Подрядные работы для государственных нужд.

Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» 1 , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту

может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон -- и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости -- и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.

Подрядные строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или ее субъекта и финансируемые за счет средств соответствующих бюд-жетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта.

По государственному контракту

на выполнение подрядных работ для государственных нужд подряд-чик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связан-ные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государст-венному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК). В отличие от обычных договоров подряда, заключаемых между самостоятельными хозяйствующими субъектами исключи-тельно по их усмотрению, государственный контракт направлен на удовлетворение наиболее важных государственных потребностей (создание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, возведение зданий и сооружений в публичных интересах и т.д.). Особая значимость для государства и общества указанных отношений предопределила создание правового механизма, обеспечивающего выполнение этих задач.

Современное законодательство о подрядных работах для госу-дарственных нужд построено не на принуждении подрядчиков к заключению договоров, а на стимулировании их к выполнению соответствующих работ (льготное кредитование и налогообложение, предоставление гарантий финансирования и возмещения имущест-венных потерь и др.). Принуждение допускается в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом (например, в отношении подрядчиков-монополистов).

В качестве подряда для государственных нужд может быть ква-лифицирован лишь такой договор, который заключен на основании выданного в установленном порядке государственного заказа и имеет необходимое финансовое обоснование (решение компетентных ор-ганов о выделении государственных денежных средств для оплаты по конкретному контракту). Следовательно, не всякие строительные и проектно-изыскательские работы, выполняемые для государствен-ных нужд за счет источников, указанных в ст. 763 ГК, подпадают под регулирование § 5 гл. 37 ГК. Обязательным квалифицирующим признаком рассматриваемого договора является включение работ в соответствующий перечень и выдача на них в установленном по-рядке государственного заказа1.

1 Порядок и условия включения объекта в перечень регламентирован Поло-жением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государст-венных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. № 714 (СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4097). Далее - Положение о формировании строек и объектов.

Согласно ст. 763 ГК государственный контракт может заклю-чаться в отношении двух видов подряда: строительного и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Поэтому государст-венный контракт необходимо рассматривать как разновидность строительного подряда или подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии со ст. 527 и 528 ГК. Согласно ст. 768 ГК детальное регулирование рассматриваемых правоотношений предполагается в законе о подрядах для государственных нужд. До его принятия следует руководствоваться действующими в настоя-щее время специальными подзаконными актами, в частности Ос-новными положениями порядка заключения и исполнения государст-венных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812)1, а также упоминавшимся выше Положе-нием о формировании перечня строек и объектов. Кроме того, от-дельные нормы содержатся в комплексных законодательных актах, в частности в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»2 (далее - Закон о разме-щении заказов), Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. «О по-ставках продукции для федеральных государственных нужд»3, Фе-деральном законе от 27 декабря 1995 г. «О государственном обо-ронном заказе»4.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных и изыскательских работ. Виды и объем работ должны быть определены в договоре. В юридической литера-туре высказывалась точка зрения о том, что предметом рассматри-ваемого договора могут быть не любые работы, являющиеся соглас-но ст. 740 ГК предметом строительного подряда, а лишь сугубо строительные работы. Однако такое толкование не учитывает, что, например, работы по капитальному ремонту зданий или пусконала-дочные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом, могут быть не менее значимыми для государства и, следовательно,

САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3189. СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105. СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540. СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

требовать подчинения их нормам подряда для государственных нужд. Поэтому содержащуюся в ст. 763 ГК отсылку к ст. 740 ГК следует понимать как распространение правил § 5 гл. 37 ГК на лю-бые отношения строительного подряда.

Сторонами государственного контракта выступают государст-венный заказчик и подрядчик. Подрядчиком может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию. Однако к подрядчикам, претендующим на размещение заказа по результатам торгов, предъявляются дополнительные тре-бования, а именно: отсутствие процедур их ликвидации или приос-тановления их деятельности, отсутствие существенной задолженно-сти по налогам и др. (ст. 11 Закона о размещении заказов). Заказчи-ком является государственный орган (федеральный или субъекта РФ), обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным орга-ном правом распоряжаться такими ресурсами (ст. 764 ГК). Государ-ственный заказчик может передать часть своих функций заказчику-застройщику на основе заключенного с ним договора. Перечень таких функций регламентирован в Положении о формировании пе-речня строек и объектов.

Для некоторых видов государственных контрактов законода-тельство предусматривает специальные требования к субъектному составу. Так, Правительство РФ вправе устанавливать дополнитель-ные требования к подрядчикам, выполняющим работы для нужд обороны и безопасности государства (наличие у них производствен-ных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ).

Основания и порядок заключения государственного контракта. Государственные и муниципальные контракты размещаются путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Торги организо-вываются для определения лица, способного наилучшим образом исполнить государственный контракт.

Отступление от этого порядка предусмотрено Законом о размещении заказов и касается, главным образом, подрядчиков, которые в силу своего доминирующего или монопольного положения на рынке могут быть принуждены к за-ключению государственного контракта. Размещение заказа у един-ственного подрядчика (без проведения торгов) производится, в ча-стности, в случаях, когда работа относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляется работа по под-держанию мобилизационных мощностей, возникла потребность

в определенных работах вследствие непреодолимой силы (что обу-словливает нецелесообразность торгов, сопряженных со значительны-ми временными затратами)1.

Подробное регулирование отношений, возникающих при прове-дении торгов, содержится в Законе о размещении заказов. Так, на-рушение положений о размещении заказа является основанием для признания в судебном порядке недействительным размещения зака-за по иску заинтересованного лица или государственного органа, уполномоченного на осуществление контроля за размещением зака-зов (ст. 10 Закона). Заказчик вправе обратиться в суд с иском о по-нуждении победителя конкурса заключить контракт, если тот укло-няется от его заключения, а также потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер (ст. 29 Закона). Для государственного заказчика, разместив-шего заказ, принятый подрядчиком, заключение государственного контракта является обязательным. Заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса лишь в случаях, пре-дусмотренных в ст. 9 Закона о размещении заказов, в частности, при установлении фактов проведения ликвидации участников конкурса, приостановления их деятельности, предоставления заведомо лож-ных сведений. Заключение государственного контракта является обязательным для подрядчика в случаях, установленных законом. Если подрядчик определяется не на конкурсной основе, понуждение его к заключению контракта возможно лишь при условии, что госу-дарственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Требование о возмещении убытков не применяется в от-ношении казенных предприятий (ст. 527 ГК). Если сторона, для кото-рой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению контракта (п. 5 ст. 528 ГК).

Государственный контракт, не связанный с торгами, заключается в соответствии со ст. 528 ГК, которая регулирует порядок заключе-ния государственных контрактов на поставку товаров для государ-ственных нужд.

Цена и сроки начала и окончания работ являются существенны-ми условиями рассматриваемого договора (п. 1 ст. 766 ГК). Поэтому

См. ст. 55 Закона о размещении заказов.

отсутствие в контракте этих условий влечет признание его незаклю-ченным. Если государственный контракт заключается по результа-там торгов, цена и сроки определяются в соответствии с объявлен-ными условиями торгов и представленным на конкурс предложени-ем подрядчика, признанного победителем конкурса (п. 2 ст. 766 ГК). Торги являются элементом сделки - договора подряда для государ-ственных нужд. Поэтому условия, согласованные в результате тор-гов, необходимо рассматривать как условия государственного кон-тракта. Стоимость работ в процессе выполнения контракта может изменяться вследствие объективных обстоятельств. Изменение цены производится по соглашению сторон в порядке и с последствиями, предусмотренными ст. 452 и 453 ГК. Однако возможность соглаше-ния об увеличении цены зависит от выделения дополнительных финансовых средств уполномоченным государственным органом.

В контракте может быть предусмотрена обязанность заказчика авансировать строительство. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливают-ся при заключении контракта. Если подрядчик виновен в невыпол-нении объемов работ, предусмотренных графиком, сумма предъ-явленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания. Окончательный расчет производится в месячный срок после при-нятия объекта в эксплуатацию, если иное не предусмотрено в кон-тракте.

Существенными условиями государственного контракта явля-ются также способы обеспечения исполнения договорных обяза-тельств. Обязанности государственного заказчика по оплате работ обеспечиваются соответствующими органами государственного управления РФ, субъекта РФ или муниципальным образованием (в зависимости от источника финансирования). Допустимо приме-нение любых обеспечительных мер, предусмотренных граждан-ским законодательством: поручительство, банковская гарантия, не-устойка и др.

Поскольку законодательство, регламентирующее подряд для государственных нужд, построено по принципу экономического стимулирования подрядчиков к принятию заказов, оно содержит нормы, защищающие интересы подрядчика на случай ненадлежа-щего финансирования. Уменьшение государственными органами

бюджетных средств, выделенных для финансирования подрядных работ, предоставляет подрядчику право потребовать изменения сро-ков и других условий выполнения работ. Подрядчик может также взыскать убытки, причиненные изменением сроков (ст. 767 ГК).

Ответственность сторон государственного контракта имеет не-которые особенности. Законодательство содержит императивные нормы, устанавливающие ответственность заказчика и подрядчика. Так, в случае просрочки исполнения заказчиком обязанности, пре-дусмотренной государственным или муниципальным контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР. Неустойка начисляется за каж-дый день просрочки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Государственный заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Если в результате недопоставки оборудования произошла остановка строительства более чем на месяц, срок окончания строительства продлевается на период остановки работ. Размер санкций за несвое-временную передачу оборудования устанавливается в контракте. В государственный контракт включается также обязательное усло-вие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадле-жащее исполнение договорного обязательства (ст. 9 Закона о раз-мещении заказов).

1. Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного, и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

2 Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд:

· государственный заказчик - федеральный государственный орган или государственный орган субъекта федерации, имеющий инвестиционные ресурсы, либо организация, наделенная правом распоряжения ими;

· подрядчик - юридическое лицо или гражданин.

3. К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК о соответствующих, видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а так же “Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.08.93 1д 812 (в ред. от 18.02.98).

Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят

Понятие и содержание договоров на выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ

1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научны. исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторского документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
2. договор является консенсуальлым, двусторонним и возмездием.
договор может охватывать как весь цикл проведения исследования (научно-исследовательские работы), разработки и изготовления образцов или технологии (опытно-конструкторские и технологические работы), так и его отдельные этапы.
Риск случайной невозможности исполнения договора несет заказчик, который в этом случае обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности полить предусмотренные договором результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.
К условиям о сроках выполнения работ применяются соответствующие нормы о договоре подряда, следовательно, для признания договора заключенным необходимо согласование сроков начала и окончания работ, нарушение которых рассматривается как просрочка исполнения обязательств.
Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
3. Исполнитель обязан



· выполнить работу в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать ее результаты заказчику в предусмотренный договором срок;

· незамедлительно информировать заказчика о выявленной в ходе работ невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;

· по договору на выполнение научно-исследовательских работ- выполнять работы лично и не вправе привлекать к их выполнению третьих лиц без согласия заказчика. Исполнитель по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ вправе привлекать к выполнению работ третьих лиц без согласия заказчика, если иное не предусмотрено договором (к отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике);

· согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и приобретение прав на их использование;

· гарантировать “патентную чистоту” результатов, полученных в ходе выполнения работ по договору, то есть передать результаты, не нарушающие исключительных прав третьих лиц;



· своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступление от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;

· возместить убытки, причиненные заказчику в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Упущенная выгода подлежит возмещению в случаях, предусмотренных договором.

Заказчик обязан:

· передавать в процессе проведёния работ информацию (патентную, техническую, научную и пр.), необходимую исполнителю для надлежащего выполнения работ;

· принять рёзультаты работ после. их завершения или в ином порядке, предусмотренном договором. В случае уклонения заказчика в течение двух месяцев от приемки работ исполнитель вправе после предупреждения заказчика продать результат работ за разумную цену третьему лицу, а вырученные деньги за вычетом причитающихся ему платежей внести на имя заказчика депозит нотариуса или суда. Сдача-приемка работ оформляется двусторонним актом, подписанным сторонами;

· оплатить результаты работ в размере и порядке, предусмотренных вдоговоре;

· оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре;

· договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу или тематику работ.
Стороны обязаны:

· обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, если иное не предусмотрено договором. Круг сведений, составляющих конфиденциальную информацию, может быть предусмотрен в договоре;

· публиковать полученные при работе сведения, признаваемые конфиденциальными, только с согласий другой стороны.

4. Стороны вправе использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором, а также для собственных нужд, если иное не предусмотрено договором.
Исключительные права на научно-технические результаты, полученные в ходе выполнения работ по договору, принадлежат сторонам.
Заказчик получает исключительные права на результаты работ, а исполнитель вправе использовать их для собственных нужд договором может быть по-иному произведено разграничение прав на результаты работ.
В договоре должны быть предусмотрены следующие условия, касающиеся патентоспособных результатов работ:

· подача заявок и получение патентов на них;

· обязательства сторон по передаче прав на заявленные и запатентованные решения.

5. Особенности ответственности сторон за ненадлежащее выполнение обязательств по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:

· исполнитель отвечает только при наличии вины;

в определенных случаях ограничивается размер ответственности исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по
договору:
- возмещается только реальный ущерб, но не упущенная выгода;
- по соглашению сторон сумма возмещения убытков может быть ограничена стоимостью работ.
При обнаружении недостатков в технической документации, образцах изделий и т. п. заказчик вправе потребовать лишь безвозмездного устранения их исполнителем, но не вправе требовать соразмерного уменьшения цены работ или возмещения собственных расходов на устранение недостатков.
При просрочке исполнителем срока сдачи работ заказчик вправе отказаться от приемки работ и потребовать возмещения причиненного этим ущерба, если покажет, что исполнение обязательства утратило для него интерес вследствие просрочки исполнителя договор на выполнение научно-исследовательских работ прекращается при выявлении объективной невозможности достижения ожидаемого результата, а договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - также и при нецелесообразности дальнейшего продолжения работ.

Существенными условиями договора подряда для государственных или муниципальных нужд являются следующие:
а) условие о предмете работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 09.03.2005 N Ф08-709/05, от 12.12.2006 N Ф08-6090/06, ФАС УО от 26.07.2005 N Ф09-2321/05-С4, ФАС ЦО от 20.04.2006 N А23-3806/05Г-4-176, ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839);
б) условие о стоимости работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 12.12.2006 N Ф08-6090/06);
в) условие о сроке выполнения работ (см. постановления ФАС ПО от 5-10.12.2002 N А12-6788/02-С41, ФАС УО от 12.04.2004 N Ф09918/04ГК, ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЗСО от 13.10.2005 N Ф04-368/2005(14729-А70-8), ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839).
Особенностью данного вида договоров подряда является то, что существенным условием договора подряда для государственных (муниципальных) нужд является также условие об источниках и порядке финансирования публичным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) выполняемых подрядчиком работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЦО от 30.06.2005 N А48-8203/04-12).
315. Кто является сторонами договора подряда для государственных или муниципальных нужд? Кто является должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы?

В соответствии со ст. 764 ГК государственными заказчика ми могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиком по договору подряда для государственных или муниципальных нужд может выступать юридическое или физическое лицо.
Особенность субъектного состава обязательств по договору подряда для государственных (муниципальных) нужд проявляется в следующем: должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы является не государственный (муниципальный) орган, заключивший соответствующий договор, а само публичное образование. Этот вывод был сделан Президиумом ВАС РФ при рассмотрении одного из дел в порядке надзора. Фабула этого дела такова.
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с министерства природных ресурсов субъекта РФ и министерства финансов того же субъекта денежной суммы, составляющей долг за выполненные для государственных нужд подрядные работы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен только в части взыскания долга с министерства природных ресурсов, в иске к министерству финансов отказано, так как суд счел недоказанным факт несостоятельности министерства природных ресурсов; суд посчитал, что оснований для обращения с требованием о взыскании к казне субъекта РФ у подрядчика нет. Суд апелляционной инстанции, поддержанный окружным судом, решением отменил, в иске отказал, сославшись на следующее обстоятельство: в результате действий органов государственной власти участниками правоотношений становятся субъекты РФ в целом, а не названные органы. Министерства финансов, не являясь стороной по государственному контракту, не может нести ответственность по обязательствам, возникшим из указанного государственного контракта. Президиум ВАС РФ состоявшиеся по делу судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - субъект РФ в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. При новом рассмотрении дела Президиум ВАС РФ обязал суд установить этот орган (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 4405/06).

Еще по теме § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (ст. 763-768) 314. Каковы существенные условия договора подряда для государственных или муниципальных нужд?:

  1. § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
  2. 7.5. Подрядные работы для государственных нужд (ст. 763-768 ГК)
  3. 316. Какова судебная практика по спорам, связанным с применением нормы ст. 765 ГК о порядке и основаниях заключения договора подряда для государственных или муниципальных нужд?
  4. § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525-534) 96. Каковы последствия уклонения одной из сторон от заключения государственного (муниципального) контракта в соответствии со ст. 528 ГК?

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Из содержания § 5 гл. 37 ГК РФ следует, что законодатель объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов является прежде всего предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) - отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке п. 1 ст. 702, содержащего отсылку к ст. 740 и ст. 758 ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ - основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Однако он содержит нормы общего характера, особенности же этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ), который пока не принят. В настоящее время специфика таких контрактов отражена в следующих правовых актах: БК РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ряд особенностей заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ закреплен в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации .

Из формулировки п. 1 ст. 763 ГК РФ следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с проведением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение - удовлетворение государственных или муниципальных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ в работах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов РФ). Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ст. 3 Закона о размещении заказов).

Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 71-73 БК РФ).

Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Подрядчик - юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное. Действовавшие ранее жесткие ограничения на привлечение иностранных подрядчиков к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд (их привлечение допускалось лишь в случае, если производство работ отсутствует в Российской Федерации либо нецелесообразно) были сняты Законом о размещении заказов (ст. 13). В отношении работ, выполняемых иностранными лицами, указанным Законом устанавливается национальный режим, если иное не предусмотрено законом. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать условия допуска работ, выполняемых иностранными лицами, при размещении заказов на выполнение работ для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1-5 ст. 13 Закона о размещении заказов). Так, иностранные юридические лица вправе участвовать в подрядных конкурсах на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа (а значит, и выступать подрядчиками), если соответствующие работы не выполняются российскими предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно.

Государственный или муниципальный контракт должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказанное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности. Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ могут быть юридические лица - специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыскательские организации (проектировщик, изыскатель). Исполнитель в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проектно -изыскательскую деятельность.

Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям, предъявляемым к участникам размещения государственного или муниципального заказа. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Законом о размещении заказов (ст. 11): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

Государственный или муниципальный заказчик - лицо, в соответствии с бюджетным законодательством наделенное необходимыми финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Государственными, муниципальными заказчиками вправе выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ, ст. 4 Закона о размещении заказов).

Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). На основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут быть наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации .

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта. Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Важно подчеркнуть, что отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд (как и при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд), состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение указанных работ допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК РФ, ст. 2 Закона о размещении заказов).

Согласно названному Закону размещение заказов может производиться следующими способами: посредством проведения конкурса; посредством проведения аукциона; посредством проведения запроса котировок; путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; путем размещения заказа у единственного подрядчика. Первые два способа относятся к конкурсным формам, а последние три - к внеконкурсным. При размещении заказов названными способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (ст. 7 Закона о размещении заказов).

При этом размещение заказа у единственного подрядчика - такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.

В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта РФ, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении них процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.

Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта, государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» ).

Содержание государственного (муниципального) контракта. В п. 2 ст. 766 ГК РФ подчеркивается, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, его условия предопределены для обеих сторон. Контракт заключается на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса, либо на условиях документации об аукционе и по цене победителя аукциона, либо на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке. Отступление не только подрядчика, но и заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии от объявленных условий торгов или запроса котировок цен и предложений подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы, недопустимо, поскольку в этом случае утрачиваются критерии для определения победителя (ст. 17, 57 Закона о размещении заказов).

Существенными условиями государственного или муниципального контракта являются: его предмет, объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательства.

Размер (объем) финансирования, как отмечалось выше, определяется сторонами с учетом предельной суммы расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом. Поэтому государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов исходят как из итогов проведения торгов и запросов котировок цен на работы, так и из лимитов бюджетных обязательств, установленных им на соответствующий год, не допуская превышения их максимального размера. Порядок финансирования и оплаты работ определяется государственным контрактом на основании БК РФ, закона о федеральном бюджете на соответствующий год и иных правовых актов. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта. При выполнении оборонного заказа может предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее 40% их стоимости.

Надлежащее исполнение обязательств обеспечивается любым из предусмотренных законом или договором способов: неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, банковской гарантией и др. В настоящее время все чаще применяется банковская гарантия возврата подрядчиком суммы аванса при неисполнении работ либо банковская гарантия уплаты подрядчиком определенной суммы на случай повреждения переданного для монтажа оборудования и др.

Обеспечение исполнения обязательств заказчика, однако, не ограничивается применением гражданско-правовых способов в том их значении, в каком они понимаются в гл. 23 ГК РФ. Так, при выполнении оборонного заказа подрядчику гарантируется фиксированный уровень рентабельности по видам работ, обеспечивающий создание устойчивой финансовой базы исполнителя работ посредством использования механизма формирования цены работ, либо в связи с инфляционными процессами гарантируется ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа. Правовым средством обеспечения своевременного финансирования служат и нормы об административной и уголовной ответственности руководителей государственных органов, органов местного самоуправления за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств (ст. 293 БК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта. Строится по общим правилам договорной ответственности. В развитие общего правила ст. 453 ГК РФ о возмещении убытков, вызванных изменением или расторжением договора, п. 1 ст. 767 ГК РФ предусмотрено, что в случае изменения условий государственного (муниципального) контракта о сроках в связи с уменьшением финансирования подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Вместе с тем особой значимостью этого вида подрядных работ обусловлена повышенная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей. Так, при необоснованном уклонении от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов системы государственного резерва в случае, когда обязанность заключения договора установлена законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре 1 . В случае просрочки по вине подрядчика ввода в действие объектов им уплачивается штраф в размере 1/1000 части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства .

Изменение или расторжение государственного или муниципального контракта. В ст. 767 ГК РФ отражена воплощенная в ст. 451 ГК РФ доктрина о неизменности обстоятельств, в силу которой стороны предполагают исполнять договор. Если же по не зависящим от сторон причинам эти обстоятельства изменились, они вправе расторгнуть договор или изменить его содержание. При этом основанием для изменения или расторжения договора является не всякое обстоятельство, а только существенное. Согласно п. 1 ст. 767 к специальным основаниям для изменения государственного (муниципального) контракта отнесено уменьшение соответствующими государственными органами средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ. Подобное обстоятельство служит основанием изменения условия договора о сроке выполнения работ путем его удлинения либо сокращения. Изменение в силу данного обстоятельства других условий договора возможно лишь в том случае, если в подобном изменении возникает необходимость. Так, в связи с уменьшением финансирования и сокращением сроков выполнения работ, как правило, необходимо уменьшение объемов работ либо изменение их характера или замена применяемых материалов либо технологий на более дешевые и проч.

Вместе с тем в качестве общего правила в п. 2 ст. 767 устанавливается недопустимость как одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, так и изменения его условий по соглашению сторон. Как исключение из указанного правила признается возможность изменения условий контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом. Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (ст. 328, 405), так и специальными нормами, посвященными государственным или муниципальным контрактам. Так, в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

  • См. п. 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РоссийскойФедерации.