Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Защита населения и территорий при наводнениях

Страница 9 из 19


Мероприятия по защите населения, проводимые заблаговременно

1. Проектирование, строительство и эксплуатация с учетом норм безопасности населения в ЧС, характерных для данного региона.

При этом проводятся: выбор места строительства с учетом минимального ущерба от воздействия прогнозируемой ЧС; обеспечение требуемой устойчивости объекта по отношению максимальной интенсивности поражающих факторов ЧС; обеспечение безопасности эксплуатации потенциально опасных объектов.

Выбор места строительства новых городов и промышленных объектов осуществляется на основе сейсмического районирования территорий страны, а также определения районов, наиболее подверженных воздействию других стихийных бедствий. При этом в зонах возможных катастрофических ситуаций исключается или ограничивается строительство потенциально опасных объектов, ужесточаются строительные нормы и правила. В сейсмоопасных районах осуществляется сейсмостойкое строительство, в зонах возможных затоплений строительство ведется на возвышенных местах, сваях и т.п.

Учитывается также наличие вблизи района застройки потенциально опасных объектов и возможный характер их воздействия. По отношению к химически – или радиационно опасным объектам место строительства должно выбираться с учетом направления господствующих ветров и глубины распространения возможных зон загрязнения при максимальной запроектной аварии.

Обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов достигается путем создания санитарно-защитных зон, надежных систем защиты населения от радиоактивных (химических) поражений как при нормальной (безаварийной) работе объекта, так и в случае аварии с выбросом радиоактивных (сильнодействующих ядовитых) веществ, а также систем аварийной остановки объекта.

2. Строительство и поддержание в постоянной готовности коллективных средств защиты (защитных сооружений).

Защитные сооружения предназначаются для защиты населения от воздействия поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций. Они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

Убежище специальное сооружение для защиты личного состава войск и гражданского населения от средств поражения.

Укрытия искусственные сооружения или естественные особенности рельефа (например, ущелья, овраги), растительности (например, лесные массивы), используемые для защиты личного состава и гражданского населения от средств поражения.

Защитные сооружения гражданской обороны – убежища и укрытия для защиты в военное время населения, органов управления, узлов связи от воздействия оружия массового поражения.

Защитные сооружения гражданской обороны должны строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению и оползням, иметь свободные подходы, а также входы (выходы), оборудованные с той же степенью защиты, что и основные помещения. Кроме того, они должны располагаться на таком удалении от мест работы или проживания укрываемых, чтобы последние смогли добраться до защитного сооружения не более, чем за 15 минут.

Защитные свойства сооружений определяются избыточным давлением воздушной ударной волны, которые могут выдержать его конструкции и коэффициентом, степенью герметизации и коэффициентом ослабления, показывающим, во сколько раз уровень радиации на открытой местности выше, чем внутри сооружения.

Воздушная ударная волна – распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью тонкая переходная область, в которой происходит резкое увеличение плотности, давления и температуры воздуха; поражает людей и животных, разрушает сооружения, уничтожает и повреждает боевую технику.

Убежища – это сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту от большинства поражающих факторов, возникающих в различных ЧС: воздушной ударной волны и обломков разрушенных зданий при мощных взрывах, воздействия радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, высоких температур и вредных газов при пожаре. Убежища для защиты населения, рабочих и служащих должны выдерживать избыточное давление не ниже?
(100 кПа = 1 кГ/см 2), иметь коэффициент ослабления радиации 1000–2000. Значительно большей защитой по всем параметрам обладают станции глубокого залегания метрополитена, используемые в качестве убежищ.

3. Планирование эвакуации населения, заблаговременная подготовка эвакуационных пунктов и районов расселения эвакуируемых.

Эвакуация представляет собой организованный вывод (вывоз) населения из опасных зон и зон бедствия в безопасные районы. Это основной способ защиты населения в таких чрезвычайных ситуациях, как наводнение, землетрясение, цунами, при производственных авариях с загрязнением местности радиоактивными или сильнодействующими ядовитыми веществами, а также при угрозе применения средств поражения в условиях войны. Решение на проведение эвакуации, в зависимости от ее масштаба, может быть принято правительством, комиссией по ЧС республики, области (края) или объекта.

4. Накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты промышленного изготовления и заблаговременная подготовка простейших средств для населения должны осуществляться дифференцированно (в соответствии с конкретными поражающими факторами прогнозируемых для данного региона ЧС) под руководством штабов ГО и ЧС. При этом личный состав формирования – рабочие и служащие – обеспечиваются средствами индивидуальной защиты на своих объектах, остальное население – по месту жительства. Хранятся средства индивидуальной защиты на специальных складах и выдаются населению при оповещении о возникновении ЧС. Склады средств индивидуальной защиты должны быть максимально приближены к рабочим местам, чтобы они могли быть выданы и использованы в короткий срок.

Организация выдачи и подготовки средств индивидуальной защиты требует значительного времени, что затрудняет использование их в условиях радиационных и химических загрязнений, возникающих в результате промышленных аварий, когда зоны загрязнения образуются в крайне ограниченное время. Поэтому все население должно самостоятельно изготовить и хранить в доме в постоянной готовности простейшие средства защиты (ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски) либо закупить средств индивидуальной защиты промышленного изготовления.

5. Подготовка сил и средств для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Определение количества, состава и оснащения необходимых сил РСЧС осуществляется на базе прогнозирования и моделирования ЧС, характерных для данного региона. При этом исходят из наиболее сложной обстановки, которая может создаться в прогнозируемых ситуациях.

Для немедленного реагирования на чрезвычайную ситуацию решением региональных исполнительных властей, по предложениям соответствующих штабов ГО и ЧС, создается, оснащается и обучается минимум необходимых мобильных региональных формирований, содержащихся и финансируемых за счет бюджета. Они должны иметь наиболее совершенные средства защиты и проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ (поисковую аппаратуру, средства радиационной, химической разведки и индивидуальной защиты, подъемно-транспортные устройства и т.п.), соответствующие характеру ожидаемых ЧС.

В целях наиболее квалифицированного проведения защитных мероприятий, спасательных и аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах промышленных объединений, владельцы химически опасных производств должны на собственные средства создавать профессиональные аварийно-спасательные отряды, предназначенные для защиты населения, проживающего в зонах возможного загрязнения СДЯВ,
в случае аварий на подведомственных им объектах.

Количественный состав, организация и оснащение территориальных и объектовых формирований РСЧС также должны определяться в зависимости от характера и масштабов прогнозируемых ЧС и соответствовать количеству населения (рабочих и служащих), подлежащих защите, а также возможному объему спасательных и аварийно-восстановительных работ на территории или объекте, где создаются эти формирования.

6. Обучение населения действиям в условиях ЧС является обязательным для всех граждан страны.

Организация обучения рабочих и служащих на объекте экономики возлагается на руководство объекта, остального населения – на территориальные штабы ГО и ЧС.

В интересах качественной подготовки к выполнению задач или обязанностей в условиях ЧС все население условно подразделяется на пять категорий обучаемых: руководящий состав объекта; личный состав формирований; рабочие и служащие; учащаяся молодежь; население, не занятое в промышленном производстве и сфере обслуживания, и не работающие.

Каждая из категорий обучается по специальной программе. Руководящий состав проходит обучение на курсах повышения квалификации или специальных курсах, организуемых в системе РСЧС; личный состав формирований, рабочие и служащие объекта – на объекте в учебных группах, подобранных с учетом выполняемых ими обязанностей в условиях ЧС; учащаяся молодежь – по программам своих учебных заведений, а остальное население – путем самостоятельного изучения брошюр, памяток и другой литературы, а также прослушивания лекций и бесед, передаваемых по средствам массовой информации.

Кроме того, в целях приобретения и совершенствования практических навыков и слаженных действий персонала объекта и бойцов формирований в составе подразделений в сложной обстановке ЧС, на объектах и в вузах проводятся комплексные учения или объектовые тренировки, в ходе которых обучаемым приходится действовать в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям ЧС.

7. Проведение контроля за состоянием окружающей среды в потенциально опасных объектов.

Контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов осуществляется различными структурными подразделениями наблюдения и контроля РСЧС, в том числе профильных министерств и ведомств, а также средствами отдельных объектов.

8. Прогнозирование возможных ЧС и их вероятных последствий позволяет заблаговременно провести ряд мероприятий по повышению защищенности населения, устойчивости объектов экономики и жилого фонда к воздействию поражающих факторов возможной ЧС, предусмотреть выполнение тех или иных сигналов защиты, целенаправленно готовить силы и средства РСЧС и население.

9. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы оперативного оповещения о ЧС является одним из важнейших мероприятий по защите населения. Система оперативного оповещения базируется на использовании имеющихся средств связи и передачи данных, а также технических средств массовой информации на всех уровнях от федерального до отдельного объекта экономики. Кроме того, для оповещения населения используется сеть звуковых средств (сирен), созданная по линии ГО. Сообщения передаются по всем средствам информации вне очереди.

10. Создание оперативных резервов и запасов материальных средств РСЧС осуществляется по линии соответствующих министерств и Госрезерва. Наличие резервов продовольствия, медицинских, материально-технических ресурсов и средств первой необходимости непосредственно в регионах, где возможно возникновение ЧС, позволяет КЧС, не дожидаясь поставок из центра, обеспечить всем необходимым проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ и оказание медицинской и материальной помощи пострадавшему населению.

11. Защита продовольствия и источников водоснабжения от загрязнения радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и болезнетворными бактериями должна осуществляться заблаговременно, поскольку в условиях стремительного развития большинства аварий и катастроф, связанных с загрязнением воздушной среды и водоемов, сделать это с возникновением ЧС чаще всего не представляется возможным. В этих целях на очистных сооружениях водопроводных станций предусматриваются резервные линии для очистки воды, поступающей из загрязненных (зараженных) водоемов, от радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ и бактериальных средств; проводятся инженерные мероприятия по защите водозаборов на подземных источниках воды; герметизируются склады продовольствия и пищевого сырья и другие мероприятия.



Индекс материала

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж

На тему: "Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени"

Выполнила: студент группы 1-Т

Ильясова Алина

Введение

Оповещение информирования населения о чрезвычайных ситуациях

Эвакуация населения из опасной зоны и рассредоточение

3. Инженерная защита

Заключение

Список литературы

Введение

Значительное количество крупных катастроф, которые произошли за последнее время, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.

Граждане имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, и требовать от правительства, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.

Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона страны.


Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в ЧС.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво- , пожаро- , радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами, как предупреждения, так и ликвидации последствий.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основа системы оповещения

Оповестить население - предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густонасыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

В конце 1988 г. пересмотрели и изменили порядок оповещения. С этого времени завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!", а не воздушная тревога, как это было раньше. Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник на местное вещание, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам ГО и ЧС.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики переводятся на круглосуточную работу.

Речевая информация:

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в безопасные районы. Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями". Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке ожидается затопление домов. Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома. Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседей. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Локальные системы оповещения:

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

2. Эвакуация населения из опасной зоны и рассредоточение

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

Рассредоточение - это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне. Классификация вариантов проведения эвакуации, в зависимости от времени и сроков проведения:

заблаговременная , при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийных бедствиях, или применения противником ОМП. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия, или данных разведки на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого срока.

экстренная , в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них - рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации - радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей. Из вещей берется самое необходимое - одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей.

3. Инженерная защита

информирование чрезвычайный оповещение эвакуация

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья людей в любых ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

Объем и содержание мероприятий инженерно-технической защиты населения, правила, и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.


Заключение

С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что подлежит обязательному исполнению.

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территории, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Список литературы

Каталог "Пожарная безопасность"-2010 под редакцией Шендеровича А. М., Иванова А. А. и Зайкова В. А.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс Петров Сергей Викторович

2.5. Мероприятия по защите от наводнений

В районах возможного возникновения наводнений проводится ряд предупредительных мероприятий, направленных на снижение степени воздействия их поражающих факторов и последствий для населения, экономики и окружающей природной среды. Такие мероприятия можно разделить на заблаговременные, т. е. проводимые заранее, и оперативные, которые проводятся при непосредственной угрозе затопления территории населенных пунктов.

К наиболее эффективным заблаговременным мероприятиям относятся:

Регулирование стока вод с помощью водохранилищ;

Создание лесных полос, искусственных озер и запруд, дренажной системы с целью перехвата осадков до их поступления в русло реки;

Строительство плотин, защитных дамб, откосов и волнорезов;

Увеличение пропускной способности русел рек (ликвидация рукавов, расширение, спрямление и углубление русла, укрепление берегов, устранение различных препятствий на пути водного потока);

Осушение болот и переувлажненных земель;

Подсыпка территорий, предназначенных для строительства зданий и сооружений, выравнивание береговой линии, строительство водоотводных каналов.

Следует заметить, что проведение перечисленных заблаговременных предупредительных мероприятий требует больших затрат, однако сумма ущерба, наносимого наводнением, значительно превышает эти затраты.

При непосредственной угрозе затопления территории для ограничения распространения воды сооружают отводные каналы, возводят оградительные валы и дамбы из грунта, мешков с песком, камней и других материалов. Зимой оградительные валы и дамбы в целях ускорения их возведения чаще всего строят из снега или льда.

К оперативным предупредительным мероприятиям относятся:

Оповещение населения об угрозе наводнения;

Заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

Плотина

Частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления, защита материальных ценностей.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность и своевременность проведения мероприятий по защите от наводнений, является их прогнозирование. Научно обоснованное предсказание развития, характера и масштабов наводнений осуществляется в рамках гидрометеорологического прогноза, в котором указывают примерное время возникновения угрозы наводнения (например, вскрытия или замерзания реки, обильных осадков, вероятность образования заторов льда), ожидаемый максимальный уровень подъема и продолжительность стояния воды, площадь затопления и другое.

Прогнозы делятся на краткосрочные - до 10-12 суток и долгосрочные - до 2-3 месяцев и более. Они могут быть локальными (для отдельных участков рек и водоемов) или территориальными, содержащими обобщенные по значительной территории сведения об ожидаемых размерах и сроках явления. Многолетний опыт показал, что материальный ущерб от наводнений существенно уменьшается при наличии своевременного и достоверного прогноза, хорошо налаженной службы информации и оповещения, высокой организованности и подготовленности населения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги "Шпионские штучки" и устройства для защиты объектов и информации автора Андрианов Владимир Ильич

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения Различают шесть основных типов наводнений в зависимости от причин их возникновения: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнение при прорывах плотин.Половодье - периодически повторяющийся подъем

Из книги Энциклопедия спецслужб автора Дегтярев Клим

2.3. Классификация наводнений по масштабу По повторяемости, размерам (масштабам) и наносимому суммарному ущербу наводнения делятся на четыре группы - низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические. Масштабы распространения и повторяемости наводнений по группам

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

2.4. Поражающие факторы наводнений Основным первичным поражающим фактором наводнения является поток воды, характеризующийся высоким уровнем подъема, а при прорывах плотин и паводках - также значительными скоростями течения, и вызывающий затопление и подтопление

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

2.6. Действия населения при угрозе и во время наводнений Действия населения при угрозе наводнения зависят от скорости развития этого опасного гидрологического явления.После получения прогноза о возможности наводнения осуществляется оповещение и информирование

Из книги автора

Панама: на защите Панамского канала Система спецслужб страны:Комитет общественной безопасности;Военная разведка G-2 при Генштабе .В 1983 году руководитель G-2 Мануэль Норьега при активном содействии США и поддержке американских спецслужб захватил власть в стране.

Из книги автора

О географии Петербурга и измерении наводнений Петербург во многом особенный город. Необычны и его природные условия. Из крупнейших городов мира он самый северный, расположенный на 60-й параллели, всего примерно в 700 км от Полярного круга (чуть дальше, чем от Москвы).

Из книги автора

Статистика наводнений И случай, Бог изобретатель. А.С. Пушкин Описания отдельных случаев памятных наводнений в Петербурге представляют собой, по существу, хронику событий глазами очевидцев, журналистов, писателей. Такие описания имеют определенный исторический

Из книги автора Из книги автора

Приложение 2 Перечень наиболее значительных наводнений Даты до февраля 1918 г. даны по старому и новому (в скобках) календарным

Из книги автора

Приложение 3 Памятные надписи с отметкой уровня воды во время наводнений Петропавловская крепость, под аркой Невских ворот: «1777 года сентября 10 дня пополуночи в 7 часу вода стояла по красную линию выше ординарной воды 9 фут и 11 дюймов» «1752 года октября 23 дня пополуночи в

Из книги автора

Закон о защите прав потребителей Этот документ мы также очень рекомендуем иметь на книжной полке (или в компьютере) и периодически перечитывать.Остановимся на некоторых важных статьях этого закона.Статья 16 Закона «О защите прав потребителей»: недействительность