Российское избирательное законодательство.

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации в принципе определен двумя Федеральными Законами, которые действуют с 1994 года: Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и Законом «О выборах Президента Российской Федерации». Помимо этого отдельные компоненты избирательного процесса находятся в сфере действия и ряда других федеральных законов. К таким законам относится, например, Закон «О средствах массовой информации», который непосредственным образом регулирует некоторые вопросы освещения предвыборной борьбы и доступа кандидатов к средствам массовой информации. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают санкции по ряду нарушений избирательного процесса. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции и наказания в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение различных аспектов избирательного процесса.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

20 декабря 1993 года российский Президент Борис Ельцин издал указ N2227 «Об учреждении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в качестве постоянно действующего государственного органа, уполномоченного разрабатывать федеральное законодательство по организации и проведению выборов». После проведения консультаций с законодателями и политиками, а также с ведущими учеными, члены Центральной избирательной комиссии пришли к общему мнению, что в качестве первого шага необходимо принять усилия по созданию основополагающего закона, в котором были бы изложены основные принципы демократического общества и перечислены права граждан. Как только такой закон будет принят, полагали члены Центральной избирательной комиссии, он станет как бы рамочным документом для разработки всех последующих законов о выборах, проводимых на всех уровнях государственной власти. При разработке проекта такого основополагающего закона по выборам, члены специально созданной Рабочей группы Центральной избирательной комиссии обратились за рекомендациями и соображениями к региональным избирательным инстанциям, парламентариям и представителям исполнительной власти. Свои подробные соображения и пожелания по проекту закона высказали около 25 региональных избирательных комиссий. Политические партии также имели возможность высказать свои рекомендации по этому вопросу. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» был утвержден Государственной Думой 26 октября 1994 года, одобрен Советом Федерации 15 ноября 1994 года и подписан Президентом Российской Федерации 6 декабря 1994 года. Как и задумывалось, данный Закон, являющийся уникальным для государства, которое недавно было известно как Советский Союз, действительно создал базу для конкретизации полномочий, прав, обязанностей и процедур, определенных в последующих законах о выборах в исполнительные и законодательные органы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» содержит основополагающие принципы, на которых построены все другие законы, определяющие порядок проведения различных выборов. В частности, данный Закон гарантирует следующие основные права граждан при проведении выборов.

Народ Российской Федерации имеет право на самоуправление, и законность власти зависит от свободного волеизъявления голосующих граждан.
- Положения данного Закона относятся ко всем выборам на всех уровнях государственной власти на всей территории Российской Федерации (хотя представительные органы субъектов Российской Федерации вправе издавать свои законы, предусматривающие дополнительные избирательные права).
- Избирательные объединения (политические партии) и избирательные блоки (коалиции политических партий) признаются в качестве полноправных элементов общественно-политической системы Российской Федерации.
- Граждане имеют право на участие во всеобщих, прямых и равных выборах при тайном голосовании.
- Граждане имеют право избирать и быть избранными независимо от половой и расовой принадлежности, национальности, происхождения, языка, вероисповедания, принадлежности к общественному объединению, места жительства, имущественному и должностному положению.
- Независимые избирательные комиссии создаются и наделяются полномочиями для исполнения федерального законодательства на федеральном, региональном, окружном, территориальном и участковом уровне. Согласно положениям Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», соответствующие избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, окружная, территориальная и участковая избирательные комиссии) призваны выполнять свои функции в атмосфере открытости и гласности.
- В соответствии с действующим избирательным законодательством, кандидатам гарантируются равные условия для проведения предвыборной агитации, равноправный доступ к средствам массовой информации и общественным местам для проведения агитационных мероприятий.

Помимо этих основных гарантий, Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» также содержит ключевые процедурные положения, на которых базируются все последующие законы о выборах.

Закон определяет порядок составления избирательных списков и предписывает местным властям участвовать в подготовке и обновлении этих документов. Закон также защищает право избирателя быть внесенным в список избирателей и право обжаловать решения, ошибки и упущения, которые ущемляют его избирательное право.
- Местные власти уполномочены создавать избирательные округа с учетом того, что по количеству избирателей расхождение не превышало 10%. (Для отдаленных районов допускается расхождение в пределах 15%.)
- Местные власти также наделены полномочиями формировать избирательные участки, которые вправе обслуживать не более 3 000 избирателей. Предусмотрены специальные положения для обеспечения голосования на военных объектах, в санаториях, домах отдыха и в отдаленных и труднодоступных районах.
- Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определяет требования к членам Центральной избирательной комиссии, фиксирует их полномочия и предоставляет право предписывать процедуры регистрации избирателей, заполнения протоколов, а также порядок административно-технического обеспечения избирательных комиссий и отчетности по финансовой поддержке предвыборной агитации.
- Закон содержит ключевые положения о порядке голосования и работе избирательных комиссий. В частности, статьи Закона дают подробное описание процедуры голосования, порядка подсчета голосов избирателей и протоколирования итогов голосования, запрета голосовать от имени других лиц, правил, гарантирующих тайну голосования, а также мер по защите избирателя от незаконного влияния или вмешательства при голосовании.
- Положения Закона фиксируют права граждан и участников выборов обжаловать решения, действия (бездействия) избирательных комиссий, а также предписывают процедуру оформления такого рода жалоб и заявлений.
- В общих чертах определен порядок выдвижения и регистрации кандидатов избирательными объединениями и блоками, включая требование для избирательных объединений и блоков выдвигать своих кандидатов тайным голосованием, а также процедуру прямого выдвижения, если кандидат выдвигается непосредственно избирателями.
- Закон в общих чертах определяет нормы и правила финансового обеспечения предвыборной агитации, которое включает использование средств из федерального бюджета и частных пожертвований.
- Определены основные права кандидатов, избирательных и общественных объединений, международных наблюдателей по наблюдению за голосованием, подсчетом голосов и протоколированием итогов голосования.
- Закон требует опубликования результатов выборов в течение трех месяцев после дня выборов и сохранения избирательных материалов по крайней мере в течение одного года. Закон также гарантирует гражданам и участникам выборов возможность ознакомления с результатами выборов и избирательными документами.

Федеральное законодательство о выборах Президента Российской Федерации

Первоначальный проект Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 года. Отклонив проект закона один раз, Совет Федерации все же утвердил его 4 мая 1995 года, а 13 дней спустя Президент Ельцин подписал этот Закон. Основной вопрос спора между законодателями и Президентом состоял в количестве подписей избирателей, которые необходимо собрать для того, чтобы быть выдвинутым в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации. Администрация Президента настаивала на более высоком пороге в 2 млн. подписей, в то время как некоторые фракции в Государственной Думе предлагали установить потолок на уровне 500 тыс. подписей. Компромиссное решение было найдено Согласительной комиссией, установившей пределнауровне 1 млн. подписей избирателей. Действующий Закон трудно сравнивать с соответствующим Законом 1991 года, так как на предыдущих выборах в России, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была частью Советского Союза, выбирался не глава единого государства, а глава республики. Более того, в новом Законе «О выборах Президента Российской Федерации» в значительно большей степени детализированы порядок и правила подготовки и проведения голосования. В то время как в предшествующем Законе было всего лишь 17 статей, новый Закон содержит 62 статьи.

В данном отчете самым внимательным образом будут рассмотрены конкретные положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации». Начнем мы с обсуждения общих вопросов, определяющих принципиальные условия проведения президентских выборов.

Право избирать и быть избранным

Первая статья Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане в данном случае, согласно статьям 3 и 24 Закона, должны быть гражданами Российской Федерации, достигшими на день выборов 18 лет. Граждане, признанные по решению суда недееспособными или отбывающими срок наказания в местах лишения свободы, не участвуют в выборах. Граждане, находящиеся в местах предварительного заключения и ожидающие решения суда, имеют право голоса. Предусмотрены специальные условия голосования для военнослужащих и членов их семей, находящихся в труднодоступных и удаленных районах, избирателей, находящихся вне пределов Российской Федерации, а также для избирателей в домах отдыха, санаториях, госпиталях или больницах.

Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не имеют право быть избранным Президентом Российской Федерации граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В предыдущем Законе содержалось верхнее возрастное ограничение для кандидатов в Президенты. Граждане старше 65 лет были не вправе выдвигаться кандидатами на должность Президента Республики. Несмотря на настойчивые попытки сохранить это ограничение в новом Законе, оно было снято. В соответствии с новой российской Конституцией, Закон «О выборах Президента Российской Федерации» требует, чтобы кандидат в Президенты на момент выдвижения проживал в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «О выборах Президента Российской Федерации», Президент избирается сроком на 4 года.

Назначение выборов Президента Российской Федерации

Статья 4 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Закон 1991 года не предписывал порядка передачи власти. Новый Закон «О выборах Президента Российской Федерации» в этом отношении содержит недостаточные положения. В соответствии со статьей 92 Конституции Российской Федерации, победивший на выборах Президент вступает в должность с момента принятия присяги и пребывает в должности до истечения срока, то есть до момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Статья 4 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» не совсем ясна и, пожалуй, некоторым образом расходится с соответствующим конституционным положением, так как днем выборов она определяет первое воскресенье «после истечения конституционного срока», на который был избран Президент Российской Федерации. Несмотря на такую нечеткую формулировку, Закон «О выборах Президента Российской Федерации» однозначно предписывает, что срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Выборы 1996 года были назначены на 16 июня.

При прекращении Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. В этом случае все установленные Законом избирательные сроки сокращаются на одну чет верть. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий вследствие добровольной отставки, по болезни или по причине отрешения от должности статья 92 Конституции Российской Федерации гласит, что в этих случаях обязанности Президента Российской Федерации временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, а выборы назначаются на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности, не назначит выборы Президента Российской Федерации, дату выборов объявляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Некоторые аналитики отмечают, что положения о досрочном прекращении исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации содержат серьезную правовую недоработку. В частности, вызывает опасение то обстоятельство, что Конституция не содержит никаких критериев физической неспособности Президента исполнять свои полномочия. Нет и положения, которое бы предписывало конкретной инстанции принимать окончательное решение, а также того, в какой форме это решение должно быть объявлено. В статье 92 не оговаривается и тот срок, в течение которого Председатель Правительства Российской Федерации вправе исполнять обязанности Президента до назначения новых выборов.

В дальнейших разделах данного отчета будут конкретным образом проанализированы положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации». В отчете также будут предложены рекомендации, адресованные законодателям и должностным лицам, участвующим в работе по развитию правовой реформы и совершенствованию процедурных положений избирательного законодательства в России.

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

От 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

11) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, порядка хранения и передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

12) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

13) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;

15) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании;

17) осуществляет контроль за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;

18) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств иных избирательных фондов кандидата, указанного в пункте 10 статьи 58 настоящего Федерального закона, и еженедельно представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании этих фондов;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года №19-ФЗ
"О выборах Президента Российской Федерации"

О документе

Опубликование документа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курская государственная сельскохозяйственная академия

имени профессора И.И. Иванова»

Факультет заочного обучения

Кафедра истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

Законодательство Российской Федерации о выборах

Студент группы СП-ЮРбв 142

А.С. Лазарев

Преподаватель

В.В. Иванова,

КУРСК - 2015

Введение

1. Источники избирательного права в Российской Федерации

2. Конституция Российской Федерации

3. Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

4. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

5. Принципы проведения выборов в Российской Федерации

6. Виды юридической ответственности за нарушение избирательных прав

6.1 Конституционно-правовая ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

6.2 Административная ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

6.3 Уголовная ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах граждан Российской Федерации

7. Судебная практика по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема курсовой работы актуальна тем, что в Российской Федерации идет сложный процесс реформирования социально-политической жизни, становления новой Российской государственности, ее механизма и, в первую очередь, законодательных (представительных) структур.

Конституция Российской Федерации, принятая всероссийским референдумом 12 декабря 1993 года, провозглашает, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выражением власти народа стали как сам референдум, так и свободные выборы в 1993-1996 гг.

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой представительной демократии и является проведение периодических и свободных выборов.

Выборы являются главной формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, основным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответственно суверенного народа. Именно с помощью выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти, как в субъектах Российской Федерации так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных актов.

Реализация конституционных положений может быть обеспечена наличием в государстве такого избирательного законодательства, которое бы полностью соответствовало требованиям представительной и непосредственной демократии, и знанием гражданами нормативно-правовых положений о выборах.

Создание такой системы выборов, которая бы в наибольшей степени способствовала выражению истинных интересов и намерений различных социальных групп населения и обеспечивала бы всякий раз переход государственной власти от одних групп, партий, лиц к другим только в результате свободного волеизъявления граждан, является самой важной задачей в реализации демократических положений Конституции РФ.

Эффективность использования гражданами своих конституционных прав, в особенности избирательных, связана со знанием ими норм избирательного законодательства. При этом важно осознанное пользование гражданами избирательными правами, понимание того, к каким результатам могут привести итоги выборов для каждого гражданина и для государства в целом.

Избирательное законодательство современной России является предметом многочисленных научных исследований. Все они в значительной степени базируются на толковании норм права этой сферы общественных отношений.

Предметом работы является законодательство Российской Федерации о выборах. Автор рассматривает эту проблему не только с позиций анализа содержания

Объектом работы являются законодательные акты по избирательному праву, т.е. правовые нормы на уровне федерального законодательства о выборах.

Целью работы является выявление содержания нового федерального избирательного законодательства России в аспекте соответствия его развитию демократических процессов в стране и более полному обеспечению конституционного права граждан, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм избирательного права в этом направлении. Для достижения указанной цели предполагалось решить следующие задачи:

Определить источники избирательного права в Российской Федерации;

Рассмотреть принципы проведения выборов в Российской Федерации;

Изучить виды юридической ответственности за нарушение избирательных прав;

Привести пример в судебной практике по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.

1 . Источники избирательного права в Российской Федерации

Российское законодательство о выборах состоит из двух частей: федерального избирательного законодательства и избирательного законодательства субъектов Российской Федерации.

Выборы федеральных органов государственной власти (Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) проводятся исключительно в соответствии с федеральным законодательством, которое составляют Конституция Российской Федерации и федеральные законы. В Федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» исчерпывающим образом устанавливается весь объем избирательных прав граждан и порядок их осуществления .

Выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (депутатов законодательных органов и глав исполнительной власти субъектов Федерации), а также органов местного самоуправления (депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований) проводятся в соответствии, как с федеральным законодательством, так и с законодательством субъектов Федерации.

При проведении выборов в субъектах Федерации федеральное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает регулирование и защиту избирательных прав граждан (то есть основ избирательного права). На решение этих задач в первую очередь направлены нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». На основе данного Федерального закона в субъектах Федерации принимаются собственные законы о выборах (или избирательные кодексы), в которых подробно излагаются все избирательные процедуры, конкретизированные применительно к особенностям определенного региона.

Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм, образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов, и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления .

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право -- право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право -- право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль -- избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации .

Федеральное избирательное законодательство включает в себя:

1)Конституцию РФ;

2)Федеральные законы от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г.;

3) Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

5) Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. и. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.;

6) 7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.;

7) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. и Уголовный кодекс Российской Федерации;

8) Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

9) Иные федеральные законы;

10) Конституции и уставы субъектов Российской Федерации;

11) Законы о выборах, избирательные кодексы субъектов Российской Федерации;

12) Акты органов исполнительной власти;

13) Инструкции, постановления и иные акты избирательных комиссий .

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации .

2 . Ко нституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы, имеющий верховенство над всеми другими законами и иными юридическими актами на территории России, определяет принципы избирательного права, то есть его основополагающие положения, которые определяют сущность избирательных прав и избирательных процедур, а также характер их реализации. Эти принципы обязательны для всех органов власти. Они подлежат воплощению и развитию в законах, принимаемых законодательными органами. Они обязательны для исполнения и защиты органами исполнительной и судебной власти, избирательными комиссиями .

Признание народа единственным источником власти является важнейшей характеристикой демократического правового государства. Это положение зафиксировано в Конституции Российской Федерации. Идея народовластия перестает носить декларативный характер и начинает работать только при условии периодического подтверждения обществом полномочий государственных органов, что происходит при проведении свободных выборов. Именно поэтому в российской Конституции выборы (наряду с референдумом) рассматриваются как высшее непосредственное выражение власти народа .

Вместе с тем проведение свободных периодических выборов затрагивает не только права и интересы населения в целом, они касаются осуществления индивидуальных политических прав каждым гражданином. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления установлено в части 2 статьи 32 Конституции России. В части 3 этой статьи определен объем ограничений избирательного права, а именно: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда .

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Непосредственное действие избирательных прав граждан России, закрепленных в Конституции, означает, что для граждан должны быть созданы возможности свободно осуществлять эти права, а при отсутствии этих условий, а также в случае нарушения избирательных прав граждане вправе использовать юридические средства защиты этих прав. Важнейшее из этих средств -- право гражданина на обращение в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предусмотренное в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации. При этом обжаловаться может самый широкий спектр нарушений при проведении выборов, начиная от неназначения выборов в установленные сроки органами, на которые возложена такая обязанность, и заканчивая нарушениями при определении результатов выборов ..

Нормы Конституции Российской Федерации имеют прямое действие. Защищая свои избирательные права в суде, избирательных комиссиях, других органах власти, гражданин вправе ссылаться на то, что нарушены его права, установленные в статье 32 Конституции Российской Федерации. Суды обязаны принимать меры по обеспечению прямого действия Конституции.

Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении №8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указал, что «суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности :

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон или иной нормативно-правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Избирательное право и решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Если законами о выборах нарушается Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации при наличии соответствующих обращений и в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» рассматривает эти дела и вправе признать соответствующие акты или отдельные их положения неконституционными. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В практике деятельности Конституционного Суда Российской Федерации дела по поводу избирательного права получили большое распространение. Так, только в 1995-1997 гг. Конституционным Судом было рассмотрено и разрешено 17 дел по запросам, касавшимся различных проблем избирательного законодательства . В последнее время Конституционным Судом был принят ряд чрезвычайно важных постановлений, касающихся вопросов избирательного права. В соответствии с этими постановлениями впоследствии были скорректированы нормы Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливающие порядок участия в выборах избирательных объединений, а также определения результатов выборов по федеральному избирательному округу. До тех пор, пока соответствующие изменения не внесены в законодательные акты, постановления Конституционного Суда подлежат непосредственному применению. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение Гражданского процессуального кодекса РСФСР, препятствовавшее обжалованию в кассационном порядке решений по большинству дел о нарушениях избирательных прав граждан. Еще до внесения изменений в Кодекс суды в соответствии с названным постановлением Конституционного Суда принимали к рассмотрению кассационные жалобы о нарушениях избирательных прав граждан.

Международное право и избирательные права граждан. Формирование органов власти путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации. За многовековую всемирную историю развития демократических институтов в различных странах выработались определенные стандарты, соблюдение которых позволяет утверждать, что выборы достаточно точно отражают волю народа. Следует отметить, что хотя проведение выборов в органы власти было явлением достаточно распространенным практически во все исторические периоды развития государства, признание демократических принципов избирательного права смогло утвердиться только в середине ХХ века. Эти принципы были воплощены в международно-правовых документах.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашает: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., устанавливает, что каждый гражданин имеет право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Наиболее полно принципы проведения свободных и демократических выборов изложены в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принятом 29 июня 1990 г.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, общепризнанные международные стандарты избирательных прав граждан являются обязательными как для законодательных органов, так и для органов власти, избирательных комиссий и судов, применяющих нормы избирательного права. Исходя из названного положения Конституции, суды в принимаемых ими решениях вправе при необходимости ссылаться на международно-правовые акты.

3 . Федеральны е закон ы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , «О выборах Пр езидента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2003 г. в весьма подробной форме определяет гарантии права избирать и быть избранными применительно ко всем выборам, проводимым в Российской Федерации. В нем содержатся определения основных терминов избирательного права, устанавливаются основные права и обязанности участников выборов на всех стадиях (этапах) избирательного процесса. К таким стадиям относятся назначение выборов, образование избирательных округов, избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, ведение предвыборных кампаний кандидатами, избирательными объединениями (блоками) и их финансирование, голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование .

Несмотря на то, что данный закон является весьма объемным, он нередко характеризуется как рамочный. Это связано с тем, что проведение выборов невозможно исключительно на основе данного закона. Для проведения федеральных выборов его нормы должны быть конкретизированы в федеральных законах о выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а для проведения выборов в субъектах Федерации -- законами субъектов Федерации о выборах региональных органов государственной власти и о муниципальных выборах.

Вместе с тем рамочный характер Федерального закона не умаляет его значения в системе избирательного законодательства. Нормы этого закона имеют прямое действие. Именно на основе данного Федерального закона строится вся система избирательного законодательства в России. Это связано с тем, что в нем содержатся универсальные стандарты (гарантии) избирательных прав граждан, обязательные для применения на всех выборах в Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить этому Федеральному закону. В случае противоречия этих законов и актов данному Федеральному закону применяются нормы Федерального закона.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях...» устанавливаются общие правила обжалования в суды и избирательные комиссии нарушений избирательных прав граждан. В нем также определяется порядок применения мер ответственности за нарушения избирательного законодательства. Это, в частности, такие санкции, как отказ в регистрации кандидата, аннулирование регистрации кандидата, признание выборов недействительными.

Федеральным законам «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. и Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. устанавливается порядок проведения выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно. В них нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» получают конкретизацию и дальнейшее развитие .

Указанные Федеральные законы не являются единственными федеральными законами, регулирующими выборы в федеральные органы власти. Помимо них законодательство о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные федеральные законы. К числу таких федеральных законов, в частности, относятся: Федеральный закон «О политических партиях», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других.

Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 81 Конституции Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации могут быть избраны только граждане: а) достигшие 35-летнего возраста и б) постоянно проживающие в Российской Федерации не менее 10 лет. Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 84 Конституции Российской Федерации устанавливает, что выборы в Государственную Думу назначаются Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах .

4 . Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

В конституциях республик и уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются основы избирательного права при проведении выборов депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом конституционные (уставные) нормы избирательного права сформулированы с учетом особенностей организации государственной власти и местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации .

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации значительно отличаются по объему регламентации вопросов избирательного права. Так, во многих конституциях и уставах субъектов Российской Федерации вопросы избирательной системы или прямой демократии не выделяются в отдельную главу. В этих документах содержатся нормы избирательного права, в целом аналогичные заложенным в Конституции Российской Федерации. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации избирательной системе субъекта Федерации либо институтам прямой демократии посвящены отдельные главы. Это, в частности, Республики Алтай, Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский края, Архангельская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Челябинская области, г. Москва, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Традиционно в конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляется порядок назначения выборов, а также условия осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Федерации, устанавливается количество депутатов, избираемых в законодательный орган, а также срок полномочий депутатов и главы исполнительной власти. Эти вопросы решаются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.

В некоторых конституциях и уставах определяется порядок формирования и правовой статус избирательной комиссии субъекта Российской Федерации .

5 . Принципы проведения выборов в Российской Федерации

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления .

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Следует отметить, что принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г., а в соответствии с ней - Конституции РСФСР 1937 г. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г., органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных (непрямых) выборов, когда граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава .

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Принцип, согласно которому не допускается контроль за волеизъявлением избирателей. Тайное голосование гарантируется рядом законодательных процедур: каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; избирательные бюллетени не нумеруются, заполняются в кабине, в специально оборудованном месте, в котором не допускается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательных комиссий и др. За нарушение тайны голосования установлена административная (ст. 40 КоАП РФ) и уголовная (ст. 133 УК РФ) ответственность .

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Выборы проводятся при активном участии политических партий. Согласно Федеральному закону "О политических партиях" (глава VIII) политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности органы государственной власти.

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить, чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности .

Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в регистрирующие органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Политические партии вправе участвовать в выборах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями в порядке, установленном избирательным законодательством.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия и (или) избирательный блок обязаны опубликовать свои программы в порядке и в сроки, установленные избирательным законодательством .

Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:

а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;

в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированного кандидата на должность президента РФ;

г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не менее чем в 10 процентах субъектов РФ;

д) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов РФ;

е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации .

Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации.

Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и не может быть более пяти лет.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается. В целях совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо с днем голосования на иных выборах, проводимых в соответствии с федеральными законами на территории Российской Федерации в целом, на основании международных договоров, допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации .

В целях совмещения дней голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте Российской Федерации допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год срока полномочий одного из органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте Российской Федерации, либо с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, либо с днем голосования на иных выборах, проводимых в соответствии с федеральными законами на территории Российской Федерации в целом на основании международных договоров, допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления.

Продление или сокращение сроков полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется законом субъекта Российской Федерации, а органов местного самоуправления - нормативным правовым актом муниципального образования .

Нормы об изменении установленного срока полномочий выборных органов или депутатов вступают в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или депутата, а в случае досрочного прекращения их полномочий - после прекращения указанных полномочий.

Выборы органов государственной власти, органов местного самоуправления или депутатов, предусмотренные соответствующим законом, являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом или депутатом исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица, выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата, не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутата. Решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока опубликования решения о назначении выборов.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначает в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией РФ или избирательной комиссией субъекта РФ (соответственно уровню выборов) численностью не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных законом, в течение семи дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

В случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта РФ о выборах отсутствует либо не может быть принят вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выборы органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также иных федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. При этом закон субъекта Федерации применяется в части, не противоречащей федеральным законам .

Избирательные права граждан Российской Федерации имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

6 . Виды юридической ответственности за нарушение избирательных прав

избирательный право уголовный ответственность

6.1 Конституционно-правовая ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

Конституционно-правовая ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах состоит в применении к виновным кандидатам определенных конституционно-правовых санкций. К ним относятся :

Предупреждение;

Отмена регистрации кандидата;

Отмена решения о признании кандидата избранным.

Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном порядке (предупреждение, отмена решения о признании кандидата избранным) и в судебном порядке (отмена регистрации кандидата).

Рассмотрим особенности применения к виновным кандидатам каждой из указанных конституционно-правовых санкций:

1) Предупреждение является морально-правовой мерой конституционно-правовой ответственности за совершение избирательных правонарушений.

Предупреждение как мера ответственности за совершение избирательных правонарушений предусмотрено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях)

Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства и применяется за малозначительные избирательные правонарушения, не являющиеся грубыми или существенными.

2) Отмена регистрации состоит в лишении граждан, обладающих пассивным избирательным правом, статуса зарегистрированных кандидатов. Тем самым гражданину отказывается в праве реализации им пассивного избирательного права на конкретных выборах.

В Федеральном законе об основных гарантиях установлен перечень избирательных правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. К числу оснований отмены регистрации кандидата отнесены:

а) нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

б) нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);

в) нарушения правил ведения предвыборной агитации;

г) нарушения правил финансирования избирательной кампании;

д) использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;

е) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов) .

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, пунктом 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу. Отмену регистрации кандидата необходимо отличать от аннулирование регистрации кандидата. Аннулирование регистрации кандидата не является мерой конституционно-правовой ответственности. Субъектом осуществления аннулирования регистрации кандидата является окружная избирательная комиссии, зарегистрировавшая кандидата.

3) Отмена решения окружной избирательной комиссии о признании избранным кандидата.

6.2 Административная ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

Административная ответственность регламентируется в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и состоит в применении к виновным зарегистрированным кандидатам определенных административных наказаний (как правило, административного штрафа). Административная ответственность кандидатов, за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, закреплена в статьях 5.8-5.12, 5.14, 5.18, 5.19, 5.45, 5.50 КоАП. Так, административная ответственность предусмотрена за :

...

Подобные документы

    Понятие и принципы избирательного права. Субъективное право граждан избирать и быть избранным. Избирательные споры и нарушение законодательства о выборах. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Определение места уголовно-правовых норм в Уголовном Кодексе Российской Федерации, предусматривающих ответственность за преступления против выборов. Уголовная характеристика преступлений, связанных с нарушениями законодательства о выборах и референдуме.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Сущность, виды и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав. Правовое регулирование и практика применения конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Характеристика и виды ответственности в избирательном процессе. Функции института юридической ответственности за избирательные правонарушения. Конституционно-правовая ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Понятие и виды источников гражданского права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы. Гражданское законодательство.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов, принципы их организации. Выдвижение кандидатов и их регистрация. Обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Понятие Конституции. Виды конституций. Этапы развития Конституции Российской Федерации. История Российской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов. Первая, вторая, третья, четвертая Конституция. Конституция Российской Фед

    курсовая работа , добавлен 03.04.2005

    Подходы к понятию "злоупотребление правом" в конституционном праве. Формы злоупотребления конституционными правами в избирательном процессе. Конституционно-правовая, уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2016

    Характеристика процесса и особенностей выборов Президента Российской Федерации по нормам Конституции и конституционного законодательства. Исследование правового статуса и полномочий президента РФ. Выдвижение и регистрация списков кандидатов на выборах.

    реферат , добавлен 31.10.2014

    Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В 1993 году вопросы избирательного права регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.
Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов.
Федеральный закон от 11 июля 2001 года “О политических партиях” заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Вводится пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий. Главная цель преобразований - сделать избирательные комиссии более независимыми от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия “предвыборная агитация” и “информационная деятельность”, закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата исключительно за грубые нарушения, раскрывается понятие “фальсификация итогов голосования” и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.
В соответствии с новым Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 20 декабря 2002 года “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и Федеральный закон от 10 января 2003 года “О выборах Президента Российской Федерации”, предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Избирательным законодательством предусмотрено, что на выборах, в том числе при установлении итогов голосования, может применяться Государственная автоматизированная система Российской Федерации “Выборы”. Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан и уже действует Федеральный закон от 10 января 2003 года “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”.
Важным шагом, логически завершающим программу совершенствования законодательства о выборах и референдумах, явилось принятие в июне 2003 года Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. В этом законодательном акте, в частности, введена уголовная ответственность за финансовые нарушения в крупных размерах, а также за вмешательство должностных лиц с целью повлиять на решения избирательных комиссий, сокращены с 30 суток до 5 сроки рассмотрения судом дел по привлечению к административной ответственности, предусмотрена возможность приостановления выпуска СМИ до дня голосования по судебному решению за систематические нарушения, совершаемые во время избирательных кампаний.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам