Граждане обязаны участвовать в управлении страной. Формы участия граждан в управлении государственными делами


Формы участия граждан в местном самоуправлении

Рис. 1.7.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении

Первая - формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений. Вторая - формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:
- местные референдумы;
- муниципальные выборы;
- голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;
- сходы граждан в малых муниципальных образованиях.
Ко второй группе относятся: участие граждан в опросах по различным вопросам местной жизни, собрания и конференции (собрания делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, мирные массовые акции населения, а также разнообразные формы территориального общественного самоуправления, которые рассматриваются в разделе 1.8.
Согласно Федеральному закону 2003 года, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих законодательству, т.е. перечень форм прямой демократии не ограничен. Участие граждан в местном самоуправлении основано на принципах законности и добровольности. Государственные органы и их должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в осуществлении им местного самоуправления и участии в его осуществлении.

Предполагается продемонстрировать, что механизмы демократического участия, обеспечиваемые новыми информационно-коммуникационными технологиями, представляют собой возможность расширения общественного пространства. Понятие цифровой демократии и электронного правительства будет рассматриваться как возможность для расширения демократических практик и возможностей. Будет проведено исследование истории электронного правительства, его инструментов, руководящих принципов и его развития в Бразилии.

Мы намерены продемонстрировать, что механизмы демократического участия посредством новых информационных технологий и коммуникаций представляют собой возможность расширения общественного пространства. Мы будем рассматривать понятие цифровой демократии и электронного правительства как возможность демократических практик и возможностей.

Местный референдум

Высшая форма народовластия на муниципальном уровне - местный референдум, проводимый в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Его решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами и подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными органами государственной власти.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений или главы местной администрации. Порядок проведения местного референдума определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В местном референдуме имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Он проводится на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его итоги и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения, принятого на местном референдуме, в соответствии с разграничением полномочий.

Дальше будет проведено исследование истории электронного правительства, его инструментов, руководящих принципов и развития в Бразилии. Ключевые слова: цифровая демократия, общественная сфера, электронное правительство. Модели демократии в киберпространстве; Степень демократического участия; Перспективы и функции правительства; Преимущества и ограничения цифровой демократии.

Модели демократии в киберпространстве; Степени демократического участия; Перспективы и функции Электронного правительства; Выступление Электронного правительства в Бразилии; Преимущества и недостатки цифровой демократии; Заключительные соображения; Библиографические ссылки.

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом.
Гарантии избирательных прав граждан устанавливаются федеральными законами. В соответствии с ними органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать порядок проведения муниципальных выборов: назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил голосования на избирательных участках, подсчета голосов и установления результатов выборов.
При проведении муниципальных выборов используются различные избирательные системы (рис. 1.7.2). Основные из них - выборы по избирательным округам ("мажоритарная" система) и пропорциональная система.

Следовательно, любой анализ нашего государства обязательно подразумевает понимание содержащегося в нем демократического элемента. Следует учитывать, что демократия не представляет однозначной концепции и может быть проанализирована под разными векторами, и в настоящей работе будет рассмотрена идея демократии как государственного режима и фундаментального права гражданина.

Интернет представлен здесь как средство широкого участия в публичных дебатах и ​​может быть инструментом давления со стороны групп гражданского общества на производителей политических решений, а также ресурсом для вмешательства и контроля, осуществляемого людьми в сфере принятия решений и политических действий.



Рис. 1.7.2. Типы избирательных систем

При мажоритарной системе территория муниципального образования разбивается на несколько избирательных округов с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Такая схема встречается в России чаще всего в силу относительной простоты агитационной кампании, привычности ее как для населения, так и для властей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т.е. за партийные списки), а депутатские мандаты распределяются пропорционально набранным голосам. Решение о применении в муниципальном образовании той или иной избирательной системы осуществляется местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий и закрепляется в уставе муниципального образования.
Обе избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки (табл. 1.7.1). Пропорциональная более приспособлена для выражения общего интереса территориального коллектива. Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.

На переднем плане будет рассмотрена концепция цифровой демократии, анализ информационных и коммуникационных технологий, моделей цифровой демократии, степени участия этой же демократии, чтобы проверить инструмент электронного правительства и его развитие в Бразилии.

Он хочет продемонстрировать возможность введения новой легитимности, основа которой реорганизуется при осуществлении цифровой демократии, демонстрируя, что гражданин может и должен осуществлять суверенитет, не будучи жертвой репрезентативных извращений, без несовершенства, приводящего к изменам мандата, даже злоупотребления представлением.

Таблица 1.7.1

Достоинства и недостатки избирательных систем

Достоинства избирательной системы Недостатки избирательной системы
Мажоритарная система
- Непосредственное знакомство

Депутатов со своими избиратель-

Демократическое государство, основанное на участии, освободит народы периферии, которые, будучи информированными и уполномоченными, могут использовать цифровое правительство для легитимации своей политической воли, поскольку демократия на основе участия обеспечивает механизмы для прямого осуществления общей воли, способные восстановить и переполировать легитимность системы.

В этом контексте это энергичное и мобилизованное гражданское общество на законных основаниях стремилось оспаривать гегемонию с ослабленной, унаследованной государственной властью. военной диктатуры. Фактически, конституционная демократия имеет в своем основании идею народного суверенитета, в которой мнение народа должно преобладать в бизнесе, представляющем общий интерес, то есть общественность будет уделять приоритетное внимание решениям, затрагивающим общественное мнение.

Ными округами и интересами их

Жителей.

Информированность избирателей

О личности депутата и его

Политических качествах

- Орган самоуправления, сформи-

Рованный на основе мажоритарной

Однако консолидация современного демократического опыта, главным образом с помощью моделей представительной демократии, формировалась политическим решением, отделенным от общества или гражданской сферы. Это связано с тем, что в сферу политического решения входят агенты и члены корпораций, занимающиеся контролем и распределением оборотных средств - стороны - обеспечивают себе максимальную степень автономии в гражданской сфере.

Это оправдано тем, что с ростом человечества и появлением массового общества в последней половине прошлого века была очевидна нелегитимность представительной демократии. Таким образом, существует кризис представительной демократии. Искажение представительной демократии проистекает главным образом из взаимодействия экономической власти, политической власти и средств массовой информации, которая в некотором роде дистанцирует представителя от представителя, преодолевая власть автономной воли гражданина, будь то индивидуальная воля или вообще.

Системы, отличается крайним

Разнообразием позиций и мнений,

Что существенно затрудняет

Принятие решений.

Приоритетом каждого депутата

Является решение проблем

Собственного округа

Пропорциональная система
- Партийные фракции выражают

Общие интересы больших групп

Неудача представительной демократии в какой-то степени свидетельствует о провале всей теории народного суверенитета или легитимности власти, которая основана на ней, т.е. представительная демократия распростер на смертном одре, неизлечимо подорванная нелегитимностью.

Демократия, основанная на участии, подразумевает прямое и личное осуществление гражданства в актах государственной власти. Тем не менее, это не простая демократия, которая восходит к настоящему моменту, но можно объединить понятие цифровой электронной агоры, сделать сравнение и популярное участие, используя цифровую демократию и механизмы электронного правительства.

Населения, и депутаты каждой

Из них выступают с единым

Мнением по обсуждаемым вопросам.

Партийные списки способствуют

Тому, чтобы в органах местного

Самоуправления были представлены

Разные слои населения

- Ослаблены личные связи изби-

Рателей и депутатов, а также

Защита демократии, основанной на участии, не означает, что все формы представительства обязательно отменены. Напротив, существует потребность в гармоничном сосуществовании с сохранившимися представительными демократическими институтами для механизмов прямой демократии, таких как популярная инициатива, референдум и плебисцит, - которые представительная демократия уже знает, но заслуживает развития, а также право эффективное участие в политической сфере с помощью цифровых механизмов и гражданского общества.

Несомненно, что взаимоотношения между государственным администратором и администратором изменились с внедрением демократии участия. В настоящее время, помимо инструментов, предусмотренных Конституцией Республики, которые предсказывали непосредственное участие гражданина в осуществлении демократии, Интернет, может быть большим виртуальным местом, где предметы будут представлены и обсуждаться, является консолидация цифровой демократии.

Персональная ответственность

Депутатов перед избирателями.

Требуют развитой политической

Структуры общества на муници-

Пальном уровне. При отсутствии

Явно выраженного партийного

Большинства муниципальному

Парламенту трудно принимать

Решения


Разновидностью мажоритарной системы являются выборы по многомандатным округам, когда от одного избирательного округа избирается не один, а несколько (не более 5) депутатов. Избранными по округу считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, в количестве, соответствующем числу мандатов. Такая система лучше всего решает задачу выражения депутатами общих интересов населения. В крупных городах может применяться схема, при которой многомандатным избирательным округом является район города, но в городе несколько таких округов. В малых муниципальных образованиях выборы могут проводиться по единому многомандатному округу.
Возможна также смешанная избирательная система, при которой одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной. Сочетая положительные качества исходных систем, смешанная избирательная система позволяет обеспечить выражение как территориальных, так и групповых интересов населения.
Согласно уставам большинства муниципальных образований, для победы на выборах достаточно простого большинства голосов. В некоторых уставах предусматривается, что при выборе главы муниципального образования для победы необходимо абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос от числа действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов такого большинства не набирает, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. Для победы во втором туре достаточно простого большинства голосов.

В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.
Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за это проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) избирателей.
Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, участвовавших в голосовании. Итоги голосования граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Таким образом, мы должны проявлять демократию на основе участия, согласно модели, посредством дискуссий по общественным вопросам в виртуальной среде с использованием механизмов электронного правительства. Слово «демократия» имеет свое происхождение в древней Греции, где демо означает людей и правительство красии. В демократических странах именно люди обладают суверенной властью над законодательной и исполнительной властью, то есть с правительством, в котором гражданская власть и ответственность осуществляются всеми гражданами либо напрямую, либо через своих свободно избранных представителей.

Сходы граждан

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган местного самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников. Они подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению.

Его можно рассматривать как совокупность принципов и практик, защищающих свободу человека; будет институционализация свободы. Осуществление демократии предполагает свободные и справедливые выборы, которые открыты для всех граждан и не только имеют права, но также обязаны участвовать в политической системе в целях защиты своих прав и свобод.

Кроме того, демократия выполняет функции защиты: фундаментальных прав человека гражданина; свобода выражения мнений и религии; возможность организации и всестороннего участия в политической, экономической и культурной жизни общества; подчиняет правительства верховенству закона; гарантирует, что все граждане получат равную правовую защиту и что их права охраняются судебной системой.

Опросы населения

Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т.д.
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения - по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе). Результаты носят рекомендательный характер.

Боббио называет минимальное определение демократии или правил игры набором правил для формирования коллективных решений в демократическом режиме, предварительно регулирующим развитие демократии или демократической игры. По словам Пауло Бонавидеса, демократия была бы «общим гарантийным режимом» для реализации основных прав человека, являясь в то же время фундаментальным правом четвертого поколения человеческой личности - наряду с правами на информацию и плюрализм - так, чтобы права первого, второго и третьего поколений были бы фактически их инфраструктурой, которая сформировала бы «пирамиду, право которой является демократией».

Собрания (конференции) граждан

Собрания граждан предназначены для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования, органа территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа.
В ряде случаев полномочия собрания граждан может осуществлять конференция граждан, т.е. собрание делегатов. Проведение конференций целесообразно в тех случаях, когда проведение собраний затруднено (например, для выявления мнения жителей городского микрорайона, в котором может проживать несколько тысяч жителей).
Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также их полномочия определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Согласно тому, как люди участвуют в политической власти, существуют три типа демократии: прямые, косвенные и полупрямые. Прямая демократия предполагает осуществление политической власти народом, собранной на пленарном собрании коллектива. Народ сам по себе осуществляет правительственные полномочия, принимает законы, управляет и судит. В качестве классического примера мы приводим решения, принятые в настоящее время. В свое время гражданам было мало, и в некотором смысле прямая демократия полиса представляла собой форму представительства, поскольку это меньшинство «избранных» законодательно регулировалось и регулировалось от имени всех жителей, женщин, детей, иммигрантов и рабов.

Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан

Публичные слушания и правотворческая инициатива - формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных решений, затрагивающих интересы населения. Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проекта муниципального правового акта и его обсуждение в средствах массовой информации и на собраниях (конференциях) граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии.
Федеральный закон 2003 года устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по ряду вопросов жизнедеятельности муниципального образования.
Для обеспечения участия жителей в публичных слушаниях население муниципального образования заблаговременно оповещается о времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Правотворческая инициатива граждан - право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Как правило, обращения граждан по вопросам принятия муниципальных правовых актов оформляются в виде письменных коллективных обращений к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость принятия того или иного правового акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается на его открытом заседании с участием представителей населения.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

В настоящее время эта модальность демократии неосуществима перед лицом материальной невозможности ее реализации с учетом большого числа граждан, составляющих государство, что составляет историческое воспоминание. Косвенная или представительная демократия - это та, в которой люди управляют с помощью представителей, избираемых периодически самими людьми, которые берут на свое имя и в своих интересах политические решения, таким образом, с участием института представительства.

Полупрямая или основанная на участии демократия характеризуется сосуществованием механизмов представительной демократии с другими представителями прямой демократии. Таким образом, демократия - это не только форма правления, форма государства, политический режим, образ жизни. Это право Человечества. Демократия и участие требуются, демократия участия - это добродетельная тавтология. Нет демократии без участия, без людей. Режим будет тем более демократичным, поскольку он очистил каналы, препятствия и свободное и прямое проявление воли гражданина.

Обращения граждан

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный закон устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным лицам. Существует несколько видов обращений (рис. 1.7.4): предложения, заявления, жалобы.



Рис. 1.7.4. Формы обращений граждан к депутатам,
должностным лицам и органам местного самоуправления

Предложение - обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.
Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть обращение гражданина (граждан) и дать на него письменный ответ. Для этого они имеют право запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для рассмотрения обращений.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.
Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом успеха на очередных выборах.

Мирные массовые акции населения

Специфическая форма участия граждан в самоуправлении - мирные массовые акции: собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Их цель - привлечение внимания к какой-либо проблеме, оказание влияния (давления) на органы местного самоуправления для принятия какого-то решения. Проведение таких акций, как правило, свидетельствует о проблемах.
Конституцией РФ и федеральным законодательством гарантируется право граждан на проведение мирных массовых акций. Местные особенности их проведения регулируются уставами муниципальных образований. В частности, для мирных массовых акций населения города требуется предварительное уведомление местной администрации. Требования, предъявляемые к уведомлению, и порядок его подачи определяются муниципальным правовым актом. Как правило, в нем должно быть указано место, время и продолжительность акции, ее цель, предполагаемое количество участников, ответственные лица. Администрация, получив уведомление, обязана обеспечить общественный порядок. Администрация вправе перенести место проведения акции, если ее проведение на заявленном месте может нарушить общественный порядок, например прервать движение общественного транспорта на важных магистралях. Организаторы массовой акции несут ответственность за ее соответствие заявленным целям и форме проведения. Никто не освобождается от ответственности за нарушение закона и общественного порядка.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные организационные формы осуществления местного самоуправления в РФ? Каковы их общие черты и отличия?
2. Как вы понимаете выражение "всеобщее, равное и прямое избирательное право"?
3. Почему принято считать, что именно пропорциональная избирательная система более всего способствует развитию муниципального образования?
4. В чем сходство и различие между сходом и собранием граждан?
5. В чем сходство и различие между опросом граждан и местным референдумом?
6. Какую форму прямой демократии вы считаете наиболее эффективной и почему?

Лекция, реферат. 1.7. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

А 1. Укажите специфические признак
права, отличающий его от других форм
социального регулирования
1/ социальная ценность 2/ обеспечивается
возможностью применения
государственного принуждения
3/ поддерживается силой общественного
мнения 4/ связью с моралью
А 2. Среди перечисленных
правонарушений преступлением является
1/ торговля продуктами питания в
неустановленном месте 2/ неуплата долга
3/ появление на работе в нетрезвом виде 4/
злостное уклонение от уплаты алиментов
А 3. Верны ли следующие суждения?
А. Источником власти и носителем
суверенитета в РФ является
многонациональный народ – гласит
конституционный принцип разделения
властей.
Б. Конституция РФ 1993г не относит
Президента РФ ни к одной из трех ветвей
власти.

неверны
А 4. Содержание политики определяют
1/ отношения между частными лицами по
поводу власти
2/ отношения между малыми группами
людей по поводу власти
3/ отношения между негосударственными
организациями по поводу заключения
сделки
4/ отношения между большими группами
людей по поводу власти
А 5. В государстве Н. основным органом,
осуществляющим законодательную
деятельность, является Национальное
собрание, формируемое выборным путем.
Национальное собрание создает и
принимает законы, которые утверждает
король. Правительство несет
ответственность перед Национальным
собранием. Какова форма правление в
государстве Н?
1/ сословно-представительная монархия 2/
абсолютная монархия
3/ парламентская монархия 4/
парламентская республика
А 6. Верны ли следующие суждения о
разделении властей?
А. Разделение властей способствует
исключению концентрации власти в руках
одного человека.
Б. Разделение властей способствует
четкому разграничению функций между
ветвями государственной власти.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
А7. Верны ли следующие суждения о
государстве?
А. наличие собственной территории не
является обязательным признаком для
государства.
Б. установление и взимание налогов на
территории государства – это монопольное
право государства.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
А 8. Укажите форму непосредственного
участия граждан в управлении
государством, закрепленную Конституцией
РФ.
1/ митинги 2/ петиции 3/ референдум 4/
народная инициатива
А 9. Тоталитарное государство
характеризуется
1/ наличием экономической
самостоятельности граждан, основанной
на частной собственности
2/ идеологическим плюрализмом
3/ действием независимых средств
массовой информации
4/ отсутствием оппозиционных партий и
движений
А 10. Правовое государство отличает
1/ принцип разделения властей 2/
суверенитет
3/ независимая внешняя политика 4/
наличие армии
А 11. Какое суждение является верным?
А. Законы в РФ принимает Правительство
РФ.
Б. Обычный гражданин не обладает
правом законодательной инициативы.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
В 1. В приведенном списке указаны черты
сходства президентской и парламентской
республик и четы отличия президентской
республики от парламентской. Выберите и
запишите ответ в таблицу.
1/ власть сменяема, избирается на
определенный срок
2/ избрание населением главы государства
3/ ответственность правительства перед
главой государства
4/ законодательно закреплена
подотчётность и ответственность власти
за результаты своей деятельности.
Черты сходства Черты отличия
В 2. Установите соответствие между
чертами политических режимов и их
типами.
Черты политических режимов:
А) оппозиция допускается, но находится
под строгим контролем Б) правовое
государство
В) полный контроль государства за всеми и
каждым Г) подавление любой оппозиции
Д) равенство всех перед законом Е)
насаждение единой идеологии
Типы политических режимов: 1)
демократический 2) авторитарный 3)
тоталитарный
В 3. Установите соответствие между
органами государственной власти в РФ и
ветвями власти.
Органы государственной власти в РФ:
А) администрация Приморского края Б)
Федеральное собрание
В) Министерство культуры Г) городская
дума
Д) Правительство РФ Е) Департамент
образования Москвы
Ветви государственной власти: 1)
законодательная 2)