Что означает трезубец на гербе украины. Большой государственный герб украины

Каждое государство имеет свой герб, флаг и гимн. Все эти символы в последующем символизируют страну, в которой их используют и чаще всего они тесно связаны с историей государства.

Трезубец Украины имеет длинную историю, которая привела данный символ древности к становлению его современным государственным символом Украины.

Трезубец является малым гербом страны.

Чаще всего его можно увидеть в соединении с английским щитом.

Государственный герб был принят в 1992 году, вместе с гимном и флагом. Смена политического курса потребовала принятие новой геральдики. Все эти символы возродились и стали новой частью украинской истории герба и флага.

Власть Посейдона

Трезубец — один из древнейших символов, когда-либо используемых человеком. В древности он считался символом большой власти и силы. Так же он символизировал могущество Посейдона.

На статуях Посейдона всегда можно встретить копье с трезубцем.

В Индии это является атрибутом высшей власти, поэтому его часто изображали на статуях индийских богов.

Во времена древней Руси этот знак указывал на триединство славянского мира. Так же этот символ использовался как герб великим князем Владимиром, который является основоположником православной церкви. Именно во время правления князя Владимира, герб начал появляться на государственных печатях и монетах.

Сокол Рюрика

Существует много версий, которые возникли с найденными археологическими находками и документами и способствовали рождению множеств толкований трезубца. Одной из них является версия о том, что «триизуб» является символом пикирующего сокола, происходящего от предков рода Рюриковичей.

Историки имеют много мнений, касающиеся династии Рюриковичей и происхождения трезубца. Точной информации о происхождении княжеского рода нет, поэтому историки и археологи создали некоторые версии, которые не всегда подтверждаются фактами.

По одной версии династия Рюриковичей произошла из племен западных славян. В этих племенах использовался древнеславянских символ «рарог», который в переводе означает сокол или падающий сокол.


Одним из многочисленных фактов в новой истории Украины является то, что все князья династии Рюриковичей использовали именные печати, которые не передавались по наследству. Именно этими печатями подписывались важные документы и письма.

До наших дней дошла часть этих печатей. Все они имеют общее основание в изображении – двузубец или подобие трезубца.

Именно к этим изображениям каждый князь добавлял различные элементы, в виде крестов, завитков и т. д. Спустя некоторое время эти символы использовали на доспехах, флагах, перстнях и предметах обихода.

Двузуб Хазар


До правления Владимира Великого, во времена, когда государства зарождались и угасали, существовало множество кочующих племен, одним из которых является хазарское государство. Символом данного государства являлся двузуб или тамга.

Историками было доказано, что этот символ является частью древнейшего рода кочевников, и в свое время символизировал власть правящей семьи.

Но также можно сказать, что этот символ был взят у других ранее существовавших народностей, таких как египтяне, римляне, греки и шумеры. В целом нет точного утверждения, о первоначальном происхождении данного символа.

Двузуб путем заимствования использовался многими народами.

Древние греки изображали двузуб как символ бога Аида, брата Зевса, Диметры и Посейдона. В древнегреческой мифологии, двузуб означал двойственность мира, жизнь и смерть.

Также этот символ можно встретить на изображениях шумерских и индийских богов.

До того времени, как хазары стали самостоятельным народом, двузуб широко использовался тюркским народом, и его правителем Тогармой. Тюркские народы почитали культ дракона, и изображали его с двумя головами, что в последующем привело к одному из вариантов появления двузуба.

Чешский якорь

Из множества существующих теорий толкования символа трезубца, существует теория, по которой трезубец как символ был завезен чешскими священниками.

Эти священники проповедовали христианство и крестили местное население Руси до правления князя Владимира. Так как у них не оказалось под рукой никакого предмета схожего по форме с крестом, обряд крещения они проводили якорем, который был в форме трезубца.

Но эта теория не является подлинной, так как ее опровергло множество археологических находок специалистов в сфере геральдики и древних документов.

Что означает герб Украины

На сегодняшний день существует официальная история герба Украины и несколько дополнительных версий, толкующих значение трезубца — новой эмблемы страны.

По официальной версии:

Трезубец Украины является символом князя Владимира.

Из рода Рюриковичей и олицетворяет свободу и независимость.

По другим версиям это:

  • падающий или пикирующий сокол, преследовавший добычу;
  • якорь, символизирующий два моря;
  • три облика единого бога;
  • зашифрованное в трезубце слово «Воля», что переводится как «Свобода»;
  • древний языческий знак, сохранившийся со времен, когда Русь поклонялась древним языческим богам.

Схема построения

год принятия Верховной Радой Украины малого герба

Малый герб Украины был принят в 1992 года Верховной Радой, когда началась новая веха в истории украинского герба и флага. В проекте были указаны и утверждены все размеры геральдики, благодаря которым при разном масштабе должны сохраниться все пропорции герба.


Цветной и черно-белый символ государства

Во время принятия государственного гимна, флага и герба, были утверждены два описания герба Украины.

Цветной вариант включает в себя синий щит с золотым трезубцем и оправой. Цвета малого символа имеют схожесть с флагом, и имеют одинаковое значение. Синий цвет обозначает небо, золотой олицетворяет пшеницу и богатство. Черно-белый вариант эмблемы Украины имеет точно такое же изображение.


Большой герб Украины включает в себя малый герб с дополнительными элементами. В центральной части располагается украинский трезубец со щитом, на левой стороне изображается золотой лев на задних лапах, на правой стороне запорожский казак с мушкетом.

На нижней части композиция из развивавшегося украинского флага, ветки калины и колосьев пшеницы. На верхней части, над щитом с трезубцем внутри, изображается корона времен князя Владимира Великого. Все эти элементы связаны с историей Украины и имеют свое значение.


  • Казак с винтовкой является гербом Войска Запорожского;
  • Лев является символом Галицко-Волынского княжества и гербом короля Данилы Галицкого;
  • Калина и пшеница являются традиционными символами, которые олицетворяют щедрость и богатство земли;
  • Корона над малым гербом указывает на былую княжескую власть.

История, как появился герб Украины, толкуется авторитетными учеными Незалежной на все лады. Но идея большого герба заключается в объединении всех элементов из истории Киевской Руси и имеет яркий смысловой пример уникального величия Украины.

Последние события на политической арене и война на Донбассе стали ярким свидетельством значения герба Украины для националистов фашистского толка, стремящихся уничтожить мирных граждан на востоке страны, и дискредитировать режим на мировой арене.

Герб военной разведки - сова и меч

История происхождения герба Украины для военной разведки гласит, что осенью 2016 года, президентом Украины был утвержден новый символ спецназа. На гербе изображается сова на мече на фоне глобуса.

Сова в геральдике олицетворяет мудрость, меч означает готовность к защите.

Данный герб носит символичный характер и содержание.

Герб военной разведки Украины имеет смысловую схожесть с гербом Центрального Разведывательного Управления США, на котором изображается белоголовый орел с щитом и ключом.


Герб военной разведки Украины – сова и меч

Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.

Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).

Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".

Миф о гербе Украины

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти - они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII - IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Нещодавно Кабінет Міністрів України затвердив зображення великого державного герба України. Після прийняття відповідного рішення Верховною Радою України наша держава вже офіційно отримає свого великого державного герба. На сторінках деяких Інтернет-видань можна було прочитати коментарі як фахівців, так і людей хоч і відомих, але дуже далеких від геральдики. Як на мою думку, то такі речі мають коментувати або спеціалісти з геральдики, або дизайнери та художники. Погоджуючись з тезою, що символи правлять Світом , мусимо визнати створення державної символіки важливою справою, та констатувати відсутність прагнення владної верхівки в залученні широкої мистецької громадськості до вирішення цієї задачі. Думаю, що зараз ламати списи в дискусіях про гарні рішення та недоліки цього герба мабуть вже недоцільно. То ж маємо те, що маємо.



Малий та великий державні герби України.

Як ми можемо бачити на малюнку, ключовим елементом великого державного герба України є малий Герб, в основі якого лежить так званий Тризуб . В літературі та в Інтернеті є багато трактувань цього символу, вони загально відомі, з нами знайомі всі хто цікавляться даною проблематикою. Нещодавно мене зацікавило оригінальне і глибоко вмотивоване трактування цього символу описане в книзі «ОРІЯНСТВО. Українська духовна мудрість, або Роздуми про Щастя» автором якої є громадянин Сполучених Штатів Америки українського походження Микола Пономаренко . З люб"язного дозволу вельмишановного автора цитую по оригіналу.

«ТРИСУТТЯ часто називають ТРИЗУБОМ, що невірно. ТРИСУТТЯ є унікальним знаменитим Українським знаком-символом, якого не має жодна нація світу і який несе глибокий закодований зміст — ТРИ СУТНОСТІ, тому і зветься «Трисуття». Це є Дерево Життя, в якому об"єднані Три Суті — Яв , Нав і Прав — міфологічні архетипи слов"янської мудрості.

Трисуття має горизонтальну лінію, яка символізує розділення світу на Явний (над Землею) і Навний (підземний, або захований) світи. Явний світ є життям людини н землі, а Навний є світом пращурів, померлих родичів, мудрістю віків.

Життя народжується із «зерна», яке ніби посаджене у «землю» — змістовно ділить світ між живими і мертвими. Підземна частина зерна Нав — дух предків, із якого виходить, род -иться явне життя Яв — центральний росток у Трисутності. Це явне життя направляється з двох сторін складною структурою Прав — законів, правди життя. Прав є направляючою сутністю, яка ніби виростає із досвіду і мудрості пращурів Нав і яка є непохитна, як два ножі, що направляють Яв -не життя.»

Микола Пономаренко — «ОРІЯНСТВО. Українська духовна мудрість, або Роздуми про Щастя» — Київ: Геопринт, 2008. — ISBN 978-966-7863-80-7

Говорячи про герб, не можна також не торкнутися теми державного прапора , оскільки він невід"ємно пов"язаний з геральдикою і його кольори присутні на малому гербі та на великому гербі в вигляді стрічки. Свій прапор ми традиційно називаємо «жовто-блакитним» , що на мові геральдики (науки про герби) та вексилології (науки про прапори) має означати:
- жовтий колір є головним, оскільки він в описі прапору називається першим і зображується зверху;
- блакитний колір є допоміжним, в опису прапора він називається другим, зображується знизу та є тлом для гербових зображень.

Але на офіційному прапорі України зверху розміщено синій колір, а знизу — жовтий. Звідси, за законами геральдики, маючи «перевернутий» за кольорами державний прапор ми мали б зображувати і малий державний герб як синій тризуб на жовтому тлі, а не навпаки. Маємо явну невідповідність існуючого прапора та зображення малого герба законам геральдики.

У березні 1918 року Центральна рада затвердила жовто-блакитний прапор символом Української Народної Республіки.

18 січня 1918 року міністр морських справ УНР Д. Антонович запропонував затвердити Український морський прапор. Він мав такий вигляд: дві смуги: вгорі — жовта, внизу — синя із золотим тризубом і хрестом.

Перший прапор УНР — жовто-блакитний, за гетьмана Павла Скоропадського було замінено на блакитно-жовтий. 13 листопада 1918 року він став і державним символом Західноукраїнської Народної Республіки. 20 березня 1920 року затвержений на Підкарпатській Русі, а з 1939-го — в Карпатській Україні.

Газета «СВОБОДА» від 8 грудня, 2006 року.

Цікаво. Випадково на добре відомій картині крайній прапор зліва (згорнутий) має жовтий колір зверху, а блакитний знизу? Чи Рєпін знав, що жовто-блакитний прапор повинен мати жовте зверху?


Ілля Рєпін , «Запорожці», 1880-1891, полотно, олія, 203 х 358, Державний Російський музей, Санкт-Петербург.

До речі, це може бути гарним коментарем до того державного безладу, що існує в країні. З сакральної точки зору жовтий колір означає активне, творче, сонячно-вогняне, духовно-божественне начало, а блакитний — пасивне, вологе, консервативне начало, яке потребує активізації та одухотворення.

Якщо на прапорі вгорі зображається колір духовно-божественного начала, то це значить, що саме воно визнається головним, домінуючим, що відповідає природному стану Всесвіту. В іншому разі (коли на національному прапорі синій колір розміщено над жовтим) це означає, що нація визнає панування пасивного над активним, консервативного над творчим, матеріального над божественним, творіння над Творцем, що суперечить природному стану Всесвіту і є символом всього негативного в нашій державі.

Антон Супруненко

Трезубец Украины является гербом современного украинского государства.

Поговорим о трезубце подробнее и, что называется, из первых уст - по передаче UA|TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины), его русской программе (расшифровка передачи в текст и примечания сайт, ниже вы также можете посмотреть эту телепрограмму).

На иллюстрации показан герб Украины (т.

На иллюстрации показан герб Украины (т.н. малый герб) - трезубец и украинский флаг на одной из первых марок современной независимой Украины (выпуск августа 1992 г., здесь слева).

Отметим, что трезубец помещался на марки и др. независимых украинских государств новейшего времени:

Марки Украинской Народной Республики (УНР, существовала с перерывом на государство Скоропадского в 1918-1920 гг., здесь - вверху справа - марка УНР апреля 1918 г.), и марки Западно-украинской народной Республики (1918 г., объявила о слиянии с УНР, но затем присоединена к Польше по договору с УНР), а также марки наследовавшей УНР Украинской Державе (Українська Держава) гетмана Скоропадского (существовала в 1918 г., здесь марка Украинской Державы внизу справа).

Трезубец - государственный символ - герб всех этих упомянутых государств (в случае Украинской Державы - один из основных элементов герба).

См. в конце этой страницы видео с цитируемой здесь программой на русском языке UATV — телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины), о трезубце Украины и о том, что означает этот герб страны, передача от 03/06/2016;

Итак, процитируем программу украинского иновещания:

«Украина 70 лет жила под властью герба Советской Республики. Он был всем понятен и мало чем отличался от символики других советских республик. С распадом СССР этот герб канул в лету.

На смену ему пришел символ, не знакомый многим украинцам — трезубец .

Дети-школьники в Украине — это дети новой генерации, будущее Украины XXI века, и им выпала честь возрождать традиции предков и строить свободное европейское государство в Украине. Однако исковеркать их чистые души пытаются кремлевские идеологи. Они неустанно пытаются забрасывать в информационное пространство нелепые мифы о государственных символах — святынях украинского народа .

Как говорит Александр Морщавка, журналист и автор передачи:

«За годы независимости Украины скажется больше всего грязи было вылито на трезубец, являющийся малым гербом (украинского) государства. И как только трезубец не называли и бандеровской вилкой и знаком человеческих жертвоприношений .

Мы решили разобраться (в этой программе) в происхождении символа нашей независимости и свободы».

Изображение трезубца на славянский землях появилась задолго до крещения Руси — констатируют историки. Будучи на военной службе в древнерусского князя, трезубец использовали войны скандинавы в своих обрядах .

Упрощенным вариантом трезубца считают рунический символ альгиз . Ученые допускают, что он мог стать прототипом трезубца времен протоукраинского государства Древняя Русь.

Эта руна — альгиз символизирует человека, поднявшего руки к небу .

Говорит Владимир Цыбулькин, кандидат филологических наук:

«С отдельными рунами (трезубец связан) да, безусловно. Здесь вопросов нет. И естественно, я уверен, что руническое письмо — и руническое, и кириллическое, повлияли на оформление знака трезубца . Эти округлые формы и острые его очертания безусловно это элементы связанные с символической традицией. А что такое письменность? Письменность — это и есть символическая традиция, запечатанная в знаки».

Впервые изображения трезубца археологи нашли в Крыму Находку датировали эпохой Боспорского царства, процветающего на полуострове в IV веке до нашей эры .

«Впервые этот знак использовался царями Боспорского царства. Это древнейшее царство на территории северного Причерноморья (Боспорское царство было греческим Прим. сайт). Носителями этого знака были также сарматские племена (сарматы — ироноязычный народ, проживавший в древности территориях современной Украины, России и Казахстана. Потомками сарматов, как считается, являются осетины Прим. сайт). Известно, что у многих кочевых народов Евразии (в том числе сарматов) существовал обычай использования знаков тамга, которые передавались по наследству (Тамга слово обозначавшее — печать, клеймо, тавро. Слово таможня также происходит от слова тамга. Прим. сайт). Такие знаки наносились на бытовые как знаки собственности, и возсожно сарматы принесли традицию использования тамги на территорию Украины. Существует мнение что и боспорские и сарматские знаки могли существовать отдельно один от другого. Что в Боспорском царстве трезубец мог означать знак бога моря Посейдона, там считалось что Посейдон был покровителем Боспорского царства ».

Исследователь прошлого Владимир Цыбулькин рассказывает, что трезубец часто встречается не только на скандинавских рунах и артефактах древних протоукраинских цивилизаций. Этот символ был священным и во многих религиях в Древней Индии и Рима. Позже знак трезубца использует и при дворе византийских императоров.

В свою очередь, как говорит Леся Дидух: «Была работа (украинского историка, жившего во второй половине XIX — начале XX века) Болсуновского, в которой он пытался расшифровать знак трезубца как византийскую монограмму, которая состоит из греческих букв, расшифровываясь как написание титула византийского правителя (императора) василевс. Но на сегодняшний день существует множество версий, и нужно сказать, что пока (древняя) семантика знака трезубца окончательно так и не разрешена ».

На илл.: В древней Руси, как указывает иновещание Украины, трезубец олицетворял трехчастное строение мира - правь, где обитают светлые небесные боги, явь - мир земной, человеческий и навь - нижний мир темных божеств и умерших предков.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UATV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины

В древней Руси трезубец олицетворял трехчастное строение мира — правь, где обитают светлые небесные боги, явь — мир земной, человеческий и навь — нижний мир темных божеств и умерших предков .

С приходом христианства в 988 г. символ трезубца начали сопоставлять Со Святой Троицей: Богом-отцом, Богом-сыном и Богом-духом святым .

Владимир Цыбулькин, кандидат филологических наук, поясняет:

«Потому что, во-первых, число три является магическим в глубинах человеческой психологии. Во-вторых, когда мы с вами говорим именно о тризубе (укр. тризуб), или как его еще называют в Украине трилиг, то это связано с очень древними может быть еще даже трипольскими (Трипольская культура — культура поселений медного века на территории Украины Прим. сайт) корнями происхождения этого знака, фактически речь идет идет об элементе моления Всевышнего божеству, когда мужчина-жрец или женщина поднимали руки кверху и молились божеству. Т.е. есть человек с поднятыми кверху руками в молитве божеству — классический прообраз этого знака».

« В 1990 годах общественность активно обсуждала версию том, что трезубец — это (также) стилизованное изображение летящего сокола. В Древней Руси птицу считали тотемом княжеской династии Рюриковичей, пришедших на киевские земли из далекой Скандинавии» .

Владимир Цыбулькин, кандидат филологических наук: «Если мы берем корень ра как обозначение солнца, то ра известный корень. Рог — это как бы поворот, удар и какие-либо другие моменты, связанные с рогом. (В свою очередь) рарог — это название сокола. Опять-таки — что такое сокол? Птица со кола — т.е. птица с солнца, луч солнца, который падает на землю. Что олицетворяло благодать, плодородие и воду — с небес падающее и дающее. Поэтому, естественно, сокол рарог или ràrog, если мы берем язык балтийский, явился протоосновой знака Киевской Руси потому что, как мы помним, пришел в Украину править Рюрик» .

В Национальном музее истории Украины версию о летящем соколе (в качестве основы для принятия трезубца в качестве знака Киевской Руси) не отбрасывают. Однако говорят, чтобы с экспозиции имеется артефакты об иной, более доказуемой версии возникновения трезубца в качестве знака Киевской Руси .

На илл.: Изображение княжеского знака в виде трезуба известно по печати князя Святослава Игоревича (князь из рода Рюриковичей, великий князь Киевский в 945-972 гг., князь новгородский в 945-969 годах, годы жизни: 942-972 гг.) найденной в (древней киевской Прим..

Как говорит Леся Дидух, зав. сектором Национального музея истории Украины:

«Первое изображение княжеского знака в виде трезуба известно по печати князя Святослава Игоревича (князь из рода Рюриковичей, великий князь Киевский в 945-972 гг., князь новгородский в 945-969 годах, годы жизни: 942-972 гг. Прим.. .

К сожалению, печать была утеряна, но считается, что там читается греческая надпись написания имени Святослава.

Также считается, что при (сыне Святослава) князе Владимире (великий князь Киевский в 978-1015 гг., князь новгородский в 970-988; годы жизни: 960-1015 гг., при Владимире произошло крещение Киевской Руси. Прим.. Изображение трезубца впервые встречается на монетах князя Владимира, именно период его правления началась чеканка первых русских монет — сребреников и златников .

На аверсе этих монет видим изображение князя, а на реверсе — изображение трезубца и надпись «сей князь, а се его серебро ».

На илл.: Изображение трезубца впервые встречается на монетах князя Владимира, именно период его правления началась чеканка первых русских монет — сребреников и златников. На аверсе реверсе этих монет изображение трезубца и надпись «сей князь, а се его серебро».

Исследователи считают, что появление третьего элемента на трезубце (третьего зубца) связано с тем, что Владимир, который фактически захватил власть в Киеве в междоусобной войне, хотел противопоставить знаку (с двумя зубцами) своих предшественников - Игоря и Святослава и наследовавшему им брату Владимира — Ярополку, свой собственный знак, введя трезубец (с тремя зубцами).

Исследователи считают, что появление этого третьего элемента на трезубце (третьего зубца) связано с тем, что Владимир, который фактически захватил власть в Киеве в междоусобной войне, хотел противопоставить знаку (с двумя зубцами) своих предшественников — Игоря и Святослава и наследовавшему им брату Владимира — Ярополку, свой собственный знак, введя трезубец (с тремя зубцами) . Появление родового знака (Рюриковичей) на (упомянутых) монетах свидетельствует о том, что тогда трезубец стал знаком государственной власти (Киевской Руси)».

После смерти Владимира в 1015 г. его потомки пытались вносить в изображение княжеского герба своих графические изменения. Однако предназначение знака оставалось неизменным.

Леся Дидух, зав. сектором Национального музея истории Украины:

«Трезубец встречается и на подвесках. Много трезубцев известно по печатям, и существует множество работ-исследований знаков трезубца на печатях древнерусского времени.

Трезубец был представлен на разнообразнейших бытовых предметах, на костяных пластинках и оружии. Очень известны клейма на донышках глиняной посуды. Считается, клеймение посуды изображением знака трезубца, и реже двузубца, связано с тем, что изделия производились в княжеских мастерских, иначе говоря, такая посуда использовалась для потребностей княжеского двора. В случае оружия и украшений такое клеймение знаком трезубца было меткой принадлежности собственности определенному князю».

На илл.: Ведущий рассматриваемой здесь телепрограммы Александр Морщавка демонстрирует изображение плинфы времен Киевской Руси - обожженного кирпича, найденного в начале XIX века, во время раскопок Десятинной церкви в Киеве украинским археологом Викентием Хвойка, с изображением четкого рельефа трезуба князя Владимира.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Александр Морщавка, журналист:

«Следы трезубца теряются приблизительно в XIII веке, когда после нашествия (монгольского хана) Батыя Киев на много лет погрузился в смуту. Сила княжеского злака постепенно угасла в междоусобицах и разделе (украинских) земель между Литвой, Польшей и Россией. Казалось, трезубец был утрачен навсегда», — говорит журналист и продолжает:

«Начало XIX века. Во время раскопок Десятинной церкви в Киеве украинский археолог Викентий Хвойка (годы жизни: 1850-1914 Прим. сайт) находит кирпич плинфу (плинфа — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожженный кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине Прим.. Вне сомнения, это трезубец князя Владимира .

Находка позволила общественности вновь заговорить о трезубце , как о символе былого величия и независимости протоукраинского государства — Древней Руси».

Леся Дидух, зав. сектором Национального музея истории Украины добавляет:

«Это действительно была сенсационная находка и эти раскопки были сенсационными на то время, поскольку они открыли Старокиевскую гору для исследователей (Старокиевская гора — исторический центр Киева. на ней сохранились валы княжеского детинца и фундамент, основанного князем Владимиром первого русского каменного христианского храма — упомянутой выше Десятинной церкви Прим. сайт) И, естественно, найденный кирпич с трезубцем обратил на себя внимание, поскольку до того знак трезубца уже был известен по монетам».

1917 год. Красное Знамя Октябрьского переворота развевалось над Петроградом. Украина же почувствовала возможность вырваться из когтей Российской империи, и съезд рабочих и крестьян принял решение о создании своего независимого государства — Украинской Народной Республики (УНР). Руководители Центральной рады незамедлительно подняли вопрос о своей символике.

«В 1917 году возродилось украинское государство. Сначала в виде Центральной рады, затем была провозглашена УНР. На заседании Малой рады, это как президиум Центральной рады, рассматривался вопрос о государственных символах. Вполне логично что первая инициатива о признании трезубца как герба исходила от профессиональных историков, которые затем перешли в политику. В частности, инициатором был Михаил Грушевский — наш известный историк» (Михаил Грушевский (МихайлоГрушевський) годы жизни: 1866-1934 — знаменитый украинский историк и глава первого в новой истории, после многих столетий иноземного владычества, независимого украинского государства Украинская Народная Республика (УНР), эмигрировал, но затем — в 1924 г. вернулся в Советскую Украину и занялся научной работой; в 1931 г. был арестован, но вскоре освобожден и умер при неясных обстоятельствах Прим. сайт).

На илл.: Герб Украинской Народной Республики. Как пишут источники, герб был утвержден 12 февраля 1918 г. в г. Коростень, в вагоне правительственного поезда, на котором из Киева эвакуировалось правительство Центральной Рады вместе с Грушевским.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Говорит Наталья Ралдугина, зав. отделением Национального музея истории Украины:

«Михаил Грушевский заявил (после создания Центральной рады в 1917 г.), что вопрос о гербе украинского независимого государства требует немедленного решения .

В состав комиссии вошли известные знатоки геральдики, такие как Модзалевский (годы жизни: 1882-1920), Нарбут (годы жизни 1886-1920 — оба скончались от болезней вскоре после установления большевистской власти в Украине, при этом Нарбут сотрудничал с большевиками Прим. сайт), известные художники Феодор Кричевский (годы жизни: 1879-1947, после прихода большевиков работал на них и нарисовал ряд известных советских картин, прославившись в СССР, но по окончанию немецкой оккупации попытался выехать на Запад, но был настигнут наступающими советскими войсками. Был арестован советским НКВД, после освобождения от ареста умер в ссылке, в деревне. Прим. сайт) и Василий Кричевский (годы жизни: 1872- 1952, эмигрировал в 1943 году из оккупированной немцами Украины в во Францию, умер в эмиграции Прим. сайт), такие известные деятели Биляшевский, (годы жизни: 1867-1926 — археолог, этнограф, после прихода к власти в Украине большевиков пытался сотрудничать и с ними, занимал несколько офиц. постов, но имел ярлык «националиста» Прим. сайт)...

Возглавил эту комиссию известный украинский деятель Павел Зайцев (Павло Зайцев, годы жизни: 1886-1965; ученый-литературовед, после прихода к власти большевиков эмигрировал на Запад, умер в эмиграции Прим. сайт), в то время он возглавлял канцелярию секретариата народного образования».

За считанные дни представители Украинской Народной Республики рассмотрели десятки предложений в качестве символов предлагались и аграрные символы Украины и элементы казацкой эпохи, но решение было принято в пользу трезубца как герба Киевской Руси

Наталья Ралдугина, зав. отделением Национального музея истории Украины:

«Наконец был принят последний вариант, на котором настаивал Грушевский — за герб Украинской Народной Республики был взят знак Владимира Великого (трезубец). По мнению Грушевского этот знак отвечал украинской исторической традиции. Такой вариант был окончательно принят. Утверждение этого герба проходило в экстремальных условиях, в это время Киев заняли (советские) войска Муравьева и Центральная рада вместе с Грушевским выехали сначала в Житомир, Сарны и Коростень. Именно в Коростене (ныне входит в состав Житомирская области Украины Прим. сайт). 12 февраля (1918 г.) был утвержден этот герб ».

Герб князя Владимира обращает новую Украинскую Державу в связь с древним периодом Киевской Государственности, в связь с исторической эпохой, когда Украина была, как в лице своих правителей, так и по культуре своего народа, — европейской державой », — говорилось в докладной записке государственному секретарю Сергею Завадскому касательно изготовления государственного герба Украинской Державы (Українська Держава гетмана Скоропадского наследовала в 1918 г. Украинской Народной Республике. Украинская держава Скоропадского существовала один год. Прим. сайт).

На илл.: Герб Украинской Державы (Українська Держава) гетмана Скоропадского, существовавшей в 1918 г. Герб изображает казака с мушкетом и над ним трезубец.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UATV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

В силу разных причин представители Центральной Рады не смогли воплотить в жизнь многие исторические планы. В апреле 1918 года в столице (Киеве) состоялся так называемый Всеукраинский съезд земледельцев, его делегаты постановили, что необходима сильная власть — нужен гетман .

Им избрали представителя древнего казацкого рода Павла Скоропадского. Пришедшая к власти его новая администрация взялась за создание герба — в основу заложен (все тот же) трезубец князя Владимира .

Говорит Павел Гай-Нижник (Павло Гай-Нижник), доктор исторических наук:

«Определялось, что государственная печать и герб при гетманате Скоропадского должны были быть изменены, поэтому в существующие печать и герб добавили казака с мушкетом. Согласно геральдической традиции, государственный символ — трезубец был над казаком вверху в венке с гербами всех земель входивших на то время в состав государства ».

Александр Морщавка, журналист:

«Над созданием герба гетманской Республики Скоропадского работал известный украинский художник Нарбут, однако его детище так и осталось проектом — власть в стране слова поменялась. Вообще, с 1917 по 1921 гг. казалось, что Украина находится в состоянии с постоянной национальной Революции. Но в эпицентре государственных событий всегда оставался в трезубец — символ борьбы украинского народа за независимость».

На илл.: При правительстве Директории УНР (Директория наследовала Украинской Державе Скоропадского в 1918 г., и существовала в 1918-1920 гг. Директорию основали Винниченко и Петлюра, она считалась воссозданной Украинской Народной Республикой, которую распустил до того гетман Скоропадский.) трезубец снова был государственным символом. Здесь трезубец на кокарде головного убора военной формы времен Директории УНР.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Рассказывает, показывая экспонаты, Наталья Ралдугина, зав. отделением Национального музея истории Украины:

«При правительстве Директории УНР (Директория наследовала Украинской Державе Скоропадского в 1918 г., и существовала в 1918-1920 гг. Директорию основали Винниченко и Петлюра, она считалась воссозданной Украинской Народной Республикой, которую распустил до того гетман Скоропадский. Прим.. Это наблюдается и последующие годы. Так, мы видим это изображение у наших деятелей того периода и на шевронах, что можно сказать и о Петлюре, которого мы видим на этой фотографии. На его шевроне изображен трезубец ».

Павел Гай-Нижник (Павло Гай-Нижник), доктор исторических наук дополняет:

«Также трезубец был признан гербом Западно-украинской народной республики (Западно-Украинская народная республика (ЗУР) была создана во Львове в 1918 г. на территориях, населенных украинцами, прежде входившими в состав Австро-Венгрии. В 1918 г. объявила о присоединении к рассматривавшейся выше Украинской Народной Республике, которая (как известно) была образована в Киеве на украинских землях, входивших до того в состав Российский империи. Однако УНР так и не смогла осуществить свою власть над ЗУР, т.к. эту территорию ЗУР разделили Польша, Румыния и Чехословакия. Директория УНР не могла ссориться с Польшей из-за ЗУР — на западе, из-за борьбы с красными на Востоке, и потому уступила по договору в 1920 г. территорию фактически и так контролировавшуюся поляками ЗУР Польше. Прим. сайт). И впоследствии трезубец также был признан гербом Ленковской и Гуцульской Республиками и затем — Карпатской Украиной, которая появилась в 1939 году.

На илл.: Симон Петлюра (годы жизни: 1879-1926, был убит в эмиграции, в Париже). Здесь Петлюра в качестве атамана (командующего) армией и флотом Директории УНР в военной форме с шевроном в виде трезубца (Директория наследовала Украинской Державе Скоропадского в 1918 г., и существовала в 1918-1920 гг. Директорию основали Винниченко и Петлюра, она считалась воссозданной Украинской Народной Республикой, которую распустил до того гетман Скоропадский).

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UATV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Вполне естественно, что Украина как правопреемник казачества и правопреемник Киевского княжеского государства признала трезубец в качестве герба », говорит Павел Гай-Нижник (Гуцульская Республика существовала на бывшей территории Австро-Венгрии в Закарпатье (ныне Закарпатская обл. Украины) в 1918-1919 гг. 10 сентября 1919 по Сен-Жерменскому договору об окончании Первой мировой войны территория Гуцульской Республики была присоединена к Чехословакии; Карпатская Украина — государство, возникшее в 1939 г. в Закарпатье — на принадлежавших тогда Чехословакии тамошних украинских землях. Тогда, в1939-м г., произошел распад чехословацкой государственности — чешские земли перешли под протекторат нацистской Германии, а Словакия стала независимой. Карпатская Украина была сразу поглощена Венгрией. После Второй мировой войны СССР присоединил территорию бывшей Карпатской Украины по договору с послевоенной Чехословакией к Украинской Советской Социалистической Республике, входившей тогда в состав советского государства Прим. сайт).

На илл.: Герб Украинской ССР (республики, вошедшей в состав Советского Союза и подконтрольной Москве) был утвержден 14 марта 1919 г., с некоторыми изменениями использовался до 14 февраля 1992 года. года, когда изображение трезубца было утверждено постановлением Верховной Рады Украины «о Государственном гербе Украины» от 19 февраля 1992 года N 2137-XII.

В советский период трезубец в качестве гос. символа Украины был запрещен.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

(Возвращаясь к судьбе украинского герба в «большой Украине).1 0 марта 1919 года на съезде Советов в Харькове (в противоположность независимой УНР Прим. сайт) приверженцы большевистской диктатуры утвердили свою Конституцию и государственный герб, на котором в лучах восходящего солнца изображались серп и молот, а над ними аббревиатура «УССР» (УССР — Украинская Советская Социалистическая Республика — часть советского государства, управляемого из Москвы Прим. сайт) .

Историки еще спорят об аспектах российской экспансии в Украине в начале 20-х годов прошлого века Понятно одно — украинцев (после прихода к власти большевиков) на десятилетия заставили забыть о священных символах предков .

Говорит Владимир Яворивский депутат Украинской Рады (парламента Украины) I, II, IV-VI созывов (т.е. с момента независимости в 1991 г по 2014 гг., за исключением 1998-2005 гг.):

«Когда мы начали бороться за восстановление нашей украинской государственности (в 1990-х гг.), то сразу, конечно, возникли самые главные вопросы. И среди них вопрос: а где наш настоящий исторический герб? А где наш исторический флаг? А где наш исторический гимн?

Как говорилось в гимне Советской Украины «Живи, Україно, прекрасна і сильна, В Радянськім Союзі ти щастя знайшла» («Живи, Украина, прекрасная и сильная, В Советском Союзе ты счастье нашла»). Чтобы было это было за счастье? Но, скажем, большинство людей знали, что это голодоморы, и сталинизм, и гражданская война, и коллективизация, и раскулачивание и тому подобное. Так что, «счастье нашла» — не приведи Господи такого счастья. Но то, что было у нас запрещено все равно жило у нас в памяти, в первую очередь — в памяти украинской интеллигенции. Понятно, Что первым возник трезубец».

Новая страница в истории трезубца открылась в начале девяностых годов прошлого века, рассказывает писатель Владимир Яворивский. В то время он был депутатом первого парламента независимой Украины. Владимир Яворивский говорит, что работать было не просто, так как многие украинцы еще жили советским прошлым.

Владимир Яворивский:

«Сопротивление, конечно, было колоссальное. Не забываем о том, что тогда (в украинском парламенте) была группа 239 — это все были секретари обкомов и райкомов партии — верноподданные коммунисты. Они оказывали определенное сопротивление, хотя (надо отдать им должное) они, все же, проголосовали за независимость Украины. Большинство из них отдали свои голоса (за независимость) потому, что наших голосов Народного Руха Украины тогда было очень мало в парламенте, где-то 140. Мы сами этого сделать не могли, но с теми людьми (из Компартии Украины в составе советской коммунистической партии) можно было договариваться» (Народный Рух Украины — политическое движение, созданное в 1989 г, являлось к 1991 г. главной политической силой, выступавшей за независимость Украины от Советского Союза Прим. сайт).

Еще в 1996 году известные ученые Института истории Академии Наук Украины презентовали общественности проект большого герба Украины . Над его созданием работали именитые историки, художники и геральдисты, и вот что получилось. (Поясним, в настоящее время принят только т.н. малый герб Украины — трезубец, но 20-той статьей действующей (2016 г.) Конституции Украины (принятой в 1996 г): предполагается, что должен быть создан и большой герб Украины, в котором основным элементом должен быть трезубец и символика Войска Запорожского. Большой герб должен быть предназначен для особо торжественных случаев, но пока Украина обходится малым гербом Прим. сайт).

Говорит Виталий Митченко, художник, один из участников проекта дизайна большого герба:

«Большой герб — это как бы иллюстрированная история страны. Вот элементы проекта, наряду с главным элементом трезубцем:

Щитодержатели: Казак с мушкетом (казак с мушкетом был на казацких печатях, берущей начало в XVI веке украинской казацкой державы Войска Запорожское); галицкий лев (лев был гербом Галицко-Волынского княжества, добившегося расцвета при Данииле Галицком (Галицко-Волынское княжество, а не Московия, считается многими наследником Киевской Руси. Княжество пережило монголо-татарское завоевание, а его князь Даниил Галицкий в 1254 году был признан Папой Римским Иннокентием IV титул «короля Руси» Прим. сайт) ;

На проекте большого герба присутствует орнамент в стиле украинского барокко (украинское барокко — является одной из вершин культурного расцвета Украины XVII — первой половины XVIII вв.).

Также на проекте большого герба Украины под щитом — переплетенные с гроздью калины колосья пшеницы (пшеница — т.к. Украина — хлеборобская держава, а калина в качестве одного из символов Украины) .

Венчает проект большого герба византийская корона-венец — как элемент связи с Византией в древности .

Говорит Владимир Яворивский депутат Украинской Рады (парламента Украины) I, II, IV-VI созывов (т.е. с момента независимости в 1991 г и по 2014 гг., за исключением 1998-2005 гг.):

«Принятие проекта большого герба было затянуто, т. к. не хватило голосов депутатов для его утверждения. Но мы прекрасно понимали, что такой большой герб — полноценный, сильный и красивый. Эстетический и впечатляющий символ Украины. Он депутатами предшествующих созывов просто принят не мог. Сейчас есть шанс — в парламенте большинство патриотическое, демократическое и украинское»...

Некоторые ученые считают, что в геометрические очертания трезубца вписано слово «воля» («свобода»). И, наверное, неспроста, что под этим знаком украинский народ добывал себе независимость в разные исторические эпохи . Киевские школьники решили своими руками смастерить трезубец. Глядя на их лица, понимаешь что каждый ребенок оставил в поделке частичку своей души.

Александр Морщавка, журналист:

«Этот трезубец, символ свободолюбивого народа, создан руками учащихся 106 киевской школы. Его отправят на Донбасс в подарок мужчинам, которые служат в зоне АТО. Детские улыбки на этих фотографиях школьников (с фотографий, окаймляющих герб) напомнят воинам, что их ждут дома, сам трезубец пусть вдохновляет на Победу», — передавало UATV — телеканал Іномовлення України (Иновещания Украины) в своей русской программе о трезубце Украины и о том, что означает этот герб страны, от 03/06/2016.

Запись этой программы и расшифровка передачи в текст, примечания сайт

Мониторинг сайт

Видео: Цитировавшаяся здесь программа на русском языке UATV — телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины и о том, что означает этот герб страны, передача от 03/06/2016:

Альтернативный вариант просмотра:

April 29th, 2014

Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени) .

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Ну и конечно же не будем забывать про версию:

В иктор Ф едорович Я нукович. … Ну шутка, шутка …

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?

А я вам уже подробно рассказывал. Давайте уж тогда вспомним и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -