Сочинение на тему путь раскольникова в романе преступление и наказание, достоевский читать бесплатно. Путь и подготовка раскольникова к преступлению

Сочинение на тему "Путь Раскольникова в романе Достоевского"

Раскольников находился в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение.

Д. Писарев.

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 70-е годы XIX века. В это время писатель размышляет о нравственных последствиях повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, вызванного реформой 1961 года и последующим разгулом капиталистического хищничества, Достоевский воспринимает свою эпоху не просто как хаос, ломку, неустойчивость и переходность. Он видит в этом приближающуюся катастрофу. И поэтому писатель считает, что не случайно эта эпоха породила таких людей, как Раскольников. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. Главная мысль романа раскрывается как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, отвергающим эту теорию. Как же шел главный герой романа к этой теории? Герой Достоевского утверждает свое право пролить кровь «по совести», то есть исходя из своего личного убеждения. Писатель показывает, что это еще более страшно, чем «официальное разрешение кровь поливать», потому что открывает широкую дорогу для полного произвола.

Раскольников хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть человеком, который может управлять судьбами людей. «Тварь я дрожащая или право имею?» Рядом с любовью к людям в нем живет страшная гордыня — желание взять на себя решение участи всех людей. Раскольников не способен был примириться с действительностью, с ее неправдами и ее несправедливостями. Положительное отношение к миру, такому, как он е"сть, — подлость, думает Раскольников. Он вознамерился поставить себя против мира, чтобы устранить несправедливый порядок или погибнуть вместе со взорванным миром, только бы не сидеть сложа руки. Раскольников движется не вместе с миром, а против мира. Он не только вступает в конфликт с ним, он его решительно не принимает. Неприятие мира вело Раскольникова к преступлению его законов, к преступлению как таковому.

Раскольников делит людей на подлецов и не подлецов, а практику их — на подлую и не подлую. Его волнуют различия бедности и богатства, счастья и несчастья, доли и обездоленности. Он перестал бояться каких бы то ни было преград и стеснять себя какими бы то ни было нормами — лишь бы не примириться с «гнусной», с неправедной действительностью, лишь бы не пройти по миру «подлецом».

Раскольников уже давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это до поры до времени оставалось мрачной фантазией, не более того. Он уже встретился с Мармеладовым, уже сердце его пронзили вопли униженных и оскорбленных, а он еще ничего не решил. Но вот пришло письмо от матери. Он остался наедине с ним, он прочел наивную и жестокую по правде своей исповедь, и она поставила его на роковую черту: или смириться перед участью своих родных и перед законом, царствующим в мире, или попытаться что-то сделать для спасения своих близких и тем самым восстать против царствующей в мире закономерности. «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Давняя тоска, давние думы, терзавшие его, сконцентрировались в одном пункте. То, что месяц тому назад и даже еще вчера было только «мечтой», теоретическим предположением, стало в дверях и требовало под угрозой гибели самых близких людей, немедленного раз-. решения, немедленного действия.

Раскольников просто так никого бы не убил, даже в случае самозащиты. А вот за мать, за честь сестры, охраняя ребенка, за идею готов убить — и убил. В преддверии преступления Раскольникова звучит фраза, подслушанная им в трактире: «Убей ее и возьми ее деньги, — с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу».

Раскольников решает «сразу» совершить преступление, чтобы себя проверить и в то же время, чтобы уже «начать». Он задумал убить старуху-процентщицу — злую, беззастенчиво грабящую людей, — к как бы «отомстить» ей за обездоленных. Вместе с тем, он собирался с помощью старухиных денег помочь бедным и несчастным, смягчить жизнь матери и сестре, создать себе независимое положение, чтобы затем использовать его для «счастья всего человечества».

Страшный сон снится Раскольникову еще перед «делом», сон, в котором истязают маленькую, тощую крестьянскую клячонку, — символический сон, вобравший в себя все его думы о зле и несправедливости в мире. Такие сны не снятся людям, утратившим всякую совесть и примирившимся с вековечной и всеобщей неправдой мирового порядка.

Раскольников решился проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно видоизменявшейся передовой общественной мыслью, а в одиночку и сплеча. Решившись на убийство, Раскольников должен был отказаться от демократических социально-утопических мечтаний, с особой силой вспыхивавших в его сознании, когда он стоял и думал на берегу Невы. Да и само решение убить могло возникнуть только тогда, когда он признал своих прежних товарищей бессильными перед мировым злом, когда он пришел к заключению, что путь утопии — это в итоге путь капитуляции перед отвергаемой действительностью.

«Теория» для Раскольникова, как и для Базарова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, становится источником трагедии. Во имя людей Раскольников заставляет себя переступить законы человечности — убить. Но он не может перенести нравственной тяжести своего поступка. Страшные муки совести — его наказание.

Мастер-класс из серии уроков «Книга-жизнь продолжает урок»

Данцова Лариса Алексеевна, учитель литературы

МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону

Урок - размышление

Тема урока : «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока : расширить представление о герое романа;

помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;

показать власть теории над человеком.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман, репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация.

Предварительное домашнее задание :

    Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.

Словарь: гуманизм, психологизм, индивидуализм, теория.

Эпиграф к уроку:

«Не убий» (Из Библии)

Ход урока

    Вступительное слово учителя .

Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? - главный вопрос урока.

Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

    Просмотр репродукции картины Н. Ярошенко «Студент».

Опишите героя картины Ярошенко Н.

Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен «Студент»?

Возможные варианты ответа:

На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба.

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что даже боялся всякой встречи…»

«Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то». (не разубеждаем учеников)

3. Беседа о герое романа .

Обратимся к образу Раскольникова.

1. Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть характер героя?

Родион Романович Раскольников- бывший студент Петербургского университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова раскол, что означает раздвоение. Второе толкование связано со словом раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе (раздвоении), происходящем в душе бывшего бедного студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью: помочь людям (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство)

Таким образом в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»: отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, и холодный, жестокий, равнодушный, злой.

Раскольников- фанатик идеи, недоучившийся студент, который благодаря своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире.

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Интерьер « Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и проходила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Пейзаж «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенно множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Перед нами смрадный город, засасывающий человека в трясину нищеты, толкающий его на преступление

Может быть, Раскольников был преступником по сути?

Для этого вспомним его поступки до преступления.

1) помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны;

2) сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома;

3) переживает за мать и Дуню;

Следовательно, гуманный, сострадающий человек, но в то же время Раскольников - сложный, противоречивый образ. В нем, по мнению Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

3. Выделите определяющие черты характера главного героя.

Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый, восприимчивый..

Вывод : окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона Раскольникова на преступление.

    Размышления над причинами преступления Раскольникова (беседа с учащимися)

Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ –глава 6,1 ч. Раскольников идет к старухе –процентщице. Пересказ сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы- глава 7, 1 ч.

Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной?

    помочь сестре и матери

    самому выбраться из нищеты

    спасти от нищеты Мармеладова

    практически подтвердить свою теорию

Вывод: Мотивы преступления сложны и многослойны. Прежде всего это 1) бедность. Страшно жить в ужасающей нищете, быть вечно голодным, плохо одетым.

2) Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он- тварь дрожащая или право имеет.

3) Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью.

Выводы (записать в тетрадь)

«Путь Раскольникова к преступлению»:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации,

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности

В) разговор студента и офицера в распивочной,

Г) теория о «двух разрядах»

Д) «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни

Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре,

случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой)

Е) мысль героя- решиться хоть на что –нибудь,

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести».

Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.

Поговорим о теории Родиона Раскольникова «о двух разрядах» людей.

Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». Как вы поняли суть теории Раскольникова о «двух разрядах»?

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать новое слово «Это сильные люди, Наполеоны. Все они «переступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

К какой группе людей принадлежит сам герой?

Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он открывает свою душу: «Не для того, чтоб матери помочь, я убил,-вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… для себя одного: а там стал ли бы я чьим –нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту, все равно должно было быть… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею?»

Итак, Раскольников погружен в свою идею. Его разум поражен, кто-то невидимый, неизвестный, ведет его к роковой черте.

Почему Раскольников совершает 2 убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Включается цепная реакция, в которую увлекаются новые жертвы. Убита старуха-процентщица, потом совершенно невинная Лизавета)

Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Обратимся к эпиграфу «НЕ УБИЙ». Преступление, совершенное Раскольниковым, - это преступление против человека.

Вывод. Невозможно делать добро с помощью насилия и жестокости. Путь к преступлению лежит в душе человека, где борется разум с чувствами, и разум в виде антигуманной теории побеждает. Условия жизни не снимают ответственности с человека.

5. Заключительное слово учителя.

Чему учит классическое произведение? Мотивы преступления в самом человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления и наказания. Он связан с проблемами современности. Никакая теория или учение не оправдывает насилие, за каждым преступлением следует наказание. И главное в романе – гуманизм и духовный путь к спасению.

6 . Домашнее задание.

2. Сообщения о «сильных мира сего». Наполеон: историческая справка.

Лужин - подлец «по убеждению».

В чем причина самоубийства Свидригайлова?

Раскольников - главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, о погибших и погибающих обитателях ее столицы и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так измучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился» на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. «Мечта», которая, возникнув, стала перерастать в мысль об убийстве Алены Ивановны - этой жалкой старушонки, наживавшейся на несчастьях бедных людей.

Он прекрасно понимал, что сама его идея убийства, по сути, ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. И постепенно свою «мечту» он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.

Чем продиктована эта странная «мечта»? Первое, что толкнуло его на такую мысль, были условия жизни Раскольникова, ужасный квартал Петербурга, где он жил, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...».

Следующим шагом к преступлению стала встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям. Дело тут даже не в деньгах, он совершает убийство как бы во благо.

Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести. Однако после совершения преступления Раскольников ощущает нечто совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.

Полгода назад, когда он бросил учебу в университете, Раскольников написал статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключавшуюся в том, что все люди делятся на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.

Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление. И убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Поэтому в событиях, толкнувших его на убийство старухи, можно увидеть лишь повод, попытку оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а сугубо личные убеждения заставили его совершить преступление.

Но он ошибся. Оказалось, Раскольникову не под силу терпеть душевные мучения, навалившиеся на него после убийства. После этого последовало раскаяние и признание вины, которое усугубилось еще и тем, что возникло непредвиденное обстоятельство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Черту закона Раскольников переступить смог, а вот остаться за ней оказалось выше его сил. Он хотел стать Наполеоном - не стал; хотел помочь своей семье и себе - не помог; испытал свою теорию, но в результате получил одни только страдания.

Достоевский в романе изобразил столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, эта логика всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя.

И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основана на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, - низкое, подлое дело даже с точки зрения самого героя. Но он совершает его сознательно, ломая свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то указание.

Убив старуху, Родион перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, пи сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее.

Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Получается, Раскольников должен, в соответствии со своей теорией, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но, полагаю, не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить...» В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не пишет о нравственном воскрешении своего героя. Задача писателя иная - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной она может быть, что идея о праве сильного на преступление абсурдна в своей основе. Тем самым писатель говорит: реальная жизнь сильнее теории. Истерзанный одиночеством, сомнениями и муками совести, Раскольников встает на путь смирения, сострадания и в конечном счете отказывается от какого-либо протеста.

Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Раскольникова звучат не очень убедительно. Но все-таки звучат! Автор хотел убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». В истории России этот путь оказался как бы противоположным избранному страной революционному пути. Но оказался ли он пусть не прогрессивным, но хотя бы полезным для страны - еще вопрос.

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О пути к преступлению и собственно убийствах рассказывает лишь 1 часть романа, а остальные 5 и эпилог - о наказании и возрождении. Почему? Очевидно, автор хотел подчеркнуть, что не сами события волнуют его, а история души и больного разума героя-убийцы. Психология важнее событийности, а психологическое наказание важнее уголовного.

Путь героя к преступлению также имеет психологический сюжет. Вот почему, как и в «Герое нашего времени» М.Лермонтова, хронология (фабула) не совпадает с сюжетным построением. «Арифметическая сумма» человеческих страданий, ведущая героя к убийству, складывается из плюсов (событий, убеждающих в необходимости преступления) и минусов (событий, словно останавливающих героя на его греховном пути).

Восстановим эти события хронологически. Первые из них описаны лишь в 6 главе 1 части, когда полгода назад студент Покорев сообщил Раскольникову на всякий случай адрес старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Это первое событие выглядит вполне нейтрально с точки зрения суммы деталей на пути к преступлению, является лишь небольшим плюсом.

Второй мимоходом описанный факт: полтора месяца назад Раскольников закладывает у старухи колечко – подарок сестры – и сразу чувствует отвращение к ростовщице, а в его голове «наклёвывалась странная мысль». Это начало пути к убийству (плюс).

Сразу после этого – случай в трактире, где Родион случайно слышит разговор студента с офицером и неожиданно соотносит слова студента со своими «странными» мыслями и написанной им ещё раньше статьёй «О преступлении», в которой он доказывает возможность идеологического убийства – «разрешения крови по совести» (вновь плюс).

Только теперь по времени идёт эпизод начала романа (1 глава), когда Раскольников посещает старуху, делая очередной заклад (часы) и совершая разведку, которую сам называет «пробой». Здесь, с одной стороны, - плюс, так как ненависть к старухе разрастается, а с другой – минус, потому что после возвращения он погружается в ужас от задуманного и его охватывает необъяснимая тоска.

Сразу после этого в главе 2 – большой и важный эпизод встречи в трактире с Мармеладовым, а затем и посещение семьи Мармеладовых. Раскольников становится свидетелем ещё одной несчастной судьбы, и теперь – «нет никаких преград» (плюс).

В главах 4-5 – встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой на Конногвардейском бульваре. Ужас пережитого, казалось, ещё больше приближает героя к убийству (плюс), однако Родиону вновь становится страшно и противно (борьба плюса и минуса).

5-я глава – страшный сон Раскольникова: картинка детства, где маленький Родя сочувствует убиваемой лошади. После сна он полон сомнений, страха и ужаса, сон как будто рушит уже построенное прочное здание убийства (жирный минус).

Но для осуществления преступления хватило маленькой капли, которая, впрочем, становится самым весомым плюсом, – вести о том, когда старуха останется дома одна. Интересна фраза автора: «Он вошёл к себе, как приговорённый к смерти». Достоевский словно говорит читателю, что, убивая старуху и её ни в чём не повинную сестру, Раскольников убьёт себя. Об этом – весь остальной роман.