Что такое конституционное право России? Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право.

Государственное (конституционное) право - это отрасль пра­ва, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан.Основным источ­ником Государственного права служит конституция. Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от­раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституции отличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-прин­ципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция, но часто отсутствует санкция).

Глава I Конституции РФ посвящена основам конституционно­го строя.

Конституционный строи - это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­шита - обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и фе­деральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним
относится принцип народовластия, выражающийся в непосред­ственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении вла­сти народом через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про­возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и зашита - обязанностью государства (ст. 2). Статья 6 провозглашает
принцип единого и равного гражданства независимо от его приоб­ретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).



3. Принципы организации жизни гражданского общества. Консти­туция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России признается политический и идеологический плюрализм (многообра­зие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право со­стоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Ста­тья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и
федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляет­ся исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значе­ния, одна автономная область, 10 автономных округов. Республи­ки и автономии сформированы по национальному принципу, а остальные субъекты федерации - по территориальному.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ведения и полномочий федерации и се субъектов. В ведение Рос­сийской Федерации входят принятие и изменение Конституции и федеральных законов, установление системы федеральных орга­нов государственной власти, управление федеральной собствен­ностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокурату­ра и др.

В совместном ведении находятся защита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веления Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямою избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента Рос­сийской Федерации 14"марта 2004 г. проходили на основе избира­тельного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента

1) отставка - добровольный уход от должности. Примером мо­жет служить отставка Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа
досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны со­стояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекра­щения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных случаях, когда Президент не может исполнять свои полно­мочия (например, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Кон­ституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмот­рен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президен­та обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, при­нимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Вер­ховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти - председатель законодательного собра­ния субъекта РФ (парламента, областной думы).

Государственная Дума избирается сроком на четыре года и со­стоит из 450 депутатов. 225 из них избираются на основе мажори­тарной системы, а другие 225 - на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Го­сударственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в вы­борах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Де­путаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.

Государственная Дума может быть досрочно распущена Прези­дентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председа­теля Правительства и в случае, если Государственная Дума по­вторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государ­ственную Думу, а отправить в отставку Правительство.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ дол­жен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента 01 должности, в период действия на всей территории России воен­ного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основная функция Федерального Собрания - принятие зако­нов по предметам ведения Российской Федерации и по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание не может пересматривать I, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Зако­нопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими орга­нами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Пре­зидентом. Президент может отклонить принятый закон и отпра­вить его на повторное рассмотрение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществля­ет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президен­том по представлению Председателя Правительства.Правитель­ство слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Пра­вительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана выраженным Государственной Думой недоверием Пра­вительству. Возможна и персональная отставка членов Прави­тельства.

Правительство имеет широкие полномочия по управлению все­ми сферами жизни страны. В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.

Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществ­ляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, до­стигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи не­зависимы, несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбиратель­ство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится толь­ко из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.

Высшую судебную власть в России осуществляют Конституци­онный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих су­дов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юри­дической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, применен­ного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления, по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществля­ет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - это выс­ший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в пре­дусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и даст разъяснения по вопро­сам судебной практики.

В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры осуществляют над­зор за исполнением законов органами власти и должностными липами, выступают в суде в качестве государственного обвините­ля, осуществляют расследование преступлений, опротестовыва­ют противоречащие закону юридические акты, выносят представ­ления об устранении нарушений закона.

В состав Конституции входят и положения о местном самоуп­равлении (ст. 12, глава 8). Местное самоуправление - это самосто­ятельная и под свою ответственность деятельность населения оп­ределенной территории по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется с учетом местных тра­диций. Органы самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти. Структура органов самоуправления опреде­ляется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют свой бюджет, осу­ществляют охрану общественного порядка и др. Им могут быть переданы отдельные государственные полномочия с передачей для их осуществления необходимых средств. Конституция запрещаем ограничение прав самоуправления. Права самоуправления защи­щаются в судебном порядке.

Формами народовластия в местном самоуправлении выступают местный референдум, муниципальные выборы, собрания и схо­ды граждан. Последние могут существовать как наряду с органами местного самоуправления, так и на уровне более мелких террито­риальных единиц (квартала, дома, подъезда).

Последняя 9 глава Конституции РФ включает вопросы ее пе­ресмотра и изменения. Предложения о пересмотре Конституции могут вносить представители высших органов государственной власти Российской Федерации. Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание (федерального конституционного закона о нем еще нет). Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием двумя тре­тями голосов от общего числа его членов или выносится на всена­родное голосование.

Вопросы и задания

1. Какие отношения регулирует отрасль Конституционного права? В чем ее отличие от других отраслей права?

2. Раскройте содержание главы I Конституции РФ. Какие принципы конституционного строя существуют?

3. Вспомните содержание прав и свобод человека и гражданина. Озна­комьтесь с содержанием главы 2 Конституции РФ. Выделите принципы и гарантии прав и свобод, обязанности граждан.

4. В чем состоят принципы и признаки российского федерализма?

5. Охарактеризуйте состав субъектов Российской Федерации. Как рас­пределяются полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Какое место в системе государственной власти занимает Президент РФ? Как заметается эта должность?

7. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Прези­дента РФ?

8. Каковы полномочия Президента РФ?

9. Охарактеризуйте состав Федеральною Собрания и порядок форми­рования его палат.

10. В каких случаях Государственная Дума может быть распущена до­срочно?

11. Ознакомьтесь со статьями 104-108 Конституции РФ. Выделите этапы законодательного процесса.

12. Каков порядок формирования Правительства РФ? Каковы его пол­номочия?

13. Каков состав органов судебной власти РФ, и каковы принципы их деятельности?

14. Какую роль в системе государственной власти РФ играет прокуратура?

15. В чем состоят особенности местного самоуправления?

16. Ознакомьтесь с содержанием главы 9 Конституции РФ. Выделите этапы процесса пересмотра Конституции.

17. Прочитайте главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ. Определите место каждого органа власти в системе государственной власти Российской Федерации. Определите степень влияния каждого из органов власти на другие органы государственной власти.

Среди ученых ведутся споры о названии рассматриваемой отрасли. Одни называют ее конституционным правом, другие – государственным. Третьи отождествляют эти понятия либо употребляют двойное название «конституционное (государственное) право».

Отождествление этих терминов приемлемо в странах, где выбор того или иного названия обусловлен национальной традицией словоупотребления без придания дополнительного различного смысла этим понятиям: так, в Германии, Швейцарии исторически сложилась традиция использовать термин «государственное право».

Ю.А. Дмитриев пишет: «Понятие «государственное право» употребляется в Германии наряду с термином «конституционное право». Отмечая сходство этих понятий, немецкие юристы проводят и различие между ними. В энциклопедиях, обобщающих… работы Т. Маунца, К. Деринга, Е. Штейна и других авторов, говорится, что «государственное право в самом узком смысле слова совпадает с конституционным, в самом широком – оно включает все, что относится к государству» (Brockhaus Enzyclopadia. B. 17. Wiesbaden, 1973. S. 810). В то же время подчеркивается, что «государственное право не идентично конституционному, так как последнее относится не только к государству, но и к общественной жизни в целом (собственность, семья, достоинство человека), хотя, с другой стороны, в конституционном праве содержатся основы государственного»; это – «право основных законов».

Интересной представляется трактовка соотношения конституционного и государственного права К. Хессе, западногерманского конституционалиста. Он полагает, что конституционное право регулирует принципы не только государственной, но и общественной жизни, поэтому в строгом смысле слова конституционное право – более широкое и всеобъемлющее понятие, чем государственное. С другой стороны конституционное право уже государственного, так как последнее включает в себя административное, процессуальное право и т.д.

В некоторых государствах выбор термина зависел от роли государства в жизни общества, политического режима, установления конституционного строя и т.д. (например, СССР). Хотя это не является абсолютным правилом, так как существуют недемократические государства, которые используют термин «конституционное право».



Среди российских ученых нет единого подхода к данному вопросу. Однако более распространенным названием рассматриваемой отрасли является «конституционное право». Н.А. Богданова пишет: «Раньше во взаимосвязи власти и права приоритетная роль признавалась за первой, и отрасль, а следовательно, и наука, соответственно закрепляющая и изучающая организацию власти, не могли называться иначе как «государственное право». Теперь, когда конституционное воплощение получила идея правового государства, означающая подчинение власти праву, верховенство конституции и закона, обеспечение свободы личности, наименование «конституционное право» более точно отражает предмет рассматриваемых отрасли и науки».

Ю.А. Тихомиров отмечает, что правовое государство меняет ориентация отрасли и науки, уводя от сугубо государствоведческой проблематики и в большей степени обращаясь к правам и свободам человека и гражданина, институтам гражданского общества. Все это свидетельствует о «повороте к конституционному праву».

Вот как излагает свою позицию по данному вопросу А.С. Автономов : «Начиная с рубежа 80-90-х гг. в России весьма широкое распространение получило критическое отношение к термину «государственное право» и стремление заменить его термином «конституционное право». Сторонники «смены имен» обосновывают свою позицию различными аргументами. В частности, считается, что само словосочетание «государственное право» подчеркивает главенствующую роль государства и более присуще тоталитарным политическим режимам. А «конституционное право», вроде бы, сразу же во главу угла ставит конституцию и конституционность как принцип жизнедеятельности общества и государства. Вряд ли с этим можно однозначно согласиться. Термин «государственное право» весьма распространен в современной Германии, в которой после второй мировой войны существует демократический режим. В России наука государственного права складывалась на рубеже XIX и XX вв. При этом многие русские юристы подчеркивали значение государственного права (как отрасли) для ограничения произвола каких бы то ни было государственных органов. Так, В.М. Гессен отмечал, что «до тех пор пока монарх может сказать о себе «государство – это я» – науке государственного права нет и не может быть места». В то же время на заре становления науки конституционного права в романоязычных странах ученые часто указывали на то, что в центре внимания данной науки находится государство. В частности, труд французского юриста Л. Дюги «Конституционное право» в подзаголовке содержит уточнение названия – «Общая теория государства». В демократической Швейцарии в работах, выходящих на французском языке, используется термин «конституционное право», а в работах, изданных на немецком языке, – «государственное право». В то же время в годы существования фашистских режимов в Испании и Португалии использовалось словосочетание «конституционное право», так же, как и после установления демократии. Поэтому представляется неоправданным говорить о том, что использование терминов «государственное» либо «конституционное» право имеет какое-либо особое значение, выявляя приверженность использующего термин к тоталитаризму или демократии.

Другим аргументом в пользу перехода от применения термина «государственное право» к термину «конституционное право» считается неудачность словосочетания «государственное право», неадекватно отражающего характер регулируемых данной отраслью права общественных отношений. То, что термин «государственное право», возможно, неудачен (с чем можно было бы согласиться), не может служить поводом для замены его иным неудачным термином. «Конституционное право» непосредственно привязано к слову «конституция»… Исторически конституция появилась намного позже государства, причем рассматриваемая отрасль права существовала и существует независимо от наличия конституции. В то же время конституции, имеющиеся в различных странах, весьма разнообразны, и споры по поводу того, что входит или, по крайней мере, должно входить в круг регулируемых конституцией вопросов, не утихает… Но если конституционное право любой страны ориентировать только на конкретную конституцию, то на чем можно строить науку и как сравнивать «конституционное право» разных стран? Разный круг регулируемых конституцией вопросов не позволит говорить об одной и той же отрасли в различных странах. А ведь отрасль права существует.

… Во Франции, в особенности в последнее время, широкое распространение получает точка зрения, согласно которой конституционное право представляет собой часть политического права, регулирующего отношения при осуществлении публичной (в том числе и государственной) власти и основы правового статуса человека.

Словосочетание «государственное право», хотя и не отражает в полной мере специфику регулируемых данной отраслью права отношений, все же подчеркивает довольно существенный элемент этих отношений, поскольку политика так или иначе связана с государством (а, как уже отмечалось, государственное право как отрасль регулирует политические отношения внутри какой-либо страны). Кроме того, традиция применения термина «государственное право» в отечественной юриспруденции насчитывает более ста лет. Стоит ли ломать традицию, чтобы заменить один не очень удачный термин другим неудачным (а может быть, даже более неудачным) термином?

Термин «конституционное право», впрочем, не был совершенно чужд отечественной юридической лексике… Так, в 60-е гг. в Саратове выходила научная литература, посвященная советскому конституционному праву, а в 70-е гг. в Ленинградском университете был издан учебник «Советское конституционное право». Но все же для отечественной юридической теории и практики вплоть до начала 90-х гг. характерным оставался термин «государственное право».

Конституционное право России представляет собой отрасль, в которой закреплены основы взаимодействия личности и государства. Она регламентирует формирование власти в стране. Эта отрасль регулирует все конституционно-правовые отношения. Рассмотрим ее подробнее.

Источники конституционного права России

Их обычно рассматривают как комплекс взаимосвязанных, конкретизирующих друг друга норм. Они образуют определенную иерархию. Одни нормы предусматривают существование других, конкретизируют положения. Иерархическая структура выражается в приоритетности одних источников относительно других при возникновении коллизий, согласованности, подчинения.

Гарантии государства

Система конституционного права России отражает особенности федеративного устройства государства. В Основном законе человек провозглашается высшей ценностью. Конституционные права граждан России охраняются государством. Власть гарантирует возможность их реализации, неприкосновенность личности. Граждане получают свои конституционные права вне зависимости от пола, расы, языка, вероисповедания, социального статуса. Они появляются у человека с рождения.

Конституционное право России: структура

Эта отрасль включает в себя большое количество норм. Они отличаются по своему содержанию, субъектному составу, объекту регулирования и прочим признакам. Конституционное право России является сложной структурой. Она обуславливается взаимосвязями, которые устанавливаются между нормами. В системе принято выделять институты, которые представляют собой основные элементы отрасли. В них объединены нормы, которые закрепляют:

  1. Основы федеративного устройства.
  2. Принципы юридического статуса человека и гражданина.
  3. Структуру государственной и местной власти.
  4. Основы конституционного устройства.

Эта структура отрасли соответствует комплексу тех областей общественных отношений, которые формируют ее предмет.

Нормативная база

Конституционное право России основывается на ряде нормативных актов. Главным из них выступает Основной закон страны. Конституция является правовой базой любой юридической отрасли. В ней установлены основополагающие принципы, закреплены главные гарантии, сформулированы характеристики федеративного устройства.

Законы

На них также базируется конституционное право России. Однако не все законы будут выступать в качестве основы отрасли. Значение имеют только те документы, в которых присутствуют конституционно-правовые нормы. Законы принимаются представительными органами госвласти на федеральном уровне. Эти нормативные акты считаются наиболее распространенным источником конституционного права после Основного закона. Такие ФЗ, как правило, конкретизируют и разъясняют его положения.

Палаты Федерального Собрания, согласно ст. 102 и ст. 103 Конституции, вправе принимать постановления, которые носят правоприменительный характер. Такими актами решаются вопросы, отнесенные к их непосредственному ведению. Некоторые постановления носят нормативный характер. В качестве наиболее значимых выступают Регламенты Госдумы (от 22 января 1998 г.) и Совета Федерации (от 6 февраля 1996 г.). В рамках субъекта РФ аналогичной силой наделяются акты представительных региональных органов. Порядок, в соответствии с которым утверждаются такие постановления, сформулирован в местных конституциях и уставах.

Указы президента

В качестве источников конституционного права выступают исключительно нормативные постановления главы страны. Например, указ, регламентирующий порядок опубликования и вступления в силу актов правительства, президента и федеральных исполнительных органов. Это постановление было вынесено 23 мая 1996 г.

Акты правительства

Нормативные постановления этого органа также выступают как источники конституционного права России. В качестве специфической черты таких актов выступает то, что издаются они в соответствии и во исполнение положений Основного закона, ФЗ, указов президента. Правительство может решать только те вопросы, которые отнесены к его ведению. Например, в качестве такого акта выступает постановление, формулирующее концепцию государственной политики относительно казачества.

Договоры

Конституционными соглашениями называют документы, подписанные субъектами права. Возможность подписания таких договоров предусмотрена в Основном законе. Конституционно-правовое соглашение выступает в качестве выражения диспозитивного метода регулирования. Такие договора предусматривают равноправие сторон.

Решения КС

Конституционный Суд осуществляет проверку соответствия ФЗ и прочих нормативных актов положениям Основного закона. При выявлении противоречий постановления КС отменяют такие нормы. В решениях Суда могут разъясняться некоторые положения Основного закона. Однако признание таких актов в качестве источника конституционного права считается спорным.

  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 1.1. Конституционное (государственное) право как отрасль российского права

    Понятие, предмет и метод конституционного права.

      как отрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;

      как наука, - это совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права; изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

      как учебная дисциплина, - это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.

    Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:

    ‑ сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;

    ‑ понятия и содержания основ конституционного строя РФ;

    правового положения человека и гражданина в нашем государстве;

    ‑ системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;

    конституционных основ местного самоуправления.

    Конституционное право как отрасль права - составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.

    Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти 2 .

    Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой 3 .

    Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.

    В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

    Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

    Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

    а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;

    б) отношения между человеком и государством.

    Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это – народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также ‑ определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

    Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности; регламентируют отношения между ними.

    Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти ‑ форму государственно-территориального устройства.

    Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

    Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

    Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

    Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.

    Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

    ‑ установление прав;

    ‑ возложение обязанностей и ответственности;

    ‑ дозволение;

    ‑ запрет и др.

    Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т.п. Так, например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерациисубъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”. Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений.

    В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания . Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

    Конституционному праву присущ и метод дозволения . Например: “Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации” (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); “По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе” (ч. 3 ст.66 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

    В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения . Например: “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); “Создание чрезвычайных судов не допускается” (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

    Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

    Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права . Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.

    Конституционно-правовые нормы и институты.

    Основанием для отнесения права к той или иной отрасли является не столько её источник, сколько предмет регулирования. Поэтому многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях (основных законах) страны, но и в иных актах.

    Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам. В то же время конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; субъектами, на регулирование поведения которых они направлены; своеобразием вида норм; особенностями их структуры и др.

    В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм обще регулятивного характера. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др.

    Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны” (ст. 10 Конституции РФ). “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения” (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

    Конституции и другие источники конституционного права имеют положения, в которых даются объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. “Российская Федерация ‑ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” (ст. 1 Конституции РФ). “Федеральное Собрание ‑ Парламент Российской Федерации ‑ является представительным и законодательным органом Российской Федерации” (ст. 94 Конституции РФ).

    В конституционном праве распространены и нормы-правила. “С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются” (ч. 4ст. 99 Конституции РФ). “Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия” (ст. 116 Конституции РФ).

    В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесённые в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

    Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы-разъяснения и нормы-справки. Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.