Как объехать препятствие если сплошная. Объезд препятствия через сплошную линию

Ситуация с объездом препятствия - наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины - ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов Монитора автоправосудия , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод - значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы - очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего пять:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.4. «Обгон запрещен:

    На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

    На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;

    На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

    На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

    В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».
  • п. 9.6. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю ().

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия подписала Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР

В процессе движения по дорогам, многим, наверное, и не раз приходилось сталкиваться с таким маневром, как объезд препятствия. В качестве препятствия могут выступать машины после ДТП, сломавшийся по разным причинам и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

В общих случаях объезд препятствия вопросов не вызывает. В общих случаях, это в таких, где хватает места для объезда, т.е. пространства на дороге бывает достаточно чтобы объезд не вступал в противоречия с ПДД. Но бывает и так, что выбора нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, когда такой маневр запрещен, например, через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Именно в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие, например: Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар ?

Ответ. Нужно стараться объезжать препятствие с правой стороны (через правую сторону дороги).

Если по ходу движения справа от препятствия есть обочина, то для объезда целесообразно использовать именно ее (обочину). Объезд препятствия по обочине, равно как и по тротуару, в ПДД не оговорен. Этот процесс будет выглядеть как объезд препятствия, в таком случае этот объезд не должен расцениваться как намеренное движение по обочине или тротуару. Но объезжаемый объект (дефект дороги) в действительности должен являться препятствием (см. ).

Объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию дорожной разметки имеет спорные стороны и может быть расценен двояко, т.е. объезд через сплошную можно истолковать и как нарушение, и как маневр, не противоречащий ПДД.

С одной стороны прямого запрета на объезд препятствия по встречной полосе на двухполосной дороге нет, с другой стороны, (сплошная линия) наносится в местах, где выезд на встречную полосу запрещается. Возникает вопрос: как поступить в таком случае?

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим правила объезда препятствия с точки зрения ПДД более подробно.

Препятствие, согласно определению, это неподвижный объект (или дефект дороги) на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

НЕ являются препятствиями: неудачно остановившийся автомобиль, затор из других машин (именуемый в народе «пробка»), неудобно стоящий габаритный транспорт, автобус (троллейбус) на остановке, выступающий своими габаритами на проезжую часть.

Сам термин «препятствие» понятен. А вот, понятие «объезд» Правила дорожного движения никак не растолковывают. Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах и , а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за неправильный объезд.

В перечисленных выше пунктах ( и ) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.

Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2010 года и по настоящий момент понятие “препятствие”, содержащееся в п. 1.2. Правил, не менялось – это неподвижный объект, нахождение которого на полосе движения не позволяет продолжить дальнейшую езду.

Что может являться помехой движению на дороге

В п. 1.2. Правил четко указано, что может являться преградой:

  • неработающее или поврежденное ТС;
  • дефект дороги;
  • какие-либо посторонние объекты.

При этом указанный выше перечень не является исчерпывающим из-за присутствия в определении, указанном в п. 1.2. Правил, слова “и. т. п.”.

  • автомобиль, который совершил вынужденную остановку в связи с лопнувшим колесом или иной технической неисправностью;
  • яма, провал или иной дефект дорожного покрытия;
  • упавшее на проезжую часть дерево;
  • различные туши животных, сбитых другими водителями;
  • ограждения, выставляемые дорожными рабочими в связи с проведением ремонта дорожного полотна и др.

В Правилах также четко указано, что не признается препятствием. При этом перечень является исчерпывающим и состоит из 2-х позиций:

  • затор, то есть автомобильная “пробка”;
  • транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с предписаниями Раздела 12 Правил.

К примеру, не будет являться препятствием два мотоцикла без бокового прицепа, поставленные в два ряда около края проезжей части, даже в том случае, если они мешают проехать по полосе.

В то же время, если автомобиль остановится на полосе, нарушая Правила, он (автомобиль) уже будет считаться препятствием. К примеру, препятствием будет остановившееся ТС, если между ним и сплошной линией разметки расстояние менее 3 метров (аб. 4 п. 12.4. Правил).

Можно ли объехать

Препятствия можно объезжать, если это не запрещено Правилами, автомобильными знаками или разметкой.

В отдельных случаях, автомобилист не сможет объехать препятствие, на нарушив требования знаков, разметки или Правил. В таком случае, рекомендуется выбирать “меньшее из зол”, то есть нарушение с наименьшими предусмотренными санкциями.

При наличии возможности устранить препятствие собственными силами или при помощи третьих лиц, это необходимо сделать, чтобы не нарушать Правила и не подвергать опасности других участников движения.

Через сплошную по встречной полосе

Сплошная разметка может быть:

  • одинарной (1.1.);

  • либо двойной (1.3.).

В соответствии с Правилами, что одинарную, что сплошную пересекать категорически запрещено. При этом санкции за пересечение будут зависеть от того, осуществлялся ли водителем именно объезд препятствия.

Так, в соответствии с , заезд на “встречку” через сплошную при объезде какого-либо препятствия повлечет за собой наложение штрафа в сумме от 1000 до 1500.

Состав данного правонарушения образуется только в случае, если выезд на “встречку” был связан именно с объездом препятствия, то есть упавшего дерева, сломанного или поврежденного ТС, дорожного ограждения, мертвого животного и др.

Если же автомобилист объедет через сплошную затор или же ТС, которое остановилось на обочине согласно Правилам, но из-за своих габаритов заняло еще и часть полосы, санкции будут гораздо жестче – такие же, как и за обгон – по ч. 4 ст. 12.15. КоАП.

При объезде “пробки” или ТС, остановившего по Правилам, водителю грозит:

  • либо штраф 5000 рублей;
  • или аннулирование ВУ от 4 до 6 месяцев.

В случае повторного совершения указанного проступка штрафа уже не будет – только лишение прав сроком на 12 месяцев.

На основании п. 9.9. Правил, движение ТС по обочинам запрещается, кроме некоторых случаев, указанных в п. 12.1., 24.2., 24.3., 24.4., 24.7. и 25.2. Правил. Например, движение по обочинам разрешено для гужевых повозок, если это не будет создавать помех для пешеходов (п. 25.2.).

В ч. 1 ст. 12.15. КоАП четко сказано, что одна и та же ответственность ждет водителей, которые:

  • пересекут организованную транспортную колонну или же займут место в ней;
  • нарушат правила встречного разъезда;
  • будут двигаться по обочине.

Санкции во всех указанных случаях одни и те же – штраф 1500 рублей. Его, как и взыскание от 1000 до 1500, накладываемое за объезд какой-либо преграды через сплошную линию, можно оплатить с 50-процентным дисконтом.

Указанная возможность действует до истечения 20 суток с момента вынесения постановления об административном нарушении.

Отметим, что ни в Правилах, ни в КоАПе, объезд препятствия по обочине не выделен в отдельный состав правонарушения. А это значит, что водитель, объехавший таким образом что препятствие, что не препятствие, будет нести одно и то же наказание.

Правила объезда

Объезд следует выполнять согласно Правилам, а если Правила не нарушить невозможно – объезжать, совершая такое нарушение, за которое действующей редакцией КоАП предусмотрена минимальная ответственность.

Как правило, если препятствие на дороге искусственное (например, ограждение, поставленное в связи с осуществлением дорожных работ) или стоит долгое время, устанавливаются специальные знаки:

  • 22.1.;
  • 22.2.;
  • или 8.22.3.

Указанные знаки применяются исключительно совместно с предписывающими знаками:

  • 2.1.;
  • или 4.2.2.;
  • или 4.2.3.

Первый знак (4.2.1.) предписывает объезжать преграду справа, второй – слева, третий знак гласит о возможности объехать и слева, и справа – по выбору водителя.

Соответственно, если автомобилист увидел указанные знаки, ему следует объезжать с той стороны, с которой это предписывает делать указатель. Внимание на разметку при этом обращать не стоит – как мы знаем, знаки всегда имеют приоритет над разметкой – будь она хоть временная, хоть постоянная.

Если водитель объедет правильно, то есть в направлении, указанном стрелкой, никакой ответственности не последует. В противном случае, санкции будут накладываться в соответствии с – предупреждение или 500 рублей.

Если же знаков нет, следует оценить ситуацию – действительно ли объект является препятствием или нет. Для оценки обстоятельств следует остановиться на обочине в соответствии с Правилами (п. 12.1.).

Если объект является препятствием, следует попытаться убрать его с проезжей части собственными силами или при помощи третьих лиц, а если это невозможно – объехать, создавая минимальную опасность для себя и других участников движения.

Разумеется, если проезжая часть имеет несколько полос для движения в одном направлении, препятствие можно объехать, просто перестроившись на другую полосу. Главное – не перестраиваться на полосу, предназначенную для встречных ТС.

Вариантов множество. К примеру, при движении по дороге, имеющей три полосы (крайняя левая – встречная, крайняя правая – попутная, средняя – и встречная, и попутная), можно выезжать на среднюю полосу для объезда препятствия – это не будет считаться нарушением (п. 9.3. Правил).

В населенных же пунктах водители могут использовать для движения любую свободную полосу и перестраиваться на удобную без каких-либо ограничений. А объезд препятствия в городе путем перестроения на другую полосу даже при интенсивном движении не будет считаться нарушением (аб. 2 п. 9.4. Правил).

Что делать по ПДД при наезде на преграду

Наезд на препятствие признается дорожно-транспортным происшествием, если в результате такого наезда погибли люди или были повреждены ТС.

Соответственно, если при наезде повредилось авто, или же водитель, пассажир или иные лица получили травмы, необходимо действовать в том же порядке, в котором это предписано Правилами при возникновении ДТП, а именно:

  • сразу же остановить ТС, включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки с учетом требований Раздела 7 Правил (п. 2.5. Правил);
  • выйти из машины и оценить ситуацию – есть ли раненые или погибшие, или же ущерб был причинен только имуществу.

В 1-м случае необходимо действовать согласно п. 2.6. Правил, а именно:

  • вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
  • оказать раненым первую медицинскую помощь;
  • если состояние раненого тяжелое и вызывает опасения за его жизнь, следует доставить пострадавшего в ближайшее учреждение здравоохранения на попутном транспорте, а если это невозможно – на собственном, и далее возвратиться к месту происшествия;
  • освободить дорогу, если движению других ТС создаются помехи, перед этим зафиксировав при помощи фото- или видеокамеры положение ТС, следы и предметы, имеющие отношение к ДТП;
  • записать ФИО и адреса жительства очевидцев;
  • ожидать сотрудников полиции и скорую помощь.

В ситуации, если был нанесен вред только имуществу, водителю следует:

  • освободить проезжую часть (предварительно сфотографировав место ДТП);
  • вызвать сотрудников ГИБДД для оформления справки о ДТП и, при необходимости, эвакуатор;
  • подготовить документы для страховой компании в целях получения компенсации (в случае, если есть полис КАСКО);
  • позаботиться о привлечении лиц, по вине которых образовалось препятствие, к ответственности.

Непреодолимое препятствие

Такого понятия в Правилах не представлено. Думается, что под непреодолимым препятствием имеется ввиду какой-либо неподвижный объект, который вообще нельзя объехать – ни с выездом на встречную полосу, ни по обочине.

Соответственно, водителю останется лишь ждать, когда объект переместится с проезжей части или развернуться для езды в обратном направлении – если разворот не запрещен Правилами, знаками или разметкой.

Что значит создать помеху движению другим ТС

Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.

Приведем примеры:

  1. Препятствие обгону.

В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:

  • повышения скорости;
  • иных действий.

Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.

  1. Непредоставление преимущества в движении.

Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.

Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.

  1. Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.

Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.

Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).

Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.

  1. Препятствие движению при ДТП.

П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.

При неосвобождении проезжей части будут наложены санкции в соответствии с – штраф 1000. Его тоже можно оплатить с 50-процентной скидкой.

  1. Препятствие движению при опасном вождении.

На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.

Движению автомобиля по дорожной полосе может мешать некое препятствие – неподвижный объект. Тогда водителю пригодятся правила объезда препятствий на дороге, чтобы выполнить этот маневр правильно, не создавая аварийных ситуаций и не давая повода для наказания со стороны дорожно-патрульной службы.

Во-первых, необходимо разобраться, что является препятствием, а что не является таковым. Если на дорожной полосе находится такой объект, как поломавшаяся машина, посторонний предмет, ограждение в связи с дорожными работами, упавшее дерево, дефект проезжей части – это всё является препятствием, так как это понятие в ПДД определено именно неподвижным объектом. Такие объекты как автомобильная пробка, высаживающий пассажиров автобус, незначительная неровность либо выбоина на дороге, осколки стекла, лужа и даже человек по определению не являются препятствием.

Что называется объездом, а что обгоном

Многие могут путать понятия обгон и объезд, частично это связано с тем, что в ПДД дано определение лишь обгона. В связи с этим для многих это идентичные понятия. На самом же деле это не совсем так.

Обгон – это один из случаев опережения одного либо нескольких движущихся транспортных средств. Выезд на встречную полосу является обязательным атрибутом обгона, как и возвращение в полосу, в которой ранее водитель совершал движение до выполнения маневра.


Важно! Для правильного выполнения обгона водитель должен исследовать участок дороги впереди и быть уверенным, что полоса на которую он будет выезжать свободна, и что она останется таковой на всем промежутке, который потребуется для выполнения маневра. Обгон можно выполнять лишь в случае, если это не создаст помех для других участников движения.

В ПДД понятие объезд не расшифровывается, но в кодексе об административных правонарушениях есть пункты, опираясь на которые можно считать определением объезда следующее: маневр, который связан с выездом из полосы в которой совершается движение, если в занимаемой полосе двигаться дальше невозможно из-за наличия неподвижного препятствия. Если же движение присутствует, то этот маневр будет расценен как обгон. Также нельзя объезжать выбоины согласно ПДД, так как сделав движение для выполнения данного маневра есть риск зацепить других участников движения и создать ДТП.

Знаете ли Вы? За неправильный обгон полагается более суровое наказание, нежели за неправильный объезд препятствия. Если за объезд не по правилам могут назначить штраф, то за неправильный обгон могут лишить водительских прав.

Знаки объезд препятствий и правила движения

Знаки, которые регулируют объезд препятствий, относятся к категории предписывающих. Этот тип знаков указывает на обязательное направление, по которому может двигаться водитель. Если же не выполнять предписание таких знаков, за это может наказать ГИБДД. Но не все препятствия обозначены знаками, предписывающими как выполнить объезд. В таком случае водителю необходимо чётко знать правила движения, чтобы выполнить объезд препятствия правильно. За неправильный объезд наказание может быть назначено в виде штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей.

Существует три предписывающих знака, которые указывают, как объезжать препятствие на дороге.

Знак 4.2.1 предписывает выполнять объезд препятствия справа. Имеет круглую форму, изображение – синий фон и белая стрелка, указывающая в правый нижний угол. Знаки данной категории могут быть установлены непосредственно на самом препятствии, на отдельных стойках либо направляющих тумбах. Объезд можно выполнить со стороны, на которую указывает стрелка на знаке.


Знак 4.2.2 предписывает выполнять объезд препятствия слева. На круглом знаке синего цвета изображена белая стрелка, указывающая в левый нижний угол. Соответственно водителю понятно, в каком направлении можно выполнить маневр по объезду препятствия.


Знак 4.2.3 предписывает выполнять объезд препятствия справа или слева. На знаке изображены две стрелки, указывающие одна в левый нижний угол, вторая в правый нижний угол. Объехать объект, обозначенный таким знаком можно с обеих сторон.


Можно ли объезжать препятствие с выездом на встречную полосу

Объезд разрешено выполнять в таких случаях:

не требуется выезд на встречную полосу движения;

На двухполосной дороге, если требуется выезд на встречку, на трехполосной дороге – с выездом на центральную полосу, предназначенную для поворота;

Для обоих вышеописанных случаев должно сохраняться отсутствие железнодорожного переезда.

Запрещается выполнять объезд в таких случаях:

Если дорога имеет четыре и больше полос для движения, с выездом на встречную полосу;

На дороге с тремя полосами, если для маневра придётся выезжать на крайнюю левую полосу движения;

Если требуется выехать на встречную полосу перед переездом железной дороги.

Важно! При движении по четырехполосной дороге, которая имеет по 2 полосы для каждого направления и они разделены сплошной линией, то за пересечение такой сплошной линии будет выписан штраф.

Если, например, требуется выполнить объезд застрявшего автобуса на двухполоной дороге по встречной полосе, а полосы разделены прерывистой линией, то такой маневр не запрещен правилами при условии соблюдения правил безопасности. Объезд препятствия на таком участке дороги ничем не грозит водителю, так как правилами разрешено пересекать прерывистую линию для совершения маневров.


Пересечение сплошной

Если единственную полосу в нужном направлении преградило неподвижное препятствие, то такой объект необходимо объехать справа. Но часто такой возможности нет. Если выполнить объезд с пересечением сплошной линии – это будет считаться нарушением, даже если не было иного выхода преодолеть препятствие на дороге. За такого рода пересечение сплошной автоинспектор имеет право оштрафовать.

Объезд с пересечением сплошной линии, даже когда она делит попутные полосы запрещается ПДД. Штраф за такое пересечение составляет 500 рублей.

Двойная сплошная линия предназначена для того, чтобы разделять транспортные проезжие части противоположных направлений. Такую разметку наносят на дорогах, которые имеют четыре и более полос.


По ПДД пересечение двойной сплошной запрещается. Поэтому даже объезд аварии через двойную сплошную не является законным обоснованием для совершения этого маневра, поэтому за такое нарушение последует наказание в виде штрафа.

Знаете ли Вы? Встречаются трактовки закона, в которых указывают, что объезд через сплошную линию будет считаться правильным, в случае когда объезд справа невозможен. Но по факту пересечение сплошной и двойной сплошной всегда расцениваются как нарушение ПДД.

Подписывайтесь на наши ленты в

Буквально все водители хотя бы один раз в жизни сталкиваются с необходимостью объезда препятствия, возникшего на попутной стороне дороги. Обуславливать подобные блокировки может как обыкновенное ДТП, так и неправильно остановившаяся маршрутка или автобус.

В подобных ситуациях любой водитель становится перед непростым выбором. Он может подождать немного, пока дорога освободится или попытаться выполнить маневр, именуемый как объезд препятствия. ПДД допускают подобные действия со стороны водителей даже в ситуациях, когда выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Правила дорожного движения существуют для обеспечения безопасности на проезжей части. Однако некоторые водители просто не задумываются о такой, казалось бы, очевидной необходимости. Поэтому нередко в наше время водители не знакомятся с дорожными знаками и понятия не имеют, что могут означать те или иные изображения. Дополнением к этому является неумение управлять транспортным средством, что нередко приводит к ошибкам в нестандартных ситуациях, которые приводят к летальному исходу.

Даже у многих водителей, обладающих немалым стажем управления транспортными средствами, нередко возникают вопросы относительно правил объезда препятствий, В подобных ситуациях неопытные водители нередко наталкиваются на сотрудников ГИБДД, поскольку не понимают разницы между объездом препятствия справа или слева и обыкновенным обгоном.

Что такое объезд препятствия

Существующие ПДД не дают конкретного определения данному понятию. Однако на основе отдельных положений законодательной базы можно сделать вывод, что под объездом подразумевается конкретный маневр, выполняемый в случае невозможного дальнейшего проезда по первоначальной полосе дороги. Следовательно, когда водитель меняет полосу движения, такое действие в ряде случаев может подразумевать объезд.

Существуют конкретные правила объезда препятствия на дороге, поскольку подобные маневры могут быть рассмотрены в качестве обгона другого участника дорожного движения или его опережения. Следует также отметить, что штраф за объезд препятствия по встречной полосе, выполненный не по правилам, значительно меньше чем за нарушение ПДД во время обгона.

Пересечение сплошной линии

Некоторые неопытные водители нередко задают вопрос: можно ли объехать препятствие через сплошную? Какой бы ни была ситуация, пересечение сплошной линии будет расцениваться, как нарушение действующих ПДД. В подобных ситуациях рассматриваются три основных разновидности штрафных санкций:

  • Выписывается административный штраф в объеме 500 рублей или простое предупреждение в ситуациях, когда выхода на встречную полосу не было. В таких случаях нет разницы между обгоном и объездом. Учитывается сам факт пренебрежения требованиями разметки на конкретном участке проезжей части.
  • Взыскание в объеме от 1000 - до 1500 руб. предусматривается после объезда препятствия через двойную сплошную на двусторонней дороге.
  • Лишение водительских прав на период от 4 до 6 месяцев, если выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Объезд места ДТП

Если проезжая часть перекрывается по причине аварии, можно выполнить объезд возникшего препятствия по встречной полосе. В случае когда дальнейшее движение по дороге затрудняется из-за неправильно остановившегося общественного транспорта, желательно подождать несколько минут до возобновления движения.

Нередко условия позволяют выполнить манёвр, не выдвигаясь на встречную полосу. Водителям нужно понимать, что выполнять обгонный маневр по встречке нельзя, когда действует запрещающий дорожный знак. За подобные нарушения предусмотрено административное взыскание либо лишение прав на определенный период.

Согласно положениям законодательной базы, каждый участник дорожного движения имеет полное право выражать несогласие и оспаривать заключения дорожных инспекторов, если считает, что штраф выписывается незаслуженно. Судебные инстанции уполномочены заниматься подобными вопросами. Составление заявления имеет особую актуальность в ситуациях, когда водителя лишают прав.

Для того чтобы результат судебного разбирательства оказался в пользу водителя, необходимо предоставить для рассмотрения все существующие доказательства. В подобных ситуациях никогда нельзя учитывать словесные заявления. Чтобы утверждение можно было учитывать, рекомендуется снимать происходящее на дороге на видеорегистратор. Такие устройства помогают водителям в различных спорных вопросах.

Объезд на перекрестке

Однако, нередко возникают ситуации, когда в недобросовестном отношении можно обвинить не только водителей, но и самих сотрудников ГИБДД. Известны случаи, когда сотрудники автомобильной инспекции устраивали автомобилистам самые настоящие подставы на дорогах с целью привлечения их к ответственности за грубые нарушения ПДД. Одним из таких примеров является объезд препятствия по встречке на перекрестке. Для этого на перекрестке перед самим светофором ставится грузовой автомобиль с зажжёнными аварийными сигнальными огнями. Все это происходит на дороге с двусторонним движением.

Подъезжающее к грузовику транспортное средство выходит на встречную полосу, выполняя объезд препятствия слева, но в этот момент грузовик внезапно начинает движение. Сотрудники ГИБДД, стоящие на другой стороне перекрестка, естественно, останавливают водителя за обгон на перекрестке, что, по сути, является очень грубым нарушением ПДД.

Поскольку вероятность возникновения подобных ситуаций на проезжей части высока, всем владельцам транспортных средств рекомендуют устанавливать у себя в машинах устройства видеорегистрации. При отсутствии подобного приспособления можно воспользоваться видеокамерой, установленной на мобильном телефоне или другим устройством.

Объезд справа

Дорожный знак 4.2.1, обозначающий «объезд препятствия справа». Он ставится на конкретных участках проезжей части, не подлежащих восстановлению и обеспечению нормального передвижения транспортных средств в ближайшем будущем. При помощи такого знака обозначается направление, по которому препятствие можно объезжать, не нарушая ПДД. Таблички с соответствующими изображениями устанавливаются чаще всего при разделении полосы на проезжей части или в случае, когда выполняются ремонтные работы.

Этот знак допускает возможность объезда любого объекта только справа, без каких-либо других вариантов. За выполнение маневра в другом направлении на водителя может быть наложен штраф. Участникам дорожного движения следовало бы воспринимать подобные обозначения на проезжей части как указание на оптимальный вариант преодоления возникшего препятствия без каких-либо последствий.

Объезд слева

Как было сказано ранее, в соответствии с существующими ПДД, объезд какого-либо препятствия на дороге допускается только справа. Но нередко возникают ситуации, когда по причине каких-либо других препятствий такой способ преодоления препятствия оказывается невозможным. В подобных ситуациях в порядке исключения может быть установлен знак, обозначающий возможность объезда препятствия слева, допускающий маневры, запрещенные ПДД.

Дорожный указатель 4.2.2 выполняет функцию информирования участников дорожного движения относительно допустимого способа преодоления возникшего препятствия на дороге. Также водители должны быть соответствующим образом оповещены о том, что объезд справа выполнять не рекомендуется.Такой знак в большинстве случаев используется на технических средствах, находящихся в распоряжении коммунальных служб или неподалеку от объектов благоустройства. Нередко знак устанавливается в местах выполнения ремонтных работ, если объезд препятствия справа не представляется возможным. Если автомобиль движется по проезжей части со сплошной линией дорожной разметки, а на определенном отрезке пути установлен знак объезда препятствия слева, водитель обязан неукоснительно следовать указанию. Требование линии разметки в подобной ситуации может быть проигнорировано.

Внимание! Следует отметить, что после выполнения маневра участники движения должны снова занять свою дорожную полосу.

Некоторые ситуации, возникшие на дороге, допускают установку знака, обозначающего возможность объезда препятствия справа или слева. Подобные знаки позволяют участникам движения самостоятельно определять наиболее подходящий вариант дальнейшего продвижения. В большинстве случаев такие знаки используются в процессе выполнения ремонтных работ на дороге или буквально посреди улицы. Оптимальным вариантом будет, естественно, объезд препятствия справа. Тем не менее каждому водителю в подобных ситуациях предоставляется возможность выбора.

Больше информации по данной теме можно получить, ознакомившись с видеороликом: