Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание. Анализ эпилога "Преступления и наказания"

Преступление и наказание

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Глава первая (I)

Родион, услыхав, сказанное Свидригайловым, был крайне удивлён и испуган. Несколько дней после этого он ходил по кабакам, напивался, ходил в рассеянности, спал непонятно где, в общем, был не в себе. Когда Родион находился дома, к нему заглянул Разумихин, который рассказал Родиону, что Пульхерия Александровна заболела, что они долгое время искали Родиона, но не могли его найти.

Разумихин сказал, что они уже и вправду начали считать, что Раскольников сходит с ума. Он также рассказал Родиону, что давеча утром Дуня получила письмо про Раскольникова, но Разумихин не знает о чём оно. Разумихин перевёл тему на убийство и провозгласил, что убийцей объявлен Миколай, маляр, что сам Порфирий Петрович объяснил Разумихину, почему именно Миколай убил. Тут они стали прощаться, и Родион сказал, чтоб Разумихин берёг его семью и любил Дуню. Когда Разумихин вышел за дверь, Раскольников впервые за несколько дней вздохнул с облегчением. Ему стало легко на душе, он даже обрадовался, что убийцей объявлен Миколай, однако в комнату вошёл Порфирий Петрович, и Раскольникову пришлось принять гостя.

Глава вторая (II)

Раскольников испугался Порфирия, так как тот пришёл объясниться с Родионом насчёт подозрений и объявления убийцы. Порфирий сказал Родиону, что он знает, что это Раскольников убил старуху процентщицу, что пока точных улик на него нет, но Порфирий всё равно докопается до правды. Порфирий предложил Раскольникову пойти сейчас с ним в контору и сдаться с повинной, за что ему могут смягчить наказание. Порфирий говорил, что у Раскольникова ещё вся жизнь впереди, что он получит и выполнит своё наказание, а потом начнёт жизнь с нового листа и по-новому. Раскольникову не очень верилось, что можно жить по-новому и правильно. Порфирий сказал, что, если Раскольников будет всё отрицать, то он придёт через неделю, уже чтобы арестовать Раскольникова и предъявить ему обвинения. Раскольников отрицал свою причастность к убийству, и поэтому Порфирий, высказав всё, что он хотел, встал и ушёл. Раскольников был в смятении, он не знал, что делать.

Глава третья(III)

У Родиона осталось одно незаконченное дело: он должен был встретиться с Свидригайловым и поговорить с ним. Идя к Свидригайлову, Раскольников даже не представлял, о чём они будут говорить. Свидригайлов рассказал Раскольникову, что 10000 рублей, которые он хотел отдать Дуне, он использовал, чтобы благоустроить детей Катерины Ивановны в новых семьях. Он оставил каждому ребёнку 1500 рублей к совершеннолетию. Соне же он дал 3000, чтобы она смогла жить нормально, не нуждаясь ни в чём. Свидригайлов также начал говорить Родиону о женщинах, о его слабости к ним. Свидригайлов всегда любил женщин и женщины его любили. Узнав это, Раскольников пригрозил ему, чтобы он не встречался больше с его сестрой. Однако Свидригайлов сказал, что у него с Дуней назначена через час встреча.

Глава четвёртая (IV)

Свидригайлов, будучи немного пьян, начал откровенничать с Раскольниковым. Он рассказывал, что он искренне любил Марфу Петровну, что у него есть дети, но ими никак не занимается и они ему не нужны. Свидригайлов также поведал Родиону, что он вскоре поженится на одной очень юной особе, которая ему очень нравится. Раскольников был удивлён, что Свидригайлов в своём уже преклонном возрасте поженится на 15-тилетней девушке. Однако Свидригайлову нравилось то, как это маленькое создание смотрит на него и боготворит его. Он рассказал, что он ко всем девушкам применял лесть, чтоб заполучить их и на всех это работало. Дуне он тоже пытался льстить, но она не поддавалась на его хитрости. Может, поэтому он и полюбил её так сильно. Потом Свидригайлов посмотрел на часы и собрался уходить. Раскольников следовал за ним.

Глава пятая (V)

Раскольников проследовал некоторое время за Свидригайловым, но, увидев, что тот садится в карету и хочет ехать на Васильевский остров, Родион отстал от Свидригайлова. Родион пошёл в сторону мостовой и смотрел на Неву, ничего и никого не замечая. Он даже не заметил Дуню, которая прошла возле него, но не стала его тревожить. Свидригайлов, на самом деле, не ухал в карете, а проехав пару метров вышел из неё и пошёл к себе на квартиру. Дуня также направлялась на квартиру к Свидригайлову. Когда они встретились, Свидригайлов рассказал Дуне о тайне брата, о том, как он подслушивал их разговор с Соней у стены. Он говорил, что может отправить Раскольникова за границу вместе с семьёй, если только Дуня этого пожелает. Дуня не верила Свидригайлову и, желая удостовериться, она хотела выйти из квартиры, найти Соню и проверить у неё эту информацию. Когда Дуня пыталась открыть дверь, она была заперта. Дуня поняла, что это Свидригайлов запер дверь и спрятал ключи. В этот момент у Свидригайлова что-то переклинило в голове, и он начал приставать к Дуне. Девушка, испугавшись его, забилась в угол и просила Свидригайлова оставить её в покое. Дуня достала револьвер и выстрелила в Свидригайлова, но не задела его. Свидригайлов смотрел на это бледное от страха лицо и ему нравилось. Он сам просил Дуню выстрелить ещё раз. Он мог уже давно забрать этот револьвер, но он стоял и ждал выстрела. Когда Дуня спустила курок во второй раз, выстрел не получился. В это время Свидригайлов пришёл в себя, достал ключи из кармана, поставил их на стол, встал у окна и приказал Дуне быстрее убегать из этой квартиры. Дуня быстро взяла ключи отперла дверь и убежала. Она оставила револьвер с одной пулей на столе. Свидригайлов остался стоять у окна. Он не мог поверить, что он так поступил с Дуней.

Глава шестая (VI)

Свидригайлов после инцидента с Дуней побывал в баре. Пошёл к Соне и отдал ей ещё 1000 рублей, желая, чтобы это осталось в тайне. Он сказал Соне, что он на днях уезжает в Америку. Потом он посетил свою невесту, оставил ей 15000 рублей и попрощался, сказав, что ему надо отлучиться на некоторое время в Америку по делам. Родители невесты понимали, что это странное поведение для будущего жениха, но не стали ничего говорить Свидригайлову из уважения к нему. От невесты он вышел, когда начинался дождь. Весь промокший он добрался до ближайшей гостиницы и заплатил за одну ночь. Выпив чай, он даже не притронулся к еде и начал засыпать. Внезапно ему показалось, что у него в ногах движется какой-то объект. Это была мышь. Свидригайлов быстро встал с постели и попытался поймать мышь, но она забралась ему под штанину и тут он в поту поднялся с кровати. Это был сон. Он увидел, что скоро начнёт светать, поэтому он встал и уходил, как вдруг он услышал плач маленькой девочки, сидевшей в прихожей в углу. Когда он спросил, почему она здесь плачет, она ответила, что она разбила мамину вазу и что мама её будет бить, поэтому она сбежала из дома в эту гостиницу. Свидригайлов, проявляя сострадание, поднял её и понёс к себе на кровать. Когда он её уложил, она заснула моментально, но, когда Свидригайлов перед уходом проверил спит ли она хорошо, она посмотрела на него таким хитрым, пошлым взглядом, что Свидригайлов аж удивился, откуда в таком молодом создании столько испорченности и пошлости. Когда эта пятилетняя девочка начала протягивать к нему руки, Свидригайлов проснулся. Это вновь был ужасный сон. Когда он проснулся, во дворе было светло, он оделся и вышел из гостиницы. Нау лицах ещё было совсем безлюдно. Свидригайлов нашёл одного немца, который стоял возле ворот богатого дома, остановился возле него и, сказав, что он уезжает в Америку, достал револьвер, поднёс к своей голове и выстрелил.

Глава седьмая (VII)

Когда Раскольников, стоя на мосту, опомнился, он вспомнил, что мать болеет. Он направился к ней. Пульхерия Александровна очень обрадовалась приходу сына. Она поняла, что он хочет покоя, поэтому ничего у него не спрашивала. Она сказала сыну, что видит, что все ходят какие-то угрюмые и озабоченные и ничего ей не говорят, и что она предчувствует что-то нехорошее. Раскольников посидел с матерью. Они оба плакали, после чего он поцеловал её и сказал, что ему надо идти. Мать, не задавая вопросов, провела сына и сказала, что она всегда рада его приходу. Раскольников направился домой, где его ждала Дуня. Она сказала, что знает о тайне Раскольникова и она уговорила его сознаться в преступлении. Он поначалу не хотел, но потом понял, что у него есть ещё близкие люди, ради которых есть смысл жить, и чтобы жить с ними нормально, он должен принять наказание за своё преступление. Родион попрощался с Дуней и пошёл к Соне, сказать, что он пойдёт сдаваться с повинной.

Глава восьмая (VIII)

Раскольников пришел к Соне домой, сам не зная, зачем он это делает. Он сказал ей, что он готов принять наказание и что он сейчас идет сдаваться с повинной. Соня обещала ему, что пойдет с ним куда угодно и будет всегда с ним рядом. Она попросила его носить крест, который она ему надела на шею. Она даже заставила Раскольникова покреститься. Он вышел от Сони и решил пойти не к Порфирию Петровичу, а к Илье Петровичу. Когда он шел по дороге, он опустился на колени, поцеловал землю, но он не стал кричать на все четыре стороны, что он убийца, так как было очень много народу. Совершил он этот обряд, потому что его посоветовала Соня. Поднявшись в контору к Илье Петровичу, Раскольников сначала не мог его найти, но потом Илья Петрович сам вышел к нему. Он рассказал Раскольникову о суициде Свидригайлова и был очень многословен и общителен. Раскольников не слушал его. Когда Илья Петрович спросил, зачем же пришел Раскольников. Раскольников сказал, что пришёл просто повидаться и, узнав, что Илья Петрович в здравии, то он может идти. Когда Родион вышел из конторы, он увидел за углом Соню, которая стояла выглядывал из-за угла и смотрела на него, тогда он собрался с силами, поднялся обратно в контору и сделал признание, что он убийца.

Глава первая (I)

Раскольников признался, как он убил старуху-процентщицу. Он рассказал, как, когда и где он спрятал золотые вещи, которые украл у неё, почему он убил Лизавету. Почему у него после убийства было такое поведение. Суд решил, что Раскольников совершил преступление в состоянии аффекта. Решение суда было такого, что Раскольникова надо отправить на каторжные работы. Пульхерию Александровну свезли из Петербурга, чтобы она не знала о суде сына. Дуня поженилась с Разумихиным, и они не рассказывали Пульхерии Александровне о сыне, но она часто бредила о нём, ходила грустно и вскоре умерла. Соня отправилась с Родионом в Сибирь. Она навещала его, когда только могла. Она писала Дуне о состояние Раскольникова при каторжных работах. Дуня очень обрадовалась, что Соня поехала вместе с Раскольниковым. Раскольников любил, что она приходила, но он не хотел, чтобы она тратила свою жизнь на него.

Глава вторая (II)

На каторге все не любили Раскольникова, во-первых, потому что он ни с кем не разговаривал, был необщительным, но главной причиной было то, что он, когда шёл в церковь, никогда не крестился, и его хотели за это избить. Многие глумились над ним, но Раскольникову было на них всё равно. Но зато всем каторжником понравилась Соня, которая приносила им письма от родных, посылки. Они все знали, что, если идет Соня, то для них есть хорошие новости. В один день Соня заболела и не смогла прийти к Родиону. Он очень переживал за неё. Через несколько дней, когда Родион находился в одиночестве к нему подошла Соня. Соня взяла его руку. Никто из них не проронил ни слова. Но они оба понимали, что не могут выразить то, что чувствуют, словами. Так они поняли, что они любят и не могут друг без друга. Именно тогда Раскольников понял, что он любит и что новая жизнь может ещё начаться вместе с Соней. Он понял, что настало возрождение его души через любовь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

(360 слов) В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил глубокий социальный кризис своего времени. На примере обычного молодого человека, Родиона Раскольникова, писатель отобразил новые взгляды, господствовавшие среди молодёжи. Немалую роль в повествовании играет эпилог, в котором автор окончательно развенчивает идеалы своего героя, указывая людям другой, правильный, по его мнению, путь.

В эпилоге перед нами предстаёт Родион уже после того, как он добровольно признался в своём преступлении. Герой пошёл на это, чтобы облегчить свою совесть. Совершив убийство ради благой цели, он осознал, что не способен нести эту ношу в одиночку. Наказание должно было снять с него вину и помочь ему возродиться для новой жизни, но мы видим, что этого не произошло. Даже в сибирской ссылке Раскольников не отказывается от своей теории о превосходстве одних людей над другими. Разочаровавшись в себе, он продолжает отчаянно цепляться за свои заблуждения, продолжая делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разница лишь в том, что теперь он относит себя к первой группе. В результате застывший в презрении к окружающим и самому себе он вызывает к себе ненависть со стороны других каторжных, но, главное, он отталкивает от себя Софью Мармеладову, которая отправилась в Сибирь в след за ним, надеясь спасти его и вернуть к Богу. Достоевский показывает нам, насколько губительной может быть человеческая гордыня, как, боясь признать свои ошибки, человек уничтожает сам себя. Однако автор не мог позволить своему герою заблуждаться на протяжении всей жизни. Раскольников заболевает и в лихорадке видит сон, который в полной мере демонстрирует ему всю ущербность его теории. Человечество поразили микроскопические трихины, каждый, кого они коснулись, уверовал с собственную гениальность и исключительность. Мир погрузился в хаос, когда люди, исполненные ненависти к окружающим, даже не пытаясь найти общий язык, начали убивать друг друга. По мнению Достоевского, человек, слепо считающий себя выше других, сеет вокруг себя только разрушения и смерть. Мы должны стремиться к равенству, а не личному возвышению, иначе цивилизация исчезнет. Оправившись после болезни, Раскольников наконец-то отрекается от своих прошлых взглядов. Он по-новому смотрит на окружающий мир и перерождается. Открывшись Соне и всему человечеству, герой делает первый шаг на своём пути искупления.

Именно в эпилоге Достоевский окончательно разрушает ницшеанские, индивидуалистские теории своего времени, приводя им на замену доброту, веру в людей и Бога.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Федор Михайлович Достоевский. Преступление и наказание, Часть шестая, Эпилог

* ЧАСТЬ ШЕСТАЯ *

A strange period began for Raskolnikov: it was as though a fog had fallen upon him and wrapped him in a dreary solitude from which there was no escape.

Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение.

Recalling that period long after, he believed that his mind had been clouded at times, and that it had continued so, with intervals, till the final catastrophe.

Припоминая это время потом, уже долго спустя, он догадывался, что сознание его иногда как бы тускнело и что так продолжалось, с некоторыми промежутками, вплоть до окончательной катастрофы.

He was convinced that he had been mistaken about many things at that time, for instance as to the date of certain events.

Он был убежден положительно, что во многом тогда ошибался, например в сроках и времени некоторых происшествий.

Anyway, when he tried later on to piece his recollections together, he learnt a great deal about himself from what other people told him.

По крайней мере, припоминая впоследствии и силясь уяснить себе припоминаемое, он многое узнал о себе самом, уже руководствуясь сведениями, полученными от посторонних.

He had mixed up incidents and had explained events as due to circumstances which existed only in his imagination.

Одно событие он смешивал, например, с другим; другое считал последствием происшествия, существовавшего только в его воображении.

At times he was a prey to agonies of morbid uneasiness, amounting sometimes to panic.

Порой овладевала им болезненно-мучительная тревога, перерождавшаяся даже в панический страх.

But he remembered, too, moments, hours, perhaps whole days, of complete apathy, which came upon him as a reaction from his previous terror and might be compared with the abnormal insensibility, sometimes seen in the dying.

Но он помнил тоже, что бывали минуты, часы даже, может быть, дни, полные апатии, овладевшей им, как бы в противоположность прежнему страху, - апатии, похожей на болезненно-равнодушное состояние иных умирающих.

He seemed to be trying in that latter stage to escape from a full and clear understanding of his position. Certain essential facts which required immediate consideration were particularly irksome to him. How glad he would have been to be free from some cares, the neglect of which would have threatened him with complete, inevitable ruin.

Вообще же в эти последние дни он и сам как бы старался убежать от ясного и полного понимания своего положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он был освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило, впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении.

He was particularly worried about Svidrigailov, he might be said to be permanently thinking of Svidrigailov.

Особенно тревожил его Свидригайлов: можно даже было сказать, что он как будто остановился на Свидригайлове.

From the time of Svidrigailov"s too menacing and unmistakable words in Sonia"s room at the moment of Katerina Ivanovna"s death, the normal working of his mind seemed to break down.

Со времени слишком грозных для него и слишком ясно высказанных слов Свидригайлова, в квартире у Сони, в минуту смерти Катерины Ивановны, как бы нарушилось обыкновенное течение его мыслей.

But although this new fact caused him extreme uneasiness, Raskolnikov was in no hurry for an explanation of it.

Но, несмотря на то, что этот новый факт чрезвычайно его беспокоил, Раскольников как-то не спешил разъяснением дела.

At times, finding himself in a solitary and remote part of the town, in some wretched eating-house, sitting alone lost in thought, hardly knowing how he had come there, he suddenly thought of Svidrigailov. He recognised suddenly, clearly, and with dismay that he ought at once to come to an understanding with that man and to make what terms he could.

Порой, вдруг находя себя где-нибудь в отдаленной и уединенной части города, в какомнибудь жалком трактире одного, за столом, в размышлении, и едва помня, как он попал сюда, он вспоминал вдруг о Свидригайлове: ему вдруг слишком ясно и тревожно сознавалось, что надо бы, как можно скорее, сговориться с этим человеком и, что возможно, порешить окончательно.

Walking outside the city gates one day, he positively fancied that they had fixed a meeting there, that he was waiting for Svidrigailov.

Один раз, зайдя куда-то за заставу, он даже вообразил себе, что здесь ждет Свидригайлова и что здесь назначено у них свидание.

Another time he woke up before daybreak lying on the ground under some bushes and could not at first understand how he had come there.

В другой раз он проснулся пред рассветом где-то на земле, в кустах, и почти не понимал, как забрел сюда.

But during the two or three days after Katerina Ivanovna"s death, he had two or three times met Svidrigailov at Sonia"s lodging, where he had gone aimlessly for a moment.

Впрочем, в эти дватри дня после смерти Катерины Ивановны он уже два раза встречался с Свидригайловым, всегда почти в квартире у Сони, куда он заходил как-то без цели, но всегда почти на минуту.

They exchanged a few words and made no reference to the vital subject, as though they were tacitly agreed not to speak of it for a time.

Они перекидывались всегда короткими словами и ни разу не заговорили о капитальном пункте, как будто между ними так само собою и условились, чтобы молчать об этом до времени.

Katerina Ivanovna"s body was still lying in the coffin, Svidrigailov was busy making arrangements for the funeral.

Тело Катерины Ивановны еще лежало в гробу. Свидригайлов распоряжался похоронами и хлопотал.

Sonia too was very busy.

Соня тоже была очень занята.

At their last meeting Svidrigailov informed Raskolnikov that he had made an arrangement, and a very satisfactory one, for Katerina Ivanovna"s children; that he had, through certain connections, succeeded in getting hold of certain personages by whose help the three orphans could be at once placed in very suitable institutions; that the money he had settled on them had been of great assistance, as it is much easier to place orphans with some property than destitute ones.

В последнюю встречу Свидригайлов объяснил Раскольникову, что с детьми Катерины Ивановны он как-то покончил, и покончил удачно; что у него, благодаря кой-каким связям, отыскались такие лица, с помощью которых можно было поместить всех троих сирот, немедленно, в весьма приличные для них заведения; что отложенные для них деньги тоже многому помогли, так как сирот с капиталом поместить гораздо легче, чем сирот нищих.

He said something too about Sonia and promised to come himself in a day or two to see Raskolnikov, mentioning that "he would like to consult with him, that there were things they must talk over...."

Сказал он что-то и про Соню, обещал как-нибудь зайти на днях сам к Раскольникову и упомянул, что "желал бы посоветоваться; что очень надо бы поговорить, что есть такие дела..."

This conversation took place in the passage on the stairs.

Разговор этот происходил в сенях, у лестницы.

Svidrigailov looked intently at Raskolnikov and suddenly, after a brief pause, dropping his voice, asked:

Свидригайлов пристально смотрел в глаза Раскольникову и вдруг, помолчав и понизив голос, спросил:

"But how is it, Rodion Romanovitch; you don"t seem yourself?

Да что вы, Родион Романыч, такой сам не свой?

You look and you listen, but you don"t seem to understand.

Право! Слушаете и глядите, а как будто не понимаете.

Вы ободритесь.

We"ll talk things over; I am only sorry, I"ve so much to do of my own business and other people"s.

Вот дайте поговорим: жаль только, что дела много и чужого, и своего...

Ah, Rodion Romanovitch," he added suddenly, "what all men need is fresh air, fresh air... more than anything!"

Эх, Родион Романыч, - прибавил он вдруг, - всем человекам надобно воздуху, воздуху-с... Прежде всего!

He moved to one side to make way for the priest and server, who were coming up the stairs.

Он вдруг посторонился, чтобы пропустить входившего на лестницу священника и дьячка.

They had come for the requiem service.

Они шли служить панихиду.

By Svidrigailov"s orders it was sung twice a day punctually.

По распоряжению Свидригайлова, панихиды служились два раза в день, аккуратно.

Svidrigailov went his way.

Свидригайлов пошел своею дорогой.

Raskolnikov stood still a moment, thought, and followed the priest into Sonia"s room.

Раскольников постоял, подумал и вошел вслед за священником в квартиру Сони.

He stood at the door.

Он стал в дверях.

They began quietly, slowly and mournfully singing the service.

Начиналась служба, тихо, чинно, грустно.

From his childhood the thought of death and the presence of death had something oppressive and mysteriously awful; and it was long since he had heard the requiem service.

В сознании о смерти и в ощущении присутствия смерти всегда для него было что-то тяжелое и мистическ...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года.

На суде Раскольников ничего не скрывал. Следователя и судей поразило то обстоятельство, что он спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими и даже не зная, что и сколько похитил, сколько денег в кошельке. Это позволило сделать им заключение, что преступление было совершено «при некотором временном умопомешательстве» – «преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя». Все это, а также чистосердечное признание, способствовало смягчению приговора.

Во внимание были приняты и другие обстоятельства, благоприятные для подсудимого: во время учебы в университете он содержал из последних своих средств чахоточного товарища, а после его смерти ухаживал за его больным отцом, устроил его в больницу, а когда он умер, похоронил. Квартирная хозяйка Раскольникова сообщила на суде, что он однажды спас от пожара двух маленьких детей, получив при этом ожоги. Судьи учли все обстоятельства, и преступник был приговорен всего к восьми годам каторги.

Пульхерия Александровна, которую все уверяли, что сын ее уехал куда-то за границу, тем не менее душой чув- ствовала, что с ним произошло что-то зловещее, и жила лишь ожиданием письма от Родиона. С каждым днем ее состояние становилось все серьезнее и вскоре она умерла. Дуня вышла замуж за Разумихина. Среди приглашенных на скромную свадьбу были Порфирий Петрович и Зосимов. Разумихин возобновил занятия в университете и собирался через несколько лет переселиться в Сибирь, поближе к Родиону. Дуня поддерживала его в этом.

Соня, используя деньги Свидригайлова, которые он оставил ей перед смертью, отправилась в Сибирь, и в письмах регулярно сообщала обо всем Дуне и Разумихину. Она довольно часто виделась с Раскольниковым, который по ее словам, ничем не интересовался и находился в мрачном настроении, был угрюм и несловоохотлив. Он ясно понимал свое положение, не ожидал от будущего ничего хорошего, не питал никаких надежд и ничему не удивлялся из того, что видел вокруг. От работы он не уклонялся, но и не напрашивался, к пище был почти равнодушен, жил в общей камере. Соня писала, что в первое время Раскольников «не особо интересовался ее посещениями», но спустя некоторое время ощутил потребность в них, и даже иногда, когда Соня не могла прийти к нему, тосковал. Про себя Соня сообщала, что она за это время познакомилась с некоторыми влиятельными людьми, зарабатывала себе на жизнь шитьем и достигла в этом деле больших успехов, так как в городе не было модистки. Но в письмах Соня не упоминала, что благодаря ее знакомым, начальство стало лучше относится к Раскольникову, в частности облегчило его работы. В последнем письме Соня сообщала, что Родион серьезно заболел и был помещен в госпиталь.



Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! Напротив, он даже рад был работе: измучившись на работе физически, он по крайней мере добывал себе несколько часов спокойного сна. И что значила для него пища – эти пустые щи с тараканами? Студентом, во время прежней жизни, он часто и того не имел. Платье его было тепло и приспособлено к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал. Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки? Но пред кем? Пред Соней? Соня боялась его, и пред нею ли было ему стыдиться?

А что же? Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя...

И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.

«Чем, чем, – думал он, – моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так... странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!..

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

В остроге Раскольников жил, многого не замечая. Но со временем он стал многому удивляться, в частности той пропасти, которая лежала между ним и всеми находившимися здесь людьми. Ссыльные не любили его и старались избегать. Спустя некоторое время они стали его ненавидеть.

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, – все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» – говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.

Во время болезни Раскольников долгое время находился в бреду. Ему мерещилось, что мир должен погибнуть из-за какой-то невиданной болезни; уцелеть должны были лишь немногие, избранные; пораженные микробом люди сходили с ума, считая конечной истиной любую свою мысль, любое убеждение; каждый был убежден, что истина заключена в нем одном и никто не знал, что добро, а что зло; все погибало.

Все время болезни Раскольникова Соня дежурила под его окнами, и однажды он случайно увидел ее в окно. Два дня Соня не приходила. Вернувшись в острог, Родион узнал, что она больна и лежит дома. Узнав, что Раскольников о ней беспокоится, Соня отправила ему записку, в которой сообщила, что она уже выздоравливает, что болезнь ее не опасна и что скоро она придет повидаться с ним.

На следующий день, когда Раскольников работал на обжиге печи у реки, к нему подошла Соня и робко протянула ему руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они решили ждать и терпеть.

Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она – она ведь и жила только одною его жизнью!

Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково. Он припомнил теперь это, но ведь так и должно было быть: разве не должно теперь все измениться?

Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бедное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания...

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал. Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастия. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Духовное вырождение или духовное возрождение - что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор - 8 лет каторжных работ.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Каторжники и Соня

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что - то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека - Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня - это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Истоки преступления

Теория в «Преступлении и наказании» высказана Раскольниковым посредством статьи, которую он написал под влиянием окружающей его среды.

Являясь по сути своей настоящим гуманистом, чувствительным к любой несправедливости, он тяжело переживает по поводу всего того, чему является свидетелем.

Крайняя бедность, жалкая мрачная каморка, в которой он чувствует себя похороненным заживо, отсутствие дружеской поддержки и работы, которая бы как-то поддерживала его существование. Всё это постепенно погружает его в тёмный мир собственных иллюзий и представлений.

Петербург со своей духотой, пылью и вонью душит его как мешок, накинутый на голову. На улицах города он сталкивается с социальным «дном» общества: нищие, пьяницы, психически нездоровые люди, задавленные нищетой родители, несчастные обездоленные дети.

Мысль о несправедливом мироустройстве не даёт ему покоя, сводит с ума, порождает в душе отчаяние и непонимание. Глубочайшая грань, которая пролегает между бедными и богатыми, настолько непреодолима, что Раскольников не может смириться с этими ужасными реалиями. Он готов помочь всему человечеству перестать страдать даже ценой собственного благополучия.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога "Преступления и наказания" заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это - нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь - сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание - проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» - история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание - проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок - смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь - святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья - каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог - источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Достоевский."Преступление и наказание": эпилог

Преступление и наказание - смысл произведения. Никогда не бывает одного без другого. И Достоевский хотел донести до читателей ту мысль, что никто не осудит тебя за твоё преступление суровее и беспощаднее, чем твоя совесть. Даже если ты избежишь наказания от людей, то от наказания совести тебя не скроет ни один самый отдалённый закоулок Вселенной.

Смысл эпилога «Преступление и наказание» заключается в том, что ни один злой поступок не может быть совершён во имя добра. Соня, олицетворяющая христианское смирение, беззаветную и к людям противопоставляется Раскольникову с его идеей о неподсудности «необыкновенной» личности.

Опровергается его теория о том, что великая цель, направленная на благое дело, может быть осуществлена недостойными средствами.

Преступление - это не самое страшное. Самое страшное - наказание. Если выразиться точнее - самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести. Человек, преступление и наказание - это три основных ключа романа. Самый главный ключ - именно наказание.

Поэтому в романе лишь первая часть посвящена самому преступлению. Все последующие - это описания наказания, которое ждёт преступника не столько от людей, сколько от суда собственной совести.

Спасает же героя не его идея о разделении людей на «две группы», а любовь Сони, которая «заражает» его своей и в то, что каждый человек достоин божественной любви.

Эпилог романа «Преступление и наказание» говорит о том, что Соня и Раскольников теперь - одно целое и неделимое ядро. И вместе они осилят трудную дорогу к обновлению и к счастью. «Преступление и наказание» - история человека, который потерял себя из-за собственной гордыни и обрёл заново благодаря любви.