4 конституционно правовые институты понятие и виды. Конституционно-правовые институты понятие особенности и классификация

Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов ˸

· политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;

· государственное устройствофедеративном государстве регламентировано более подробно);

· избирательное право и избирательная система;

· законодательная власть и статус депутатов;

· исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;

· судебная власть и статус судей;

· конституционный контроль;

· местное управление и самоуправление.

5. Конституционно-правовые отношения и их субъекты .

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между ᴇᴦο сторонами в основном в результате наступления юридических фактов). Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным [[отрасль права|отраслям права

К числу субъектов конституционного права относят˸

физические лица (прежде всего граждане , но также иностранцы , лица с двойным гражданством и лица без гражданства );

государство (посредством государственных органов );

субъекты федерации федеративном государстве ) и административно-территориальные образования ;

социальные и этнические общности (народ , нации и другие этнические группы , классы - в социалистических государствах и др.);

общественные объединения граждан (партии , общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании ).

6. Источники конституционного права Российской Федерации.

Источник права - это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письмен­ные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выде­ляют следующие.

1. Конституция РФ. Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые долж­ны в свою очередь соответствовать положениям Кон­ституции РФ. Конституция РФ имеет прямое дей­ствие. Это означает, что при правоприменении она должна быть использована непосредственно, т. е. на её нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция являет­ся как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ря­да важнейших государственных органов, их компе­тенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основ­ные принципы функционирования механизма госу­дарства, задает систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ.

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт - это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

«Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.204

  • 1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормы данного института занимают первое место в системе конституционного права. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
    • а) основные принципы отношений человека и государства;
    • б) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ. Ст. 135 Конституции РФ от 21.07.14 г..

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:

  • 1) политической системы;
  • 2) экономической системы;
  • 3) социальной системы;
  • 4) духовно - культурной системы государства и общества.
  • 2. Институт конституционных основ правового статуса человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, «закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.» Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т. Москва.: Норма, 2010. С.205

Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:

  • 1) гражданство;
  • 2) основные личные права и свободы человека и гражданина;
  • 3) основные политические права и свободы человека и гражданина;
  • 4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;
  • 5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;
  • 6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
  • 7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей - субъектов - на две группы:

  • 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;
  • 2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.
  • 3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

Круг субъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

Нормы этого института включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства. Ст. 65 Конституции РФ от 21.07.2014 г.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

  • 4. Институт системы органов государственной власти. Структура института включает следующие части:
    • а) Президент;
    • б) Федеральное Собрание;
    • в) Правительство;
    • г) конституционно-правовые основы организации судебной власти;
    • д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов;
    • е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления;
    • ж) избирательная система.

На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

5. Институт системы местного самоуправления.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления. Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. «Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.143

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:

  • 1) основы местного самоуправления;
  • 2) самоуправление населения;
  • 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;
  • 4) систему органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.

Конституционное право состоит из большого числа многообразных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи обусловливают возможность объединения правовых норм в правовые институты.

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство России;

4) система органов государственной власти;

5) местное самоуправление.

1) Конституционный строй можно определить как порядок общественных отношений, при котором соблюдается конституция.

В Конституции РФ содержится специальная глава (глава 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя относятся следующие характеристики.

а) Демократизм. В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ может осуществлять свою власть непосредственно (через сходы, референдумы, выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации являются референдум и свободные выборы.

Референдум - это всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти посредством выделения из своей среды представителей путем голосования для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Захват и присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

6) Федерализм. По форме государственного устройства Россия представляет собой федерацию, то есть сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Статья 5 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

в) Правовое государство. Статья 1 Конституции РФ характеризует Россию как правовое государство, то есть такое государство, в котором осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признается верховенство закона, обеспечиваются принципы демократии и законности, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность человека и личности. Данную характеристику Российского государства можно считать целью, программным заявлением.

г) Республиканская форма правления. По форме правления Россия является республикой, то есть государством, в котором все высшие органы государственной власти избираются, а граждане обладают личными и политическими правами.

д) Признание человека и его прав высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

е) Суверенность России, то есть верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

ж) Разделение властей. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Реализация данного принципа позволяет избежать монополизации власти, ее концентрации «в одних руках».

з) Социальное государство. Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что наше государство является социальным, то есть таким государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (охрана труда, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи и т.д.).

и) Свобода экономической деятельности, провозглашённая статьей 8 Конституции РФ, предполагает, что каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

к) Местное самоуправление гарантируется статьей 12 Конституции РФ. Под ним понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

л) Идеологическое и политическое многообразие. Статья 13 Конституции РФ гласит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

м) Статья 14 определяет Россию как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Закрепление в Основном Законе государства основ конституционного строя имеет важное значение. Этим подчеркиваются особая значимость, верховенство и обязательность основ конституционного строя для всех субъектов правоотношений.

Основы конституционного строя могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией РФ (для этого потребуется принять новую Конституцию РФ). Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой статус человека - это система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - говорится в ст.2, - обязанность государства».

Конституция РФ ввела термин права и свободы человека и гражданина, подчеркивая тем самым, что исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.

Понятие основ правового статуса человека и гражданина включает в себя следующие элементы.

а) Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства (то, что гражданство является неделимым и равным независимо от оснований его приобретения, невозможность лишения гражданства и др.), детально же вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

б) Конституционные принципы статуса личности.

Равноправие граждан. Содержание данного принципа

наиболее полно характеризует часть 2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Неотчуждаемость основных прав и свобод, которые принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Этот принцип означает также, что никто не может быть лишен своих конституционных прав и свобод.

Непосредственное действие основных прав и свобод. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что они могут быть реализованы, безусловно, уже в силу того, что зафиксированы в Конституции РФ.

Гарантированность основных прав и свобод. Конституционные права и свободы не просто закрепляются в Конституции. Их реализация обеспечивается экономическими, политическими, социальными, правовыми гарантиями. Статья 2 Конституции РФ закрепляет общее положение о том, что признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Запрет на ограничение конституционных прав и свобод. Данный принцип в общем виде сформулирован в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Возможность международной защиты прав и свобод. Статья 46 Конституции РФ закрепляет, что каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты. Наиболее известным из таких органов является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

в) Права, свободы и обязанности человека и гражданина делятся на следующие группы.

Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса личности, обеспечивают защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей. Мысли, социальные связи и прочее) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем людям независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ. К ним относят: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести и вероисповедания, право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свобода мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь.

Политические права и свободы обеспечивают участие личности в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти.

В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. Они включают в себя: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе; право обращений в органы государственной власти и местного самоуправления («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации.

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, принадлежат каждому человеку и не зависят от гражданства. Эту группу составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; право на труд и его оплату, право на отдых, право на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.

Составной частью правового статуса личности, наряду с правами и свободами, являются обязанности. Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; платить законно установленные налоги и сборы; защита Отечества. Отметим, что конституционные обязанности (за исключением защиты Отечества, которая является почетным долгом и обязанностью только граждан РФ) возлагаются на всех людей, находящихся на территории России.

Федеративное устройство России характеризует ряд принципов.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечена целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление на территории отдельных субъектов Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции России и федеральных законов на территории всех субъектов Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава России или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации.

Единство системы государственной власти проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти.

Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает, что они равны во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Народы Российской Федерации пользуются правом на самоопределение, однако этот принцип не может трактоваться как возможность выхода какой- либо территории из Российской Федерации. Народы, реализуя данный принцип, могут изменить статус субъекта РФ, на территории которого проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию, но все в существующих границах Российской Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями - права и обязанности соответствующего органа власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам совместного ведения.

Конституция Российской Федерации закрепляет:

предметы исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ: федеративное устройство и территория Российской Федерации, федеральная государственная собственность и управление ею, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет и др.);

предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ: природопользование, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, защита прав национальных меньшинств, социальная защита, осуществление мер по борьбе с катастрофами и др.);

предметы собственного ведения субъектов Российской Федерации (конкретно в Конституции РФ они не названы, статья 73 определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти).

4) Система органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет свою власть через систему государственных органов.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно­властными полномочиями (компетенцией) (например, министерства, управления, департаменты, органы прокуратуры, охраны общественного порядка, суды и т.д.).

Государственные органы в Российской Федерации в целом составляют единую систему государственной власти. Под системой государственной власти понимают совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в присущих им формах функции единой государственной власти.

К федеральным органам государственной власти относятся следующие

Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ является главой государства (ст. 80). Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что одна из его палат - Государственная Дума - принимает, а другая - Совет Федерации - одобряет принятые федеральные законы.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Руководство отдельными отраслями государственной, хозяйственной, социально-культурной жизни осуществляют федеральные органы исполнительной власти: министерства,

комитеты, службы, агентства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется следующими органами:

Конституционный Суд Российской Федерации (орган конституционного контроля);

Верховный Суд Российской Федерации (и нижестоящие суды общей юрисдикции);

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (и нижестоящие арбитражные суды).

В главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» включена также статья о Прокуратуре Российской Федерации, основная функция которой - надзор за исполнением законов на территории России.

Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации включает в себя следующие органы:

Глава субъекта Российской Федерации (в Нижегородской области - Губернатор Нижегородской области);

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в Нижегородской области - Законодательное Собрание Нижегородской области);

Органы исполнительной власти (в Нижегородской области - Правительство Нижегородской области, которое возглавляется Губернатором Нижегородской области, включающее в себя министров министерств Нижегородской области (образования, здравоохранения, имущественных отношений и др.);

Органы судебной власти (мировые судьи; в ряде субъектов РФ созданы также конституционные (уставные) суды субъектов РФ, в Нижегородской области такой орган отсутствует).

5) Местное самоуправление - это основанное на принципах демократии управление делами муниципального образования (города, поселка, района и проч.), реализуемое силами самих граждан. В Конституции РФ есть специальная глава 8 «Местное самоуправление», в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия местного самоуправления. В развитие конституционных положений принят Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт – это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:

1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) система государственной власти;
5) система .

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:

1) политической системы;
2) экономической системы;
3) социальной системы;
4) духовно – культурной системы государства и общества.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:

1) гражданство;
2) основные личные права и свободы человека и гражданина;
3) основные политические права и свободы человека и гражданина;
4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;
5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;
6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей – субъектов – на две группы:

1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;
2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.

Институт системы государственной власти может быть разделен на следующие подинституты:

1) глава государства;
2) ;
3) правительство;
4) судебная система;
5) прокуратура, иные правозащитные и ;
6) органы государственной власти в субъектах РФ.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

Правовые принципы федеративных отношений;
- конституционно-правовой статус Федерации;
- конституционно-правовой статус субъектов РФ;
- правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления, но и его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:

1) основы местного самоуправления;
2) самоуправление населения;
3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;
4) систему органов местного самоуправления.

Возможны и другие градации.

Наряду с институтами конституционного права, обозначенными непосредственно в Конституции РФ, федеральными законами формируются иные институты данной отрасли права; к ним следует отнести, в частности, институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов, отзыв выборного лица избирателями и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, – который структурируется, по меньшей мере, в виде таких подразделений, как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов, конституционно-правовой статус религиозных объединений и другие подинституты, определяющие формы организации и осуществления общественной власти. Весьма интенсивно в Российской Федерации формируется институт конституционно-правовой ответственности. Его можно структурировать по субъектам ответственности, системе мер ответственности, процедурам привлечения к конституционно-правовой ответственности и другим группам норм, связанным с данным институтом.

Таким образом, к основным институтам, формирующим систему конституционного права России, можно отнести следующие:

1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации;
3) непосредственная демократия в Российской Федерации;
4) система общественной власти в Российской Федерации;
5) федеративное устройство Российской Федерации;
6) система государственной власти в Российской Федерации;
7) система местного самоуправления в Российской Федерации;
8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст. 16 и 135 Конституции РФ).

Нормы основ конституционного строя носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для общества и государства. В сущностном смысле правовое воздействие основ конституционного строя испытывают все сферы общественных отношений и все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Общерегулятивный характер имеют многие нормы, объединенные в институт конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Данные нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений, одной из сторон которых является личность – человек и гражданин. В отношении рассматриваемых норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы конституционно-правового статуса личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст. 64, 135 Конституции РФ). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения не только норм конституционного права (например, избирательные права, право на участие в референдуме, право на участие в управлении государственными делами), но и других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права).

Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Комплексом конституционно-правовых, договорных и обычных норм права регулируется современное федеративное устройство России. Важное значение для формирования и развития федеративного устройства имеют нормативно-доктринальные положения, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, разрешающие правовые коллизии и конфликты в данной сфере.

Институты непосредственной демократии, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы указанных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации непосредственной демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.

Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.

Между конституционно-правовыми институтами существует и такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Конституционное право состоит из большого числа многообраз­ных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи определяют основы дифференциации норм и их ин­теграцию в правовые институты, а также структуру этих институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общест­венные отношения в рамках данной отрасти права.

Помимо институтов система конституционного права включает в себя более крупные и сложные образования - подотрасли: парла­ментское право, избирательное право.

С учетом изложенной выше характеристики предмета рассмат­риваемой отрасли и системы Конституции РФ в конституционном праве можно выделить основные его институты:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство России;

Избирательное право;

Система органов государственной власти;

Местное самоуправление.

Основы конститу­ционного строя

Нормы института, закрепляющие основы кон­ституционного строя, воздействуют на общест­венные отношения путем установления опре­деленных начал устройства общества и государства, нс порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущ­ностное содержание правового воздействия на все сферы общест­венных отношений, все стороны социальной реальности; нормам этого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и других правовых актов. Нормы данного инсти­тута устанавливаются в конституционной форме, адресованы всем субъектам права. Они носят общерегулятивный характер и изложе­ны в форме норм-принципов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства, и для практической реализации содержа­щихся в них целей предполагают использование всех отраслей пра­ва. По своим функциям эти нормы являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Основы конституционно­го строя - это своеобразный базис, общая часть, несущая конст­рукция конституционного права.

Важно отмстить, что основы конституционного строя Россий­ской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положе­ния Конституции нс могут противоречить основам конституцион­ного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и іражданина

Нормы института конституционного права, за­крепляющие основы правового статуса человека и гражданина, воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством прав человека естественными и неотчуж­даемыми. Нормы этого института предусматривают особую систему
охраны - не могут быть пересмотрены без принятия новой Кон­ституции. Они предполагают формирование многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществля­ется путем возникновения конкретных правоотношений.

Основы правового статуса человека и гражданина предопреде­лены демократичным характером Российского государства. Консти­туция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаи­моотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атри­бутом конституционного государства, его обязанностью.

Признание, еоб.поденне и защита нрав и свобод человека н граж­данина. говорится в ст. 2, обязанность государства.

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового реіулирования статуса человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод выс­шей ценностью является фундаментальной нормой конституционно­го строя Российской Федерации, образующей основу нс только кон­ституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, иг­норирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно­стью должен оказывать определяющее воздействие не только на со­держание основных прав и свобод человека и гражданина, зафикси­рованных в других нормах Конституции, но и на всю деятельность государства.

Государство нс вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые нм границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предостав­ления ему соответствующих прав на случай возможного их нарушения. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с по­мощью разнообразных норм материального и процессуального права.

Фе е атииное Нормы института, установившего федератив- устройствоРоссші нос Устройство, закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ и отли­чаются специфическим для России кругом субъектов, их особой правоспособностью. Эти нормы являются не только конституцион­ными, но и договорными. Помимо Конституции эти нормы урегу­лированы рядом федеральных законов, а также конституциями, ус­тавами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 11

Конституции РФ допускает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации может осуществляться договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Для норм рассматриваемого института предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, путем согла­сительных процедур, проводимых Президентом РФ (ст. 85 Консти­туции РФ), или судопроизводства через Конституционный Суд Рос­сийской Федерации.

Нормы, предусматривающие порядок формиро­вания непосредственно народом органов вла­сти, представляют подотрасль конституцион­ного права и содержатся в Конституции РФ и федеральных зако­нах, а также законах субъектов РФ.

Избирательное

Избирательное право - это институт конституционного права, охв а- тывающий все правовые нормы, которыми регулируются отношении, возникающие в процессе выборов оріанов и должностных лиц государ­ственной пласти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.

Кроме того, есть понятие избирательного права как права избирать и быть избранными (субъективное значение): активное и пассивное, рассматриваемое как одно из основных политических прав граждан.

Выборность органов, осуществляющих государственную власть, является необходимым условием существования демократической организации общества. Объективно выборы, являясь неотъемлемой частью политического процесса в обществе, представляют собой такой момент в его развитии, когда они выступают как средство активиза­ции населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут (и должны) содействовать развитию демократии, формированию правового государства и, в свою очередь, сами по себе являются мерилом демократии.

„ Нормы института, который определяет систему

Система органов

государственной °Р ганов ’ преимущественно реализуются в кон- " власти крстных правоотношениях. Преобладающая часть

данных норм устанавливается на основе Кон­ституции России в актах текущего законодательства, детально опре­деляющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности. Для норм этого института характерно отличное от дру­гих институтов соотношение норм обшефедеральных и норм, дейст­

вующих на территории субъектов Российской Федерации.

Под ciicmevoii государственных органов понимается совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в при­сущих им формах функции единой государственной власти.

Система государственных органов определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его права формировать государственные органы.

Система государственной власти в Российской Федерации обу­словливает единство принципов организации и деятельности государст­венных органов. К ним относятся: формирование государственных ор­ганов народом или от его имени; самостоятельность органов законо­дательной. исполнительной и судебной власти: территориальная