Преступление и наказание образ родиона. В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Родион Раскольников - бедный студент, решивший проверить тварь ли он дрожащая или человек» и таким образом свершивший страшное преступление - убийство, главный героя романа Достоевского «Преступление и наказание».

На страницах произведения автор знакомит нас с историей жизни Раскольникова, поднимая при этом целый ряд важных философских, нравственных, общественных и семейных вопросов. Родион Раскольников - ключевая фигура в повествовании, вокруг которого и завязаны все остальные события и зависит развитие сюжетных линий.

Характеристика главного героя

("Родион Раскольников" - иллюстрация к роману, художник И.С. Глазунов, 1982 )

В первой же главе романа мы знакомимся с его главным героем Радионом Раскольниковым, бывшим студентом юридического факультета столичного университета. Он живет в мрачной и тесной комнатушке, плохо одет, что говорит о его весьма бедственном положении, имеет задумчивый, крайне замкнутый и болезненный вид. Не имея средств к существованию, он находится в трудной финансовой ситуации, у него нет денег ни на еду, ни на учебу, ни на оплату квартиры.

Его внешность, несмотря на мрачность и угрюмость, довольно привлекательна: высокий рост, тонкий и стройный стан, темные выразительные глаза, темно-русые волосы. Юноша обладает острым умом и имеет хорошее образование, однако его унизительное состояние задевают гордость и самолюбие, делая угрюмым и замкнутым. Любая помощь со стороны мгновенно им опровергается, ведь это унижает его достоинство и нарушает независимость.

Чтобы как-то выжить он вынужден ходить к старухе-процентщице, живущей по соседству, и закладывать у неё последние ценные вещи за сущие копейки. Постепенно в его измученном проблемами выживания мозгу возникает идея разделения всех людей на самых обычных и имеющих право делать все что им вздумается. Находясь под влиянием своей непомерной гордыни и самолюбия, Раскольников приходит к мысли о своей избранности и великом предназначении. Он решает убить и ограбить старуху-процентщицу, которая стала для него воплощением зла и страданий бедных людей, таким образом проверить правильность своей идеи и сделать свой вклад в лучшее будущее для себя и своей семьи.

Пережив долгие и мучительные колебания, Раскольников все же выполняет задуманное. Убивает процентщицу Алену Ивановну, а заодно и её убогую сестру Лизавету, ставшую невольно свидетельницей жесткого преступления. Находясь в ужасном состоянии после содеянного, Раскольников понимает что он не смог стать «суперчеловеком», как хотел, и даже не может забрать деньги, которые ранее планировал украсть у «гадкой старушонки», как он её называет.

(В своей каморке Раскольникова преследуют душевные терзания )

Понимая, что его теория не «работает», Раскольников впадет в тяжелые душевные терзания, его преследуют страх разоблачения, страшные воспоминания и пролитой крови, ощущение полной безвыходности и одиночества. Он приходит к пониманию того, что его поступок был абсолютно бессмысленным и принес горе и ему, и всем окружающим. И все таки Родион не раскаивается в содеянном, ему противно и тошно то, что он не доказал свою теорию. Мучаясь и страдая, он воспринимает это как удел сильных людей, которые в состоянии выдержать такие испытания, однако он еще не понимает, что уже начинает раскаиваться и нуждается в прощении и понимании.

Только повстречав на своем жизненном пути кроткую и искреннюю Соню Мармеладову, которая тоже находится в трудном и бедственном положении, он открывается ей и признается в содеянном преступлении. Так начинается возрождение почти уже мертвой души Раскольникова, он возвращается к добру и свету, обретает Бога. Не с первого раза, но все же Родион публично признается в совершенном преступлении и отправляется на каторгу.

Образ главного героя в произведении

Сюжет романа был задуман Федором Достоевским, когда он сам отбывал каторгу за свои политические убеждения, и находился в тяжелом состоянии морального разложения и деградации. Там он встретил личностей, покоривших его силой духа и необычными судьбами, именно их духовный опыт и стал основой для написания будущего шедевра мировой классической литературы.

Образ главного героя Раскольникова имел реальные прототипы в жизни, это молодой москвич Герасим Чистов, который убил топором двух женщин и ограбил их, и второй - француз Пьер-Франсуа Ласенер, называвший себя «жертвой общества» и не видящий в своих преступлениях ничего плохого. Идея «сверхчеловека», как и разделение людей на серые массы и имеющих право совершать любые поступки, даже убийство, позаимствована Достоевским из книги Наполеона «Жизнь Юлия Цезаря».

(Сознавшись в преступлении Раскольников отбывает на каторгу )

Судьба главного героя Раскольникова взята Достоевским как пример для всех окружающих, для осознания нами основной проблемы всего человечества на протяжении всей истории его существования. Никакие преступления не могут остаться безнаказанными, жизнь все расставит по своим местам и окажется намного умнее и изобретательные нас, каждому воздастся по его заслугам.

Сквозь нравственные мучения и психологические испытания Достоевский поднимает морально-этические проблемы общества, еще раз доказывает всем нам актуальность и жизненную важность христианских принципов и норм. Роман отличается глубоким философским и религиозным смыслом, написанный более ста пятидесяти лет назад, и в наше смутное время до сих пор актуален, ведь он указывает нам путь к возрождению материально-духовных ценностей.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» считают очень сложным, психологически глубоким произведением. И «помогает» ему быть таковым образ главного героя - не менее сложный, противоречивый, многогранный.

Родион Раскольников - бедный студент, приехавший в Петербург учиться в университете юридическим наукам. Но учебу он бросил, не имея на это материальных средств. Одет он был столь плохо, «что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Комната, в которой проживал Раскольников, представляла, как говорит автор, «каморку…и походила более на шкаф, чем на квартиру».

Все это явилось предпосылкой нынешнего настроения Родиона Раскольникова. Перед нами появляется молодой человек «в раздражительном и напряженном состоянии», угрюмый, задумчивый. Он ни с кем не желает общаться, даже со своим единственным другом Разумихиным. «Он был задавлен бедностью», - заключает автор. Все вокруг ему неприятно, омерзительно, нестерпимо противно. Даже помощь близких ему людей (матери и друга) кажется ему унизительной. Раскольников признается себе, что мог бы выйти из бедственного положения: мать заплатила бы за учебу, а на одежду, еду и квартиру он заработает уроками. Но он уже не хочет этого. В его голове созрела некая теория. И здесь же автор приводит строки, в которых Раскольников «…замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Эта противоречивость образа героя подчеркивает сложность характера Раскольникова и объяснение его поступков.

Раскольников подразделял всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Одни «право имеют», а другие «твари дрожащие». Себя он причислил к «Наполеонам» и решил проверить, сможет ли он «разрешить кровь по совести». В это же время автор показывает нам милосердие Родиона, когда он отдает свои последние деньги на похороны Мармеладова, пытается защитить свою сестру Дуню.

Убийство старухи-процентщицы повлекло за собой еще одно убийство совершенно невинной Лизаветы, сестры старушонки. Раскольников был уверен, что сделает счастливыми многих людей, лишив жизни одного. Но теория его потерпела крах. Сразу же после совершения преступления Раскольниковым овладел страх. Он даже впал в двухдневную лихорадку. Раскольников сильно ошибся в расчетах, даже не смог воспользоваться украденными вещами, да и не предполагал. А самое главное то, что Родион не выдержал мук своей совести. Он злился на себя, что так и не смог переступить тот порог, который дает «право». Его разоблачают в преступлении достаточно быстро, и он не противится этому, наоборот, даже рад, что все закончилось. Теперь его ждет каторга.

Очень долгий путь прошел Родион к раскаянию. В этом ему помогла Соня Мармеладова. Уже будучи на каторге, Раскольников понимает, что есть другая жизнь - жизнь через любовь, светлое чувство, не отягощенное злобой и унынием. Именно здесь и получает Родион полное исцеление своей души. Одна глава посвящена преступлению, а целых пять - наказанию. Исцеление главного героя в эпилоге романа звучит как счастливый конец: «…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

Глубокий философский посыл лежит в основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». (главного героя) очень сложный и противоречивый. Вся его сущность разворачивается постепенно, от первой главы к последней. Поэтому целесообразней будет рассмотреть становление и трансформацию образа по частям романа.

Часть первая

В этой части, которая состоит из семи глав, мы знакомимся с главным персонажем. В самом начале произведения автор описывает внешние характеристики Родиона Романовича. Он хорош собою, тонок и строен, темно-рус, его рост выше среднего, у него прекрасные темные глаза. И тут же акцент делается на чрезмерно бедственное положение. Достоевский пишет, что Родион одет в абсолютные лохмотья, в которых другому человеку было бы очень стыдно ходить по улице.

Далее начинает складываться первоначальный образ Раскольникова. Он одержим безумной идеей, которая всецело поглотила его. Мужчина раздумывает о том, сможет ли он решиться на преступление «во благо человечества». И когда Родион начал сомневаться в своем решении, то направился в распивочную, где тревожные думы его покинули.

Он знакомится с Мармеладовым, его женой и детьми. Родион узнает о его дочери Соне, которая пошла на панель, чтобы семья не умерла с голоду. Полученное от матери письмо, в котором она пишет о ситуации с Дуней, приводит его в бешенство. Эти факты подкрепляют мысль о совершении задуманного.

Образ Раскольникова резко контрастирует с образом его товарища Разумихина. Он тоже бедствует, но абсолютно иначе воспринимает тяготы судьбы.

В этой части описывается сон Родиона, который основан на воспоминаниях из детства. Здесь мы видим маленького мальчика, сочувствующего и сопереживающего убитой хозяином лошади. Но милый образ Раскольникова-ребенка, сильно расстроившегося из-за смерти животного, рассеивается как сон. Перед нами предстает хладнокровный и тщательно продумывающий убийство человек. В момент совершения злодейства он испытывает головокружение, его руки на мгновение становятся слабыми. Однако он замахивается и убивает старуху, а затем и случайно вошедшую Лизавету. После этого им овладел страх. С каждой минутой в Родионе росло отвращение из-за содеянного преступления.

Часть вторая

В этой части продолжает складываться образ Раскольникова. Он безумно боится, что его заподозрят, и тщательно скрывает улики. Его не интересуют украденные деньги. Родион ненавидит все вокруг и раздражен тем, что на такое гадкое и подлое дело пошел сознательно.

Будучи дома, он начинает бредить. Так продолжается четыре дня. Когда Разумихин и Зосимов заговаривают об убийстве, Родиону становится еще хуже. Приход Лужина еще усугубляет его самочувствие. Он вспоминает сестру и мать. Несмотря на общую слабость, Родион Раскольников (образ которого уже несколько вырисовывается) смело высказывает все то, что думает об этом мерзком человеке.

Встреча и разговор с Заметовым подчеркивают, как мучается Раскольников в душе. Словно в припадке, он наводит собеседника на мысли о том, что сам совершил убийство. А потом очень тихо спрашивает: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Эти слова Заметов не воспринимает всерьез, сравнивая Раскольникова с сумасшедшим.

Главный герой задумывается о самоубийстве. Он возвращается на место преступления.

Раздавленного лошадьми Мармеладова видит Родион Раскольников. Образ его раскрывается с еще одной стороны. Это добрый и не жадный человек. Он готов отдать последнее, чтобы помочь семье покойника, с которым был едва знаком. Родион - не верующий человек, но сейчас он просит Соню помолиться за него.

Часть третья

Раскольников встречается с матерью и сестрой. На первый взгляд может показаться, что он холоден и чрезмерно жесток с ними. Однако мысли о содеянном преступлении ни на секунду не покидают его. Он настолько мучается и начинает себя ненавидеть, что ему невыносимо находиться со своими «чистыми» и «светлыми» родственниками. Поэтому образ Раскольникова (сочинение излагается сквозь призму всех глав) - очень сложный и внутренне противоречивый.

Он приглашает Соню, знакомит ее с матерью и Дуней. Ее приниженность поражает его, Родиону становится очень жалко бедную девушку.

В этой части происходит разговор со следователем Порфирием Петровичем, в котором раскрывается Он пытается доказать, что ради чего-то великого могут быть совершены любые жертвы. По его мнению, люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Первым он дает такое определение: «вошь», или «тварь дрожащая». Вторых он сравнивает с Наполеоном.

По возвращении домой Родион снова ослабевает. Он понимает, что совесть не позволяет ему забыть об убийстве. Раскольников решает, что сам является «вошью». Все эти мысли и чувства дополняют образ Родиона Раскольникова.

Антипод

Еще одна противоположность главному персонажу - Свидригайлов. Это чрезмерно корыстный, хитрый, гадкий человек, оказавшийся здесь не случайно. Раскольников сразу чувствует, что это неприятная личность. Но Свидригайлов кажется Родиону странным, так как он не ведает его главной цели.

В этой части образ Родиона Раскольникова обретает новые грани. Он всеми силами борется за сестры. Несмотря на протесты, он добивается своего, и выводит Лужина на чистую воду. Он рад, что у матери и Дуни открываются глаза на этого мерзкого человека, которого он сразу распознал.

Визит к Соне ему был необходим, словно воздух. Он не понимает, чем эта несчастная девушка завоевала его доверие. Но Родион решил, что именно она должна его выслушать.

Допрос Порфирия Петровича показывает, что в нужную минуту Родион может быть изворотливым. Он не признается в содеянном преступлении, а у следователя всего лишь домыслы, фактов не хватает.

Часть пятая

Продолжаем дальше рассматривать великое сочинение. Образ Раскольникова дополняется новыми красками. Родион Романович приходит на поминки к Катерине Ивановне, где по вине Лужина случается нелепая ситуация с Сонечкой. Лебезятников и Раскольников спасают невинную девушку, которую оболгал этот неблагородный человек.

Родион Раскольников признается Соне, что это он совершил преступление. Мужчина снова говорит о своей теории, которую девушка всеми силами пытается понять. Он задает вопрос сам себе: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Соня не понимает, как он на такое решился. Девушка говорит, что Родион должен искупить свою вину и принять страдание. Однако Раскольников считает, что ему не в чем каяться.

Полные противоположности

И снова фигуре Раскольникова противопоставляется Свидригайлов. Омерзительные поступки, желание любой ценой обладать Дуней вызывают отвращение. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, кажется гораздо благороднее и честнее. Можно охарактеризовать его как сбившегося с пути истинного или сильно запутавшегося, обреченного человека.

Раскольников приходит к матери и прощается с ней. Мужчина наконец-то говорит ей, как сильно он ее любит.

Соня неспроста появилась в жизни Родиона. Именно она убедила его прийти с повинной. Раскольников приходит в участок и приводит всех в изумление своим

Эпилог

Финал поражает своей внезапностью. Казалось бы, все и так ясно: преступление - наказание. Однако… Здесь происходит трансформация образа, о которой было заявлено вначале.

Раскольников получил восемь лет каторги. Соня последовала за ним в Сибирь, где виделась с возлюбленным у ворот острога по праздникам.

Он ведет себя с девушкой очень грубо, но постепенно привыкает к ее посещениям. Родион заболевает от уязвленной гордости. Преступник винит себя в том, что сознался. Раскольников неоднократно задает себе вопрос о том, почему не покончил с собой, как Свидригайлов. Родион чуть не умер от рук каторжников. Но не судьба была ему покидать этот мир. Его ждало воскрешение.

На очередном свидании с Соней он понимает, что любит ее. Это именно та девушка, которая смогла перевернуть его внутренний мир. Родион готов ждать еще семь лет каторги. Теперь ему есть ради кого жить. Благодаря Соне он почувствовал, что словно воскрес. И каторжники начали относиться к нему по-другому. Долго пролежала под подушкой у него книга от Сони - Евангелие. А теперь промелькнула и мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…».

Заключение

Сочинение на тему «Образ Раскольникова» каждый, конечно, напишет по-своему. Но главную идею внимательный читатель не сможет упустить. Внешний акцент сделан на преступлении и последующем наказании. А весь роман полон жизненных ситуаций и философских размышлений. Главные персонажи книги, как и люди в реальной жизни, резко контрастируют друг с другом. У каждого свои мысли и переживания, своя судьба. Несколько завуалированная идея - вера в Бога. Возможно, Раскольников не совершил бы преступление, если бы не думал только о своей теории, а руководствовался чем-то более высоким.

И еще одна идея, выходящая на поверхность в конце романа, заключается в том, что любовь способна воскресить душу человека.

С гордым романтиком Родионом Раскольниковым, возомнившим себя «вершителем судеб», школьники знакомятся в 10 классе. История убийства старухи-процентщицы, случившаяся в Петербурге в середине 60-ых годов XIX века, никого не оставляет равнодушным. подарил мировой литературе самого яркого представителя личности, в которой «дьявол борется с Богом».

История создания

Свое самое знаменитое произведение, которое уважают в каждом уголке мира, Федор Михайлович задумал на каторге, куда угодил за участие в кружке Петрашевского. В 1859 году автор нетленного романа писал брату из тверской ссылки:

«В декабре я начну роман. (…) я говорил тебе про одну исповедь-роман, который хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».

Каторжный опыт в корне изменил убеждения писателя. Здесь он встретился с личностями, которые покорили Достоевского силой духа, – этот духовный опыт и должен был лечь в основу нового романа. Однако его рождение отложилось на шесть лет, и только столкнувшись с полным безденежьем, «родитель» взялся за перо.

Образ ключевого персонажа подсказала сама жизнь. В начале 1865 года газеты пестрили ужасающей новостью о том, что молодой москвич по имени Герасим Чистов убил топором прачку и кухарку, служивших у одной мещанки. Из сундуков женщин пропали золотые и серебряные вещи, а также все деньги.

Список прототипов дополнил французский убийца. У Пьера-Франсуа Ласенера Достоевский позаимствовал «высокие идеалы», лежащие в основе преступлений. Мужчина ничего предосудительного в своих убийствах не видел, мало того, оправдывал их, называя себя «жертвой общества».


А главный стержень романа появился после выхода книги «Жизнь Юлия Цезаря», в которой император высказывает мысль о том, что сильные мира сего, в отличии от «серой массы обычных людей», наделены правом попирать нравственные ценности и даже убивать, если считают это нужным. Вот откуда взялась теория Раскольникова о «сверхчеловеке».

Сначала «Преступление и наказание» задумывалось в форме исповеди главного героя, не превышавшей по объему пять-шесть печатных листов. Готовый первоначальный вариант автор нещадно сжег и принялся работать над расширенной версией, первая глава которой появилась в январе 1866 года в журнале «Русский вестник». Спустя 12 месяцев Достоевский поставил точку в очередном произведении, состоящем из шести частей и эпилога.

Биография и сюжет

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель.


На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв.


Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.


Измучившись от страха и одновременно с этим от жажды разоблачения, Родион Раскольников признался в убийстве . Сердобольной девушке не удалось уговорить молодого человека прийти в полицию с повинной, ведь тот намеревался «еще побороться». Но вскоре не выдержал, расплатившись за двойное убийство каторгой в Сибири. Соня отправилась вслед за Раскольниковым, поселившись рядом с местом его заключения.

Образ и основная мысль

Достоевский дает точное описание внешности Раскольникова: это красивый юноша с тонкими чертами лица и темными глазами, ростом выше среднего, стройный. Впечатление портит беднота одежды и злобное презрение, которое то и дело мелькает на лице героя.


Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.


Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Раскольникова можно смело назвать маргиналом, который не сумел защитить собственные убеждения. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.

Экранизации

Главные герои романа «Преступление и наказание» появились во множестве фильмов российского и зарубежного кинематографа. Дебютировало произведение на родине в 1910 году, но современные любители творчества Достоевского потеряли возможность посмотреть труд режиссера Василия Гончарова – картина утрачена. Спустя три года Раскольников вновь «позвал» зрителей в кинотеатры, представ в лице артиста Павла Орленева.


Но это были незначительные ленты. Открыл летопись славных киноработ, поставленных по мотивам нетленного романа, фильм Пьера Шеналя с Пьером Бланшаром в главной роли. Французам удалось убедительно передать образ Раскольникова и трагизм русского произведения, актера даже наградили Кубком Вольпи. Еще в двух зарубежных картинах «Преступление и наказание» снимались словак Петер Лорре и француз .


Советский кинематограф прославился двухсерийным фильмом Льва Кулиджанова: на преступление пошел , который на съемочной площадке трудился вместе с (Порфирий Петрович), Татьяной Бедовой (Сонечка Мармеладова), (Лужин), (Мармеладов) и другими известными актерами. Тараторкину эта роль подарила популярность – до нее молодой актер скромно трудился в Ленинградском ТЮЗе и успел сняться в кино только однажды. Картина из всей россыпи постановок на тему произведения Федора Михайловича признана самой удачной.


Начало 2000-ых годов ознаменовалось бумом на создание фильмов по мотивам классических произведений. Режиссеры не прошли и мимо Достоевского. «Преступление и наказание» в восьми сериях экранизировал Дмитрий Светозаров. В картине 2007 года роль Родиона Раскольникова досталась , Соню Мармеладову сыграла , а Порфирия Петровича – . Киноработу с холодом приняли критики, назвав ее неоднозначной. В частности, смущала песня, сопровождающая титры:

«Кто много посмеет, тот и прав, тот над ними и властелин».
  • Журнал «Русский вестник» обязан роману Достоевского подъемом популярности. После опубликования «Преступления и наказания» издание приобрело 500 новых подписчиков – число внушительное по тем временам.
  • По первоначальной задумке автора роман ждал другой финал. Раскольников должен был покончить жизнь самоубийством, но Федор Михайлович решил, что такой исход уж слишком прост.

  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.

  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Цитаты

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».
«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
«Станьте солнцем, вас все и увидят».
«Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести».
«При неудаче все кажется глупо!»
«Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа - обнищавшего и опустившегося студента.

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе - и Раскольников тут же решает заменить головной убор. Это сочинение доступно бесплато на сайте реф.рф!
В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников - «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» - на «высших» и «тварей дрожащих». Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» - Наполеон Бонапарт. Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.
Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того ʜᴎɜкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, ϲᴏᴦласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству. В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией. Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент - «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими». Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.
Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели. Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир - она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова - он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона. Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.
В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.
С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно. Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников - не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество. Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.

Лекция, реферат. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.