Безопасность здоровья. Обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Не секрет, что во время путешествия возникает достаточно большое количество проблем, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Вероятность возникновения трудностей и неприятностей увеличивается также по той причине, что человек (турист, путешественник) отправляется в незнакомую местность, где существует своя культура, свои правила общения, свои традиции.

Трудности могут возникнуть с языком, с климатом или с другими факторами. Все это делает вопрос безопасности туризма крайне актуальным.

«Серьезные» туристические фирмы уже давно взяли на себя обязательства по оказанию туристам страховых услуг.

Так, любой турист при желании может застраховаться от всевозможных неприятностей и получить компенсацию за нанесенный здоровью либо имуществу ущерб. Безусловно, услуга страхования является необходимой и востребованной как за рубежом, так и в нашей стране.

Однако понятия «застрахованный» и «защищенный» не тождественны. Именно по этой причине на первое место ставится вопрос безопасности туризма, а только потом -

страхования.

Безопасности туризма посвящена глава VII ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 14 названного ФЗ под безопасностью туризма понимается безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Согласно п. 5.1 ГОСТа Р 50690-2000 «Туристические услуги. Общие требования» туристические услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям ГОСТа 28681.3-95 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» и ГОСТа Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

Основная роль в обеспечении безопасности во время путешествия ложится на плечи проектировщика тура. При составлении тура необходимо учитывать всевозможные риски и их источники, необходимо понимать, как определенный источник фактора риска может повлиять на здоровье, жизнь или имущество туриста. Процесс подготовки тура должен включать в себя проведение различных мероприятий по защите туриста и его имущества.

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях: 1)

существования источников риска; 2)

появления данного источника на опасном для человека уровне; 3)

подверженности человека воздействию источников опасности (п. 4.2 ГОСТ Р 5064494 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»).

Также очень важное значение имеет вопрос информированности туриста (потребителя туристических услуг). Любой турист должен быть информирован обо всех возможных неприятностях, которые могут с ним произойти в течение путешествия, и ознакомлен с теми мерами, которые необходимо принять по собственной безопасности

непосредственно во время туристическои поездки или при подготовке к ней (например, необходимость провести определенные медицинские процедуры при отправке в определенную местность).

Наибольший уровень опасности имеет самый первый этап путешествия - перевозка. Это происходит потому, что использование любых транспортных средств повышает риск возникновения различных затруднений. В СМИ достаточно часто встречаются сообщения о железнодорожных и автокатастрофах, о крушениях самолетов и др. Вследствие этих катастроф гибнет огромное количество людей.

Именно поэтому вопрос безопасности человека во время использования средств перевозки является одним из важных. На каждом виде транспорта существуют свои правила поведения для пассажиров и условия страхования их жизней. Пассажир в целях личной безопасности обязан соблюдать эти правила и следовать рекомендациям персонала соответствующего вида транспорта.

Согласно п. 4.4.3 ГОСТа Р 50644-94 транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.).

Однако неприятности с туристами могут возникнуть не только во время перевозки, но и на протяжении всего путешествия.

Существует несколько видов факторов риска. В соответствии с п. 4.3. ГОСТа Р 50644-94 факторы риска (вредные факторы) можно классифицировать следующим образом: 1)

травмоопасность;

воздействие окружающей среды; 3)

пожароопасность; 4)

биологические воздействия; 5)

психофизиологические нагрузки; 6)

опасность излучений; 7)

химические воздействия; 8)

повышенная запыленность и загазованность; 9)

прочие факторы; 10)

специфические факторы риска.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь, потертости кожных покровов у туристов и т. п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т. п.) (п. 4.3.1. ГОСТаР 50644-94).

Однако следует отметить, что существуют меры по снижению травмоопасности.

Так, согласно п. 4.3.1. ГОСТа Р 50644-94 снижение травмоопасности обеспечивается: -

защитными устройствами и ограждениями при использовании подъемников, канатных дорог и других подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории; -

использованием средств индивидуальной защиты, например, страховочных веревок, шлемов и иного страховочного снаряжения; -

соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю; -

соблюдением требований СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.); -

соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников), обеспечивающих его безопасную работу; -

упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм.

Следует отметить, что туристы должны быть информированы о том, как можно избежать возможных травм, и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Вероятность получения травм связана также с тем видом туризма, который выбирает человек. Если это экстремальный туризм, горнолыжный, альпинизм, то опасность получения травм повышается.

Турист должен быть ознакомлен с правилами поведения в местах отдыха (тем более, экстремального), должен иметь специальную обувь и одежду, ознакомлен с правилами эксплуатации различных средств перевозки и передвижения (подъемники на горнолыжных базах, канатные дороги и т. д.). От осведомленности туриста и соблюдения им правил техники безопасности нередко зависит не только его здоровье, но и жизнь.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (спальных, питания, клубных и др.), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарногигиеническим требованиям (п. 4.3.2. ГОСТа Р 50644-94).

Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска, согласно названному пункту ГОСТа, обеспечивается: -

выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия; -

рациональным проектированием трассы туристского маршрута; -

учетом погодных особенностей района; -

сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды; -

оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации; -

обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты; -

своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Пожаробезопасность. Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и методы их проверки в соответствии с ГОСТом 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования». Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (соответствующих Правил пожарной безопасности).

Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции) (п. 4.3.4. ГОСТа Р 50644-94).

К биологическим факторам относятся всевозможные инфекционные заболевания и отравления.

В условиях перемещения в другую дестинацию (прежде всего, в страны тропического пояса) организм туриста сталкивается с проблемой неадаптированности его иммунитета к различным инфекциям.

Именно поэтому существует необходимость проведения предварительной медицинской профилактики перед отправкой в определенное место. Согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться туристам при несоблюдении мер предосторожности - это пищевые отравления. В незнакомой дестинации туристам рекомендуется не пить обычную местную воду, не есть овощи, фрукты и сырые продукты, купленные на местных рынках и лотках, без предварительной обработки, не приобретать пищу в местах, не принадлежащих предприятиям общественного питания. В соответствии с п. 4.4.2. ГОСТа 50644-94 в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов.

Воздействие данных факторов риска на туристов, согласно п. 4.3.4. ГОСТа Р 50644-94, предупреждается: -

соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания; -

применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов; -

использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и

проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; -

упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Психофизиологические факторы риска: физические и нервно-психические перегрузки.

Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается: -

рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей); -

учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы; -

соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели (п. 4.3.5. ГОСТа Р 50644-94).

Еще одним фактором опасности являются нервно-психические и физические перегрузки. Проектировщик тура должен рассчитывать объем предоставляемой информации и объем нагрузки в зависимости от особенностей группы (возраст, состояние здоровья, уровень интеллектуальной подготовки и т. д.), каждый турист должен иметь достаточное количество свободного времени, для того чтобы отдохнуть.

В процессе путешествия туристам всегда предоставляется «свободное» время, т. е. время, не занятое запланированными мероприятиями. Человек, отправляясь в путешествие, стремится отдохнуть, иногда забывая о своих физических и психических возможностях. Регулярные недосыпания и переутомления в результате получения всевозможных услуг, предусмотренных и не предусмотренных программой путешествия, могут привести к ухудшению здоровья.

Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения. Предупреждение об опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается: -

информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека; -

использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов, солнцезащитных очков). Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах). Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния (п. 4.3.6. ГОСТа Р 50644-94).

Химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо: -

осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах; -

осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной с точки действия химических факторов риска среде; -

применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами (п. 4.3.7. ГОСТа Р 50644-94).

Повышенная запыленность и загазованность. Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.005, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха (п. 4.3.8. ГОСТа Р 50644-94).

Существуют также и прочие факторы риска, которые закреплены в п. 4.3.9. ГОСТа Р 50644-94. Согласно названному пункту к прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках. Необходимо предусматривать: -

предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии) - об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания; -

проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

Специфические факторы риска, в соответствии с п. 4.3.10. ГОСТа Р 50644-94, обусловлены: -

возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов); -

техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей); -

сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристсих трасс и т. п.); -

уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов идр.); -

подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п.); -

информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Наряду с рассмотренными факторами риска для здоровья и жизни человека, существует риск возникновения неприятностей с имуществом туриста (личными вещами и багажом), поэтому вопрос сохранности имущества тоже является актуальным.

Туристы представляют собой «желанный» объект для всякого рода мошенников, грабителей и воров. Это связано с притуплением бдительности самого туриста и незнанием им особенностей посещаемой страны. Риск возникновения неприятностей возрастает, если местом отдыха туриста является страна с высокой социальной напряженностью. В ряде стран издаются специальные памятки, которые выдаются туристам. В подобных памятках объясняется, куда не стоит ходить, чего не стоит делать и т. д. В этом проявляется заинтересованность принимающей стороны в безопасности

туриста. К сожалению, туристы довольно часто пренебрегают подобными рекомендациями и попадают в неприятные ситуации, разрешение которых занимает много сил и времени самих туристов, а также сопровождающих их лиц.

Не менее важным является вопрос безопасности окружающей среды. Под экологичностью туризма понимается взаимодействие индустрии туризма и окружающей среды, где главным является ненанесение вреда и рациональное использование имеющихся ресурсов.

Узкое понимание данной проблемы сводится к тому, что турист имеет право свободного доступа к туристическим ресурсам в соответствии с различными ограничениями, предусмотренными конкретной страной пребывания, в то же время, турист обязан бережно относиться к окружающей природной среде, не наносить ей вреда.

В более широком понимании данный вопрос рассматривается на уровне экологичности туризма. Туристическая индустрия, как и любая другая, оказывает воздействие на окружающую природную среду. Степень и характер этого воздействия и определяют экологичность либо неэкологичность туризма.

Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

Важным является то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Введение - 4

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - 13

Государственная система обеспечения безопасности населения - 35

Основы обороны государства и воинская обязанность - 78

Основы медицинских знаний - 143

Темы рефератов по ОБЖ - 198

Литература, электронные источники - 200

Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход, безопасное поведение пе шехода на улицах и дорогах - 202


Введение

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (1), цели и задачи дисциплины (1.2). Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность» (1.3). Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Введение

Жизнедеятельность человека осуществляется в сложной, перегруженной техническими средствами среде обитания. Эта среда насыщена многочисленными вредными факторами, которые представляют серьезную потенциальную или реальную опасность для здоровья и жизни людей. Совокупность опасностей определяется конкретным качественным состоянием среды, характером и интенсивностью реализуемой в ее пространстве разнообразной производственной, хозяйственной и иной деятельности. Человечество, вступившее в новое тысячелетие, обеспокоено тем, что более отчетливо стал проявляться многофакторный кризис цивилизации, вызванный, с одной стороны, не­ регулируемым, потребительским отношением к окружающей среде, а с другой - незащищенностью самого человека. Становится совершенно очевидным, что необходимо искать новые, более эффективные пути гармоничного развития общества и кардинально изменять потребительскую психологию людей. В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной творческой деятельности существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. Постоянное внимание к сохранению и укреплению собственного здоровья, сознательная ориентация на здоровый образ жизни должны стать важнейшими показателями общей культуры человека ХХI в. Его повседневная деятельность, поведение и устремления должны быть направлены на создание гуманистического и рационально обустроенного общества на основе гармоничного духовного и физического совершенствования личности в процессе позитивного преобразования мира.



Глава 1.Введение в дисциплину

1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Эффективное развитие в стране инновационной экономики возможно лишь при качественной подготовке специалистов различного профиля, создании благоприятных условий для их жизнедеятельности и сохранении их здоровья.

На протяжении своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постепенно совершенствовала социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни, являющаяся одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около семидесяти семи лет(В России 65-66 лет).

Вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью в природу, законы которой далеко еще не познаны, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания, так называемую техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно­технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), например, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди (в том числе и военнослужащие). Травматизм является основной причиной смерти человека от 2 лет до 41 года. По данным официальной статистики, в настоящее время в России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем 50 тысяч человек, а от несчастных случаев, связанных с отравлением фальсифицированными (суррогатными) спиртными напитками, -35-40 тысяч человек в год. Значительные психофизические и информационные нагрузки у работающих из-за высокой интенсивности и нерациональной организации трудовой деятельности часто сопровождаются перенапряжением организма и, как следствие, нередко вызывают возникновение гипертонических кризов, ранних инфарктов миокарда и инсультов с серьезными негативными последствиями не только для трудоспособности, но и для жизни людей. При эксплуатации различных производственных объектов на территории Российской Федерации часто наблюдается антропогенное загрязнение окружающей среды токсичными веществами, твердыми и жидкими промышленными отходами, что может приводить к ухудшению экологических условий жизни населения. Повышение риска проявления тех или иных опасностей в среде обитания обусловливается различными причинами, в том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности. Приведенные данные подтверждают актуальность и важность обязательной и качественной и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе и среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности. В этом плане каждый специалист должен располагать достаточно глубокими знаниями о возможных и реальных опасностях техносферы, владеть умением распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние здоровья трудового коллектива и экологическую безопасность населения.

Актуальному решению данных вопросов в определенной мере будет способствовать целенаправленная реализация специалистами среднего звена знаний, приобретенных в области основ безопасности жизнедеятельности. Эти знания необходимы: – для формирования и соблюдения правил здорового образа жизни, рациональной организации труда и поддержания психофизического состояния и высокой работоспособности организма; – обеспечения жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – развития в себе духовных и физических качеств, важных для прохождения военной службы; – создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности военнослужащих; – формирования навыков оказания первой медицинской помощи.

1.2. Цели и задачи дисциплины

В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Перед учащимися и преподавателями ставятся задачи:

освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике патриотизма и долга по защите Отечества;

развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;

Овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;

формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности. Безопасность жизнедеятельности человека тесно связана: –с идентификацией (распознаванием) и количественной оценкой негативных воздействий среды обитания;–профилактикой и защитой от опасностей воздействия тех или иных негативных факторов на человека;–ликвидацией последствий воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций.

1.3. Основные теоретические положения и понятия

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования.

С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.

Опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, иногда влекущих за собой инвалидность и даже летальный исход; соответственно, они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

Профилактика опасностей защита от них-актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего государство.

Обеспечение безопасности - приоритетная задача для личности, общества и государства.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения разработана учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и др. Таким образом, мы можем говорить о системе «человек - среда обитания», которая состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определенных границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.

Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходи т в полном соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело означенных выше потоков. Потоки вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и среда его обитания гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

– обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

– создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».

Биосфера - это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация (повышение роли городов в развитии общества). Это вызвало крупно масштабное развитие энергетики, промышленности, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного (от греч. anthro –pos- человек) воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. Человек стал обладать способностью инициировать крупно масштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

Техносфера - это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально бытовым потребностям.

Однако созданная трудом человека, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, техносфера во многом надежды людей не оправдала. Новые условия обитания человека в городах, и особенно в крупных промышленных центрах, бытовые составляющие его жизни по уровню безопасности оказались далеки от допустимых норм и требований, что предопределяет актуальность грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики. Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их среду. Являясь частью жизни, они также реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности самого процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!» В отличие от реальной, видимой опасности потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере ее проявления. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа (СО2)в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. В непроветриваемом помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2увеличивается.Углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, и нарастание его концентрации дает о себе знать появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. В целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и другим негативным последствиям. По степени и характеру действия на организм все факты условно делят на вредные и опасные.

К вредным факторам относятся такие факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.

Опасные факторы в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно, так как вредные факторы могут стать опасными. Некоторая часть опасных и вредных факторов - преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания - имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасные зоны . Такие зоны характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасная ситуация . В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным и рациональным поступкам и действиям. В этом случае говорят об экстремальных ситуациях . Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая из меряется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный, или групповой, риск - это риск для группы людей. Говоря о социальном риске, прослеживают зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. То есть речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.

Иными словами, это прежде всего ощущение человека, что ему ничто не угрожает. Вместе с тем это и деятельность различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и, соответственно, обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки. Для защиты от негативных факторов следует создавать и активно использовать защитные средства и проводить мероприятия, всемерно ограничивающие зоны действия и уровни таких факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний - безопасность жизнедеятельности.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключается актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»? Почему, на ваш взгляд, она относится к числу дисциплин непрерывного цикла изучения?

2. Что такое среда обитания? Воздействует ли на нее человек? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

3. Какие различия существуют между опасной и экстремальной ситуацией?

4. Что такое индивидуальный и социальный риск?

5. Объясните содержание концепции приемлемого риска.

6.Что такое безопасность?


Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

1.5. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

1.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

Практические занятия

Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.

Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

С. Материальное обеспечение ребенка до 18 лет.

К неимущественным правам и обязанностям родителей относятся:

А. Определения порядка воспитания и образования детей.

Союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи,

рождение и воспитания детей называется:Б. Браком .

Главным условием вступления в брак является:D. Взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

15. Для вступления в брак важным условием является:Е. Брачный возраст.

В целях охраны здоровья будущей матери и ребенка понижение брачного возраста возможно:А. На 2 года.

Семейное право- это:

Семейное право регулирует:

D. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные

Отношения возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и

Попечительства.

Предметом регулирования семейного права выступают:Б. Отношения, права и обязанности супругов в брачном договоре.

Источниками семейного права является:

А. Конституция и Кодекс о браке и семье.

Система семейного права состоит из:

Е. Общей и специальной частей.

Личные имущественные и неимущественные отношения, возникающие из брака, родства, опеки и попечительства:Б. Семейным правоотношением.

Объектами семейных правоотношений являются:Е. Совместно нажитое имущество супругов.

Субъектами семейных правоотношений являются:С. Члены семьи – это супруги, дети усыновители и усыновленные.

Установление брачного возраста для граждан связано с:Б. Физическими особенностями.

Ограничения для вступления в брак установлены в целях:А. Охраны здоровья граждан.

Трудовое право – это:С. Отрасль материального права.

Трудовое право – система правовых норм, регулирующая:D. Рабочее время и охрану труда.

Основные источники трудового права – это:Е. Конституция и кодекс законов о труде.

24. Основной формой реализации права на труд является:А. Заключение трудового договора.

25. Условия трудового контракта, устанавливаемые соглашением

сторон, называются:Е . Непосредственными .

26. Трудовые договора заключается на срок не более чем, на:Е. 3 года.

27. Сокращенное рабочее время распространяется на лиц:

С. Занятых с вредными условиями труда.

28. Система обеспечения безопасности и здоровья работников – это:

Е. Охрана труда.

29. Первым дисциплинарным взысканием является:В. Замечание .

34. Каждый работник имеет право на охрану труда, а именно – на рабочее

место.1. Защищенное от действия вредных факторов.

Отвечающее требованиям безопасности.

35. Каждый работник имеет право на охрану труда, обязанности по его

обеспечению – это.

Соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.

Информирование руководителя о любом нечастном случае.

36. Разногласия, возникающие по поводу применения нормативных актов в

процессе трудовой деятельности работодателей и работников,

называются.4. Трудовыми спорами.

37. При разрешении индивидуальных трудовых споров работник вправе

использовать следующие методы.

Обращение в вышестоящие органы.

Обращение в профсоюзы.

Обращение в вышестоящие профсоюзы.

38. Крайней мерой для разрешения индивидуальных трудовых споров

является.

Обращение в судебные органы.

Судебное рассмотрение.

39. При неоднократном грубом нарушении дисциплины труда к работнику применяется следующая мера дисциплинарных взысканий.

Строгий выговор.

Увольнение.

40. Трудовое право - это самостоятельнавя отрасль права, регулирующая:А. Правила трудоустройства

41. Система трудового права - это:

В. Общая и Особенная части.

42. Общественные отношения, возникающие по поводу организации и системы труда работников, называются:

В. Трудовыми.

43. Минимальный размер заработной платы, социальное обеспечение за вредную работу устанавливаются такими условиями трудового договора как?:

А. Законом о труде.

В. Разными правовыми актами.

С. Соглашением сторон.

Д. Различными нормативными актами.

Е. Подзаконными актами.

44. Все условия трудового договора различаются:

А. Временем их возникновения.

В. Действием их в определенный период.

С. Действием их в определенное время.

Д. Порядком их установления.

Е. Сроком их заключения.

45. Рабочее время продолжительностью 40часов называется:

А. Неполной.

В. Нормальной.

С. Сокращенной.

Д. Ограниченной.

Е. Необходимой.

46. Сокращенное рабочее время

А. 20часов.

С. 36часов.

Д. 40часов.

Е. 46часов.

47. Трудовые споры - это:

А. Правовой институт Специальной части.

В. Правовой институт Общей части

С. Подотрасль.

Е. Правовая норма Общей части.

30. Крайней мерой разрешения индивидуальных трудовых споров

является:С. Обращение в суд.

31. Нормы трудового права, устанавливающие право работников на

рабочее место в соответствий с правилами техники безопасности,

направлены на.

Охрану труда.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья.

32. Охрана труда регулируется следующими нормативными актами.

Конституцией.

Конституционными законами.

Подзаконными актами.

33. Охрана труда – правовой институт трудового права, включающая

следующие меры.

Правовые.

4. Организационно – технические.

48. Крайняя мера дисциплинарного взыскания - это:

А. Предупреждение.

В. Строгий выговор.

С. Выговор.

Д. Увольнение.

Е. Лишение премии.

49. Крайняя мера для решения коллективных трудовых споров

Е. Забастовка .

50. Система обеспечения жизни и безопасности труда напрвлены на:

1. охрану труда.

2. охрану прав самого гражданина.

3. обеспечение безопасности жизни и здоровья.

4. охрану имущественных и неимущественных благ.

51. Основные признаки брачного договора:

1. рассмотрение имущественных прав.

2. определение неимущественных прав.

3. определение имущественных обязанностей.

4. установление неимущественных обязанностей.

52. К правовым основам охраны труда относится:

1. выполнение различных нормативных документов.

2. выполнение норм, направленнных на обеспечение безопасности труда.

3. соблюдение порядка выполнения международных договоров.

4. соблюдение порядка санитарно-гигиенических норм.

53. Основания уголовной ответственности:

Светлана Прилипко
Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель высшей категории :

Прилипко С. В.

г. Джанкой, 2015 г.

Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".

У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность . Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь . А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".

Жизнь по правилам . Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно : дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности , как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни . И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома : пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…

Кто стучится в дверь ко мне? Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так : "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.

Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить : "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка, он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка, нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде : "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".

Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать : у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил.

Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет : "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".

Бусинки и К°. Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии . Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности .

Есть одна у летчика мечта… Следующее о чем стоило бы рассказать - это окна, балконы, шкафы и прочие зоны повышенной опасности. Актуальность этой темы обратно пропорциональна возрасту ребенка : ребенок взрослеет - риск снижается, но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Ребенок постарше уже понимает , что высота - это опасно, но вместе с тем она притягивает его, будто магнит.

Загадочный ток. Нельзя сбрасывать со счетов и электричество. Обязательно расскажите своему ребенку назначение и устройство розеток, а еще лучше, чтобы папа вместе с малышом разобрал одну из них. Однажды увидев устройство розетки, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Поэтому объясняйте и постоянно напоминайте малышу, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Покажите ребенку, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их. Подчеркните, что делать это можно только в присутствии родителей и обратите внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов, особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Поскольку иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия.

Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям.

Притягательные баночки и бутылочки. Мы все много раз слышали и отлично знаем правило : лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах.

По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И случается это из-за нашей халатности. Пока малыш находится под нашим неусыпным наблюдением, мы расслабляемся, наивно полагая, что он уже достаточно сознательный. Но, оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Чаще всего дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Поэтому очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша на то, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций".