Геноцид пешеходов. Собираем адреса неправильных светофоров! Новый «светофорный гост» превратит тюмень в сплошную пробку

И почему они удобнее, читайте в нашей статье.

Новый тип разметки

Еще в апреле этого года бы введен новый тип разметки: диагональный переход. Автоинструкторы объясняют, что в этом случае переходить дорогу можно не по периметру, а прямо через центр.

Перед тем, как ввести такие пешеходные переходы, на улицах столицы провели эксперимент. На нескольких перекрестках нанесли диагональную разметку, причем перекрестки были выбраны самые разные, но отвечающие основным требованиям:

  • спальный район, где пешеходов больше, чем транспорта;
  • светофоры имеют отдельные секции для пешеходов;
  • не более 4-х полос для движения в обе стороны;
  • искусственное освещение;
  • хорошая видимость .

На этих перекрестках до эксперимента люди часто переходили дорогу с нарушением правил, рискуя нарваться не только на штраф 500 рублей. Это было просто небезопасно!

Кстати, диагональную разметку на время эксперимента нанесли на 10 перекрестках, в то время как общественники предлагали 250 вариантов.

Что такое диагональный переход?

Часто пешеходам на регулируемых переходах приходится пересекать проезжую часть вместе с двигающимся транспортом. Получается, что на поворотах возникают, так называемые, условно допустимые конфликты. То есть риск возникновения ДТП увеличивается в разы.

Отдельная пешеходная фаза помогает снизить количество таких рисков. Более того, на диагональном переходе пешеходы идут наискосок. Это в свою очередь увеличивает время пешеходной фазы, так как длина перехода стала больше. Однако для пешехода появляются неоспоримые плюсы. В первую очередь это удобство и, конечно же, безопасность.

Многочисленные исследования доказывают, что диагональные пешеходные переходы повышают безопасность дорожного движения в местах интенсивного транспортного и пешеходного потока.

Безопасность превыше всего

Диагональные пешеходные переходы наиболее действенны в повышении безопасности дорожного движения при одновременном повороте автомобиля и пересечении проезжей части человеком. Но в этом случае следует проверять условия, при которых запрещающий сигнал светофора будет соблюдаться пешеходами. Если сигнальная программа выбрана неправильно, это может привести к увеличению ДТП, в частности тех, которые связаны перебеганием людей через дорогу.

Нужно учитывать, что при нанесении диагональной разметки для пешеходного перехода уровень обслуживания пересечения для пешеходов и водителей в большинстве случаев сильно снижается.

Самый высокий уровень обслуживания можно достичь только применением стандартной системы функционирования светофора с 2-мя фазами. Но есть и исключение, когда пешеходные потоки экстремально высокие. В таком случае диагональные переходы позволят увеличить уровень обслуживания именно для транспортных средств.

На заметку

Кроме разрешения для пешеходов переходить дорогу по диагонали были введены и другие изменения в ПДД.

  • В частности это появление знака «Полоса для велосипедистов».
  • Вводится специальный знак, а также табличка, которые разрешают парковать автомобиль к проезжей части под углом.
  • По новым правилам парковочная зона станет выделяться единой разметкой, то есть без разделения на отдельные места.
  • На светофорах заработают дополнительные секции со встроенным красным контуром или сигналом.

Видео о введение диагональных пешеходных переходов в России:

Соблюдайте ПДД и удачи!

В статье использовано изображение с сайта kommersant.ru

В последнее время в Москве творятся странные вещи. То город делает шаг навстречу людям, то два шага назад. К примеру, на пешеходных зонах и улицах появляются запредельные запрещающие фазы для пешеходов, из-за чего людей просто провоцируют перебегать улицу. К сожалению, данный факт пока совершенно не учитывается ЦОДДом при проектировании светофорных фаз, хотя во всём мире стараются минимизировать неудобства при переходе улиц, делая уширения у пешеходных переходов и островки безопасности, разрабатывая удобные циклы и даже приподнимая проезжую часть до уровня тротуара. В рамках изучения этого вопроса был сформирован такой термин, как Время терпеливого ожидания пешеходом зеленого сигнала светофора . Выяснилось, что, неожиданно, держать светофор красным для пешеходов можно не безгранично долго, что в какой-то момент люди просто начинают перебегать дорогу, что плохо с точки зрения безопасности и свидетельствует о какой-то ошибке в расчётах. Данный фактор зависит от 3 составляющих: ширины перехода, интенсивности движения и длины красной фазы для людей. В зарубежных источниках можно встретить разные цифры, где-то пишут, что максимум красный сигнал людям можно делать 60 секунд, где-то 90 секунд. Но это именно максимум, который не должен становиться правилом, к примеру, в американском стандарте NACTO говорится, что 60 секунд — оптимальная продолжительность всего цикла, и что количество фаз должно быть сведено до минимума, в идеале до 2-х. То есть пешеходам красный может гореть не дольше 30-45 секунд. А что в Москве?

А в Москве же никто ничего не изучал, более того, при программировании светофоров интересы пешеходов вообще не учитываются. Иначе как можно объяснить фазу длинной в 199 секунд через 5 метров проезжей части?


из-за разницы в частоте мерцания не видно, но на табло отчёта было 199 секунд

Что по этому поводу думают люди? Люди просто переходят:

Вообще же у м.Сокольники, где проходят тысячи людей ежечасно, фазы менее 80 секунд красного для пешеходов не бывает в принципе, а иногда доходит до 180 (трейлеры к фильмам и то меньше идёт):

Соседний переход вечером. Красная фаза 114 секунд:

При первой же возможности люди перебегают:

Не убедило? Хорошо. Мэрия Москвы сейчас много сил тратит на очеловечивание города и создание нормальной инфраструктуру для людей. Многие думают, что можно расширить тротуары и этого хватит, однако нельзя в одном месте добавить, а в другом убрать, и ждать чуда. Мясницкая улица, красный сигнал для людей 140 секунд и клятый нарушитель ПДД:

Знаете, почему в России так распространены табло отчёта для пешеходов, хотя в мире их не так уж и много? Дело в том, что если человек ждёт зелёного света более минуты, то он начинает думать, что светофор сломан, и начинает переходить дорогу так. У нас же людям однозначно дают понять, что он не сломан, просто о тебе, пешеход, все думают в последнюю очередь:

В итоге люди просто начинают игнорировать сигналы запрета. Не потому что они все преступники и негодяи, а потому что инфраструктура должна быть удобной и подстраиваться под людей, а не наоборот:

Сейчас из-за таких огромных фаз светофоры из средства регулирования потоков во времени превратились в бомбу замедленного действия: пешеходы не ждут зелёного, стараясь перейти через поток машин, а водители не ожидают появления людей (им же горит зелёный). В итоге аварии и травмы с жертвами. Де-юре тут будет виноват пешеход, а де-факто - настройщик светофора.

Если вам нужно пройти пешком, условно, километр (то есть 10-15 минут ходьбы), и придётся пройти через 4-5 таких светофоров, то время пути увеличится примерно в два раза. Вот так о людях думают в ЦОДДе, а то, что горожане будут стоять под дождём или на морозе, ожидая разрешения перейти дорогу, никого не волнует. Дошло даже до того, что в центре, на основной пешеходной связке города светофор настроен не пускать пешеходов 140 секунд!

Хуже догадались сделать только в Омске, где пешеходная улица упирается в подземный переход через 2 полосы. Естественно, на Кузнецком мосту никто не ждёт окончания фазы:

Если думаете, что это всё, то вот вам переход через Петровку. Тут светофор умел отчитывать только до 99 секунд, поэтому сначала обратный отчёт шёл с 39 секунд, а потом с 99, после чего включался уже зелёный. Было очень много жалоб, так что ЦОДД просто… отключил таймер:

А люди всё равно перебегают:

И это при том, что через 150 метров есть другой светофор с переходом, где красная фаза с человеческими 39 секундами. Можно сделать даже ещё меньше, ведь Петровка, как и другие улицы, ограничены не светофорами с переходами, а возможностью других улиц. На Петровке, к примеру, всё упирается в Кремлёвское кольцо.


невероятно, но за время наблюдения здесь никто не перебежал!

И таких примером очень много. Переход у Проспекта мира с 112 секундами красного (про него, кстати, скоро будет исследование), переход через 3 полосы Яблочкова, где 170 секунд и так далее:


Фото Анны Шевелёвой

Пешеходы это все мы, даже водитель, велосипедист и пользователь общественного транспорта, и создавая такие опасные и неудобные условия, ЦОДД просто стимулируют людей побыстрее убраться с улицы и купить себе машину, где можно хотя бы сидеть на светофорах в комфортных условиях, а не стоять вечно под ветром/дождём/солнцем/снегом. А потом это машина с человеком коллективно встанет на дороге в общей пробке среди таких же людей. Уж лучше делать нерегулируемые светофоры, чем стимулировать людей идти под колёса из-за неправильного светофора. Например, взять ту же Мясницкую, где есть прилегающие небольшие улицы, фазы тут «человеческие» - минута до зелёного, чтобы перейти одну полосу. Зачем тут вообще светофор?

Или у Библио глобуса? Поставили, потому что просто могли поставить?

Вот он, геноцид по-московски. Нужна большая системная работа в этом плане, начиная от принятия каких-то общих правил, чтобы не допускать таких ошибок, и заканчивая непосредственной настройкой каждого светофора. Сейчас мы совместно с силами добра из руководства города начинаем сбор проблемных мест, с которых и начнётся анализ проблемы и путей их решения. Призываю всех пройти по ссылке и заполнить форму, это недолго, но это поможет решить проблему долгого ожидания зелёного света или короткого разрешающего сигнала.

Предложение тюменцев по поводу отмены «пешеходных фаз» поддержали не только в областном центре. Петицию с требованием изменить стандарты нового ГОСТа подписывают не только жители Тюмени, но и представители Перми, Уренгоя, Кургана. Главное требование – оснащать «пешеходными фазами» светофоры не повсеместно, а выборочно, на тех перекрестках, где это необходимо и уместно. Пока же автомобилисты вынуждены мириться с исчезнувшей «зеленой волной», удлинившимися периодами «простоя» на «красный», а пешеходы – привыкать «бегать» через дорогу и долго ждать включения «зеленого» сигнала.

Петиция , которую разместил в сети тюменец Илья Овсянкин, адресована в Росстандарт и в ГИБДД. Она появилась в интернете на прошлой неделе. За это время ее подписали уже более 1800 человек. В их числе – не только автолюбители, но и пешеходы, не только жители Тюмени, но и представители других городов, где также с осени этого года начали внедрять «пешеходные» фазы в соответствии с требованиями утвержденного в 2014 году ГОСТа, призванного сделать так, чтобы пешеходные потоки не пересекались с автомобильными. По замыслу, это позволяет сделать перекрестки более безпасными для пешеходов. Но есть и обратная сторона медали — снижение пропускной способности дорог. Этот аспект как раз таки и не устраивает горожан, по подсчетам которых после нововведения на каждом светофоре приходится стоять на 15-20 секунд дольше, чем прежде.

«При реализации пункта 7.1.2 в ГОСТ Р 52289-2004 с изменениями № 3 от 28.02.2014 муниципальные службы, отвечающие за организацию дорожного движения вынуждены настраивать светофорные объекты таким образом, чтобы пешеходные потоки не пересекались с автомобильными. Это, в свою очередь, ведет к появлению на светофорах так называемых «пешеходных фаз», когда транспорту по всем направлениям горит красный свет, а пешеходам по всем направлениям – зеленый, — говорится в письме. — Данное нововведение отрицательно сказывается на пропускной способности дорог в связи с тем, что увеличивается время простоя транспорта на время включения «пешеходной фазы», а это минимум 15-20 секунд, что равносильно проезду 8-12 автомобилей. «Пешеходная фаза» оказывает особенно негативное влияние в крупных городах с интенсивным потоком движения. Растут и без того сильные «пробки». Увеличивается загазованность. Так же введение этой «фазы» вызывает серьезные проблемы с безопасностью дорожного движения, особенно для пешеходов, для которых, в общем-то и предполагалось это изменение. Пешеходам приходиться в два раза дольше ждать зеленого сигнала на перекрестке, т.к. на большей части перекрестком не хватает времени для перехода проезжей части сразу по двум направлениям. В холодное время года, которое проходит при минусовых температурах в нашей стране, это добавляет еще больше неудобств. Это вынуждает пешеходов бегать через дороги, создавать аварийные ситуации. Неудобна «пешеходная фаза» и для маломобильных граждан. А если учесть, что те же самые пешеходы являются пользователями общественного транспорта, то это время отбирается у них вдвойне, когда общественный транспорт вынужден простаивать на светофорах с «пешеходной фазой». Предлагаю отменить пункт 7.1.2 в ГОСТ Р 52289-2004 с изменениями № 3 от 28.02.2014 как обязательный и перевести его в разряд рекомендованного, чтобы органы муниципалитетов, отвечающие за организацию дорожного движения, сами принимали решение о введение так называемой «пешеходной фазы» на том или ином светофорном объекте».

«Пешеходные фазы» ввели сейчас даже там, где пешеходы ходят редко… В результате – дорогу переходят на пешеходной фазе максимум 10 пешеходов в час, а десятки автомобилистов вынуждены тратить на простой у пустой зебры на полминуты больше…

Тюменские чиновники, между тем, советуют горожанам смириться и привыкнуть. Несмотря на протесты горожан, работа по внедрению «пешеходных фаз» будет продолжена. Такое заявление сделали на «круглом столе», состоявшемся в областном центре 2 ноября, представители компании МКУ «Тюменьгортранс», ответственной за работу светофоров в областном центре.

В настоящее время, по официальным данным, в Тюмени «пешеходная фаза» введена на на 275 светофорах из 309 имеющихся. Остались без упомянутого новшества пока только сложные перекрестки, такие как Мельникайте — Республики, 50 лет Октября — Профсоюзная, Пермякова — Широтная. Но и они вскоре будут переведены в соответствующий ГОСТу режим. Средняя скорость движения в городе упала в среднем на 20%. Пешеходы, за чью безопасность и боролись, внедряя новый ГОСТ, теперь все чаще перебегают улицу на красный сигнал светофора, поскольку зеленых хоть и горит во всех направлениях одновременно, но очень недолго – мамы с детьми и пенсионеры за это время просто не успевают пересечь дорогу…

Глава Тюменьгортранса Алексей Санник посоветовал горожанам не рубить с плеча, а просто привыкнуть к новым правилам и стандартам. «Любое новшество обычно сопряжено с непониманием. Но основная идея введения нового режима работы – безопасность, поэтому нужно быть терпимее», — заявил он. Хотя не стал отрицать, что из-за «пешеходных фаз» увеличилось время ожидания «зеленого сигнала», разрешающего движение, и для пешеходов, и для водителей.

На «круглом столе» стало ясно, что тюменские чиновники не случайно торопятся внедрять ГОСТ в действие: промедление чревато штрафами и прокурорскими проверками. Грубо говоря, если «Тюменьгортранс» не будет внедрять «пешеходную фазу», организацию могут оштрафовать на 300 тысяч рублей.

ГОСТ вступил в силу в 2014 года. Тогда же в Тюмени стали внедрять «пешеходные фазы» на окраинах. Но горожане начали замечать изменившийся режим работы светофоров лишь этой осенью, когда «революция» добралась до центральных улиц…

«75% всех светофорных объектов города, — констатировал заместитель главы администрации города Тюмени Максим Афанасьев, — перевели в режим с «пешеходной фазой» и никто этого не заметил. Нужно смириться и уважительно относиться к государственной политике в области безопасности дорожного движения».

Между тем, тюменцы считают, что «пешеходными» фазами необходимо оснащать не все светофоры, а лишь те, где это действительно необходимо. После анализа дорожной обстановки, транспортных и пешеходных потоков. Они хотят, чтобы новый ГОСТ пересмотрели в масштабах страны и сделали его рекомендательным…

Вот доводы, которые они приводят в качестве аргументов:

«Спасибо» автору изменений, теперь тюменские власти превратившие город в большую пробку ссылаются на его «изменения». Плюются уже все, и пешеходы (идя на красный), и автомобилисты. Ни одному здоровому человеку не придет в голову такое вредительство на всех без исключений перекрестках. И стоишь там, где раньше проезжал, на пустом перекрестке, где пешеходов 1 чел. /час ПРЕКРАСНО переходивших ранее при обычном режиме. Теперь стараемся по ночам передвигаться. Зачем нам строить развязки и т. п. , когда один человек может так навредить (выражаюсь цензурно, хотя это сложно). Итого, у нас в городе максимум 15-20% светофоров может быть оправдано подобное требование. Но нет, надо бездумно ввести Безусловно. Предлагаю автору таким путем рассмотреть возможность полного запрета движения транспорта, ведь именно при этом происходит 100% ДТП. (Константин Шабалков)

«С нововведением светофоры настроены в Тюмени так, что пешеходам (в том числе и мне) приходится ждать от 120 и более секунд для того чтобы перейти дорогу. Поэтому вынуждено приходится нарушать и перебегать перекрестки под красный сигнал, создавая таким образом опасную ситуацию для водителей. Тем самым подписываюсь под данной петицией, чтобы местные органы сами могли принимать решение, где эта «пешеходная фаза» необходима, а где нет». (Андрей Клюев)

«С данным нововведением работа светофоров стала несогласованной. Неудобно как автомобилистам, так и пешеходам. Настали холода, приходится стоять, мерзнуть, ждать 2 минуты зеленого сигнала «пешеходной фазы». Если в начало фазы не попал, а переходить 2 дороги, то и еще 2 минуты стоять приходится. И, причем, переходить дорогу в быстром темпе, вприпрыжку приходится. А ведь не все могут бежать. С точки зрения водителя, раздражают пробки, пешеходы бегут на красный, автомобили тоже пролетают уже на загоревшийся красный, что создает дополнительные аварийные ситуации. Все понимают, что, если не поторопиться, то еще простоишь не известно сколько. Сидя в автомобиле дышать просто невозможно, сплошные выхлопные газы. Пешеходы тоже этим дышат. Пожалуйста, примите меры». (Свелана Родер)

«Полностью согласна! Новый режим светофоров жутко неудобен. Приходится с ребёнком сначала стоять на морозе 1-1,5 минуты, потом бегом за 15 секунд (!!!) перебегать 6 полос. Это что за издевательство? Требую наладить нормальный режим. Я так же и водитель и заметила, что почти на каждом светофоре теперь приходится стоять, зелёная волна нам только снится…» (Екатерина Лопатина)

«Этот ГОСТ — настоящее вредительство! Свёл на НЕТ всю предыдущую работу по оптимизации движения в городе, расчистке от пробок. За две недели город погряз в пробках!» (Наталья Макарова)

«Город стоит, чинуши ответственные за этот бардак прикрываются ГОСТом, при этом на дорогах Тюмени куча других проблемных мест, не соответствующих никаким ГОСТам, однако это никого не волнует!» (Евгений Пинигин)

«Мой путь на работу проходит от Восточного до «Магелана» (по ул. 50 лет Октября). И финальный светофор на перекрестке 50 лет Октября — М.Горького с поворотом налево доводит до того, что на работу приходишь совсем с нерабочим, раздраженным настроением. Плюс бедные пешеходы на данном перекрестке. Утром их на островке собирается такое количество, что просто не помещаются и стоят чуть ли не на дороге среди несущихся машин. В часы пик на данном перекрестке километровые пробки ВО ВСЕХ направлениях! Несколько раз звонила в диспетчерскую по светофорам с просьбой передать недовольство о перенастройке данного светофора, но всё безрезультатно. Следует так же отметить, что при развороте всё равно автомобилисты пропускают пешеходов, а те, кто просто хочет повернуть налево на итак мало горящую стрелку, просто не могут этого сделать из-за стоящих разворотчиков». (Ольга Лащева)

«Введение дополнительных пешеходных фаз просто парализовало движение в Тюмени, особенно на улице 50 лет ВЛКСМ, где вообще-то пробок и пешеходов никогда не было, поскольку с одной стороны находятся железнодорожные пути и переходить дорогу некому. Это просто издевательство какое-то. Данный ГОСТ должен применяться с умом, а не везде и без смысла». (Наталья Муравьева)

Есть, впрочем, и те, кто поддерживает новшество, и те, кто заметил значительное улучшение ситуации на дорогах после введения «пешеходных фаз» на отдельно взятых перекрестках. Но их значительно меньше, чем граждан, готовых протестовать. Вот мнения горожан, готовых поддержать новый ГОСТ:

«У нас на Достоевского — Запольная благодаря новому режиму стало меньше пробок. И пешеход стоит 1,5 минуты. Ну реально, одевайтесь теплее, блин, в Сибири так-то живете. Сегодня -10, завтра -30. Привыкнуть пора. Мне вот достаточно 11 секунд перейти дорогу. А водителям можно и пораньше выезжать. Без этих нововведений были ужасные пробки, все вечно опаздывали. Не нравится — переезжайте в деревню: ни пробок, ни светофоров. Живете в большом городе — привыкайте к ритму». (Ольга Антропова)

«Не довольны все. Это понятно, и для автомобилей, и для пешеходов время ожидания увеличилось. Но выиграли травматологи! Думаю, нововведение связано с безопасностью, а это важнее любых опозданий, так как цена безопасности — жизнь». (Евгения Девяткова)

Мы продолжаем следить за развитием событий. Остается надеяться, что сотрудники ГИБДД и представители Тюменьгортранса к Новому году, к примеру, предоставят четкую аналитику по итогам введения «пешеходной фазы». Неудобства должны компенсироваться пониманием того, что они приносят ощутимый эффект… В виде снижения аварийности и уменьшения количества сбитых пешеходов… Если видимого эффекта не будет, у горожан будет повод продолжать борьбу за пересмотр ГОСТа.

Светофорный ГОСТ: тихая революция и ее последствия January 15th, 2015

Год назад в организации дорожного движения в России произошла революция. Вступили в силу изменения в главный нормативный документ по ОДД - ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Пункт 7.1.2 был дополнен словами «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Для непосвященных это звучит сухо, скучно и непонятно. А ведь эта формулировка фактически поставила вне закона режимы работы 80% светофоров по всей стране!

Почему эта фраза так важна, для чего это ввели и каковы будут последствия?

О чем вообще речь
Возьмем для примера простой Х-образный перекресток двух небольших московских улиц, Одесской и Болотниковской. Обе имеют по 1 полосе движения в каждую сторону, со всех четырех сторон перекрестка пешеходные переходы.

До недавнего времени ГОСТ на таких перекрестках допускал две фазы светофорного регулирования. И по сей день такая схема наиболее характерна для большинства перекрестков в России. Параллельно другу другу едет транспорт и идут пешеходы, а потом параллельно двигаются другие направления.

Фаза 1. 30 секунд
Фаза 2. 30 секунд

Так вот, теперь так нельзя!


Пересечение пешеходных и транспортных потоков в одной фазе больше не допускается, и чтобы их разделить, придется или обособить пешеходные направления в разных фазах, или отдать пешеходам одну фазу целиком (что скорее всего). На перекрестке узеньких улиц с левыми поворотами при 1 полосе в каждом направлении возможно только второе - добавить в цикл «полнопешеходную» фазу. Именно это и было сделано несколько лет назад на перекрестке Болотниковской и Одесской улиц.

Фаза 1. 30 секунд
Фаза 2. 30 секунд
Фаза 3. 30 секунд

Зачем поправили ГОСТ?
Казалось бы, двухфазная схема регулирования с пешеходами "на просачивание" оставляет максимум свободы водителям и означает минимальное ожидание для пешеходов. Но есть у нее серьезный минус.

Сейчас попытаюсь объяснить логику таких изменений (как я ее вижу). На 2-х фазной схеме хорошо видны точки пересечения траекторий транспортных и пешеходных потоков. И каждая такая точка - теоретически, место возможного столкновения, причем все участники возможного конфликта едут и идут на свой «зеленый»!

Более того, каждый поворачивающий налево должен уступить сразу всем (как встречному движению, так и пешеходам. Да, да, и пешеходам тоже). Поэтому часто может быть ситуация, когда водитель повернул налево, остановился перед переходом и получил в бок от машины, которая ранее ехала для него во встречном направлении.

Фаза 1. 30 секунд

Фаза 2. 30 секунд


Однако я придерживаюсь все же другой точки зрения. Мне кажется обсолютно нелогичным и неразумным нормативно запрещать пересечения транспортных и пешеходных потоков:
1. Это исключительно инженерный вопрос на каждом конкретном перекрестке. Запрет на всю страну сильно снижает маневр для проектирования дорог и светофорных фаз.
2. По факту, это приведет к тому, что повсеместно вместо 2х фазных перекрестков, будут выделять 3ю, пешеходную. Как итог - увеличение времениожидания как транспорта, так и пешеходов. В свою очередь это будет провоцировать пешеходов переходить на красный (сами посудите, раньше пешеходы ждали 30 секунд, чтобы попасть на другую сторону, теперь 45).
3. Еще одним неприятным последствием может стать отмена "малозагруженных переходов", либо отнесение их от перекрестков на 100-200 метров. Ну так будет проще и ответственности меньше, оптимизация, так сказать.

Проблемы у нас будут до тех пор, пока ответственные за организацию дорожного движения будут называть "конфликтными точками" любое возможное пересечение транспорта и пешеходов. Это и есть не что иное, как обычное дорожное движение, его просто надо грамотно организовать. Нельзя же считать конфликтом встречу людей на улице, хотя, теоретически, она может закончиться дракой или убийством.

Вместо того, чтобы применять давно зарекомендовавшие себя способы регулирования уличного движения (в городе - применение мер по успокоению трафика), мы пытаемся придумать велосипед. В той же проклятой Европе не считают зазорным пускать транспорт и людей в одну пешеходную фазу, не везде, конечно, но это нормальная городская практика. Такая же, как и устройство островков безопасности, которые в нашей стране считаются небезопасными.

При разговоре с высшими чинами федеральной госавтоинспекции, мне удалось убедить их в том, что полный запрет на пересечение людей и транспорта - это перебор. Убедить удалось, а вот изменить гост, видимо, нет.

Пока картина видится в массовом переводе светофоров «на новые рельсы» уже в самое ближайшее время. Работа предстоит титаническая: подавляющее большинство светофоров страны придется перенастраивать, а многие еще и дооснащать оборудованием (пешеходными секциями, стрелками и т.д.). Сроки будут зависеть от денег, активности ГИБДД и властей. А еще - от инициативы граждан. А последствия вообще сложно просчитать.

А как обстоят дела с регулировкой светофоров по ГОСТу в вашем городе? Сделано ли что-то за год для отделения пешеходов от транспорта и как вы к этому относитесь?

P.S. Несколько иная точка зрения на этот вопрос у

Как заметили многие тюменские автомобилисты и пешеходы, в последние месяцы передвигаться по городу стало намного труднее - существенно увеличились интервалы ожидания у перекрестков. Все чаще на таймерах стали появляться досадные цифры, сообщающие, что зеленый сигнал загорится не ранее чем через 90 секунд.

К выводам о том, что в ближайшее время тюменцам не стоит ожидать улучшения дорожной обстановки, подтолкнула информация, рассказанная сегодня представителями МКУ «Тюменьгортранс», ГИБДД и администрации города на круглом столе, посвященном внедрению новых стандартов.

Подымем тост за новый ГОСТ?

Около недели назад общественный резонанс вызвала ситуация, сложившаяся после перенастройки светофора. Транспортный коллапс, возникший в этом районе, вызвал негодование десятков тюменцев. «Общественность в ярости», - написал один из них. Как позже отметили в тюменцы в соцсетях, схожая проблема возникла и на других перекрестках города.

Как оказалось, причина непопулярных мер, связанных с перенастройкой светофорных объектов - не эксперимент над горожанами и не прихоть чиновников. Сегодня, 2 ноября, представители администрации констатировали: новый режим работы электронных регулировщиков связан с внедрением нового ГОСТа, применение которого неизбежно.

«В настоящее время с учетом изменения требований государственных стандартов введено обязательное светофорное регулирование на переходах с числом полос две и более в каждом направлении. Кроме того, на регулируемых перекрестках запрещается пересечение транспортных и пешеходных потоков», - рассказали представители автоинспекции. Другими словами, в России ввели правило: «Пешеходы идут - все машины стоят».

Предпосылки к возникновению дорожных сложностей возникли в 2014 году, когда пункт 7.1.2 ГОСТ Р 52289–2004 дополнили предложением: «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». С момента вступления этих требований в силу, оператор светофорного хозяйства в Тюмени МКУ «Тюменьгортранс» начал приводить режимы работы светофорных объектов к новым требованиям. В общей сложности за период с 28 февраля 2014 года по настоящее время специалисты организации перенастроили 275 светофоров из 309 имеющихся.

Слово «совершенствование» на слайде стоило бы заключить в кавычки

Как отметил руководитель МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник, на некоторых перекрестках перенастройка электронных регулировщиков произошла безболезненно и незаметно как для автомобилистов, так и для пешеходов. Внедрить новый ГОСТ без проблем на более загруженных и сложных перекрестках не удалось - на пересекающихся дорогах начали формироваться плотные пробки.

Qui prodest? Кому выгодно?

Участники круглого стола признали, что внедрение нового стандарта работы светофоров негативно отражается на транспортном благополучии тюменцев. По экспертным расчетам заведующего кафедрой автомобильного транспорта ТИУ Дмитрия Захарова, с введением пешеходной фазы пропускная способность светофоров снизится в среднем на 9–18%. В случае с некоторыми перекрестками - это более 1000 машин в час. Представители МКУ «Тюменьгортранс» также не стали скрывать, что тюменцам, по-видимому, придется столкнуться с серьезными дорожными трудностями.

Результаты расчетов Дмитрия Захарова

Новый ГОСТ пришелся «не по вкусу» большинству автомобилистов и значительной части пешеходов. Лишь несколько опрошенных горожан сказали, что поддерживают введение выделенной пешеходной фазы. Обладателям личного транспорта портят жизнь пробки, пешие участники дорожного движения жалуются на то, что зеленого сигнала светофора стало труднее дождаться. Так зачем вообще был введен этот стандарт?

Как рассказали участники встречи, официальная причина введения нового ГОСТа - борьба за безопасность на дорогах. Вводя неоднозначные требования, агентство по стандартизации и метрологии стремилось исключить ситуации, когда водители машин вынуждены уступать дорогу пешеходам при поворотах направо и налево. По словам заместителя главы города Тюмени Максима Афанасьева, безопасность пешеходов законодательно признана приоритетной задачей, а водитель может и постоять.

Рассуждая о выгоде от введения пешеходных фаз, можно отметить, что данная мера принесет большинству простых горожан лишь убытки и неудобства. Пешеходы будут терять время в ожидании зеленого сигнала, простывать, опаздывать, а порой и уступать соблазну перебежать на красный свет. Автомобилисты в свою очередь будут впустую жечь топливо в заторах, ухудшая и без того тяжелую экологическую обстановку в городе. Наверное, прибыль новый ГОСТ принесет только нефтяной отрасли и государственному бюджету, ведь каждый сожженный (в том числе и впустую) литр топлива - это более 10 рублей дохода в виде акцизов и НДС.

Полный отказ от наземных переходов…

Еще одна косвенно заинтересованная сторона - строительные компании. Дело в том, что одной из мер по улучшению транспортной ситуации в МКУ «Тюменьгортранс» называют полный отказ от наземных пешеходных переходов там, где это возможно. Выходит, в городе может начаться строительство десятков пешеходных мостов и подземных переходов.

Петиции эффекта не дадут?

В ходе обсуждения, участники встречи назвали мифом информацию о том, что ситуация на дорогах ухудшилась только в Тюмени. По сведениям МКУ «Тюменьгортранс», внедрять новые требования ГОСТа стали почти во всех городах РФ. С проблемами столкнулись не только тюменцы, но и жители соседних регионов. Законной возможности отказаться от следования спорному стандарту, по видимому, не существует. Это неминуемо вызовет наложение многотысячных штрафов.

Тем временем, на тюменских интернет-ресурсах появились призывы писать обращения и петиции с возражениями по поводу нового ГОСТа. «Данное нововведение отрицательно сказывается на пропускной способности дорог в связи с тем, что увеличивается время простоя транспорта на время включения „пешеходной фазы“, а это минимум 15–20 секунд, что равносильно проезду 8–12 автомобилей. „Пешеходная фаза“ оказывает особенно негативное влияние в крупных городах с интенсивным потоком движения. Растут и без того сильные „пробки“. Увеличивается загазованность», - отметил пользователь форума car72.ru под псевдонимом «ilyich84».

Тюменец призвал всех пользователей сайта обращаться в ГИБДД и Администрацию города с требованиями принять меры и прекратить превращение «лучшего города Земли» в город сплошных пробок. «Я думаю, человек 50–70 точно может за день отправить жалобу», - отметил он.

Вместе с тем, представители МКУ «Тюменьгортранс» и администрации города полагают, что в случае поступления таких обращений не смогут принять какие-либо меры, т. к. инициатива о внедрении ГОСТа исходит от федеральных властей. Формально МКУ «Тюменьгортранс» ссылается на пункт 2 статьи 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения», запрещающий повышать пропускную способность дорог за счет снижения уровня безопасности. Судя по всему, именно этой нормой права будет объясняться отказ в удовлетворении требований горожан.

Одним из возможных вариантов решения проблемы могло бы стать признание пункта 7.1.2 ГОСТ Р 52289–2004 незаконным, однако, случаи успешного обжалования государственных стандартов в суде единичны, и надеяться на это в сложившейся ситуации не приходится.

Сюжеты: Сюжеты нашего города , Автосюжеты , Транспорт , Аналитические материалы