Основные институты конституционного права.
Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.
Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции России. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:
2. основы правового статуса человека и гражданина;
4. система государственной власти;
5. система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются.
В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою включают несколько более узких конституционно-правовых институтов. Представляется, однако, что для удобства оперирования терминологией целесообразнее использовать схему: институты и подинституты .
Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1. основы конституционного строя;
2. основные права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
8. судебная власть и прокуратура;
9. местное самоуправление;
10. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
В приведенной классификации лишь институт системы государственной власти подразделяется на подсистемы, остальные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интегрироваться с основами государственного строя.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя, либо представить в виде четырех элементов как:
систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.
Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:
· гражданство;
· основные личные права и свободы человека и гражданина;
· основные политические права и свободы человека и гражданина;
· основные экономические права и свободы человека и гражданина;
· основные социальные права и свободы человека и гражданина;
· основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
· основные обязанности человека и гражданина.
Названные подинституты можно в свою очередь дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.
Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обязанности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:
а) институт основных прав;
б) институт основных свобод;
в) институт основных обязанностей.
Система государственной власти может быть дифференцирована на следующие подинституты:
· глава государства;
· парламент;
· правительство;
· судебная система и прокуратура.
Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:
· правовые принципы федеративных отношений;
· правовой статус Федерации;
· правовой статус субъектов Федерации;
· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структурировать на подинституты, выделив, в частности:
· основы местного самоуправления;
· самоуправление населения;
· статус муниципальных образований;
· система органов местного самоуправления.
Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и институт системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :
1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;
4) прямая демократия в Российской Федерации;
5) система общественной власти в Российской Федерации;
6) федеративное устройство Российской Федерации;
7) система государственной власти Российской Федерации;
8) система местного самоуправления в Российской Федерации.
По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание конституционного права России.
Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для данного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.
Сущностное содержание правового воздействия основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.
Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической силой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты . Нормы этого института:
1. воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоотношений выступает личность- человек и гражданин. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
Федеративное устройство Российской Федерации - институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.
Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.
Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание . Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.
Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
Следующее верхнее положение занимает институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности. Такое положение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур и основной обязанностью государства.
Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Федерацией и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.
Для лучшего понимания системы отрасли конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два правовых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характерен более высокий, чем для системы конституционного законодательства уровень обобщения правовых норм. По структуре отрасль конституционного права шире одноименной отрасли законодательства. Источником права помимо законодательства являются правовые обычаи, решения судебной власти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактических конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законодательства служит в качестве одного из определяющих оснований для констатации факта существования полноценной отрасли конституционного права.
Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:
1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
2. по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
3. по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
В системе конституционного права принято также выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового статуса человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
ВОПРОС №1
Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права Российской Федерации.
Понятие конституционного права как отрасли российского права.
Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.
Предмет конституционного права как отрасли российского права.
Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:
Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.
Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.
Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.
Общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.
Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:
Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.
Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.
Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).
Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.
Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.
Другие особенности.
Методы конституционного права как отрасли российского права.
Метод конституционного права как отрасли российского права - совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.
Система методов КП как отрасли:
Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)
Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)
Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)
Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)
Источники конституционного права как отрасли российского права.
Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.
Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:
Конституция РФ.
Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы.
Федеральные законы.
Указы и распоряжения Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Законодательство субъектов РФ.
Судебные решения.
Иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.
Система конституционного права как отрасли российского права.
Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.
Система КП как отрасли:
Конституционно-правовые институты, такие как:
Институт основ конституционного строя.
Институт основ государственного устройства.
Институт государственной власти.
Институт местного самоуправления.
Институт основ правового статуса личности.
Институт гражданства РФ.
Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.
ВОПРОС №2
Конституционно-правовые нормы: понятие, специфические черты, виды. Конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:
2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;
3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;
5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
Классификация конституционно-правовых норм(ВИДЫ ) может быть осуществлена по нескольким основаниям:
1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.
2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», закрепляющая, что «гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).
Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя таким образом служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).
3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).
5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).
6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.
7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).
КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, аинституты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институтисполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права :
- суверенитет народа;
- естественное право;
- приоритет охраны прав и свобод;
- разделение властей;
- независимое правосудие;
- правовое государство.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт - это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.
Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.
Основные институты конституционного права
Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:
- 1) основы конституционного строя;
- 2) основы правового статуса человека и гражданина;
- 3) федеративное устройство государства;
- 4) система государственной власти;
- 5) система местного самоуправления.
В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.
«Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.204
- 1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормы данного института занимают первое место в системе конституционного права. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
- а) основные принципы отношений человека и государства;
- б) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.
Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ. Ст. 135 Конституции РФ от 21.07.14 г..
Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:
- 1) политической системы;
- 2) экономической системы;
- 3) социальной системы;
- 4) духовно - культурной системы государства и общества.
- 2. Институт конституционных основ правового статуса человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, «закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.» Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т. Москва.: Норма, 2010. С.205
Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.
Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:
- 1) гражданство;
- 2) основные личные права и свободы человека и гражданина;
- 3) основные политические права и свободы человека и гражданина;
- 4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;
- 5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;
- 6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
- 7) основные обязанности человека и гражданина.
Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей - субъектов - на две группы:
- 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;
- 2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.
- 3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).
Круг субъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
Нормы этого института включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства. Ст. 65 Конституции РФ от 21.07.2014 г.
Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
- 4. Институт системы органов государственной власти. Структура института включает следующие части:
- а) Президент;
- б) Федеральное Собрание;
- в) Правительство;
- г) конституционно-правовые основы организации судебной власти;
- д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов;
- е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления;
- ж) избирательная система.
На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.
5. Институт системы местного самоуправления.
Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления. Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. «Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.143
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:
- 1) основы местного самоуправления;
- 2) самоуправление населения;
- 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;
- 4) систему органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты – это правовые образования – подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами. Совокупность юридических особенностей каждой группы норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим юридические свойства элементов отрасли, является характер регулируемой сферы общественных отношений.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции РФ, так как ее главы регулируют взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ, следующие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система государственной власти; 5) система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются. Каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть, в свою очередь, подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые включают несколько более узких конституционно-правовых институтов . Представляется, однако, что для терминологического удобства целесообразнее использовать схему: институты и подинституты.
Наиболее разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты . Для ясного и полного представления о построении институтов и их внутренней структуре в рамках отрасли конституционного права, важно проанализировать, каким образом каждый институт может быть дифференцирован на элементы, т.е. на подинституты.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя либо представить в виде основ: 1) политической системы, 2) экономической системы, 3) социальной системы, 4) духовно-культурной системы государства и общества.
Институт основы правового статуса человека включает в себя такие подинституты, как: 1) гражданство; 2) основные личные права и свободы; 3) основные политические нрава и свободы; 4) основные экономические права и свободы; 5) основные социальные права и свободы; 6) основные духовные и культурные права и свободы; 7) основные обязанности человека и гражданина. Названные подинституты можно, в свою очередь, дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности граждан и 2) те из них, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства. Возможны и другие градации. Например, А. А. Безуглов и С. А. Солдатов основные права свободы и обязанности человека разграничивают на: а) институт основных прав; б) институт основных свобод; в) институт основных обязанностей .
Система государственной власти может быть дифференцирована на подинституты: 1) глава государства; 2) парламент; 3) правительство; 4) судебная система; 5) прокуратура; 6) органы государственной власти в субъектах РФ. Структура федеративного устройства раскрывается через: 1) правовые принципы федеративных отношений; 2) правовой статус Российской Федерации; 3) правовой статус субъектов РФ; 4) правовые основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Институт системы местного самоуправления можно структурировать на подинституты: 1) основы местного самоуправления; 2) самоуправление населения; 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований; 4) система органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.
Использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты данной отрасли права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались и другие составляющие. К ним относится институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, который структурируется как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов и т.д.
Интенсивное развитие в России получают нормы, регулирующие конституционно-правовую ответственность. Думается, что с учетом развития новейшего конституционно-правового законодательства эти нормы вполне поддаются их систематизации в самостоятельный институт.
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить систему современного конституционного права России по меньшей мере в следующем виде: 1) основы конституционного строя Российской Федерации; 2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации; 3) непосредственная демократия в Российской Федерации; 4) система общественной власти в Российской Федерации; 5) федеративное устройство Российской Федерации; 6) система государственной власти в Российской Федерации; 7) система местного самоуправления в Российской Федерации; 8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.
Такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание отрасли конституционного права России. Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Никакие другие положения Конституции РФ нс могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя РФ, могут быть изменены в порядке, установленном федеральной Конституцией, и их пересмотр требует принятия новой конституции РФ (ст. 16 и 135 Конституции РФ). Нормы основ конституционного права носят базовый характер для всей российской правовой системы. Правовое воздействие основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание других отраслей права.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основ правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права). Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции РФ (ст. 64, 135 Конституции РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Ему присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Важное значение для формирования и развития данного института имеют конституционно-договорные нормы и нормативно-доктринальные положения Конституционного Суда РФ.
Институты непосредственной демократии в Российской Федерации, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм их реализации.
Одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание. Нормы института "основ конституционного строя" содержат исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов. Основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности предопределяют полномочия органов публичной власти по их обеспечению. Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Российской Федерацией и ее субъектами, исходя из чего строится система органов государства.
- Конституционное право России. Т. 1. М., 2001. С. 47.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. С. 32.
- Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2001. С. 47–48.
На основе объективно существующих взаимосвязей, но субъективно (исследователями) правовые нормы объединяются в правовые институты.
Институт конституционного права — это система норм, регулирующих обособленную группу однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового характера, что и создает основу для определенного правового единства.
Институт может объединять нормы различных : , конституций республик, законов РФ и законов республик и т. д. Таков, например, институт референдума, регулируемый Конституцией и законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (в зависимости от уровня референдума). Конституционно-правовой институт может включать только федеральные нормы (например, институт президентства РФ) или только нормы актов определенного субъекта РФ (например, институт отзыва депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ).
В системе конституционного права принято выделять следующие институты:
- основы конституционного строя;
- основы правового статуса человека и гражданина;
- федеративное устройство государства;
- систему государственной власти и систему местного самоуправления.
С точки зрения структуры выделяют унитарные (простые) и комплексные (сложные) институты.
Унитарный институт не может быть расчленен на меньшие по объему институты (например, институт импичмента, т. е. отрешения Президента РФ от должности — ст. 93 Конституции РФ).
Комплексные институты состоят из подинститутов, которые, в свою очередь, могут иметь более дробные деления (например, институт главы государства (президентства) включает, в частности, институты президентского вето — отказа в подписи принятого парламентом закона с последствиями этого, импичмента, инаугурации — вступления в должность, а последний включает обязательную президентскую присягу и т. д.).
В зависимости от сферы действия, ее масштабов различают институты федерального конституционного права (например, президентства Российской Федерации) и конституционного (уставного) права субъектов Федерации (например, президентства республики в составе Российской Федерации или главы администрации иного субъекта РФ). Существуют муниципальные институты конституционного права (например, институт главы муниципального образования). Однако основы конституционных институтов субъектов РФ и муниципальных образований регулируются федеральной Конституцией и федеральными законами.
В российской научной и учебной литературе нет единой классификации институтов конституционного права по их содержанию. Обычно имеются только упоминания о тех или иных комплексных институтах (исследователи называют шесть-восемь, до 13 крупных институтов).
Подотрасль — наиболее крупное членение внутри конституционного права. Это система однородных институтов, включающих близкие по своему содержанию нормы и общие принципы. Часто к числу подотраслей относят избирательное право, парламентское право (главным образом это институты и нормы, регулирующие структуру и деятельность парламента), конституционное правосудие (деятельность судебных органов конституционного контроля), право народовластия, федеральное право (нормы, регулирующие федерализм), гуманитарное право (права и обязанности личности) и др. Иногда называют до 11 подотраслей. Вопрос о делении конституционного права на подотрасли, как и проблема институтов, остается дисскуссионным. В любой классификации всегда много субъективного отношения.
Система и институты конституционного права
Система конституционного права представляет собой его внутреннюю структуру, состоящую из институтов, регулирующих качественно однородные виды (группы) общественных отношений.
Все конституционные установления обладают единством с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, регулируя разнообразные общественные отношения, они не могут не иметь некоторые отличительные свойства, которые обеспечивают выполнение ими своих специфических функций. Сочетание общего и особенного делает возможным объединение конституционных установлений в определенные институты, т. е. группы норм, регулирующих специфический вид (группу) общественных отношений.
Система конституционного права, как правило, определяется структурой конституции (за небольшим исключением).
Конституционные установления, составляющие , закрепляют суверенитет, полновластие народа, гарантии и главные формы его осуществления; провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью; учреждают суверенное государство, определяют характер, место и роль государства в обществе, основные задачи и функции государства, принципы организации государственной власти; устанавливают и гарантируют организацию и функционирование местного самоуправления. В данный институт конституционного права входят также конституционные положения, устанавливающие федеративное устройство государства, состав, статус и государственные символы федерации, а также статус субъектов РФ с указанием предметов их ведения и полномочий.
Конституционные установления института основных прав и свобод человека и гражданина закрепляют принцип правового положения и правового статуса личности, основные права и свободы в различных сферах жизнедеятельности личности, гарантии основных прав и свобод, основные обязанности как граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства.
Институт федеративного устройства России охватывает конституционные установления, раскрывающие природу, состав Российской Федерации, статус Российской Федерации и ее субъектов, принципы их взаимоотношений.
Институт государственной власти включает конституционные установления, регулирующие организацию и функционирование органов государственной власти в качестве единого, системного образования на основе принципа разделения властей. Данный институт конституционного права формирует основы организации и функционирования главы государства, парламента, правительства, судебной власти.
Институт местного самоуправления образуют конституционные установления, определяющие принципы организации и функционирования местного самоуправления, его взаимодействие с государственной властью.
Самостоятельный институт конституционного права составляют конституционные установления, определяющие порядок пересмотра Конституции РФ, внесения конституционных поправок.
Особо обобщенный характер носит институт основ конституционного строя , положения которого находят конкретизацию и развитие в иных институтах конституционного нрава.
Институты конституционного права, как правило, характеризуются высокой степенью обобщения, преобладанием в них установлений общерегулятивного характера, что не исключает и известной конкретики в содержании некоторые из них.
В научной литературе нередко ставится вопрос о выделении таких структурных элементов в системе конституционного права, как субинститут в рамках института конституционного права и подотрасли, состоящие из институтов и субинститутов конституционного права. Так, институт основ конституционного строя либо институт государственной власти могут рассматриваться в качестве подотраслей конституционного права, состоящих, в свою очередь, из институтов и субинститутов. Однако следует предостеречь от «свободного» конструирования подотраслей и институтов конституционного права, исходя из субъективных предпочтений и желания подчеркнуть значимость той или иной рассматриваемой темы исследования.
Так, в качестве подотрасли конституционного права, предлагается рассматривать конституционное процессуальное право, т. е. комплекс установлений, определяющих процедуру реализации материального конституционного права. Такое деление конституционного права на материальное и процессуальное является условным, ибо отнесение той или иной конституционной нормы к материальному или процессуальному праву зависит от отношения, в котором она находится и какую роль играет. Поэтому в конституционном праве речь, скорее, может идти о преимущественно процессуальных по характеру правовых институтах, таких как институт разработки и принятия конституции, внесения в нее поправок, институт избирательного процесса, институт законодательного процесса, институт конституционного судопроизводства.