Проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств Предрейсовый осмотр автомобилей журнал

Выходящий на дорогу транспорт, перевозящий пассажиров и грузы, всегда находился под пристальным вниманием технического персонала предприятий и государственной автоинспекции. Перед каждым выходом из гаража автомобиль проверяется на наличие неисправностей и только после этого выпускается на линию. Поэтому, журнал предрейсового технического осмотра автомобиля образец которого находится ниже, обязан присутствовать на каждом предприятии, занимающемся перевозками.

Своеобразный дневник содержит данные о техническом состоянии машины перед рейсом и после него. Это позволяет своевременно выявить и устранить неисправности и повреждения.

Ожидается, что в конце нынешнего года наберёт силу распоряжение транспортного министерства, которое урегулирует предрейсовый контроль технического состояния транспорта. Обновлённый порядок прописывает условия проведения процедуры, которая обязана выявить неисправный автотранспорт и запретить его выход со стационарной стоянки.

Список неполадок определён действующим регламентом дорожного движения.

Формуляр включает учёт перечня возможных неполадок:

  • рулевой системы, механизмов тормозного привода;
  • частей движителя колёсного передвижного средства;
  • двигателя;
  • механических стеклоочистителей;
  • светотехники.

Список может быть разбавлен и другими элементами ТС, которые перечислены Федеральным законодательным актом «О безопасности дорожного движения». Законодательство предусматривает наказание за нарушение регламента не только водителю, но и руководству предприятия.

Произошедшая дорожно-транспортная авария повлечёт наложение штрафных санкций на проводившего предрейсовую процедуру механика и контролёра, допустившего выход из гаража неисправный агрегат.

Отсутствие у перевозчика специалиста предрейсового осмотра не освобождает компанию от проведения упомянутой процедуры. Организация должна оформить соглашение со специализированным предприятием, которое предоставляет услуги подобного рода.

Предрейсовая процедура имеет целью повысить безопасность грузоперевозок и пассажиров. Она предусматривает тестирование состояния техники перед выходом на дорогу. Имеются в виду не только механические безрельсовые транспортные аппараты для перевозки людей, но и грузовые машины. К данной категории относится и легковые таксомоторы. Последние также подлежат такому освидетельствованию и без его заключения их выезд на дорогу воспрещается.

Результаты проверки заносятся в путевой лист. Документ обязателен для всех видов пассажирского и грузового автотранспорта, находящегося в компании. Запись подтверждается оттиском штампа контролёра технического обследования передвижных средств.

Штамп служит для упрощения регистрации сведений о техническом освидетельствовании перед выездом с основной стоянки. Министерство транспорта разработало типовую форму штампа, однако частные компании вправе иметь индивидуальный вариант, который можно легально приобрести. Шаблон содержит сведения о наименовании предприятия, его реквизиты, прочие атрибуты.

У кого есть право проводить

Разумеется, проводить предрейсовое обслуживание имеет право специально подготовленный для этого работник. То же министерство утвердило нормативные документы, где представлены требования к специалисту технического осмотра.

Последний обязан обладать необходимым объёмом знаний, иметь определённые профессиональные навыки, соответствующее образование и обязательный трудовой стаж в такой отрасли.

Словом, контролёр технического освидетельствования должен быть профессионально подкован как в теории, так и в практике:

  1. Классы пожарной безопасности;
  2. Специфика эксплуатации каждого типа проверяемого передвижного средства;
  3. Законодательные акты о труде;
  4. Нормативный регламент в области обслуживания транспортных средств;
  5. Технические параметры проверяемой техники.

Понимание технических нюансов позволит дополнить полученный багаж знаний. Контролёр должен иметь образование не ниже уровня среднего специального, сопряжённого с эксплуатацией наземного колёсного транспорта. Ему необходимо иметь опыт работы по данной специфике не меньше одного года.

Исключение делается для техников, прошедших квалификационные курсы подготовки на приобретение данной специальности.

Не каждый индивидуальный предприниматель либо маленькая организация позволит себе содержать в штате контролёра предрейсового освидетельствования. Однако это не должно является законным основанием для игнорирования требований законодательства по выпуску на дорогу неисправного транспортного агрегата.

Компания обязана заключить соглашение с профильным предприятием, специализирующимся на проведении таких работ. Разумеется, частному лицу будет накладно подписать договор с автопредприятием. Поэтому он вправе прибегнуть к помощи сервисного центра либо станции технического обслуживания.

Контракт на освидетельствование выглядит типовой формой. Он содержит информацию о частном предпринимателе или юридическом лице-подписанте, в ведении которого находится наземный транспорт для перевозки людей и грузов.

Договор также оговаривает обязанности автопредприятия, станции, ЧП либо юридического лица. Он также перечисляет их права, обязанности и ответственность, срок действия контракта.

Предваряя заполнение журнала предрейсового технического осмотра, водитель проходит медицинское обследование у врача. Положительные результаты освидетельствования дают право на участие в дорожном процессе. Водитель берёт права, страховое свидетельство, получает путевой лист и направляется к контролёру осмотра, который проверяет технический статус машины.

Предрейсовое техническое освидетельствование выполняется этими работниками совместно. Их задача заключается в диагностировании определённых узлов и агрегатов перед отправкой автомобиля на дорогу.

Таковыми механизмами и системами проверяются:

  • наружное состояние машины;
  • исправность тормозного привода, его механизмов;
  • люфтомером определяют зазор сопряжённых деталей рулевой системы, её функционирование;
  • выявляется на исправность работа замыкающих дверных устройств, багажника, капота;
  • требуемое наполнение воздухом шин, запасного колесатак же необходимо;
  • работоспособность светотехники, механических стеклоочистителей, клаксона.

Отсутствие неполадок позволяет перейти к проверке обязательного набора водителя.

Поэтому нужно знать, что упомянутая комплектация обязана содержать ряд обязательных атрибутов:

  1. Укомплектованная необходимыми медицинскими средствами аптечку.
  2. Буксировочный металлотрос, ручной домкрат.
  3. Знак аварийной остановки.
  4. Находящийся в исправном состоянии, огнетушитель.

Новые главы законодательства обязывают иметь светоотражающий жилет, либо снабжённый таковыми полосами. Это обезопасит водителя в ночное время суток при возникновении аварийной поломки.

Положительный результат прохождения наземным транспортом экспертизы фиксируется на путевом листе оттиском штампа «Транспорт прошёл предрейсовый осмотр».

Подобная запись появляется в специальном разделе учёта предрейсовых освидетельствований.

Бланк документа можно скачать в интернете.

Вести журнал правильно предполагает учёт и контроль следующей информации:

  • марки, типа передвижного средства, его государственного регистрационного знака;
  • полной именной формулы водителя, контролёра предрейсовой диагностики;
  • показатели одометра;
  • запись о прохождении предрейсовой технической процедуры;
  • полной даты её проведения.

Сведения подтверждаются подписью водителя и контролёра. При необходимости, в журнал вносится дополнительная информация.

Автомобильные парки практикуют и послерейсовую техническую экспертизу, которую также необходимо внести в журнал. Приказом по предприятию оговариваются правила и условия её проведения.

Чтобы организовать работу по предрейсовому освидетельствованию автомобилей и водителей, управление компании издаёт соответствующее распоряжение. Законодательство не предусматривает унифицированной формы приказа, поэтому он выражается в свободном изложении.

Руководитель назначает ответственных лиц за проведение экспертизы, определяет правила заполнения необходимой документации. Разумеется, что свободная форма все же тяготеет к образцам документов, используемых транспортным министерством.

Распоряжения устанавливают необходимые минимальные знания для технического контролёра. Их издание обуславливается необходимостью подготовки своего работника либо включением его в штатную единицу как готового специалиста. Перечисленные распоряжением лица должны ознакомиться с содержанием приказа и в графе «Ознакомлен» и поставить подпись.

Штамп о прохождении тестирования

Распоряжение транспортного министерства РФ о предрейсовом освидетельствовании действует в 2018 году. Оно причисляет к обязательным условиям предрейсового осмотра регламент заполнения путевых листов.

Таким же условием является наличие оттиска штампа о прохождении предрейсового освидетельствования.

Оттиск должен содержать дату экспертизы, подпись проводившего её механика.

Находящийся в кабине путевой лист служит своеобразным контролем для водителя.

Документ фиксирует:

  • наименование предприятия;
  • количество пройденных километров;
  • расход топлива;
  • предполагаемый маршрут.

В нем присутствует отметка о прохождении предрейсового освидетельствования.Поэтому этот лист выдаётся водителям всех организаций, которые занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками.

Отсутствие путевого листа угрожает водителю штрафной санкцией до 500 р., ответственному же за процедуру освидетельствования водителя и ТС- 20 тысячами. Автотранспортная компания может разориться на целых 100 000, если виновником окажется её руководство.

Забывчивость водителя пройти медицинское освидетельствование обернётся ему взысканием 3 000, а должностному лицу - 5 тысяч рублей. Если же в отсутствии медицинской процедуры виновна организация-перевозчик, штраф возрастает до 30 000.

Дополнительным наказанием может послужить отказ страхового агентства выплатить компенсацию водителю при совершении дорожно-транспортной аварии со ссылкой на отсутствие путевого листа либо соответствующих в нём отметок.

Иванов Руслан

Слесарь-автомеханик, стаж более 27 лет

Написано статей и ответов

Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.

Что же это за птица и с чем ее едят?

Кто должен оформлять путевые листы

Начнем с того, что каждая организация, у которой есть на балансе транспортные средства, должна оформлять путевые листы. Эта необходимость никак не связана с тем, оказываете вы услуги по перевозке пассажиров и грузов или нет. Обязанность прямо следует из п.2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Напомню, что путевой лист - это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.

Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.

Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.

Новый реквизит путевого листа

26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).

По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.

Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.

Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.

Приказ о предрейсовом техническом контроле

Как же организовать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?

Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.

По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.

Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:

Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно .

Медицинские осмотры водителей

Примерно аналогичная ситуация складывается и с медицинскими осмотрами.

Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.

Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.

С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.

Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном - это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).

Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" не действует с 29.12.2016 года.

Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.

Согласно, п. 12 ст. 2 "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир - это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.

Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.

Что будет, если не делать?

А что же будет, за несоблюдение требований по прохождению медицинских осмотров и технического контроля?

Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист - это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.

С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).

Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.

Каждое второе ДТП на дорогах происходят по причине неисправности транспортного средства. В зоне риска те средства передвижения, которые используются ежедневно для перевозки пассажиров и грузов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аварии с участием таких «большегрузов» чреваты тяжелыми последствиями: жертвы среди детей, большие показатели смертности среди раненых, множество случаев со смертельными исходами.

Что это за процедура

Предрейсовый осмотр просто необходим для того, чтобы собственник автобуса, грузового автомобиля «спал спокойно». Только так можно оставаться быть уверенным в том, что безопасности пассажиров и грузов ничего не угрожает. Иначе – любое ДТП превращается в уголовное преследование владельца.

Как итог – иски на собственника от родственников потерпевших, потеря деловой репутации, убытки, судебный спор со страховой компанией, которая желает возложить убытки по делу на ответственность виновной стороны.

Предрейсовый осмотр включает мероприятия по проверке готовности автомобиля к очередной поездке. Он производится рано утром или поздно вечером инженером-механиком. Его результаты записываются в путевой лист, которые выдается в поездку водителю.

При этом путевой лист составляется заранее. После организации осмотра и в результате положительного решения (допуска к поездкам) в этом документе ставятся отметки о готовности к рейсу. Все условные обозначению подписываются уполномоченными контроллерами-осмотрщиками.

Проверка носит обязательный порядок в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но не для физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, все указания законодателей касаются коммерческих перевозок. Иногда для достижения прибыли собственники автопарков забывают о безопасности движения.

Для коммерческих целей используются следующие виды транспорта:

  • такси;
  • грузовые автомобили;
  • трамваи и троллейбусы;
  • автобусы, в том числе междугороднего и пригородного назначения.

Кто проводит

В рейс любой коммерческий автотранспорт отправляет механик. У него «на руках» должен быть соответствующий сертификат: аттестация Российской транспортной инспекции.

Дополнительно в должностной инструкции упоминается о необходимости по выпуску транспортных средств на линию. Это – ежедневная обязанность.

Крупные компании имеют в штате одного, двух или трех посменных механиков. Небольшие организации привлекают, как правило, людей со стороны. Здесь в рейс отправляется транспорт на усмотрение работника сервисного центра.

Такие прикрепленные специалисты владеют навыками осмотра. Они – настоящие профессионалы.

Внимание! При привлечении сторонних работников ответственность за некачественно проведенный осмотр возлагается на сервисное предприятие, а не на транспортную компанию.

Какие нужны документы для предрейсового техосмотра автомобиля

Организации проводят технический осмотр регулярно и за счет своих собственных средств. Результатом данных мероприятий считается путевой лист.

Если он оформлен с нарушением законодательно принятого порядка, то ГСМ, зарплата и другие расходы предпринимателя не подтверждается в налоговой инспекции в целях налогообложения.

С 26.02.2017 года отметка о дате и месте проведения техосмотра является обязательным атрибутом.

Законодательная база и порядок прохождения

Порядок технического контроля регулируется Приказами Министерства транспорта. 25 декабря 2019 года вступил в силу новый приказ 141. Но он внес только некоторые коррективы в законный порядок от 26.02.2017 по Приказу 152

Согласно последнему документу, в России действуют следующие правила заполнения путевых листов:

  1. Лист выдается на каждое транспортное средство ИП, юридического лица, используемого для транспортировки людей, багажа, грузов в городском, пригородном и международном сообщении.
  2. Путевой лист рассчитан на срок действия от одного дня до одного месяца.
  3. Если путевой лист используется на одном транспортном средстве и для нескольких посменных водителей, то составляется несколько бумаг по числу водителей.
  4. Путевой лист в обязательном порядке заносится в журнал регистрации.
  5. Все бумаги, имеющие отношение к контролю технического состояния
  6. транспортного средства, хранятся не менее 5 лет.

В листе указывается:

  • порядковый номер документа;
  • тип транспортного средства, номер регистрации в ГИБДД;
  • печать и подпись собственника предприятия;
  • фамилия контроллера-осмотрщика с указанием инициалов;
  • дата и время предрейсового осмотра;
  • показания одометра при выезде с места осмотра (парковки) при возращении обратно;
  • дата и время медицинского осмотра водителя;
  • ФИО медицинского работника, ответственного за процедуру медицинского обследования.

Внимание! Связи с введением нового порядка в 2019 году штамп собственника вверху путевого листа необязателен.

Образец инструкции предрейсового техосмотра автомобиля механиком включает только важные для безопасности нюансы. В ходе осмотра проверяются основные узлы и агрегаты «большегрузов».

А именно:

  • тормозная система;
  • рулевое управление;
  • стеклоочистители (омыватели);
  • нормативное состояние колес и шин;
  • крепление зеркал заднего вида;
  • устройства обдува-обогрева (кондиционер, печка);
  • тягово-сцепное устройство;
  • устойчивость заднего колеса (запаски);
  • подача звукового сигнала, предупреждающего других участников дорожного движения об опасности;
  • аварийная сигнализация;
  • тахограф;
  • система спутниковой связи и кнопка вызова экстренных служб;
  • брызговики, грязезащитные фартуки;
  • внешние световые приборы;
  • ремни безопасности.

Все оборудование оценивается на работоспособность, укомплектованность, наличие, герметичность. По окончании осмотра составляется письменный акт (заключение).

Если автомобиль не пригоден для эксплуатации в коммерческих, интенсивных целях, то последует очевидный отказ. Как итог – транспортное средство направляется в ремонтную мастерскую, где находится до момента устранения неполадок.

В комплектации коммерческого транспорта не должно быть элементов, которые не предусмотрены по конструктивным особенностям. Система выпуска выхлопных газов должна работать по нормативам, исключая лишние выбросы. Данные показатели проверяются на холостом ходу, лабораторно.

Многие эксперты-контроллеры говорят о необходимости противооткатных упоров для грузовых автомобилей и автобусов. Они нужны, чтобы надежно «закрепить» аварийный автомобиль на дорожном полотне в случае вынужденной остановки.

Также диагностируется наличие фиксаторов на кузове транспортного средства, чтобы была произведено стойкая фиксация.

Для городского наземного транспорта, работающего от источников электричества, предъявляются другие требования.

Здесь контролируется:

  1. исправность токоприемника;
  2. крепление и целостность колесных пар;
  3. соответствие силы тока определенному значению;
  4. состояния аккумуляторной батареи;
  5. работоспособность измерительных приборов.

На что еще следует обратить внимание

Строго запрещается вносить изменения в конструкцию транспортного средства, разработанную производителем. Нельзя наращивать борта, ставить дополнительные или дополнительное сидение. То же самое касается газобаллонного оборудования.

Многие автолюбители и предприниматели смело устанавливают газовое оборудование на автомобиль. Действительно, такой вид топлива обходится значительно дешевле. Но нужно оценивать последствия этого рискового шага.

Водитель (собственник) обязан получить разрешение на кардинальные изменения в конструкции транспортного средства от компетентных органов.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Предварительная техническая экспертиза о возможности установки новых агрегатов в специализированной компании-поставщике ГБО.
  2. Получение сертификатов на установленные агрегаты.
  3. Выписка разрешения из МЭР ГИБДД.
  4. Проверка безопасности работы установки на той же специализированной станции по предоставлению услуг.

Если необходимые мероприятия не соблюдены, то эксперт не имеет право отправлять машину в рейс.

Медицинский осмотр

Исключить риски ДТП – вот задача предпринимателя, который работает в сфере перевозок.

Для этого у водителей, подбираемых в поездку, должны быть хорошие профессиональные навыки, выносливость, внимательность, позитивный настрой и отличное здоровье.

Не допускается выезд на рейс частников, находящихся в состоянии алкогольного или наркологического опьянения.

О допуске к управлению принимает решение бригада медперсонала. Она обязано проверить общее состояние водителя.

Процедуры, по которым восстанавливается «общая картина»:

  • тестирование на наличие алкоголя, наркотических веществ в крови;
  • замер пульса, температуры, артериального давления;
  • сбор анализов;
  • тестирование на наличие в организме лекарственных средств и токсических веществ, которые влияют на скорость реакции перевозчика.

Показаниями к отказу от поездки могут послужить:

  • температура тела выше нормы;
  • редкий пульс;
  • острые боли, в том числе зубные;
  • обострение хронических заболеваний;
  • утомление;
  • нарушение зрения;
  • жалобы на вялое, ослабленное состояние.

После проведения медицинских мероприятий данные записываются в журнал пред рейсовых осмотров.

В нем предусмотрены графы:

  • ФИО медицинского работника;
  • ФИО пациента, его возраст, должность по штатному расписанию;
  • дата и время организации осмотра;
  • название организации;
  • заключение терапевта;
  • рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Заключение договора

Периодический медицинский осмотр перед выездом на работу по перевозкам обязателен для всех юридических лиц, на балансе которых имеются грузовые и легковые автомобили. Данное правило действует по закону от 10.12.1995 г.

Согласно другому нормативному акту, от 08.08.2001 данные услуги являются лицензированными.

Это значит, что собственник предприятия, который осмелится взять в штат медсестру для проведения осмотров должен иметь лицензию. Фактически предприятие превращается в медицинский центр.

Как приобрести лицензию, знает не каждый :

  1. Нужно оборудовать помещение, как минимум, выделить две свободные комнаты.
  2. Одна из площадей оснащается умывальником, медицинской мебелью, отличным освещением.
  3. Заводится журнал предрейсового осмотра.
  4. Нанимается на работу медицинский работник с высшим образованием.

Организация рабочего места обойдется любой организации дорого.

К счастью, договор по предоставлению услуги по лицензированной деятельности разрешается заключать со сторонней компанией (медицинским центром, аутсорсинг).Это – разумный вариант решения проблемы при общем количестве коммерческих автомобилей менее 100 единиц.

Ответственность за нарушение правил безопасности перевозок

Предрейсовый технический осмотр проводят в рамках комплекса мероприятий, направленных на организацию безаварийного движения автомобильного транспорта, а также бесперебойной доставки пассажиров и грузов. Организации этой работы возлагается на руководителей предприятий-перевозчиков не зависимо от форм собственности. Как происходит, проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств и другие аспекты этого вопроса вы узнаете далее.

Требования законодательства

Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.

Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс) приказом № 141, изданным 6.04.2017 г., и вступившим в законную силу 25 декабря прошедшего года, утвердило требования по организации, а также осуществлению предрейсового контроля состояния транспорта, используемого для доставки грузопассажирских потоков.

В перечень требований вошли положения определяющие:

  • недопустимость выпуска транспорта в рейс при наличии неисправностей;
  • обязательность осуществления предрейсового технического осмотра, включая наземный с электрическим питанием, а также используемого в качестве такси;
  • уровень профподготовки и квалификацию, лиц занимающихся проверкой транспорта перед рейсом, в рамках Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015 года;
  • объем предрейсового технического осмотра транспортных средств, уточнив важные для обследования конструктивные части автомобилей;
  • возможность использования специального оборудования для диагностики конструктивных систем подлежащих проверке;
  • список обязательной, сопутствующей проведению проверки, регистрационной документации;
  • порядок заполнения журнала регистрации проверок, проставления отметки в путевых листах водителей исправных машин;
  • недопущение фактов выпуска автотранспорта без проведения предрейсового контроля.

Следует напомнить, что организация предрейсового контроля осуществляется автоперевозчиками, независимо от того являются ли они юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Кто проводит проверку автотранспорта

Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:

  1. Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
  • обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта — эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
  • техника и технологии автотранспорта;
  • специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
  1. Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
  • по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта;
  • организации безопасного движения;
  • по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта;
  • по пожарной безопасности.
  1. Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.

Основной задачей контролёра автотранспорта, проводящего предрейсовый осмотр, представлено выявление технических отклонений в работе систем подвижного состава, которые могут повлиять на безопасное движение, и должны устраняться до его выхода в рейс.

Технический контроль транспорта

Контроль технического состояния проводится перед каждым выездом в рейс. Проверкой устанавливается техническое состояние автотранспорта, его соответствие требованиям безопасного движения, предусмотренных ПП РФ № 1090 от 23.10.1993 года.

Перечень работ по проверке предусмотрен инструкцией предрейсового техосмотра автотранспорта и в себя включает:

  1. Проверку исправного состояния:
  • тормозов, в том числе манометра гидравлического или пневмопривода;
  • системы рулевого управления;
  • приводов очистки стёкол;
  • системы звуковой сигнализации;
  • колёс и резины;
  • оборудования фиксирующего показатели движения по маршруту, при их наличии;
  • навигационной аппаратуры, при наличии.
  1. Работоспособность конструктивных частей автомобиля, внешних устройств и систем:
  • замочных дверных, запирающих заливных (сливных) горловин цистерн, крышек баков для топлива;
  • управления креслом водителя;
  • предупреждения запотевание и обледенение стёкол;
  • сцепных, а также страховочного крепления (цепи, трос);
  • фиксирующих положение прицепов при движении транспорта;
  • крепления запасного колеса.
  1. Наличие и работу устройств, предусмотренных конструкцией автомобиля:
  • индикаторов состояния или неисправности систем;
  • остекления и обзора окружающей дорожной обстановки с водительского кресла;
  • зеркал обзора, состояние их креплений;
  • защищающих от грязи (фартуки, брызговиков);
  • ремней безопасности водителя и пассажиров, фиксаторов положения головы, их исправность.
  1. Функционирование в предусмотренном режиме приводов дворников, наружных фар, а также световых отражателей.
  2. Проверку отсутствия нарушений герметичности устройств и соединительных трубок.
  3. Наличие аптечки, устройства для тушения пожара, упоров препятствующих откату автомобиля.
  4. Проверку отсутствия в конструкции автомобиля самостоятельных технических изменений с нарушением регламента эксплуатации транспортных средств (не предусмотренное газовое оборудование, дополнительные места размещения пассажиров).
  5. Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком для транспорта с электрическим питанием, дополнительно:
  • для трамвая исправность колесного узла;
  • соответствие предусмотренным параметрам силы тока и его утечки;
  • состояние токоприёмников, основных и дополнительных цепей пусковой и аппаратуры защиты, аккумулятора;
  • работу контрольно-измерительной аппаратуры.
  1. Если автотранспорт оборудован конструктивно предусмотренным специализированным оборудованием и устройствами, а услуги автомобилей особые (спецтехника), то контролёр их проверяет, основываясь на характеристики производителя, требований безопасного движения на дорогах.

При отсутствии неисправностей автотранспорта, контролёр, во исполнение порядка оформления документов закреплённым Приказом Минтранса № 152 от 18.09.2008 года, ставит отметку о предрейсовом осмотре в путевом листе водителя «прошел предрейсовый контроль технического состояния», дату и час проверки, закрепляет личной росписью.

Медосмотр водителя

Одновременно с проведением ежедневной предрейсовой проверки, организовывают обязательный медицинский осмотр состояния водителей. Его проведение возлагается на дипломированных медиков, которые успешно окончили специализированное обучение и имеют лицензию на это вид деятельности.

В зависимости от наполнения автопарка автомобилями и финансовой обоснованности, допускают следующие варианты организации медосмотров:

  1. Врачом, прошедшим специальную сертификацию, отношения с которым закреплены трудовым договором (необходимость в лицензии отсутствует).
  2. Сотрудниками сторонней организации с оформленной лицензией, в порядке заключения договора на предоставление данного вида услуг, при этом не обязательна принадлежность к медучреждениям (больница и подобное), предприятие может заниматься только этим видом деятельности.
  3. Сертифицированными специалистами предприятия-перевозчика, которое получило лицензию на проведение осмотров водителя. Этот вариант используется крупными перевозчиками, так как ими предусматриваются расходы на содержание медкабинета, оплату работы медицинского персонала. Кроме того, после получения лицензии они вправе предоставляет подобные услуги иным предприятиям на основании заключённых договоров.

Задачей проведения обязательного медицинского осмотра является определение готовности водителя к выполнению возложенных на него обязанностей. В ходе проверки выясняется общее состояние водителя, выявляются признаки применения алкоголя средств содержащих наркотики или иного, остаточных явлений после их применения.

При нормальном состоянии водителя, в путевой лист проставляется штамп осмотр пройден, при этом фиксируется время, дата осмотра, личные данные врача, его подпись. Факт осмотра регистрируется в журнале. В случае отстранения водителя по медицинским показателям, сведения регистрируются соответствующей записью, а руководство информируется по сути нарушения.

Учётная документация

Правила порядок проведения предрейсового осмотра автотранспорта и водительского состава на предмет возможности выполнения должностных обязанностей, предусматривает внесение результатов журнал учета осмотров.

Журнал регистрации технического контроля

Он включает обязательные поля для внесения следующих сведений:

  • название, модификацию;
  • номерной знак;
  • данные лица (ФИО), выезжающего в рейс на проверяемом автомобиле;
  • личные сведения контролёра (ФИО), проводящего настоящий осмотр;
  • точное время, дата осмотра;
  • сведения о действительном пробеге транспортного средства;
  • результат, полученный в ходе осмотра;
  • подпись водителя;
  • подпись контролёра.

Нормативными документами не запрещено включать в журнал графы для внесения важной, по мнению руководства предприятия, информации.

Журнал медицинского осмотра

Во исполнение пункта 14 Приказа Минздрава № 835 от 15.12.2014 журнал прохождения предрейсового медицинского осмотра должен содержать разделы со следующей информацией:

  • подтверждающие точное время, дату прохода освидетельствования;
  • личные данные водителя (ФИО);
  • половую принадлежность;
  • дату рождения;
  • результат исследования (наличие жалоб на состояние здоровье, обнаружение признаков употребления алкоголя);
  • заключение о допуске или его невозможности;
  • подписи водителя и врача с расшифровкой личных данных.

Установленный порядок не запрещает использование компьютерной техники для ведения журнала медосмотра, но требует обеспечение мер по сохранению информации, предупреждению возможности внесения изменений, а также при необходимости — печати любой части журнала.

Образец журнала предрейсового технического осмотра представлен ниже:

Ответственность за нарушение правил ППТО

Директор за техническое состояние транспортных средств отвечает персонально. Нарушение положений об организации осмотров подвижного состава перед рейсом, освидетельствование медиком, включая послерейсовый контроль, влечёт привлечение к административной ответственности виновных.

В рамках пунктов 2 и 3 статьи 12.31.1.КоАП РФ за эти нарушения предусматривается штраф:

  • граждан размером 3 тысячи рублей;
  • лицам, исполняющим должностные обязанности — 5 тысяч рублей;
  • юридическим лицам – 30 тысяч рублей.

Мера ответственности частных предпринимателей осуществляющих грузоперевозку и доставку пассажиров, за рассматриваемые правонарушения установлена соразмерно с юридическими лицами. Не лишней представляется проверка какой штраф за отсутствие предрейсового контроля предусмотрят дальнейшие изменения закона.

Стоимость услуги услуг сторонних организаций

Оправданным решением для малых компаний – перевозчиков является обращение в сервисные центры за услугой предрейсовой проверки транспорта, а медицинского осмотра водителей — лицензированные медучреждений. Сотрудничество осуществляется на основании заключённых договоров ( можно у нас).

Практическая реализация технической проверки представляет собой прикрепление отдельного специалиста – механика имеющего соответствующие образование, а также квалификацию для проведения этой работы. Некачественное выполнение обязанностей прикреплённым сотрудником автосервиса проводившего проверку повлёчет административную ответственность, объемом ранее указанных сумм, в отношении сервисного центра.

Сумма оплаты услуг сервисных центров зависит от региона размещения предприятия перевозчика, количества транспортных средств, проверок (в течение дня одним автомобилем могут управлять разные водители). Для Московского региона средняя стоимость проверочного пакета из 30 осмотров составляет примерно 5000 рублей.

Стоимость услуги по привлечению медицинских работников для проведения осмотра водительского состава зависит от удалённости медучреждения от места осмотра, количества привлечённых специалистов, внутренних цен учреждения на предоставление медицинских услуг. В настоящее время, средняя стоимость обследования одного водителя обойдётся предприятию примерно в 100 рублей.

Правильно организованный ежедневный предрейсовый техосмотр на порядок снизит вероятность поломки автомобильного транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Полнота оформленных документов исключит основания для предъявления претензий со стороны контролирующих государственных структур, а также предупредит возникновение ответственности в виде штрафных санкций.

Также вам будет интересно узнать про и легковым, грузовым и другими видами транспорта.

Всегда на связи наш автоюрист. Если есть вопросы, то запишитесь на бесплатную консультацию в спецформе в углу экрана.

Ждем ваши вопросы и будем признательны за лайки и репосты.

Многие субъекты предпринимательской деятельности используют в работе коммерческий транспорт, для управления которым нанимают водителей. Стоит отметить, что к этой особой категории работников должны предъявляться повышенные требования , так как, выезжая на городские улицы и загородные трассы, они могут нести опасность для окружающих.

Именно поэтому каждый работодатель должен обеспечить тотальный контроль за их состоянием перед каждым рейсом.

В обязательном порядке руководители коммерческих и государственных учреждений должны отслеживать следующие проблемы со здоровьем у водителей , которые не позволяют им садиться за руль коммерческого транспорта:

  • головная боль;
  • повышенное или пониженное давление;
  • высокая температура;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • боль в области сердца и т.д.

Любое из вышеперечисленных состояний может стать причиной дорожно-транспортного происшествия, которое повлечет за собой серьезные травмы (или гибель) людей и порчу имущества компании. Чтобы предотвратить печальные последствия, субъекты предпринимательской деятельности должны проводить систематические медицинские осмотры водителей и отражать их результаты в соответствующих учетных регистрах.

Регулярный предрейсовый осмотр проводится следующим образом :

По результатам проведенного осмотра медработник выносит свое заключение о возможности водителя выполнять поездку. Он делает об этом соответствующую запись в журнале или ставит штамп, оттиск которого содержит фразу «прошел предрейсовый осмотр». В том случае, когда медработник выпускает водителя в рейс, он составляет протокол, в котором отражается причина запрета управлять автотранспортным средством.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели должны придерживаться в работе регламента, предусмотренного Приказом №835н. В этом нормативно-правовом акте указывается, что все субъекты предпринимательской деятельности должны заносить результаты обследования водителей в предрейсовые журналы.

О каждом работнике, которому доверяется управление транспортным средством, должна отражаться следующая информация :

  • дата проведения осмотра и точное время;
  • дата рождения;
  • результаты осмотра;
  • медицинское заключение;
  • подпись ответственного лица;
  • подпись водителя, прошедшего осмотр.

Существует унифицированная форма данного учетного регистра, утвержденная приложением к Приказу Минздрава №555 от 09.09.1989г. Федеральное законодательство позволяет субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно разрабатывать формы журналов предрейсового контроля и фиксировать их в учетной политике.

В этом случае учетный регистр должен содержать все обязательные к заполнению графы и разделы. Также допускается ведение журнала в электронной форме, но в этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки его страниц, а визировать такой регистр следует посредством электронной цифровой подписи.

Все результаты предрейсового осмотра водителей медработник должен регулярно доносить до сведения руководства . Ежемесячно должна анализироваться ситуация, связанная с отстранением шоферов от выполнения профессиональных обязанностей.

Если со стороны водителя будут систематически допускаться такие нарушения режима, как употребление спиртных напитков, либо состояние здоровья не позволяет своевременно совершать поездку, то руководство должно принять решение о замене персонала.

Необходимость и нормативная база

Каждый субъект предпринимательской деятельности, использующий в работе коммерческий транспорт, обязан организовывать предрейсовые осмотры .

Этот порядок регламентируется статьей 213 ТК РФ, а также ФЗ №196.

В обязательном порядке в организации или индивидуальным предпринимателем заводится специальный журнал , ведение которого поручается ответственному лицу.

В этот учетный регистр записываются данные медицинских осмотров, без которых ни один водитель не имеет права управлять автотранспортным средством.

Как и кто ведет «до» и «после» рейса

Проводить осмотры водителей перед рейсами может только штатный сотрудник либо приглашенный специалист, имеющий медицинское образование. Руководитель организации может заключить договор со сторонней медицинской фирмой, которая будет предоставлять свой персонал для проведения предрейсовых осмотров. Процесс организации медицинских освидетельствований ложится «на плечи» работодателя.

При проведении медицинского осмотра специалист должен с профессиональной точки зрения оценить состояние водителя. Его задача заключается в выявлении факторов , которые могут привести к ухудшению самочувствия работника во время управления автотранспортным средством.

В обязательном порядке медработник определяет, присутствуют ли у водителя признаки алкогольного опьянения. После проведения осмотра он заполняет соответствующий журнал .

В каких случаях запрещается доступ к работе

Запрещается доступ водителю к управлению автотранспортным средством в следующих случаях :

Стоит отметить, если водитель будет выпущен в рейс без прохождения медицинского осмотра, то на виновное лицо будет составлен админпротокол, по которому придется уплатить штрафные санкции в размере:

  1. Индивидуальные предприниматели : 15000-100000руб. За повторное правонарушение штраф увеличивается до 40000 руб.
  2. Юридические лица : 110000-130000 руб. За повторное правонарушение штраф увеличивается до 200000 руб. Может на 90 суток приостанавливаться деятельность коммерческой организации.
  3. Должностные лица : 2000-20000 руб.

Структура документа

Все результаты осмотра ответственное за проведение предрейсовых осмотров лицо должно заносить в специальный журнал :

  1. Этот учетный регистр представляет собой книгу, страницы которой пронумерованы и прошиты.
  2. На последнем листе должно отмечаться количество пронумерованных листов, указывается дата, ставится подпись руководителя и печать организации. Прописывается ФИО ответственного за заполнение журнала лица.
  3. На первом листе следует указать полное название субъекта предпринимательской деятельности, пишется дата начала ведения учетного регистра.

Заполненный образец

Сроки и правила хранения

Каждый субъект предпринимательской деятельности, который ведет журнал предрейсового осмотра водителей, должен обеспечить надежное и правильное хранение закрытым учетным регистрам.

В соответствии с регламентом Федерального законодательства коммерческие организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить журналы в течение 5 лет . Только по истечении этого срока они могут уничтожить учетные регистры.

Требования к кабинету предрейсовых медосмотров водителей представлены в данном видео.