Конституционный суд разрешил не платить компенсацию бывшим акционерам юкоса. В интересах страны и в рамках закона — адвокаты прокомментировали решение кс по юкосу

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 января. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ огласит 19 января решение по запросу Министерства юстиции РФ о возможности исполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о компенсации более €1,866 млрд по делу ЮКОСа, сообщает пресс-служба суда.

"19 января 2017 года, в четверг, в 10 часов Конституционный суд РФ на открытом заседании провозгласит решение по вопросу о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу "ОАО "Нефтяная компания "Юкос" против России", - говорится в сообщении.

Дело ЮКОСа

В 2014 году ЕСПЧ присудил бывшим акционерам ЮКОСа более €1,866 млрд в качестве компенсации по их жалобе против России, рассмотренной в 2011 году. ЕСПЧ посчитал необоснованным взыскание с компании в 2000-2001 годах штрафов за налоговые правонарушения, одним из доводов стало истечение трехлетнего срока давности. Россия должна была предоставить Совету Европы план действий по выплате компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа до 15 июня, однако этого сделано не было. Министерство юстиции обратилось с запросом о возможности исполнения данного решения в КС.

Позиция Министерства юстиции

Министерство юстиции считает, что решение не может быть исполнено. Как заявил на открытом заседании в КС уполномоченный РФ при суде в Страсбурге, заместитель министра юстиции РФ Георгий Матюшкин, постановление ЕСПЧ возлагает на РФ обязательства на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод в их истолковании, противоречащем Конституции.

Он подчеркнул, что заявителем по делу в ЕСПЧ была ликвидированная компания ЮКОС, при этом компенсация была присуждена конкретным акционерам, которые лично в суд не обращались. По мнению Минюста, компенсация была присуждена лицам, в отношении которых не было установлено нарушение Конвенции и которые не являлись стороной судебного процесса.

Полпреды власти в КС согласны с Минюстом

Открытое заседание по данному делу в КС состоялось 15 декабря 2016 года. Тогда полномочные представители власти в КС позицию Минюста поддержали.

При этом, комментируя аргумент об истечении трехлетнего срока давности, полномочный представитель Совета Федерации в КС Андрей Клишас на заседании заявил, что КС уже ранее признал - в случае, когда налогоплательщик ведет себя недобросовестно при проведении налоговой проверки, суд может принять решение об изменении данных сроков. По его мнению, реализация постановления ЕСПЧ по делу ЮКОСа может привести к нарушению принципа юридического равенства налогоплательщиков.

Полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов также высказался о невозможности исполнения решения Европейского суда и добавил, что выплата €1,866 млрд из госбюджета может отразиться на финансовой нагрузке российских налогоплательщиков. По словам Кротова, в 2016 году сумма компенсаций, выплаченных по решениям ЕСПЧ, составила 500 млн рублей, на 2017 год названные расходы бюджета установлены в размере 600 млн рублей.

Полномочный представитель правительства РФ в КС Михаил Барщевский, в свою очередь, вспомнил концовку старого анекдота, которая лаконично отражает его позицию: "Никому и ничего".

Альтернативное мнение

В ходе заседания член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский высказал мнение, что решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа не содержит толкования Конвенции о защите прав и основных свобод, которое противоречило бы Конституции РФ. Он также отметил, что "нужно выстраивать не глухую стену, а мосты между нашей судебной системой и Европейским судом".

В своем выступлении он заметил, что акционеры обанкротившейся компании могут являться получателями компенсации. По словам Шаблинского, Европейский суд неоднократно указывал, что, если жалоба подается на действия государства, которые уже в ходе рассмотрения дела ЕСПЧ привели к банкротству и ликвидации компании, прекращение рассмотрения дела подрывало бы само право на обращение в ЕСПЧ, потому что фактически оно бы поощряло государство к лишению таких организаций возможности участия в процессе.

В середине июля 2016 года Конституционный суд постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться на территории РФ лишь в случае, если они не противоречат основному закону страны. Как отметил на заседании судья КС Сергей Маврин, если постановление ЕСПЧ, вынесенное по жалобе против России, противоречит Конституции, "такое постановление не может быть исполнено".

Конституционный суд РФ разрешил не выплачивать бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в 1,9 млрд евро, присужденную им Европейским судом по правам человека в 2014 году. КС признал это решение не соответствующим нормам российской Конституции, а, значит, невозможным к исполнению.

«Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию. Выплата акционерам компании беспрецедентной суммы из бюджетной системы, которая не получала от нее огромные налоговые платежи, необходимые для выполнения публичных обязательств перед гражданами России, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости», — зачитал решение глава КС Валерий Зорькин .

В то же время, в постановлении Конституционного суда отмечено, что Россия продолжает признавать европейскую систему защиты прав человека фундаментальной, но взаимоотношения российского и европейского законодательств должны быть «не субординационными, а строиться в форме диалога». КС призвал Европейский суд уважать суверенитет российского законодательства, и в сложившейся ситуации найти компромисс.

При этом Конституционный суд допустил выплату определенных компенсаций экс-акционерам, но только на основе доброй воли РФ. В счет выплат могут пойти средства ЮКОСа на зарубежных счетах, но «не должны затрагиваться расходы и доходы российского бюджета и имущество РФ», говорится в решении суда.

Напомним, что компания ЮКОС впервые обратилась в Европейский суд по правам человека еще в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые посчитала незаконным отъемом собственности. В 2011 ЕСПЧ частично признал их действия нарушением права на защиту собственности, хотя считать дело политически мотивированным отказался. В 2014 суд обнародовал решение, согласно которому «Россия должна выплатить акционерам ЮКОСа, существовавшим на момент ликвидации общества, или их приемникам и наследникам сумму в 1 866 104 634 евро в качестве компенсации материального ущерба, (а также) сумму в 300 тысяч евро судебных издержек».

Российская сторона была не согласна с таким решением, усомнившись в его справедливости и беспристрастности. Важным моментом в этой истории стало постановление Конституционного суда РФ 14 июля 2015 года о том, что спорные решения ЕСПЧ могут не исполняться, если противоречат нормам Конституции РФ. Ранее шесть российских законов, в том числе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод», обязывали суды и государственные органы выполнять решение ЕСПЧ даже вопреки Конституции РФ.

При принятии решения о верховенстве национального права в Конституционном суде отметили, что такого же принципа придерживаются, например, Германия, Италия, Австрия и Великобритания. Решение о том, исполнять ли конкретный вердикт Европейского суда, также должен принимает КС. Тогда же Конституционный суд проинформировал ЕСПЧ, что хотя Россия остается под юрисдикцией Страсбургского суда, но будет исполнять его решения только с учетом признания верховенства основного закона РФ.

Именно это и произошло с делом ЮКОСа. В октябре 2016 года Минюст обратился в Конституционный суд с запросом о возможности исполнения постановления ЕСПЧ. Слушания по делу состоялись в декабре 2016, причем на заседании суда представители разных органов власти сошлись на том, что решение ЕСПЧ исполнять не следует, так как оно противоречит Конституции и помешает России исполнить свои бюджетные обязательства перед гражданами. В итоге КС принял решение, о котором было сказано выше.

Практически сразу после оглашения решения Конституционного суда последовала реакция Запада. В Совете Европы выразили обеспокоенность вердиктом КС РФ.

«Государства-члены Совета Европы связаны Европейской конвенцией по правам человека в вопросе выполнения решений Страсбургского суда. Мы изучим решение Конституционного суда и сообщим нашу позицию в установленном порядке», — говорится в заявлении пресс-секретаря Совета Европы. Напомним, что Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Представители ЮКОСа ожидаемо остались недовольны решением Конституционного суда. Директор по связям с общественностью Group Menatep Limited (GML), представляющей интересы ЮКОСа, Джонатан Хилл заявил , что решение «демонстрирует абсолютное презрение к верховенству закона» и «нарушает Европейскую конвенцию по правам человека и гарантии каждого человека на свободу и правосудие».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что не хотел бы комментировать решения судебной власти, но добавил, что Россия продолжит отстаивать свои интересы.

«ЕСПЧ, вы знаете, установил, что действия России не были политически мотивированными, и что владельцы компании уклонялись от уплаты налогов. Это можно констатировать. В дальнейшем продолжится юридическая защита наших интересов», — сказал он.

Известный российский адвокат Дмитрий Аграновский не считает, что решение КС по ЮКОСу затронет дела обычных граждан России в ЕСПЧ и сомневается в том, что оно станет причиной новых санкций.

— Я полностью поддерживаю решение Конституционного суда и как юрист, и как гражданин. Решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа, на мой взгляд, действительно не соответствует нашей Конституции.

Я много работаю с Европейским судом и высокого мнения об этой структуре. Но я убежден, что он должен заниматься защитой прав граждан, а не браться за такие острополитические вопросы. Об этом, кстати, говорил и наш президент. ЕСПЧ не должен рассматривать межгосударственные споры, споры хозяйствующих субъектов. Все это его перегружает, и он отвлекается от своей основной функции.

Когда ЕСПЧ занимается своими прямыми обязанностями, это очень полезная и эффективная структура. Так, он спас от казни лидера Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана , которого в 2005 году Турция приговорила к смерти. Ему удалось обжаловать это решение в ЕСПЧ, и он жив по сей день, хотя и отбывает заключение.

«СП»: — Но акционеры ЮКОСа утверждают, что дело в нарушении их прав, так что они вполне могут претендовать на рассмотрение иска в ЕСПЧ…

Российские граждане, налогоплательщики ничего ЮКОСу не должны. Имущество этой компании — это наше имущество, которое оказалось у ЮКОСа в результате незаконной приватизации, по сути, грабежа. Это акционеры подобных структур по гроб жизни должны гражданам и налогоплательщикам России, потому что в 90-е годы они разграбили страну. Ни копейки из нашего кармана не должно достаться акционерам ЮКОСа, ни с юридической, ни с человеческой точек зрения.

«СП»: — Не станет ли решение КС прецедентом, который поставит под угрозу исполнение других решений ЕСПЧ?

— На жалобы конкретных граждан это решение повлияет только позитивно, по принципу закона сообщающихся сосудов. Их не будет пересматривать Конституционный суд РФ, и по ним будет выносить более благоприятные решения ЕСПЧ.

«СП»: — Почему?

— Потому что такое негативное решение по государственному вопросу будет компенсироваться более благоприятными решениями в отношении простых граждан России. Могу сказать, что в последнее время уже существенно ускорилось прохождение дел в ЕСПЧ, стало выноситься большее количество решений.

Правительство РФ и Европейский суд «попробовали друг друга на зуб» и пришли к компромиссу. Закон о проверке решений ЕСПЧ Конституционным судом очень мягкий. Под него попадает примерно одна десятая процента всех решений, которые выносятся Европейским судом. Дела в отношении простых граждан под этот закон совершенно не попадают, что бы там ни говорили либеральные правозащитники. Так что жалобам простых людей ничего не угрожает.

«СП»: — Может ли такое решение Конституционного суда стать предлогом для новых санкций?

— Теоретически может, но практически сейчас не те времена. Объективно говоря, международного права не существует. Есть только баланс сил. Кто сильнее, тот и прав. Если бы на выборах в США победила Клинтон , давление на нас продолжалось бы по всем каналам. А сейчас ситуация неопределенная из-за избрания Трампа . Никто не знает, чего ждать, и давление на Россию ослабло. Не думаю, что решение по ЮКОСу будет иметь серьезное продолжение.

Председатель межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов считает, что история с делом экс-акционеров еще не закончена.

— Принятие данного решения было вполне ожидаемо: в противном случае КС РФ был бы вынужден признать необоснованность своих собственных решений: постановлений от 14 июля 2005 года № 9-П и от 30 июля 2001 года № 13-П.

«СП»: — Насколько юридически корректно это решение?

— Оценить степень корректности позиции КС РФ достаточно сложно. Фактически предметом спора являются отличия в истолковании ЕСПЧ и КС РФ содержания ст. 34, 35 и 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 1 Протокола № 1 к ней. Позиции обеих сторон основываются на оценочных суждениях, не имеющих четких стандартов.

«СП»: — В решении КС говорится о компромиссе с ЕСПЧ, в чем он может заключаться?

— Возможность своеобразного компромисса предусматривает оговорка, предлагающая властям России в добровольном порядке произвести определенные выплаты бывшим акционерам ЮКОСа, но сугубо за счет его вновь выявляемого имущества. Данное предложение, вероятнее всего, не устроит большинство истцов, рассчитывающих на получение куда более значительной компенсации.

Новости, 13:04 19.01.2017

В интересах страны и в рамках закона - адвокаты прокомментировали решение КС по ЮКОСу

Контекст

МОСКВА, 19 янв — РАПСИ, Диана Гуцул, Людмила Кленько.

В четверг , что обязывало власти действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, чтобы преодолеть противодействие недобросовестных налогоплательщиков. Исходя из этого, КС РФ посчитал невозможным исполнение постановления ЕСПЧ, однако признал, что российское государство на основе доброй воли вправе произвести выплаты бывшим акционерам ЮКОСа, пострадавшим от неправомерным действий её менеджмента, за счёт вновь выявляемого имущества компании.

Имеет право

Адвокат Дмитрий Аграновский, активно работающий с ЕСПЧ, приветствует решение КС и видит в нем исключительно позитивные стороны.

"Во-первых, мы — граждане России — ЮКОСу ничего не должны, потому что такие структуры использовали имущество, принадлежащее народу, нам, налогоплательщикам, через незаконные процедуры. А во-вторых, я считаю, что ЕСЧП, к которому я очень позитивно отношусь, такого рода спорами заниматься не доложен, он должен заниматься защитой граждан. Вот пусть этим он и занимается", — считает Аграновский. Адвокат также уверен, что подобные решения способствуют не конфликту между Россией и ЕСПЧ, а нахождению разумных компромиссов.

А его коллега Алексей Мельников признаётся, что с того самого момента, как стало известно о намерении России разрешить себе не исполнять решения судебных международных инстанций, ему стало ясно, что, прежде всего, речь идет о деле ЮКОСА.

"Сегодняшнее постановление не является неожиданным, удивляет только сам подход, сформулированный КС. Суд говорит о том, что дело было столь серьезное, что угрожало основам правопорядка. То есть если очень надо, российские власти могут действовать как им хочется, как-то так получается. Однако отмечу, что подобный подход не является экстраординарным, он имеет место быть в других странах. Например, в Германии, дело Гёргюлю. Тогда КС Германии проверил и решил, что исполняться оно не будет. Так что мы не первые, кто такое придумал", — заметил Мельников.

При этом адвокат считает, что КС должен был обосновать "экстраординарность ситуации". "На мой взгляд, вот это объяснение, когда решающей становится только сумма, оно странное. Должно было быть иное обоснование — например, что международные суды что-то нарушили. Такой подход существует в отношении к решениям коммерческих арбитражных судов, когда национальный суд имеет право не исполнять решение иностранного в интересах публичного порядка. А у нас речь о том, что просто большое нарушение и поэтому мы могли так делать. А почему и что не так сделал международный суд — я не услышал", — сказал Мельников.

Не удивлен решением КС, называя его ожидаемым, адвокат Алескандр Арутюнов.

"Как гражданин России, я считаю, что оно правильное — суд не превысил своих полномочий, а действовал в рамках правового поля. Что касается выплаты каких-то сумм после реализации имущества, то ничего страшного тут нет: если что-то будет найдено и реализовано, то оно может быть выплачено, пусть. Правда, я думаю, суммы будут копеечные, никаких крупных денег там нет и нет никакого крупного имущества", — сказал он.

Имитация правосудия

В свою очередь Мария Куракина убеждена в том, что Россия в связи с принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязана соблюдать все решения ЕСПЧ. Адвокат обращает внимание на то, что данное заявление КС было сделано в отношении конкретного решения ЕСПЧ, а не по всем решениям, которые в последнее время выносились Страсбургским судом. "То есть мы выполняли решения ЕСПЧ по другим делам. И мне не очень понятно, в чем именно заключается противоречие решения ЕСПЧ по делу ЮКОСА нашей Конституции", — сказала собеседница агентства.

Адвокат Сергей Панченко считает, что сам по себе закон, позволяющий Минюсту не исполнять решения ЕСПЧ, если КС придет к такому выводу, изначально делался для дела ЮКОСа. "Это на мой взгляд. Поэтому в сегодняшнем событии нет ничего удивительного. При нынешнем истеблишменте Россия никогда не признает никаких дел, касающихся выплат по ЮКОСу. И это, на мой взгляд, связано с личными интересами людей, находящихся у власти. Поэтому данное решение было предрешено и не имеет никакого отношения к справедливости и праву. Это имитация правосудия", — заключил Панченко.

Добавить в блог

Код для публикации:

Решение Конституционного суда (КС) РФ о невозможности исполнения постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу ЮКОСа о выплате бывшим акционерам 1,9 миллиарда евро является ожидаемым и не выходит за рамки правового поля, такого мнения придерживаются адвокаты, опрошенные РАПСИ.

13:04 19.01.2017

Как это будет выглядеть:

В декабре прошлого года Конституционный суд рассмотрел запрос Минюста о возможности не исполнять постановления ЕСПЧ , который в 2014 году обязал РФ выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию €1,86 млрд. Именно в такую сумму Страсбург оценил якобы нарушения их прав при банкротстве компании. Однако Минюст уверен, что такое решение ЕСПЧ нарушает принцип справедливости и юридического равенства, а Конституционный Суд РФ в итоге разрешил не выплачивать.

Как сообщил Конституционный суд России в своем решении: Компания «ЮКОС» уклонялась от налогов в таком «беспрецедентном масштабе», что это «угрожало принципам» демократического правового государства, что обязывало власти действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, с тем чтобы противодействие недобросовестных налогоплательщиков могло быть преодолено, отметил председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин. По его словам, правонарушения «ЮКОСа» были «системными, масштабными и длительными, а компания «активно воспрепятствовала налоговым проверкам». Компания использовала изощренные схемы ухода от налогов и после ликвидации оставила за собой непогашенную задолженность в размере 227 млрд рублей. "Наличие в деятельности ЮКОСа масштабных схем уклонения от уплаты налогов не отрицал и ЕСПЧ. В этом контексте выплата акционерам компании беспрецедентной суммы из бюджетной системы, которая не получала от нее огромные налоговые платежи, необходимые для выполнения публичных обязательств перед гражданами России, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости", – говорится в официальной позиции КС.

Но, как оказалось, есть одна удивительная организация, которая старательно доказывала то, что Россия должна по жизни компании «ЮКОС » и посему Конституционный суд просто обязан принять положительное решение о выплате миллиардов её учредителям, включая и приговоренного заочно к пожизненному лишению свободы заказчику многих убийств Леониду Невзлину.

А называется эта организация, столь страстно лоббировавшая выплату денег, «Институт права и публичной политики». И именно этот Институт в своём официальном экспертном заключении посоветовал судьям Конституционного суда решить дело в пользу Юкоса, как выяснилось, получил от американского Фонда Макартуров, запрещенного в России, не много ни мало 1 875 000 долларов (один миллион восемьсот семьдесят пять тысяч долларов США).

"Решение Конституционного суда РФ, о том, что НК ЮКОС не получит из бюджета России ни копейки, поскольку решение ЕСПЧ противоречит Основному Закону страны, надо полагать, серьёзно расстроило борцов за права налоговых уклонистов. Большинство авторитетных российских юристов сходилось во мнении «никому и нечего» не платить, хитрые налоговые схемы НК ЮКОС нанесли колоссальный ущерб бюджету. Это, как и было сказано выше, отмечалось в вердикте Конституционного суда РФ. А вот некий «Институт права и публичной политики», напротив, продвигал в КС идею «платить и каяться». Этот институт прислал официальное экспертное мнение в Конституционный суд. Всё согласно европейским идеалам и ценностям. И это наглядный урок, как с виду безобидные иностранные гранты способны не просто влиять на общественное мнение , но обосновать необходимость пробить в государственном бюджете страны серьезную дыру, выплатив пару миллиардов евро налоговым махинаторам.

На позицию «Института права и публичной политики» первым обратил внимание портал «Право.ru», сообщив, что экспертные мнения в процессе рассмотрения дела в КС РФ по выплатам НК ЮКОС компенсации в размере €1,86 млрд. по решению ЕСПЧ, разделились. Как указал портал Право.Ru - «Институт права и публичной политики» в своем заключении по данному делу отметил, что выплата компенсации, присужденной ЕСПЧ, не только не противоречит, а прямо следует из общих принципов соотношения Конституции и постановлений Страсбурга .

А кто же эти уважаемые люди, выступающие за повторное ошкуривание бюджета России беглыми олигархами из Юкоса? В первый раз, как уже было сказано, нефтяная компания ЮКОС под руководством Ходорковского и Невзлина нагрела бюджет во времена своего всесилья, агрессивно уклоняясь от налогов. Ну а второй – выступив в виде «жертвы произвола» властей, которые, делая свою работу, потребовали с Юкоса сокрытые от бюджета суммы в размере 227 млрд рублей. Почему же «Институт права и публичной политики » так открыто и примитивно лоббирует интересы Юкоса? Оказалось, институт очень занятный, как и его отдельные попечители.

Как водится в таких случаях, первым делом можно изучить сайт организации. Он нас, прямо скажем, несколько обескуражил. История самого института уходит своими корнями в 1993 год. Деятельность - научно-исследовательская, консультационная и образовательная. Всё чинно, благородно и даже гражданственно. Однако в разделе «Ежегодные отчёты» - нелепая пустота. Она заполнена красноречивой фразой о том что «страница находится на обновлении». Получается, что с 1993 года никаких отчётов, в том числе и об источниках финансирования, учредители института, публиковать на своём портале так и не решились. Почему? Ведь главный принцип НКО и НПО, ведущих борьбу за законность и юридическую грамотность – прозрачность. Но её на сайте «Институт права и публичной политики» попросту нет, что странно.

Впрочем, удалось выяснить как финансируются эти лоббисты Юкоса. Открываем, например, профиль получателей грантов в архиве фонда «Фонд Макартуров». (Кстати, фонд закрыл свой филиал в России, сбежал как только перед ним замаячила перспектива попадания в реестр «нежелательных организаций»). В Фонде Макартуров отлично знали чем занимаются юристы из российского «Институт права и публичной политики » и более того очень хорошо им платили.

Взгляните, какие сытные гранты они получали:

В 2012 году Фонд Макартуров выделил институту (Institute of Law and Public Policy) 300 000 долларов. Из пояснения следует что доллары выделили на «зарплаты, судебные издержки, разработку веб-сайта, расходы на публикации». В 2009 году MacArthur Foundation выделил «Институту права и публичной политики» 375 000 долларов «за содействие в продвижении юридических реформ в России ». В 2007 году фонд выделил 500 000 долларов «на создание учебного центра по дополнительному образованию российских юристов и на оплату 3 новых административных должностей» (штатных единиц). В 2006 году – 375 000 долларов «на продвижение юридических реформ в России». В 2003 году – 375 000 долларов (за три года) так же на продвижение реформ. И в 2000 году – 250 000 долларов «на проведение исследований и публичных слушаний о конституционных и юридических реформах в России» (за два года.)

Как видим, независимый «Институт права и публичной политики » крепко подсел на иностранные гранты. Всего эти гордые российские эксперты получили от Фонда Макартуров 1 875 000 долларов. Да, в открытых источниках нет информации о том, что в 2016 году «Институт права и публичной политики» получил иностранный грант за составление экспертного мнения для Конституционного суда РФ по делу выплат Юкосу. Но вы поверите, что люди, которые привыкли получать сотни тысяч долларов, будут работать и лоббировать интересы беглых акционеров Юкоса бесплатно? Значит они получили за свой лоббизм деньги другим путём. И как мы предполагаем, скорее всего «независимые» эксперты-лоббисты тайно получили деньги от структур Леонида Невзлина .

Характерно, что после принятия закона «об иностранных агентах» у «Института права и публичной политики» в финансировании образовалась графическая яма.

На снимке (данные сервиса «Контр-ФОКУС») «Институт права и публичной политики» оперировал неплохими суммами

Однако дна достигла совсем другая организация – учредитель института. Поясним: Автономная Некоммерческая организация «Институт Права и Публичной Политики» (ИНН 7702297281) учреждена другой организацией под названием «Московский общественный научный фонд» (ИНН 7701019010). Указанный «научный фонд» прекратил свою деятельность 22 декабря 2016 года. Так совпало, что ликвидировался фонд как раз в ходе процесса в Конституционном Суде РФ. Судя по финансовым показателям, фонд-учредитель чувствовал себя несколько хуже «дочернего» Института, завершив карьеру с тысячами рублей, тогда как «дочка» крутила миллионы.

На снимке данные сервиса «Контр-ФОКУС»

На финансы, их вероятные источники и отсутствие таковых, можно сказать, посмотрели. Убедились. Смотрим сайт дальше и удивляемся.

Раздел «Эксперты», где представлены те люди, которые консультируют, выступают, оценивают и пишут заключения. Он удивил не меньше пустого раздела отчётности. «В настоящий момент состав Экспертного совета находится в стадии реформирования» - сообщает сайт уважаемой ячейки гражданского общества. Раздел «Сотрудники» не менее сиротливо гласит: «на страницу вносятся изменения». Словом, при изучении сведений, точнее их отсутствия, создается устойчивое впечатление, что «Институт права и публичной политики» или небрежно следит за наполнением сайта. Или оперативно «пакует чемоданы».

Единственное, что указывает на «доброжелательный» по отношению к России характер, так это Попечительский Совет Института. Среди уважаемых юристов там можно найти, например, Тамару Морщакову. Её приглашали в СК для пояснений по «делу либерализации УК». Были и вопросы по «экспертному заключению» Совета по правам человека при президенте РФ. В заключении члены Совета, экспертно выгораживали Ходорковского по так называемому второму уголовному делу ЮКОСа.

Однако не менее интересный попечитель - Крастев Иван из славной Болгарии. Чтобы не занимать время читателей описанием его либерализма, напомним лишь, что указанный гражданин Болгарии фиксировался на тайных встречах с Алексеем Навальным , при этом заявлял, что «не знает людей, которые хотят жить в России». Так что в позиции «Институт права и публичной политики», заявленной в Конституционном суде, нет ничего удивительного. Напротив, всё очень логично, в рамках борьбы с Россией. Ну не может организация, где среди попечителей состоят такие замечательные иностранцы как г-н Крастев, давать для России иных заключений, кроме как «платить и каяться».

Подробнее о том, что связываете попечителя «Институт права и публичной политики» Ивана Крастева и Навального можно прочитать .

И на десерт, собственно, фрагмент, и можно, даже сказать, основная мысль «экспертного заключения», которое, кстати, пестрит отсылками к практике выплат по вердиктам ЕСПЧ в Болгарии, Венгрии, Румынии, словно перечисленные страны живут по Конституции Российской Федерации. И да, теперь вы можете всем рассказывать, что видели, как работают иностранные гранты, точнее их получатели, пусть и бывшие, а может и тайные. И, кроме того, теперь вы знаете, что «иностранные агенты » это не просто организации, а организации, в которых не покладая рук трудятся люди, способные обосновать выплату из бюджета баснословных сумм в пользу тех, кто не платил налоги.

Цитата: «III. Выплата справедливой компенсации акционерам компании «ЮКОС» является конституционно допустимым способом исполнения Постановления Европейского Суда от 31 июля 2014 года по делу «ОАО “Нефтяная компания «ЮКОС»” против России». Выплата справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом в связи с нарушениями Конвенции , проистекающими из незаконных правоприменительных действий и решений на национальном уровне, не только не противоречит, но, напротив, прямо следует из общих принципов соотношения Конституции Российской Федерации и постановлений Европейского Суда. Постановление Европейского Суда от 31 июля 2014 года не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и установленному Конституцией Российской Федерации правовому регулированию прав и свобод человека и гражданина, в том числе с учетом содержания постановлений Конституционного Суда от 14 июля 2005 года №9-П и от 30 июля 2001 года №13-П. Российская Федерация может избрать любые доступные варианты организации процесса выплаты справедливой компенсации в пределах, предусмотренных пунктами 2(a) и 2(b) резолютивной части Постановления от 31 июля 2014 года. При этом могут быть применены - по аналогии и в той мере, в какой это не противоречит природе отношений по исполнению постановления Европейского Суда о присуждении справедливой компенсации, - положения российского гражданского законодательства о распределении имущества ликвидированного юридического лица.
Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики »
7 декабря 2016 года»

ВСЕ ФОТО

31 июля 2014 года в рамках дела "ОАО Нефтяная компания "ЮКОС" против России" (жалоба N 14902/04) ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию в возмещение материального ущерба в 1,8 млрд евро акционерам компании-заявителя по состоянию на момент ее ликвидации и, в зависимости от ситуации, их преемникам и наследникам
Global Look Press

Суд отметил, что "выплата акционерам компании беспрецедентной суммы из бюджетной системы, которая не получала от нее огромные налоговые платежи, необходимые для выполнения публичных обязательств перед гражданами России, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости". Уклонение ЮКОСа от уплаты налогов непосредственно угрожало принципам правового демократического социального государства, что обязывало государство действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, говорится в материалах суда.

Судья: после решения КС Россия не будет платить

После оглашения постановления судья Зорькин заявил, что это первый в истории Конституционного суда случай, когда КС прямо не согласился с вердиктом ЕСПЧ. "Хочу подчеркнуть, что это первое решение, когда КС прямо не согласился со Страсбургом", - рассказал судья. При этом Зорькин отметил, что со стороны КС "было и есть самое доброжелательное отношение к европейскому порядку".

Также судья заверил, что Россия "не будет платить после такого постановления", поскольку "это означало бы не только нарушение постановления КС, но и нарушение Конституции".

Вместе с тем Зорькин не исключил, что по делу о выплате компенсации экс-акционерам энергетической компании могут появиться особые мнения судей. "Два особых мнения, если не передумают", - сказал он, добавив, что не знает, будут ли они сформулированы официально и опубликованы. На это решение у судей есть две недели.

Минюст РФ: отвечать перед ЕСПЧ за решение Конституционного суда по ЮКОСу не придется

Между тем Министерство юстиции РФ, по запросу которого КС и рассматривал постановление ЕСПЧ о выплате компенсации экс-акционерам ЮКОСа, заявило, что удовлетворено решением суда. В то же время в ведомстве пообещали не злоупотреблять этим механизмом.

"Мы удовлетворены решением КС, однако я считаю, что это исключительный механизм, Минюст при большом количестве решений ЕСПЧ прибегал к нему всего два раза. Это происходило в тех случаях, когда правовые позиции ЕСПЧ вступали в прямое противоречие с положениями Основного закона РФ", - пояснил замглавы Минюста РФ Георгий Матюшкин, являющийся также полпредом России в Евросуде.

Также замминистра юстиции отметил, что за решение о неисполнении вердикта ЕСПЧ Конвенция по правам человека не предусматривает никаких санкций со стороны Европейского суда в отношении России.

Кроме того, по словам Матюшкина, отказ исполнять решение Страсбургского суда не создаст проблем для российского бизнеса за рубежом, в том числе при рассмотрении исков в международных судах. "Эти вопросы никак не взаимосвязаны. КС вынес решение по конкретному делу, в отношении конкретной компании. Юрисдикция ЕСПЧ не связана с юрисдикциями других иностранных судов. Это специализированный международный суд, который не имеет отношения к национальным юрисдикциям", - пояснил замглавы Минюста РФ.

Невзлин: решения РФ по делам ЮКОСа могут привести к следующим санкциям

Один из бывших руководителей ЮКОСа Леонид Невзлин в комментарии "Открытой России" назвал решение Конституционного суда ожидаемым . "Когда председатель Конституционного суда - Зорькин, президент - Путин, а на казне сидит Сечин, то другого, естественно, мы не ожидаем. При них любой закон или решение суда будут подстроены под их текущие интересы", - заявил собеседник портала.

По мнению Невзлина, решения России по делам, связанным с ЮКОСом, могут обернуться для РФ санкциями. "Эта штука не закончилась. Она может превратиться во что угодно. Она может превратиться в следующие санкции, создать политические проблемы. Не только это решение, но и все остальные - как по делу Пичугина, так и по другим отказам по делу ЮКОСа", - пояснил экс-руководитель нефтяной компании.

В то же время решение КС "вызывает озабоченность" у Совета Европы. "Страны - члены Совета Европы обязаны соблюдать положение Европейской конвенции по правам человека о выполнении решений Страсбургского суда. Мы изучаем решение Конституционного суда и в надлежащее время обнародуем нашу позицию", - говорится в заявлении официального представителя генсека СЕ Дэниэла Холтгина, переданном в "Интерфакс".

Слушания по делу о выплате компенсации экс-акционерам ЮКОСа состоялись в Конституционном суде РФ в середине декабря прошлого года. Тогда полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов заявил, что сумма компенсации беспрецедентна и ее выплата из бюджета РФ бывшим акционерам ликвидированной компании может негативно отразиться на российских налогоплательщиках и их доходах.

При этом в ноябре 2016 года президент РФ Владимир Путин, выступая на Форуме действий "Общероссийского народного фронта", рассказал , куда делись деньги от продажи активов ЮКОСа. По его словам, эти средства пошли на важные для страны программы - на переселение россиян из аварийного жилья, на строительство инфраструктуры и на создание "Роснано".

Запрос о возможности не выплачивать экс-акционерам ЮКОСа 1,8 млрд евро по решению ЕСПЧ направило в Конституционный суд в октябре 2016 года Министерство юстиции РФ, как государственный орган, на который возложена обязанность по исполнению соответствующего постановления Страсбургского суда. В ведомстве посчитали, что обязательства, возложенные на Россию решением ЕСПЧ по делу ЮКОСа, основаны на применении Европейским судом положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ.

В июле 2015 года Конституционный суд РФ постановил, что некоторые решения ЕСПЧ отныне могут не исполняться в случае, если они противоречат Основному закону страны. В Минюсте пообещали реагировать на решение европейского суда по иску ЮКОСа в соответствии с этим вердиктом. В декабре 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон , разрешающий КС признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь ЕСПЧ, в случае их противоречия Конституции РФ.

31 июля 2014 года в рамках дела "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России" (жалоба N 14902/04) ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию в возмещение материального ущерба в размере 1,8 млрд евро акционерам компании-заявителя по состоянию на момент ее ликвидации и, в зависимости от ситуации, их преемникам и наследникам.

ЕСПЧ на основании своего постановления от 20 сентября 2011 года пришел к выводу, что компания-заявитель понесла материальный ущерб в результате нарушений статьи 1 Протокола N1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод - вследствие ретроспективного взыскания штрафов за налоговые правонарушения за 2000 и 2001 годы (1,3 млрд евро), 7% исполнительского сбора на эти штрафы (0,5 млрд евро), непропорционального характера исполнительных производств, - который должен быть компенсирован согласно статье 41 конвенции.

Российский Минюст обжаловал это постановление в конце октября 2014 года, однако ЕСПЧ эту жалобу отклонил , и 16 декабря 2014 года решение все же вступило в силу.

Энергетическая компания ЮКОС была объявлена банкротом в 2006 году. Ее бывшие акционеры утверждают, что российские власти незаконно заполучили активы корпорации.

Причиной банкротства ЮКОСа стала неуплата компанией налогов в особо крупном размере. Как установило Министерство налогов и сборов, с 2000 по 2003 год компания недоплатила в бюджеты разных уровней порядка 10,5 млрд долларов налогов. Для возмещения государству этой суммы компании пришлось объявить о своем банкротстве, а ее имущество было продано на аукционе. Покупателем крупнейшей "дочки" ЮКОСа - компании "Юганскнефтегаз" - в 2004 году стала неизвестная фирма "Байкалфинансгруп", которую через несколько дней после аукциона приобрела государственная компания "Роснефть".