Неправомерный доступ к компьютерной информации состав преступления. Неправомерный доступ к компьютерной информации: понятие, состав и виды

По заявлениям представителей власти, в апреле состоится доиндексация до уровня 5,8%.

Исключение составят военные пенсионеры, поскольку они получают пенсии через силовые ведомства, а не ПФР, и имеют другой порядок начисления.

Трудоустроенных граждан пенсионного возраста индексация не коснется. Правительством было принято решение о заморозке индексации пенсий работающим пенсионерам на 3 года. В бюджете на 2017-2019 года также не предусмотрены средства на индексацию. Комитеты Госдумы выступили против такого решения, однако обсуждения о возврате индексации пока не идут.

Окончательно принято решение о единовременной выплате в размере 5 тысяч рублей , которая станет заменой второй индексации. Данную выплату получат практически все категории пенсионеров, исключая тех, кто постоянно проживает за рубежом.

В 2016 году индексация выплат гражданам пенсионного возраста составила всего 4% , хотя в предыдущие периоды проводилась на зафиксированном инфляционном уровне. По статистическим данным, реальная инфляция в 2015 году достигла порога в 12,9% .

Индексация социальных пособий

Заместитель министра финансов Алексей Лавров назвал величину индексации социальных . Она будет составлять 5,4 процента , именно столько составляет реальная инфляция в стране за прошедший год.

Индексация была проведена 1 февраля 2017 года. После этого, социальные выплаты будут в автоматическом режиме повышаться на уровень инфляции.

Напомним, что получателями социальных выплат являются: ветераны войны, жертвы Чернобыльской АЭС, герои России и СССР и некоторые другие категории населения.

Изменение пособия по безработице в 2017 году

Пособие по бедности

О возможном введении нового вида заявила заместитель Министра финансов Татьяна Нестеренко.

По словам Нестеренко, в наибольшей поддержке сейчас нуждаются семьи, которые имеют , и где только один из родителей трудоустроен.

Также было отмечено, что до введения нового пособия предстоит большая работа, которая будет заключаться в разработке и уточнении понятий и критериев «нуждаемости» в поддержке со стороны государства, а также в нахождении приемлемых решений.

Тем не менее, обсуждение данного предложения было опровергнуто вице-премьером Ольгой Голодец, которая заявила, что выдвинутое предложение является просто мнением сотрудников министерства.

Также резко против выступил Максим Топилин, министр труда и социальной защиты. Он заявил о нецелесообразности введения пособия по бедности. По его словам, государство выплачивает множество различных , и введение нового окажется неэффективным, а имеющиеся суммы необходимо направить на повышение зарплат, чтобы снизить количество .

Пособия малоимущим гражданам

Члены Комитета гражданских инициатив в конце ноября 2016 года выступили с предложением о реформировании системы государственной поддержки малообеспеченного населения. По их мнению, основной недостаток в существующем положении – неэффективное расходование средств. Другими словами, получают те, кто в них не нуждается. Из-за этого выплаты не решают проблему, на которую они направлены.

Согласно предложению, из списка нуждающихся нужно исключить граждан, обладающих определенным имуществом. К примеру, более чем двум головами крупного скота, земельным участком или автомобилем моложе двух лет.

Для остальных предлагается установить адресную помощь не менее 25% от прожиточного минимума .

В поддержку инициативы высказались Минтруд и Минфин, а Пенсионный Фонд приступил к разработке базы доходов населения, чтобы выявить категорию нуждающихся.

Сроки выплат пособия по уходу за ребенком в 2017 году могут быть продлены

Еще один законопроект внесла в Госдуму председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, О. Епифанцева. Руководитель предложила увеличить срок предоставления пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет . Принятие закона разрешит матерям, воспитывающим малышей получать за время отпуска. Условием для предоставления такого права является отсутствие места в ясельной группе дошкольного учреждения для ребенка.

По информации, поступившей от Минобрнауки, на 1 марта 2016 года дошкольное образование для детей 3-7 лет составляло порядка 98,97% . Хуже ситуация обстоит с малышами 1,5-3 лет . На указанную дату в очереди на получение места в яслях стояли около 193 тыс. детей .

В текущем году право на оформление выплаты имели родители и ближайшие родственники ребенка, осуществляющие за ним фактический уход и не имеющие возможности официально работать.

Размер перечисления составляет 40% от средней зарплаты лица, оформляющего выплату. В отдельных случаях сумма носит фиксированный характер. На 1 февраля минимальный размер выплаты на первого ребенка составил 2908 рублей , а на второго и других детей – 5817 рублей . Максимально возможная выплата приравнена к 11384 рублям . При достижении 1,5-летнего возраста сумма выплаты автоматически снижается до 50 рублей и предоставляется до достижения малышом трех лет.

Министр труда Максим Топилин заявил, что в Правительстве не обсуждается возможность данного нововведения, поскольку в бюджете нет дополнительных средств на реализацию.

Повышении пособия на лекарства для детей-инвалидов в 2017 году

Минздрав внес на рассмотрение очередной законопроект, согласно положениям которого размер пособия на приобретение лекарств и медицинских изделий для в 2017 году должен составить 800 рублей . Оригинал документа был выложен на портале нормативно-правовых актов.

В тексте предложения сообщается о необходимости установки нормативов материальных расходов на одно лицо, оформившее помощь от государства в виде обеспечения медикаментами, специальными изделиями и лечебным питанием, поскольку минимальная сумма по предварительным подсчетам составит 800,41 рублей .

По предварительной информации, при принятии данного предложения парламентом, оно вступит в законную силу в начале 2017 года. Для сравнения следует указать, что в текущем году размер выплаты составил 755,55 рублей .

В конце октября данный законопроект был принят. Таким образом, пособия на лекарства в 2017 году возрастут до отметки 807,24 рубля .

Топилин пообещал увеличить бюджетникам зарплату в 2017 году

Очередное заявление сделал министр труда и соцзащиты, М. Топилин, сказав, что к 2017 году работникам бюджета прибавят зарплату . Руководитель отметил, что это следует сделать, руководствуясь указами президента. Топилин также сообщил, что средства на данную статью расходов пока не выделены, однако расчеты уже произведены и утверждены.

По мнению чиновника, повышение заработной платы работникам данной категории является приоритетным направлением в социальной сфере, и такая позиция отражена в пакете указов президента, подписанных в мае 2012 года.

Согласно имеющемуся определению, бюджетниками считаются граждане, имеющие официальное трудоустройство в государственных компаниях и ведомствах. По предварительным сведениям, размер индексации заработной платы такой группы граждан в 2017-2020 году составит не меньше 5,3 трлн рублей , включая 3,5 трлн рублей из федерального бюджета. Повышение должно состояться на уровень инфляции. В свою очередь, аналитики также провели расчеты, в результате чего общая сумма повышения оклада работников данной категории составит 2,3 трлн рублей .

До этого первый замминистра финансов Т. Нестеренко сообщила, что без определенных изменений в экономике государства, к концу будущего года резервы иссякнут, и у руководства не останется возможности оплачивать начисления даже при сохранении того минимального зарплатного уровня, который существует сейчас.

Электронные больничные

С 1 июля 2017 года начинается переход с бумажных больничных на электронную версию. На данный момент пилотная версия проекта действует в 6 субъектах, где показывается высокую эффективность. По результатам эксперимента и было решено внедрить повсеместное использование.

Положительными сторонами больничных листов в электронном виде называют:

  • простоту заполнения и исправления возникающих ошибок;
  • повышенная скорость документооборота;
  • снижение риска подделки документа.

В течении нескольких лет будет осуществлен переходный период, в течении которого пациент сможет выбрать способ оформления больничного листа.

Увеличение МРОТ

В конце 2016 года был принят законопроект, согласно которому в 2017 году ожидается увеличение . Положения закона устанавливают новую величину на отметке 7800 рублей , что на 300 рублей выше нынешней.

В силу закон вступит с 1 июля 2017 года, на его реализацию из бюджета будет задействовано 6,8 миллиарда рублей .

Однако в Правительстве идут обсуждения о возможности повышения минимальной оплаты. Среди предложений:

  1. Уравнение размера МРОТ и прожиточного минимума .
  2. Введение минимальной почасовой оплаты труда.
  3. Самостоятельное установление регионами уровня МРОТ в зависимости от стоимости проживания в конкретном регионе.

В конце мая в Правительство на рассмотрение внесен законопроект о повышении МРОТ до уровня ПМ . Увеличение будет проводиться в 2 этапа - 90% от ПМс 2018 года и 100% с 1 января 2019 года.

Расширена категория получателей пособия по потере кормильца

Согласно внесенному в ноябре законопроекту, детей, родители которых неизвестны, уравняют в правах с детьми-сиротами и имеющими одного из родителей. Данной категории детей будут выплачиваться , которого ранее не производилось по закону, но могло устанавливаться только по решению суда.

Относительно необходимых средств на реализацию пояснила Валентина Матвиенко. По ее словам, требуемая сумма в размере 112 миллионов рублей может быть выделена из бюджета Пенсионного Фонда.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Повышение пенсионных пособий в соответствии с действующим законодательством может произойти уже в феврале будущего года, а доиндексация выплат в текущем году состоится на 5,4%.
  2. Был принят законопроект о пересмотре порядка выплат пособия по безработице и увеличение суммы перечисления.
  3. Дети, родители которых не установлены, будут получать пособие по потере кормильца.
  4. Детские пособия в 2017 году на покупку лекарств и медицинских спецсредств могут составить 800 рублей. Оплата будет осуществляться ежемесячно в установленном размере.
  5. В 2017 году предполагается индексация пособий и зарплат работников бюджетных предприятий , однако, окончательное решение о том повысят ли зарплаты, не принято.
  6. С 1 июля будет повышен размер МРОТ до 7800 рублей .
  7. Минтруда поставил для регионов задачу, согласно которой каждый сотрудник центров занятости обязан за год трудоустроить не менее 77 граждан.
  8. Поддержка малоимущих граждан станет адресной и увеличится в размерах.

Помимо всех выплат, положенных семье, в которой родился ребенок, с момента его рождения ежемесячно начисляется пособие на ребенка до 18 лет. Сумма пособия в среднем не превышает 500 руб. ежемесячно, но размер его зависит от того обстоятельства, воспитывается ли ребенок в полной семье, где присутствуют оба родителя или его воспитанием занимается только мать. Так, пособие на ребенка для матери-одиночки составит порядка 500 руб., а для других примерно половину этой суммы.

Пособие на ребенка до 18 лет - нормативно-правовое обеспечение

Моменты, определяющие ежемесячное пособие на ребенка до 18, регламентированы законом от 19.05.1995 № 81. В частности, вопрос порядка начисления пособия регламентируется 16 статьей этого закона. Она неоднократно подвергалась редактированию, и в конечном итоге, законодатель сделал ее отсылочной.

На настоящее время 16 статья лишь передает полномочия региональным властям относительно таких моментов, как:

  • Формулировка оснований при выплате пособий;
  • Вопросы регулирования их индексации и размеров;
  • Порядка оформления выплат.

Таким образом, размер детского пособия до 18 лет, порядок его начисления и перечень предоставляемых документов – это вопросы, решаемые региональными властями.

Кому может быть назначено пособие

В основной массе пособие предоставляется той категории семей, которые действительно в нем нуждаются. Так, в 2019 году акцент делается на неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода. По этой причине основным критерием выплаты пособия является среднемесячный доход родителей или матери ребенка. Таким образом, пособие начисляется тем детям, среднемесячный доход родителей которых ниже прожиточного минимума.

Схема начисления следующая:

  1. Официальные доходы родителей ребенка суммируются;
  2. Сравниваются с региональным прожиточным минимумом.

Региональный прожиточный минимум ежемесячно оглашается властями посредством официальных сайтов или СМИ.

Если сумма доходов родителей ниже установленного прожиточного минимума, то основания для начисления пособия имеются.

Так, на пособие могут претендовать семьи:

  • С низким уровнем дохода;
  • Матери-одиночки;
  • Семьи, где официально работает один родитель, как правило, отец, а мать занимается воспитанием ребенка.

Оформление пособий для детей до 18 лет занимаются территориальные органы или отделы социального обеспечения граждан. Именно в эти органы и следует обращаться за начислением детского пособия.

Перед обращением следует подготовить пакет документов для начисления пособия, состоящий;

  • Справка о доходах по форме 2-ндфл за три месяца на работающего родителя или обоих родителей, если они официально трудоустроены;
  • Копии свидетельств о рождении для малолетних детей, а если детям исполнилось 14 лет, то паспорта;
  • Копии родительских паспортов;
  • Справку о составе семьи от специалиста органа местного управления или ЖЭК;
  • Реквизиты социальной карты или счет одного их .

По приходу в службу соц. Обеспечения на стенде следует найти заявление о начислении детского пособия, запросив у специалиста чистый бланк, заполнить его.

С указанными выше копиями документов подать бланк специалисту. После приема заявления в течение 10 дней следует повторно справиться о том, принято ли решение о начислении пособия. Именно в срок 10 дней служба социальной защиты должна принять решение.

Если решение принимается положительное, то в первый раз по истечении 2, а то и 3 месяцев, обратившийся получает выплату пособия за этот период.

В каких случаях могут отказать в начислении пособия

Среди основных причин, по которым служба социального обеспечения отказывает в начислении пособия на ребенка до 18 лет, можно назвать следующие:

  • Если неработающий родитель трудоспособен, но не трудоустроен, при этом не находится в отпуске по уходу за ребенком;
  • Не признан официально безработным и не занимается поиском работы;
  • Не обучается на очном отделении образовательного учреждения;
  • Не находится в социальном отпуске по уходу за нетрудоспособным родственником.

Что касается вопросов размера пособий, то они варьируются от регионального размера прожиточного минимума, так как рассчитываются именно относительно его величины. Но в целом, максимальная сумма пособия редко превышает сумму в 500 рублей (около 7,5 долларов согласно текущему

Зима прошлого года ознаменовалась для россиян началом масштабной социальной реформы, основной целью которой является улучшение материального довольствия семей с детьми, поэтому информация о том, какими будут детские пособия в 2017 году , интересует многих. Действующие законодательные акты предусматривают обеспечение материальной поддержки семья с детьми, ведь власти существенно озаботились проблемой демографической ситуации в стране.

Сегодня они предоставляют молодым родителям материальную помощь по программе социального страхования (обычно за выплаты подобного рода отвечают работодатели), федеральные и региональные выплаты, а также , который положительно влияет на благосостояние российских семей. Кризис стал причиной приостановки повышения большинства социальных выплат и детские пособия не стали исключением, однако сегодня он уже прошел свою пиковую часть и ситуация постепенно нормализуется, поэтому стоит обсудить вопрос о том, каких изменений, касательно данных выплат, стоит ожидать в 2017 году.

Россияне очень сильно волнуются по поводу того, будет ли повышение детских пособий в 2017 году, ведь о дефиците государственного бюджет известно даже школьникам, следовательно, финансов на проведение подобных манипуляций катастрофически нахватает. Откровенно говоря, 2015 год стал началом волне перспективных реформ, которые вступили в сиу в прошлом, но вскоре стало очевидно, что никаких радужных перспектив в жизнь россиян они не принесут, ведь сегодня власти говорят о таких изменениях, как:

  • сокращение количества людей, которые, в принципе, могут претендовать на оформление финансовой помощи от государства (на сегодняшний день нет точных данных, касательно того, кто именно сможет рассчитывать на получение данных выплат, а кто – нет, но власти твердо решили соответствовать двум принципам – «адресность» и «нуждаемость», поэтому к таким изменениям стоит подготовиться заранее);
  • приостановка процедуры индексирования материнского капитала и нескольких видов детских пособий (сегодня власти раздумывают над тем, чтоб проиндексировать данные выплаты на 5%, однако точного решения еще никто не принял, поэтому суммы пособий могут остаться неизменными);
  • продление финансовых выплат до трех лет, в данном случае в расчет принимается информация, касательно того, что пособие на ребенка до 3 лет в 2017 в России может быть таким же, как и те выплаты, которые сегодня получают матери полуторагодовалых детей (данную новость можно считать достаточно перспективной, однако власти опять вспомнили про «адресность» материальной помощи, однако никакие критерии для определения того, кто будет ее получать, обговорены не были).

В целом, стоит сказать о том, что изменения в данном вопросе все же будут, причем они будут достаточно существенными, однако о том, чего именно стоит ожидать, можно будет поговорить немного позже.

Стоит ли ожидать повышения?

Обсуждая вопросы повышения данной категории социальных выплат, стоит сказать о том, что пособие до 3 лет в 2017 (как и любой другой вид подобных выплат) возрастет за счет проведения ежегодного индексирования. В прошлом году индексация была отменена с целью экономии бюджетных средств, однако в этом году ситуация существенно изменится. Уровень инфляции в 2017 году будет находиться в районе 5-6%, и власти планируют проиндексировать выплаты ровно на такой же процент, о чем недавно сделал соответствующее заявление Дмитрий Медведев. Премьер-министр считает, что они просто обязаны обеспечить нормальную материальную поддержку семьям с детьми и пенсионерам, ведь они относятся к достаточно уязвимым категориям населения. На сегодняшний день дополнительного повышения размера пособий из бюджета власти не предусматривают, ведь кризис все еще не окончился, однако индексация станет хотя-бы каким-то утешением для большинства граждан РФ.

Размеры детских пособий

Обсуждение данной темы стоит начать с того, что пособие на первого ребенка 2017 в России, останется таким же, как и раньше, то есть молодые матери могут рассчитывать , единовременной, фиксированной помощи и дальнейшей финансовой поддержки пока ребенку не исполниться трех лет.

Первые выплаты матери смогут получить еще на этапе регистрации в женской консультации, однако нужно обязательно заняться данным вопросом до того, пока беременность не достигнет 12-ти недель, ведь власти предпочитают следить за будущими мамами с первых дней беременности. Стоит сразу сказать, что размер данной выплаты назвать слишком большим не получится, ведь он составляет всего лишь 543 рубля, но даже такая выплата станет путь и небольшим, но подспорьем в подготовке к рождению малыша (она выплачивается один раз и оформить ее необходимо в бухгалтерии на предприятии). После этого стоит уделить внимание , минимальный и максимальный размер которых не изменится, однако полностью их размер зависит от уровня среднемесячного дохода женщины. Они выплачиваются непосредственно перед родами, в тот момент, когда начинается , поэтому их оформление необходимо заниматься заранее.

Единовременные пособия

Нельзя также отдельно не сказать о том, каким будет детское единовременное пособие на 2017 год, ведь именно на данную выплату могут рассчитывать родители сразу после рождения малыша. На сегодняшний день размер данной выплат составляет примерно 15 000 рублей, и нужно сказать, что за период с 2011 года он увеличился на целых три тысячи рублей. Однако кризис существенно изменил планы правительства, поэтому теперь власти не могут позволить себе позволить увеличивать данные выплаты, хотя даже 15 000 рулей можно назвать достаточно внушительной суммой, ведь этот «подарок» к рождению малыша можно потратить на покупку кроватки или коляски – предметов первой необходимости для новоиспеченной семьи.

Надо сразу сказать, что пособие за второго ребенка 2017 будет таким же, то есть единовременные выплаты никак не зависят от количества детей в семье, а при рождении нескольких детей стразу пособие оформляется отдельно на каждого ребенка. Оформлением пособия необходимо заниматься сразу после родов, потому что получить его можно до того момента, пока ребенок не достигнет шестимесячного возраста. Для этого нужно оформить справку о рождении ребенка и информацию о его родителях в органы социального страхования, которые и предоставят им соответствующую помощь, при этом рассчитывать на ее получение могут даже официально безработные родители.

Несложно догадаться еще и о том, что сумма пособия на третьего ребенка в 2017 году не должна быть меньше 15 000 рублей, однако стоит помнить о том, что после такого пополнения семья получает статус многодетной со всеми причитающимися ей льготами. Откровенно говоря, сегодня власти не в состоянии нормально обеспечить материальную поддержку многодетным семьям, но они обеспечивают их достаточным количеством льгот – бесплатным медицинским обслуживанием, скидками на получение лекарственных средств, льготным проездом и получением финансовой помощи на приобретение детского питания, поэтому сказать о том, что власти не заботятся о них, точно нельзя.

Выплаты на детей 1,5 и 3 лет

Нужно сказать, что детское пособие до 1,5 лет является основной выплатой, на которую рассчитывают молодые родители, ведь выплаты отличаются регулярностью, а значит их можно назвать «ежемесячным» доходом семьи. В 2017 году получать такое пособие могут, как все родители, независимо от наличия или отсутствия врагов, при этом в случае с официально безработными родителями сумма будет составлять примерно 2500 рублей, а вот работающие граждане смогут получать 5500 рублей. Оформить пособие можно через органы социального страхования, и выплачивается оно сразу, как только оформляется соответственный отдых по уходу за малышом.

В последнее время СМИ обсуждают некоторые изменения в данном вопросе, причем многих россиян они обрадуют. Дело в том, что члены правительства обсуждают вопрос того, чтоб продлить выплату пособий до трех лет, потому что те выплаты, которые получают семьи с детьми от полутора до трех лет, можно назвать просто смешными, ведь они составляют всего лишь 50 рублей в месяц. Более того, данная выплата даже не подлежит ежегодной индексации, поэтому нет ничего удивительного в том, что правительство раздумывает о изменении данной ситуации в лучшую сторону. Пока особого решения ни у кого нет, поэтому за новостями по этому поводу нужно следить на сайте правительства, ведь ситуация постоянно изменяется.

Выплаты на детей 16-ти и 18-ти лет

Социальные пособия сопровождают семей с детьми вплоть до того момента, пока детям не исполнится 18 лет, поэтому про данные выплаты нужно поговорить в отдельности. Официальные ежемесячные детские пособия в 2017 году до 16 лет рассчитываются на основании среднего дохода семьи, то есть фиксированного значения они не имеют, более того, для их получения есть определенные условия. Законодательный акт постановляет, что получать пособия могут только те люди, доход которых за рабочий месяц не превышает минимума в каждом конкретном регионе. Более того, на них могут рассчитывать матери, воспитывающие детей самостоятельно, а также те люди, которые лишены выплаты алиментов.

На социальные выплаты от государства на ребенка после 18-ти лет могут также рассчитывать только семьи с минимальным доходом, однако их базовый размер в среднем составляет 300 рублей ежемесячно. Социальная помощь может быть продлена и дольше, если малыш проживает с одним из родителей и посещает платные общеобразовательные учреждения на дневной основе, однако эти вопросы требуют индивидуального рассмотрения с представителями социального страхования.

Отдельно о материнском капитале…

Обсуждая детские пособия 2017 нельзя не уделить внимание материнскому капиталу, вопрос о рациональности продолжения которого поднимался уже неоднократно. Ввиду отсутствия стабильности экономической системы Минфин предложил отменить данные выплат, заменив их на , который оказывает влияние на увеличение пенсионных выплат на пенсии (о ней необходимо задумываться уже сегодня).

Многие изначально отнестись к данной программе достаточно неоднозначно, хотя она быстро показала свою эффективность на практике, но бюджет от этого очень быстро истончился (ведь выплату по программе отличаются достаточно большим размером), поэтому нет ничего удивительного в том, что власти заговорили об их отмене. Если выплаты материнского капитала продолжаться, то их размер в 2017 году составит 492 тысяч рублей, которые можно использовать на то, чтоб изменить условия жилья или формирования ПФ матери. Однако пока никто не может точно сделать вывод о том, продлят ли власти срок действия программы, ведь по закону ее рок истекает в конце 2016 года.

В пользу отмены говорит тот факт, что это позволит перераспределить бюджетные средства, увеличив финансирование других социальных проектов. Освободившиеся бюджетные средства можно потратить на то, чтоб в два раза увеличить размер пособия на детей в 2017 году в России, обеспечить денежную компенсацию семьям с детьми, которые посещают школьные учреждения, а также просто наполнить государственный бюджет, ведь ежегодная экономия составит больше 100 миллионов.

Однако пока находятся еще и такие люди, которые говорят в пользу материнского капитала, потому что именно благодаря внедрению данной программы в жизнь власти смогли существенно улучшить демографическую ситуацию в государстве, и пока от нее отказываться рано. Согласно последним новостям, власти раздумывают над тем, чтоб выплачивать средства по материнскому капиталу только тем семьям, которые в этом больше всего нуждаются. Обеспеченные семьи смогут позаботиться о своем финансовом благополучии самостоятельно, а вот тем, для кого решение ребенка является некоторой материальной проблемой, помощь от государства не помешает. Некоторые члены правительства сразу высказались против такого нововведения, ведь оно может стать причиной того, что многие россияне станут скрывать часть своего дохода, а это пагубно повлияет на экономику, поэтому окончательного решения, касательно подобного нововведения, никто еще не принял.

Неправомерный доступ к компьютерной информации - это предусмотренное ст. 272 УК умышленное общественно опасное активное поведение, посягающее на безопасность компьютерной информации и причиняющее вред по меньшей мере собственнику или пользователю этой информации.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве информационной безопасности общества.

В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России неправомерный доступ к компьютерной информации до 2003 г. практически отсутствовал. Так, в 1997-2002 гг. в России по ст. 272 УК осуждено всего 234 человека. Однако в 2003 г. наблюдалось существенное увеличение количества осужденных по данной статье (166 человек). В 2004 г. осужден 121 человек; в 2005 г. - 156 человек; в 2006 г. - 182 человека; в 2007 г. - 147 человек, а в 2008 г. - 318 человек, в 2009 г. - 725 человек, в 2010 г. - 280 человек, а в 2011 г. - 229 человек.

Статья 272 УК состоит из четырех частей, отражающих основной (см. ч. 1), квалифицированный (см. ч. 2 [?]) и особо квалифицированные (см. ч. 3, 4) составы преступления и выражающих умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (см. ч. 1), средней (см. ч. 2 [?] и 3) тяжести, а также тяжких преступлений (см. ч. 4). В двух присоединенных к статье примечаниях определены понятия "компьютерная информация" (1) и "крупный ущерб" (2).

Деяние, отягощенное квалифицирующими обстоятельствами, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи, следовало бы отнести к категории преступлений средней тяжести, а состав преступления именовать квалифицированным. Однако санкция нормы, закрепленная в ч. 2, обращает на себя внимание недостаточно качественной юридической конструкцией, о которой свидетельствуют слова "либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на тот же срок". Согласно букве закона речь идет о возможности назначения наказания в виде лишения свободы на срок до шести месяцев. Вместе с тем системное (см. ч. 1 и 2 статьи) и логическое толкование данной части нормы позволяет утверждать, что слова "либо лишением свободы на тот же срок" должны следовать за выражением "либо принудительными работами на срок до четырех лет" [слова "либо арестом на срок до шести месяцев" надобно из текста исключить] или должны быть изменены на слова "либо лишением свободы на срок до четырех лет".

Безалаберность законодателя в формулировании указанной части нормы неизбежно приведет правоприменителя к вопросу о подсудности содеянного. Может ли мировой судья разбирать дело о квалифицированном неправомерном доступе к компьютерной информации или это прерогатива федерального суда? Если следовать букве закона (ч. 2 ст. 272 УК) и обратиться к ст. 31 УПК, то напрашивается отрицательный ответ "не может", а если обратиться к ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", то явствует положительный ответ "может". Таким образом, требуется безотлагательное вмешательство органов, обладающих правом законодательной инициативы, в исправление ошибки, допущенной законодателем. До исправления этой ошибки правоприменителю необходимо руководствоваться требованием ст. 31 У ПК.

Основным объектом преступного посягательства является информационная безопасность общества. Дополнительные объекты - право на конфиденциальность компьютерной информации, интересы ее собственников и пользователей. Факультативные объекты - иные охраняемые законом интересы пользователей средствами доступа к компьютерной информации.

Предмет посягательства - информация в компьютерных файлах, программах или базах данных, причем не любая, а только охраняемая законом, т.е. доступ к которой (возможность ознакомления, копирования, изменения, уничтожения) ограничен. Данная информация должна содержаться исключительно на электронных носителях.

Объективная сторона составов преступления выражается деянием в форме действия, заключающегося в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации.

Неправомерный доступ к компьютерной информации - это проникновение к охраняемой законом компьютерной информации лица, не имеющего права на вызов таковой, ознакомление с нею и распоряжение ею посредством использования электронной техники. Неправомерный доступ не должен быть сопряжен с неправомерным завладением средства доступа к информации.

Квалификация содеянного по ст. 272 УК возможна при наступлении соответствующих материальных общественно опасных последствий: уничтожения компьютерной информации, ее блокирования, модификации либо копирования. Таким образом, по законодательной конструкции составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами) не в момент обращения пользователя к средству доставки информации голосом, нажатием клавиши или иным образом, а в момент наступления хотя бы одного из перечисленных последствий.

Уничтожение компьютерной информации - это ликвидация всей информации или ее основных частей, признаков. Способы уничтожения информации: а) стирание в памяти электронного средства; б) перенесение информации на другой носитель без сохранения его на прежнем носителе; в) повреждение электронного носителя, приведшее к полной или частичной утрате информации (оно не должно быть связано с внешним воздействием: механическим, магнитным и пр.), и т.д. Информация считается уничтоженной и в том случае, если утраченную информацию в дальнейшем можно восстановить с помощью программных средств, но нельзя воспроизвести в первоначальном виде на электронном носителе.

Блокирование компьютерной информации - это искусственное (полное или частичное) прекращение доступа пользователя к информации в течение значимого периода, не связанное с ее уничтожением. Значимость указанного промежутка времени определяется фактом нарушения деятельности пользователя, невозможностью выполнения работы с информацией.

Модификация компьютерной информации - это внесение в информацию каких-либо изменений (замены, дополнения, перестановки частей первоначальной информации), искажающих ее и не связанных с адаптацией компьютерной программы.

Копирование компьютерной информации - это получение вопреки установленному законодательством запрету дополнительных аналогичных оригиналу экземпляров компьютерной информации на любые материальные носители.

Некоторые авторы необоснованно сужают понятие "копирование информации", определяя его как "запись компьютерной информации на машинный носитель, в ЭВМ или распечатывание этой информации на средствах ЭВМ". Другие авторы в связи с этим задают резонный вопрос: если под копированием следует понимать перенос информации с машинного носителя только на аналогичный носитель, и не считать таковым фотографирование с экрана дисплея, то как расценивать, в частности, фотографирование экрана на цифровую камеру, т.е. получение того же самого машинного носителя? Думается, что копирование возможно любым способом, обеспечивающим идентичность оригинальной информации, - переписыванием на дискету, на лист бумаги, фотографированием информации с экрана дисплея. Главное, чтобы это было сопряжено с неправомерным доступом к компьютерной информации.

Посредством неправомерного доступа к компьютерной информации возможно совершение, например, таких преступлений, как нарушение неприкосновенности частной жизни (см. ст. 137 УК), тайны сообщений (см. ст. 138 УК), авторских/смежных прав (см. ст. 146 УК), изобретательских/патентных прав (см. ст. 147 УК), хищения (см. ст. 158, 159 УК), незаконное получение кредита (см. ст. 176 УК), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (см. ст. 183 УК), уклонение от уплаты налогов/сборов с организации (см. ст. 199 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (см. ст. 237 УК), создание, использование pi распространение вредоносных компьютерных программ (см. ст. 273 УК), преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (см. ст. 275, 276, 281 УК). В указанных случаях квалификация совершенных преступных деяний должна осуществляться по какой-либо из перечисленных статей и по ст. 272 УК.

Способ посягательства может иметь значение для квалификации деяния как преступления, если речь идет о ч. 3 ст. 272 УК.

Попытки лица преодолеть систему защиты информации: физически (например, отключить сигнализацию, тайно проникнуть внутрь охраняемой территории) или интеллектуально (например, подобрать код доступа к компьютерной информации) должны расцениваться как покушение на неправомерный доступ к компьютерной информации и квалифицироваться по ст. 272 УК со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК. Если же в результате действий лица по преодолению системы защиты наступили указанные в ч. 1 ст. 272 УК материальные общественно опасные последствия, то преступное поведение следует квалифицировать по данной статье без ссылки на ст. 30 УК.

Субъект преступного посягательства, как правило, общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. В некоторых случаях субъект наделен дополнительным признаком: а) является участником преступной группы; б) использует для совершения преступления свое служебное положение (см. ч. 3).

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла. Об умысле могут свидетельствовать и действия виновного по преодолению препятствий при осуществлении неправомерного доступа к компьютерной информации, например взламывание пароля.

Мотивы совершения преступления могут быть любыми: "спортивный интерес", проверка своего уровня квалификации, любопытство, совершение другого преступления, корыстная заинтересованность и пр. Только последний из названных мотивов может повлиять на квалификацию содеянного по ч. 2 ст. 272 УК.

Квалифицирующие признаки закреплены в ч. 2 ст. 272 УК. Предусмотрена более суровая уголовная ответственность, если содеянное повлекло крупный ущерб (см. примечание 2 к статье) или осуществлено из корыстной заинтересованности. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного лица посредством неправомерного доступа к компьютерной информации получить выгоду имущественного характера для себя или других лиц.

Особо квалифицирующие признаки закреплены в ч. 3 и 4 ст. 272 УК: группа лиц, действующих по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК); организованная группа (см. ч. 3 ст. 35 УК); использование лицом своего служебного положения (т.е. виновное лицо для совершения преступления воспользовалось полномочиями, предоставленными ему по должности, службе, договору, что облегчило доступ к охраняемой законом информации); тяжкие последствия или угроза наступления таковых.

К тяжким последствиям можно отнести возникновение катастрофы, нарушение производственной или иной деятельности организации/учреждения на длительное время, осложнение межгосударственных отношений, рост социальной напряженности, совершение аварии, повлекшей причинение тяжкого вреда здоровью или наступление смерти хотя бы одного человека, причинение вреда средней тяжести здоровью нескольких лиц, утрату ценной дорогостоящей техники, уникальной информации или наступление иного материального ущерба в особо крупном размере, в том числе связанного с восстановлением нарушенной работы информационной системы и т.д. Угроза наступления тяжких последствий означает подкрепленную фактическими данными реальную возможность наступления таковых.

Если лицо, допущенное к работе с охраняемой законом компьютерной информацией, каким-либо образом способствует неправомерному доступу к этой информации другого лица (например, путем передачи ему пароля программы), то при наступлении хотя бы одного из указанных последствий действия данного лица надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 272 УК со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК.

Таблица 17

Различия между неправомерным доступом к компьютерной информации и нарушением авторских или смежных прав

Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК)

Основной объект посягательства

Информационная безопасность общества

Право на интеллектуальную собственность (в том числе на базы данных, компьютерные программы и т.д.)

Предмет посягательства

Информация в компьютерных файлах, программах или базах данных на соответствующем электронном носителе

Объективная сторона состава преступления

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации

Состав преступления по законодательной конструкции

"Материальный "

"Материальный" (ч. 1); "формальный" (ч. 2, 3)

Материальные общественно опасные последствия

Уничтожение, блокирование, модификация, копирование компьютерной информации (ч. 1), крупный ущерб (ч. 2), тяжкие последствия (ч. 4)

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Примечания. 1. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 272 УК РФ

1. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» составы преступлений, предусмотренные комментируемой главой, изложены в новой редакции. Эти изменения обусловлены несколькими обстоятельствами. Прежде всего, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к существенным модификациям понятийного аппарата, и уголовный закон должен в полной мере отражать сложившиеся реалии. Кроме того, увеличение как количества, так и разновидностей преступлений в сфере компьютерной информации диктует необходимость уточнения объективной стороны составов соответствующих преступлений в уголовном законе, а также дифференциации уголовной ответственности виновных лиц.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7362.

Внедрение автоматических информационных систем и технологий управления и обработки информации, придание юридической силы актам, осуществляемым с помощью компьютерных программ, создали предпосылки использования этих процессов для совершения преступных актов, а следовательно, и необходимость усиления их защиты, в том числе уголовно-правовыми методами. Опасность преступлений в сфере компьютерной информации состоит в том, что уничтожение, блокирование, модификация информации, важной для действий, связанных с управляющими датчиками сложных компьютерных систем оборонного, производственного, экономического, банковского и другого назначения, способны повлечь гибель людей, причинить вред их здоровью, уничтожить имущество, причинить экономический вред в больших размерах. Учитывая эти обстоятельства, законодатель отнес гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» к разд. IX УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

2. Совершенствование безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем являются важными составными частями национальной безопасности страны (см. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»).
———————————
СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

3. В примеч. 1 к комментируемой статье дано понятие компьютерной информации, под которой понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Человеческая деятельность в области компьютерной информации и информационных технологий носит специфический характер, а сами эти технологии, информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет, весьма динамично развиваются. Используемая в них терминология имеет технический характер, многие понятия определяются и раскрываются в отраслевых и специальных нормативных актах. Базовым в этом смысле является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) . В этом Законе информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Компьютерная информация (один из видов информации) в комментируемой статье определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. К ЭВМ, например, можно отнести не только компьютер (персональную ЭВМ), но и другие устройства, отвечающие специальным требованиям, например сотовый телефон, контрольно-кассовая машина, бортовой компьютер автомобиля, банкомат. Для отнесения определенного устройства к категории ЭВМ, сети ЭВМ или системы ЭВМ необходимы специальные познания. Поэтому судам в необходимых случаях следует проводить соответствующие экспертизы.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038; РГ. 2011. N 161; 2012. N 172.

4. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, составляет неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Под доступом к компьютерной информации понимается получение возможности ознакомиться и (или) воспользоваться компьютерной информацией. Доступ носит характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему путем использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты, незаконного использования действующих паролей или кодов для проникновения в компьютер, либо совершении иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя. Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых приняты специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ. Под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой установлен специальный режим ее правовой защиты, например государственная, служебная и коммерческая тайна, персональные данные, объекты авторского права и смежных прав.

5. Данный состав преступления носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного или нескольких указанных в законе последствий: уничтожение информации — приведение ее полностью либо в существенной части в непригодное для использования по назначению состояние; блокирование информации — создание условий ее недоступности, невозможности ее надлежащего использования; модификация (переработка) информации — любые изменения компьютерной информации, в том числе внесение изменений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе; копирование информации — неправомерный перенос информации на другой материальный носитель. Важным является установление причинной связи между несанкционированным доступом и наступлением последствий. Данное преступление считается оконченным в момент наступления предусмотренных в комментируемой статье последствий.

Например, по приговору Тюменского областного суда С. был осужден по ст. 290 (ч. 4 п. «а») и ст. 272 (ч. 2) УК. Его действия выразились в том, что он, являясь администратором автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС), как инженер-программист регионального отдела информационного обеспечения, наделенный высшим уровнем доступа в Сеть, произвел незаконные уничтожение охраняемой законом служебной информации о совершении рядом лиц административных правонарушений и лишении их права управления транспортными средствами. Суд обоснованно указал, что информация, содержащаяся в АИПС «Административная практика», относится к служебной информации, и доступом к ней наделен ограниченный круг сотрудников на основании уровня доступа в связи с паролем, причем С. был наделен самым высоким уровнем доступа и мог вносить изменения, удалять информацию без фиксации где-либо произведенной операции и делал это по просьбе В., который именно от этих лиц получил взятки за удаление информации о допущенных ими административных нарушениях (см. кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 30.01.2009 N 89-008-88).

6. Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины по отношению к совершаемым действиям. В то же время по отношению к наступлению указанных в законе последствий возможна и неосторожная форма вины. Уголовная ответственность за такие последствия наступает в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий.

Например, по приговору Самарского районного суда г. Самары от 4 октября 2002 г. З. был осужден по ч. 1 ст. 165 и по ч. 1 ст. 272 УК. Судом первой инстанции он был признан виновным в причинении имущественного ущерба собственнику путем обмана при отсутствии признаков хищения, а также в неправомерном доступе к компьютерной информации, в том, что он путем обмана не оплачивая услуги собственнику, пользовался компьютерной информацией в компьютерной Сети. В своей надзорной жалобе он утверждал, что его вина не доказана, поскольку он, оплатив осужденному по данному делу К. деньги за пользование сетью Интернет, считал себя добросовестным пользователем.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ, вынесенным в порядке судебного надзора, состоявшиеся по делу судебные решения были отменены с прекращением дела за отсутствием в действиях З. состава преступления по следующим основаниям. Осужденный по данному делу К. последовательно подтверждал, что именно он предложил З. подключить их персональные компьютеры к сети Интернет, пояснив, что пользование сетью стоит 400 руб. Деньги З. ему передал. При этом, как показал К., пароли и логины он брал сначала у Т., а затем у М. и вводил их в компьютер З.; свидетели Т. и М. указанные обстоятельства также подтвердили. Эти данные свидетельствовали о необоснованности судебных решений с выводами о том, что З. умышленно незаконно пользовался сетью Интернет (определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 16.11.2006 N 46-Д06-54).
———————————
БВС РФ. 2007. N 4. С. 28.

7. Субъектом данного преступления является любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ комментируемая статья дополнена в ч. 2 новыми квалифицирующими признаками — совершение предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи деяния, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности. Понятие крупного ущерба дано в примеч. 2 к комментируемой статье. Крупным ущербом в статьях данной главы признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб. Корыстная заинтересованность как квалифицирующий признак в статьях гл. 28 вряд ли отличается от аналогичного признака применительно к другим статьям УК и представляет собой стремление лица путем совершения указанных в ч. 1 настоящей статьи действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц.

9. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены следующие квалифицирующие признаки данного состава преступления — совершение преступления: а) группой лиц по предварительному сговору; б) организованной группой; в) с использованием своего служебного положения. Содержание этих квалифицирующих признаков соответствует содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.

В судебной практике возникают вопросы отграничения неправомерного доступа к компьютерной информации от других составов преступления, например нарушения авторских и смежных прав (ст. 146 УК). В ряде случаев виновный получает доступ к компьютерной программе, являющейся объектом авторского права, и использует ее в своих интересах. Между тем указанные составы преступлений имеют ряд существенных отличий. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность компьютерной информации. Нарушение же авторских и смежных прав посягает на интеллектуальную собственность. Предметом первого из указанных преступлений является компьютерная информация, охраняемая законом. Предметом последнего — только объекты авторского права, в частности программы для ЭВМ и базы данных. Объективная сторона нарушения авторских и смежных прав в качестве необходимого признака включает наступление общественно опасных последствий в виде причинения крупного ущерба автору объекта авторского права в форме упущенной выгоды или морального вреда. Указанный признак не является обязательным для привлечения виновного к уголовной ответственности по комментируемой статье. Нарушение авторских и смежных прав связано либо с присвоением авторства, либо с незаконным использованием объектов авторского права. При неправомерном доступе к компьютерной информации ее дальнейшее использование виновным не обязательно. В то же время возможны ситуации, когда виновный, желая присвоить права автора, копирует компьютерную программу и воспроизведенные копии незаконно использует в своих преступных целях. В этом случае содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности ст. 146 УК и комментируемой статьи, если автору программы был причинен крупный ущерб.