Что такое пятая графа. «Пятая графа»: зачем потребовалось вновь вернуть «национальность» в российские паспорта

В прошлые времена паспорт был документом, разрешающий переход через морской порт или границу. В Европе в паспорте были прописаны города, по которым можно было путешествовать, это очень напоминает современную визу.

До ХХ века в паспорте были только физические параметры человека, такие как рост, вес, но были сложности с таким паспортом. Под параметры, которые были в паспорте, могли подойти несколько человек. Поэтому когда появились фотографии, их стали печатать в паспорте и это стало большим облегчением для государства.

Стало возможным контролировать численность населения, переезды в другие города. Благодаря этому появилась возможность поддерживать вымирающие народы. Для таких малочисленных народов, как национальные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока созданы специальные льготы, условия для поддержания культуры и языка, для процветания их традиционной хозяйственной деятельности.

Что такое пятая графа в СССР?

Паспорт - это документ для удостоверения личности, в котором прописано гражданство. Но в паспорте времен СССР была пятая графа, в которой указывалась национальность. В 1990 году её отменили, хотя до сих пор есть республики, которые могут получить вкладыш к паспорту о национальности. В свидетельстве о рождении есть графа о национальности, до 14 лет человек имеет национальность, а с получением паспорта - уже нет. Так же в свидетельстве о заключении брака есть национальность брачующихся. Все это, скорее всего, сделано для ведения статистики.

В советское время почти во всех документах указывалась национальность. Поэтому в паспорте была пятая графа. Это было необходимо для государства, так можно было контролировать количество населения и национальности. Кто ходит на выборы, работает и учится, посещает библиотеки и больницы.

Но с появлением этой графы появились некоторые проблемы. Детей в школе стали обижать и дразнить из-за национальности. Это создавало не учебную обстановку в институте или школе. При устройстве на работу также влияло, что было написано в пятой графе. Руководящие должности чаще предоставлялись коренным жителям. Поэтому при приеме на работу заполнялись анкеты, в которых указывалась пятая графа паспорта гражданина СССР.

В СССР было обязательным указание национальности в пятой графе паспорте. С национальностью необходимо было определиться до 16 лет, выбрав ее из национальности родителей. Но если национальность родителей была проблемной, выбор падал на национальность ближайших родственников.

Подобные вопросы были не только в нашей стране. Например, у немцев после войны в паспорте писать национальность "немец" было просто опасно. Люди искали родственников, чтобы сменить её.

Культовая фигура советского времени Высотский писал о многих проблемах того периода. Он конечно не граф в пятом поколении, но тонко чувствовал настроение народа. Песни его раскрывали все богатство обычной жизни. Каждая песня - это картина с множеством подробностей и фактов, конкретным сюжетом. В своих песнях он создал целый образ эпохи. Затрагивал и проблему национальности. Конечно в его фирменном стиле, через юмор, где главный герой - Мишка Шифман, которого не пустили за границу. «Говорит, что за графу не пустили пятую».

В 1990 году графа о национальности наконец-то была отменена.

Национальность в паспорте.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».


Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Бюрократическая свобода

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 - 123, в 1989 - 128.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

03/02/2015

В паспорта россиян может вернуться «пятая графа» - «национальность». Пока парламентарии обсуждают предложенный сенатором Жанной Ивановой законопроект, общественность уже обсуждает, чем может закончиться «национальное распределение» населения страны.


В то время как в стране назревает, а по некоторым данным, уже прогрессирует, экономический кризис, а внешнеполитический курс руководства страны вызывает все больше вопросов у населения, парламентарии задумались над тем, чтобы вернуть в паспорта граждан графу с указанием национальной принадлежности. История нашей страны уже знавала возможные последствия разделения населения по национальному признаку. В годы репрессий целые народы покидали привычные места проживания по желанию руководства страны. Так, притеснениям подвергались представители таких народов, как евреи, немцы, крымские татары. Это было легко сделать еще и потому, что национальность жителей страны, которая традиционно отличилась тем, что на ее территории проживало множество народов, была четко закреплена в главном документе, удостоверяющем личность.

На этот раз идея вернуть «пятую графу» принадлежит единороссу Жанне Ивановой, члену Совета Федерации. Она уже внесла в Госдуму проект закона, который объясняет, как же это будет происходить в новой вариации.

В сопроводительном к законопроекту документе говорит, что графа будет не обязательной: «Основанием для проставления отметки о национальной принадлежности лица является письменное заявление данного лица о проставлении такой отметки», - сообщается в пояснительной записке. Указать национальность в паспорте или в свидетельстве о рождении ребенка можно будет по желанию.

По словам Ивановой, чтобы получит запись о национальности нужно будет оплатить пошлину. Также можно аннулировать отметку в паспорте по желанию гражданина, подавшего при этом письменное заявление. Заявление должен подавать дееспособный гражданин, отмечается в законопроекте.

В то же время законом закрепляют критерии, по которым будет определяться национальность гражданина: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и «проживание в соответствующей этнокультурной среде». Если предложенные гражданином критерии будут призваны необъективными, то ему может быть отказано в добавлении соответствующей отметки. Еще одной причиной для отказа является случай, когда человек хочет вписать в паспорт национальность, которая отличается от указанной в свидетельстве о рождении, сообщает портал newsru.com .

«До введения в действие нового федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, внесенный законопроект может разрешить важнейшую задачу по определению и указанию национальной принадлежности гражданина РФ в официальных документах», - отмечается в документе.

Автор законопроекта считает, нововведение поможет реализовать закрепленное в Конституции право на определение и указание своей национальной принадлежности. Оно будет способствовать сохранению самобытности «национальной общности многонационального народа России» и гармонизации «межнациональных отношений в стране». Последнее, к слову, вызывает у экспертов большие сомнения. Еще ни разу «разделение по национальному признаку» в единой стране не приносило улучшения межнациональных отношений, тогда как единое наименование «россиянин» более соответствует подобным устремлениям.

Впрочем эксперты сомневаются, что этот закон вообще будет принят. Тем более, что инициатива единоросса Ивановой далеко не первая в череде подобных предложений.

С аналогичной инициативой в марте 2014 года выступали депутаты Госдумы от КПРФ Владимир Кашин и Владимир Федоткин. Как писала "Независимая газета", депутаты внесли проект, в котором предлагалось добавлять в паспорта граждан по их желанию графы "национальность" и "вероисповедание". Инициатива, как следует из информации на сайте Госдумы, была отклонена комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, поскольку замена паспортов потребовала бы затрат из средств федерального бюджета.

Эксперты считают, что и в этот раз законопроект ждет та же судьба. Несмотря даже на то, что в этот раз «оплачивать» внесение графы будут сами граждане. Такое мнение, в частности, выразил в интервью "Коммерсанту" зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин. По его словам, затронутый сенатором вопрос - "крайне деликатный, особенно в такой многонациональной стране, как Россия". Директор Центра миграционной политики НИУ Высшая школа экономики Ольга Чудиновских в беседе с РИА Новости выразила сомнение, что инициатива сенатора получит ход на федеральном уровне.

По словам замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, члена Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимира Зорина, графа «национальность» является наследием советского периода. Он также назвал предложение сенатора неконструктивным, потому что оно носит «виртуальный характер».

Председатель общественного совета при ФМС России Владимир Волох также отметил, что острой необходимости в принятии законопроекта нет. Но он готов согласиться с предложением, если это действительно будет добровольно, а не принудительно. Смысл подобного проекта может заключаться именно в сохранении памяти малочисленных народностей.

«Представители малых народностей часто сетуют, что их не знают, поэтому выступают за то, чтобы указывать национальность в документах", « пояснил он.

Свое отношение к возможному возвращению «пятого пункта» высказали и представители общественности.

Так, по мнению ведущего, историка Николая Сванидзе, законопроект не вызовет никакого резонанса, но и к особым успехам то же не приведет.

«Если это в чьих-то интересах политических, то в интересах, конечно, скорее радикальных националистов, потому что это во всех странах так бывает. Это их реверанс в сторону титульной нации, потому что очень многие люди, особенно в странах достаточно бедных, как наша страна, свое единственное достоинство, какую-то базу для своего хорошего настроения, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, черпают в своей национальности. Вот, страна Россия, я русский, значит, я молодец. Это вызовет, на мой взгляд, дополнительные межнациональные трения, напряженности. Кто-то будет присматриваться: «Ага, что у него в графе «национальность» стоит? Ах, не русский». Или: «А у него в графе «национальность» прочерк, значит, стесняется, боится своей национальности. Вот ты какой, собака».

К чему может привести возможное возвращение в документы графы «национальность»?», - рассказал в интервью BFM.ru Сванидзе.

Соглашается с ним и известная актриса, народная артистка Лия Ахеджакова.

«То, что напечатано хоть на одной бумажке, может быть известно в самом дальнем конце земного шара. А уж те, кто у нас чем-то интересуются и умеют добывать сведения, это, безусловно, будет в их руках. Более того, они этим будут пользоваться против человека, против личности, против гражданина. Человек беззащитен перед этими органами», - заявила Ахежджакова.

Не видит особой необходимости в возвращении «пятой графы» и журналист, член Совета по правам человека Максим Шевченко.

«Мне кажется, нет нужды указывать для гражданина его национальную принадлежность, поскольку в демократическом государстве это не имеет никакого значения. Все нации равны абсолютно в РФ сегодня. Я просто не вижу ни малейшего смысла в возвращении графы «национальность», кроме чисто пропагандистского. Это может быть использовано против человека при приеме на работу. В Москве распространена, к сожалению, такая фашистсткая практика: писать в объявлении «Сдам только славянам» или «Кавказцам не обращаться» и т. д. Это на самом деле узаконенные нормы сегрегации на уровне общественных отношений, которые мы почему-то позволяем в нашем обществе иметь», - считает журналист.

В то же время, как пишет журналист Андрей Егоров, лучше указывать свою национальность, хотя бы «на всякий случай»:

«Указывать или не указывать национальность - добровольное дело. Но лучше указывать. Бить все равно будут по морде, а не по паспорту», - пишет в своем ЖЖ Егоров.