Имеют ли право следователь допрашивать несовершеннолетнего. Допрос несовершеннолетнего может ли проводиться без присутствия родителей

Вполне возможно, что вашего ребенка следователь или иное лицо, производящее дознание, вызовет на допрос по уголовному делу. Обычно допросы проводятся по месту производства предварительного следствия. Однако следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. Нет ничего противозаконного в том, что ребенок будет допрашиваться в школе во время уроков. Ребенок может допрашиваться в присутствии своего классного руководителя или иного работника школы, если последний приглашен официально в качестве педагога. Но при этом категорически неприемлемо производить допрос в присутствии других детей.
Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. Задавать наводящие вопросы запрещается.
В случае необходимости вызова ребенка на допрос ему присылается повестка, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его родителей (законных представителей) либо через администрацию по месту его работы или учебы.
Ребенок, вызванный на допрос, обязан явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его родители (законные представители). Работники правоохранительных органов не могут отказать в реализации данного права.
Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (а значит, и не несут за это ответственности). При разъяснении подобным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, настоящего Кодекса им указывается на необходимость говорить правду.
Если у вас возникли обоснованные сомнения в законности поведения следователя, вы можете пригласить для участия в допросе вашего ребенка адвоката. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля (или потерпевшего). Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.
Ход и результаты допроса отражаются в протоколе. Показания допрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, в которой они звучали в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, на которые ребенок отвечать отказался, с указанием мотивов отказа. (Например, ребенок имеет полное право отказаться давать показания в отношении себя или близких родственников в соответствии со ст. 51 Конституции РФ.) По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению. В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.
Все указанные рекомендации касаются поведения вашего ребенка при проведении допроса по возбужденному уголовному делу.
Однако гораздо чаще работники милиции получают у детей письменные объяснения в ходе доследственной или иной проверки.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона РФ «О милиции» сотрудники МВД имеют право получать от граждан необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них. Объяснение – это сведения подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику милиции в ответ на его вопросы по поводу каких-либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.п. Объяснения могут быть устными и письменными. Если сотруднику милиции необходимо получить объяснение в письменной форме, то оно либо пишется собственноручно лицом, его дающим, либо оформляется протоколом, который составляется сотрудником милиции и подписывается им и опрашиваемым. В отличие от допроса дача объяснений вне уголовного дела не является установленной законом обязанностью граждан, а порядок их получения не регулируется ни одним нормативным актом. И если вы и ваш ребенок согласились дать объяснения, то вы можете сами определять, где, когда и как вам будет удобнее общаться с работником милиции.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Никто из нас не застрахован от того, чтобы отказаться свидетелем преступления или правонарушения, в том числе и наши дети, младшие сестры и братья, которые не достигли восемнадцатилетия. И чтобы они не растерялись и не паниковали, нам, взрослым, необходимо знать, как должен проходить допрос несовершеннолетних по закону. Что следователи могут спрашивать у подростка и как себя вести. Об этом мы сегодня и поговорим.

Начнем с начала. Как правильно следователь должен вызвать подростка на допрос?

Во-первых, разберемся, кто имеет право вызвать несовершеннолетнего на допрос:

  1. Следователь;
  2. Дознаватель;
  3. Судебная канцелярия.

Во-вторых, в каком качестве подростка могут вызвать на допрос (если это не указано в повестке, подросток имеет право отказаться являться на допрос до тех пор, пока вопрос не будет уточнен):

  1. Свидетель;
  2. Подозреваемый.

Если следователь сочтет, что вина подростка доказана, и передаст дело в суд, то в суде несовершеннолетний будет присутствовать в роли обвиняемого.

Повестка на допрос несовершеннолетнего должна быть передана его законным представителям (родители, опекуны) или администрации специализированного учреждения, если подросток живет под их опекой (администрация детдома).

Когда вы получите повестку, обязательно проверьте, что на ней указано:

  1. ФИО, должность и номер удостоверения вызывающего, если нет, то позвоните по телефону и попросите следователя продиктовать их вам. Вы имеете на это право, поэтому не стесняйтесь настоять на получении этих данных, чтобы не нарваться на мошенников или лиц, не причастных к ведению дела;
  2. Качество, в котором вызывают подростка;
  3. Время и дата допроса.

Если каких-то данных нет, лучше сразу позвоните и узнайте точнее.

Как должен прийти вызов на допрос несовершеннолетнего?

В Российской практике используются три основных вида вызова на допрос:

  1. Личный вызов, когда следователь приходит непосредственно к подростку и его родителям и сообщает о необходимости прийти на допрос. Иногда они пытаются вызвать на допрос по телефону, здесь вы можете решать сами: требовать прислать сразу.
  2. Передача повестки через участкового;
  3. Отправка повестки заказным письмом.

Будьте осторожны, если вас письмо отправлено заказной почтой, то будьте готовы к тому, что, когда вы его получите, почтальон уже распишется за вас в получении. Поэтому явиться на допрос нужно как можно скорее, чтобы вас и вашего ребенка не обвинили в сознательном уклонении от допроса.Особенности проведения допроса: что говорится в законе?

Прежде чем отвести своего несовершеннолетнего ребенка подробно изучите, что говорится в законе. Мы выделили основные нюансы проведения допроса несовершеннолетних:

  1. Если на допрос вызываются несовершеннолетние подростки (свидетели, потерпевшие, подозреваемые), то в зависимости от возраста на допросе должны присутствовать (помимо адвоката):
    1. Подростки до 14 лет – обязательное присутствие педагога, также по требованию родителей и согласию следователя, может присутствовать один из родителей;
    2. Подростки старше 14 и до 18 лет – по усмотрению суда требуется участие педагога.
  2. Если допрашиваемый подросток имеет физические или психические отклонения, недостатки и т.п., то их допрос всегда проводится в присутствии педагога или сотрудника опеки. В ряде случаев на допросе может присутствовать психолог, но по требованию суда или следователя.
  3. Перед началом проведения допроса следователь обязан разъяснить представителю подростка или педагога права несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. О проведении разъяснения следователь обязан сделать пометку, если допрос проводится в суде, то пометка делается в протоколе судебного заседания.
  4. Если педагог почувствует необходимость задать несовершеннолетнего дополнительные вопросы, то он имеет право задать их с предварительного разрешения следователя. Как правило, педагоги уже знакомы с подростками и знают их психологию, а потому они могут отличить, где ребенок недоговаривает, а когда просто боится о чем-то рассказать взрослым. Нередко подобные «недоговорки» несовершеннолетнего запутывают и сбивают следователя.
  5. При необходимости следователь может допустить присутствие на допросе несовершеннолетних его законных представителей: опекунов или родителей. Они также имеют право задавать дополнительные вопросы. Если же ребенок младше 14 лет, то их присутствие обязательно.
  6. Следователь обязан объяснить на понятном для подростка языке значение для ведения уголовного дела правдивых показаний. Однако брать подписку об ответственности за дачу ложных показаний у несовершеннолетнего нельзя. Но объяснить последствия ложных показаний следователь может.
  7. Если ведется дело о тяжком преступлении, то по ходатайству сторон суд может разрешить проведение допроса несовершеннолетнего в отсутствие подсудимого путем вынесения соответствующего постановления. Делается это в защиту интересов, жизни и здоровья подростка в дальнейшем. Показания подростка будут переданы подсудимому после его возвращения в зал заседания, но без указания имени и данных о подростке.

Кроме того, если речь идет о допросе несовершеннолетнего в зале суда, то после дачи показаний подросток и его родители (законные представители), педагог или психолог имеют право покинуть зал судебного заседания. На то, чтобы покинуть зал нужно получить разрешение судьи. Как правило, суд не препятствует, чтобы судебный процесс не навредил психике несовершеннолетнего.

Особенности допроса несовершеннолетних указаны в статье 424 Уголовного Процессуального Кодекса РФ.

Сколько должен длится допрос несовершеннолетнего?

Поскольку несовершеннолетние подростки еще находится в стадии физического и психологического развития, то и долгие допросы могут негативно повлиять на его психику, да и просто довести до сильного утомления.

Поэтому закон установил временные ограничения для проведения допроса:

  1. Непрерывный допрос несовершеннолетнего – два часа;
  2. Общее количество часов допроса в день – не более четырех часов.

Кроме того, в законе нет прямого указания, но юристы рекомендуют напоминать следователям об окончания времени допроса за 15-20 минут до конца, чтобы подросток успел ознакомиться с протоколом ведения допроса, а также это успел сделать и его педагог.

Права представителя несовершеннолетнего

Не менее важно заранее узнать и права законного представителя несовершеннолетнего на допросе. Ими могут быть педагоги и воспитатели ребенка.

Основные их права на допросе у следователя или в зале суда:

  • Присутствовать на всех допросах несовершеннолетнего;
  • Знакомиться с протоколом допроса, задержания;
  • Знакомиться с постановлением о применении меры пресечения;
  • Участвовать во всех проводимых следствием мероприятиях или процедурах, в которых принимает участие несовершеннолетние.

Кроме того, представитель подростка должен проконтролировать, что подростку понятны:

  1. Значение его показаний для следствия;
  2. Правила проведения допроса;
  3. Его права и обязанности.

А также, проконтролировать, что на подростка не оказывается давление со стороны следователя, прокурора или адвоката обвиняемого.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 499 350-36-87

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 812 309-46-91

Права педагога и психолога

Мы уже выше рассказывали об одной из главных особенностей проведения допроса несовершеннолетнего – привлечение к допросу педагога или воспитателя несовершеннолетнего. В ряде случаев могут привлекаться психологи и сотрудники органов опеки и попечительства.

Для того чтобы к допросу привлекли детского психолога, несовершеннолетний должен быть признан:

  1. Отстающим в психологическом развитии;
  2. Находится под наблюдением у психолога;
  3. Страдает психологическим расстройством или неокрепшей психикой.

Если ребенок не достиг шестнадцатилетия, то присутствие психолога обязательно.

Основные функции педагога и психолога:

  • проследить, чтобы на психику подростка не оказывалось давление и другие негативные воздействия;
  • помочь следователю или адвокату установить контакт с несовершеннолетним подростком;
  • Оказать консультативные услуги для должностных лиц, ведущих уголовное дело, по общению с несовершеннолетними детьми и подростками;
  • Устранить любые попытки со стороны дознавателя психического воздействия на ребенка;
  • Оказать любую посильную помощь лицу, расследующему уголовное дело;
  • Контроль за проведением дела, заполнением протокола допроса несовершеннолетнего;
  • Задавать дополнительные вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя или прокурора.
  • Знакомиться с протоколом ведения допроса и проконтролировать, что дознаватель правильно истолковал слова несовершеннолетнего. Если у него имеются замечания к составленному документу, то он должен их оставить непосредственно в протоколе и указать замечания о правильности и полноты ведения допроса.

Кроме того, психолог также должен проследить, что допрашиваемый подросток не испуган, понимает все, что происходит, знает свои права, а также он понимает последствия своих слов.

Обязанность проконтролировать участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетия лежит на:

  1. Прокурор;
  2. Следователь;
  3. Дознаватель.

Если речь идет о судебном заседании, то ходатайствовать о вызове подростка с педагогом или сотрудников опеки и попечительства могут все указанные выше лица и защитник обвиняемого.

О правах педагога и психолога, участвующего в допросе несовершеннолетнего, разъясняет дознаватель (следователь или прокурор), о чем делается пометка в протоколе допроса – часть 5 статьи 425 Уголовного Процессуального Кодекса.

Допуск родителей на допрос несовершеннолетнего

О том, как попасть на допрос несовершеннолетнего, говорится в статье 426 Уголовного Процессуального Кодекса РФ. Согласно нему, родители или другие законные представители несовершеннолетнего (опекуны, приемные родители) имеют право присутствовать на всех следственных мероприятиях, в которых участвуют их несовершеннолетние дети. Для этого им нужно заранее предупредить прокурора или следователя о своем желании участвовать, чтобы те смогли подготовить специальное постановление (ст.426 УПК РФ).

Участие родителей или опекунов несовершеннолетнего должно быть разрешено специальным постановлением следователя, прокурора или дознавателя.

При разрешении (допуске) участвовать в проведении допроса, родителям должны быть разъяснены их основные права, за что они должны расписаться в протоколе ведения допроса. Проверьте, что следователь рассказал вам:

  1. О праве знать, в какой роли участвует несовершеннолетний;
  2. В чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  3. Вправе участвовать во всех следственных мероприятиях с участием вашего ребенка;
  4. Присутствовать при предъявлении обвинений и аресте несовершеннолетнего;
  5. Принимать участие в допросе несовершеннолетнего. Особенно, если он проходил по уголовному делу в качествах: потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Но всегда с разрешения следователя.
  6. Знакомиться с протоколом допроса или иных следственных мероприятий, в которых был задействован несовершеннолетний. Закон дает право также оставлять свои замечания о правильности их проведения, а также о полноте сделанных протоколов.
  7. Заявлять ходатайство, просить отводы, а также высказывать жалобы на действия следственного комитета или прокуратуры;
  8. Представлять доказательства и предлагать своих свидетелей;
  9. По завершении следствия или судебного заседания право ознакомиться со всеми полученными материалами дела, выписывать данные. Ограничений на сведения и их объем закон не устанавливает.

Если по решению прокурора или суда несовершеннолетнему запрещается знакомиться с материалами дела, которые могут оказать на него негативное влияние, то законные представитель обязан самостоятельно изучить их все на полноту и соответствие действительности.

Может ли суд или прокурор отказать в присутствие законного представителя?

В российской практике, такое действительно случается. Закон позволяет следователя, прокурору или суду отказать законного представителю несовершеннолетнего в присутствии на допросе, если его действия могут нанести ущерб интересам, здоровью или психике несовершеннолетнего.

Например, следователь имеет право отказать в присутствии на допросе несовершеннолетнего следующим лицам:

  1. Неоднократно судимым;
  2. Лица, ведущим аморальный и асоциальный образ жизни;
  3. Лицам, которые подозреваются в жестоком обращении с несовершеннолетним и т.д.

Об отказе в присутствии законного представителя на допросе несовершеннолетнего, следователь или другой дознаватель должны вынести соответствующее постановление.

Если законный представитель несовершеннолетнего получил отказ, то присутствовать на допросе может другой представитель.

Например, если отец получил отказ в присутствии, то на допрос несовершеннолетнего ребенка отправляется мать.

Какие документы может запросить следователь?

Поскольку допрос несовершеннолетнего имеет особенный характер и свои нюансы, которые призваны защитить интересы подростка, то некоторые необходимые вопросы следователь может узнать через запрос соответствующих документов:

  1. Психологическая характеристика из учебного заведения ребенка;
  2. Выписка с оценками из школы или другого учебного заведения;
  3. Запрос на использование данных на ребенка, который наблюдается у психолога и т.д.

Основная цель получения подобных вопросов не столько получение истинных сведений, сколько способ уменьшить время на проведение допроса несовершеннолетнего и снизить оказываемое следователем влияние на него.

Основной упор в сборе документов следователи делают на бумаги и иные материалы, показывающие:

  1. Характеристики ребенка;
  2. Получение наиболее частых его поведенческих тактик (например, если ребенок беспокойный, то следователь сможет заранее подготовить тактику ведения его допроса.)
  3. Круг его общения;
  4. Его местонахождение в течение дня и на момент совершения преступления.

Кроме того, следователь, в любом случае, до вызова на допрос несовершеннолетнего, опросит его учителей, родителей, воспитатель, тренера, соседей, а также участкового, чтобы подготовиться к будущему допросу. Также он может отправлять запрос в детскую комнату полиции о том, состоит ли данный ребенок или подросток у них на учете.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.