на лице лежала юридическая обязанность совершить требуемое действие, существовала возможность как отрицательного, так и положительного исхода, совершение требуемого действия могло превратить возможность положительного исхода в действительность.

    Причинность в неосторожных преступлениях характеризуется многофакторностью, т.е. множественностью причин и условий, что предопределяет вопрос о различной причиняющей роли каждого из них. Например, одно транспортное происшествие может порождаться в среднем более 250 факторами. В этом случае общей причиной будет выступать вся совокупность явлений, а частной причиной - отдельные факторы. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности, как правило, состоит из ряда звеньев причинной цепи

    10.3 Теории причинно-следственной связи

    Вопросы причинной связи законодательством непосредственно не разрешаются. В теории уголовного права не сформулировано единой точки зрения на то, какие последствия могут быть вменены лицу, совершившему общественно опасное деяние.

    Теории необходимого причинения предшествовало множество других. С 19 века уголовное право пыталось создать теорию причинно-следственной связи, которая была бы приемлема на практике. Основной вопрос был в том, что нужно доказать для установления причинно-следственной связи.

    1) Теория эквивалентности (Колоколов, Сергиевский).Согласно этой теории, деяние, которое мы хотим рассматривать как причину, должно во времени существовать раньше преступного результата. Поэтому необходимо точно установить время наступления последствий.

    Существенный недостаток этой теории в том, что все события, которые предшествовали последствиям, можно рассматривать как эквивалентные, то есть причину можно искать бесконечно далеко.

    2) Теория неравноценных условий (Бикмайер и Биндинг). Теория была создана в противовес теории эквивалентности, так как та явно не удовлетворяла правоприменительной практике. Положения этой теории ориентировали судебные органы на чрезмерное расширение объективных оснований уголовной ответственности. Эти учёные предложили все события, предшествующие последствиям, разделить на две группы:

    Менее главные события.

    Однако критериев разделения так и не было предложено. Эту теорию стали дорабатывать русские криминалисты.

    3) Теория об изменении равновесия (Таганцев).Было предложено все события разделить на три группы:

    Явления, которые послужили материалом для нового явления;

    Факторы, которые воздействовали на исходный материал и вызвали в нём изменения;

    Условия и обстановка, в которых действуют эти факторы.

    В качестве причины можно было рассматривать только вторую категорию. У этой теории главное достоинство - ограничение круга событий в качестве причины. Недостаток - внутреннее убеждение следователя и судьи.

    4) Теория ближайшей причины. Согласно этой теории, надо установить по каждой группе преступлений определённые границы времени.

    Особые свойства организма потерпевшего не нарушают развитие причинно-следственной связи. Вопрос об уголовной ответственности решается с учётом вины. Развитие причинно-следственной связи могут нарушать поведение третьих лиц, сил природы, вина потерпевшего.

    Эти три фактора нарушают развитие причинно-следственной связи и переводят её в разряд случайной связи. Она выражает не характерные, не стойкие для данного процесса связи. Случайная связь не имеет уголовно-правового значения.

    10.4 Значение причинной связи

    Важность установления причинной связи определяется, прежде всего, тем, что она как признак объективной стороны состава преступления является одной из предпосылок уголовной ответственности. Неуделение достаточного внимания этому признаку со стороны следственных органов и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.

    Причинно-следственная связь - это Всеобщий принцип, согласно которому все имеет причину. Это активная связь, существующая между причиной и следствием , обеспечивающая новое созидание, новую жизнь и проявления того, что превращает возможности в действительность. Эта связь непрерывно соединяет все причины и следствия, созданные с течением времени, это цепь причин и следствий, не имеющая начала и конца. Последствия действий, создаваемых в этой бесконечной причинно-следственной цепи, одновременно пульсируют вперед и назад во времени. Когда наше сознание связывается со многими причинами, создававшими пульсацию действий с течением времени, при энергичной ассоциации можно изменить, преобразовать или увеличить силы взаимодействия всех подобных действий во времени. В период бифуркации мы имеем уникальную возможность влиять на эти причинно-следственные цепи.

    На пути духовного вознесения мы должны расти, повышая свое самосознание. Все связи, созданные нашими личностями, существовавшими во времени, и накопленные события проявляются в виде ассоциаций, которые мы вспоминаем, и, таким образом, становимся их свидетелями и лучше осознаем их. Постоянное получение более глубокого осознания наших событий сознания, приведение сознания к подсознанию, позволяет нам воплощать в материальном мире более высокий сознательный интеллект. Духовные связи с ассоциациями, с которыми мы вновь соединяемся, вспоминая, ощущаются как энергетическая анимация, непосредственное познание восприятия, выходящее за пределы пяти чувств. Так мы получаем более глубокие клеточные знания, информирующие нас о нашем истинном Я. Процесс синтезирования нашего сознательного опыта с алхимией сил, созданных на основе причинно-следственной цепи, влияет на наше текущее самосознание и возможности, формируя в сознание внутри человека, места или объекта.

    Все эти совместные взаимодействия, являющиеся результатом непрерывной цепи причин и следствий, меняют и трансформируют состояния сознания и направление человека, места или объекта. Для многих на земле комбинации цепи причин и следствий остаются статичными и неподвижными вследствие больших негативных энергетических блокировок. Тем не менее, когда последствия многих взаимодействий приводит к действиям, проявляющимся как значительные перемены, меняющие или сдвигающие линии времени этого человека, места или объекта, момент времени, когда произошел сдвиг сознания, называют триггерным событием. Результат триггерного события с течением времени может быть как положительный, так и отрицательный. Если мы вернемся, чтобы понаблюдать за триггерным событием на личной или планетарной линии времени в прошлом, настоящем или будущем, мы получим возможность изменить причинно-следственную связь и ее волновое воздействие, влияющее на ряд взаимодействий и сил, энергетически связанных с переходом влияний в события.

    Повсюду в мире, когда происходит какое-то событие, появляются определенные энергетические отношения со многими последствиями, которые также вызваны предыдущими событиями, и должны проявиться как события в будущем. Это событие также связано с коллективной причинно-следственной связью, обусловленной состоянием сознания людей, места или объекта в этот момент время. Все эти причины, действия и условия определенным образом взаимодействуют с такими же энергиями, реализовываясь как определенное событие. Причинно-следственная связь, существующая на одной линии времени, которая может привести к ряду последствий в будущем, смешивается с более высоким сознанием и взаимодействующими силами, связанными с такой же причиной связью на многих других, одновременно происходящих линиях времени. Это меняет условия в бесконечной цепи причин и следствий во времени.

    Мы можем представить причинно-следственную связь в условиях существования предыдущего трехмерного цикла времени как линейную, как цепь предшествующих событий, создающих ряд последствий в будущем. В настоящее время причинно-следственная связь развивается в сферическую систему, которая соединяется в причинно-следственную цепь, существующую в прошлом, настоящем или будущем, и все пути ведут обратно к источнику. Во время Вознесения Земля испытывает многомерное смешение всех одновременных линий времени, при этом происходит слияние с рядом цепей причинно-следственных событий и их влиянием на протяжении всего Универсального цикла. Эти совместные энергии объединяются для того, чтобы изменить условия и достичь полного завершения предыдущих временных циклов сознания, независимо от того, хотим мы этого или нет. Это помогает вспомнить, что опыт состояния сознания также связано с подобным опытом в переживаемом цикле времени. Планета подходит к концу цикла времени трехмерного сознания, и этот факт изменит наше сознание для восприятия чего-то иного. Если мы энергетически сильно не сбалансированы или отказываемся приспосабливаться, мы можем самоуничтожиться в результате боли, если будем продолжать в том же духе. Теперь у нас есть возможность завершить старые циклы времени и не повторять их путем возвращения к причинно-следственной связи, что связано с изменением условий, созданных многомерным смешением. Поскольку многомерное смешивание происходит в то время, когда наше тело находится в полях более низкой плотности, мы можем духовно связываться и соединяться с нашим бесконечным источником сознанием. Завершение циклов времени происходит сейчас, и мы способны получить самые древние и вечные аспекты своего бытия, путем соединения с цепью причин и следствий во времени и вне его, полностью возвращаясь к Божественному Источнику.

    Если мы узнаем, как Закон причины и следствия влияет на наше сознание, мы захотим стать более ответственными за свои мысли и поведение, зная о том, как качество чего-либо становится причиной, и какого качества могут быть последствия. Когда мы меняем наше состояние сознания, с ясным намерением и наблюдением обращая внимание на влияние цепи причин и следствий на силы, действующие в нашем мире, мы можем изменить качество влияния этих сил путем понимания, как Универсальный Закон работает в наших жизнях. Это ответственное co-творчество с миром сил и Божественным Источником. Наша способность, время от времени, сознательно выбирать между различными возможными вариантами действий состоит в том, что мы применяем принципы самоопределения, необходимые для развития нашей духовной зрелости, воплощающей наш реальный духовный суверенитет. Это приведет нас к необходимости принимать на себя ответственность за все, что происходит в нашей жизни, потому что мы знаем, как Закон работает, даже когда матрица действительности управляется вредными повестками дня, влияющими на массовое сознание.

    Перевод: