Тариф "Безлимитный". Что бывает, если неправильно оценить ущерб при оформлении европротокола

Наверняка, многие водители знают, что такое Европротокол, а некоторые уже использовали его при ДТП. Но, как говорят, повторение - мать учения. Давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Тем более, как показывает практика, еще не все водители знают, что это такое и, как это работает на деле.

По статистике ГАИ в 2014 году только в одной Минской области произошло 16,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых не было пострадавших. При этом только около 15% ДТП были оформлены без вызова ГАИ на место происшествия.

  1. Так что же такое Европротокол?

Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ. Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией. (Поэтому заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.) Выдается бланк Извещения в страховых компаниях (бесплатно) при заключении Договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. В каких же случаях составляется Европротокол без вызова на место ДТП сотрудников ГАИ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 519 перечислены все случаи, при которых Европротокол может быть составлен без вызова ГАИ. Так, основным условием является, то, что в ДТП должно быть не более двух участников. При этом ущерб может быть причинен только имуществу. Если пострадали люди, вызов ГАИ обязателен.

Далее, участники ДТП должны иметь соответствующие удостоверения на право управления транспортным средством и действующие страховки. Оба участника ДТП не должны находиться в состоянии алкогольного опьянения и не иметь претензий по этому поводу друг к другу. Сумма предполагаемого ущерба, причиненного в ДТП, не должна превышать в эквиваленте 400 Евро. И, конечно, же, участники ДТП должны договориться между собой, кто из них виновен в данном ДТП.

  1. Как заполнять бланк Европротокола?

Главное требование - бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП. Оригинал бланка остается у потерпевшего в ДТП, а копия передается виновнику. Будет не лишним заручиться контактными данными свидетелей ДТП, если они были.

  1. Как получить возмещение?

После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию. Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП. А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Как показывает опыт, если все условия были соблюдены, никаких претензий у страховщиков не возникает и ущерб выплачивается в установленные сроки.

Более широкое применение практики оформления Европротоколов позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, уменьшив количество выездов на незначительные ДТП, сократить время оформления самого ДТП и уменьшить пробки на дорогах.

Ну, а если вы все-таки не уверены, что все можете сделать так, как надо, или не достигните договоренности со вторым участником ДТП, вызывайте ГАИ!

«Выплаченную компенсацию могут потребовать вернуть». Пять типичных ошибок при составлении европротокола

Упрощенный порядок оформления ДТП (широко известен как европротокол) был введен в Беларуси более шести лет назад и уже не воспринимается как некий эксперимент. Судя по статистике страховщиков, им охотно пользуются и это стало рабочей схемой: сейчас каждая третья авария в нашей стране оформляется без вызова ГАИ. Уже ведутся разговоры о повышении лимита с 400 до 600 евро. Но все же некоторые автовладельцы допускают ошибки, ценой которых может стать отказ в выплате компенсации. Специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию рассказали о типичных ситуациях.

Ошибка №1. Не учитывают скрытые повреждения

Большинство участников ДТП, когда заходит речь о составлении европротокола, трижды подумают, а хватит ли 400 евро на ремонт? Но есть случаи (и их немало), при которых владельцы поврежденных автомобилей не учитывают возможные скрытые дефекты.

- Люди дотошно вписывают в бланк внешние повреждения, но иногда даже не открывают капот или багажник, чтобы заглянуть внутрь, - рассказывает о типичной ситуации начальник управления международных отношений и вопросов регулирования по внутреннему и внешнему страхованию Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод.

«Мы всегда просим при „проникающих ранениях“ вызывать ГАИ, особенно если автомобиль относительно свежий или дорогой»

После удара в переднюю часть машины специалисты рекомендуют хотя бы открыть капот и осмотреть световые приборы. В случае повреждения светодиодных или ксеноновых фар, датчиков активного круиз-контроля, блоков радиатора, обнаружения течи технических жидкостей, посторонних шумов даже не нужно сомневаться - следует вызывать инспекторов ДПС.

Аналогичный совет страховщики дают при ударе в заднюю часть: не лишним будет открыть багажник и проверить, нет ли повреждений.

- Понятно, сейчас по нашим дорогам ездят очень разные автомобили, - продолжают специалисты. - За 400 евро можно провести серьезный ремонт двадцатилетнего ВАЗа, но в случае с трехлетней машиной премиум-класса этой суммы едва ли хватит на замену одной фары.

Если же при оценке выяснится, что стоимость ремонта превышает 400 евро, то по правилам страхования выплатят максимальную сумму в 400 евро и не более того.

Страховщики сразу оговариваются: такие случаи редки, но бывают. Иногда сумма ремонта превышает лимит даже в два-три раза.

Ошибка №2. Дописывают в бланк после разъединения

Случается, потерпевший обнаруживает новые повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, рассуждая, мол, ну ничего страшного, я же никого не обманываю.

- Однако в худшем случае это может быть квалифицировано как страховое мошенничество, - предупреждает Владимир Аксельрод. - У страховщика при появлении сомнений всегда есть право запросить второй бланк. Тогда выплата приостанавливается и производится разбирательство, а при подтверждении подозрений страховая компания, скорее всего, обратится в правоохранительные органы.

Как говорят страховщики, такие случаи были и сверить два бланка совсем не проблема. Удавалось установить первоначальные записи, даже если виновник ДТП уезжал в другую страну, например в Украину.

- Очевидно, что чаще всего речь не идет о мошенничестве, просто потерпевший замечает некоторые дефекты позже,

«Но тогда лучше заявить об этом специалисту, проводящему оценку. Он вправе указать в акте осмотра те повреждения, которые не были вписаны, однако, по его мнению, стали следствием аварии»

Ошибка №3. Потерпевший ставит подписи за виновника ДТП

Неполное оформление бланка также может повлечь отказ в выплате возмещения вреда. Например, иногда участники аварии забывают отметить, есть ли пострадавшие. Вроде бы очевидно, что нет (иначе оформлять европротокол вообще нельзя). Но формально это нарушение.

- В бланке нет факультативных вопросов. Ответы должны быть даны на все без исключения, - подчеркивают в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Впрочем, страховщики могут пойти навстречу и закрыть на это глаза.

- А вот по-настоящему критичным считается заполнение последнего пункта (№16) обоими участниками ДТП, - говорит Владимир Аксельрод. - И виновник, и потерпевший ставят подписи в обеих графах. Выходит, они считают, что виновны и невиновны в происшествии одновременно. По такому бланку нельзя установить, кто является причинителем вреда. Скорее всего, в этом случае последует отказ в страховой выплате.

Виновник ДТП должен расписаться в пункте 16, а вот потерпевшему надо оставить это поле пустым

Ошибка №4. Потерпевший забывает проверить водительские права виновника

Одно из главных условий оформления европротокола - наличие действующих водительских удостоверений и страховых полисов у обоих участников ДТП. Получается, потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника. Иначе он просто не сможет рассчитывать на страховую выплату.

- Страховщики имеют право и реально проверяют данную информацию, - не скрывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Есть возможность даже узнать, были ли соответствующие документы у иностранцев. Никакой проблемы в этом нет.

По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

- Немногие знают, что есть правило обратного требования, - дополняет Владимир Аксельрод. - Если выяснится, что у виновника на момент ДТП не было действующих водительских прав или страхового полиса, то потерпевшему придется вернуть выплаченное ранее возмещение вреда. При этом он сможет получить компенсацию только через суд.

Ошибка №5. Виновник не оплачивает вторую часть страховки, а потерпевший не обращает внимания

Наиболее распространенная ситуация связана со страховым полисом. Многие автовладельцы разбивают сумму оплаты «автогражданки» на две части, но по истечении полугода забывают оплатить вторую часть взноса. В этом случае страховка считается недействующей и, соответственно, оформлять европротокол нельзя. Потерпевшим следует быть особенно внимательными и учитывать этот нюанс.

А вот прекращение срока действия водительской медсправки вовсе не аннулирует права, как некоторые полагают. «С 2010 года отсутствие медсправки не является поводом для прекращения действия водительского удостоверения. При составлении европротокола проверять медицинские документы нет необходимости», - замечают специалисты.

По правилам страхования европротокол может быть оформлен при следующих условиях: участники аварии должны прийти к обоюдному согласию, в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей, ущерб в них не должен превышать 400 евро, вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей. Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

- Поначалу, в 2010-м, страховые организации с настороженностью относились к упрощенному порядку оформления ДТП, - признают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Но со временем эта мера у нас доказала эффективность. Водители в случае мелкой аварии могут избежать длительного оформления происшествия и штрафа. Также это снизило нагрузку на ГАИ. При этом массовых попыток мошенничества не зафиксировано. Теперь решено планомерно повысить лимит. Начинали с 200 евро, сейчас он составляет 400, а будет, как надеемся, 600 - подготовлен соответствующий документ. Все идет к тому, что, как и во Франции, ДТП без пострадавших будут оформляться без вызова дорожной полиции.

Европротокол - это когда разъехаться после небольшого ДТП можно без вызова ГАИ. В Беларуси его ввели летом 2010 года. Сделали, как в ЕС : при незначительных авариях можно разъехаться, не обращаясь в дорожную милицию, а заполнив специальный бланк. Ущерб оплатит страховая компания, штраф за ДТП виновнику платить не придется. Кроме того, гаишники не тратят время на выезд и оформление мелких аварий, разборки и замеры, не создают лишних пробок на дороге.

Согласно опросам, 82% граждан предложение поддерживают. А пока оно согласовывается в различных инстанциях, вспомним, для чего нужен европротокол и почему ему маловато лимита в 400 евро.

1. Всегда ли можно составить европротокол?

К сожалению, нет. Составить европротокол и разъехаться можно при соблюдении ряда условий:

В аварии столкнулись два автомобиля (не больше и не меньше) и не пострадали люди.

У обоих водителей все в порядке с документами и есть действующие страховки на авто.

Водители не предъявляют претензий к физическому состоянию друг друга (речь об алкогольном или наркотическом опьянении).

Понятно, кто виноват в аварии.

Ущерб каждого участника составляет не больше 400 евро. Кстати, до апреля 2014 года лимит был в 200 евро.

2. Где взять документ и как его правильно заполнить?

Официальное название европротокола - «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Это два бело-сине-желтых самокопирующихся листочка. Их выдают вместе со страховкой на машину. Если бланков с собой не оказалось - не беда, можно попросить их у любого водителя. Бланки также всегда есть в офисах страховых компаний, на заправках.

Поскольку бланк самокопирующийся, заполнять его надо с нажимом - это позволяет делать копию в момент заполнения. Сделать нужно все аккуратно, без помарок и исправлений. Ничего сложного в заполнении бланка нет - на обратной стороне есть подробные инструкции, что и как делать. Если есть вопросы, можно позвонить в страховую компанию и проконсультироваться - номер телефона указан в шапке страховки. Если вы случайно ошиблись - лучше заполнить бланки заново.

Если за рулем автомобиля находится не его владелец, а другой человек - не страшно. В европротоколе есть графа «Страхователь» (тот, на кого оформлена страховка на машину) и «Водитель» (тот, кто был за рулем). Данные обоих лиц нужно вписать в соответствующие поля.

Оригинал передается потерпевшему - для передачи в страховую компанию, копия остается у виновника ДТП.

Если авария случилась в рабочее время, лучше сразу обоим водителям подъехать в страховую компанию виновника - это сократит время выплаты страховой суммы, - советуют специалисты. - Тогда в этот же день машины осмотрит специалист-оценщик, а страховая сумма выплачивается в течение 5 - 7 дней.

Если сразу приехать в страховую не получилось, это нужно сделать в течение пяти рабочих дней. Обращаться можно как в свою, так и в компанию виновника на выбор.

4. Как скоро выплатят страховку?

В документах прописан срок: выплатить страховку должны в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о ДТП. Правда, предусмотрены случаи, при которых сроки могут не соблюдаться. Как правило, это случается, если у страховой компании появляются подозрения в мошенничестве. Тогда назначаются дополнительные экспертизы.

5. Много ли водителей составляют европротокол?

По данным страховщиков, когда лимит был 200 евро, европротокол составляли примерно 15% попавших в ДТП водителей. Сейчас эта цифра возросла и составляет примерно 25 - 30%. Кстати, ограничений на количество составленных европротоколов нет, теоретически их можно составлять хоть каждый день.

ЕСТЬ ВОПРОС

Хватит ли 400 евро на ремонт?

Этой суммы хватит, чтобы полностью подготовить и перекрасить четыре кузовных элемента у «гаражников» - например, бампер, крыло, капот или дверь. Правда, на фирменной СТО этой суммы хватит только на один-два элемента. Если, например, помимо царапин или вмятин разбита фара, поломан пластмассовый бампер - в 400 евро можно и не уложиться. Не стоит забывать и о скрытых повреждениях, которые на первый взгляд могут быть не видны. Если есть подозрения, что все непросто, лучше вызывать ГАИ.

О европротоколе мы изучили все, что нужно о нем знать: когда им можно воспользоваться, почему это удобно и почему ГАИ можно не вызывать. Сейчас речь пойдет непосредственно о заполнении бланка - с этим может быть много трудностей.

Итак, второй участник ДТП согласен на решение вопроса без вызова ГАИ, бланк нашелся, фотографии с места аварии сделаны, 400 евро компенсации хватит на устранение повреждений. Теперь дело за малым - просто составить европротокол. Любое отступление от шаблона способно поставить крест на выплате страховки, поэтому нужно точно знать, что, как и куда писать. Придя с бланками к Николаю Гомину, директору аукциона по реализации разбитых машин с КАСКО «Автолот », мы начали заполнять европротокол и поняли, что при оформлении возникает ряд вопросов.

На обратной стороне документа есть пошаговая инструкция по заполнению. Она довольно подробная, но гораздо удобнее была бы не просто текстовая информация, но еще и с изображениями правильного заполнения. То есть «посмотрел и написал», а не «прочитал, интерпретировал по-своему и написал неправильно». В спокойной обстановке инструкция кажется понятной, но представьте себя на месте ДТП: дела на ближайший час-два отменяются, виновник аварии бурчит, что это вы нарушили правила, нужно оценить ущерб и решить, есть ли смысл в привлечении ГАИ. Авария вызывает у водителя стресс, и становится не до вдумчивого чтения инструкции. Хочется побыстрее все заполнить и уехать.

Этот бланк заполнен полностью правильно

Возвращаемся к ДТП, которое мы придумали в прошлый раз: на пересечении Богдановича-Машерова Nissan Almera врезался в наш Kia Rio . Повреждения небольшие, решаем с виновником аварии составлять европротокол. Корейский седан принадлежит супруге, машина имеет полис КАСКО. За рулем Nissan был хозяин автомобиля, на Almera оформлена только «гражданка».

Берем ручку, европротокол и приступаем к заполнению. Каждый пункт пронумерован, в верхней области (пункты 1-5) записывается общая информация: дата, время и место ДТП, есть ли пострадавшие (если да, откладывайте бланк и вызывайте ГАИ), нанесен ли ущерб другим транспортным средствам и объектам. При наличии свидетелей укажите их данные: ФИО, место жительства и контактный номер. Обратите внимание на «Место ДТП»: обязательно начинайте писать с города , а не улицы или перекрестка. То есть не «Пересечение пр. Машерова - ул.Богдановича» , а «г. Минск, пересечение пр. Машерова - ул. Богдановича» .

Дальше бланк делится на две области - «Транспортное средство «А» и «Транспортное средство «Б». Не имеет разницы, кто с какой стороны будет заполнять данные. В центре виден пункт 12 - «Обстоятельства ДТП». Здесь можно сразу указать причину аварии. Если среди предложенных восемнадцати нарушений ее нет, ставьте галочку напротив №19 - «Иное нарушение, не указанное в подпунктах 1-18». Выбирайте пункт со стороны нарушившего ПДД водителя, действия которого и привели к аварии. Если виновник пишет данные под «Транспортное средство «В», то есть в правой области документа, то и отметка о причине аварии должна быть на той же части бланка. Ниже нужно указать общее количество нарушений в этом ДТП - одно либо несколько.

В шестом пункте необходимо записать данные собственника автомобиля по техпаспорту - не водителя, а именно владельца машины . Указываем полное ФИО, если автомобиль принадлежит юрлицу, то полное название организации. Можно писать прописными буквами, но максимально разборчивым почерком. Ниже должен быть указан адрес проживания хозяина машины - если указанный в техпаспорте не совпадает с фактическим, то все равно нужно указывать адрес, что значится в техпаспорте. Также необходим номер телефона, по которому можно связаться с владельцем автомобиля. Место жительства пишется в следующем порядке: город, район, улица, дом, квартира.

Переходим к следующему пункту - №7, «Транспортное средство». Здесь все просто: марка и модель машины, регистрационный номер и страна регистрации. При наличии прицепа добавляете его номер и страну регистрации. Ниже записываются данные из страхового полиса: название компании, вся информация и контактный номер человека, на которого выписан полис. Графа в восьмом пункте «Транспортное средство застраховано по договору добровольного страхования?» подразумевает вопрос о КАСКО: если этот полис есть, ставим галочку в «да», если только ОСАГО, то «нет».

Девятый раздел - «Водитель». Здесь все выписывается из водительского удостоверения, номер телефона указывается находившегося за рулем человека, а не владельца машины. Место проживания нужно называть то, что записано в правах. Обратите внимание на графу «Категория» - нужно указывать все действующие категории . При этом не обводите буквы в примере из скобок и не дописывайте в скобках недостающую категорию. Указывайте их в свободном поле после двоеточия.

В пункте №10 стрелкой обозначаем место удара, а в №11 перечисляем повреждения - в нашем случае это «крыло переднее левое», у виновника аварии «передний бампер». Подобрались к схеме ДТП. Обозначьте дорожную ситуацию: машина рисуется как прямоугольник с треугольником спереди. Если, например, к ДТП привело игнорирование знаков приоритета, то отметьте, где расположен знак, чтобы было видно, у кого преимущество. Иконки автомобилей назовите буквами А и В.

Посередине бланка и прямо под схемой (пункт №15) расписываются оба водителя. Дальше наступает самый важный момент - указание, по чьей вине случилась авария. Под шестнадцатым пунктом ФИО и подпись ставит только виновник ДТП . Сторона, которая не виновата в аварии, оставляет эту графу полностью чистой. Во время заполнения документа можно на автомате, увидев слово «Подпись», расписаться, тем самым взяв на себя ответственность за ДТП. Также чуть выше, в графе №14, виновник может написать «Вину в ДТП признаю» - это не обязательно, но так уж точно не останется сомнений. После заполнения и проверки всех пунктов разделяем документ: оригинал забирает себе потерпевшая сторона , а «отдавленную» копию хранит у себя виновник.

Потерпевшая сторона оставляет это поле пустым

Виновник же ставит свои инициалы и расписывается, тем самым принимая ответственность за ДТП

Специалист говорит, что отказ в выплате страховки можно получить за малейшую оплошность . Не указали все действующие категории прав - отказ. Задумались и написали в восьмом пункте («Страховщик») свой номер вместо телефона человека, на которого оформлен полис - вновь отказ. Немного проще, если страховка выписана на владельца машины, и он же был за рулем, здесь уже не ошибиться. Ни в коем случае не ставьте подпись в пункте №16, если не по вашей вине произошла авария , иначе будете «без вины виноватым». К тому же документ должен быть заполнен идеально чисто: ни зачеркиваний, ни помарок, ни исправлений (например, из цифры 4 не делайте 8). Не написали город во второй графе («Место ДТП») - тоже выплаты можно не увидеть. Если ДТП произошло на трассе, нужно указать километр, где случилась авария.

После разбора типичных ошибок стало ясно, что трудностей как таковых и нет - нужно просто один раз заполнить европротокол от начала и до конца правильно, внимательно все читая. Написанная завернутым юридическим языком инструкция способна запутать. При заполнении бланка проще простого хоть в чем-то да ошибиться - инструкция больше годится для вдумчивого изучения в спокойной обстановке, а не как помощник на месте аварии. Надеемся, наш разбор европротокола поможет вам при необходимости быстро и без ошибок составить его.

Станислав Иванейко