Характеристика инженера по безопасности движения. по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

инженера по безопасности движения
службы охраны труда

1. Общие положения

1.1.Наименование должности - инженер службы охраны труда по безопасности движения.
1.2.Знание данной инструкции обязательно для:
- инженера СОТ по безопасности движения
- заместителя директора по охране труда;
- заместителя директора по транспорту;
- заместителя начальника СОТ.
1.3.Основной целью деятельности инженера по безопасности движения является осуществление контроля за техническим состоянием подвижного состава, организацией безопасности движения, проведение профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и сокращение травматизма на автотранспорте предприятия электрических сетей.
1.4.Инженер по безопасности движения должен иметь высшее образование по специальности "Автомобильный транспорт” без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3-х лет.
1.5.Инженер по безопасности движения назначается и освобождается от занимаемой должности приказом по предприятию.
1.6. Инженер по безопасности движения в административном отношении подчиняется заместителю директора по охране труда, а в оперативном - заместителю директора по транспорту.
1.7.Проверка знаний инженера по безопасности движения производится в установленном порядке до начала исполнения им своих функциональных обязанностей и периодически один раз в три года. Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходит в установленные на предприятии сроки.
1.8.Зоной обслуживания инженера по безопасности движения являются все участки механизации предприятия и эксплуатируемые на них машины и механизмы.
1.9.Инженеру по безопасности движения установлен ненормированный рабочий день.

2. Квалификационные требования.

Высшее образование по специальности "Автомобильный транспорт” без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3-х лет.

3. Инженер по безопасности движения должен знать.

3.1.Законы Украины “Об охране труда”, "О дорожном движении", "Об автомобильном транспорте", “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профзаболевания, которые повлекли потерю трудоспособности”, “О пожарной безопасности”, отраслевые и межотраслевые нормативные документы по охране труда, эксплуатации автомобилей и механизмов, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, действующие нормативно-технические документы по безопасности дорожного движения, систему управления охраной труда, положение о службе охраны труда, должностную инструкцию инженера по безопасности движения.
3.2.Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по охране труда, эксплуатации машин и механизмов, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
3.3."Правила охраны труда на автомобильном транспорте" ДНАОП 0.00.-1.28-97;
3.4. " " НПАОП 0.00-1.36-2003;
3.5." " ДНАОП 1.1.10-1.04-01;
3.6."Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта Украины" НАПБ В.01.054-98/510;
3.7."Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" ДНАОП 0.00-1.03-02;
3.8."Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" ДНАОП 0.00-1.07-94;
3.9. " " (СОУ-Н МПЕ 40.1.12.103:2005);
3.10."Инструкция по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на предприятиях топливно-энергетического комплекса Украины" СОУ-Н МПЕ 40.1.03.401.2005г.
3.11. Технические характеристики и конструктивные особенности автомобилей и спецмеханизмов.
3.12. Техническая эксплуатации автомобилей
3.13.Основы экономики, организации производства, труда и управления;
3.18.Основы трудового законодательства;
3.20.Правила внутреннего трудового распорядка;
3.21.Украинский язык в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей.

4. Функции и обязанности инженера по безопасности движения.

Инженер по безопасности движения выполняет следующие основные функции и обязанности:
4.1.Обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии и безаварийной эксплуатации автомобильного транспорта.
4.2.Повышение квалификации работников по вопросам безопасности дорожного движения, распространение опыта безаварийной работы водителей, пропаганда безопасных методов труда.
4.3.Разработка новых, пересмотр или отмена существующих приказов и указаний по вопросам безопасности дорожного движения.
Инженер по безопасности движения:
4.4.Осуществляет контроль за выполнением всеми работниками предприятия электрических сетей Правил дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей, нормативно-технических документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
4.5.Организует учет и анализ причин, вызывающих ДТП и нарушения водителями правил дорожного движения и разрабатывает на этой основе мероприятия по их устранению.
4.6.Принимает участие в проведении служебного расследования ДТП с выездом на место его возникновения.
4.7.Организует и проводит инструктажи для водителей по безопасности движения, а также разбор в коллективе обстоятельств ДТП и допущенных водителями нарушений Правил дорожного движения.
4.8.Проверяет качество работы контрольных постов при выпуске автомобилей на линию и их возвращении в гараж.
4.9.Осуществляет контроль за работой транспортных средств, засоблюдением водителями на линии Правил дорожного движения, режима работы и отдыха.
4.10.Организует изучение работниками предприятия законодательных актов, правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, а также проверку их знаний.
4.11.Принимает участие в работе аттестационной и квалификационной комиссий.
4.12.Проверяет процесс стажировки водителей вновь принятых на работу и в связи с переводом на другие марки автомобилей.
4.13.Ежеквартально сверяет в местных органах ГАИ сведения о нарушениях Правил дорожного движения и ДТП и предоставляет справку о ДТП в вышестоящую организацию.
4.14.Осуществляет связь по вопросам безопасности движения с органами ГАИ и обеспечивает внедрение их рекомендаций.
4.15.Обеспечивает постоянное функционирование кабинета безопасности движения, информирует работников о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП, нарушениях Правил дорожного движения.
4.16.Осуществляет контроль за периодическими медосмотрами водителей.
4.17.Участвует в проверке знаний по правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации автотранспорта у ИТР предприятия.
Приказом по предприятия электрических сетей инженер по безопасности движения назначен ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. В соответствии с этим инженер по безопасности движения обязан:
4.18. Осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары путем проведения периодических обследований. При этом он должен принимать меры по предупреждению работы с нарушениями правил безопасности, обращая особое внимание на соблюдение правил производства работ.
4.19.Проводить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях предусмотренных Правилами, а также вести учет и производить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в органах Госнадзорохрантруда.
4.20.Проверять соблюдение установленного Правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, назначение лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний у ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, обслуживающего и ремонтного персонала.
4.21.Контролировать выполнение предписаний органов Госнадзорохрантруда, а также выполнение графиков периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов грузоподъемных кранов, соблюдение сроков осмотров съемных грузозахватных приспособлений, тары.
4.22.При выявлении неисправностей, а также нарушений Правил безопасности при работе грузоподъемных кранов и их обслуживании ИТР по надзору должен принять меры по устранению выявленных неисправностей или нарушений.

5. Права инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения имеет право:
5.1.Требовать от должностных лиц и водителей письменные объяснения и другие материалы о нарушении правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
5.2.Запрещать эксплуатацию транспортных средств, если их техническое состояние угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью людей.
5.3.Контролировать организацию работ по безопасности движения и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и травматизма водителей на предприятии.
5.4.Производить проверку выполнения Правил дорожного движения, наличие удостоверений на право управления транспортными средствами и путевой документации у водителей предприятия, а также делать записи о нарушениях водителями Правил дорожного движения в путевых листах.
5.5. Вносить предложения руководству о поощрениях, а также наказаниях работников в случае невыполнения правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
5.6.Проверять состояние безопасности дорожного движения в подразделениях, выдавать руководителям подразделений обязательные для исполнения письменные предписания и указания по вопросам безопасности движения и получать от них отчеты, справки и другую информацию о состоянии работы по профилактике ДТП.
5.7.Отстранять от работы лиц не прошедших медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по ОТ, нарушающих нормативные акты по ОТ и безопасности движения.
5.8.Проводить вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности поступающему на работу, визировать заявления наприсвоение классности, на дополнительный отпуск за дежурство по линии ГАИ.
Инженер по безопасности движения как ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов имеет право:
5.9.В любое время в соответствии с установленным порядком посещать участки, где эксплуатируются грузоподъемные краны, проверять их состояние, условия эксплуатации, соблюдение Правил безопасности ответственными лицами и обслуживающим персоналом.
5.10.Запрещать эксплуатацию грузоподъемных кранов при наличии неисправностей, могущих вызвать аварию или травмировать людей.
5.11.Требовать от лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами предъявление (для проверки) документов по вопросам, связанным с безопасной и безаварийной работы грузоподъемных кранов.
5.12.Ставить вопрос перед руководством предприятия об отстранении от обслуживания кранов необученных и неаттестованных рабочих и ответственных лиц и наказании тех, кто нарушает правила и инструкции безопасности.

6.Взаимоотношения.

В процессе выполнения функциональных обязанностей инженер по безопасности движения поддерживает взаимоотношения с ИТР службы и другими подразделениями предприятия электрических сетей:
6.1.С начальниками и механиками подразделений - по вопросам обеспечения безопасности движения, снижения аварийности и травматизма на транспорте предприятия электрических сетей.
6.2.Выполняет административно-технические распоряжения, полученные от руководства СОТ, а также непосредственно от директора предприятия, главного инженера и их заместителей.
6.3.Докладывает руководству СОТ о всех разногласиях, возникших между ним и руководителями подразделений.
6.4.Предоставляет информацию в СОТ ОАО "…облэнерго” о выполнении мероприятий по приказам, предписаниям, о состоянии аварийности и травматизма на транспорте предприятия электрических сетей.

7. Ответственность инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения несет ответственность за:
5.1.Несоответствие принятых решений требованиям нормативно-технической документации по безопасности движения.
5.2.Невыполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
5.3. Непринятие решений по вопросам обеспечения безопасности.

Кого можно назначить специалистом по безопасности дорожного движения на предприятии? Каковы требования по квалификации и как проводится аттестация? Какие обязанности выполняет сотрудник, назначенный на эту должность? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей статье.

Обеспечение БДД на предприятии

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач.

Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения.

Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.

Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации.

На схеме Росстата красным цветом отмечены регионы, в которых произошел рост ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Рисунок 1. Данные с сайта статистики ГИБДД

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД.

Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица.

Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;

Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Руководитель организации сам примет решение – назначить ответственного по договору совместительства или по договору совмещения. Нельзя делать одного – вменять работнику дополнительные обязанности без дополнительной оплаты. Принудительный труд в РФ запрещается.

Решение об установлении доплаты за обеспечение БДД должен принять руководитель организации совместно с кандидатом на должность. Как правило, ответственным назначают либо начальника транспортного цеха (участка, отдела), либо главного механика. Это правильное решение.

Ответственный должен досконально знать технологический процесс. Необходимость доплаты за совместительство связана с повышенными требованиями к этой должности. Существенное расширение должностных обязанностей – это ответственность, необходимость подготовиться к аттестации, умение решать все проблемные вопросы в УГАДН и ГИБДД.

По общему правилу совместителю выплачивают заработную плату пропорционально отработанному им времени (). Поэтому размер такой доплаты может быть любым исходя из фактических обстоятельств и ценности труда.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗ по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок.

При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и , и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Инженер БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Для этого ответственный должен пройти подготовку по 360 вопросам. Во время тестирования необходимо дать правильный ответ на 18 вопросов. После тестирования специалист должен написать заявление на выдачу выписки из протокола аттестации. Протокол действителен пять лет, без привязки к конкретному работодателю. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор».

Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам. В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д.

Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется.

Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки. Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора.

Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств.

Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации.

На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.

Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному .

Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик.

После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС.

Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД. Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда.

Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников. Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте. Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива).

Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей

Основание для наказания

В отношении кого применяется

Вид наказания

Размер штрафа

Норма

Нарушение режима труда и отдыха

Предупреждение или штраф

От 30 000 до 50 000 руб.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ

Должностное лицо

От 1000 до 5000 руб.

От 1000 до 5000 руб.

Водитель

От 1000 до 3000 руб.

Часть 2 статьи 11.23 КоАП РФ

Повторное нарушение режима труда и отдыха

Организация (юридическое лицо)

От 50 000 до 70 000 руб.

Часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель

От 10 000 до 20 000 руб.

Должностное лицо

Дисквалификация от одного года до трех лет или штраф

От 10 000 до 20 000 руб.

Контроль выпуска ТС на линию – еще одна из задач ответственного за БДД.

Контролер ТС вместе с диспетчером находятся в оперативном подчинении у ответственного за БДД. Именно поэтому для назначения на данную должность требуется высшее образование – в ВУЗах преподают менеджмент, право, управление персоналом, финансы предприятий, маркетинг, основы информационных технологий, организацию документооборота и отраслевые технологии. Все эти знания должны помочь ответственному за БДД не только успешно сдавать аттестацию каждые пять лет, но и быть наставником для диспетчера и контролера ТС, уметь находить слабые звенья в допуске водителей, в проведении планово-профилактического ремонта ТС и оборудования.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Инженера по безопасности движения

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность инженера по безопасности движения [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Инженер по безопасности движения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Инженер по безопасности движения подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Инженер по безопасности движения относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность инженера по безопасности движения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.6. Инженер по безопасности движения отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Инженер по безопасности движения должен знать:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие безопасность движения автомобильного транспорта;
  • устав авиационного предприятия автомобильного транспорта;
  • назначение, конструктивные особенности, технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации автотранспортных средств;
  • правила дорожного движения и движения автомобильного транспорта по аэродрому;
  • правила безопасности перевозки грузов (пассажиров) автомобильным транспортом;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Инженер по безопасности движения в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия инженера по безопасности движения его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Инженер по безопасности движения осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Разрабатывает и внедряет профилактические мероприятия (планы) по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения водителями авиационного предприятия.

2.2. Принимает участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с участием водительского состава авиационного предприятия.

2.3. Вносит предложения по снижению аварийности транспортных средств.

2.4. Осуществляет плановый контроль выполнения водительским составом правил дорожного движения и соблюдения дорожно-транспортной дисциплины.

2.5. Анализирует причины дорожно-транспортных происшествий.

2.6. Контролирует ход стажировки водителей и дает заключение о кандидатурах водителей, получающих допуск к управлению транспортными средствами.

2.7. Проводит теоретические занятия по безопасности движения.

2.8. Ведет учет и установленную отчетность по безопасности движения, своевременно представляет их работникам ГИБДД.

2.9. Проводит установку и снятие с учета автомобильной техники авиационного предприятия.

В случае служебной необходимости инженер по безопасности движения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Инженер по безопасности движения имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инженера по безопасности движения, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инженера по безопасности движения.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Инженер по безопасности движения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы инженера по безопасности движения осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы инженера по безопасности движения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы инженера по безопасности движения определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью инженер по безопасности движения обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью инженеру по безопасности движения для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Инженеру по безопасности движения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Специалист по БДД — человек, отвечающий за предупреждение ДТП, за безопасность во время эксплуатации автотранспорта, техническое состояние ТС, подготовку персонала. Профессия подходит тем, кого интересует обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

В штате каждого предприятия, которое занимается любыми типами перевозок, должен числиться специалист (инженер) по БДД. Такой сотрудник должен иметь , а также перед началом работы он обязан пройти аттестацию. Это руководящая должность, ведь инженеру подчиняются и водители, и диспетчеры, и другие сотрудники, а он передает отчеты непосредственно руководителю компании.

Описание профессии

Должностная инструкция специалиста обязывает его выполнять следующий спектр работ:

  • выезд на место ДТП для оказания помощи, оформления документов;
  • оказание юридической помощи сотрудникам компании, которые попали в ДТП;
  • проведение анализа для выявления причин, из-за которых произошло ДТП;
  • прохождение ГТО ТС и регистрация ТС;
  • ведение журнала инспекций, необходимой документации;
  • проверка качества исполнения водителями, диспетчерами и другими сотрудниками должностных инструкций;
  • проведение консультаций, лекций и инструкций, направленных на предупреждение ДТП.

Обязанностей у этого специалиста очень много, ведь он должен ежедневно проверять и осматривать автомобили, которые будут выезжать на работу. Специалист следит за тех. состоянием автомобилей в течение года, а также отвечает за то, чтобы машины вовремя прошли ТО, своевременно ремонтировались, находились в хорошем состоянии.

Часто он занимается не только транспортными средствами, но и отвечает за организацию охраны труда. От технического состояния ТС зависит жизнь водителей, пассажиров и пешеходов, поэтому на инженера по БДД возлагается огромная ответственность.

Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения, должен каждую минуту помнить о том, что его ошибки приведут к тому, что компания, в которой он работает, понесет материальные убытки. Любое несоблюдения правил и должностной инструкции карается штрафами, выговорами, проверками.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Официальное трудоустройство.
  2. Нормированный рабочий день.
  3. Обязанностей много, но работа неутомительная.
  4. Средняя заработная плата, к которой могут прибавляться премии.
  5. Руководящая должность.
  6. Много свободных рабочих мест в любом регионе России.

Минусы

  1. Работа нервная и ответственная.
  2. Перспектив карьерного роста нет.
  3. Остается мало времени на самообразование.
  4. Необходимо долго учиться, чтобы освоить эту профессию.
  5. Работа с большим количеством людей, которых нужно ежедневно контролировать и проверять.
  6. Много должностных обязанностей.
  7. Материальная ответственность.
  8. Без стажа работы до 3 лет трудоустроиться практически невозможно.

Важные личные качества

  1. Ответственность.
  2. Умение руководить большим количеством людей.
  3. Коммуникабельность.
  4. Строгость.
  5. Пунктуальность.
  6. Инициативность.
  7. Решительность.
  8. Организаторские способности.
  9. Умение сохранять спокойствие при любых ситуациях.

Этот специалист должен уметь руководить и проявлять жесткость при принятии решений, в противном случае коллектив не будет слушать его.

Обучение на специалиста по БДД

Если вы желаете работать в этой сфере, то начать стоит с получения высшего технического образования. Специалисты этой категории подают документы в вузы с направлением подготовки «Техника и технологии наземного транспорта». Выпускник проходит аттестацию, получая разрешение на работу в рассматриваемой сфере.

Аттестацию необходимо проходить после каждых 5 лет работы, срок обучения зависит от выбранной программы и базового высшего образования. Заметим, что аттестация может быть проведена раньше в том случае, если на предприятии, где работает инженер по БДД, нарушаются правила безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Если образование непрофильное, то в обязательном порядке необходимо проходить курсы переподготовки. На этом этапе специалист либо сам подает документы на обучение, либо же его направляет компания, в которой он работает.

Обучение по направлению на базе оконченного высшего или средне-специального образования можно пройти в Межрегиональной Академии строительного и промышленного комплекса (МАСПК). На выбор слушателям доступны программы профессиональной переподготовки, а также повышения квалификации по этой специальности. По окончании курсов слушателям выдается диплом или удостоверение установленного образца.

Учебный центр «Перспектива», г. Челябинск

Учебный центр занимается обучением и переподготовкой специалистов. После прохождения курса студенты получают соответствующий диплом и могут искать рабочее место! Если с поиском работы возникают трудности, то представители центра помогут своим выпускникам трудоустроиться.

Вузы

Место работы

Найти работу в этой сфере будет несложно, ведь специалисты востребованы в таких компаниях:

  • компании, у которых есть собственный автопарк для доставки продукции (рестораны, магазины и другие);
  • компании и предприятия, занимающиеся перевозкой разных грузов (строительные магазины, мебельные фабрики и другие);
  • компании, занимающиеся перевозкой людей (трансфер, службы такси, аренда авто и другие).

Это может быть частная или государственная компания, но вакансий очень много, поэтому на поиск работы дипломированный специалист потратит минимум времени.

Оплата труда

Заработная плата средняя, но она очень сильно зависит от региона и компании, в которой инженер по БДД работает. Также важен опыт, ведь чаще всего работодатели желают видеть в штате человека, который работает в сфере транспортных перевозок более 3 лет.

Зарплата на 21.03.2019

Россия 30000—85000 ₽

Москва 35000—79500 ₽

Профессиональные знания

  1. Знание правил ПДД, законодательных и нормативных актов, стандартов дорожного движения.
  2. Знание принципа работы транспортных средств, ведь ежедневно специалист должен проверять их и оценивать техническое состояние.
  3. Умение вести документацию, указанную в должностной инструкции.
  4. Базовые знания о юриспруденции, охране труда, а также пожарной безопасности.
  5. Умение работать с ПК, знание базового пакета программ.
  6. Желательно умение водить автомобиль.

Этот специалист должен уметь эффективно управлять сотрудниками, которые работают с транспортными средствами. Он отвечает за все процессы и несет материальную ответственность, поэтому важно отличное знание законов, правил и должностных обязанностей.

Инженер по безопасности движения

Должностные обязанности. Осуществляет систематический контроль за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принимает необходимые меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Анализирует причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разрабатывает мероприятия по их устранению. Участвует в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства. Изучает условия работы водителей на рабочих местах, участвует во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда. Принимает участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения. Проводит в коллективе разбор дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения. Контролирует соблюдение водителями на линии правил дорожного движения и обеспечивает в соответствии с графиком выезды на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения. Контролирует выполнение предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда. Оказывает методическую помощь службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участвует в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения. Организует изучение правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства. Участвует в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда. Проверяет качество работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж. Участвует в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций. Организует распространение опыта безаварийной работы. Ведет учет и отчетность по безопасности движения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения; правила дорожного движения; правила перевозки грузов и пассажиров; порядок расследования дорожно-транспортных происшествий; устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей; организацию контрольных постов и требования к качеству их работы; передовой опыт безаварийной работы водителей; методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения; порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения; основы изобретательства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации.

Инженер по безопасности движения I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по безопасности движения II категории не менее 3 лет.

Инженер по безопасности движения II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по безопасности движения или на других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным (техническим) образованием, не менее 3 лет.

Инженер по безопасности движения: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет.