Российская единая система предупреждения и ликвидации чс. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, перспективы ра - контрольная работа

Постановлением Правительства Российской Правительства Российской Федерации № 1113 в единую 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (рсчс)

РСЧС Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Р оссийская с истема предупреждения и действий в ч резвычайных с итуациях Создана для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, объединяет: органы управления. силы и средства Федеральных органов исполнительной власти. органов исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации Чрезвычайная ситуация(ЧС)- обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Цели и задачи РСЧС

Структура РСЧС РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый). Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Постоянно действующие органы управления РСЧС Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

Постоянно действующие органы управления РСЧС

Нормальная производственная, промышленная, Радиационная, Химическая, Биологическая, сейсмическая, гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Ухудшение обстановки, получение прогноза о возможности возникновения ЧС. Возникновение ЧС. Режимы функционирования РСЧС

Наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах. Планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС и обеспечению защиты населения. Подготовка органов управления. Сил и средств к действиям при ЧС. Создание и пополнение финансовых и материальных резервов. Действия РСЧС в режиме повседневной деятельности

Выявление причин ухудшения обстановки. Выработка предложений по её нормализации. Усиление дежурно-диспетчерской службы и наблюдение за состоянием природной среды. Обстановкой на потенциально опасных объектах. Меры по защите населения и окружающей среды. Приведение в готовность сил и средств. Уточнение планов действий. Действия РСЧС в режиме повышенной готовности

Организация защиты населения Определение границ ЧС. Организация ликвидации ЧС. Работы по первоочередному обеспечению пострадавшего населения. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах. Действия РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации

Структура сил и средств РСЧС

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят: войска гражданской обороны; поисково-спасательную службу МЧС России; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; военизированные службы Росгидромета по активисту воздей­ствию на гидрометеорологические процессы; Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС

Войска гражданской обороны (ГО) Видео:

Поисково-спасательная служба МЧС России Поисково-спасательной службы в России раньше не было. 27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров России «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР». Этот день - 27 декабря, с 1995 г. отмечается как День спасателя.

Авиация МЧС России Авиация МЧС России включает в себя государственное унитарное авиационное предприятие и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства. Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой.

Противопожарная служба МЧС России

Медицина катастроф Госпиталь МЧС России. Кабул. 2002 г.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России; геофизическая служба Российской академии наук, оператив­ные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе­ния Минатома России; учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуа­ций; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО. Состав сил и средств наблюдения и контроля РСЧС


Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей, экономики и права>> в г. Калининграде.

Контрольная работа

по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>

Студента 2 курса

Юридического факультета

Группы 58 - Ю

Прусакова Максима

Владимировича.

Преподаватель:

к.ю.н., доц.Тимошевская А.Д.

Калининград

Введение..........................................................................................................

Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

Региональный уровень РСЧС имеет:

координирующие органы;

постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

органы повседневного управления;

силы и средства;

системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).

Органы повседневного управления:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:

силы и средства федеральных органов исполнительной власти:

силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

силы и средства органов местного самоуправления;

силы и средства организаций.

Все эти силы подразделяются на:

силы наблюдения и лабораторного контроля;

силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований ГО территориальных уровней;

специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

З аключение.

В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:

· заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;

· обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,

· заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.

Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Список литературы:

1. Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.

2. Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.

3. Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.

  • 5. Всероссийская Служба медицины катастроф. Определение и задачи.
  • 6. Формирования Службы медицины катастроф Росздрава России.
  • 7. Организационная структура Всероссийской Службы медицины катастроф (всмк).
  • 8. Специализированные (противоэпидемические) формирования Роспотребнадзора России. Предназначение и состав.
  • 9. Медицинские средства защиты. Определение понятия и классификация.
  • 10. Медицинская защита. Определение и содержание мероприятий медицинской защиты.
  • 11.Основные мероприятия медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 13.Радиационная авария. Определение и классификация, основы медико- санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий.
  • 14. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые для ликвидации последствий чс.
  • 15. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий землетрясений.
  • 16. Особенности медико-санитарного обеспечения населения при наводнениях
  • 17. Санитарная экспертиза продовольствия, пищевого сырья и воды.
  • 18. Нештатные формирования Службы медицины катастроф Министерства обороны России.
  • 19. Медицинская сортировка пораженных в чс. Определение, виды медицинской сортировки, сортировочные группы.
  • 20. Медицинская эвакуация. Определение понятия и цели. Современные санитарно-транспортные средства.
  • 21. Организация защиты медицинского имущества в чс.
  • 22. Задачи военной медицины при ликвидации последствий чс в мирное время.
  • 23. Бригады специализированной медицинской помощи (бсмп). Предназначение, база создания.
  • 24. Медицинский отряд специального назначения мо рф (мосн). Задачи и организационно-штатная структура.
  • 25. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных в чс мирного времени. Сущность системы этапного лечения с эвакуацией по назначению.
  • 26. Медико-тактическая характеристика чс, ее основные элементы.
  • 27. Основные принципы организации Всероссийской Службы медицины катастроф.
  • 28. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Состав, предназначение и правила пользования аи-2, ппи, ипп-8.
  • 29. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения в чс.
  • 3. .Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс). Определение и задачи.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

    Основные задачи РСЧС

    1. подготовка населения к действиям при ЧС;

    2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    4. ликвидация ЧС;

    5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

    6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

    8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

    9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

    10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

    11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Эти задачи решаются в трех режимах:

    В режиме повседневной деятельности;

    В режиме повышенной готовности;

    В режиме чрезвычайной ситуации.

    Принципы построения и функционирования РСЧС:

    Защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

    Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    Реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

    Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

    Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный уровень, территориальный, местный, объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Для выполнения задач, возложенных на РСЧС, создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

    Служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

    Служба охраны общественного порядка (МВД России);

    Противопожарная служба (МЧС России);

    Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

    Государственная спасательная служба (МЧС России);

    Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

    Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    Противопаводковая служба (Минприроды России);

    Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    Транспортная служба (Минтранс России);

    Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

    Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

    Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

    Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Все уровни управления РСЧС имеют:

    Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

    Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

    Силы и средства для ликвидации ЧС;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

    На федеральном уровне – МЧС России;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

    На местном уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

    Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

    Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Формирования и учреждения ВСМК;

    Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;

    Специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

    Аварийно - технические центры Министерства по атомной энергетики;

    Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

    Восстановительные пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.

    27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.

    В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям.

    19 ноября 1991 года был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

    18 апреля 1992 года правительство Российской Федерации приняло постановление № 261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которым утвердило Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), а также определило функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев.

    Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”.

    В 1993 году завершается формирование РСЧС. В регионах создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.

    Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России были созданы:

     Межведомственная противопаводковая комиссия;

     Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке;

     Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России;

     Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами.

    В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.

    В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) был учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.

    10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.

    Основные задачи МЧС России:

     разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС);

     руководство гражданской обороной РФ, поисково-спасательной службой МЧС России;

     организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнением мероприятий по их предупреждению;

     руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других ЧС;

     организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления формирований гражданской обороны.

    В 1994 году создается Центр специального назначения (г. Москва), предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России и других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполнения аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной местности с десантированием спасателей и грузов.

    Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.

    21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности чрезвычайной службы России.

    С целью централизации межведомственных функций управления, особенно при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.

    14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации № 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    5 ноября 1995 года Правительством РФ принято Постановление N 1113, которым утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

    Основные задачи РСЧС:

     разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

     осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений, а также подведомственных им объектов в ЧС;

     обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

     сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

     подготовка населения к действиям при ЧС;

     прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

     создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

     осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

     ликвидация ЧС;

     осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;

     реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;

     международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней (рис. 35): федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, материального обеспечения.

    В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток, и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

    Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

    Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционирует в трех режимах:

    1) повседневной деятельности;

    2) повышенной готовности;

    3) чрезвычайной ситуации.

    Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, и эпифитотий.

    В режиме повседневной деятельности осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

    Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

    В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и, при необходимости, осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

    Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

    В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.

    Решение о введении режимов функционирования подсистемы РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки, сложившейся на данной территории.

    28 февраля 1996 г. Правительством РФ принято постановление № 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф". Этим постановлением утверждено "Положение о Всероссийской службе медицины катастроф".

    В этом положении говорится, что Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

    Основными задачами Службы являются:

     организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

     обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

     сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

     участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

     создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения Службы;

     участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

     разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

     прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

     участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

     научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

     международное сотрудничество в области медицины катастроф.

    Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.

    При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

    Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

    Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

    Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:

    Разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;

    Обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    Сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;

    Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

    Прогнозирование и оценка последствий ЧС;

    Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

    Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

    Ликвидация последствий ЧС;

    Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

    Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

    Международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.

    РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

    Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).

    Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.

    Координирующими органами РСЧС являются:

    на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

    на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

    на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

    на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);

    на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.

    Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.

    ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.

    РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

    Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.

    Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

    Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.

    Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.

    Конспект по безопасности жизнедеятельности