Преступление наказание и покаяние раскольникова. Признание Раскольникова в преступлении (сочинение)

Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Последней каплей, заставившей Раскольникова все‑то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что‑то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что‑то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
  • — работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.

    Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.

    Раскаяние и наказание Раскольникова

    И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.

    Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.

    Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.

    Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.

    (6,5 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    I. Образовательная

    Обучающая:

    • Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
    • Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
    • Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
    • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
    • Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

    Развивающая:

    • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

    Аналитические умения:

    • аргументировать свою точку зрения;
    • делать выводы и участвовать в дискуссии;
    • выражать свое отношение к прочитанному.

    Речевые умения:

    • создать устный ответ;
    • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

    II. Воспитательная:

    • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
    • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

    Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

    Задача сегодняшнего урока - проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

    Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

    Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

    2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

    Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

    3. Презентация, слайд № 2

    Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

    Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

    Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

    4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)

    Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

    Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

    Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

    Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

    Примерные ответы учащихся:

    Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

    Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.

    Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

    5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление . Но совсем забыто слово совесть . Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?

    Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

    6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

    • Можно назвать Раскольникова преступником?
    • Испытывает ли Раскольников муки совести?

    Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

    Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

    • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
    • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

    7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

    Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.

    8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.

    9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

    Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

    10. Презентация, слайд № 5

    Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

    Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

    Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

    Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

    11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

    12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.

    13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель . После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

    Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

    Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

    Вопросы к эпизоду:

    1. Как можно назвать данный эпизод?

    2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

    3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

    4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

    5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

    6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

    7. Как прохожие реагируют на его поведение?

    8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

    9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

    10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

    11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

    12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

    13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

    14. Что означает для героя данная сцена?

    Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

    Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.

    Примерные ответы.

    1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

    2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

    3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.

    Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

    4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.

    5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

    6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

    7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

    8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

    9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

    10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

    11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

    12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

    отвечают на листе с эпизодом.

    13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

    14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

    14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.

    В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

    15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

    • “Что вы, что вы над собой сделали!”
    • “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
    • “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

    Как вы понимаете слова Сони?

    Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ: не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

    16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.

    Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

    17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

    18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

    Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

    Список литературы

    1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
    2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
    3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
    4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.

    "Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих" (Ф.М. Достоевский)
    Главным героем Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Родион Раскольников бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге. Раскольников был "замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен".
    Задавленный бедностью и другими социальными условиями, Раскольников придумывает теорию. По этой теории люди делятся на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Он считает, что для своей цели настоящий человек может переступить через все. Чтобы проверить свою теорию Раскольников решает убить старуху процентщицу Алену Ивановну, тем самым освободить от сестры Лизавету, которая находилась под её влиянием и исполняла любые приказания. Раскольников полгода вынашивал план. В конце концов, он решился. На это решение повлияло самопожертвование сестры, матери и стечение обстоятельств.
    Раскольников, совершая преступления, был словно в бреду. Он планировал убить только Алену Ивановну, но приходит ее сестра Лизавета и становится невольным свидетелем убийства. Из-за этого Раскольникову приходится убить и Лизавету.
    После совершения преступления «он не спал, но был в забытьи». Раскольников «в первое мгновение думал, что с ума сойдет», у него была лихорадка, бил озноб. А деньги, «которые он вытащил у старухи из сундука» спрятал в дыру в стене.
    После убийства Раскольников начинает меняться с каждым днем. Он уходит в себя. В душе он пытается оправдать себя и приходит к выводу, что он убил себя, а не старуху.
    Он считает, что его все подозревают. Особенно на него влияет странное поведение Порфирия Петровича. Я думаю, что при каждой встречи они ведут борьбу каждым взглядом и словами, хоть и знают правду. Следователь хочет, чтобы Раскольников раскаялся и пришел с повинной. Так и случается, благодаря Сонечке Мармеладовой. Сонечка "маленького роста, лет восемнадцати, худенькая блондинка с замечательными голубыми глазами". Впервые о Соне мы узнаем из рассказа Мармеладов. Из-за бедности она идет на самопожертвование ради своей семьи. Услышав рассказ Раскольников сочувствует Соне. Но считает её нравственной преступницей и видит в ней родственную душу. При каждой встрече он узнает её все больше и больше. И наконец понимает, что даже если Соня и преступница, неё сохранилась чистая душа, которая впоследствии воскрешает душу Раскольникова. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря. Я думаю, что автор этим хочет показать, что воскресить можно любую душу. Когда Раскольников понимает душу Сони, он понимает, что любит её. Сонечка также любит Раскольникова и решает взять часть наказания на себя. Только благодаря Соне он наконец раскаивается. Главным моментом раскаяния является не то как он целует землю, а то когда он действительно раскаялся на каторге и переродился в нового человека, как и говорил Достоевский "любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих".



    Роман Достоевского "Преступление и наказание" изначально был определен как "психологический отчет одного преступления". Главное в книге - не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же "завершителям человечества" все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как "сверхчеловек", он "право имеет").

    Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

    Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться - крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал "сверхчеловеком", а остался таким же, как и все: "Повинуйся, дрожащая тварь - и не желай, потому - не твое дело". Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:"...и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты..." Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:"Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:"Я убил!"

    В конце концов Раскольников идет по пути Сони - решает страдать во искупление своего греха и является с повинной.

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.