Нефть - россиянам: эксперт оценил возможность выплаты населению "нефтяных денег". Россиянам будут выплачивать с нефтяных доходов

Депутаты Госдумы хотят распределять среди россиян часть доходов от добычи полезных ископаемых на всей территории страны.

Такой законопроект внесла в Госдуму фракция КПРФ. По расчетам авторов инициативы, если законопроект будет принят в этом году, то уже в следующем каждый из россиян сможет получить около 10 тыс. руб, сообщает www.piterburger.ru .

Выплаты с нефтяных доходов россиянам: предлагается распределять доходы от добычи нефти

Депутаты от фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект о распределении между россиянами части доходов бюджета от платежей, поступивших от добычи полезных ископаемых на всей территории страны.

Согласно предложению парламентариев, за первый финансовый год государство должно будет распределить 20% доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых от пользователей недр. В эту сумму войдут также налоги и сборы.

Предполагается, что за каждый последующий год будут распределяться на 2% доходов больше, чем за предыдущий. Правительство России, в свою очередь, предлагается сделать ответственным за установление порядка получения россиянами своей доли.

В документе также определены категории лиц, которые имеют право на получение таких доходов. Согласно проекту, на долю могут претендовать люди, которые в текущем финансовом году работали не менее девяти месяцев с занесением этого периода в трудовой стаж.

На выплаты могут рассчитывать также россияне, состоявшие на учете в центре занятости, но не получавшие пособие по безработице. Кроме того, долю могут получить пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.

Выплаты с нефтяных доходов россиянам: распределение доходов относится к бюджетному законодательству

Однако идея была раскритикована в заключении правительства, так как изменения выходят за рамки предмета правового регулирования закона о недрах, в который они вносятся.

В кабинете министров напомнили, что распределение доходов федерального бюджета относится к регулированию бюджетного законодательства.

Кроме того, часть средств, полученных от платежей за пользование природными ресурсами, расходуется на обеспечение функций государства, таких как охрана прав и свобод граждан, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

«Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами», - указывается в резюме кабмина.

Выплаты с нефтяных доходов россиянам: в России эти средства распределены между гражданами, вне зависимости от участия в добыче ископаемого ресурса

В большинстве ведущих нефтедобывающих стран мира существует практика отчисления части доходов од продаж нефти гражданам этих стран. Говоря об опыте зарубежных стран в данном направлении, можно отметить «Постоянный фонд Аляски», созданный в 1976 году. Из него всем жителям штата выплачиваются дивиденды от прибыли реализации нефти. 25% прибыли штата от оборота нефти поступают в Фонд. Половина дохода через дивиденды напрямую распределяется среди жителей Аляски.

Выплата каждый год пересчитывается и зависит от доходов последних пяти лет, а также от числа людей в соответственном году, которые должны получать средства. Заявители на долю дивиденда не могут быть ранее судимыми. Они должны быть жителями Аляски не менее одного календарного года и на момент подачи заявления на получение выплаты высказать намерение дальнейшего проживания на территории штата. Доходы подлежат обложению федеральным налогом.

Каждому гражданину Кувейта выплачивается с первого дня рождения пособие в размере 200 долларов в месяц до достижения им возраста 26 лет. Далее выплаты увеличиваются, молодые семейные пары получают в подарок от государства 250 тыс. долларов. На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной государством и компаниями прибыли нефтяных доходов. В Финляндии также есть социальные выплаты.

Но в то же время в России нефтяные доходы напрямую поступают в федеральный бюджет в виде налогов с нефтегазовых компаний, различных сборов, таможенных пошлин. В дальнейшем эти средства перераспределяются по всем получателям, вне зависимости от того, принимают они участие в добыче природных ископаемых или нет. Эти деньги идут на поддержание обороноспособности, в правоохранительную систему, на развитие образования и здравоохранения, социальные программы.

В конце концов, эти деньги расходуются на выплаты пенсий через субсидии и трансферты федерального бюджета Пенсионному фонду. Это значит, что все сверхдоходы от экспорта сырья, которые Россия получила за последние 15 лет, давно перераспределены (и перераспределяются в текущий момент) между всеми жителями страны.

МОСКВА, 20 сен — РИА Новости. Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект о распределении между гражданами России части доходов бюджета от платежей, поступивших от добычи полезных ископаемых. Документ опубликован в базе данных Госдумы.

Проект в первую очередь касается официально работающих россиян и пенсионеров. Согласно предложению депутатов, за первый финансовый год уполномоченные органы должны будут распределить 20% доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых от пользователей недр. В эту сумму войдут также налоги и сборы.

Предполагается, что за каждый последующий год будет распределяться на 2% больше, чем за предыдущий. Правительство России, в свою очередь, должно установить порядок получения гражданином доли.

В документе также определены категории лиц, которые имеют право на получение таких доходов. Согласно проекту, на долю могут претендовать люди, которые в текущем финансовом году работали не менее девяти месяцев с занесением этого периода в трудовой стаж. На выплаты могут рассчитывать также россияне, состоявшие на учете в центре занятости, но не получавшие пособие по безработице. Кроме того, долю могут получить пенсионеры, имеющие "не менее пяти лет трудового стажа".

Министр экологии рассказал, на сколько лет России хватит природных ресурсов Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на проходящем Восточном экономическом форуме – 2017 рассказал, сколько лет Россия сможет пользоваться своими ресурсами.

Правительство против

Документ получил отрицательное заключение от правительства, так как изменения выходят за рамки предмета правового регулирования закона о недрах, в который они вносятся. В кабинете министров напомнили, что распределение доходов федерального бюджета относится к регулированию бюджетного законодательства.

Кроме того, часть средств, полученных от платежей за пользование природными ресурсами, расходуется на обеспечение функций государства, таких, как охрана прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и ФНБ.

"Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами", — говорится в заключении правительства.

Рост доходов в бюджет

В июне Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон о федеральном бюджете России на 2017 год, заложив в главный финансовый документ страны более позитивные показатели.

В первую очередь это касается ВВП в объеме 92,9 триллиона рублей, что превышает предыдущие прогнозы почти на шесть триллионов.
Планируемые доходы казны, согласно документу, вырастут на 1,191 триллиона рублей и составят 14,679 триллиона.

Дополнительный триллион рублей в бюджет принесет более высокая, чем прогнозировалось, цена на нефть, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

Ожидается, что доходы бюджета будут выше и за счет роста экономики: в ведомстве предполагают, что в 2017 году рост российского ВВП составит не 0,6%, как прогнозировали ранее, а 2%.

Россиянам будут выплачивать с нефтяных доходов? September 21st, 2017

В преддверии главных выборов страны появляются интересные новости из мира парламента и правительства. Представители системной оппозиции от КПРФ предложили отдавать доходы от природных ресурсов населению. Предложение не новое, частенько витает в воздухе по типу "все раздать и поделить".

Только кому это больше принесёт пользы и принесет ли вообще?

С одной стороны, говорят, что доходы от нефтянки итак идут на благо народа. Пример тому условно бесплатная соц программа государства, оборонка, развитие регионов, пенсии. Но тут сразу скажут, что много чего из социалки недостаточно качественное и все равно платное, а вот как раз из таких денег люди бы и оплачивали свои расходы на медицину, образование и т.п. и пусть бы они не были номинально бесплатными.

Пример номер два. На севере и в удалённых уголках нашей родины есть масса исчезающих коренных народов. Им по статусу малых народов и хозяев земли местной, справедливо платят из гос бюджета деньги. Где-то даже неплохие и достойные. В связи с чем большая масса деградирует спивается и заметно редеет. Так как работать не надо. Не будет ли такого с гражданами, которым будут деньгами, а не благами платить за богатства родины?

Можно с разных сторон подходить и разбирать эту тему. Много плюсов и как не странно минусов.

Депутаты от КПРФ 20 сентября 2017 года внесли в Госдуму законопроект о распределении между гражданами России части доходов бюджета от платежей, поступивших от добычи полезных ископаемых. Документ опубликован в базе данных Госдумы.

Проект в первую очередь касается официально работающих россиян и пенсионеров. Согласно предложению депутатов, за первый финансовый год уполномоченные органы должны будут распределить 20% доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых от пользователей недр. В эту сумму войдут также налоги и сборы.

Предполагается, что за каждый последующий год будет распределяться на 2% больше, чем за предыдущий. Правительство России, в свою очередь, должно установить порядок получения гражданином доли.

В документе также определены категории лиц, которые имеют право на получение таких доходов. Согласно проекту, на долю могут претендовать люди, которые в текущем финансовом году работали не менее девяти месяцев с занесением этого периода в трудовой стаж. На выплаты могут рассчитывать также россияне, состоявшие на учете в центре занятости, но не получавшие пособие по безработице. Кроме того, долю могут получить пенсионеры, имеющие "не менее пяти лет трудового стажа".

Правительство против

Документ получил отрицательное заключение от правительства, так как изменения выходят за рамки предмета правового регулирования закона о недрах, в который они вносятся. В кабинете министров напомнили, что распределение доходов федерального бюджета относится к регулированию бюджетного законодательства.

Кроме того, часть средств, полученных от платежей за пользование природными ресурсами, расходуется на обеспечение функций государства, таких, как охрана прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и ФНБ.

"Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами", — говорится в заключении правительства.

Рост доходов в бюджет

В июне Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон о федеральном бюджете России на 2017 год, заложив в главный финансовый документ страны более позитивные показатели.

В первую очередь это касается ВВП в объеме 92,9 триллиона рублей, что превышает предыдущие прогнозы почти на шесть триллионов.
Планируемые доходы казны, согласно документу, вырастут на 1,191 триллиона рублей и составят 14,679 триллиона.

Дополнительный триллион рублей в бюджет принесет более высокая, чем прогнозировалось, цена на нефть, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

Ожидается, что доходы бюджета будут выше и за счет роста экономики: в ведомстве предполагают, что в 2017 году рост российского ВВП составит не 0,6%, как прогнозировали ранее, а 2%.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов прокомментировал эту инициативу. По его словам, подобные мифы в обществе существуют ни одно десятилетие.

"Деньги, которые тратит государство - это все нефтегазовые деньги. Формируется миф, что до нас эти средства не доходят. Если их распределить между людьми, то придется сделать платными все расходы - на образование, на медицину", - пояснил эксперт.

Давайте взгянем на зарубежный опыт:

В Норвегии нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. Деньги от нефтяных доходов идут на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия. И Норвегия постепенно стала превращаться в одну из богатейших стран мира, где ВВП на душу населения достигает 40 тыс. долларов. За 30 лет доход Норвегии составил 454,5 млрд.долларов.

На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.

Четыре года подряд ООН ставит Норвегию на первые места в мире по «человеческому развитию».
В отличие от России, норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефти и газ - это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а всего общества, и от их разумного использования зависит будущее страны.

Арабские страны также не отстают от своего европейского коллеги. К примеру, в ОАЭ государством на каждого гражданина открывается счет, и к совершеннолетию он имеет на нем около ста тысяч долларов. Кроме того, каждый гражданин этой страны имеет право выбрать для обучения любой университет мира, и государство оплатит все расходы. В Кувейте счет открывают всего на три тысячи долларов, зато здесь можно получить беспроцентный кредит на сумму 220 тыс. долл. для строительства жилья, а домохозяйкам и несовершеннолетним государство платит неплохие “зарплаты”.

В Саудовской Аравии действуют по той же схеме, плюс здесь существуют совершенно бесплатные медицина и образование, которые, благодаря щедрому финансированию, поднялись на довольно высокий уровень.

По данным газеты «Финансовые известия» от 16 декабря 2010 г., Россия занимает седьмое место в мире по доказанным запасам нефти, которые оцениваются более чем в 74 миллиарда баррелей (примерно 10 млрд тонн). Согласно документам, подготовленным к заседанию Совета безопасности РФ, запасы российской нефти выработаны более чем на 50 %, а текущий уровень добычи (около 500 млн т нефти в год) может продержаться в течение 20-30 лет, периодически увеличиваясь за счет ввода новых проектов и снижаясь из-за истощения старых месторождений.

Судить об объективности этих цифр сложно, так как согласно статье 5, пункту 2 закона РФ N5485-1 «О государственной тайне» от 21.07.1993 г., государственную тайну составляют сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ, в том числе о балансовых запасах нефти и растворенного в ней газа.

А теперь еще объемы добычи на 1 человека сравним, для полноты картины.

Например:

Кувейт
Добыча - 2858,7 тыс. баррелей / день
Жителей - 3,2 млн
Итого на человека - 0,9 барреля в день

Россия
Добыча - 10111,7 тыс. баррелей / день
Жителей - 146,8 млн
Итого на человека - 0,07 барреля в день
Разница в 12,8 раза.

А как вы считаете, имеет место обсуждение именно такого распределения доходов от природных ресурсов именно в нашей стране?

Источники:

Депутаты от фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект о распределении между россиянами части доходов бюджета от платежей, поступивших от добычи полезных ископаемых на всей территории страны.

Согласно предложению парламентариев, за первый финансовый год государство должно будет распределить 20% доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых от пользователей недр. В эту сумму войдут также налоги и сборы, сообщает РИА «Новости».

Предполагается, что за каждый последующий год будет распределяться на 2% доходов больше, чем за предыдущий. Правительство России, в свою очередь, предлагается сделать ответственным за установление порядка получения россиянином своей доли.

В документе также определены категории лиц, которые имеют право на получение таких доходов. Согласно проекту, на долю могут претендовать люди, которые в текущем финансовом году работали не менее девяти месяцев с занесением этого периода в трудовой стаж. На выплаты могут рассчитывать также россияне, состоявшие на учете в центре занятости, но не получавшие пособие по безработице. Кроме того, долю могут получить пенсионеры, имеющие «не менее пяти лет трудового стажа».

Однако идея была раскритикована в заключении правительства, так как изменения выходят за рамки предмета правового регулирования закона о недрах, в который они вносятся.

В кабинете министров напомнили, что распределение доходов федерального бюджета относится к регулированию бюджетного законодательства. Кроме того, часть средств, полученных от платежей за пользование природными ресурсами, расходуется на обеспечение функций государства, таких как охрана прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

«Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами», — указывается в резюме кабмина.

Говоря об опыте зарубежных стран в данном направлении, можно отметить Постоянный фонд Аляски, созданный в 1976 году. Из него всем жителям штата выплачиваются дивиденды от прибыли от реализации нефти. 25% прибыли штата от оборота нефти поступают в Фонд. Половина дохода через дивиденды напрямую распределяется среди жителей Аляски. Выплата каждый год пересчитывается и зависит от доходов последних пяти лет, а также от числа людей в соответственном году, которые должны получать средства.

Заявители на долю дивиденда не могут быть ранее судимыми. Они должны быть жителями Аляски не менее одного календарного года и на момент подачи заявления на получение выплаты высказать намерение дальнейшего проживания на территории штата. Доходы подлежат обложению федеральным налогом.

Выплаты год от года разные. Самая маленькая была произведена в 1984 году — по $331, самая высокая в 2015-м — $2072. В 2016 году, согласно формуле подсчета дивидендов, полагалось уплатить каждому жителю Аляски по $2052, но губернатор Билл Уокер сократил сумму до $1022.

Каждому гражданину Кувейта выплачивается с первого дня рождения пособие в размере $200 в месяц до достижения им возраста 26 лет. Далее выплаты увеличиваются: молодые семейные пары получают в подарок от государства $250 тыс.

Старость у кувейтцев также обеспечена благодаря пенсии, размер которой не может быть меньше $3 тыс., а также солидных денежных подарков от государства на юбилейные даты: например, на 50-летие мужчины получают по $5 тыс.

В Катаре государство обеспечивает своих граждан социальными выплатами в размере почти в $2 тыс в месяц, что позволяет им не работать. Однако, несмотря на это, процент безработицы там весьма низкий, так как у работающих катарцев зарплаты и выплаты от государства в несколько раз выше пособий. В ОАЭ действует закон от 2012 года относительно пособий для граждан ОАЭ в Дубае. Закон обуславливает предоставление социальной помощи эмиратским семьям.

На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной государством и компаниями прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день каждый норвежец имеет на своем счету $100 тыс. Кроме того, на каждого ребенка норвежские семьи получают не менее $3 тыс. доходов от налога на прибыль. В Финляндии также есть социальные выплаты в размере €3 тыс. для новорожденных граждан Суоми, сообщает «Российская газета».

Идея выплаты единого равного дохода всем гражданами принадлежит Томасу Пейну, одному из отцов-основателей США. Она отражена в его трактате «Аграрная справедливость»: собственники обработанных земель должны были бы выплачивать общине определенный пожизненный «социальный дивиденд», исходя из того, что община имеет право на «общую» землю и ее богатства.

Со времен Томаса Пейна идея проделала много «реинкарнаций», включая коммунистический принцип — «от каждого по способностям, каждому — по потребностям». И большевистский — «кто не работает, тот не ест», писал в своей статье в «Газете.Ru» в марте 2017 года политолог Георгий Бовт.

Доходы, которые получает Россия от экспорта нефти и газа, являются постоянным предметом спекуляций со стороны российских партий и отдельных политиков.

Инициатива коммунистов является обычным популизмом

И в этом свете, последняя «инициатива» КПРФ в виде законопроекта о перераспределении между российскими гражданами части доходов, которые поступают в федеральный бюджет от добычи полезных ископаемых, не выглядит на этом фоне чем-то удивительным.

Тем более, на дворе стоит предвыборная пора и очевидно, что коммунистам нужно привлечь голоса избирателей.

Согласно данному законопроекту, который на днях был внесен в Государственную думу РФ, депутаты от КПРФ предлагают перераспределять между гражданами до 20 процентов доходов, которые поступили в бюджет от экспорта нефти и газа. Коммунисты предлагают начать с какого-то базового «порога» и затем увеличивать сумму выплат на 2 процента каждый календарный год.

Здесь нужно отметить, что НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, вместе с экспортной пошлиной является главной статьей доходной части российского бюджета. Из-за этого возникли и проблемы с приватизацией пакета акций «Роснефти», поскольку чистая выручка данной компании, благодаря действующей в России налоговой ставке, на 80 процентов переходит в федеральный бюджет.

Предложение коммунистов невозможно реализовать даже теоретически

Если взять статистику, то на начало 2016 года доля нефтегазовых доходов бюджета составила 37,4 процента, что стало самым небольшим показателем, начиная с августа 2009 года. И это сразу вызвало такое явление, как бюджетный дефицит свыше 3 процентов, который Минфин «закрыл» с чрезвычайно большим трудом.

В этом году ситуация с нефтегазовыми доходами улучшилась, и теперь они представляют собой более 44 процентов от всех поступлений в казну.

Все это говорит о том, что коммунисты путем прямых выплат предлагают распределить 6-8 процентов расходной части федерального бюджета, что на практике представляет собой, во-первых, совершенно фантастический вариант, а, во-вторых, и совершенно бессмысленный, поскольку подобное вложение средств в социальный сектор является неэффективным.

Это, конечно, может простимулировать спрос, но не приведет к правильному росту российского народного хозяйства.

Например, если бы в распоряжении правительства были такие средства, то их нужно было бы вложить в образование, здравоохранение и российскую науку.

Практика показала, что такие решения не являются эффективными

Экономист Антон Шабанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в современной экономике таких решений вспомнить нельзя.

«Похожие случаи, наверное, были, но в гораздо меньших масштабах и касались не рыночных экономик, а директивных. Примерно как у нас в советские времена, когда в советском народном хозяйстве правил бал не рынок, а план. Так что, похожие прецеденты были только в директивных экономиках, и чем все это заканчивалось на практике, мы прекрасно знаем на примере нашего прошлого и такого понятия, как товарный дефицит», - заключает Шабанов.

Кстати говоря, товарный дефицит в СССР показывает, что на все типы экономик действуют одни и те же правила. Ведь Москва в те времена утверждала, что в стране инфляция находится на околонулевом уровне, но, вместе с тем, существовала острая проблема с наполняемостью полок магазинов дешевыми и качественными товарами. Это как раз и было проявлением инфляции в СССР, и эту проблему нельзя было решить с помощью любого бюджетного стимулирования.

Есть, конечно, прецеденты стран Персидского залива, где подобные выплаты до падения цен на нефть действительно существовали, но там слишком много нефти и слишком мало населения, не говоря уже о том, что и эти средства в этих странах съедаются чрезвычайно высокой стоимостью жизни.

Россия сегодня не может позволить себе большого увеличения социальных расходов

«В рамках современной рыночной экономики сложно вспомнить какие-то аналоги такого перераспределения средств, хотя бы потому, что тяжело определить какие деньги идут на социальные нужды, а какие не на социальные. Взять хотя бы те же автодороги, ведь нельзя с полной уверенностью сказать, идут ли эти средства на нужды общества или не идут», - констатирует Шабанов.

Поэтому, как считает эксперт, перед нами со стороны КПРФ обычный популизм, который с практической точки зрения оценивать очень сложно, не говоря уже о том, что это предложение не имеет шансов на практическую реализацию.

Здесь можно вспомнить, что социальные расходы в России и так очень большие, из-за чего они сильно давят на федеральный бюджет. И вообще – это проблема развития России, начиная с начала нулевых годов, когда в стране шел очень быстрый экономический рост.

Дело в том, что нулевые годы, когда правительство президента Бориса Ельцина довело страну до экономического коллапса, Государственную думу контролировали коммунисты, которые вместе с Кремлем в популистских целях приняли очень много социальных законов.

В девяностые годы они исполнялись плохо, но вот в нулевые все средства по ним стали исправно выплачиваться, но из-за этого они не перестали быть серьезной проблемой для бюджетного планирования. Это показывает, к каким трудностям в стратегическом плане могут привести такие экономические решения.

«Нельзя категорично осуждать эти законы, поскольку экономика всегда должна находиться на службе людей, и если бы эти законы не были приняты, то сразу бы возник вопрос, что за страну мы строим и нужно ли это все вообще. Тем более, россияне семьдесят лет жили в стране, которая полностью брала на себя все социальные обязательства, т.е. люди не готовились к пенсии, ничего не откладывали, и тут произошла «смена эпох». Таким образом, большую часть данных законов нужно было принимать, хотя где-то и возможны определенные дискуссии», - резюмирует Шабанов.

В этом плане можно вспомнить «монетизацию льгот», которая стала следствием выпрямления социальных расходов, исходя из новой ситуации в российском народном хозяйстве. Поэтому на сегодня, если социальные расходы и будут повышаться, то только в соответствии с темпами инфляции.