Что такое национально территориальное государство. Федерация и унитарное государство

Под формой государственного устройства принято.понимать административно-территориальную и национально-территориальную организацию, способ взаимоотношений, объем полномочий между центральной и региональной властями.

С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

По этому критерию государства подразделяются на федеративные., унитарные, а иногда и на конфедеративные.

Федеративное устройство в зарубежных странах (федерализм)

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой государственные образования обладают определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства и законодательства, двухканальной системой налогов и т. п.

Республики могут иметь свои конституции, но те не должны противоречить федеральной.

Федерации делятся на национальные ц территориальные, симметричные и асимметричные!-

Признаки федеративных государств

1. К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. 2.

Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией. 3.

Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура парламента. 4.

В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. 5.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. 6.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова.

Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

Виды зарубежных федераций

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Англия. ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Швейцария, Канада).

В теории конституционного права иногда проводится различие между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты); между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

Распределение компетенции в отношениях между федерациями и их субъектами

Предметы ведения федерации и ее субъектов - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения федерации; 2) предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; 3) в конституциях ряда стран (США, Австрия) установлен так называемый принцип остаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов фе- дераци и.

Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем обычного федерального закона.

Еще по теме Государственно-территориальное устройство:

  1. Тема 15. Конституционные основы государственно-территориального устройства зарубежных стран
  2. § 11.5. Форма государственного (политико-территориального) устройства США
  3. §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации
  4. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  5. Раздел VI ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в IV - III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой деление государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

  • - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • - как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
  • - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

В настоящее время выделяются следующие виды государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарным государством является государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. На данном этапе исторического развития большинство государств мира обладают именно этой формой государственного устройства.

Унитарное государство является централизованным, в нем законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет не подлежит разделу с какими-либо частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. Гражданство в таком государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно.

Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация в основном объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом. Но в определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится считаться с объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации. К асимметричным федерациям западные ученые относят, Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Разделение компетенций между федеральной властью и субъектами федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации как правило обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза.

Существует еще одна форма государственного устройства - конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки.

Формы правления

В мире существует две основные формы государственного правления: республиканская и монархическая. Республика - форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо создаются парламентами - общенациональными представительными учреждениями. Республик в мире значительно больше монархий: более 75% всех стран мира имеют республиканскую форму правления. Примерами республик могут служить Франция, Польша, Индия, Китай, Египет, США, Мексика, Аргентина.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству. Реально монархий в мире насчитывается 30, а формально - более 40. Формальная цифра связана с тем, что в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.), главой государства юридически считается королева Великобритании, это лишь дань традиции. Большинство монархий находятся в Европе и Азии. Выделяют конституционную и абсолютную монархию. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Примерами конституционной монархии могут служить Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Марокко, Норвегия, Япония. Абсолютная монархия предполагает почти неограниченную власть монарха. Примерами абсолютной монархии могут служить Бруней, Бахрейн, Катар. Объединенные Арабские Эмираты, Оман. Частным случаем монархии может быть теократическая, при которой монарх является главой церкви. (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней).

Формы административно-территориального устройства

По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т.д. Большинство государств современного мира унитарные. Примерами их могут служить Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия. Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств: Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия и т.д. Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США - с историко-географически-ми особенностями. Конфедерация - форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Встречается крайне редко. В настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления - Швейцарская Конфедерация.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
  • Региональное управление
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями

Формы государственно-территориального устройства

Унитарное государство представляет собой единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы имеют хозяйственную, социально-культурную самостоятельность, но не обладают политической самостоятельностью. Ими управляют центральные органы власти в меру своей компетенции. На территории унитарного государства действуют общее законодательство, одно гражданство, единая денежная, кредитная и налоговая система.

Взимание налогов, как правило, одноканальное: платежи поступают в центр, а потом распределяются по регионам.

Характерными чертами унитарного устройства являются:

  • сильная президентская власть с правом назначения и смещения губернаторов или других местных руководителей;
  • однопалатный парламент;
  • единый уровень государственной власти;
  • централизация исполнительной власти;
  • равное правовое положение всех граждан.

Для сдерживания централизации внутри государственной власти могут образовываться автономии.

В зависимости от степени автономии административно-территориальных единиц унитарное государство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. При централизованном управлении во главе местных органов стоят назначаемые из центра чиновники. В децентрализованном государстве местные органы власти избираются населением и обладают относительно высокой степенью самостоятельности.

Число ступеней административно-территориального деления зависит от численности населения, размеров территории. Но эта зависимость не жесткая. Так, в Великобритании три уровня территориального деления, а во Франции - четыре.

Унитарное устройство государства оказывается востребованным в качестве защитной меры от распада и других угроз стране; оно также чаше имеет место в странах с неустойчивыми демократическими традициями. В развитых странах Европы преобладание унитарных государств обусловлено размерами территорий, историческими и другими специфическими условиями (Швеция, Финляндия, Италия, Турция и др.).

Федерацией является добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. В новом государстве его участники становятся субъектами федерации. В свою очередь, субъекты федерации состоят из административно-территориальных единиц. Субъекты федерации имеют не только хозяйственную, но в определенной степени и политическую самостоятельность.

Федерация может быть договорной (в основе - договор, подписываемый субъектами федерации) и конституционной (закрепляется положениями единой конституции). Она также может формироваться по территориальному или национальному принципу. Территориальная федерация образуется с учетом географических, экономических и иных территориальных факторов, исторических традиций (примеры: США - 50 штатов, ФРГ - 16 земель). Национальная федерация создается в многонациональном государстве. Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Характерные черты федерации:

  • двухуровневая система органов государственной власти;
  • компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором;
  • верховенство федеральных законов;
  • двухпалатное построение парламента;
  • двухканальная система налогов;
  • отсутствие права выхода из федерации.

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Они же выступают на международной арене от имени федерации. Вооруженные силы едины.

Субъекты федерации образуют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают конституции, уставы, постановления и другие акты. Но они не являются государствами, не имеют прямого представительства в международных организациях.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между центром и субъектами федерации. Одни полномочия переходят исключительно центру, другие находятся в совместном ведении; применяется также взаимное делегирование полномочий.

Федерациями согласно конституциям являются Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Германия, Индия, Россия, США, Канада, Мексика, Венесуэла и др.

Выбор в пользу федерализма или унитаризма никак не затрагивает местное самоуправление. Местный уровень власти одинаково необходим при любой форме государственного устройства. Он фактически и присутствует везде независимо от наличия среднего уровня, кроме государств с одним уровнем власти (карликовые Андорра, Сан-Марино и др.).

Конфедерация - это союз государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Определенные полномочия делегируются центру, а по другим приоритет полностью остается за государствами. Союз между государствами может заключаться на срок или быть бессрочным. Участники союза полностью самостоятельны, ограничение суверенитета касается только предметов добровольного объединения.

Основными признаками конфедерации являются:

  • отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
  • создание совместных единых органов управления для решения лишь определенных экономических, оборонных и других задач;
  • установление «прозрачных» границ между входящими в союз государствами, т.е. для пересечения границы не требуется специальных документов;
  • возможность сохранения единой денежной системы и кредитной политики, таможенных правил;
  • необсуждение вопросов гражданства входящих в конфедерацию государств;
  • право выхода из союза на основе одностороннего волеизъявления, но в соответствии с установленной процедурой.

Как свидетельствует мировая практика, уровень развития и международный авторитет страны не зависят от формы территориального устройства. Япония, страны Западной Европы в основном унитарные, США - федеративное государство, а Швейцария - конфедерация. Выбор формы государственно-территориального устройства является прерогативой исключительно самого государства.