Формирования службы медицины катастроф. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф Силы службы медицины катастроф минздравмедпрома рф представлены

История создания Всероссийской службы медицины катастроф

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе посто­янно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и опера­тивная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катаст­роф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств.

В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МС ГО, нацеленная на работу в условиях возник­новения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС своевременно и ка­чественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения.

Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помо­щи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось:

Министерству здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опыт­но-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;

Организовать в союзных, автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицин­ской помощи;

Министерству обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункцио­нальных отряда специального назначения;



Осуществить в течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подго­товку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие требований этого постановления приказомМинистерства здраво­охранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь ор­ганизуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая осно­ва, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ли­квидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД Рос­сии, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф», которое было утверждено постановле­нием Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N° 195.

Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья на­селения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимаю­щихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических меро­приятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в воен­ное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здраво­охранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катаст­роф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообраз­ности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единого органа, пред­назначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военно­го времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяе­мые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.

Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направлен­ные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катаст­рофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение пораже­ний (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональ­ная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медици­ны катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средст­ва МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здраво­охранения Российской Федерации.

Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обес­печения при ликвидации ЧС мирного времени.

Основными задачами ВСМС являются:

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных кон­фликтах и террористических актах;

Создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

Создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

Подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

Разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

Участие в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий и в орга­низации постоянного медико-санитарного контроля за ними;

Проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

Осуществ­лении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;

Разработке и осуществлении мер по социальной защите населе­ния;

Проведении гуманитарных акций;

Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в облас­ти медицины катастроф.

Учитывая, что основой ВСМК является служба медицины катастроф Минздрава России, указанные задачи в равной мере относятся и к ней.

Формировании ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.) и медицинские подвижные формирования (госпитали, отряды и др.), предназначенные для выдвиже­ния в зону (район) ЧС и выполнения там своих штатных задач.

Учреждения ВСМК - ме­дицинские учреждения, выполняющие свои штатные задачи в системе ВСМК в местах по­стоянной дислокации.

Нештатные формирования ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.),формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, цен­тров санэпиднадзора, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК.

Организация Всероссийской службы медицины катастроф

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населе­нию. Основными из них являются следующие.

Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государствен­ную задачу.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использо­ваны для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со­става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.Реализация этого принципа может быть осу­ществлена различными мерами поощрения.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч­реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро­ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу­лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис­пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен­ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю­щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся об­становке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа­листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государствен­ной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви­дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

Всеобщая подготовка населения и лиц с профессиями повышен­ного риска , к действиям в различных ЧС по оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения реализуется соз­данием четкой системы подготовки населения и учебно-методической базы.

Всероссийской службы медицины катастроф. Она соз­дана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

Как видно из рис. 2, 3, ВСМК объединяет службы медицины катастроф Мин­здрава, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС силы и средства МВД и МПС России, других федеральных органов исполнительной власти. Служба организована на федеральном, региональ­ном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба име­ет органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «За­щита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД нештат­ные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

Филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

Межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

Формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и науч­ными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федера­ции - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петер­бурга) представлен:

Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;

Центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

Нештатными формированиями ВСМК;

Формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;

Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:

Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них формированиями других ЛПУ), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;

Центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

Лечебно-профилактические учрежде­ния, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.


Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

Медицинские формирования;

Подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;

Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется террито­риальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, терри­ториальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф МинздраваРоссии является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохране­ния Российской Федерации. Она выполняет свои задачи совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора при взаимодействии с Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления и учреждениями других отраслей здравоохранения (ле­чебно-профилактическими, обеспечения лекарственными средствами и медтехникой, подготовки кадров, МСГО и др.).

Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Ми­нистр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне яв­ляется представитель Министра здравоохранения и социального развития в федеральном округе. Начальника­ми служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются ру­ководители органов управления здравоохранением соответствующих органов испол­нительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здраво­охранения.

Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведом­ственной службой, входящей в состав ВСМК; она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитар­ных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов. Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобо­роны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.

Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное воен­но-медицинское управление Минобороны России.

В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят: органы во­енного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначе­ния; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследова­тельских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС.

Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и МПС России также имеются специальные органы управле­ния, формирования и учреждения.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России, которая обеспечивает:

Разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

Подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

Разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-са­нитарных последствий ЧС.

Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф

На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Мин­здрава России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учре­ждение службы медицины катастроф Минздрава России особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава Рос­сии федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследова­тельского и лечебно-профилактического учреждения. Основными его подразделения­ми являются:

· управление;

· штаб ВСМК

· филиалы ВЦМК «Защита» в семи федераль­ных округах;

· клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным

госпита­лем (ПМГ);

· отделение экстренной и планово-консультативной медицинской

помощи (санитарная авиация);

· институт проблем медицины катастроф;

· центр медицинской экс­пертизы и реабилитации;

· отдел ме­дицинского снабжения со складом резерва Минздрава

России для ЧС и другие под­разделения.

В особых случаях по решению Минздрава России филиалы могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют разработку и организуют выпол­нение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенство­ванию и повышению готовности ВСМК.

ВЦМК «Защита» является рабочим органом Федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК.

Постоянным (штатным) органом военного управления службой медицины ката­строф Минобороны России является Всеармейский центр медицины катастроф Мин­обороны России , который организован и функционирует при Главном военно-меди­цинском управлении.

В медицинском управлении МВД России для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС - группа организации медицинской помощи в ЧС .

В МПС России общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических меро­приятий в ЧС на железных дорогах осуществляет Департамент здравоохранения МПС России через отдел оперативно-распорядительной службы.

На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в облас­ти защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ли­квидации последствий ЧС.

Главными обстоятельствами, определяющими целесообразность существования регионального уровня службы, являются, во-первых, наличие такого уровня в РСЧС и, во-вторых, совпадение границ регионов с границами федеральных округов. Это позволяет соблюсти вертикаль управления ВСМК как подсистемы РСЧС и успешно взаимодействовать с силами и средствами медицинской службы военного округа.

В своей деятельности филиал ВЦМК «Защита», как уже указывалось, выполняет функции штаба ВСМК региона и подчиняется ВЦМК «Защита».

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач филиал руководствуется документами регионального центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Организационно-штатная структура филиала ВЦМК «Защита», перечень, количе­ство, состав формирований службы медицины катастроф и клинической базы центра определяются с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки, материально-технических и кадровых возможностей региона и утверждаются Минздравом России.

Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являют­ся:

· подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной

медицинской помощи;

· отдел медицинского снабжения;

· отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Филиал ВЦМК «Защита» осуществляет взаимодействие с имеющимися на тер­ритории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобо­роны, МЧС, Госсанэпиднадзора, МВД, МПС России и других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обя­занностями в ликвидации последствий ЧС.

Органами управления, силами и средствами Госсанэпиднадзора России на ре­гиональном уровне являются:

Межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

Центры регионального уровня - научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии;

Координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня - центры Госсанэпиднадзора в гг. Москва и Санкт-Петербург, в Красноярском и Хабаровском краях, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях;

Центры регионального и территориального уровней - противочумные станции;

Центры Госсанэпиднадзора на транспорте.

■ На территориальном уровне органом управления службой медицины катаст­роф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК). Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохране­нием, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

База создания и организационно-штатная структура ТЦМК утверждаются по представлению руководителя органа управления здравоохранением органом испол­нительной власти субъекта Российской Федерации.

Подвижные формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф. Они предназначены для оперативного выдвижения в зо­ну ЧС, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание квалифицированной и специализированной медицин­ской помощи в районе постоянной дислокации и экстренной консультативной меди­цинской помощи населению.

ТЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф территории, осу­ществляет взаимодействие с органами управления, формированиями и учреждениями других министерств и ведомств, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС на территории данного субъекта Россий­ской Федерации, руководит службами медицины катастроф местного и объектового уровней. Они обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средст­ва службы медицины катастроф территориального, местного и объектового уровней.

Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на терри­ториальном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в республиках, краях, облас­тях, городах федерального значения, автономных областях, автономных образовани­ях, в том числе центры регионального уровня, расположенные на данной территории.

В Минобороны, МВД, МПС России, других министерствах и ведомствах орга­нами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональ­ном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (на­чальники) или специально назначенные ими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.

Формирования и учреждения службы медицины катастроф Минздрава России

Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представ­лены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Фор­мирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

Нештатные формирования создаются на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилакти-ческих учреждений за счет их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф. Обеспечение их готовности к работе возлагается на руко­водителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катаст­роф соответствующего уровня.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы меди­цины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК«Защита». Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема поражен­ных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпита­лизации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При пол­ном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для гос­питализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек.

К штатным подразделениям госпиталя относятся :

Управление;

Основные подразделения представлены в составе 6 отде­лений - модулей

· сортировочно -диагностическое;

· хирургическое;

· анестезиологиче­ское;

· терапевтическое;

· нефрологическое (детоксикации);

· гиперборической оксигенации

Подразделения обеспечения

· аптека;

· инженерно-техническое отделение;

· отдел материально-технического обеспечения.

Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанима­ционная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, ин­фекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады форми­руются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимо­сти от характера ЧС госпиталь комплектуется бригадами различного профиля и раз­вертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтиче­ский, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) могут быть штатными или нештатными. Они являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактиче­ских учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами БСМП являются: медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; оказание специализиро­ванной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных поражен­ных; подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ; оказание кон­сультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе респуб­ликанских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализирован­ных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помо­щи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специали­зированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифици­рованных специалистов на добровольной основе.

Назначение и изменение основного состава и дублеров персонала БСМП осуще­ствляются приказами руководителя учреждения-формирователя.

В режимах повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчи­няются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчи­нении руководителю соответствующего центра медицины катастроф.

В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому - по графику, утвержденному ру­ководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины ката­строф. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя цен­тра медицины катастроф. Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим рабо­ты бригады в ЧС - в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обес­печения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.

Руководитель учреждения-формирователя несет прямую ответственность за форми­рование БСМП и их готовность к выполнению возложенных на них задач.

Эти требования в равной степени относятся к руководителям учреждений, на которых воз­ложены задачи создания других формирований службы медицины катастроф.

В соответствии с типовым положением о бригадах специализированной меди­цинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее час­то привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологиче­ские, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатри-ческие и ин­фекционные БСМП.

Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и спе­циализированной медицинской помощи пораженным хирургического профиля.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное об­следование пораженных; комплексную противошоковую терапию; вмешательства по неотложным показаниям; проведение всех видов оперативных вмешательств при по­вреждении органов грудной и брюшной полостей, таза; хирургическую обработку ран; оказание помощи пораженным с синдромом длительного сдавления, поврежде­нием магистральных кровеносных сосудов, различными видами острой сосудистой патологии в сочетании с обширными повреждениями прилегающих анатомических образований; антибактериальную терапию и др.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург), 2 врача-хирурга, врач-анестезио­лог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего 8 чел.

Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с механическими поврежде­ниями, главным образом опорно-двигательного аппарата, и их лечения.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное об­следование пораженных, комплексную противошоковую терапию, иммобилизацию и обезболивание, операции остеосинтеза, различные хирургические вмешательства по жизненным показаниям, анестезиологические и реанимационные мероприятия.

Состав бригады: руководитель (врач-травматолог), врач-травматолог, врач-ане­стезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего 7 чел.

За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с травмами черепа, ушиба­ми головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.

В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемое Положение о Всероссийской службе медицины катастроф.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 946);

Пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 660 "О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 34, ст. 4969);

Пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 02.09.2013, N 35, ст. 4520.

Положение о Всероссийской службе медицины катастроф

1. Всероссийская служба медицины катастроф (далее - Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.

3. Служба осуществляет решение следующих задач:

А) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

Б) ликвидация эпидемических очагов;

В) создание резерва материальных запасов;

Г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

4. Служба наделена следующими полномочиями:

А) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

Б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

В) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

Д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;

Е) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

Ж) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

З) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

5. Служба функционально объединяет:

А) службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Б) службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;

В) силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

6. Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, рганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

7. Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации.

Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

8. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:

А) на федеральном уровне:

Координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Постоянно действующим органом управления - соответствующим подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Органом повседневного управления - федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита");

Силами и средствами Министерства здравоохранения Российской Федерации (в том числе Федерального медико-биологического агентства), Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

Б) на межрегиональном уровне (в пределах территории федерального округа):

Органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве - Всероссийским центром медицины катастроф "Защита";

Силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;

В) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):

Координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Постоянно действующими органами управления - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

Органами повседневного управления - территориальными центрами медицины катастроф;

Силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта;

Г) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования):

Координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

Постоянно действующими органами управления - органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;

Органами повседневного управления - дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;

Силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Д) на объектовом уровне:

Координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;

Постоянно действующим органом управления - структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

Органом повседневного управления - дежурно-диспетчерской службой организации;

Силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

9. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.

10. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.

11. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.

Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" обеспечивает:

А) координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;
б) разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
в) подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
г) разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

13. Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе разрабатываемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

14. Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

А) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

16. Финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых Службой, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций получателя бюджетных средств, на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в пределах средств иных указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения организаций.

5264 0

ВСМК организована в целях защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико-социального обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий ЧС.

ЧС могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся;
. большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней;
. сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скоплением больших масс людей;
. дезорганизация управления здравоохранением в зоне ЧС, материальные и людские потери, не позволяющие наладить необходимое медицинское обеспечение в этой зоне.

Все потери среди населения в результате ЧС подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери составляют убитые, умершие, утонувшие, пропавшие без вести. Санитарные потери — пораженные и заболевшие в результате ЧС.

В 2008 г. специалисты ВСМК приняли участие в ликвидации медико-санитарных последствий более 13,9 тыс. ЧС, в том числе более 13,1 тыс. техногенных, 336 биолого-социальных, 18 природных, в ходе чего была оказана медицинская помощь более 26,6 тыс. пораженным.

ВСМК предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других ЧС, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Принципы и задачи Всероссийской службы медицины катастроф

Основополагающие принципы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф:

Государственный характер. Реализация государственной политики в оказании медицинской помощи гражданам при возникновении и ликвидации последствий ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, которая функционирует на основе соответствующих Указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов.

Централизация управления. Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Плановый характер. Этот принцип предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава ВСМК.

Функциональное предназначение сил и средств ВСМК. Это означает, что формирования ВСМК и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение — для оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях. Это достигается наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности, созданием запасов необходимого имущества и медикаментов, использованием современных средств связи, оповещения и информационного обеспечения.

Основные задачи ВСМК:
. организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
. обеспечение постоянной готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в ЧС;

Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в условиях ЧС;
. участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;
. создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;
. разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;
. участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
. научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
. международное сотрудничество в области медицины катастроф.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Медицина катастроф является разделом медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья, предупреждение и лечение поражений (заболеваний) населения, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

ВСМК - функциональная подсистема РСЧС объединяющая службы медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ, Минобороны РФ, а также силы и средства МПС, МВД РФ и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Служба медицины катастроф МЗСР РФ - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения РФ, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствийЧС.

Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с другими отраслями этой системы - лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими, противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.

ВСМК включает в себя органы управления, формирования и учреждения предназначенные для оказания всех видов медицинской помощи пораженным (больным) в ЧС.

Формирования ВСМК подвижные медицинские организации, выполняющие задачи в зонах (очагах) ЧС.

Учреждения ВСМК - медицинские организации, выполняющие задачив местах постоянной дислокации.

Основные задачи ВСМК:

· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;

· создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

· создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

· подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

· разработка методических основ обучения, подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

· научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Кроме того, ВСМК принимает участие:

· в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними;

· в проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

· в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения;

· в проведении гуманитарных акций;

· в обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Основные принципы построения ВСМК.

Государственный и приоритетный характер. Защита населения и медико-санитарноеобеспечение его в ЧС является важной государственной задачей.

Территориально-производственный принцип . ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Ее формирования, учреждения и органы управления создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения.

Централизация и децентрализация управления . Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Децентрализация управления предусматривает ведущую роль того уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, на территории которого возникла данная ЧС.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК.

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения означает, что силы, и средства ВСМК могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение:

· для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

· выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;

· снабжения медицинским имуществом.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Принцип мобильности, оперативности и постоянной готовности к работе в ЧС достигаются:

· наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно;

· регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом;

· использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств;

· созданием запасов медицинского имущества;

· совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств СМК.

Принцип юридической и социальной защищенности . Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой РФ 14.07.95 . Личный состав СМК участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту) и находится под защитой Законов РФ.

Принцип всеобщей подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи пораженным и правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

3. Организация Всероссийской службы медицины катастроф .

ВСМК создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

ВСМКобъединяет :

· СМК Минздравсоцразвития РФ.

Начальником СМК МЗСР РФ является Министр здравоохранения и социального развития РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра .

Начальником СМК на региональном уровне является представитель Министра в федеральном округе.

Начальниками СМК на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.

· СМК Миноброны РФ . Руководит и организует работу Главное военно-медицинское управление. В состав СМК входят: органы управления, формирования и учреждения.

· СМК МВД и МПС РФ . Состав: органы управления, формирования и учреждения.

· СМК других федеральных органов исполнительной власти.

Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения .

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема РСЧС, объединяющая органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздравсоцразвития России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения и социального развития РФ.

Побудительным мотивом к созданию службы явилось то, что в конце 90-х XX столетия на территории страны произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, что обусловило к началу 90-х гг. прошлого столетия необходимость развития в стране нового научного направления в отечественной медицине – медицины катастроф – и создания новой отрасли здравоохранения – службы медицины катастроф.

Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» было положено начало создания службы экстренной медицинской помощи (ЭМП). Постановлением определялось:

  • Минздраву СССР организовать в 1990 шесть центров экстренной медицинской помощи (два – в Москве и в городах Новосибирске, Ташкенте, Хабаровске, Киеве), возложив на них подготовку службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;
  • создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и др. ресурсов;
  • Минобороны СССР сформировать в 1990 четыре многофункциональных отряда специального назначения;
  • организовать в союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
  • осуществить в течение 1990–1991 годов на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие этого постановления приказом Минздрава СССР от 14.05.1990 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в чрезвычайных ситуациях и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в район чрезвычайных ситуаций. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и плановоконсультативной медицинской помощи (санитарной авиации). Министром здравоохранения СССР 8 февраля 1991 года было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В Положении указывалось, что служба экстренной медицинской помощи создается по территориальному принципу. Главной задачей службы является оказание экстренной высококвалифицированной медицинской помощи населению в районах чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура и регламент функционирования вновь созданной службы не были оптимальны, что заставило искать пути ее совершенствования и обусловили необходимость принятия Минздравом России решения о создании иной структуры. В связи с этим служба экстренной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» была преобразована во ВСМК. Этим же постановлением был определен комплекс мероприятий по реализации положений данного программного документа, в т.ч. и по созданию на базе Специализированного научно-практического центра экстренной медицинской помощи «Защита» Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»),

Дальнейшее развитие система спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения в чрезвычайных ситуациях получила после выхода в свет постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», которым было утверждено «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» и «Положение о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф».

ВСМК создана на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (см. табл.).

Федеральный уровень: Минздравсоцразвития России, Росздрав, ВЦМК «Защита» – штаб ВСМК ВЦМК и МОСН Минобороны России; Учреждения и формирования Минздравсоцразвития, Росздрава, Роспотребнадзора, МВД России, Минтранса России и других министерств и ведомств; Клинические и научные базы.
Межрегиональный уровень: РЦМК – филиалы ВЦМК «Защита» – 7:1. Северо-Западный;

2. Центральный;

4. Приволжский;

5. Уральский;

6. Сибирский;

7. Дальневосточный.

Региональный уровень: ЛПУ и санитарная авиация субъектов РФ МОСН военных округов, формирования регионального подчинения МВД России, Минтранса России и др. ведомств ТЦМК-82.
Муниципальный уровень: Органы управления здравоохранением местной администрации, центры СМК, станции СМП, лечебные учреждения и формирования, в т.ч. ведомственные.
Объектовый уровень: Руководители здравоохранения объекта, медицинские силы и средства организации или объекта (поликлиника, медсанчасть, медпункт и т.п.).

На федеральном уровне в здравоохранении страны головным учреждением по проблемам медицины катастроф является ВЦМК «Защита» (см. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита») .

К учреждениям здравоохранения ВСМК относятся учреждения здравоохранения, имеющие задание на выделение профильных и развертывание дополнительных больничных коек, и создающие медицинские формирования. К штатным и нештатным формированиям ВСМК относятся: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, специализированной медицинской помощи; экстренного реагирования, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи; санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки. Профиль, количество и сроки готовности медицинских учреждений, штатных и нештатных формирований, а также учреждения-формирователи, на базе которых они создаются, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях. Функционирование ВСМК осуществляется в трех режимах - повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы.

Органы управления ВСМК создаются в мирное время по решению соответствующих органов исполнительной власти. Они образуют единую систему, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, обеспечивающую надлежащее решение вопросов предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, террористических актов и военных действий. Финансирование ВСМК катастроф осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организацией с учетом федеральных, региональных целевых программ.

Опыт работы ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций убедительно доказал необходимость такой службы в системе здравоохранения страны, ее эффективность в деле спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и в вооруженных конфликтах. Ее функционирование и практическая деятельность на протяжении многих лет позволяют утверждать, что служба медицины катастроф является общепризнанной на всех уровнях. Она стала надежным элементом системы безопасности страны.

Источники: Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация и режимы функционирования. Гончаров С.Ф. и др. -М., 2000; Всероссийская служба медицины катастроф – подсистема единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России. Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты: Медицина катастроф и реабилитация. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. -М., 1999. Гл. 1 С.