Что конституционное право отрасль права. Конституционное право

Замечание 1

Конституционное право России является основополагающей и фундаментальной отраслью права. Характерной особенностью такого рода отраслей права является их способность, используя только свои собственные нормы, регулировать вмененный им круг общественных отношений, что позволяет сформировать механизм правового регулирования в данной сфере наиболее полноценно и завершенно. Отрасли права, относящиеся к фундаментальным, сочетают в себе основы других отраслей.

Среди особенностей конституционного права можно выделить:

    Конституционное право относится к публичной группе отраслей.

    В конституционном праве преобладает публичный интерес по отношению к частному.

    Конституционное право является ведущей отраслью права.

    Такая характеристика отрасли права позволяет говорить, что регулируемые ей общественные отношения крайне важны и значимы. В отношении конституционного права к таким отношениям можно отнести например: отношения, регулирующие государственный и общественный строй; отношения, регулирующие положение индивида и жизни социума и государства; отношения, регулирующие взаимные отношения между такими субъектами как личность, общество и государство. На их регулирование направлено конституционное право как система правовых норм.

    Конституционное право регулирует общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности.

    Данная отрасль права определяет характер в таких сферах общественных отношений, как: политика, экономика, социальная и духовная сфера, культура.

    Универсализм конституционного права.

    Конституционное право носит универсальный характер, поскольку в предмет его регулирования входят вопросы организации самых разных областей, например: общественного строя, государственной власти, взаимоотношений между индивидом, обществом и государством.

    Конституционное право – право учредительного типа.

    Правовые нормы, содержащиеся в конституционном праве, предопределяют тип конституционного строя и государственно-правового режима конкретного государства и общества. Именно в связи с этим, основным источником данной отрасли права является конституция, которая является основой для принятия новых законодательных актов, и внесение изменений в который, будет означать изменения в какой-либо части государства или государстве в целом.

Функции конституционного права как отличительные особенности отрасли

Кроме основных функций, присущих всем отраслям права без исключения, конституционное право также выполняет исключительный функции, характерные только для нее: учредительная, государствообразующая, координирующая. Несмотря на то, что социальная и гуманистическая функции присущи всем отраслям права, в ключе конституцонного права они имеют свои особенности .

    Государствообразующая функция конституционного права проявляется в том, что оно, устанавливая правовые основы государственной власти, непосредственно занимается формированием модели государственной власти, системы ее органов; определением в отношении реализации полномочий органами государственной власти основных процедур и принципов реализации, а так же их основную компетенцию.

    Правовое закрепление государственного и общественного строя – в этом заключается учредительная функция конституционного права. В этой отрасли права закрепляются все те нормы, которые предопределяют основные характеристики конкретного государства и общества, например конституционного строя и правового режима.

    Координирующая функция конституционного права проявляется в том, что конституционные нормы, закрепляющие и регулирующие основные права и свободы человека и гражданина, а также основы конституционного и общественного строя, представляют собой основные положения для иных отраслей права, становятся базовыми принципами и стандартами, которые несомненно должны учитываться при создании, применении и использовании текущего законодательства.

    Особенности социальной функции в ключе конституционного права выражаются в том, что отношения, которые составляют основы социальной политики, взаимоотношений между личностью и социумом, социальной системы общества и других важнейших институтов социального развития.

    Особенности гуманистической функции в ключе конституционного права, проявляются в первую очередь в том, что конституция как основной закон государства определяет место и роль личности в государстве и социуме, выступает гарантом основных прав и свобод. Конституционное право как никакая иная отрасль права имеет существенное значение в юридическом обеспечении гуманизма конкретного государства и общества.

Особенности конституционного права, проявляющиеся в его нормах

Нормы конституционного права в большей части содержатся в основном законе страны, поэтому их основной особенностью является высшая юридическая сила .

Большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер , т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения. В то же время конституционное право содержит и некоторые диапозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) .

Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру , для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции)

Также они носят учредительный характер , в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др.

Многообразие внешних форм выражения конституционных норм по сравнению с другими нормами - еще одна отличительная особенность конституционного права. Помимо традиционных для всех без исключения норм права, форм их выражения в виде нормативно-правовых актов, конституционные нормы содержатся также в таких нетра-диционных формах, как декларации, внутригосударственные договоры, акты , принимающиеся в результате проведения референдумов.

Конституционное право содержит множество правовых норм. Они различны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право РФ - это единая отрасль , которая включает конституционно-правовые нормы, закрепленные в Конституции , законах и иных нормативных правовых актах.

Общность и единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения её суверенитета и верховенства Основного закона.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России . Они составляют важную часть действующего механизма правового регулирования системы общественных отношений в каждом субъекте РФ. Федеральное и региональное законодательство органически соединены в правовом воздействии на сферы отношений, которые составляют предмет единого конституционного права.

Отрасль права - это не простой набор норм, а между ними существуют сложные системные связи. Выявить данные зависимости сложно без глубокого исследования внутренней структуры, которая характерна системе конституционного права.

При этом конституционное право , будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложным образованием. Система отрасли проявляется в её внутреннем строении, обусловленном связями, которые возникают между её положениями и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты). В системе отрасли конституционного права отражаются главные нити взаимосвязи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права можно выделить ряд институтов . Они представляют собой основные элементы отрасли и объединяют установления, которые закрепляют их. К институтам конституционного права относят:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство государства;

Систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Подобное строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системе сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Каждый институт рассматриваемой отрасли права характеризуется особыми чертами , которые характерны именно его установлениям.

Различия , отражающие специфику каждого из названных институтов , можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Подобное воздействие может осуществляться в виде закрепления, установления, регулирования, допущения и т.д.;

по особенностям механизма действия конституционных установлений, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, напротив, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования . Положения одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, установления других - конкретно регулируют определенные общественные отношения;

по субъектному составу . Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, а других - направлены всем субъектам права;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм , формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других - конкретное воздействие на субъекта, который нарушает установления Конституции, посредством отмены неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм . В одних институтах установления имеют конституционную форму выражения, в других - преобладающая их часть выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - положения конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании системы конституционных установлений. При этом нормы некоторых конституционо-правовых институтов имеют установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционного регулирования. Положения других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. Общая целенаправленность конституционного регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

по функциям , которые характерны каждому конституционно-правовому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем влиянии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам , которые свойственны каждому из конституционно-правовых институтов.

Указанные специфические предопределяют характер каждого института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права большое значение имеет её соотношении с системой конституции , которая является основным источником отрасли.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она познается и формулируется путем теоретических исследований, и поэтому субъективный фактор играет главную роль при характеристике её составных элементов.

Система конституции - это субъективная категория, так как систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако он осуществляет её не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, которые имеются в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Принятая в конституции систематизация норм полностью не совпадает со структурой отрасли конституционного права . При этом основы систем общие, но принципы их формирования имеют особенности .

Система отрасли включает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - это лишь часть этих норм, которые составляют фундамент всего конституционно-правового регулирования.

Для системы отрасли в сравнении с системой конституции характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, которые определяют систему органов государственной власти, принципы их организации и т.д. Они рассредоточены по конституциям как РФ, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права , и система конституции не останавливаются в процессе трансформации. Они развиваются , отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, который объективно обусловлен потребностями социальной реальности.

  • Назад

1.1. Конституционное право как отрасль права. Его соотношение с государственным правом.

1.2. Место конституционного права в российской правовой системе.

1.3. Конституционно-правовые нормы.

1.4. Конституционно-правовые отношения.

1.5. Система конституционного права.

1.6. Источники конституционного права.

1.7. Конституционное право как наука.

1.1. Конституционное право как отрасль права. Его соотношение с государственным правом

Можно выделить как минимум два определения конституционного права применительно к его правоотраслевому статусу.

Во-первых, конституционное право как общая часть российского права - это совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Во-вторых, конституционное право как отрасль российского права - это совокупность конституционных и обычных норм, закрепляющих устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.

Каково соотношение конституционного и государственного права ? Правовое упорядочение государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли так называемого государственного права. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами.

Во-вторых, в обществе назрела необходимость лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в поле ее деятельности.

1.2. Место конституционного права в российской правовой системе

Конституционное право занимает центральное место в российской правовой системе. Оно объединяет, интегрирует все иные правовые отрасли. Конституционное право в сжатом, «свернутом» виде содержит нормы, которые получают развитие в иных правовых отраслях.

1.3. Конституционно-правовые нормы

В общей теории права под правовыми нормами понимают исходящие от государства или санкционируемые им общеобязательные, формально определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют их права, обязанности, определяют объекты, по поводу которых люди взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:

Значительная их часть содержится в Конституции РФ, Кон­ституциях (Уставах) субъектов РФ, то есть в первичных учредительных актах;

Они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;

Они детально определяют устройство институтов народо­властия, таких, как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, то есть непосредственно выражают исходные интересы общества, программирующие его развитие;

Они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, гражданского, уголовного, иных отраслей права призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнить их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие санкций в их структуре. Однако кон­ституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций . Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, ликвидация политической партии по суду и т. д.

1.4. Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения (конституционные правоотношения) - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя ее. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, админи­стративные и т. д.).

В составе конституционных правоотношений выделяются субъекты, объекты и содержание.

Субъекты - это участники конституционно-правовых отношений. К ним относятся российский народ в целом, этносы, национальные меньшинства, Российская Федерация, субъекты федерации, административно-территориальные единицы, российские граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, а также органы государственной власти и лица, уполномоченные выступать от их имени. Особенностью именно конституционно-правовых отношений является то, что с одной стороны (в качестве одного из субъектов) всегда выступает либо государство, либо орган государственной власти, либо лицо, уполномоченное государством (или властным органом).

Объекты конституционно-правовых отношений - это те предметы или явления, по поводу которых конституционные правоотношения возникают. Основными видами объектов конституционно-правовых отношений являются:

1) государственная территория и ее границы;

2) материальные блага (природные ресурсы, средства государства);

3) поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т. д.);

4) деятельность органов и должностных лиц государства, не­государственных организаций;

5) правовые акты;

6)  личные неимущественные блага (честь, достоинство, неприкосновенность).

1.5. Система конституционного права

Система конституционного права - его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В рамках конституционного права обособляется его Общая часть - совокупность общеконституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним, в частно­сти, относятся положения гл. 1 и 2 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов России, государственных органов, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию. Указанные положения, интегрируя общество, государ­ство, национальное право, объединяют в единое целое и само кон­ституционное право.

В рамках Особенной части обособляются две группы норм. Одна из них - государственное право, вторая - гражданскопубличное. Разделение этих нормативных совокупностей обусловлено относительным размежеванием государственных форм верховной власти - форм внегосударственного существования индивидов, общественных объединений, социальных общностей.

1.6. Источники конституционного права

Под источниками конституционного права понимаются акты, содержащие юридические нормы, направленные на регламентацию правоотношений, составляющих предмет конституционного права.

Систему источников конституционного права можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники.

Конституционные источники являются наиболее значимыми источниками отрасли. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция РФ. К числу региональных конституционных источников относятся Конституции российских республик и Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

К законодательным источникам прежде всего относятся законы о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы. К ним же относятся декларации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и региональные законы.

Подзаконные и локальные источники. К федеральным подзаконным источникам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Все они не должны противоречить Конституции РФ.

В качестве региональных подзаконных источников выступают акты высших должностных лиц субъектов федерации (президентов республик, губернаторов краев, областей и т. д.), высших органов исполнительной власти субъектов федерации (правительств, администраций) и акты иных органов власти этих субъектов (мини­стерств, департаментов, управлений). Они принимаются на основе и во исполнение региональных Конституций (Уставов) и законов, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - на основе Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.

К локальным источникам относятся нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы вправе принимать собственные нормативные акты, которые в случаях регулирования ими отношений в сфере конституционного права выступают в качестве источников данной отрасли. Примерами могут служить уставы муниципальных образований, акты, утверждающие положения об органах местного самоуправления, акты, расширяющие права и свободы граждан, проживающих на соответствующей территории, усиливающие их гарантии, и т. п.

Судебные источники бывают федеральными (решения Конституционного суда РФ) и региональными (решения конституционных, уставных судов субъектов федерации). В качестве судебных источников в ряде случаев могут выступать решения судов общей юрисдикции, например Верховного суда РФ.

Договорные источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых оформились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т. п.

Международные источники. Конституция РФ 1993 года впервые включила международно-правовые нормы в правовую систему государства. Это обстоятельство имеет существенные правовые по­следствия, так как предполагает прямое применение судами, другими правоохранительными органами норм международного права в рамках своих полномочий. Признавая в целом позитивность данного конституционного нововведения, нужно обратить внимание на необходимость учета ряда факторов при таком применении.

Во-первых, частью правовой системы России в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Россий­ской Федерации. Таким образом, в Конституции закрепляется принадлежность к отечественной правовой системе не всех принципов и норм международного права, а лишь общепризнанных и договорных. Причем в отношении последних указан источник - международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ не определяет, какие именно принципы и нормы являются общепризнанными. Согласно постановлению Пленума Верховного суда от 10 октября 2003 года под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом и отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права относятся, в частности, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Кроме того, необходимо признание таких принципов и норм самой Российской Федерацией. В противном случае они не могут входить в ее правовую систему в качестве составной части. Резолюции международных конференций и организаций, если иное специально не оговорено, юридической силой не обладают и не подлежат применению правоохранительными органами. Они могут использоваться лишь при толковании норм международного права.

Относительно международных договоров РФ как источников конституционного права необходимо сказать следующее. В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором РФ следует понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение).

1.7. Конституционное право как наука

Конституционное право как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений о конституционном праве как об отрасли права и регулируемых им отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

Источниками науки конституционного права являются все источники, что относятся к отрасли права, плюс устаревшее законодательство, проекты законов, результаты социологических исследований, труды ученых и практика деятельности государственных органов.

1.1. Понятие, предмет, система и принципы конституционного права

Основными критериями, которые определяют любую отрасль права, являются его предмет и метод правового регулирования. Предметом любой отрасли права выступают определенные группы общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли.

Как известно, «право» представляет собой логическую абстракцию, поскольку оно не существует в чистом виде и не может быть представлено какими-либо сущностно-вещными эквивалентами (цвет, форма, вид и т.п.). О том, что в нашем государстве существует право, мы узнаем из нормативно-правовой базы, порождаемой законодателем и доводимой до нашего сведения, т.е. до сведения исполнителя.

Следует отметить, что отраслевому делению право подвергается в связи с тем, что существование любого государства предполагает возникновение, изменение и прекращение различного рода общественных отношений. Этих отношений достаточно много, и, чтобы избежать смешения различных их видов, данные общественные отношения систематизируют, закрепляют за ними правовые отрасли. Совокупность общественных отношений, сконцентрированных в определенной отрасли права и регулируемых ею, в юридической науке принято называть «предметом» данной отрасли.

Вопрос об определении предмета конституционного права является дискуссионным в отечественной юридической науке. Так, В.И. Червонюк полагает, что «приоритетным остается подход, в соответствии с которым конституционное (государственное) право прежде всего имеет своим предметом организацию государственной власти…Ведь в отличие от других отраслей права одним из главных предназначений конституционного (государственного) права является то, что оно призвано выступать юридической основой формирования и осуществления государственной власти». По мнению А.Е. Козлова, в предмет конституционного права «входят отношения в разных сферах жизни общества - политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти;

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством)».

Предмет конституционного права, как считает М.В. Баглай, «охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения)».

Однако, преобладающим подходом к определению предмета конституционного права является положение, согласно которому конституционные нормы осуществляют регулирование следующих двух групп общественных отношений:

1) общественные отношения, которые связаны с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;



2) общественные отношения, которые связаны с организацией государства и функционированием публичной власти.

Конституционное право, представляя собой системообразующую отрасль всей национальной системы права, регулирует лишь основополагающие принципы общественных отношений. Более детальное правовое регулирование правового статуса личности, учреждения и функционирования государственных и муниципальных органов и институтов власти, сферы семейных отношений, судопроизводства, экологического контроля и т.д. осуществляется иными отраслями российского права: гражданским, административным, семейным, административным, экологическим, муниципальным и т.д.

Предмет конституционно-правового регулирования постоянно расширяется. В него включаются различные институты гражданского общества (политические партии, семья, трудовые коллективы и т.п.), посредством которых каждый человек интегрируется в общественную жизнь.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, оказывает определенное воздействие на процесс регулирования общественных отношений путем установления различных императивных предписаний, методов и способов дозволения, норм запретов. Не смотря на отсутствие у конституционного права собственного метода правового регулирования, отличительной особенностью метода конституционно-правового регулирования является принцип императивности, т.е. преобладания властных предписаний и правил.

Можно с уверенностью говорить, что российское конституционное право является ведущей, основополагающей отраслью отечественного права, содержащей в себе совокупность правовых норм, которые регулируют правовое положение личности и её статус, закрепляют основные права и свободы человека и гражданина, устанавливают основы функционирования различных институтов гражданского общества, экономической, финансовой, политической социальной, культурной сфер жизни общества, закрепляют принципы построения основ государственного строя и публичной власти.



Любая наука, в том числе и правовая, представляет собой конгломерат получения, систематизации и обобщения знаний о сущности и структуре объекта и предмета познания. Не является исключением в данном вопросе и российское конституционное право. Слово «система» заимствовано из французского языка в XVIII в. Французское «systeme» восходит к греческому слову, означающему буквальный перевод как «составленное». Греки так называли отряд, союз. В европейских языках данное слово приобрело более абстрактное значение.

Понятие «система права» трактуется как строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты права. Отсюда следует, что термин «система» обозначает конгломерат феноменов и институтов, которые располагаются в определенной логической последовательности и скреплены между собой различными связями (структурными, организационными, функциональными).

А.Б. Агапов определяет ее как некую «общность фундаментальной и прикладной науки, изучающей процессы государственного управления и обусловленные этими процессами общественно-политические явления».

Для системы российского конституционного права в отличие от «бинарных» отраслей права (гражданское, семейное, уголовное и т.д.) характерной особенностью является:

1) слабая выраженность присутствия материального права и конституционного процесса. Однако в конституционном праве, несомненно, процессуальные нормы присутствуют и регулируют вопросы законодательного процесса, проведения выборов и референдумов, порядок формирования Правительства и иных высших органов государственной власти;

2) относительная сложность выделения в конституционном праве общей и особенной части.

Помимо самих институтов права в системе конституционного права присутствуют подотрасли права, среди которых можно выделить избирательное, конституционно-процессуальное и иные.

На основании вышеизложенного, резюмируем, что конституционное право, по праву, занимает центральное место в системе российского права, что определяется рядом обстоятельств, среди которых основополагающим является фактор установления и регулирования фундаментальных основ жизни человека, существования всего общества и функционирования государственного механизма.

Принципы конституционного права по-прежнему остаются одной из важнейших проблем науки конституционного права и практики применения административно-правовых норм. Принципы конституционного права представляют собой соподчиненную систему основополагающих положений и начал данной отрасли права, на которых основывается все конституционное законодательство. В переводе с латинского слово «principium» означает основа, первоначало. По подсчетам, «в работах различных авторов можно отыскать до 40 различных дефиниций понятия «принцип».

Важность принципов в конституционном праве обуславливается тем обстоятельством, что многие из них нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием в 1993 году и обладающей наивысшей юридической силой в стране. Нормы Конституции регулируют наиболее важные общественные отношения, в том числе, и административные. Это так называемые «общеправовые принципы», которые применимы для всех отраслей права: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, равноправие граждан, гуманизм и справедливость и т.д.

В качестве межотраслевых принципов можно назвать принципы законности, объективности, гласности, всесторонности, компетентности и т.д.

Каждый из принципов конституционного права характеризуется своими отличительными особенностями и признаками, своей значимостью в отправлении правосудия, позволяющими выделить каждый из них в качестве самостоятельного принципа конституционного права.

Разногласия науки и практики на фоне вообще повсеместного обращения судов к принципам конституционного права для обоснования своих решений не могут не сказываться отрицательно на единообразии усвоения и применения норм конституционного права, на поступательном развитии в сторону совершенствования как практики разрешения правовых конфликтов, так и позитивного конституционно-правового регулирования. Между тем принципы должны быть той опорой, тем фундаментом правового регулирования, которое делает его предсказуемым, не позволяет практике скатываться к нестабильности, двойным стандартам в принятии решении, но которая, напротив, направляет практику к более точной реализации цели законодателя, заложенной в соответствующих нормативно-правовых документах, единообразию и повсеместному применению единожды заложенных стандартов, правил и образцов должного поведения.

Принципы устанавливают основу построения всего конституционного права, определяя содержание деятельности субъектов конституционно-правовых отношений и основополагающих положений, которые выражают сущность конституционного права.

Принципы конституционного права являются не абстрактным правовым институтом, а представляют собой определенную их совокупность и единую систему, что обусловливается их единством к достижению цели.

Анализ исследований авторами принципов конституционного права приводит к мысли, что большинством ученых, занимающихся для учебных или для научных целей данным вопросом, применяются различные научные методы, в результате чего происходит смешение выводимых принципов. Иными словами, авторы наряду с принципами, выводимыми из законодательства, такими, например, как законность, постулируют и принципы так называемого идеального права, выводимые в рамках политики права из опыта зарубежных государств, исторического опыта, задач и проблем государственного управления, социологических и иных данных, объективных и субъективных представлений автора о целях и задачах административно-правового регулирования.

1.2. Метод конституционно-правового регулирования

Вопрос о методе конституционно-правового регулирования является одним из центральных в науке конституционного права. Наряду с предметом правового регулирования он «идентифицирует» отрасль конституционного права. В нем выражаются сущностные черты конституционного права. Постановка вопроса о методе конституционно-правового регулирования имеет и прикладное значение для развития конституционного законодательства, поскольку при этом определяются оптимальные и допустимые формы воздействия на соответствующие общественные отношения. Названные обстоятельства делают актуальным обращение к данной теме с учетом современных реалий, когда обостряется дискуссия о путях и формах конституционного развития страны.

Тематика методов правового регулирования активно развивалась в советской юридической науке в 60 - 70-е гг. XX в. Так, С.С. Алексеев, А.М. Витченко, В.М. Горшенев, Ю.М. Козлов, В.Д. Сорокин, Д.А. Керимов, Я.Н. Уманский, В.Ф. Яковлев и другие авторы рассматривали специфику методов правового регулирования, присущих отдельным отраслям права, обращали внимание на использование различными отраслями права определенного набора общих инструментов правового регулирования. В частности, В.Д. Сорокин отмечал, что «метод правового регулирования может существовать и выполнять свою социальную функцию только как система трех первоначальных способов воздействия - дозволения, предписания и запрета». Именно это, с его точки зрения, является решающим условием, которое придает методу правового регулирования высокую универсальность, диктуемую потребностями единого предмета правового регулирования, необходимостью организованного целенаправленного воздействия на все составляющие его элементы.

В целом характерной чертой социалистического правоведения являлось рассмотрение метода правового регулирования как элемента существовавшей системы социального управления в рамках таких категорий, как механизм правового регулирования, система правового регулирования. Функционирование системы, механизма правового регулирования подчинялось общим целям, формулируемым в рамках господствующей идеологии. Такой подход, несомненно, отражал особенности правовой и политической системы Советского государства, не предполагавшей плюрализма социально-экономических и политических интересов в обществе, в том числе возможности разновекторной деятельности институтов народовластия. Из задач, стоящих перед конституционным (государственным) правом, практически исключалось урегулирование конфликтов между субъектами конституционных правоотношений. Это накладывало отпечаток и на метод конституционно-правового регулирования.

Как отмечал Я.Н. Уманский, «для норм советского государственного права, закрепляющих и регулирующих отношения, составляющие основу экономической и политической организации советского общества, характерен метод конституционного закрепления. Отличительной чертой этих норм, не свойственных ни одной другой отрасли права, является то, что они не имеют юридических санкций». И хотя на практике существовали отдельные конфликты в рамках конституционного (государственного) права, а также применение некоторых санкций, таких, например, как отзыв депутата, в целом это было весьма редким явлением, мало отражавшим сущность правового регулирования. В тот период конституционное (государственное) право не являлось самодостаточным регулятором общественных отношений по поводу государственной власти. Упорядочивание соответствующих отношений (подразумевающее в том числе и урегулирование возникающих конфликтов) осуществлялось и непосредственно правящей коммунистической партией. Данное регулирование происходило в различных формах: посредством издания партийных директив, влияния на кадровый состав органов власти, а также путем формирования практики применения правовых норм в направлении, обеспечивающем сохранение существующей политической системы.

В постсоветский период ситуация с регулированием конституционно-правовых отношений существенно изменилась. Конституционное право осталось единственным легитимным регулятором основополагающих отношений в сфере организации государственной власти и ее взаимоотношений с личностью. В условиях новой социально-политической реальности и начал формироваться метод конституционного права как отрасли права, обеспечивающей устойчивое регулирование соответствующих отношений.

В современных работах по конституционному праву России исследования метода конституционно-правового регулирования получили дальнейшее развитие. В теоретическом плане особое внимание уделялось соотношению предмета и метода конституционно-правового регулирования. При этом некоторыми учеными соотношение предмета и метода регулирования рассматривалось в рамках категорий содержания и формы. Так, В.Д. Ломовский отмечал, что «в методе правового регулирования, в том числе конституционного, нужно различать также и предмет правового регулирования, тот «строительный материал», который неизбежно, непосредственно участвует в организации, правовом строительстве, а затем переходит в форму; который не только в ней содержится, но и помогает ей в направлении организации конституционного права и законодательства».

Характеризуя соотношение предмета и метода регулирования, С.А. Авакьян указывает, что его «можно понимать как соотношение содержания (это будут сами общественные отношения) и его оформления (оно отражается категорией методов правового регулирования)». При этом он отмечает, что методы занимают (должны занимать) подчиненное положение в сопоставлении с предметом регулирования.

Как отмечает А.Е. Постников, «специфика регулируемых конституционным правом общественных отношений задает изначальные содержательные рамки для применения тех или иных способов, приемов правового регулирования, в совокупности составляющих метод конституционно-правового регулирования». В то же время, по нашему мнению, более уместно говорить о том, что метод конституционно-правового регулирования формирует в рамках конституционно-правового регулирования систему конституционно-правовых отношений и в связи с этим является их формой. Именно урегулированные конституционным правом общественные отношения, выступающие в роли конституционных правоотношений, и составляют содержание конституционно-правового регулирования. Непосредственным «строительным материалом» метода конституционно-правового регулирования являются предписания, запреты и дозволения, которые придают правовую форму, урегулированность соответствующим общественным отношениям. В свою очередь, конституционно-правовые отношения соотносятся с общественными отношениями, являющимися предметом конституционного права, в качестве формы и содержания.

Таким образом, метод конституционно-правового регулирования и его предмет непосредственно не соотносятся как форма и содержание. Метод правового регулирования в его конкретных проявлениях жестко не обусловлен теми объективно складывающимися общественными отношениями, на упорядочение которых оно направлено, не является их отпечатком и не может рассматриваться в качестве их формы. Обратное предположение игнорирует природу правового регулирования как разновидности социального управления.

Отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования, находятся в постоянном развитии. Как справедливо отмечал О.Е. Кутафин, «ведущаяся уже много лет дискуссия об объеме отношений, образующих предмет конституционного права, лишена оснований, ибо их объем зависит не от выявления тех или иных особенностей отношений, составляющих предмет конституционного права, а от воли государства, придающего этим отношениям основополагающий характер». Субъективность воли государства и обусловливает динамизм предмета конституционно-правового регулирования.

Однако при изменении предмета конституционно-правового регулирования не происходит автоматического изменения методов регулирования. Влияние предмета конституционного права на метод регулирования опосредовано рядом обстоятельств, проявляющихся в конкретных исторических условиях и связанных с особенностями правовой системы государства, его политическим режимом и иными обстоятельствами объективного и субъективного свойства.

Как справедливо отмечает С.А. Авакьян, «спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений». Это характерно для сложившейся системы конституционного законодательства России, включающей крупные подотрасли, в рамках которых в полной мере проявляется указанное подробное регулирование. При этом в развитии подотраслей конституционного законодательства наблюдается тенденция к специализации правового регулирования; в рамках данной специализации модифицируется общий метод конституционного права, соотношение конституционно-правового регулирования с регулированием посредством нормативного инструментария других отраслей права.

Одним из отличительных свойств конституционно-правового метода регулирования является доминирование в нем начал общего нормирования. Это связано с двумя группами факторов. Важнейшим источником конституционного права является Конституция РФ, многие положения которой прямо предполагают свое развитие в других отраслях права. В данном случае конституционно-правовое регулирование проявляется как воздействие конституционных принципов и норм на содержание правового регулирования, осуществляемого всеми отраслями права. Во влиянии указанных принципов и норм, более общих по содержанию, на конкретные нормы отраслевого законодательства и заключается первый тип конституционного регулирования. В нем сосредоточен предусмотренный самой Конституцией механизм ее прямого действия.

В рамках различных подотраслей конституционного права соотношение общего и детального нормирования проявляется по-разному. Если рассматривать их соотношение в рамках подотрасли, регулирующей организацию публичной власти, можно обнаружить существенные различия в зависимости от уровня власти: федерального, субъектов Федерации и муниципального.

Так, на федеральном уровне детализация регулирования в форме федеральных законов непосредственно ограничена подробным регулированием вопросов организации федеральных органов государственной власти в самой Конституции РФ и примыкающих к ней федеральных конституционных законах. Эта конструкция, безусловно, «работает» на стабильность правового регулирования, но в то же время создает благоприятную среду для «консервации» проблем, возникающих в процессе функционирования федеральных органов государственной власти. Убедительный пример - невозможность обеспечить решение задачи формирования Совета Федерации путем проведения прямых выборов без изменения Конституции. Также актуально существенное расширение контрольных полномочий палат Федерального Собрания, уточнение роли Президента РФ в сложившейся системе разделения властей. Полагаем, что для решения названных задач недостаточно более или менее гибкой интерпретации конституционных положений как федеральным законодателем, так и в рамках конституционного правосудия. Конституционно-правовое регулирование может быть эффективно работающим только в условиях формальной определенности, основывающейся на обеспечении жесткой иерархии составляющих его источников. Таким образом, указанные проблемы являются предметом конституционной реформы.

В заключение рассмотрения первой главы работы отметим, что с нашей точки зрения, особенность метода конституционно-правового регулирования заключается в том, что применение способов субординационного либо координационного воздействия, то или иное их сочетание обусловлены характером регулируемых отношений. Так, во взаимоотношениях органов публичной власти наряду с применением координационных методов взаимодействия (обусловленных, в частности, разделением функций, полномочий органов власти) в целом доминируют субординационные начала. Иное могло бы повлечь нарушение единства в функционировании публичной власти.

В то же время в регулировании взаимоотношений государства и гражданского общества, отношений, складывающихся между гражданами и органами публичной власти по поводу участия в формировании самой этой власти, применение субординационных начал должно носить ограниченный характер. Координационные способы регулирования обеспечивают защиту самостоятельности граждан и их объединений при реализации принадлежащих им прав, обеспечивают необходимую свободу выбора.

Только при соблюдении указанной меры правового регулирования происходит укрепление конституционализма. Базовые ценности конституционализма как идеологии и политического режима, которые нашли воплощение в гл. 1 Конституции РФ, неразрывно связаны именно с либеральными идеями. Действительно, конституционное право, лишенное либерального содержания, утрачивает свою изначальную сущность. Являясь инструментом, оформляющим текущую политику государства, без учета последствий для развития свободного человека и демократических институтов, конституционное законодательство ничем не отличается от административно-правового регулирования, в котором главенствующую роль играет принцип субординации, подчинения одних субъектов правоотношений другим.