Нарушение требований пб. Самые распространенные нарушения пожарной безопасности на предприятии

При проведении проверок органами государственного пожарного надзора (плановые проверки, подготовка к новому учебному году и т.д.) наиболее частыми являются нарушения, указанные ниже. Для удобства применения норм и правил пожарной безопасности указаны ссылки на документ, в котором данные нормы указаны.

(Без учета Правил противопожарного режима В РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 )

1. Система наружного противопожарного водоснабжения (сеть противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, насосная станция пожаротушения, пожарные резервуарами) находится в неработоспособном состоянии - в сети наружного водопровода отсутствует давление, не произведена пусконаладка пожарных насосов, не закончен монтаж КИП, пожарные насосы не обеспечены электроснабжением по первой категории надежности.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 89 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84*; ПУЭ).

2. Непосредственный забор воды из пожарных резервуаров пожарными автомобилями не возможен, при этом не выполнено устройство приемных колодцев объемом 3-5 м3, соединенных с резервуарами трубопроводами диаметром не менее 200 мм., с устройством перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе колодеца с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 9.32 СНиП 2.04.02-84*).

3. Пожарные гидранты находятся в неработоспособном состоянии-не возможно установить на них пожарный автомобиль из-за неправильного монтажа люков пожарных гидрантов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 89 ППБ 01-03).

4. Противопожарные резервуары не оборудованы датчиками уровня.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 13.36 СНиП 2.04.02-84).

5. Не произведено испытание пожарных гидрантов на водоотдачу (испытание производится с установкой пожарного автомобиля и составлением соответствующего акта).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 3.4, п. 3.5 СНиП 3.01.04-87).

6. Не произведены испытания противопожарных резервуаров (испытание производится с заполнением резервуаров и составлением соответствующего акта, с участием представителя УГПН).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 3.01.04-87).

7. У места расположения пожарных водоисточников (пожарные гидранты, пожарные резервуары), также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, освещенные светильниками, присоединенными к сети аварийного освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 90 ППБ 01-03; п. 4.8 СП 31-110-2003; НПБ 160-97; ГОСТ 12.4.026-2001).

8. Не закончен монтаж внутреннего противопожарного водопровода - не выполнен монтаж кнопок пуска пожарных насосов непосредственно у пожарных кранов, в сети внутреннего противопожарного водопровода отсутствует давление, а также не проведены пусконаладочные испытания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3., п. 89 ППБ 01-03; п. 6.4 СНиП 21-01-97*).

9. На пожарных шкафах не нанесены буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части. Необходимо нанести буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части на пожарные шкафы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 108, прил. 3 ППБ 01-03; НПБ 151-00).

10. Не опломбированы дверцы пожарных шкафов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.7* НПБ 151-00).

11. Не разработана инструкция, определяющая порядок включения пожарных насосов в насосной станции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 92 ППБ 01-03).

12. Распорядительным документом не определен срок проведения испытаний пожарных насосов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 93 ППБ 01-03).

13. Наружная открытая лестница 3-го типа в нарушение требований рабочего проекта выполнена с наружными ограждающими конструкциями из светопрозрачных перегородок - то есть фактически выполнена закрытой, а не открытой.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 5.15 СНиП 21-01-97*).

14. Наружная открытая лестница 3-го типа располагается на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30 СНиП 21-01-97*).

15. Двери в коридорах между блоками А и Д выполнены не двухстороннего открывания, в связи с чем данные двери (при эвакуации людей из одного блока школы через лестничную клетку другого блока) открываются не по направлению выхода из здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*).

16. В лестничной клетке в блоке Д между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*).

17. Противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3. ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*).

18. У выходов на кровлю и на чердак из лестничных клеток не вывешена информация о месте нахождения ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 44 ППБ 01-03).

19. В объеме лестничной клетки блока А на уровне выхода на кровлю допускается складирование горючих материалов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03).

20. Устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток находятся в неработоспособном состоянии.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

21. Выход из лестничной клетки блока Д на чердак здания выполнен через люк с пределом огнестойкости менее EI 30, не имеющий сертификат пожарной безопасности, отсутствует закрепленная стальная стремянка для выхода на чердак.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4* СНиП 21-01-97*; Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

22. Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, предусмотренная проектом.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 36 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 7.12, п. 7.13 СНиП 21-01-97*).

23. Двери эвакуационных выходов не открываются изнутри без ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

24. Помещение пожарного поста не обеспечено круглосуточным дежурством обслуживающего персонала.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 12.48* НПБ 88-2001*).

25. Помещение пожарного поста не обеспечено тремя ручными переносными электрическими фонарями.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 97 ППБ 01-03).

26. В здании школы не выполнено устройство аварийного (эвакуационного) освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 7.61 СНиП 23-05-95; СП 31-110-2003).

27. На видных местах здания школы не вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

28. В дополнение к планам эвакуации не разработаны инструкции, определяющие порядок действия персонала для безопасной и быстрой эвакуации.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 16 ППБ 01-03).

29. Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения не в полном объеме - не выполнена установка пожарных щитов на территории хозяйственной зоны, в том числе у резервной дизельной электростанции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение 3 к ППБ 01-03).

30. Места установки огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; ГОСТ 12.4.026-2001; п. 108 ППБ 01-03; НПБ 160-97).

31. Не определено приказом лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не заведен журнал учёта проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение № 3 ППБ 01-03).

32. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской по порядку на огнетушители не заведены технические паспорта установленной формы.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; приложение 3 п.16 ППБ 01-03).

33. Не определены категории и класс зоны по правилам устройства электроустановок технических помещений, производственных помещений, кладовых, электрощитовых вентиляционных и других пожароопасных помещений, не установлены соответствующие указатели на дверях данных помещений.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 4.33 ППБ 01-03).

34. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 13 ППБ 01-03).

35. На объекте не вывешены знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 27 ППБ 01-03).

36. Отсутствуют (не представлены) сертификаты пожарной безопасности на кабельную продукцию противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапана системы вентиляции и другую продукцию подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03, Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

37. Отсутствует (не представлен технический отчет по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п.57 ППБ 01-03; ПУЭ; п. 3.5 СНиП 3.01.04-87; п. 1.13 РД. 34.21.122-87).

38. На лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения не выполнены надписи (маркировка) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.5 ПТЭЭП; ПУЭ).

39. Не проведен инструктаж по пожарной безопасности с работниками организации. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 7 ППБ 01-03).

40. Не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности с выдачей квалификационных удостоверений по программам пожарно-технического минимума.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 7 ППБ 01-03).

41. По организации распорядительным документом не установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определены и не регламентированы приказом:

Места для курения;

Порядок уборки горючих отходов и пыли;

Порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

Правила пожарной безопасности (ППБ) – это свод требований и комплекс мероприятий для предотвращения возгораний и пожаров или для минимизации их последствий. Итогом пожара является имущественный ущерб различной степени и урон, причиненный физическому состоянию или жизни человека. Именно поэтому пренебрежение правилами пожаробезопасности влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности. Рассмотрим, какие меры уголовной или административной ответственности предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности.

Виды нарушений ППБ

Законодательством установлено, что нарушение ППБ – это действия или бездействие лица или группы лиц, ненамеренно повлекшие возникновение пожара или ставшие препятствием для его ликвидации.

Классификация нарушений

Лица, несущие ответственность

Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми гражданами без исключения. Тем не менее, ответственность за их соблюдение возлагается только на граждан от 16 лет, круг которых определен на законодательном уровне:

  • руководители федеральных исполнительных органов;
  • руководители органов самоуправления;
  • руководитель организации, предприятия, иной структуры, имеющей на своем балансе какое-либо имущество;
  • лица, официально назначенные ответственными за соблюдение ППБ;
  • собственники недвижимости.

Меры наказания

Степень наказания за несоблюдение ППБ напрямую зависит от тяжести последствий, наступивших вследствие пожара. Если налицо только факт несоблюдения мер безопасности, то это наказуемо в рамках административного производства. Если же между фактом нарушения ППБ и пожаром обнаруживается причинно-следственная связь, то такие нарушения уже находятся под юрисдикцией Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Административные

Ответственность за правонарушения, касающиеся несоблюдения ППБ, прописаны в ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а за игнорирование указаний органов пожарного надзора – в ст. 19.5.

Уголовные

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности зафиксирована в ст. 219 УК РФ и дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Статья УК Суть правонарушения Меры ответственности
219, ч. 1 несоблюдение ППБ, в результате которого был нанесен тяжкий ущерб физическому состоянию гражданина
  1. штраф до 80 тыс. рублей или заработок виновного за полгода;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом заниматься определенной деятельностью до 3 лет
219, ч. 2 несоблюдение ППБ, итогом которого стала смерть человека принудит. работы или лишение свободы до 5 лет с возможным запретом на занятия определ. деятельностью до 3 лет
219, ч. 3 нарушение ППБ, повлекшее смерть 2 и более человек
  1. принудит. работы до 5 лет с возможным запретом заниматься определ. деятельностью до 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет с возможным запретом на занятия определ. видом деятельности до 3 лет

Примеры из судебной практики

Тяжелые последствия после пожаров, возникших в результате пренебрежения правилами пожарной безопасности – очень распространенное явление. Приведем два примера.

Знаете ли Вы

По официальной статистике, только за период январь-июнь 2017 года, в России прошло более 64 тысяч пожаров. Среди главных причин — неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Пример первый

Гр. Петрова использовала неисправный бытовой электрический удлинитель. Подключив к нему электрообогреватель, она вышла из дома в магазин. Вернувшись, обнаружила в квартире возгорание и сильный едкий запах горящего пластика. Пожар только начинался, электрические пробки выбило, поэтому ей удалось самостоятельно потушить возгорание до приезда пожарных. Дым через вентиляционные отверстия проник в квартиру, расположенную выше. Результатом стало отравление угарным газом гр. Сидоровой, проживающей в ней. Урон состоянию здоровья был признан судебной экспертизой средней степени тяжести. К гр. Петровой, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, было применено наказание в форме штрафа на сумму 5000 рублей.

Пример второй

ИП Иванов, проводя ремонтные работы в купленной для обустройства магазина квартире, находящейся на нижнем этаже жилого дома, пренебрег ПББ. Он проводил сварочные работы вблизи лакокрасочных средств, приобретенных для продажи. Результатом стало возгорание, стремительно переросшее в сильный пожар. Вследствие данного пожара был причинен тяжкий вред жильцу квартиры, расположенной над магазином. Суд присудил гр. Иванову наказание по ст. 219, ч. 1 УК в виде лишения свободы на 2 года.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2019 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. - 2 000 р.

3 000 р. - 4 000 р.

70 000 р. - 80 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. - 3 000 р.

5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. - 100 000 р.

Повторное совершение административного правонарушения

4 000 р. - 5 000 р.

15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет

150 000 р. - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 р. - 1 500 р.

6 000 р. - 15 000 р.

50 000 р. - 200 000 р.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 30 000 р.

400 000р. -500 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 р. - 3 000 р.

6 000 р. - 15 000 р.

ИП 20 000 - 30 000р.
ЮЛ 150 000 - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 20 000 р.

150 000р. -200000 р.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 р. - 5 000 р.

20 000 р. - 30 000 р.

ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ЮЛ 200 000 р. - 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. - 5 000 р.

40 000 р. - 50 000 р.

350 000 р. - 400 000 р.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. - 20 000 р.

90 000 р. - 100 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 р. - 2 000 р.

7 000 р. - 10 000 р.

120 000 р. - 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

«Огонь, вода, медные трубы…» - в сказке пройти через эти испытания должен каждый. Но что стоит человеку встретиться с этими стихиями в обычной жизни? Например, безудержный огонь нередко наводит страх на жителей той местности, в которой происходят подобные возгорания и влечет за собой материальный ущерб и телесные повреждения. Безответственное, порой и наплевательское отношение к пожарной безопасности может неминуемо привести к очень печальным последствиям, унести сотни жизней неповинных людей. Один из страшных случаев довелось пережить совсем недавно - когда пламенем была охвачена довольно крупная площадь ТЦ в Кемеровской области. Какие же требования предъявляет закон в этой сфере, и какова ответственность за нарушение правил пожарной безопасности? Об этом расскажем далее.

Пожар и безопасность

Эти понятия противоречивы, поскольку пожар, т.е. массовое неконтролируемое распространение пламени, всегда представляет угрозу для человека. Вместе с тем данные термины образуют собой устойчивое словосочетание - «пожарная безопасность», под которой в законе понимается ситуация защищенности лиц, вещей, всего населения и государства от огненного нашествия.

Нормативными документами предусмотрены специальные социальные или технические условия, предъявляемые к определенным объектам. Их необходимо соблюдать в целях вышеуказанной безопасности.

Для предупреждения бесконтрольного распространения огня должны проводиться специальные меры защиты, т.е. действия по выполнению законных требований в данной области. Неисполнение или некачественное соблюдение указанных правил в ФЗ № 69 именуется как нарушение требований пожарной безопасности.

По закону

Правоотношения в рассматриваемой сфере регулируются следующими нормативными актами:

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  2. ФЗ № 69 1994 года «О пожарной безопасности».
  3. ФЗ 123 о пожарной безопасности 2008 года (технический регламент).
  4. УК РФ.
  5. Иные подзаконные нормативные акты.

Положения вышеуказанных документов в интересующей сфере подробнее будут рассматриваться далее.

Технический регламент

Сейчас же стоит отметить такой не очень известный документ, который был принят в 2008 году, - ФЗ 123 о пожарной безопасности.

Положения данного технического регламента нужно обязательно соблюдать в следующих ситуациях:

1. На стадии проектирования, капитального ремонта, реконструкции, строительства, технического перевооружения и обслуживания, изменения функционального назначения, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

2. При оформлении, принятии, применении и исполнении техрегламентов, которые содержат в себе правила об «огненной» безопасности, а также иных актов в данной сфере.

3. В условиях разработки техдокументации на объекты защиты.

Субъекты

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в силу положений закона несут:

  • хозяева имущества;
  • главы федеральных органов ИВ, МСУ;
  • лица, которые обладают, эксплуатируют и распоряжаются имуществом, в т.ч. начальники предприятий;
  • граждане, назначенные ответственными;
  • должностные лица в рамках соответствующего круга полномочий.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность.

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей.

Ответственность: виды

В настоящее время выделяют следующие виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности:

  • дисциплинарная,
  • административная,
  • уголовная.

Может быть и иной вид ответственности, если он предусмотрен соответствующим нормативным документом.

Какой из этих пунктов будет назначен виновнику, зависит от конкретной ситуации и определенных последствий, которые уже выявились или могли бы быть. Разберем отдельно каждый из обозначенных типов.

Административная

Это наиболее распространенный вид ответственности в данной сфере.

Основания для ее наступления можно представить двумя группами:

  1. Возникающие из-за нарушений требований правил безопасности.
  2. По причине неисполнения предписаний органов Государственного пожнадзора.

Первая группа подробно регламентируется ст. 20 4 КоАП РФ. Субъектами являются физические, юридические, должностные лица, ИП. Данная статья предусматривает санкции за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности, дисквалификации.

Размеры санкций (в руб.) и иные виды наказаний по данной статье приведены в таблице ниже.

Особый режим

Как видно из таблицы, более суровое наказание предусмотрено в условиях специального антипожарного режима, который устанавливается по решению госорганов или органов МСУ в случаях повышения огненной опасности.

На время введения данного законодательства выдвигаются дополнительные правила безопасности:

  • сплочение граждан для локализации воспламенений за границами населенных пунктов;
  • ограничение на походы в лес;
  • установление иных мер, которые способствуют нераспространению пожаров на города, поселки, деревни и пр.

Отдельные нюансы

Повышенный размер штрафов за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен при выявлении более серьезных последствий: наличие возгорания и его результата - вреда имуществу, здоровью человека. Для юридических лиц при причинении вреда здоровью гражданина в тяжкой степени возможен такой вид наказания, как приостановление деятельности на максимальный срок - до 90 суток. Избрать такую меру вправе суд.

Статьей также привлекается ответственность производителей товаров, поставщиков за невыполнение обязательного требования по прописыванию в техдокументации веществ, изделий, предметов, сведений об их пожарной опасности или, наоборот, информации о мерах по предотвращении возможного возгорания. Карается данное нарушение штрафом: ДЛ - 15- 20 тыс. руб., ЮЛ - 90-100 тыс. руб. Например, вы купили баллон с лаком для волос, а там нет инструкции насчет долгого его нахождения под прямыми солнечными лучами, возле огня и пр. Значит, производитель или поставщик автоматически становится нарушителем, а вы - возможным пострадавшим.

Отдельно кодекс прописывает ответственность за нарушение норм пожарной безопасности на морских, водных, железнодорожных или воздушных транспортных средствах (ст. 11.16), в лесах (ст. 8.32). Если, к примеру, ваши действия привели к возникновению лесного пожара, то готовьтесь выложить до 5 тысяч рублей, для юрлиц - до 1 миллиона.

Обязательные указания органов ГПН

К следующей группе нарушений требований пожарной безопасности КоАП РФ относит неисполнение предписания ГПН (ст. 19.5).

Ответственность наступает при соблюдении условий:

  • предписания органа основаны на законе;
  • сотрудник ГПН имеет соответствующие полномочия;
  • есть соответствующие нарушения;
  • пропущен установленный срок для исполнения.

Субъектами выступают те же лица, которые перечислены в ст. 20.4 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрены виды наказаний:

  • штраф,
  • дисквалификация,
  • адм. приостановление деятельности.

Более подробно раскроем их в следующей таблице. В ней приведена градация наказаний по ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Дисквалификация - это лишение лица правомочия замещать должности в органе управления юрлица, в т.ч. исключение права на медицинскую или фармацевтическую деятельности.

Как мера наказания применима не только к руководящему составу, но и к тем, кто исполняет распорядительные, организационные, административные и хозяйственные функции.

Уголовная

Помимо административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности законодатель предусмотрел и более суровый вид - уголовное наказание. Основной чертой преступлений в отличие от правонарушений является их общественная вероятность ущерба. Вид наказания зависит от формы вины и тяжести наступивших последствий.

Противоречащие закону действия прописаны в ст. 167, 168, 219 УК РФ. В последней рассматриваются преступления, где объектом выступает жизнь и здоровье человека, а форма вины - неосторожность. Субъект в этом случае должен обладать следующим - на нем лежит бремя соблюдения правил безопасности, т.е. он наделен такими обязанностями, которые соответствуют за пожарную безопасность.

Санкции статьи 219 УК РФ приведены в таблице ниже.

Санкции ст. 167, 168 УК РФ

В поименованных статьях приводятся иные категории преступлений, основным объектом посягательства выступает имущество, но может быть в силу масштабности и здоровье человека (ч. 2 ст. 167). Форма вины - умысел, неосторожность.

Виды уголовных санкций ст. 167, 168 УК РФ приведены в таблице.

Вид наказания

Умышленное уничтожение порча чужого имущества со значительным ущербом*

То же самое по причине хулиганства общеопасным способом (поджог) повлекли по неосторожности смерть или др. тяжкие последствия

Уничтожение/порча постороннего имущества в крупном размере** по неосторожности (с источниками повышенной опасности)

до 40 000 з/п или доход за период до 3 мес.

До 120 000 з/п или доход за период до 1 г.

Принудительные работы (ПР)

Обязательные работы

Работы исправительные

Лишение свободы (ЛС)

Ограничение свободы

* значительный ущерб законом определяется исходя из имущественного положения потерпевшего, но не менее 5 тысяч руб.

** 250 тысяч рублей и больше.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в отдельных случаях выглядит весьма устрашающе, ведь на кону зачастую стоят жизнь и здоровье. В статьях прописаны меры наказаний по максимуму, в реальности только суд вправе назначить конкретное наказание, исходя из конкретных данных дела, личности подсудимого, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств и пр.

Дисциплинарная

Наиболее мягкий вид ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, применяется в сфере деловых и производственных правоотношений. Поэтому он регулируется нормами трудового законодательства.

Обычно к данному виду требований привлекают лиц, которые замещают соответствующие должности и ознакомлены с приказом о назначении ответственным за пожарную безопасность.

Среди документов, нормы которых нарушаются, могут быть:

  • приказы;
  • регламенты;
  • инструкции;
  • правила;
  • распоряжения и др.

Поскольку конкретных санкций за нарушения в данной сфере ТК РФ не содержит, то меры взыскания напрямую зависят от работодателя, а также от тяжести наступивших последствий, если таковые уже возникли.

Можно выделить следующие разновидности:

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что огонь - это природная стихия, которая при попустительском, легкомысленном отношении может нанести непоправимый ущерб, унести жизни неповинных людей. Ведь даже самое строгое наказание не сможет вернуть все на круги своя. Именно поэтому таким мерам предосторожности нужно уделять особое внимание, тщательно выявляя возможные отхождения от постановлений, а также путем контроля назначенных лиц. Для этого законом и предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Если же вам все же пришлось ощутить на себе ее бремя, не ленитесь обращаться к специалистам.