Проезд границы с белоруссией на машине. Пересечение границы россии с беларусью

Для чистоты эксперимента едем на обычном рейсовом автобусе «Гомель - Новозыбков » и пересекаем границу по трассе М-10 на Брянск . Со стороны Беларуси на дороге нет никаких постов, подъезжаем к пункту транспортного контроля на российской территории - сооружение наподобие пограничного пункта пропуска стояло здесь и раньше.

Автобус останавливает сотрудник пограничной службы, заходит в салон и просит достать паспорта. При этом пассажиры просто держат документы в руках, не отдают человеку в форме, а тот лишь смотрит на гражданство. В автобусе ехали только белорусы и россияне, поэтому никого не высаживали и по базе не проверяли, через пару минут автобус отправился дальше. Вещи тоже никто не смотрел. То есть, пока, как и обещали российские власти, полноценного паспортного контроля на границе с Беларусью не ввели.

На трассе движения почти нет, у обочины стоят российские и белорусские фуры. Водитель автопоезда из Беларуси говорит, что никаких изменений на границе не заметил, порядки прежние. А дальнобойщик из Венгрии даже не знал, что отныне здесь действует режим погранзоны:

Ничего не изменилось, проблем при пересечении границы никаких. Трудности были только в Беларуси - три раза меня возвращала назад ветеринарная служба, ничего толком не объясняя. Я везу комбикорм, документы в порядке.

Идем на пункт транспорта контроля и уже показываем удостоверение. Сотрудник погранслужбы звонит начальнику и после короткого разговора бесцеремонно выпроваживает:

Это режимный объект, находиться здесь запрещено, покиньте территорию.

Не то что сделать фото, а даже пять минут понаблюдать за работой погранслужбы нам категорически не разрешают, на вопросы не отвечают.

С границы добирается попутками, останавливается легковушка с российскими номерами, за рулем - кавказец:

Они проверяют только таких людей как я, из Дагестана , Чечни . Каждый раз, когда въезжаю, смотрят на мое лицо и проводят в кабинет, чтобы пробить паспорт по базе, хотя он российский. А в прошлый раз со мной ехал белорус, на его паспорт даже не посмотрели.

Продолжаем путь уже с белорусским водителем, который возвращается в райцентр:

Раньше на нашей территории стоял пост ГАИ, а сейчас убрали. А паспорта россияне проверять начали уже несколько месяцев назад. Просто смотрят на гражданство: если украинец или молдаванин, то отправляют на международный пункт пропуска. То есть, здесь пускают только белорусов и россиян. Хотя дальнобойщиков пропускают, и видел, как украинские гастарбайтеры проезжали - наверное, у них были специальные отметки.

Пограничных столбов у трассы мы нигде не заметили. Не видели их, а также пограничных патрулей, и жители белорусских деревень, которые находятся у самой границы.

Конечно, лесные дороги на Россию есть, но сейчас они все заметены снегом, поэтому по ним никто не ездит. Осенью еще ездили, и россияне к нам ездили, никто не останавливал, а как весной будет, посмотрим, - говорят в деревне Хорошевка .

Напомним, накануне введения погранзоны в ФСБ России пояснили, что она «не предусматривает осуществления пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, открытия и функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ ». Однако погранзона, в которую вошли приграничные российские деревни, предполагает пропуск для въезда. То есть, тот кто не живет в приграничной деревне и не имеет там близких родственников, не может находиться в таком населенном пункте без специального пропуска. Проехать его на автобусе или машине можно, а останавливаться - нет, иначе могут оштрафовать. Но пока белорусов пускают в приграничную зону без пропусков, говорят местные жители.

Проезд через разграничительную линию между двумя государствами обычно сопряжен с многочисленными проверками, досмотрами и регистрациями. Избежать подобных процедур могут только граждане государств, заключивших соглашения о свободном передвижении граждан. Так, например, пересечение границы России и Беларуси при предъявлении паспорта одной из этих держав проходит совершенно свободно, без соблюдения бюрократических формальностей.

Соглашение о добрососедстве

Российско-белорусский договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве действует еще с 1995 года. Этот документ подразумевает, что жители двух стран могут пользоваться такими привилегиями:

Таким образом, Россия-Беларусь говорят, что, хоть пограничные пункты на рубеже территорий и установлены, их существование является всего лишь самой обыкновенной формальностью. А с 2011 года был отменен и транспортный контроль для российских и белорусских граждан.

Въезд на автомобиле

Проехать границу можно в специальных пропускных пунктах. Согласно действующего соглашения, никакой досмотр проходить не нужно. Стоит, однако, помнить, что основным документом для въезда является страховка. Минимальный ее срок должен составлять две недели. Стоимость такого полиса колеблется от 350 до 500 рублей.

Приобрести документ о страховании можно непосредственно на границе. Большим преимуществом является тот факт, что Беларусь входит в зону, на территории которой распространяется действие зарубежных полисов автострахования. Если же у въезжающего международного полиса, что носит название «Зеленой карты», нет, тогда он может приобрести внутреннюю страховку, которая будет действительной только на территории Беларуси. Передвижные офисы по продаже полисов можно найти на каждом пропускном пункте.

Отсюда можно сделать вывод, что пересечение границы Россия-Беларусь на автомобиле больших проблем не вызовет. В целом из документов вам понадобятся:

Проходить таможню также надобности нет. Обычно эта процедура ожидает только водителей грузового транспорта. Обратите внимание только на тот факт, что в связи с событиями в Украине сотрудники таможни и паспортного контроля работают в усиленном режиме, а потому, если им что-то не понравится в вашем поведении или внешности, они могут остановить автомобиль и даже в некоторых случаях его досмотреть.

При этом не забывайте, что и таможенный, и личный досмотр может проводиться исключительно выборочно.

Пересекаем границу на поезде

Пересечение белорусской границы на поезде выглядит еще проще, чем в предыдущем случае. Здесь от вас понадобится только российский паспорт и проездной билет. Связано это с тем, что никакой встречи с пограничниками у вас просто не предвидится. Вы проедете границу между двумя странами, даже не заметив этого. Проверять документы и осматривать ваш багаж никто не будет.

В случае железнодорожного сообщения разграничительная линия существует только на карте. Останавливать поезд с целью проверки и таможенного досмотра в этом случае сотрудники пограничного контроля не намерены. Не стоит все же пренебрегать правилами, а потому паспорт и свидетельство о рождении вашего ребенка, если вы путешествуете с ним, с собой захватите.

Кстати, что касается детей, то в этом вопросе тоже есть некоторые послабления. Вам не понадобится разрешение от второго родителя, если он участие в поездке не принимает. Единственная бумага, которая будет нужна непременно, это доверенность от обоих родителей, если ваш юный путешественник отправляется в путь с третьим лицом. Все остальные документы для пересечения границы с Белоруссией вам просто не нужны.

Что же касается декларирования ввозимых товаров, то, если они не предназначены для коммерческих целей, происходит данная процедура в устной форме.

Важно еще помнить, что на основании все того же соглашения о дружбе российский гражданин, попав в ДТП или сложную ситуацию, требующую неотложной медицинской помощи, может воспользоваться услугами соответствующей белорусской службы совершенно бесплатно, если только ему не требуются госпитализация и срочное лечение.

Относительно таможенных правил можно сказать следующее: ввозить в эту страну, как и во все другие государства, не разрешено оружие, наркотики, взрывчатые и опасные вещества.

Как узнать, есть ли запрет на выезд за границу для россиян в 2019 году: Видео


Минимальный срок страхования составляет две недели. Продажа полиса производится на границе. Ежедневно из Москвы в Беларусь отправляется до 15 поездов. Время в пути между двумя столицами 10 часов. Засыпая в России, утром вы проснетесь уже в другой стране. Россияне, прибывающие поездом, не проходят пограничный контроль. Таможенные правила Без уплаты пошлины один человек может взять с собой: — продукты питания - до 5 кг; — алкоголь - не более 1 литра крепких напитков и до 2 литров пива; — сигареты - 200 штук; — ювелирные изделия - не более 5 штук (без ограничения по размеру и весу); — одежду из кожи и меха - до 3 предметов: — наручные часы - 1 штука; — видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру, стоимость 1 единицы не больше 1000 евро. Общий вес личных вещей не должен превышать 50 кг, а их стоимость должна быть не выше 1000 евро (для неделимых товаров - 80 кг, 1200 евро).

Пересечение границы Беларуси

Для того, чтобы уменьшить длительность прохождения пограничных формальностей лучше заранее подготовить документы для проверки. Для пересечения государственной Республики Беларусь на автомобиле гражданам России требуются следующие документы: Общегражданский заграничный паспорт (загранпаспорт) Свидетельство о регистрации ТС Договор страхования гражданской ответственности владельцев ТС «Зеленая карта» Правила пересечения границы Беларуси с другими странами примерно одинаковы, за исключением пересечения границы с Россией.

Фактическая приостановка действия соглашения о Таможенном союзе связана с поставками продуктов питания. Напомним, таможенные посты на границе РФ и Белоруссии были сняты с сентября-октября 2010 года (с Казахстаном — в июле 2011 года). Белорусские таможенники проверяют весь транспорт на границе, следующий в обеих направлениях. «ФТС подтверждает, что белорусские таможенники возобновили свою работу на с РФ.

Как происходит пересечение границы Россия-Беларусь

Так, например, пересечение границы России и Беларуси при предъявлении паспорта одной из этих держав проходит совершенно свободно, без соблюдения бюрократических формальностей. Соглашение о добрососедстве свободно пересекать государственные границы; без ограничений передвигаться по территории соседней страны; трудоустраиваться на предприятия по той же схеме, что и жители данного государства; не предъявлять каких-либо специальных разрешительных документов при въезде в страну. Таким образом, правила пересечения Россия-Беларусь говорят, что, хоть пограничные пункты на рубеже территорий и установлены, их существование является всего лишь самой обыкновенной формальностью.

Российско-белорусская граница это

когда РСФСР и Белоруссия стали отдельными государствами. До 1991 года была границей между РСФСР и Белорусской ССР. В настоящее время пограничных пунктов и контроля на границе практически нет. Граница существует формально, но на практике её можно легко пересечь без таможенных проверок. Длина границы составляет 959 километров. Через эту осуществляется внешняя торговля России и Белоруссии.

С 1 апреля 2011 года был отменён транспортный контроль на границе. Медвежье-Саньково России принадлежит не связанный с основной территорией страны анклав Медвежье-Саньково.

Российско белорусская граница

Для взрослого это внутренний или заграничный российский паспорт, для ребенка — свидетельство о рождении с отметкой о гражданстве РФ или соответствующим вкладышем. Владельцу транспортного средства необходимы все документы на автомобиль, требуемые на территории России. Кроме того, при пересечении российско-белорусской границы прямо на пропускном пункте надо оформить страховой полис гражданской ответственности и так называемый «въездной листок», который возвращается россиянином при выезде из республики.

Как проехать на автомобиле из Москвы в Минск

Другой вариант – поездом. Ежедневно до Минска из Москвы следуют более 11 поездов. Третий вариант – самый практичный и увлекательный для тех, кто планирует побывать не только в Минске, – это отправиться в путь на автомобиле. Этому варианту и посвящена наша статья, в который даются важные рекомендации и советы тем, кто делает это впервые и не знает, как проехать на автомобиле из Москвы до Минска. Документы, которые нужно взять, отправляясь из Москвы в Минск Жителям России для пересечения границы достаточно обычного российского паспорта, также можно ехать и по заграничному.

На этой неделе госпогранкомитет и государственный таможенный комитет Республики Беларусь (РБ) приняли к рассмотрению петицию граждан, требующих полностью перекрыть белорусско-российскую границу и вернуть таможенный и пограничный контроль.

«Отсутствие таможенного и пограничного контроля на границе нашего государства с Российской Федерацией угрожает экономической и общественной безопасности нашей страны. Согласно данным МВД РБ, более 60% контрабандного товара экспортируется именно из Российской Федерации», — говорится в петиции, поданной жителем Могилева Антоном Косцовым. В документе речь идет о «паленой» водке, наркотиках и даже сутенерах, которые свободно пересекают границу двух союзных государств и угрожают жизни и здоровью белорусских граждан.

Это далеко не первая петиция такого рода. Неожиданностью стало то, что белорусские власти впервые отнеслись к инициативе всерьез. Под петицией о пограничной российской угрозе стоит подпись 551 человека.

Реакция белорусских ведомств отражает обострившийся диалог между Минском и Москвой относительно пограничного вопроса. Проблема стала неожиданно актуальной с осени. Тогда выяснилось, что жителям Литвы стало намного сложнее въехать в «континентальную» Россию (то есть не в Калининградскую область). Большинство литовцев попадали в РФ через Белоруссию, однако российские пограничные органы запретили пропускать граждан ЕС на свою территорию через Республику Беларусь. По новым требованиям, если они хотят попасть в РФ, то должны пересекать границу с территории Литвы, Латвии или Эстонии.

Впрочем, подобные меры распространились и на граждан других стран, в том числе тех, кто считается однозначно дружественными к Москве. Например, гражданин Казахстана, живущий в Витебской области, не мог въехать в Россию через КПП «Красная Горка» под Смоленском. Он должен ехать за 350 км в международный пункт пропуска в Брянской области.

Все три страны — Россия, Белоруссия и Казахстан — входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который позиционирует себя как открытое и свободное пространство для стремительного и современного развития экономик всех стран-участниц. Но ЕАЭС сам по себе, а пограничные правила, получается, тоже сами по себе.

Исключений не предусмотрено и для дипломатов. Это на собственном опыте узнал посол ЕС в России литовский дипломат Вигаудас Ушацкас.

В сентябре он на автомобиле отправился в Россию по хорошо знакомому маршруту — через Белоруссию, однако на границе его развернули и сказали ехать через Латвию, то есть сделать крюк в 500 км.

«Дальнобойщики буянить умеют»

«Проблема появилась неожиданно, на ровном месте. Никто никого не предупреждал. Просто россияне вдруг начали следовать пограничным правилам, о которых сами же не вспоминали два десятка лет, — рассказал «Газете.Ru» Владислав Замировский, менеджер одной из белорусских транспортных компаний. — И поверьте, все пока обходится без громких скандалов только потому, что сделано исключение для дальнобойщиков и пассажиров международных рейсов. Иначе были бы и массовые протесты, и блокада автотрасс грузовыми фурами. Дальнобойщики буянить умеют. А вы представляете, что означает перекрыть трассу М1 (Москва — Минск — Брест. — «Газета.Ru»)?»

Новые правила не касаются большегрузных автомобилей, поскольку их транзит регулируется специальными квотами на перевозки. Тем не менее РФ сократила количество пунктов пропуска, через которые грузоперевозчики из третьих стран могут пересекать белорусско-российскую границу.

Теперь это только те трассы, на которых есть стационарные российские пограничные посты. Пересечение грузовыми фурами границы в других местах карается штрафом 2 тысячи российских рублей.

Пограничный контроль на границе между Белоруссией и Россией был ликвидирован в 1995 году, когда вступил в силу Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами. Однако с тех пор пограничные ведомства и МИДы двух стран так и не согласовали правила въезда для граждан третьих стран. На протяжении 20 лет никто не видел в этом проблемы, и иностранцы свободно ездили по своим делам в Россию через Белоруссию.

«За минувшие два десятилетия получила распространение бизнес-практика, когда предприниматели из Польши и Литвы создают свои производства в Белоруссии. Например, в свободных экономических зонах. Но основной рынок сбыта для этих производств — в России, — разъясняет белорусский политолог Андрей Аксенов. — Соответственно, им приходится часто ездить между своей страной, Белоруссией и Россией».

«Раньше, насколько я знаю, многие даже российские визы не делали — хватало белорусской. Но теперь, даже имея в паспорте визу РФ, им не так просто смотаться по делам, скажем, из Гомеля в Смоленск. Между городами три сотни километров, а ехать теперь приходится более чем за тысячу — чтобы через международный пункт пропуска», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

По словам эксперта, так как больше всего от нововведения страдают граждане Литвы и Польши, именно министерства иностранных дел этих стран направили ноту России.

Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, в свою очередь, встречался с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Тот заверил, что разберется с этой проблемой.

«Если в ближайшее время все не вернется на круги своя, то Белоруссия фактически потеряет часть транзита по своей территории. А еще — свой имидж «мостика» между Россией и Евросоюзом. И это самый болезненный удар для нынешнего руководства страны», — резюмирует Андрей Аксенов.

^Взаимное непонимание

Как теперь выясняется, в Москве и Минске понятие «открытая граница» трактуют по-разному.

Власти Белоруссии исходят из того, что без уточняющих положений действует принцип, по которому белорусско-российская граница открыта для всех. В России, однако, считают, что при отсутствии международных договоренностей действуют внутренние законы. А в РФ законы предполагают, что все иностранцы должны пройти обязательный пограничный и таможенный контроль на въезде и выезде. Правда, в этой ситуации не очень понятно, почему данная норма начала действовать именно сейчас.

«Граждане зарубежных стран пересекают границу Белоруссии в международных пунктах пропуска, проходят соответствующий контроль, получают при этом миграционные карты общего с Россией образца. Мы считаем эти процедуры полностью достаточными для дальнейшего беспроблемного движения иностранцев по общему пространству Союзного государства, как это было последние 20 лет, — сказал на одном из брифингов пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. — В любом случае сейчас вопрос лежит в плоскости усовершенствования договорно-правовой базы, а не введения какой-то инфраструктуры».

Вопрос транзита граждан третьих стран через Белоруссию в Россию обсуждался в конце ноября в Минске на переговорах министров иностранных дел двух стран, однако конкретных договоренностей они не достигли.

Как рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, наличие в паспорте действующей российской визы — недостаточный фактор, чтобы попасть в Россию. По закону сделать это можно только через международные пункты пропуска. «Но мы очень давно продвигаем идею единого визового пространства Союзного государства», — отметил Лавров.

Пока, по словам главы МИД РФ, обсуждается соглашение о взаимном признании виз Белоруссии и России.

«Да, террористы являются реальным фактом, есть нарастание угрозы, это нельзя отрицать. Но если мы с Белоруссией выработаем единую визовую политику, у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать, а кому не выдавать визу, тогда эта проблема сама по себе отпадет. Пока надо вырабатывать временные, промежуточные меры», — считает Лавров.

Как пояснил далее российский министр, вероятно, вопрос будет решаться через открытие временных пунктов пропуска для иностранных граждан на белорусско-российской границе. Он отметил, что весь комплекс этих вопросов будет рассматриваться на заседании межгосударственной рабочей группы. Ее заседание было намечено на начало декабря, но пока никаких сообщений о начале работы не поступало.

В свою очередь, белорусский министр иностранных дел Владимир Макей подчеркнул, что в рамках Союзного государства открытые границы очень важны, но проблему передвижения граждан третьих стран необходимо срочно решать. «Таких проблем в наших отношениях быть не должно», — заявил он.

Лавров отшутился. Мол, «третьим странам» надо просто вступать в Союзное государство, и тогда проблема пересечения белорусско-российской границы для них снимется сама.

«Я думаю, это одно из проявлений общей напряженности в отношениях между Минском и Москвой, которую мы видели на протяжении всего 2016 года. Как только Минск начал шантажировать россиян ростом цен на транзит нефти через Белоруссию на Запад, российская сторона увидела проблему там, где не видела ее два десятка лет. То есть в отсутствии международных пунктов пропуска на границе, — считает белорусский политолог Антон Кисленок. — А ведь проблему можно было решить намного проще. Например, через взаимное признание виз для целей транзита». Этот механизм, созданный в рамках СНГ, применялся и российской, и белорусской сторонами, но в начале 2000-х именно Москва от него отказалась.

Минск раскритиковал решение России создать пограничные зоны на границе с Белоруссией. Меры направлены против граждан третьих стран, уверяют в Москве. Однако они могут затронуть и граждан двух стран, а принятое решение может быть политическим, говорят эксперты

Приказы ФСБ

Первого февраля на интернет-портале правовой информации были опубликованы Федеральной службы безопасности Александра Бортникова, в соответствии с которыми устанавливается пограничная зона на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Белоруссией. Пограничные зоны устанавливаются для «создания необходимых условий охраны государственной границы РФ», говорится в документах.

Региональные управления ФСБ в трех областях должны будут установить места и время для въезда и прохода лиц, а также транспортных средств в пограничную зону, организовать установку предупреждающих знаков. Ранее пограничных зон на границах субъектов России с Белоруссией не было.

Решение об установлении пограничной зоны на границе России и Белоруссии является превентивной мерой против возможных пересечений границы гражданами третьих стран, заявил в четверг журналистам посол России в Минске Александр Суриков. Он подчеркнул, что для граждан России и Белоруссии установление пограничной зоны ничего не меняет. Вводить пограничный контроль в поездах, прибывающих из Белоруссии, пока не планируется, также заявил он. «Речь идет о гражданах третьих стран. Например, соседней Украины», — настаивает председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев (цитата по «Интерфаксу»).

​Пограничная зона существовала до 1995 года и была упразднена после подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Белоруссией. С 1995 года страны так и не согласовали правила въезда для граждан из других государств: в Россию можно было попасть через территорию Белоруссии, не имея необходимой для этого визы, объясняет собеседник РБК, знакомый с работой пограничной службы ФСБ. По его словам, не был организован и досмотр грузов, которые следовали из Белоруссии в Россию, что позволяло обходить ограничения по ввозу в страну санкционной продукции. Кроме того, отсутствие контроля на границе позволяло фигурантам уголовных дел и должникам покидать Россию и через Белоруссию уезжать в другие страны, отмечает источник. Базы у правоохранительных органов двух стран синхронизированы не в полной мере, поэтому человек, к которому были претензии у российских силовиков, мог пересечь границу, пройти контроль в аэропорту Минска и улететь. Теперь погранзона между Россией и Белоруссией будет организована так же, как и с другими странами: так, появятся пункты пропуска для автомобилей.

Взаимные претензии

Представители России в четверг, 2 февраля, также указывали на то, что принятые меры являются ответными на решение Белоруссии о введении с 12 февраля безвизового режима посещения страны для граждан почти 80 стран. О введении безвизового режима для туристов из США, стран Евросоюза и других президент Белоруссии Александр , а приказы Бортникова датированы 29 декабря 2016 года. Безвизовый режим будет действовать пять дней для прибывающих самолетом. Новый порядок не будет распространяться на лиц, намеревающихся осуществить вылет в аэропорты России, и лиц, прилетающих из российских аэропортов. «Мы уважаем суверенитет Беларуси, но нас немножко настораживает этот указ о безвизовом въезде в национальный аэропорт граждан 80 стран», — заявил посол Суриков.

Белорусская сторона резко прокомментировала решение Москвы. «Российская сторона приняла решение без предварительного уведомления», — заявила Мария Ваньшина, начальник отдела пресс-службы МИД Белоруссии. Это противоречит всем существующим договоренностям по охране госграниц двух стран и порядке их пересечения, сказала она. По ее словам, это не первый подобный случай: «Схожая ситуация произошла в начале 2016 года, когда Россия фактически начала вводить ограничения на въезд граждан третьих стран через границу Беларуси и России».

Вопрос ужесточения пограничного режима между Россией и Белоруссией возник осенью 2016 года. Как сообщала газета «Коммерсантъ» , в сентябре автобус с австрийскими туристами не пустили из Белоруссии в Россию через КПП на трассе М1, им пришлось ехать в объезд. В начале ноября официальный представитель МИД России Мария Захарова рассказала, что на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль, но ситуация в мире кардинально изменилась. По словам Захаровой, иностранцы могут въезжать в Россию лишь через специализированные пункты пропуска. Однако КПП для международного сообщения на российско-белорусской границе не были оборудованы.

Внутренним делом России назвал решение о погранзонах официальный представитель Госпогранкомитета Белоруссии Антон Бычковский. С белорусской стороны пограничников и пограничной зоны нет, напомнил он.

Союзность под вопросом

«У многих складывается впечатление, что эти действия ведут к восстановлению полноценного контроля на белорусско-российской границе, отмененного более двадцати лет назад. А это идет вразрез целому ряду существующих договоренностей», — обратила внимание в своем заявлении Ваньшина. Упрощенный порядок передвижения, фактически отсутствие границы — одно из самых очевидных и удобных для граждан достижений в отношениях двух стран, говорил ранее РБК собеседник в дипломатических кругах Белоруссии.

Проблема с передвижением не единственная в двусторонних отношениях. В 2016 году Москва и Минск не смогли договориться об условиях поставки газа, Россия ограничивала поставки мясо-молочной продукции с нескольких белорусских предприятий, что вызывало критику со стороны Минска. Проблемы появились и на уровне интеграционных объединений. В течение прошлого года президент Лукашенко не раз критиковал Евразийский экономический союз и Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) за низкую эффективность, а в конце года . Однако речи о выходе Минска из указанных объединений не идет, заверил РБК источник, близкий к руководству Белоруссии. В секретариат ОДКБ от Белоруссии не поступало никаких обращений по выходу, под председательством страны регулярно проводятся заседания постоянного совета ОДКБ, заявил РБК пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.

Однако, признает источник РБК в белорусских дипломатических кругах, в отношениях Москвы и Минска накопилось немало проблем и снизился уровень доверия.

Как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству Михаил Емельянов, президент Белоруссии ведет «опасную игру». «Если Лукашенко продолжит свою «многовекторную политику», то отношения с Белоруссией будут меняться не в самую лучшую сторону», — спрогнозировал депутат (цитата по «Интерфаксу»). Кроме решения о предоставлении безвизового режима для иностранных туристов Минск договорился с ЕС о строительстве за европейские средства в Белоруссии центра содержания мигрантов. В прошлом году с белорусских чиновников были сняты европейские санкции.


Александр Лукашенко (Фото: Alexander Zemlianichenko/AP)

«Между Москвой и Минском есть вполне понятные экономические противоречия: это вопросы цены на энергоресурсы, доступа белорусских товаров на российский рынок и ведения согласованной экономической политики, — рассказал РБК белорусский политолог Вадим Гигин. — Однако противоречия между странами периодически возникают, и всегда находится механизм для их преодоления». Гигин ожидает, что по итогам правительственных и экспертных консультаций, а затем и встречи лидеров двух стран текущие проблемы будут решены. Встреча президентов может состояться в первой половине февраля, сообщал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Решение ФСБ о введении пограничных зон​, по мнению доцента РГГУ Александра Гущина, является демонстративным шагом, причина которого кроется в наслоении нескольких кризисов в двухсторонних отношениях. Однако политолог не исключает, что действия Москвы станут предметом торга в ходе грядущих двусторонних переговоров, в частности на президентском уровне. «У России и Белоруссии слишком тесные взаимоотношения, и понять, кто из них кому нужнее и чьи переговорные позиции будут более выгодны, довольно трудно, — пояснил РБК политолог, доцент РГГУ Александр Гущин. — Минск зависит от России и старается диверсифицировать свои международные связи, чтобы не попасть под полное политическое влияние. Но и Москве нужна Белоруссия: например, в военно-стратегическом плане и с точки зрения интеграционных процессов».

История конфликтов между Россией и Белоруссией

· 2006 год — под видом белорусского сахара из свеклы в Россию завозили тростниковый из Латинской Америки. Сахар, произведенный в Белоруссии из импортного сырца, должен был облагаться пошлиной в размере $340 за тонну. Россия ограничила ввоз. В ответ Минск остановил импорт алкоголя и кондитерских изделий из России. В начале 2007 года ограничения были сняты.

· Январь 2007 года — Россия ввела пошлину на продажу белорусской нефти. В ответ Минск ввел пошлину на транзит нефти из России, а Москва прекратила поставки. После телефонных переговоров президентов Белоруссия отменила ограничения, согласившись с российскими условиями.

· Начало июня 2009 года — запрет на ввоз в Россию сотен наименований молочной продукции из-за невыполнения белорусской стороной технического регламента по ней. Минск в ответ усилил таможенный контроль. Поставки белорусского молока в Россию возобновились во второй половине июня после переговоров.

· Июнь 2010 года — Россия сократила поставки газа в Белоруссию из-за задолженности. Белоруссия погасила долг за счет предоставленного Азербайджаном кредита.

· Сентябрь 2015 года — Владимир Путин поручил подписать соглашение о создании российской авиабазы на территории Белоруссии. В ответ Александр Лукашенко заявил, что эта тема не обсуждалась. Позднее Лукашенко пообещал обсудить вопрос с Путиным. Как сообщал пресс-секретарь последнего Дмитрий Песков, президенты обсудили эту тему в октябре 2015 года. В апреле 2016 года глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что вопрос на данный момент закрыт.

· Май 2016 года — между Белоруссией и Россией возникли противоречия из-за несвоевременной и неполной оплаты за газ, поставленный в Белоруссию. В июне 2016 года президенты двух стран поручили главам энергетических ведомств решить спор о цене на газ. 10 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что вопрос урегулирован. Несмотря на это, к январю 2017 года задолженность достигла $550 млн. При этом в августе 2016 года Россия сократила поставки нефти в Белоруссию, после чего официальный Минск увеличил тариф на транзит российской нефти (на 20,5% в среднем).