Церковь николая чудотворца, что в звонарях. Храм николая чудотворца в звонарях Храм николая в звонарях


Всего 36 фото

Как же я люблю старые московские улицы, что не сильно подверглись утере своего самобытного облика после тяжелых лужковских и более поздних времен, когда многие улицы центра Москвы выглядят как налакированные декорации, лишенные души и потерявшие свою уникальную неповторимость. Насчет Рождественки этого, все-таки, не скажешь. Несмотря на капитальный ремонт некоторых ее основных исторических зданий она, сохранила свой прежний теплый естественный облик. Рождественка, является одной из старейших улиц Москвы, что вела от Софийки (Пушечная улица) к Рождественскому монастырю. Сейчас, большей своей частью, она довольно пустынна, поскольку торговых точек на ней традиционно, в настоящее время, практически нет.

Одной из ярких архитектурных доминант улицы Рождественка является храм Николая Чудотворца в Звонарях, о котором и пойдет речь. Этот храм невозможно пропустить мимо внимания. Его стремительные возвышенные стройные формы радуют глаз и откровенно воодушевляют. Далее под катом любопытная и интересная история этой церкви.


02.

Первая церковь на месте современной появилась еще во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью кремлевской слободы звонарей и стал именоваться «Никола в Звонарях». Об «убогих домах» можно прочитать у меня на Таганке.
03.

Слобода кремлевских звонарей и сторожей кремлёвских церквей образовалась на левом берегу Неглинной в XV веке и существовала до XVII века, соседствуя с огородами расположенного поблизости Богородице-Рождественского монастыря. При колокольне «Ивана Великого» служило всего сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. На Руси, кстати, должность звонаря нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церковного сторожа. Располагалась эта слобода к северу от современного Звонарского переулка.
04.


Звонарский переулок

В письменных источниках этот храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году, а с 1677 года храм именуется именно «Никола в Звонарях».
05.

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь рядом с его городской усадьбой (сейчас там МАРХИ). Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович Воронцов был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня никогда не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и своей благосклонностью.
06.

Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, и он, таким образом, породнился с царским домом. Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Он переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву.
07.

Автором проекта церкви выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
08.


09.

Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела - Николая Чудотворца, Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.
10.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года - были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле.
11.

Мозаичная икона Николая Чудотворца на западном фасаде церкви.
12.

13.

Мозаичная икона Митрополита Алексия на западном фасаде церкви.
14.

В середине 1880-х годов М.С. Мостовский, автор монументальной монографии о храме Христа Спасителя, провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».
15.

16.

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже - кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился как раз в бывшей усадьбе Воронцова.
17.

Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви - чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.
18.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви.
19.

О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»: «Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году».

Это Богоявленская часовня. Используется для таинства крещения.
20.

21.

22.


23.

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси основной объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Алтарная часть церкви похожа на жилое здание.
24.

Конечно, творение великого К.И. Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы в Звонарях является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Богородице-Рождественский монастырь и храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях – подворье Пюхтицкого монастыря

Русская зима в этом году всё никак не наберёт свою законную силу. Но погода, тем не менее, далеко не летняя. Дабы не подвергать прихожан нашего храма переохлаждению, было решено в зимний период сосредоточиться на святынях, можно сказать, шаговой доступности. Тем более, что Первопрестольная святынями изобилует. 12 декабря большая группа паломников нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и храм Святителя Николая в Звонарях – патриаршее подворье эстонского Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря, всё на московской улице Рождественка.

Ставропигия в прямом переводе с греческого означает «водружение креста». В Церкви ставропигия означает статус, присваиваемый, как правило, православным монастырям и делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху.

Богородице-Рожде ственский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго – княгиней Марией Константиновной. Княгиня Мария Константиновна и постриглась здесь перед смертью с именем Марфы в 1389 году. Со временем обитель дала и имя улице, которая первоначально была дорогой, ведущей к монастырю. Нынешний главный монастырский каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501-1505 годах на месте прежнего, от которого сохранились остатки кладки фундамента.

В 1525 году в Рождественском монастыре под именем София была насильственно пострижена жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Монахиня София здесь жила до своего перевода в Покровский монастырь в Суздале. Впоследствии Соломония Сабурова была канонизирована Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская (память 29 декабря (16 декабря по старому стилю). Икона преподобной Софии Сузлальской с частицей мощей - ныне одна из святынь московской обители.

Во второй половине XVII века монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростов ских. Княжеская семья поддерживала обитель. Так, каменный собор святого Иоанна Златоуста был построен в 1676-1687 годах стараниями княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростов ской. Также на её средства возвели каменную ограду с четырьмя башнями.

В XIX – начале XIX века в Рождественском монастыре построили колокольню с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонского (1835-1836 годы, в стиле позднего классицизма) и трапезный храм Казанской иконы Божией Матери в русско-византийс ком стиле (1904-1906 годы). Своды и стены храма Казанской иконы Богородицы выполнены в стиле художественной школы конца XIX - начала XX века (модерн).

В 1922 году монастырь закрыли. Игумения Ювеналия и несколько сестёр оказались в ГУЛАГе. Большинство из них в 30-е годы были замучены и убиты. К Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской впоследствии была причислена инокиня обители Татиана (Бесфамильная).

В монастыре размещались различные учреждения, часть келий отдали под коммунальные квартиры. Некоторым монахиням разрешили остаться в бывшей обители. Две насельницы жили на территории монастыря до 1970-х годов.

В советские годы были уничтожены монастырское кладбище (вместе с могилой основательницы) и сад, снесена часть стен. Многие постройки не ремонтировались и пришли в полное запустение.

В 1974 году часть построек Рождественского монастыря была передана МАРХИ для организации музея-заповедник а древнерусского искусства и зодчества. Была проведена реставрация колокольни и Рождественского собора, где разместился архив одного из научно-исследова тельских институтов. В конце 1980-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.

В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы вернули Русской Православной Церкви. В 1993 году было принято решение о возрождении древней обители. Первыми насельницами монастыря стали монахини из эстонского Пюхтицкого монастыря. Настоятельницей Богородице-Рожде ственской обители с первых дней стала монахиня Викторина (Перминова), в 1998 году возведённая в сан игумении. В монастыре непрерывно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлены в основном все храмы монастыря, кроме собора святителя Иоанна Златоуста, где для начала каких либо работ необходимо пройти бесконечное количество различных согласований.

Многие наши паломники пришли в монастырь раним утром на Божественную литургию, где священнику монастыря отцу Роману Чистикову сослужил и наш священник Павел Карев, исповедались и причастились. Прихожане нашего храма приложились к святыням монастыря, среди которых помимо уже упомянутой иконы преп. Софии Суздальской ещё частица мощей св. великомученика Георгия Победоносца в ковчеге, икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого, чудотворная икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей, другие реликвии обители. По окончании богослужения, в полдесятого началась экскурсия по монастырю, которую замечательно провела насельница обители матушка Сергия. На наших паломников огромное впечатление произвела неспешная монастырская служба, храмовые иконы и святыни, экспрессивные образы трапезного храма, размах реставрационных работ.

По окончании экскурсии наши паломники перешли в находящийся неподалёку храм Святителя Николая Чудотворца в Звонарях.

Первая церковь на месте современного храма появилась ещё во времена Иоанна Грозного. Это был деревянный храм Николы Божедомского, так как при нем был организован «убогий дом», куда зимой свозили тела умерших бродяг и утопленников, людей умерших несчастной смертью и оставляли до весны до следующего захоронения. Неоднократно горевший храм с 1657 года уже перестроен как каменный. Постепенно на Рождественке образовалась Звонарская слобода, в которой селились звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлёвских церквей, отчего храм и стал называться «Никола в Звонарях». Это наименование было официально закреплено в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Иларионовича Воронцова (имевшего усадьбу неподалёку) по проекту архитектора Карла Бланка начато строительство храма в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма. Строительство было окончено в 1781 году.

В 1933 году храм был закрыт. В его помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х в здании храма размещалась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II подписал указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях подворья Пюхтицкого монастыря. Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, а в 1996 году Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и двух боковых приделов храма. Настоятельницей подворья является игумения Филарета (Смирнова), многолетняя помощница покойного Патриарха.

Главный престол храма ныне освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именем святителя Николая назван один из боковых приделов. Другой придел освящён в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В восстановлении храма, создании монашеской общины, вплоть до своей кончины в 2012 году принимала участие матущка Адриана (Малышева), начало духовной жизни которой неразрывно связано с нашим храмом Воскресения Словущего. Непростой жизненный путь матушки Адрианы отражён в книге «Монахиня из разведки», которую ещё некоторое время назад можно было приобрести в книжной лавке нашего храма.

Святыни храма: чтимые иконы Успения Божией Матери и Богородицы «Взыскание погибших». Икона Богородицы «Взыскание погибших» была пожертвована церкви одной дворянской семьёй в начале XIX века. После закрытия храма она долго блуждала по хранилищам разных разоряемых властями московских церквей, пока не была спасена одной благочестивой женщиной и не передана ею в 1981 году в эстонский Пюхтицкий монастырь. При создании московского подворья монастыря икона, совершив такое непростое путешествие, вновь заняла своё законное место в храме Святителя Николая в Звонарях.

Удивительна очевидная духовная связь нашего храма Воскресения Словущего и храма Николы в Звонарях. Это было отмечено всеми участниками нашего паломничества. Выйдя за ограду подворья наши прихожане вновь окунулись в шумную и суетную жизнь огромного мегаполиса…

Церковь Николая Чудотворца что в Звонарях

Рождественка ул., 15, угол Звонарского, ныне Неглинного пер., 8

"В XVI в. на Рождественке поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив церковь Николы Божедомского, позже названную "Никола в Звонарях".

"До возведения стен Белого города и Скородома (1593 г.) церковь числилась божедомской".

"Церковь, первоначально принадлежавшая "Убогому дому", упоминается в источниках с 1619 г.; как каменная - с 1657 г. Обозначение "в Звонарях", впервые появившееся в документах с 1677 г., - свидетельство образования на этом месте Звонарской слободы, где жили звонари колокольни Ивана Великого. В 1762 г. было разрешено строительство новой церкви (возможно, включившей старое здание) по заказу и на средства И. И. Воронцова, владевшего соседним участком (где ныне размещается Московский архитектурный институт). Проектировал здание К. И. Бланк. Строительство затянулось - храм был освящен лишь в 1781 г.".

"Церковь построена на средства И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке. Она начата в 1760 г. и закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер (колокольня относится к более позднему времени). Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания".

"Церковь построена в 1762-1781 гг. "тщанием генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова".

Главный престол Благовещения Божией Матери.

Приделы: св. Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского, существовал и до 1762 г., преп. Сергия, освященный 7 июня 1766 г..

"Трапезная, колокольня и ограда с двумя воротами начала XIX в." - все они сохранились доныне.

"Церковь обновлялась в 1900 г.".

По рассказам старожилов, храм был закрыт не позднее 1933 г., причем поначалу обращен в склад. Иконы удалось частично перенести в действовавшую еще церковь Сергия в Пушкарях, где к тому времени собрался 21 престол, перенесенный из закрытых Страстного и Рождественского монастырей. При закрытии церкви Сергия (позже разрушенной) кое-что удалось передать в поныне действующий храм Знамения в Переяславской слободе (о нем подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.").

В середине 1960-х гг. здание закрытого храма было передано Московскому архитектурному институту, разместившему в нем кафедру рисунка (находилась здесь вплоть до 1990 г.). Внешне храм отремонтирован, внутреннее убранство в большей части уничтожено. По переулку здание закрыли разросшиеся деревья, застящие вид на него даже зимой.

Храм стоит на государственной охране под № 203.

В 1990 г. идет новый внешний ремонт.

"В 1986 г. КГБ без разрешения Совмина РСФСР снес дом причта храма по Рождественке, 15, стоявший на госохране".

Вконтакте

Православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

История

Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная.

Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.

NVO , GNU 1.2

В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года.

Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0