Что такое субъект административного права. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения»

Субъекты административного права - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правосубъектность.
Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).
Административная правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов (организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность полная - с 18 лет, а ограничения и в более раннем возрасте: чаще всего с 16 лет.
Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает три основных элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов . Он устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. В его юридическом оформлении значительную роль играют органы исполнительной власти, в правовых актах которых конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде Конституцией и законами.
Субъективные права и обязанности, определенные в законодательстве и составляющие основное содержание правового статуса именуются статутными. Их не следует отождествлять с теми конкретными правами и обязанностями, которые составляют содержание отдельных правоотношений. Нестатутные права и обязанности представляют собой развитие, детализацию статутных.
Каждый вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. В административно-правовом статусе коллективных субъектов также имеются различия. Он зависит от того, является ли коллективный субъект частью государственной администрации или нет, каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более сложную организационную структуру. Административно-правовой статус органов государственной администрации определяется их компетенцией, т.е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. В число элементов административно-правового статуса государственных органов нередко включают их цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление.
Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т.д.).
Таким образом, субъект административного права - это лицо (индивид или организация), которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой. Как участники управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, они наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права различаются по своему правовому статусу.
В своей совокупности они образуют определенную систему субъектов административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности, как:


  1. индивидуальные субъекты:
  • граждане;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • специфические индивидуальные субъекты - государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;
  • коллективные субъекты - группа людей, являющаяся организацией:
  • Субъекты административного права - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правосубъектность .

    Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

    Административная правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов (организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность полная - с 18 лет, а ограниченная и в более раннем возрасте: чаще всего с 16 лет. Административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста.

    В рамках системы субъектов административного права можно выделить такие их разновидности, как:

    1. индивидуальные субъекты:
    • граждане;
    • иностранные граждане и лица без гражданства;
    • специфические индивидуальные субъекты - государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;
  • коллективные субъекты - группа людей, являющаяся организацией:
    • государственные организации:
      • органы исполнительной власти;
      • государственные предприятия, учреждения и организации;
    • негосударственные организации:
      • общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);
      • коммерческие организации, предприятия, учреждения;
      • органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.

    Каждый вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. В административно-правовом статусе коллективных субъектов также имеются различия. Он зависит от того, является ли коллективный субъект частью государственной администрации или нет, каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более сложную организационную структуру. Административно-правовой статус органов государственной администрации определяется их компетенцией, т.е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. В число элементов административно-правового статуса государственных органов нередко включают их цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление.



    Административно-правовой статус граждан РФ является равным. Конституция РФ устанавливает равенство всех граждан перед законом и судом.

    Во взаимоотношениях с государственной администрацией эти права конкретизируются в четырех группах прав, составляющих ядро административно-правового статуса гражданина:

    o личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы), включающие право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др.;

    o право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, избирать и быть избранными, право на внесение предложений в органы исполнительной власти и т.д.);

    o право на государственное содействие и помощь (право на получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т.д.);

    o право на защиту (право на обращение в вышестоящую инстанцию, право на административный иск и т.д.).

    В состав элементов административно-правового статуса граждан входят юридические гарантии. Они обеспечивают защиту прав граждан в случае их ущемления государственной администрацией путем нарушения или незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо ответственности. Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации и защиты прав и свобод граждан. К числу таких гарантий относятся правовые нормы, определяющие ответственность государственной администрации за нарушения административно-правового статуса граждан; нормы, устанавливающие право на административное и судебное обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, право на обращение к Уполномоченному по правам человека, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти при осуществлении ими служебных обязанностей и др.

    Органы исполнительной власти как субъекты административного права

    Орган исполнительной власти - это организационно-правовой институт, представляющий собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которого реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства. Этот институт имеет свою структуру, компетенцию, наделен оперативной самостоятельностью для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образования.

    Административно-правовой статус государственных служащих

    Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение.

    Административно-правовой статус государственных служащих включает их права, обязанности, ограничения, налагаемые в связи с прохождением службы, и ответственность. Они определены Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ». Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и служебные. Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы. Служебные права делятся на общие для всех государственных служащих (добросовестно исполнять свои обязанности, обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан, исполнять приказы и распоряжения вышестоящих руководителей и т.д.) и специальные , обладание которыми зависит от замещения конкретной должности.

    Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.

    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

    Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

    Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

    Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

    В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

    • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
    • управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
    • административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
    • административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

    В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

    Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

    К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

    Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

    К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

    Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

    Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

    Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

    Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

    Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

    Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

    Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

    С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

    С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

    • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
    • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
    • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
    • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
    • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
    • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

    Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

    Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

    Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

    У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

    • возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
    • должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
    • правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
    • результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

    Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

    1. Понятие субъектов административного права, признаки.

    2. Виды субъектов административного права.

    1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:

    1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

    2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

    3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

    Административная правоспособность – это установенная. и охра-няемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

    Административная дееспособность = способность субъектов свои-ми действиями приобретать права и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъекта административного права можно рассматри-вать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организа-ции. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых норма-ми административного права, наделены определенными правами и обязан-ностями в сфере государственного управления и способны их осуществ-лять.

    Признаки субъектов:

    1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

    2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

    3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

    4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

    2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Индивидуальные субъекты

    1. Граждане

    · Граждане РФ

    · Иностранцы

    · Лица без гражданства

    2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

    · должностные лица

    · военнослужащие

    · беженцы

    · вынужденные переселенцы

    · инвалиды

    Коллективные субъекты

    1. Органы исполнительной власти

    Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

    Признаки органа исполнительной власти:

    · исполнительно – распорядительный характер деятельности

    · подзаконный характер деятельности

    · повседневный характер деятельности

    Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.

    Органы исполнительной власти:

    1. Федеральные органы исполнительной власти

    Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)

    Законодательные полномочия:

    Право законодательной инициативы

    Издание подзаконных н.п.а.

    Одобрение проекта закона

    2. Органы исполнительной власти субъектов

    Правительства

    Администрации

    3. Территориальные органы исполнительной власти

    Субъектом административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно:

    Граждане РБ;

    Иностранные граждане и лица без гражданства;

    Государственные органы, администрация предприятий, учреждения, объединения и иных государственных организаций;

    Служащие государственных органов и объединений;

    Общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

    Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.

    Административная дееспособность - это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.

    Полномочия (права и обязанности) государственного органа на управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства - в положении о конкретном министерстве).

    Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.

    Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.

    От административной правоспособности неотделима дееспособность - возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.

    Для государственных органов, администрация предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения характерно совпадение административной право - и дееспособности. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образования, либо, когда этого требует закон, - с момента регистрации (в отношении предприятий, организаций).

    21. Понятие и признаки административного правонарушения .

    Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Признаки административного правонарушения: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

    Совокупность установленных нормативными правовыми актами признаков (элементов), конкретизирующих, определяющих действие либо бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения (проступка). Признаки состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект - общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Объективная сторона - действие или бездействие лица, запрещенное административным правом. Субъект - физические и юридические лица.

    Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.

    22. Административные взыскания .

    Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

    За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

    1) предупреждение;

    3) исправительные работы;

    4) административный арест;

    5) лишение специального права;

    6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

    7) конфискация;

    8) депортация;

    9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

    Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

    Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

    Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

    За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

    Предупреждение. Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

    Штраф. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания.

    Исправительные работы. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности.

    Административный арест. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

    Лишение специального права. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Лишение права заниматься определенной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

    Конфискация. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

    Депортация. Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

    Взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

    23. Понятие и стороны гражданских правоотношений .

    Предметом гражданского права является круг отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка.

    Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Объем правоспособности всех граждан одинаков. Некоторые ограничения могут иметь место в силу закона. Правоспособность признается законом, поэтому сам гражданин не может отказаться от нее или каким-либо образом ограничить. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В определенных случаях гражданская дееспособность может возникнуть и до наступления 18 лет - в случае эмансипации, когда несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, при вступлении в брак до 18 лет. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.