И нормативными актами рф. Примеры нормативно правовых актов
Согласно ст. 3 ГК под иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы гражданского права,прежде всего следует понимать подзаконные акты, включающие Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Указы Президента РФмогут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента России (ст. 80–90 Конституции), при этом они не должны противоречить ГК и другим федеральным законам. В свою очередь, постановления Правительства РФпринимаются на основе закона и для его детальной конкретизации в регулировании конкретных правоотношений. Указанные постановления также не должны противоречить ГК, другим федеральным законам и Указам Президента РФ. Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти,содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах допускаемых ГК, другими законами и нормативными правовыми актами. Согласно норме п. 9. Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Также к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы гражданского права, относятся акты органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления.Компетенция этих органов определяется в соответствии с действующим законодательством о территориальном управлении и местном самоуправлении. Их решения обязательны для всех субъектов гражданских правоотношений, находящихся на территории соответствующих административнотерриториальных единиц.
Наряду с национальными (внутренними) законами и иными правовыми актами источниками гражданского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права,такие, например, как свобода торговли, мореплавания и др., а также международные договоры Российской Федерации,являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции и ст. 7 ГК составной частью правовой системы России. Эти принципы и нормы содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Под международными договорамипонимаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом. Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т. д. Международные договоры, подписанные (ратифицированные) Российской Федерацией, как правило, публикуются в Собрании законодательства РФ, «Российской газете», Бюллетене международных договоров. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание внутрироссийского акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).
Еще по теме 2.3. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные акты, содержащие нормы гражданского права:
- 8. Каким требованиям должны соответствовать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права?
- § 8. Нормативные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации
- Раздел VIII. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 425. В каких случаях руководители и иные должностные лица организаций несут ответственность за нарушение законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права?
- § 3. Иные международные нормы и инструменты в правовой системе Российской Федерации
- Основные нормативные акты КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 декабря 1993 г.
- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Нормативные акты в России подразделяются:
1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:
Нормативные акты государственных органов;
Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
Нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);
Нормативные акты, принятые на референдуме.
2) в зависимости от сферы действия, на:
Общефедеральные;
Нормативные акты субъектов Федерации;
Органов местного самоуправления;
Локальные.
3) в зависимости от срока действия, на:
Неопределенно-длительного действия;
Временные.
Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.
Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:
Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.
Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).
В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.
Законы подразделяются на:
а) конституцию, конституционные;
б) обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).
Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.
Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.
В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека, и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.
Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.
Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.
1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.
3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.
Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Среди законов следует выделять:
а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,
б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.
Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.
Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.
Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.
Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).
В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации
Законодательство государства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.
Нормативный правовой акт является официальным документом постоянного или временного характера, направленным на установление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.
Нормативный правовой акт принимается (издается) в определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.
Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.
Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного развития теории и практики нормотворчества.
В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенную правовую систему государства.
В Российской Федерации нормативными правовыми ак тами являются:
Конституция Российской Федерации - основной закон государства;
законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы;
нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;
нормативные указы Президента Российской Федерации;
нормативные постановления Правительства Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
нормативные постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.
К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами относятся:
основы конституционного строя Российской Федерации;
права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;
правовое положение общественных объединений;
федеративное устройство Российской Федерации;
общие принципы организации местного самоуправления;
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;
федеральные транспорт, пути сообщения;
оборона, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
порядок введения военного или чрезвычайного положения;
безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;
судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.
Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или основную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Основы законодательства Российской Федерации - это федеральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обеспечивающий единообразное правовое регулирование определенных общественных отношений.
На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.
В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интеграция в российское законодательство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.
Международный договор Российской Федерации - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, заключения и определения, а также решения по организационным вопросам.
Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (уставы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противоречить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.
Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.
Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль правовых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.
К подзаконным правовым актам федеральных органов исполнительной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.
Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.
Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (издания), вступления в силу и официального опубликования законов, составляющих законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, определяется соответственно Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Пределом действия нормативного акта во времени считается период с момента вступления его в законную силу до момента прекращения его действия.
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, "с момента подписания", "со дня опубликования" и т. д.);
в результате применения общих правил, указанных в законодательстве.
По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают всилу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.
Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.
Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития) вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Федеральной регистрационной службе).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Нормативный правовой акт (его части) прекращает действовать в результате:
истечения срока действия нормативного правового акта (его части);
признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в актах того же уровня);
принятия (издания) нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, заменяющего ранее принятый (изданный) нормативный правовой акт (его часть). В связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта признаются утратившими силу все нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям нового нормативного правового акта;
вступления в силу в установленном порядке международного договора Российской Федерации, положениям которого противоречат положения ранее принятого (изданного) нормативного правового акта (его части);
признания нормативного правового акта (его части) не соответствующим (не соответствующей) Конституции РФ в установленном законом порядке. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство Российской Федерации, распространяется на граждан РФ, а также на находящихся, на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, составляющие федеральное законодательство, действуют на всей территории Российской Федерации, если в указанных актах (актах о введении их в действие) не предусмотрено иное. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство субъектов РФ, распространяется на территорию соответствующего субъекта. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Важнейшим из подзаконных нормативно-правовых актов является Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", указанная Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.
Нормативные правовые акты
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Нормативные правовые акты |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
Признаки нормативного правового акта:
1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата͵ номер, наименование и т.п.).
2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта͵ в которую он воплощает свои предписания (к примеру, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).
3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.
4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.
5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.
Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.
Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.
Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта͵ который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
Юридическая сила нормативного правового акта выражается:
В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;
В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;
В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.
В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;
В определении оснований и рамок принятия того или иного акта͵ его основного содержания. Формулы ʼʼна основании и во исполнение законаʼʼ, ʼʼв соответствии с указом, постановлениемʼʼ и т.п. выражают эту правовую связь;
В признании правового акта͵ игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.
Виды нормативных правовых актов
В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.
Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.
В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.
Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Признаки закона:
а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;
в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;
д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.
Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.
Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. К примеру, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.
С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.
Федеральные конституционные законы, исходя из статьи 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объёму и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.
Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в какой-либо сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. К примеру, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объём, масштабность регулирования.
Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).
Понятие основ законодательства, основ, базовых принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: ʼʼобщие принципыʼʼ, ʼʼосновыʼʼ. К примеру, Федеральный закон ʼʼОб основах государственной службы в Российской Федерацииʼʼ.
Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются исходя из статьи 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.
Подзаконные нормативные акты
Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Οʜᴎ издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они бывают нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) бывают продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Οʜᴎ представляют из себяакты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Οʜᴎ обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Οʜᴎ бывают отменены Президентом РФ в том случае, в случае если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).
Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему
Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.
Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Οʜᴎ могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.
Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.
Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта͵ порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.
Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией
России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.
Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.
Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами бывают решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
Понятие систематизации нормативных актов
Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.
Сущность систематизации нормативных актов состоит в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.
Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности, внутренне согласованной нормативной системы.
Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.
Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:
Путем издания сборника нормативных актов,
Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,
Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.
Виды систематизации нормативных актов
По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Инкорпорация бывает различных видов:
1. Учитывая зависимость отпринципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).
2. Учитывая зависимость отобъема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, ᴛ.ᴇ. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.
3. По источнику инкорпорация должна быть официальной, ᴛ.ᴇ. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, ᴛ.ᴇ. проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.
По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, к примеру, работу железнодорожного транспорта͵ внутреннего водного транспорта͵ воинскую службу и так далее.
Положения - это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Таково, к примеру, положение о службе в органах внутренних дел.
Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;
Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на долгое регулирование общественных отношений.
Консолидация законодательства - ϶ᴛᴏ преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.
Нормативные правовые акты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативные правовые акты" 2017, 2018.
Нормативные акты
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Законы и подзаконные акты
Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.
Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.
Нормативные договоры
Источником права в России,а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор . Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные трудовые соглашения.
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации
Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:
- в зависимости от юридической силы:
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
- Локальные нормативно-правовые акты
- Особую группу составляют международные договоры РФ.
Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов .
- в зависимости от содержания:
- отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые
- и т.д.
- комплексные
Действие нормативно-правовых актов
Действие нормативно-правовых актов во времени
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)
Примечания
Право | ||
---|---|---|
Теория права | Правопонимание · Правосознание · Правотворчество · Правореализация · Правоотношение Правовое государство · Правопорядок · Законность · Правонарушение · Юридическая ответственность Юридический факт · Юридические права и обязанности · Права и свободы человека и гражданина |
|
Учения о праве | Теория государства и права · Энциклопедия права История государства и права · История правовых и политических учений · Философия права · Социология права |
|
Система права |