Порядок подачи гражданского иска. Как составлять исковое заявление в суд: образец, форма и рекомендации

Экологический контроль и надзор


Введение


Актуальность темы. Период проведения административной реформы в Российской Федерации в настоящее время связан с тем, что отдельные правовые институты российского права переживают процесс своего нового рождения. Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического контроля по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического контроля, отвечающей требованиям эффективности его осуществления.

Контрольной деятельности в экологической сфере уделяется значительное внимание, однако, многие проблемы недостаточно исследованы, среди них: административно-правовой механизм функционирования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль и надзор на территориях субъектов Российской Федерации; проблемы их взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления; механизм разграничения объектов экологического контроля между контролирующими органами исполнительной власти на территориях субъектов РФ. До сих пор понятие, сущность и содержание экологического контроля остается предметом дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов.

Можно утверждать, что попытка введения муниципального экологического контроля как правового института не состоялась, и, соответственно, требуются новые законодательные и организационные решения.

Наметившаяся тенденция активизации использования правовых и иных средств в деле защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности общества ставит много новых теоретических и практических вопросов. Особое значение приобретает гармоничное сочетание экономических и экологических интересов граждан и различных государственных и иных организационных структур, гарантом которых выступает государство. Экологическая функция государства действительно является одной из основных и самостоятельных, которая обусловлена стремлением к гармонизации отношений в области взаимодействия общества, государства, природы. Эти отношения требуют научно обоснованного сочетания интересов хозяйственной деятельности общества, сохранения и улучшения.

Актуальность данной темы определяется также и тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического контроля значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др.

Эффективность государственного экологического контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, снижена, по нашему мнению, в связи с существующими противоречиями и несовершенством действующего законодательства. Местные (городские) природоохранные органы действуют только в пределах компетенции органов местного самоуправления, что нередко не согласуется с соответствующими нормативными правовыми актами и программами регионального уровня.

Большое значение в современных условиях приобретает решение не только названной теоретической и практической проблемы, но и поиск путей совершенствования структуры природоохранных органов, оптимизации государственного экологического контроля на территориях субъектов Российской Федерации. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определило его теоретическую и практическую значимость.

Целью работы является:

многоаспектный комплексный анализ проблем государственного экологического контроля.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

исследовать понятие, сущность и содержание экологического контроля;

исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;

исследовать проблемы реализации экологического контроля на территориях субъектов Федерации.


1. Охрана окружающей среды


.1 Взаимодействие общества и природы с окружающей природной средой


Вопросом охраны окружающей среды в нашей стране не уделялось практически никогда должного внимания, лишь в начале 80-х гг. возникло зеленое движение, которое быстро угасло.

·Изучение основ экологического права.

·Осмысление деятельности в плане воздействия на окружающую среду.

На сегодняшний день любое действие человека оказывает воздействие на природу. Задача экологического права заключается в том, чтобы смягчить пагубное воздействие человека на окружающую среду.

В основе экологического права лежит взаимодействие общества и природы. С точки зрения права разграничиваются понятия человека и природы. Человек - это не часть природы. Природа - все, что находится вне общества и имеет естественное происхождение.

Юридическое понятие «Окружающая природная среда».

Нет единства в определении этого явления.

Конституция используют понятие природа и окружающая среда как синонимы, иные НПА разграничивают эти понятия.

ФЗ «Об ООС» формулирует содержание понятия ОС как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Терминология ФЗ:

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Антропогенный объект- то, что создано руками человека для удовлетворения своих потребностей.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный человеком для удовлетворения своих потребностей.

Это не соответствует представлениям, сформулированным в теории экологического права в течении десятилетий. Окружающая среда (как синоним можно использовать окружающая природная среда) - совокупность природных объектов

Окружающая среда - природа, состоящая как из естественных, так и преобразованных человеком экологических систем.

Природный объект - относительно условная правовая категория, использование которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей среды для того, чтобы с позиции права регулировать пользование этим объектом и осуществление правовой охраны. Это атмосферный воздух, озера, реки.

Природный ресурс - совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей. Древесина, энергетический запас воды, земли.

Компоненты ОПС (Ст. 4 признает таковыми):

·земли, недра, почвы,

·поверхностные и подземные воды,

·леса и иная растительность, животных и др. организмы их генетический фонд,

·атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Земля - поверхность земли и ее почвенный слой (в законодательстве нет четкого определения)

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

Лес - Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Иная растительность - древесно-кустарниковая растительность.

животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;


.2 Экологические отношения

право надзор экологический административный

Отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием.

В зависимости от характера воздействия выделяют четыре группы экологических отношений, которые составляют предмет экологического права.

·Экологические отношения, связанные с охраной окружающей среды в сфере природопользования, т.е. при добыче полезных ископаемых, заготовки древесины. Оформляются путем регламентации прав природопользователей, их обязанностей по охране.

Осуществляются меры по охране окружающей среды в сфере природопользования.

·Права недропользования, водопользования.

·Определяются экологические условия использования природных ресурсов.

·Выявление источников вредного воздействия, учет источников, сброс, выброс и др.

Осуществляется нормирование вредных выбросов и иных воздействий.

·Охрана окружающей среды от негативных воздействий. Речь идет о предотвращении загрязнении от различных воздействий. Устанавливаются нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

oХимическое.

oФизическое. Радиационное загрязнение, в результате шума вибрации электромагнитных полей.

oбиологическое. В связи с применением биотехнологий загрязнений окружающей среды вредными микро организмами. Вирусы, бактерии и грибки.

·Отношения по поводу консервативной охраны природы. Охрана наиболее ценных в экологическом плане территорий, запрет использования некоторых природных объектов.

·Отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологические отношения - общественные отношения, возникающие по поводу охраны ОПС в процессе природопользования, охраны ОПС от негативных химических, физических и биологических воздействий, включая отношения по поводу обеспечения экологической безопасности, а так же отношения по консервативной охране природы.

Правовые формы взаимодействия общества и ОПС.

·Правовыми формами взаимодействия в сфере природопользования - право недропользования, лесопользования, водопользования, пользования животным миром, права на земельные участки.

·Правовой формой негативного воздействия на ОПС является регулирование вредных химических, биологических, физических воздействия на природу.

·Вредное воздействие факторов среды обитания на человека - негативное воздействие окружающей среды, измененной человеком.

Методы:

Совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущий нормам права данной отрасли.

·Административно-правовой;

·Гражданско-правовой.

Способы правового регулирования:

·Позитивное обязывание;

·Дозволение;

·Запрещение.

Применяется императивный метод:

·Установление запретов и ограничений на использование природных объектов;

·Установление нормативов антропогенных воздействий на природную среду;

·Выдача лицензий, сертификатов, разрешений.

Особенности:

·Учет законов существования природной среды - целостности, функционирования, развития.

·Учет особенностей природного объекта и его влияния на ОПС.

Виды управления.

1. Общее управление носит территориальный характер. Касается всех юр. и физ.

лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Его осуществляют соответственно Правительство РФ, ОИВ суб-в РФ и ОМС.

2. Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то ГОИВ, для которых реализация соответствующих функций управления является главной задачей. Например, Минприроды России и др. Эти федеральные органы осуществляют практически все функции управления в области охраны окружающей среды.


2. Государственный контроль в области экологии


2.1 Функции государственного управления в области экологического контроля


1) Государственные кадастры в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды . Очень важная функция! Государственные кадастры являются источником информации о качественном и количественном состоянии природных объектов. Их сведения учитываются при осуществлении иных управленческих функций. Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и государственный кадастр отходов.

Согласно ст. 70 ЗК существует государственный земельный кадестр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В него включается информация о субъектах прав на земельные участки. Объектами учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок осуществления этой функции регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Сведения используются для государственного и муниципального управления землями; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель; разработки и реализации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения земельного кадастра носят открытый характер, за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа. Порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством РФ.

Закреплены правовые формы земельно-кадастровой документации: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Ведение земельного кадастра возложено на ФА кадастра объектов недвижимости.

Кроме ГЗК существуют и другие кадастры природных ресурсов:

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Его ведет ФА по недропользованию. Государственный лесной кадастр, ведение осуществляет ФА лесного хозяйства. Государственный водный кадастр - это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных, объектов и водопользователях. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляет ФА водных ресурсов. Государственный кадастр объектов животного мира.

Ведется также государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. №312.

Закон об отходах производства и потребления (ст. 20) предусматривает необходимость ведения государственного кадастра отходов.

2) Государственный учет и государственная регистрация негативных воздействий на состояние окружающей природной среды их источников и опасных веществ. Эта функция осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Проводится государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников и государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также учет использованных, обезвреженных, размещенных и иных отходов.

Закон об охране атмосферного воздуха предусматривает необходимость ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 21). + Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников утверждено постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. №373".

Осуществляется также государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Задача учета и контроля - определить количество этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвратить их потери, несанкционированное использование и хищение, иметь информацию о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте (ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Постановлениями Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298 утверждены Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, от 10 июля 1998 г. №746 - Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, согласно Закону об отходах производства и потребления (ст. 19), обязаны вести, в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные ФОИВ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; а порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере статистического учета.

Закон о безопасном обращении с пестицидами определяет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестициды или агрохимикаты вносятся в Государственный каталог пестицидов и агрохимиктов, разрешенных к применению на территории РФ.

В целях охраны здоровья человека и окружающей среды осуществляется государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.

Также существует экологическая паспортизация промышленных предприятий. Экологический паспорт промышленного предприятия - это нормативно-технический документ, в который заносятся данные об использовании предприятием природных, вторичных и других ресурсов и о влиянии его производства на окружающую среду, выраженные посредством системы показателей, которые отражают уровень использования предприятием названных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.


2.2 Государственный экологический мониторинг


Осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды (ст. 63 Закона об охране окружающей среды).

Гос. мониторинг - комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. Включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа России, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Планирование природоохранной деятельности. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Планирование природоохранных мероприятий регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», градостроительным законодательством и, отчасти, Законом о защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Лицензирование в области охраны окружающей природной среды. Требование предусмотрено в Закона об охране окружающей среды. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень: выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Экологический контроль. Проводится в целях обеспечения ОГВ РФ, ОГВ субъектов, ОМС, юр. и физ. лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в данной области, а также обеспечения экологической безопасности. Различают:

Государственный контроль осуществляется ФС по надзору в сфере природопользования и ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Особо следует отметить, что запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов. В ст. 66 Закона об охране окружающей среды закреплены права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Их решения могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в данной области.

Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется ОМС или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Реализуется общественными и иными некоммерческими объединениями. Результаты контроля подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.


.3 Система исполнительных органов государственной власти (ИОГВ)


Система ИОГВ, осуществляющих общее управление. К исполнительным органам государственной власти общей компетенции на федеральном уровне относится Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение единой гос-ной политики в области экологии.

На уровне субъектов РФ общее управление в сфере охраны окружающей природной среды осуществляют соответствующие ИОГВ субъектов РФ общей компетенции. Это разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

На местном уровне исполнительно-распорядительную деятельность общего характера в сфере охраны окружающей среды осуществляют ОМС (поселений, муниципальных районов и городских округов) в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

Система ИОГВ, осуществляющих специальное управление.

Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по надзору в сфере природопользования, ФА водных ресурсов, ФА лесного хозяйства и ФА по недропользованию. Занимается следующими вопросами:

·геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

·использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

·использование и охрана водных объектов;

·эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

·охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

·особо охраняемые природные территории;

·охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

·охрана атмосферного воздуха;

·обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

·совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важную роль играет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Минздрав России самостоятельно осуществляет правовое регулирование по вопросам курортного дела и санитдрно-эпидемиологического благополучия.

ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Минздрава России. Основными ее функциями являются:

·организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

·предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

·осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией службы;

·осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

·осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукций, объектов;

·осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Министерство сельского хозяйства России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Минсельхоз России осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ФА по сельскому хозяйству и ФА по рыболовству. Занимается следующими вопросами:

·использование земель сельскохозяйственного назначения;

·изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов;

обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;

охота и охотничье хозяйство.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основные задачи МЧС России:

·реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

Министерство промышленности и энергетики РФнаделено полномочиями осуществлять правовое регулирование по вопросам государственной политики в области использования атомной энергии, утверждать федеральные нормы и правила, а также иные нормативные документы, регулирующие ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования атомной энергии.

Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).Осн. задачи:

·разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики и регулированию геодезической и картографической деятельности, а также работ в области наименований географических объектов;

·обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан геодезическими и картографическими материалами и данными, достоверной информацией об объектах местности в графической, цифровой, фотографической (в том числе аэрокосмосъемочной) и иных формах, а также информацией о присвоении наименований и переименовании географических объектов и др.

Важную роль играет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Осуществляет:

·обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды;

·организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа, государственного мониторинга исключительной экономической зоны);

оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов РФ и субъектов Федерации и др.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Осуществляет:

·государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции;

·государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный экологический контроль);

·контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничным перемещением отходов;

·государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

·контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ;

лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

выдача и аннулирование разрешений и лицензий, в частности на: выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на нее; размещение, захоронение, перемещение, складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов; трансграничное перемещение отходов; оборот диких животных,

принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; вывоз из РФ и ввоз в РФ палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; транзит через территорию РФ ядовитых веществ и веществ.

Федерального агентства по атомной энергии осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оборонного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в указанной сфере. Находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а по вопросам ядерного оборонного комплекса подведомственно Министерству обороны РФ и выполняет следующие основные функции:

·управление системой государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая ведение соответствующих реестров и регистров;

·обеспечение ядерной и радиационной безопасности;

·организация обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

·координация работ по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·организация разработки, производства, испытаний, транспортирования, хранения, утилизации ядерных зарядов и боеприпасов, ядерных энергетических установок военного назначения и ядерных материалов;

·обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·обеспечение деятельности специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.


Заключение


Не смотря на то, что государство уделяет особое внимание управлению в экологической сфере, ситуация здесь остается неудовлетворительной и сложной. Исправление ее во многом зависит от создания эффективной системы деятельности органов управления в данной сфере, в том числе и в сфере государственного экологического контроля.

Предложения, сделанные различными авторами по оптимизации деятельности органов государственного экологического контроля, основаны на проблеме пересечения и дублирования функций по государственному экологическому контролю между различными звеньями управления.

Авторы как правило предлагает использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал местных (городских) природоохранных органов для повышения эффективности государственного экологического контроля на определенных условиях.

Отсутствие правового акта, регулирующего порядок разграничения объектов экологического и природоресурсного контроля на федеральном и региональном уровне приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля органами исполнительной власти различного уровня, что нейтрализует его эффективность. Необходимость принятия такого акта вызвана тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами государственной власти субъектов РФ.

Необходимость принятия такого акта вызвана также и тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор, Ростехнадзор), но и органами государственной власти субъектов РФ. Это приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля различными звеньями управления, что нейтрализует его эффективность. Обосновываются противоречия законодательства в области контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду и выводы, направленные на расширение полномочий по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов РФ.


Список литературы


1.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебное пособие / А.Б. Агапов. - М.: Статут, 2000. - 251 с.

2.Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. 352 с.

.Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. М.: 2001.652 с.

.36. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. Проф. Д.Н. Бахрах. М.: Изд-во «БЕК», 2007. 330 с.

.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 1999. - 728 с.

.Балашенко С.А., Макарова Т.Н. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебное пособие. Минск: «World Wide Printing», 1999. - 256 с.

.БахрахД.Н. Административная ответственность: Учебное пособие / Д.Н. Бахрах. - М.: Юриспруденция, 1999. 112 с.

.БахрахД.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА-М», 2000. 640 с.

.БахрахД.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., Норма 2004. - 768 с.

.Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве: монография / науч. ред. А.В. Малько. М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 272 с.

.Боголюбов С.А. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006. - 487 с.

.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 676 с.

.Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2002.

.Дубовик O.JI. Экологическое право. Учебник. 2-ое изд. перераб. и до-полн. М.: Проспект. 2006. 688 с.

.Ерофеев £.В. Экологическое право России. / Учебник. М.: ООО Профобразование. 2002. 719 с.

.Мельников В.П. Исторический опыт создания и функционирования контрольных органов в России // Кадровый контроль в государственной службе. - М.: Изд-во РАГС, 2002.-С. 98-136.

.Ганюхина О.Ю. Экологический контроль правовая мера охраны окружающей среды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. №3 (32).

.Тищенко С.В. Муниципальный экологический контроль // Материалы 11-ой межрегиональной научной конференции 14-15 мая 2004 года при Нижегородском филиале Международного юрид. ин-та при МЮ РФ. - Н. Новгород, 2004. С. 118-120.

.Галанов А.С. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. Московская академия МВД России. М., 2001.

.Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.




Данные ответчика.




Подпись истца.


Хороший ответ Плохой ответ

Для начала сами анализируем сложившуюся ситуацию. Оцениваем ущерб каждой стороны и прогнозируем ответственность, которую должен понести виновный. Следует собрать всевозможные документы, которые хоть как-то относятся к делу - они могут помочь склонить чашу весов в свою сторону. Ну и самое главное - составление искового заявления.

Иск оформляется в письменной форме.

Необходимо указать суд, в который подается иск. Все гражданские дела "до 100 тыс. рублей" решаются у мирового судьи.
Более серьезные разбирательства проходят в районном суде.
Данные истца: ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
Данные ответчика.
Далее пишется суть подачи искового заявления, т.е. причина, по которой произошло ущемление прав одной из сторон.
Обстоятельства этих ущемлений.
Выдвигаемые требования. К примеру, если имел место материальный ущерб, то указывают компенсацию этого ущерба.
Сведения о досудебных разбирательствах.
Подпись истца.


Хороший ответ Плохой ответ

Вячеслав Николаевич

Для того, чтобы подать гражданский иск, необходимо грамотно составить исковое заявление на также понимать какова сущность данного документа и требования, предъявляемые к нему законом. Исковое заявление- это требования истца к ответчику, поданные в суд и оформленные надлежащим образом. Это определение крайне упрощено в целях простоты изложения материала, но из него видно, что исковое заявление обладает определенным набором элементов и признаков. Их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние элементы иска- это его содержание, смысловая наполненность, то есть это те требования, которые заявляет истец, обстоятельства и нормы закона, на которых они основаны. Эти элементы именуются предметом (заявленные требования) и основанием (то, на чем основаны требования) иска. Они обязательно должны присутствовать в любом исковом заявлении.
Основные требования к подаче гражданского иска и искового заявления
Основные требования к изложению искового заявления можно определить, исходя из преследуемой цели. А целью обычно является удовлетворение искового заявления. Отталкиваясь от обозначенной цели можно с уверенность сказать, что суть заявленных требований и их основания необходимо изложить так, чтобы судья, который будет изучать исковое заявление, четко понял Ваши требования и основания, на которых они заявлены. Нужно четко осознавать, что у судьи в производстве находится множество дел и ему необходимо помочь с уяснением материала, указанием конкретных норм закона, на которых основаны Ваши требования. Логично будет определить, что исковое заявление не должно быть чрезмерно объемным и расплывчатым. Нужно излагать все четко и последовательно, чтобы у судьи сложилась ясная картина Вашего правового положения. Кроме того, нужно учитывать и аспекты человеческой психологии. Как правило, человек отчетливо и внимательно воспринимает только первые несколько листов текста, далее восприятие идет все тяжелее. Отсюда следует, что не нужно составлять исковые заявления объемом в 20-30 страниц. Просто поставьте себя на место судьи. У него в производстве множество дел, весь день расписан по минутам и тут к нему поступает исковое заявление размером с небольшую книгу. Причем сроки принятия первоначальных решений по поступившему заявлению довольно короткие. И что должен сделать судья в данной ситуации? Естественно, что он либо просто бегло прочитает текст иска, не вникая в подробности, либо поручит его изучение своему помощнику, чья квалификация значительно ниже. Кроме того, у судьи на подсознательном уровне возникнет неприязнь к истцу, который загружает его ненужной работой, излагая материал непоследовательно, размыто. Другое дело, когда в руки судье попадает исковое заявление в котором все изложено четко, даны ссылки на конкретные статьи закона, приведены доказательства, подтверждающие требования. В этом случае судья сразу формирует мнение об истце как о профессиональном, грамотном человеке и сразу, не теряя времени, приступает к подготовке дела к судебному разбирательству. Придя в суд, Вам не будет надобности терять много времени на изложение своей позиции, отвечать на вопросы судьи, так как Ваша позиция будет уже понятна участникам процесса.
Требования к смысловому содержанию искового заявления. Оно должно быть четким, последовательным, с указанием на конкретные нормы закона и доказательства. Но даже если Вы правильно, с учетом приведенных выше рекомендаций, составили иск, то его просто могут не принять, если не будут соблюдены требования, предъявляемые законом, к внешнему оформлению искового заявления. Исковое заявление должно быть оформлено определенным образом, с указанием четко определенных реквизитов, с приложением необходимых документов. Что это за реквизиты и где дан их перечень?
Основные требования к оформлению искового заявления
Требования к исковому заявлению указаны в Гражданском процессуальном (ГПК) и Арбитражном процессуальном (АПК) кодексах РФ. В ГПК указанные требования содержаться в ст.131, а в АПК в ст.125. Итак, в общем виде, требования к оформлению искового заявления следующие.
Исковое заявление должно содержать:
-наименование суда, в который оно подается;
-полное наименование истца и данные о нем (ФИО или наименование юридического лица и адрес как минимум); -полное наименование ответчика и данные о нем (те же, что и для истца); -указание на цену иска, ее расчет (если исковые требования подлежат оценке);
-требования истца к ответчику в соответствии с законом;
-перечень прилагаемых документов.
Это общие требования, которые должны быть соблюдены при составлении любого искового заявления. Применительно же к конкретным делам могут устанавливаться дополнительные требования (например, указание на соблюдение обязательного до судебного порядка разрешения спора). Кроме того, если в суд общей юрисдикции исковое заявление подается представителем, то необходимо указать и его данные.
Приложения к исковому заявлению
К исковому заявлению должны быть приложены:
-документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за подачу искового заявления (квитанция, платежное поручение);
-копии исковых заявлений по количеству указанных в заявлении ответчиков и третьих лиц с приложением отсутствующих у них доказательств;
-если иск подается представителем (юристом, адвокатом или другим лицом не имеет значения), то необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия судебного представителя (обычно доверенность);
-расчет цены иска также необходимо приложить в том случае, если Ваши требования подлежат оценке и их расчет трудоемок;
-документы, подтверждающие Ваши требования (то есть доказательства) и их копии по количеству лиц, участвующих в деле, если данные документы у них отсутствуют.
Особенности оформления исковых заявлений в арбитражные суды
Что касается арбитража (арбитражных судов), то здесь порядок извещения о поданном иске лиц, участвующих в деле несколько иной, впрочем, как и состав участников процесса. Этим обусловлены и некоторые различия в перечне прилагаемых документов, указанных в АПК и ГПК. Так, к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд помимо документов, подтверждающих уплату гос. пошлины, полномочия представителя необходимо приложить и документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в процессе копий искового заявления и приложенных к нему документов (обычно это почтовое уведомление о вручении). Кроме того, к исковому заявлению, подаваемому организацией или индивидуальным предпринимателем в арбитражный суд, нужно приложить и копии свидетельств о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Это обусловлено специальным составом участников арбитражного процесса.
Как подать гражданский иск. Это можно сделать разными способами. Например, можно направить его в суд почтой. Но необходимо учитывать, что в этом случае срок получения результата значительно увеличивается (5-10 дней для доставки, 5 дней для изучения в суде, 5-10 дней для получения определения о результатах определения приемлемости поданного заявления). Можно также подать иск непосредственно в суд, это наиболее подходящий и быстрый вариант. Сделать это можно подав исковое заявление в экспедицию суда или на приеме непосредственно у судьи. Конечно, желательно попасть на прием к судье. В этом случае Вы сразу получите ответ о приемлемости Вашего заявления, но, возможно, придется отстоять очередь.
Подать исковое заявление можно самостоятельно или через представителя, с указанием в доверенности на данное полномочие (отдельной фразой, а не в общем виде). Таким образом, Вы можете выбрать для себя наиболее подходящий вариант.
Подавая исковое заявление, или гражданский иск необходимо соблюдать определенные правила как по формированию его внутреннего содержания (смысловой нагрузки) так и по его внешнему оформлению (указание необходимых реквизитов и приложение определенных документов).


Хороший ответ Плохой ответ

Правом на обращения в суд обладают все граждане.
Ст.3 ГПК РФ гласит, что "Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок"
В исковом порядке рассматривают лишь те дела, в которым имеется спор о праве, например когда оспаривают право собственности или иное право.
ГПК РФ в ст. 131 предъявляет требования к форме и содержанию искового заявления, так
"Исковое заявление подается в суд в письменной форме", помимо этого:
"В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца."
Таким образом для подачи иска необходимо иметь спорное правоотношение, само исковое заявление и определить подсудность и подведомственность того или иного спора.


Хороший ответ Плохой ответ

Чтобы защитить свои права, необходимо в первую очередь грамотно составить исковое заявление. Затем иск подается в суд, после чего судья решает поставленный вопрос на судебном заседании. Все стадии судебных разбирательств может помочь провести адвокат. Это благоприятный вариант, т.к. у адвоката есть большой опыт ведения разных дел, он безупречно знает закон и способен зацепиться за малейшие тонкости, чтобы выиграть дело. За такие услуги приходится платить. И если проблема серьезная, то потратить деньги на адвоката вполне можно. Но бывают же мелкие дела, которые можно решить и самостоятельно. Именно о таких ситуациях мы и поговорим.

Для начала сами анализируем сложившуюся ситуацию. Оцениваем ущерб каждой стороны и прогнозируем ответственность, которую должен понести виновный. Следует собрать всевозможные документы, которые хоть как-то относятся к делу - они могут помочь склонить чашу весов в свою сторону. Ну и самое главное - составление искового заявления.

Иск оформляется в письменной форме.

Необходимо указать суд, в который подается иск. Все гражданские дела "до 100 тыс. рублей" решаются у мирового судьи.
Более серьезные разбирательства проходят в районном суде.
Данные истца: ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
Данные ответчика.
Далее пишется суть подачи искового заявления, т.е. причина, по которой произошло ущемление прав одной из сторон.
Обстоятельства этих ущемлений.
Выдвигаемые требования. К примеру, если имел место материальный ущерб, то указывают компенсацию этого ущерба.
Сведения о досудебных разбирательствах.
Подпись истца.


Хороший ответ Плохой ответ

Для того, чтобы начать с кем-то судиться, нужно написать иск. Собственно, написание жалобы в суд - это скорее техническая часть вопроса, от которой, тем не менее, зависит исход дела. Во многих судах процесс написания иска упростили до использования типовой формы, которую можно скачать на сайте суда. Однако, как показывает практика, какого-то одного шаблонного подхода к написанию исков не существует хотя бы потому, что любой иск - это материально-правовое требование истца к ответчику, в основе котого будут лежать совершенно разные фактические обстоятельства и доказательная база. Безусловно, основания для подачи иска в суд могут быть сходными, однако если вы действительно хотите выиграть свое дело, то вам как истцу придется писать свою жалобу с нуля самому. Для того, чтобы получить базовое представление о том, как это можно сделать, изучите нижеизложенное руководство. Но прежде чем вы начнете предпринимать активные действия, задумайтесь над тем, что судебное разбирательство это сложный процесс, на который уходит уйма денег, нервов и времени. Подача иска в суд - это крайняя мера. Не стоит делать этого, если вы можете каким-то образом избежать разбирательства.

Шаги

Подготовительная работа

    Изучите законодательную базу, которая регулирует гражданские процесуальные правоотношения, в частности правила подачи искового заявления, а так же требования к нему. В Российской Федерации основным кодифицированным актом, регулирующим данный вопрос, является Гражданский кодекс РФ от 14.11.2002 года с изменениями и дополнениями, двеннадцатая глава которого носит название «Предъявление иска». Она содержит 8 статей, в которых содержатся требования относительно формы, содержания иска, подачи встречного иска, условий при которым иск может быть оставлен без движения, а так перечень документов, которые могут прилагаться к иску.

    Обратитесь за помощью к юристам. Вы можете воспользоваться услугой профессиональных адвокатов или в юридические фирмы. Помимо этого ст. 38 Конституции РФ предусматривает право на получение бесплатной правовой помощи для отдельных категорий лиц, ознакомиться с которыми можно в Федеральном Законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 года №324-ф3.Списки адвокатов, предоставляющих такую помощь ежегодно публикуется в средствах массовой информации. Кроме того, такую помощь могут оказывать любые лица, имеющие высшее юридическое образование. Так же на базе юридических факультетов во многих городах функционируют студенческие юридические клиники, которые так же занимаются написанием различных правовых документов и представительством в судах на общественных началах. Помимо этого в канцелярии любого суда вам могут предоставить сведения о форме и основных реквизитах иска, смогут проверить правильность его составления, однако предоставлять правовую помощь они не уполномочены.

    Существует несколько видов исков. В теории гражданского процесса не существует единой их классификации. Наиболее часто на теоретическом уровне их классифицируют на иски о присуждение, иски о признании и иски о превращении. Так же иски можно поделить на типы в зависимости от предмета, и здесь уже вариаций очень много, чаще всего люди обращаются в суд за возмещением ущерба, а так же для того, чтобы разорвать соглашения. В этой статье речь пойдет преимущественно о том как разорвать контракт в случае неуплаты причитающейся с вашего оппонента суммы по соглашению.

    Написание иска

    1. Начните написание иска с написания шапки в правом верхнем углу с указанием таких реквизитов, как наименование суда, имя истца, его места жительства и номера телефона. Затем укажите фио ответчика и его адрес проживания, а так же телефон, если он известен. Иск может быть написан от руки или же набран на компьютере. В том случае, если истец имеет льготы по уплате судебного сбора, об этом так же стоит указать внизу шапки с отсылкой на конкретную норму о льготе, иначе иск вам могут вернуть из-за отсутствия квитанции об уплате судебного сбора.

      Определите, какому суду будет подсудный ваш иск. В Российской Федерации действует широкая система судов общей юрисдикции, а так же мировых судов как судов первой инстанции(которым подсудны некоторые категории споров, в основном связанных с семейными правоотношениями), которые уполномочены рассматривать гражданские дела. По общему правилу иск подается в суд по месту жительства ответчика. Однако по некоторым категориям дел возможна альтернативная подсудность, более подробно смотрите ГПК РФ ст.29. В отношении дел, связанных с землей или недвижимостью, исковым требованиям к наследникам не вступившим в права, а так же перевозчикам действует правило исключительной подсудности. В первых двух случаях иски подаются по месту нахождения имущества, а во втором по месту нахождения перевозчика.

      Укажите себя в качестве истца, а лиц, с которых вы хотите возместить ущерб или стянуть какие-то суммы - в качестве ответчиков. Если ваш ответчик юридическое лицо, но вы не знаете, какая у него организационно-правовая форма, вы можете выяснить это, получив данные из открытого реестра юридических лиц РФ по адресу http://egrul.nalog.ru/ . Данные будут достоверными, однако не будут иметь юридическую силу выписки.

      Проконсультируйтесь у местного юриста касательно подсудности дела. Как правило, нет никаких органичений и вы можете подавать в суд по любому вопросу..

      Выберите подсудность в зависимости от предмета иска.

      Убедитесь, что юрисдикция суда распространяется на ответчика. Это означает возможность его вызова в суд. Если все стороны дела являются гражданами одного госудаства и постоянно проживают на територии РФ, то здесь никаких проблем нет. А вот если ответчик иностранец, вызвать его будет достаточно сложно. Суду придется останавливать производство и через институт судебных поручений просить местный суд в государстве его проживания отправить ему повестку или взять у него письменные пояснения по делу. Существует и второй вариант - обратиться напрямую в суд в стране проживания ответчика, но это может усложнить вам жизнь и сократить вероятность желаемого исхода дела.