Невостребованные доли земель сельхозназначения. Невостребованные земельные доли

Статья 64. Дошкольное образование
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.
Статья посвящена правовой регламентации дошкольного образования. Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Федерального закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р*(83). В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»*(84) поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В части 1 комментируемой статьи определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.
Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.
Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.
В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).
Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
По общим нормам, закрепленным в ст. 11 комментируемого закона, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования — образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Согласно комментируемой статье образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).
Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.
В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).
Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

Современное дошкольное образование - это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми.

Значимость

Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет - это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования.

Правовое регулирование ДО в РФ

В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой общественности.

Основные задачи дошкольного образования

Основными задачами ФГОС ДО определяет:

  1. Охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии.
  2. Сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.
  3. Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.
  4. Формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.
  5. Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.
  6. Обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей).
  7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.

Система дошкольного воспитания в РФ

Система дошкольного образования в России - это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в ДОУ (детских образовательных учреждениях), но это не единственные компоненты системы. Еще есть городские и областные Управления дошкольного образования.

Сегодня в РФ насчитывается более 45 тыс. ДОУ. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения. Более подробно об учреждениях ДО, принципах и программах дошкольного воспитания будет рассказано далее.

Характерные черты

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.

Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.

Предполагаемые результаты реализации госполитики

Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:

  1. Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
  2. Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
  3. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
  4. Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
  5. Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
  6. Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства - расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

  1. Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
  2. Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
  3. ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
  4. Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
  5. Центры дошкольного развития. Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Принципы воспитательно-образовательного процесса

Основными принципами дошкольного образования в России являются:

  • всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям;
  • решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников;
  • взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
  • максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно реализовывать только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.

Направления развития ребенка в ДОУ

В тексте ФГОС употребляется понятие «занятие», хотя дети дошкольного возраста воспринимают мир через игру, а не занятие в стандартном понимании. Так что в этом случае слово «занятие» употребляется в смысле «занимательное дело». Обучение должно проводиться через игру.

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Порядок работы дошкольных учреждений

Детские сады, как правило, работают с 7-8 до 18-19 часов пять дней в неделю, что приближено к государственному рабочему дню. Есть также круглосуточные ДОУ, десятичасовой и четырнадцатичасовой режимы работы детских садов.

Количество детей в группах определяется заведующим ДОУ (исходя из предельной наполняемости). В группах для детей от двух месяцев до года должно быть максимум 10 воспитанников, от года до трех - 15, от трех до семи - 20 детей.

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Проблемы дошкольного образования в РФ

Дошкольное образование в России (несмотря на все действия государства в этом направлении) является недоступным для значительной части населения. Так, в группы набирают больше детей, чем допустимо; образовательные программы готовят воспитанников к школе, а не отдают предпочтение играм; нормы пожарной безопасности и санстанции превращают ДОУ в стерильные, безликие боксы. Частично проблемы могут решить частные детские сады.

Также для дошкольного образования в России характерен недостаток педагогических кадров. На данный момент во многих ДОУ работают люди, которые подготовлены по устаревшей модели или вообще не имеющие педагогической подготовки. Социальный статус профессии остается низким, уровень зарплат педагогических работников - недостаточным.

Основные направления развития системы

Цели развития дошкольного образования связаны с проблемами российского общества. Так, стратегические цели образования включают:

  1. Введение современных образовательных программ.
  2. Переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ДОУ.
  3. Демократизацию образования.
  4. Сохранение и укрепление единства образовательного пространства.
  5. Подготовку и переподготовку педагогических кадров.
  6. Реформу управления образования и так далее.

Перспектива реформирования ДО вселяет надежду на положительные изменения в данной сфере.

Билет №19

Дошкольное образование по ФГОС включает в себя сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества. Именно в это время развития ребёнка закладывается самое важное и необходимое для его будущего в жизни. Поэтому очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс образовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Потому что от того как они проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изенениям жизненых условий и в наших нынешних социально-экономических условиях. Период становления личности, и дошкольное образование рассматривается важнейшей частью в образовании и должно быть направлено на обогощение развития, а не на быстроту познания в большом количестве. Дети ещё успею всё узнать, и в этом и состоит главная задача образовательной программы ФГОС , дать детям детство и сохранить радость детства. Но образование никуда не уйдёт , будет в естественной и не принуждённой форме, и это интересно как педагогам, так и детям. В искусственном и весьма однообразном образовании , нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гормоничного развития.

1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ

Образование - это :

1) Современное понимание образования предполагает овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;

2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;

3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систе - матизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и само- стоятельного принятия решения в разных сферах жизни на основе использования полученых знаний.

Первый уровень, первая ступень образования - это дошкольное образование . Под ним понимается образование , получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения.

Ребёнок развивается полноценно при условии наличия двух компонентов его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья даёт ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирует чувство защиты, доверия и раскрепощенности обществу и миру в целом. Но и семья нуждается в поддержке, которую должен обеспечивать детский сад - родители работают и учиться, при этом не испытывают вину, что ребенок брошен, так как они понимают, что ребенок в это время в комфортных условиях, всегда накормлен, и с ним занимаются педагоги.

Что же детский сад даёт ребенку? Самое главное в детском саду - наличие детского сообщества, благодаря этому ребёнок получает социальный опыт. Именно в этих условиях ребенок познает себя и других в сравнении друг с другом, прикрепляет к себе варианты общения и взаимодействия, подходящие разным ситуациям. Дети в дошкольном возрасте находятся в стадии развития физических и психических функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект, творческое начало, широкая гамма интересов и др., и не правильно выделять ту или иную приоритетную линию развития, так как нарушает право ребенка на развитие разносторонности и целостности.

2. Основные задачи организации дошкольного образования .

Новая концепция дошкольного воспитания определила следующие ключевые цели и задачи :

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси­хического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) . Задачей дошкольного образования является , прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении , принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач :

· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

· приобщать к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения .

3. Виды дошкольных организаций .

Дошкольное воспитание - ступень образования , на которой закладывается основа социальной личности, и за последнии годы прошла сложный путь в новое преобразование всей системы .

Современное образование РФ предоставляет следующии виды дошкольных учреждений :

1. Детский сад;

2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.) ;

3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

4. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день, сокращенного дня (8 - 10 часов в день, полного дня (12 часов в день, продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм , форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений , на объектах дошкольных образовательных организаций , учреждений дополнительного образования и иных помещений , отвечающих требованию санитарных правил.

Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон :

До 3 - 4 часов без организации питания и сна ;

До 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;

Более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей. Интервал между приемом пищи для детей до 1 года должен составлять не более 3 часов, от 1 года и старше - не более 4 часов.

Группы кратковременного пребывания могут быть :

По подготовке детей 5-7 лет к школе;

Присмотра и ухода за детьми с 1,5 до 5 лет;

Инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы) ;

По оказанию услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;

По оказанию коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.

В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществление образовательной деятельности .

Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья, которая не должна превышать установленную санитарными правилами.

4. Организация деятельности дошкольного образования .

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем , что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации . Это :

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность ;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области ) :

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми :

с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от :

возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию; сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста ; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей .

Таким образом , «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26

Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю. Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей. Об этом свидетельствуют статистические данные.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

По данным Министерства сельского хозяйства общая площадь земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей составляет 16 799, 349 тыс. га1, а общая площадь земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью – 4 415, 269 тыс. га. В Саратовской области общая площадь земельных долей составила 376, 024 тыс. га, при этом по решению суда лишь 40, 848 тыс. га признаны муниципальной собственностью. Это не вписывается ни в какие логические и правовые рамки. Причин, по которым оформление невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований производится недостаточно активно, может быть несколько. Необходимо констатировать, что сельские поселения не имеют достаточных кадровых и финансовых ресурсов для проведения работ с невостребованными долями.

В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала. Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно. Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований. Наиболее целесообразно, утвердить индивидуально- определенную программу на региональном уровне в зависимости от особенностей субъекта. Однако основные положения, на наш взгляд, должны иметь схожее содержание по общим вопросам. Задачи региональной Программы должны заключаться в создании нормативной и методической базы; рациональном использовании сельскохозяйственных

земель; в создании земельного фонда областного и муниципального уровня. Для удовлетворения поставленных задач необходимо обеспечить проведение работ про инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. На основе данных, полученных в результате инвентаризации, необходимо обеспечить выполнение процедур по оформлению прав собственности на земельные доли муниципальным образованием, а затем реализации земельных участков наиболее эффективным землепользователям, как это установлено, например, в Ставропольском крае 1 . Помимо этого, необходимо осуществить следующие мероприятия: 1. Предоставление дополнительных субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. 2.Сельским сельхозтоваропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставить субсидии на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность земельных участков. 3. Проведение образовательных программ для должностных лиц муниципальных образований по вопросам оформления прав на невостребованные земельные доли, ввода в законный оборот земель. 4. Проведение работ по мониторингу сельскохозяйственных земель, создание графических материалов, формирование базы данных для муниципальных образований. 5. Проведение профилактических бесед с собственниками земель сельскохозяйственного назначения по вопросам ответственности за их неиспользование.

В ходе указанных встреч могут быть сформированы списки собственников, готовых передать землю в аренду. 6. Проведение плановых мероприятий с целью профилактики нарушений земельного законодательства. Однако проведения данных мер будет недостаточно, поскольку проблему нужно решать и на правотворческом уровне, путем внесения поправок в действующее законодательство. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2 (далее – Закон об обороте) закрепил два основания для признания земельной доли невостребованной: 1) основание нераспоряжения(не сдача в аренду) гражданином земельной долей в течение трех и более лет подряд. 2) если собственник земельной доли умер, отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников по ряду причин не вступил в права наследства. Однако земельная доля может принадлежать также и юридическому лицу, а из смысла статьи следует, что земельные доли, находящиеся в собственности юридических лиц не могут быть отнесены к невостребованным земельным долям, что требует внесения корректировок относительно данного вопроса.

Представляется, что, срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, может быть сокращен до двух лет, поскольку это позволит упростить процедуру изъятия земельных долей, неиспользуемых по целевому назначению. Не понятны также и критерии, по которым законодатель из числа всевозможных сделок выделил именно аренду. В целях обеспечения принципа законодательной экономии, необходимо не конкретизировать действия потенциального собственника. Если обращаться к вопросу о признаках невостребованности земельной доли, то их перечень утверждается Правительством РФ3. Однако они обеспечивают лишь техническое подтверждение неиспользования земельного участка, поэтому доказательную базу необходимо дополнить констатацией наличия оборудования, рабочей силы, технической документации, документально подтвержденных сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и т.д.

Помимо этого, нет необходимости использовать в п.2 ст.12.1 Закона об обороте столь громоздкую конструкцию, поскольку положения ст.1151 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) распространяются также и на невостребованные земельные доли. В связи с этим такие земельные доли должны приобретаться муниципальным образованием в порядке части III ГК РФ, как выморочное имущество. При наличии указанных оснований орган местного самоуправления (далее – ОМС) составляет список лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными, причем даже «при наличии» таких лиц.

То есть ОМС может попытаться «забрать» долю гражданина в его присутствии1, злоупотребить правом. ОМС обязан опубликовать список невостребованных земельных долей в СМИ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания. В целях эффективности реализации государственной политики в этой сфере необходимо сократить срок до двух-четырех недель, в зависимости от площади муниципального образования и гектаров невостребованных земельных долей. Возможно также объединить в п.4 положения, отраженные в п.5 ст. 12.1 Закона об обороте, поскольку они имеют схожую правовую природу и, по сути, дополняют друг друга. В случае, если лица считают, что принадлежащие им доли необоснованно включены в список, они могут возразить в письменной форме в ОМС и заявить об этом на собрании».

Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение, ОМС вправе утвердить такой список самостоятельно. Необходимо уменьшить срок принятия решения общим собранием до одного месяца. Данная норма позволит в дальнейшем наиболее оперативно проводить мероприятия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли муниципальным образованием. Необходимо отметить, что в ходе парламентских слушаний «О концепции развития земельного законодательства РФ» стало известно, что Министерство сельского хозяйства РФ подготавливает проект закона, который упростит порядок признания права собственности на невостребованные земельные доли. Насколько нововведения в действительности решат проблему – покажет время.

Лёвочкина Дарья Александровна, Королёв Станислав Юрьевич

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Оформление невостребованных земельных долей

На вопросы заявителей об оформлении невостребованных земельных долей в собственность отвечает начальник Красногвардейского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю Бочковская Оксана Владимировна

Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным

Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованными земельными долями могут быть признаны:

— земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

— земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Как оформить невостребованные земельные доли в собственность

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления вправе продать земельные доли

Продажа невостребованных земельных долей является процедурой публичной. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня приобретения права на земельные доли публикует извещение о возможности приобретения земельных долей в собственность по цене 15% от кадастровой стоимости. Преимущественным правом на их приобретение обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

С 01.07.2011г вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2010г № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее настоящий Федеральный закон), данный Федеральный закон затрагивает Федеральные законы № 101-ФЗ от 24.07.2002г «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Земельный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Принятый настоящий Федеральный закон изменяет процедуру выдела земельных участков в счет земельных долей, порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, принудительного изъятия участков земель сельскохозяйственного, назначения, расширяет полномочия общего собрания участников долевой собственности, устанавливает особенности государственной регистрации прав на земельную долю. Закон также содержит принципиально новое правило регулирования в отношении невостребованных земельных долей. Органы местного самоуправления поселения согласно закону получили дополнительные полномочия и, отныне являются заинтересованной стороной по оформлению и дальнейшей продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Настоящим Федеральным законом введена ст.12.1 по невостребованным земельным долям, согласно которой орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывают его в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещают на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее, чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список также размещается на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, с даты утверждения списка, земельные доли сведения о которых включены в указанный список признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течении четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить список самостоятельно и обратиться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном ст.12.1 Закона порядке невостребованными.

Согласно ст.13 настоящего Федерального закона, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества.

Образование земельного участка согласно настоящего Федерального закона осуществляется на основании соответствующего решения общего собрания участников долевой собственности.

В соответствии с п.3 ст.14 настоящего Федерального закона участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:
о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности (подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности на основании п.4 ст.14 Закона) действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

Порядок проведения общего собрания участников долевой собственности определен ст. 14.1. настоящего Федерального закона.

Расширены полномочия органов местного самоуправления поселения или городского округа по отношению к общему собранию собрания участников долевой собственности. Они организуют проведение общего собрания и подтверждают полномочия представителя собственников, действующего без доверенности. Уточнено количество участников, необходимых для кворума и принятия решений, и определен порядок оценки долей для подсчета голосов участников долевой собственности при принятии решений общим собранием.

В соответствии с п.3 ст.19.1 настоящего Федерального закона если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:
1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;
3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
4) Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий:
1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;
2) принятие общим собранием решения о лице, указанном в подпункте 6 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) заключение договора на подготовку проекта межевания земельных участков.

Таким образом, законодатель значительно конкретизировал многие положения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Внесенные изменения преследуют две цели.
Первая — увеличить оборот земель через передачу земель из муниципальной собственности пользователям и приобрести невостребованные земельные доли в муниципальную собственность органов местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, снять ограничения на использование выделяемого земельного участка.
Вторая — упорядочить управление долевой собственностью общим собранием собственников, значительно урегулировав саму процедуру и передав ее под контроль органам местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка.

Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики любой страны. Именно агропромышленный комплекс (АПК) дает населению жизненно важную продукцию – продукты питания. Правильное использование мощностей АПК позволяет обеспечить постоянный поток продовольственных товаров. Для того, чтобы использование мощностей АПК было максимально эффективным необходимо правильное распределение земель, на которых находятся предприятия данной отрасли. Каждый вид производства АПК требует определенного вида земель: для выращивания растений – необходимы плодородные почвы, для выпаса скота – требуются поля с разнотравьем и т.д. однако в управлении земельным хозяйством имеется проблема наличия бесхозных участков, которые требуют оформления. Одним из вариантов оформления выступает оформление в муниципальную собственность. Нормативная база такого варианта постоянно менятеся, вводятся новые требования, корректируются уже имеющиеся. В связи с этим исследование по теме оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей является актуальной. Объект исследования – невостребованные земельные доли МО Телеговское. Предмет исследования – характеристика и методика оформления земельных долей в муниципальную собственность. Цель данного исследования – изучить внутрихозяйственную оценку земель в сельскохозяйственной организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — раскрыть понятие и методы оценки земли; — проанализировать российский и зарубежный опыт оценки сельскохозяйственных земель; — дать характеристику сельскохозяйственной организации и района ее размещения; — проанализировать оценку земель организации; — выявить проблемы проведения внутрихозяйственной оценки земель организации; — разработать проект совершенствования внутрихозяйственной оценки земель сельскохозяйственной организации; — определить перспективы использования земель согласно проведенной оценки. Теоретическая основа работы состоит из законодательных и нормативных актов федерального и регионального масштаба, а также работ таких авторов, как Анисимов А.П., Бакунина Т.С., Землякова Г.Л., Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В., Болтанова Е.С., Боровинская Н.А., Волков Г., Евсегнеев Е.В., Жариков Ю.Г., Иконицкая И.А., Козырь М.И., Комов Н.В., Корнеев А.Л., Краснов Н.И., Крассов О.И., Леппке О.Б., Липски С.А., Лойко П.Ф., Медведев С., Моисеева Ю.В., Петров В.В., Серова Е.В., Уваров А., Фролов А. Н., Гераськин М. М., Харьков В., Хоружий Л.И. Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные методики можно применить на практике в деятельности любого предприятия сельскохозяйственной отрасли. Структура работы. В работе имеются введение, пять глав, заключение, список использованных источников.

По данным, которые приводит заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Н. Калинин, за прошедшие годы аграрной реформы распорядиться земельной долей разрешенными способами смогли только 1.4 млн. граждан, а 10.4 млн. земельных долей — это потенциальные земли для возвращения их в государственную или муниципальную собственность, т.е. фактического возвращения государству прав на землю, предоставленных гражданам в начале 90-х годов, но не в полной мере обеспеченных правовым механизмом их реализации. По некоторым оценкам, уже в 2006 г. до 70% собственников земельных долей не имели возможности работать на земле. Во временном пользовании у хозяйственных обществ, товариществ и производственных сельскохозяйственных кооперативов находится порядка 1 млн. га паевых земель, до сих пор не востребованных их владельцами. Нынешнее кризисное положение по разрешению очень сложного механизма распоряжения правом на земельную долю сельскохозяйственного назначения еще можно исправить, но только не посредством откладывания законодателями начала вступления в силу предельного срока по определению правовой судьбы невостребованных долей и приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ заключенных в начале реформы договоров аренды земельных долей. На сегодняшний день, администрации городских и сельских поселений Архангельской области, с учетом установленного Федеральным законом об обороте земель ограничительного срока по вовлечению невостребованных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в оборот (1 июля 2013 года), приступили к осуществлению процедуры признания прав собственности на невостребованные земельные доли и образованию из них земельных участков. Полученные в собственное пользование участки МО имеет право реализовать с тем, чтобы получить прибыль. На основании анализа затрат приобретения прав на муниципальные земельные доли можно сделать следующие выводы: — наименее затратным вариантом приобретения прав на муниципальные земельные доли для сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств является приобретение права аренды на льготных условиях на уже выделенные земельные участки, что подтверждает практика проведения работ по вовлечению невостребованных земельных долей в оборот в Архангельской области; — льготное предоставление земельных долей (участков) имеет существенный отрицательный момент - при этом не обеспечены равные права приобретения для всех заинтересованных лиц, при наличии нескольких заинтересованных лиц необходим конкурсный подход к претендентам на льготное приобретение; — в целом, схема приобретения прав на муниципальные земельные доли, предусмотренная федеральным законодательством, достаточно эффективна (в случае субсидирования затрат муниципальных образований на формирование земельных участков в счет земельных долей), но в ней не предусмотрен случай, когда при всех существующих вариантах заявители отсутствуют; — необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части приобретения прав на земельные участки из фонда перераспределения земель района в случае отсутствия заявлений об участии в торгах, а именно, внесение положений о возможности предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование с правом его последующего безвозмездного приобретения в собственность.

1. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4147. 2. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г N 137-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4148. 3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3//Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32, ст. 3301.Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). 4. Анисимов А.П. Правовые проблемы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Новая правовая мысль. 2003. №2. 5. Бакунина Т.С., Землякова Г.Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. 2002. №10. 6. Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник для вузов. М., 2003. 7. Болтанова Е.С. Земельное право: Курс лекций. М., 2002. 8. Боровинская Н.А. Правовой режим земель сельскохозяйственных производственных кооперативов. Ульяновск, 2003. 9. Боровинская Н.А. Правовой режим земель сельскохозяйственных производственных кооперативов. Ульяновск, 2013. 10. Волков Г. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельного права // Хозяйство и право. 2005. №1, 2. 11. Евсегнеев Е.В. Земельный кадастр: Вопросы правоприменения // Право и экономика, 2006, №1. 12. Жариков Ю.Г. Новое в российском земельном контроле // Законодательство и экономика, №1, 2014. 13. Зарубежные ученые о проблемах земельных отношений в России // Государство и право. 2007. №3. 14. Земельное и природоресурсное право. / Чуркин В.Э., Улюкаев В.Х. – М.: Академия, 2003. 15. Земельное право России / Отв. ред. проф. В.В. Петров. – М., 1995. 16. Земельное право России. / Ерофеев Б.В. – М.: Профессиональное образование, 2002. 17. Земельное право России. / Ерофеев Б.В. – М.: Профессиональное образование, 2003. 18. Земельное право России. Курс лекций. / Решетников В.И. – М.: Щит-М, 2003. 19. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие. / Отв.ред. Голиченков А.К. – М.: БЕК, 2001. 20. Земельное право России. Учебник. / Чубуков Г.В. – М.: Экзамен, 2003. 21. Земельное право России. Учебник. / Чубуков Г.В. – М.: Юринформцентр, 2002. 22. Земельное право Российской Федерации / Под ред. проф. Н.Н. Осокина. – М.: Деюре, 1995. 23. Земельное право РФ. Учебник. / Иконицкая И.А. – М.: Юристъ, 2001. 24. Земельное право. / Чуркин В.Э., Улюкаев В.Х., Жариков Ю.Г. – М.: Юрайт, 2003. 25. Земельное право: Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. – М.: Проспект, 2006. 26. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. 27. Козырь М.И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М., 2003. 28. Козырь М.И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М., 2013. 29. Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре / Отв. ред. Е.А. Галиновская. М., 2013. 30. Комов Н.В. Управление земельными ресурсами России: российская модель землепользования и землевладения. М.: РУССЛИТ, 1995. 301 с. 31. Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учебное пособие. М.: Городец, 2006. 32. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли // Государство и право. 2009. №10. 33. Крассов О.И. Земельное право современной России: Учеб. пособие. М., 2003. 34. Крассов О.И. Земельное право. – М., Юристъ, 2006. 35. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000. 36. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2010. 37. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Приватизация, купля-продажа, аренда, судебная защита. – М., 1995. 38. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Приватизация, купля-продажа, аренда, судебная защита. – М., 2012. 39. Леппке О.Б. Проблемы правового регулирования земельных отношений на современном этапе // Достижения науки и техники АПК. 1998. N 3. С. 4 — 7. 40. Липски С.А. Проблемы управления сельскохозяйственным землепользованием в современной России: Монография. М.: ГУЗ, 2001. 41. Лойко П.Ф. Современное многоукладное землепользование (некоторые аспекты теории, мировой и отечественной практики): Информ.-аналит. материал к I Всероссийскому конгрессу «Земля России: экономика, право, собственность». М.: Федеральный кадастровый центр «Земля»; РАГС, 2001. 42. Медведев С. Новое земельное законодательство: разграничение государственной собственности на землю и участие публичных образований в хозяйственном обороте земли // Хозяйство и право. 2012. №7. 43. Моисеева Ю.В. Основы земельного права РФ. – Тверь: ТвГУ, 1999. 44. Моисеева Ю.В. Основы земельного права РФ. – Тверь: ТвГУ, 2009. 45. Петров В.В. Земельное право России. Учебник. – М.: Зерцало, 1998. 46. Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. –М.: 2011. 47. Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. – М., 2010. 48. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2008. №4. 49. Реформирование сельскохозяйственных предприятий (правовые проблемы). – М., 2010. 50. Серова Е.В. Аграрные реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 13 — 19. 51. Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право. 2013. №6. 52. Фролов А. Н., Гераськин М. М. Итоги и проблемы земельной реформы в Республике Мордовия // Материалы научно-практической конференции «Единое российское правовое пространство: проблемы земельной реформы». Саранск, 2001. 53. Харьков В. Модель рационального землепользования в федеральном и региональном законодательстве // Хозяйство и право. 2010. №3. 54. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. 2010. №9. 55. Хоружий Л.И. Организация бухгалтерского учета земель сельскохозяйственного назначения // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве, 2011 – № 9.

Инструкция по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации Пополнения базы анонсируются в ветке Пополнение подборки полезных судебных решений, на обновления которой можно подписаться штатными инструментами форума. Приказ Следственного комитета России от 18 […]

  • rostov-audit Ограниченные полномочия единоличного исполнительного органа ООО Вопрос: участниками общества с ограниченной ответственностью принято решение об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа, для чего была утверждена новая редакция устава […]
  • Все штрафы за превышение скорости в 2018 году Размер штрафа за превышение скорости составляет от 500 до 5000 рублей. За значительное превышение возможно лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до 1 года. За превышение скорости не более 20 км/ч - штраф отсутствует. C […]
  • Взрывозащищённые вентиляторы правила Вентиляторы предназначены для перемещения взрывоопасных газопаровоздушных смесей категорий IIА, IIВ, групп Т1 - Т4 по классификации ГОСТ 12.1.011-78, в которых скорость коррозии металлов проточных частей вентиляторов не превышает 0,1 […]
  • 38. Метод подстановки. Правила Рассмотрим один из алгебраических способов решения системы линейных уравнений, метод подстановки. Он заключается в том, что используя первое выражение мы выражаем y , а затем подставляем полученное выражение во второе уравнение, вместо y. […]
  • Работа Сиделка Уфа Чтобы устроиться на должность Сиделка в г. Уфа, часто требуется: Требования: ответственность, воскресеньевыходной, суббота new_releasesисполнительность Обязанности: Условия: В кафе МАРГО требуется помощница продавца на не полный рабочий день. График […]
  • Земельные реформы в России проводились неоднократно, последняя земельная реформа была проведена в 1991 году в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

    С тех пор прошло уже более 20 лет, и можно констатировать, что концепция российской земельной реформы не является лучшим вариантом подобных преобразований.

    Все сельскохозяйственные угодья были поделены на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли в общую долевую собственность граждан. Право на получение земельной доли в собственность получили работники сельскохозяйственной организации, пенсионеры этой организации, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этой сельскохозяйственной организации. Пенсионеры объектов социальной сферы на селе прав на земельную долю не получили.

    Итог реформы - общая долевая собственность граждан на сельскохозяйственные угодья.

    Старые сельскохозяйственные организации фактически прекратили свое существование, а новым сельскохозяйственным обществам, товариществам и кооперативам пришлось решать вопросы использования сельскохозяйственных земель и имущества бывших колхозов и совхозов на добровольных договорных отношениях с гражданами-собственниками земельных долей и имущественных паев.

    Несовершенство законодательства породило множество спорных ситуаций, в том числе в порядке использования невостребованных земельных долей, то есть тех долей, собственники которых не распорядились своими правами: не выделили земельный участок для собственного использования, не оформили наследство, не заключили договор аренды.

    Количество судебных споров, связанных с сельскохозяйственными землями продолжает расти, в том числе возрастает количество судебных споров, связанных с использованием невостребованных земельных долей.

    По данным доклада о состоянии использования земель сельхозназначения Минсельхоз РФ:

    На 1 января 2012 г. - площадь сельхозугодий 389,0 млн га

    По сравнению с 2011 г. площадь сельхозугодий сократилась на 4,4 млн га

    Невостребованные земельные доли - 24 млн га

    Залежь - 5,0 млн га

    Каковы причины сокращения использования сельхозугодий?

    Одна из основных причин, которая лежит на поверхности - прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций, которые ранее использовали данные земли.

    Вторая причина — отсутствие надлежащим образом оформленных прав на использование земель, в первую очередь, земель, которые входят в так называемые «невостребованные земельные доли», т.к. право собственности на данную категорию земель не разграничено, документов на право использование земель, кроме «джентельменских соглашений» с местной администрацией - нет. А за незаконное использование земель, т.е. использование земель без документов, наказывают как администрацию, так и сельхозпроизводителя.

    Третья причина - истечение срока права аренды земель (или временного пользования), и очередные трудности, связанные с переоформлением прав.

    Четвертая причина - изменение вида разрешенного использования, в связи с изменением (установлением) границ населенных пунктов.

    В настоящей статьей рассмотрим, порядок совместных действий органов местного самоуправления и сельскохозяйственных организаций по введению в оборот невостребованных земельных долей.

    Основные этапы процедуры введения в оборот невостребованных земельных долей:

    Процедуру введения в оборот невостребованных земельных долей можно разделить на шесть основных этапов. Самый трудоемкий и важный этап - подготовка списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

    В статье 12.1. «Невостребованные земельные доли» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2012 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) указано, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля:

    Которая не передана в аренду или владелец земельной доли не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд;

    Сведения о собственники которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий;

    Собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

    Для того чтобы подготовить список земельных долей, необходимо получить из архива списки собственников земельных долей, которые наделялись земельными долями в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Как правило, таким документов является Постановление главы администрации района со списком хозяйств и собственников земельных долей.

    Далее, необходимо запросить кадастровые выписки о земельном участке и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок. В указанных документах, как правило содержатся сведения о собственниках земельных долей.

    Путем анализа полученных документов необходимо из первоначального списка собственников земельных долей необходимо выбрать тех, кто уже распорядился своей земельной долей, и выделить список тех лиц, сведения о которых отсутствуют в Росреестре.

    Следующий этап - направление запроса в ЗАГС о предоставлении сведении об умерших собственниках земельных долей. В запросе должны быть указаны фамилии собственников, которые не распорядились своими земельными долями, а также просьба указать, являются ли данные граждане умершими. Как правило, ЗАГС выдаст справку об отказе в предоставлении данного рода сведений, но без этого документа суд оставит без движения исковое заявление о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

    Также необходимо запросить сведения у нотариуса о наследниках собственников земельных долей.

    Нотариус и органы ЗАГС в силу закона дают справки об отказе предоставления сведений о наследниках и умерших, но без этих документов невозможно будет начать судебное разбирательство.

    Исключение из списка собственников невостребованных земельных долей лиц, которые могут заявить о своих правах, сокращает сроки судебного разбирательства и оформления прав на невостребованные земельные доли за органами местного самоуправления.

    Подготовка к проведению общего собрания собственников земельных долей по утверждению списка собственников невостребованных земельных долей:

    После того, как список собственников земельных долей, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, подготовлен, необходимо опубликовать данный список в средствах массовой информации, которые определены субъектом РФ (необходимо смотреть региональные законы, которые регулируют оборот земель сельскохозяйственного назначения).

    На практике приходится сталкиваться с тем, что главы сельсоветов размещают списки в районных газетах, тогда как региональным законодательством утверждены областные СМИ, и данное нарушение служит основанием для признания начатой процедуры недействительной.

    Важно, что размещение списка невостребованных земельных долей должно быть осуществлено одновременно:

    В СМИ, утвержденном региональным законодательством;

    На своем официальном сайте в Интернете (при его наличии, если сайта нет, необходимо получить справку в областной или районной администрации);

    На информационных щитах, расположенных на территории сельсовета.

    Суд откажет в принятии искового заявления, если вышеуказанная процедура нарушена.