Чем отличается заявление гражданина от жалобы. Разница между жалобой и заявлением

Статья 119. Лица, имеющие право заявить ходатайство

Комментарий к статье 119

1. Ходатайством называется официальная просьба, адресованная (в нашем случае) государственному органу или должностному лицу, осуществляющим производство по уголовному делу. Правом обращения с ходатайством наделены стороны в уголовном судопроизводстве. Это право служит для них одним из способов защиты и отстаивания своих законных интересов в уголовном деле. Правом на заявление ходатайств в уголовном судопроизводстве наделен также эксперт, для которого это право служит дополнительным средством выполнения поставленной перед ним задачи, связанной с участием в уголовно-процессуальном доказывании.

2. Содержанием ходатайства является просьба о производстве в интересах той или другой стороны следственных действий по собиранию доказательств либо принятии соответствующего процессуального решения, а эксперт может ходатайствовать о производстве дополнительных следственных действий и предоставлении в его распоряжение дополнительных материалов (предметов и документов).

3. Ходатайство всегда заявляется тому, в чьем производстве находится уголовное дело в данный момент, а отказ в его удовлетворении влечет право на жалобу.

Статья 120. Заявление ходатайства

Комментарий к статье 120

Отклонение ходатайства одним должностным лицом, например следователем, не исключает права заявления того же ходатайства другому должностному лицу (прокурору, судье), но только после того, как уголовное дело поступит к ним. Одному и тому же лицу заявление повторного ходатайства имеет смысл лишь в том случае, если для этого появились дополнительные основания.

Статья 121. Сроки рассмотрения ходатайства

Комментарий кстатье 121

Трое суток со дня заявления - максимальный срок для рассмотрения ходатайства и его удовлетворения или мотивированного отказа. Продлению этот срок не подлежит.

Статья 122. Разрешение ходатайства

Комментарий к статье 122

По сложившейся многолетней практике в случае удовлетворения ходатайства постановление и определение не выносятся. Ответом на такое ходатайство служит сам факт выполнения того, о чем ходатайствовала сторона (назначена экспертиза, изменена мера пресечения и т.д.). Постановление (определение) выносится в случае отказа в удовлетворении ходатайства. В этих процессуальных документах, которые доводятся до сведения ходатайствующего, главное место, определяющее их назначение, отводится мотивировке отказа, который может быть обжалован.

Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство

Статья 123. Право обжалования

Комментарий к статье 123

1. Жалоба в уголовно-процессуальной сфере - это обращение участника процесса в соответствующий орган или к соответствующему должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов.

2. Жалоба подается (иногда говорят -приносится ). Подача жалобы именуетсяобжалованием , которое имеет своим предметом любое действие дознавателя, следователя, прокурора и суда, которое, по мнению жалобщика, является незаконным или необоснованным. В отличие от ходатайства жалоба может быть подана не только стороной в уголовном судопроизводстве, но и любым другим его участником, считающим, что в процессе нарушены его права и законные интересы (например, свидетелем, который допрошен с применением незаконных методов).

3. О понятии разумных сроков в уголовном судопроизводстве и об ответственности за их нарушение см. статью 6.1УПК и нашкомментарий к ней.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Комментарий к статье 124

1. Прокурору и начальнику следственного органа как должностным лицам, осуществляющим инициативный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, в пределах их компетенции, определяемой соответственно статьями 37и39УПК, обжалуются любые действия и решения этих органов, за исключением лишь тех, которые согласно прямому указанию закона подлежат обжалованию в судебном порядке.

2. Жалобы, о которых идет речь, могут быть поданы любым участником предварительного расследования, чьи права или законные интересы нарушены, на любые уголовно-процессуальные решения и действия любого органа дознания и предварительного следствия.

3. Жалобы могут быть поданы: 1) по почте, телеграфу или с личной доставкой в канцелярию прокуратуры или следственного органа; 2) через лицо, производящее расследование. В данном случае жалоба может быть не обязательно письменной, но и устной. Устная жалоба заносится в протокол. Как письменная жалоба, так и протокол принятия устной жалобы, подписанный жалобщиком и лицом, производящим расследование, в течение двадцати четырех часов должны быть направлены последним прокурору или руководителю следственного органа со своими объяснениями.

4. Десятисуточный срок рассмотрения прокурором жалобы по уголовному делу является предельным и не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Комментарий кстатье 125

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.

3. Верховный Суд РФ разъясняет: "Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемыхКонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права" (пункт 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1. В дальнейшем - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). В частности, обжаловать в суд решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела вправе не только потерпевший, как это с очевидностью подразумевается, но и лицо, в отношении которого, например по факту дорожно-транспортного происшествия, производилась проверка и которое не согласно с основанием отказа, и даже адвокат, который еще до начала уголовного процесса оказывал названному лицу юридическую помощь по соглашению (см.:ОпределениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. С. 25, 26), хотя никакого участия последнего в этой стадии уголовного судопроизводстваУПКне предусматривает.

4. С учетом того что жалоба на основании статьи 125УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основаниистатьи 124УПК РФ - прокурору или руководителю следственного органа, судьям рекомендовано выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельство установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 8Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1).

5. Согласно пунктам 10и12Постановления Пленума Верховного Суда РФ судья обязан обеспечить своевременное извещение о месте, дате и времени судебного заседания заявителя, его защитника, представителя (законного представителя), прокурора, участие которого является обязательным, руководителя следственного органа, следователя, осуществляющего расследование по делу, по которому принесена жалоба. Подлежат извещению иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. К иным лицам относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования отражаются в протоколе судебного заседания, копии таких материалов хранятся в производстве по жалобе.

Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе. При этом судам следует иметь в виду, что разглашение данных, содержащихся в материалах уголовного дела, допускается только в том случае, когда это не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

6. Общий смысл частей третьей,четвертойипятой комментируемой статьизаключается в том, что жалоба на действия (бездействие) органов расследования и прокурора рассматривается в судебном заседании в условиях состязательности, что и определяет главный смысл судебного контроля за предварительным расследованием уголовных дел и его существенное отличие от прокурорского надзора.

7. Вступившие в законную силу судебные решения по жалобам на постановления дознавателя, следователя, прокурора могут быть пересмотрены вышестоящим судом в порядке надзора только до передачи уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Судебное рассмотрение таких жалоб одновременно, параллельно с разбирательством уголовного дела было бы, считает Верховный Суд РФ, вмешательством в отправление правосудия (пункт 4Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1 "О применении норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции" // Российская газета. 2007. 20 янв.).

В толковании комментируемой статьинаметилась спорная тенденция.ОпределениемКонституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ и жалобами ряда граждан (Российская газета. 2003. 15 янв.) признано, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, вправе обжаловать в суд решение органа расследования или прокурора о таком возбуждении. В теоретическом отношении данная позиция несостоятельна. Судебная проверка законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, означающем начало уголовного преследования данного лица, которое с этого момента становится подозреваемым, имеющим комплекс прав на защиту, является вмешательством судебной власти в осуществление прерогативы органов уголовного преследования, нарушением закрепленного встатье 15УПК принципа разделения процессуальных функций. Следующим шагом на этом пути логически мыслится признание за лицом права на судебное обжалование следственного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, а затем и обвинительного заключения, а также решения прокурора о направлении уголовного дела в суд. Такой "контрпроцесс" способен сокрушить функцию уголовного преследования, парализовать ее осуществление, разбалансировать уголовное судопроизводство. Суд не может и не должен проверять законность и обоснованность актов уголовного преследования иначе как путем судебного разбирательства по уголовному делу, поступившему в суд, принятому им к производству и назначенному к слушанию в первой инстанции.

Статья 126. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей

Многие люди, сталкиваясь с рядом определенных проблем, начинают интересоваться вопросом: как написать и подать жалобу (заявление) в прокуратуру и что для этого необходимо. Ведь именно прокуратура является государственным органом, который помогает гражданам в случае нарушения их свобод и прав. Так же в её полномочия входит контроль над коммерческими предприятиями и государственными организациями, которые сотрудничают с людьми и их законопослушным поведением по отношению к ним. Если гражданин сталкивается с какими-либо нарушениями со стороны таких организаций, подается , заявление или же другая форма обращения. Конечно же, ситуации бывают различные, но наиболее распространенными являются жалобы на государственных служащих, работодателей или арендодателей.

Чаще всего, жалоба в прокуратуру подается по следующим причинам:

Проблемы с выплатами зарплаты: нежелание работодателя оплачивать труд гражданина, несоответствие оговоренной и фактической суммы заработной платы;
Нарушение полномочий служащими следственных органов, служебных приставов, дознавателей, или же отсутствие каких-либо обещанных действий с их стороны;
Нарушение прав людей, которые находятся под арестом, отбывают срок или ожидают приговора в следственном изоляторе;
Отказ государственных служащих или органов от выполнения своих обязанностей, предоставления документации и так далее, который не оправдан законодательством страны.

Чем отличается жалоба в прокуратуру от заявления?

Многие считают, что разницы между этими двумя формами документов практически нет, но на самом деле она довольно значима. Поэтому, если вы решили обратиться в государственный орган, следует разобраться, какой именно формат документа вам подходит.

Заявление в органы прокуратуры – это официально оформленный документ, который содержит просьбу о помощи в реализации его собственных конституционных свобод или же свобод третьего лица. Также заявление может содержать информацию о неэффективной работе государственных служащих, органов самоуправления или же конкретных чиновников.

Жалоба в прокуратуру – это официально оформленный документ, который содержит информацию об уже состоявшемся нарушении права или свободы гражданина с просьбой защитить и восстановить его.

Как же обратиться за помощью в органы прокуратуры?

Сталкиваясь с некоторыми проблемами впервые, многие граждане задаются вопросом: как написать жалобу в прокуратуру, как составить заявление и как в принципе обратиться за помощью. Итак, для того, чтобы обратиться в органы прокуратуры, можно воспользоваться несколькими способами.

Способ №1: вы всегда можете отправить составленное в правильной форме обращение к органам с помощью почты России.

Способ №2: можно прийти в отделение прокуратуры самостоятельно, имея при этом заранее составленное заявление. Если же вы не может разобраться с составлением документа, то можно изложить проблему устно, а служащие помогут вам правильно составить бумагу, с учетом всех требований и правил.

Способ №3: На данный момент в каждом отделении прокуратуры имеется специально оборудованный ящик, в который можно поместить заранее составленный документ и спустя некоторое время он будет рассмотрен. На таких ящиках написано: «Для заявлений и обращений».

Способ №4: в интернете можно найти сайт прокуратуры, где принимаются обращения в онлайн режиме. Причем следует учесть, что такие заявки рассматриваются со всеми остальными наравне, и не будут отложены по времени.

Следует учесть, что с начала 2011 года, прокуратура прекратила заниматься делами уголовного характера, поэтому такая жалоба в прокуратуру подана быть не может. Все заявления и жалобы, которые имеют отношение к уголовным преступлениям, могут быть поданы в те инстанции, которые занимаются уголовным преследованием.

Как написать жалобу в прокуратуру согласно правилам?

В принципе написание жалобы в органы прокуратуры, так же, как и заявления, сильных различий не имеет. Полностью со всеми правилами можно ознакомиться в специальной инструкции. Однако каких-либо строгих критериев к оформлению данных документов законодательство не устанавливало. Далее рассмотрим некоторые требования, которые требуется соблюдать, чтобы правильно написать жалобу в прокуратуру, или же заявление:

Должность лица, к которому отправляется обращение, его фамилия, имя и отчество или же его информация о том отделении, куда будет направлен документ, указывается в правом верхнем углу. Для того, чтобы обращение было принято, оно должно быть отправлено на то отделение, на территории которого произошел инцидент. Если же гражданин подаст документ ошибочно, на другое отделение прокуратуры, то оно вернется к нему в течение одной недели с указанием, того отдела, где ему помогут решить представленный вопрос;
Далее необходимо указать свои данные, а также почтовый адрес, для того, чтобы прокуратура могла направить ответ заявителю. Эти данные указываются с правой стороны документа;
Посередине бумаги ниже необходимо указать название своего обращения: жалоба это, заявление или другой вид обращения;
После этого с красной строки укажите суть вашей проблемы, те обстоятельства, которые вас заставили прибегнуть к обращению в прокуратуру, а также то, каких результатов вы ожидаете;
В завершении своего документа вы можете указать одну из шаблонных фраз, как например, прошу принять меры реагирования со стороны прокуратуры. Если вы владеете информацией о каких-либо нормативных актах, правилах, которые были нарушены по отношению к вам или третьему лицу, желательно указать их в своем обращении. Также постарайтесь как можно более четко и полно изложить проблему, потому как в противном случае вполне вероятен возврат документа с целью уточнения проблемы.
После этого, к документу прикрепляются все копии бумаг, которые могут подтвердить факт нарушения или же оригиналы. Список этих документов пишется в обращении.
Внизу обращения необходимо расписаться и указать дату, когда обращение было составлено.


Образец жалобы в прокуратуру всегда можно найти в интернете, на официальном сайте прокуратуры или же посмотреть в самом отделении. Существует несколько дополнительных нюансов, которые должны быть учтены, когда подается заявление в прокуратуру. Обязательно составляйте документ разборчивым почерком, не черкая, излагая мысль понятно и лаконично, иначе прокуратура вернет вам обращение, предоставив при этом право обратиться напрямую в отделение. Если же будет неразборчиво написаны адресные или анкетные данные, письмо возвращено не будет, но и рассмотрено тоже. Ни в коем случае не употребляйте личностные оскорбления, ругательства или брань – прокуратура вернет вам заявление и укажет на злоупотребление собственными правами к обращению.

Итак, сколько же займет рассмотрение вашего заявления?

В любом случае, ответ на свое заявление вы должны будете получить в течении семи календарных дней. Именно за этот период прокуратура должна вынести предварительное решение, касательно вашего обращения. Варианты ответа могут быть следующими:

Заявление или жалобы были приняты к разрешению;
Обращение оставлено без разрешения;
Документы были отправлены в нижестоящее отделение для разрешения;
Рассмотрение было остановлено;
Документы были приобщены к уже поданным ранее, если таковые имеются;
Заявление или жалоба возвращаются заявителю;
Обращение передано в другие органы для дальнейшего разрешения.

После этого начинается следующий термин для дальнейшего принятия решения. Если обращение простого формата, то этот термин составит не более пятнадцати дней, в то время, как для сложных – это тридцать календарных дней. К сложным относятся обращения, которые требуют дополнительного анализа, проверки и уточнения данных. После этого принимается одно из шести окончательных решений:

Принимаются меры для того, чтобы частично или полностью выполнить требования гражданина. Такое решение называется утвердительным;
Удовлетворяется то обращение, которое было повторно направлено в прокуратуру с целью обжалования предыдущих ответов от данного отделения;
Если требования гражданина, который подает заявление или жалобы, признаются необоснованными, то ответ будет: отклонено;
Если все правовые вопросы получили четкое разъяснение, ответ: разъяснено;
В том случае, когда обращение было перенаправлено в другое отделение или инстанцию, указывается ответ: направлено;
Если приходит ответ о принятии другого решения, это значит, что обращение оставили без разрешения, был утерян контакт, документы возвратили гражданину или же заявление приобщили к надзорным материалам.

"Жалоба", "заявление", "ходатайство" - понятия широко известные и в общем смысле чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправления и т.п.) органы.

Основное отличие между ними - предмет обращения.

Жалоба - это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или восстановления справедливости, связанное с нарушением прав и законных интересов заявителя.

Заявление (ходатайство) - обращение, не связанное (в отличие от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения.

Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.

Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.

Процессуальный смысл перечисленных понятий заключается в том, что "ходатайство", например, - это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду. "Заявление" (в том числе и исковое) - форма обращения в суд.

Жалоба может быть кассационной - обращенной в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; на отказ в совершении нотариального действия и т.д. (более подробно остановимся на них далее). В этом случае право принесения жалобы (заявления, ходатайства) имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, защитник (адвокат), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, прокурор, общественный обвинитель (защитник) - в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, их представитель (адвокат), прокурор - в гражданском процессе.

Право гражданина на жалобу (обращение) гарантируется Конституцией РФ (ст. 33), а порядок рассмотрения - Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Еще по теме 1. Право на обращение (жалоба, заявление, ходатайство):

  1. Направление ответов на жалобы, заявления, обращения и запросы
  2. § 2. Возбуждение надзорного производства 1. Лица, имеющие право на обращение с ходатайством о надзорном пересмотре

Статья 185. Общие положения о доверенности
(в ред. Федерального закона от 03 07 2016 323-ФЗ)

1. Наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
2. Наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156), отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества по долгам наследодателя, которому это имущество принадлежало, и не отвечает этим имуществом по долгам наследника, от которого к нему перешло право на принятие наследства.
3. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
При предъявлении требования о расторжении договора соразмерно при расторжении договора сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. (ст. 15 Закона РФ" О защите прав потребителей").
Судебный пристав-исполнитель, а также организация вправе оспорить в суде решение такого товара потребителем в случае просрочки исполнения обязательства, обеспеченного задатком.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 53 Гражданского кодекса РФ при совершении одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Статья 69. Лишение родительских прав
Семейный кодекс РФ Глава 12 Статья 69
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов,
отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций,
(в ред. Федеральных законов от 24 04 2008 49-ФЗ, от 25 11 2013 317-ФЗ, от 28 11 2015 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
злоупотребляют своими родительскими правами,
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,
являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией,
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
(в ред. Федерального закона от 30 12 2015 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Желаю удачи.

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.