Эссе «Что такое воспитатель? Детский исследовательский проект на тему «Кто такой воспитатель

Описание профессии воспитателя

Мало кто знает, что профессия воспитателя довольно древняя. Зародилась она еще в Древней Греции. Там воспитание детей возлагалось на плечи раба, в обязанности которого входило следить за безопасностью малыша и за его развитием. Помимо этого раб отводил подросшего ребенка в школу и носил за ним все его школьные принадлежности. В наши дни воспитатель детского сада заботится о детях от 2 до 7 лет. Малышей делят на группы, в которых собирается в среднем от 15 до 25 детей одного возраста. Работа воспитателя очень ответственна, так как он отвечает не только за здоровье, но и жизнь каждого ребенка на время его пребывания в дошкольном учреждении. Педагог формирует не только личность, но и будущего гражданина государства. Не зря профессия воспитателя является одной из самых сложных на сегодняшний день. Ведь характер, принципы, привычки и жизненные взгляды человека закладываются именно в детстве.

Порой очень трудно справиться с одним ребенком, а когда их больше двадцати, то одному взрослому это и вовсе не под силу. Именно поэтому в группе всегда есть два человека, которые осуществляют надзор за воспитанниками: старший и младший воспитатели.

Работа старшего воспитателя детского сада заключается в следующем:

  • принятие детей утром в сад и возвращение малышей родителям вечером;
  • проведение игр, инсценировок и других мероприятий по развитию моторики, речи, памяти, их организация и разработка необходимой для этого методической базы;
  • посещение экскурсий, театров, музеев. Вместе с музыкальным руководителем проведение различных занятий: утренников, праздников, игр;
  • воспитатель с медработником также обязаны следить за тем, чтобы всем малышам были сделаны необходимые прививки для профилактики заболеваний;
  • выведение детей на улицу;
  • проведение оздоровительных мероприятий вместе с воспитателем по физическим занятиям;
  • оказание помощи малышам при переодеваниях, посещении туалета, мытье рук и т.д.
Профессия воспитателя довольно кропотливая, требующая терпения, внимательности, усидчивости. Ведь кроме организации педагогического и воспитательного процессов, педагог также занимается и подготовкой методических пособий. Старший воспитатель разрабатывает наглядные материалы, проводит не только всевозможные семинары для своих коллег, но и открытые занятия для родителей.

Важным аспектом, который свидетельствует о наличии профессионального опыта, является портфолио воспитателя. В этом документе описана вся история его деятельности, достижения и успехи, связанные с воспитанием детей.

День воспитателя очень насыщенный, и справиться в одиночку никому не под силу. Именно поэтому воспитатели работают посменно. Чаще всего они сменяют друг друга в полдень. В некоторых садах оба воспитателя находятся вместе в группе с 12 до 14 часов.

Младший воспитатель помогает старшему следить за правильным и здоровым питанием детей и организацией их сна. В обязанности помощника воспитателя, другими словами, младшего воспитателя, входит предоставление помощи в воспитательно-образовательном процессе:

  • приносить и раздавать еду;
  • убирать со стола посуду, мыть ее;
  • старший воспитатель и его помощник умывают малышей и моют им руки;
  • дважды в день в группе необходимо проводить как влажную уборку, так и проветривать помещение;
  • вовремя менять постельное белье
  • убирать площадки для прогулок;
  • младший воспитатель помогает одевать детей, выводить их на улицу и раздевать малышей после прогулки.
В обиходе таких воспитателей называют нянечками. Все педагоги работают в дружном коллективе, тесно контактируя друг с другом, чтобы создать наилучшую атмосферу для полноценного развития своих воспитанников.

Личные качества

Несмотря на довольно низкую зарплату воспитателя, такой специалист должен обладать многими положительными качествами, без которых работа с детьми не представляется возможной. Это в первую очередь ответственность, внимательность, общительность, отзывчивость, инициативность, наблюдательность и тактичность. Педагог - это образованный и всесторонне развитый человек. Для профессии воспитателя необходимо уметь внятно, четко и правильно говорить.

Наличие организационных способностей придутся как нельзя кстати. Ведь руководить маленькими детьми порой гораздо сложнее, чем взрослыми. Быстро вывести детский коллектив на прогулку или убедить малышей организованно лечь спать - дело не из легких. Поэтому хорошие коммуникативные способности просто необходимы для любого педагога.

Для организации и проведения развлекательных мероприятий, постановок праздников и утренников у воспитателя должно быть прекрасное воображение, он должен обладать артистическими данными и быть эрудированным. Ведь эффективность развития детей напрямую зависит от творческого потенциала самого педагога.

К счастью родителей, в последнее время большую категорию воспитателей составляют педагоги, сочетающие в себе черты не только артиста, друга и наставника, но и психолога. Все дети совершенно разные. И найти подход к каждому малышу - вот одна из основных задач воспитателя, в противном случае дети не пустят его в свой мир и не будут ему доверять.

Воспитатель детского сада обязан много и усердно трудиться и совершенствоваться, повышать уровень знаний и расти интеллектуально. Ведь педагог - это в первую очередь авторитет и пример для подражания. И какими вырастут вверенные ему детишки, во многом зависит от него. Главное в профессии воспитателя - это всем сердцем любить малышей, ведь чужих детей не бывает. Именно поэтому этот род деятельности является скорее призванием.

Образование (Что надо знать?)

Чтобы стать воспитателем в детском саду, требуется среднее образование, получить которое можно, окончив педагогический колледж или училище. Но для работы с детьми предпочтительнее наличие высшего педагогического образования. Необходимо получить знания в психологии и педагогике. Любому педагогу желательно овладеть некоторыми простыми упражнениями, чтобы использовать их для физического развития малышей.

Для усовершенствования навыков и приобретения новых знаний необходимо посещать курсы повышения квалификации, семинары и обмениваться опытом с коллегами других дошкольных организаций. Базовые знания ПК только приветствуются и помогут воспитателю найти и усвоить любую информацию, которая позволит лучше справиться с работой.

Место работы и карьера

Воспитателем можно устроиться как в государственный детский сад, так и в частное учреждение дошкольного образования. Конечно, во втором случае зарплата будет на порядок выше, а количество детей в группе будет гораздо меньше. Стоит отметить, что и требования к педагогам будут соответствующие. В наши дни открывается довольно много центров детского развития, где также необходимы воспитатели с педагогическим образованием.

Профессия воспитателя становится все более востребованной. Для того, чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо любить детей и иметь крепкую нервную систему.

Номинация «О педагогике - с любовью»

Мы всегда должны быть честными с детьми. Дети - это такие живые детекторы лжи - они безошибочно чувствуют, когда им лгут. И никогда не будут уважать и доверять человеку, если почувствуют, что он с ними не честен. В жизни случаются всякие ситуации, и всегда горькая правда, лучше сладкой лжи.

Кто зовется воспитатель?
Очень трудно рассказать.
Воспитатель для ребенка,
Будто бы вторая мать.
Кто поймет ребенка лучше?
Мамочке совет кто даст?
Успокоит и подскажет,
Как им дальше в мир шагать.
Воспитатель - это просто состояние души,
Без которой невозможно
В мир ребенка нам войти.

Естественно, чтобы работать воспитателем в детском саду, нужно любить детей и быть тактичным и отзывчивым человеком. Современные дошкольные учреждения в список требований включают высокие коммуникативные способности специалиста, эрудированность, грамотную и внятную речь. Воспитание - это постоянный поиск, романтика, это никакого покоя и застоя.

Дети такие разные и чем-то одинаковые. А характеры?! Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появится доверчивый, открытый взгляд.

Воспитатель - удивительная профессия. Она даёт возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но очень быстро забываем этот волшебный мир.

Иногда я думаю, почему одним деткам счастье светит, они умеют играть, смеяться, подшучивать беззлобно, а у других улыбку вызвать невозможно. И стараюсь придумать что-то такое, чтобы малыш увидев меня утром, поймет, что здесь его ждут, любят и, может быть, даже побалуют.

Я люблю моих милых ребятишек, как собственных детей. Здесь мне каждый ребёнок рад. Я всегда в гуще детских восприятий. Всегда стараюсь дать детям свою нежность, заботу, ласку. Читая разные сказки, объясняю о пользе доброты. Учу всему тому, о чём я сама знаю. Стараюсь воспитывать достойных граждан нашей страны. Усердно приучаю моих милых ребятишек к порядку: умываться, делать зарядку, любить природу, дружить со своими сверстниками, заботиться о малышах, пожилых и многому другому. Также учу их лепить, рисовать, делать поделки, конструировать, составлять рассказы, петь, двигаться дружно под музыку.

Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя - не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, Мы-педагоги должны разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.

Для успешного овладения профессией воспитатель мы должны быть внимательными, ответственными, отзывчивыми, тактичными, общительными, терпеливыми, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие интеллектуальные способности.

Мы выбрали себе нелегкую, но такую интересную профессию - воспитатель. Поэтому наши слова не должны расходиться с делом. Если мы что-то запрещаем детям, то и сами не должны этого делать. Никогда не должны говорить фразы типа: «Вам нельзя этого делать, потому что вы маленькие». Это унижает детей. А педагог должен быть наравне с ними, и если возвышаться по каким-либо параметрам, то сугубо потому, что дети так хотят, а не возвышая себя самостоятельно.

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. человека. В понятии В. объединяются проф. роль и гражд. личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к др. человеку или к коллективу.
Профессия В. известна со времён античности. В ср. века и в новое время в нек-рых уч.-воспитат. заведениях воспи-тат. функциями наделялись особые должностные лица - классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои населения приглашали в семьи домашних В. - гувернёров, бонн и т. п. В совр. системе обществ, воспитания утверждены спец. должности, реализующие воспитат. функции. В силу того, что в пед. процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции В. реально осуществляют все педагоги (В. дет. сада, шк. учителя, мастера производств, обучения, преподаватели вузов). В. для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.
В. осуществляет осознанную система-тич. деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определённых свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание, в узком смысле слова). В то же время задачей В. являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внеш. социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).
Обусловленная динамич. особенностями процесса воспитания, роль В. не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником на разл. этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях В. и воспитанника часто давала основания для понимания В. как ретранслятора социального опыта, воспитанник же расценивался гл. обр. как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).
В демокр. трактовке пел. процесса В. выступает одним из субъектов воспитат. взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совм. деятельность детей, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для физич. и духовного развития личности.
В. как представитель взрослого общества в дет. среде призван обеспечить здоровый образ жизни каждому ребёнку, нормальный режим питания, отдыха, оптимальный уровень психич. и физич. нагрузок, условия для обучения, общения, игры и труда. В., прежде всего, - организатор самостоят, работы воспитанников по деятельному творческому освоению человеческой культуры.
В. в своей деятельности реализует 2 осн. функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником гл. этапов онтогенеза - детства, отрочества, юности - как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во-вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражд., проф. функций, формирует готовность к нравств. самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.
Осн. слагаемые успеха В. - его высокий проф. и нравств. авторитет, к-рый предполагает умение войти в контакт с детьми, знание их индивидуальных и возрастных особенностей, уважение человеческого достоинства воспитанника, способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива.
Среди проф. качеств В. особую значимость приобретает овладение след, видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитат. деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками, др. участниками воспитат. процесса). К проф. качествам В. также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами пед. работы и постоянное повышение пед. мастерства, развитие пед. рефлексии.
Необходимость нравств., гражд., проф. самоопределения В. вытекает из самой сути процесса воспитания, к-рый предполагает понимание обществ. задач, гражд. целей, а также знание и воспитанников, и себя, и своих особенностей.
Психол. исследования показывают большую роль механизма неосознаваемого «заражения» воспитанника чертами В. В зависимости от типа личностных черт В. у воспитанников проявляется гибкость или инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам. Способность В. к адекватной самооценке рождает у воспитанников правдивость, добросовестность, уважение к мнению других, самокритичность. Соз-нат. и бессознат. реакции В. на ценности жизни не проходят бесследно для воспитанников, отражаются в их психике: положительно - когда у В. нет раздвоения сознания и поведения, отрицательно - когда фиксируется двойная мораль.
В качестве момента воспитания выступают не только элементы человеческой культуры, к к-рым В. приобщает детей, но и сам акт самоопределения, процесс выбора идеалов и средств их обретения. Демокр. личность формирует проблемный и открытый способ выработки ценностных представлений, осуществляемый совм. с В., демонстрирующим возникновение своих взглядов на основе возможных альтернатив.
Овладение методами пед. мастерства - важное условие реализации функций В. Педагогикой накоплен богатый арсенал развивающих воздействий В. на воспитанников. Однако не существует универсальной методики воспитания, одного ч уединённого средства» (А. С. Макаренко), пригодного для любого В. и любого воспитанника. Поэтому возникает проблема совмещения общего и единичного - использования объективных, научно установленных закономерностей и иск-ва воспитания, когда общее преломляется в диалоге В. с воспитанником, обладающим индивидуальными (единичными) особенностями.
Самоопределение В. и овладение мастерством, иск-вом воспитания во многом основаны на пед. рефлексии. Она включает ряд компонентов: осознание В. подлинных мотивов своей пед. деятельности (совершается ли она в интересах ребёнка, собств. престижа, в угоду начальству, инструкции и т. д.); умение отличить собств. затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (если такого умения нет, воспитанник часто оказывается ответственными за промахи В.); способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника; способность к оценке собств. действий для корректировки проф. самооценки.
В результате взаимопроникновения социальных, проф. и индивидуально-типических черт личности оформляется пед. стиль и позиция В. Стиль и позиция в воспитании связаны с обществ, укладом, нар. традициями, полит, устройством гос-ва, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы В. (счастья в семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной пед. культуры. В связи с этим в любом обществе реально существует многообразие воспитат. позиций: от высокомерно-менторской, отчуждённой от личности воспитанника, до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позиции сотрудничества с воспитанником. Лишь гуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию стимулирует рост пед. мастерства, самовоспитание В. Лит. см. при ст. Воспитание,
О. С. Газман, В. А. Петровский.

Ирина Сенаторова
Что такое «воспитатель»

Многие представляют работу воспитателя как игру с детьми , веселое время препровождение, но мало кто догадывается о том, сколько труда, терпения и сил нужно для того, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком! Воспитатель должен уметь делать все : шить и вязать, петь и танцевать, заниматься цветоводством и огородничеством, выступать перед родителями, должен обладать актерским мастерством и, конечно же, знать правила хорошего тона.

А для того, чтобы с честью исполнять свою миссию, у педагога есть один путь – постоянное самосовершенствование, желание ежеминутно, ежесекундно становиться лучше. Для того чтобы достойно выполнять поставленные задачи я в постоянном поиске какихлибо интересных приемов, игровых моментов и ситуаций, художественных техник и материалов, решений творческих задач и мотиваций. А стремительное движение вперед технического прогресса и вместе с ним быстрое развитие современных детей подталкивают меня к овладению новыми технологиями, компьютером, применению ИКТ.

Но главное, чтобы увлечь ребенка творчеством, необходимо самому быть творческим человеком. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость , доброжелательность, ведь воспитателю воспитателя о педагогике . Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость , доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике .

Главное в моей работе – умение любить детей, любить просто так,

ни за что, верить в каждого из них, быть не только воспитателем , но и другом. «Так важно воспитать в ребенке личность , суметь посеять знание, добро. Заставить думать, размышлять и верить. Ведь воспитателю другого и не надо .

Очень здорово, что сейчас правительство неравнодушно к педагогам именно дошкольного образования России. У нас появился свой профессиональный праздник, свои конкурсы, свои награды. Это ещё большее общение с коллегами, ещё больший обмен опытом.

Если быть до конца откровенной, то могу сказать, так как я мама двоих дочек, то всю мою жизнь в основном можно передать двумя очень ёмкими понятиями – детский сад, дом. Проблем много, решаем сообща, стараемся, чтобы было весело, уютно и, главное, чтобы были здоровы дети – и дома, и в

детском саду. Это и есть моя педагогическая философия.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.

Что такое хорошо и что такое плохо Основне задачи: - развить коммуникативные навыки детей, научить играть дружно, делиться игрушками,.

Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.

Конспект занятия «Что такое хорошо, что такое плохо» с детьми второй младшей группы Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование). Виды детской.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе светских норм поведения. Задачи: 1. В игровой форме уточнить и закрепить.

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и личностное развитие других людей. В понятие В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к общности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОСПИТАТЕЛЬ

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. человека. В понятии В. объединяются проф. роль и гражд. личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к др. человеку или к коллективу.

Профессия В. известна со времен античности. В ср. века и в новое время в нек-рых уч.-воспитат. заведениях воспитат. функциями наделялись особые должностные лица - классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои населения приглашали в семьи домашних В. - гувернеров, бонн и т. п. В совр. системе обществ. воспитания утверждены спец. должности, реализующие воспитат. функции. В силу того, что в пед. процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции В. реально осуществляют все педагоги (В. дет. сада, шк. учителя, мастера производств. обучения, преподаватели вузов). В. для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.

В. осуществляет осознанную сисТематич. деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определенных свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание, в узком смысле слова). В то же время задачей В. являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внеш. социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).

Обусловленная динамич. особенностями процесса воспитания, роль В. не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником на разл. этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях В. и воспитанника часто давала основания для понимания В. как ретранслятора социального опыта, воспитанник же расценивался гл. обр. как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).

В демокр. трактовке пел. процесса В. выступает одним из субъектов воспитат. взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совм. деятельность детей, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для физич. и духовного развития личности.

В. как представитель взрослого общества в дет. среде призван обеспечить здоровый образ жизни каждому ребенку, нормальный режим питания, отдыха, оптимальный уровень психич. и физич. нагрузок, условия для обучения, общения, игры и труда. В., прежде всего, - организатор самостоят. работы воспитанников по деятельному творческому освоению человеческой культуры.

В. в своей деятельности реализует 2 осн. функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником гл. этапов онтогенеза - детства, отрочества, юности - как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во-вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражд., проф. функций, формирует готовность к нравств. самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.

Осн. слагаемые успеха В. - его высокий проф. и нравств. авторитет, к-рый предполагает умение войти в контакт с детьми, знание их индивидуальных и возрастных особенностей, уважение человеческого достоинства воспитанника, способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива.

Среди проф. качеств В. особую значимость приобретает овладение след, видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитат. деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками, др. участниками воспитат. процесса). К проф. качествам В. также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами пед. работы и постоянное повышение пед. мастерства, развитие пед. рефлексии.

Необходимость нравств., гражд., проф. самоопределения В. вытекает из самой сути процесса воспитания, к-рый предполагает понимание обществ. задач, гражд. целей, а также знание и воспитанников, и себя, и своих особенностей.

Психол. исследования показывают большую роль механизма неосознаваемого «заражения» воспитанника чертами В. В зависимости от типа личностных черт В. у воспитанников проявляется гибкость или инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам. Способность В. к адекватной самооценке рождает у воспитанников правдивость, добросовестность, уважение к мнению других, самокритичность. Соз-нат. и бессознат. реакции В. на ценности жизни не проходят бесследно для воспитанников, отражаются в их психике: положительно - когда у В. нет раздвоения сознания и поведения, отрицательно - когда фиксируется двойная мораль.

В качестве момента воспитания выступают не только элементы человеческой культуры, к к-рым В. приобщает детей, но и сам акт самоопределения, процесс выбора идеалов и средств их обретения. Демокр. личность формирует проблемный и открытый способ выработки ценностных представлений, осуществляемый совм. с В., демонстрирующим возникновение своих взглядов на основе возможных альтернатив.

Овладение методами пед. мастерства - важное условие реализации функций В. Педагогикой накоплен богатый арсенал развивающих воздействий В. на воспитанников. Однако не существует универсальной методики воспитания, одного ч уединенного средства» (А. С. Макаренко), пригодного для любого В. и любого воспитанника. Поэтому возникает проблема совмещения общего и единичного - использования объективных, научно установленных закономерностей и иск-ва воспитания, когда общее преломляется в диалоге В. с воспитанником, обладающим индивидуальными (единичными) особенностями.

Самоопределение В. и овладение мастерством, иск-вом воспитания во многом основаны на пед. рефлексии. Она включает ряд компонентов: осознание В. подлинных мотивов своей пед. деятельности (совершается ли она в интересах ребенка, собств. престижа, в угоду начальству, инструкции и т. д.); умение отличить собств. затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (если такого умения нет, воспитанник часто оказывается ответственными за промахи В.); способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника; способность к оценке собств. действий для корректировки проф. самооценки.

В результате взаимопроникновения социальных, проф. и индивидуально-типических черт личности оформляется пед. стиль и позиция В. Стиль и позиция в воспитании связаны с обществ. укладом, нар. традициями, полит. устройством гос-ва, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы В. (счастья в семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной пед. культуры. В связи с этим в любом обществе реально существует многообразие воспитат. позиций: от высокомерно-менторской, отчужденной от личности воспитанника, до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позиции сотрудничества с воспитанником. Лишь гуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию стимулирует рост пед. мастерства, самовоспитание В. Лит. см. при ст. Воспитание,

Отличное определение

Неполное определение ↓