Почему, читая про себя, мы слышим «внутренний голос»? Внутренний голос человека: как развить интуицию.

В переводе означает (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) - беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления в виде внутреннего голоса. Является производной формой внешней (звуковой) речи, приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Что вы говорите себе, когда вы делаете ошибку или ненарочно что-то испортили? Некоторые в таком случае прокомментируют в слух, а некоторые обратятся к себе «внутренним голосом», некоторые вообще не обращаются к себе.

Для чего нужен внутренний голос?

Хотя речь в основном используется для общения с другими людьми, она также является средством общения с самим собой. Обращение самому себе означает, что мы разделены на две части, на ту которая посылает сообщение, и на вторую половину нас, которая должна принять посланную информацию. Некоторые рассматривают это как обращение одного «я», второму «я».
Во многих случаях внутренний голос фактически является монологом, когда одна часть личности комментирует вторую часть личности. Вторая часть личности слышит комментарий, но не отвечает на него, а более пассивно слушает и позволяет повлиять на неё. Комментарий самого себя и своих действий может включать в себя критику или похвалу.
Очень часто люди себя комментируют с негативной стороны, в определенных ситуациях снова и снова указывают стереотипные унижения самого себя и негативные стороны или действия. Например, когда что-то не так, самому себе могут сказать «ты идиот неспособный» или «ты совсем неспособный, посмотри на других».
Именно в этом и суть, что человек говорит себе в определенных ситуациях, особенно стрессовых, и это указывает на то какое отношение человек имеет к самому себе. Очень часто оказывается, что это очень негативное и пренебрежительное отношение к самому себе. Основываясь на содержание внутреннего голоса, можно предположить что кто-то имеет негативное отношение к самому себе. Отношение к себе безусловно, можно и нужно поменять, особенно если это негативное и пренебрежительное отношение.

  • принять себя как достойного человека это не означает что нужно принимать все свои действия.
  • развить чувство собственного достоинства, быть готовым исправить свои ошибки или неправильное поведение.
  • меняя своё отношение к самому себе, внутренний голос становится другим, более здоровым, потому что включает в себя более реалистичную критику и в нужной ситуации поощряет свои действия.

В отличии от заявлений, содержащих требования, которые заставляют их помнить и повторять, заявления, содержащие вопросы, мотивируют человека думать и искать ответ на этот вопрос. Поэтому, в стрессовой ситуации лучше задать себе вопрос, чтобы помочь себе думать и получить лучший ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть вопросы: Что происходит сейчас? Насколько важно то, что происходит? Что бы другие хотели чтобы я сделал?
Внутренняя речь очень важна, потому что она часто проводит нас дисфункциональным жизненным трудностям. Изучением внутренней речи занимается не только психотерапия, но и различные тренинги личностного роста и развития, а также в спорте для достижения лучших результатов.

ФОТО Getty Images

Те, кто слышат «голоса в голове», не понимают, что они принадлежат им самим. Другое дело, что слышим мы, читая про себя. Чтобы ответить на этот вопрос, психолог Рувани Вилхауэр (Ruvanee Vilhauer) из Нью-Йоркского университета (США) провела исследование, обобщив и проанализировав опыт людей, которые «слышат» собственный внутренний голос во время чтения.

Вилхауэр использовала ответы пользователей на крупнейшем англоязычном сайте вопросов и ответов Yahoo! Answers (В конце 2009 года на сайте насчитывалось 200 млн пользователей и более миллиарда вопросов и ответов). Ей удалось найти 24 вопроса по этой теме, размещенных на сайте за период с 2006 по 2014 год, и 136 ответов, в которых посетители сайта описывали свои внутренние ощущения во время чтения.

Большинство пользователей (82%) заявляли, что, читая про себя, они «слышат» голос в голове, еще 10% такого голоса не слышали, из остальных ответов нельзя было однозначно понять, что ощущал человек в процессе чтения.

Из тех, кто слышал внутренний голос во время чтения, 13% слышали его не всегда, а лишь в некоторых ситуациях (что могло зависеть от различных факторов, включая степень их интереса к тексту), также примерно половина из них всегда слышала один и тот же голос, у остальных он в разное время «звучал» по-разному. При этом, к примеру, речь различных людей в тексте могла «озвучиваться» разными голосами, или же содержание смс-сообщения или электронного письма могло «озвучиваться» голосом его отправителя. По словам нескольких пользователей, за чтение у них«отвечал» тот же внутренний голос, что и за обычные мысли. Те, кто слышал всегда один и тот же голос, обычно считали, что это их собственный обычный голос, который, однако, мог отличаться тембром или тоном.

Практически все пользователи сайта, слышавшие голос во время чтения, заявляли, что он обладал какими-то звуковыми характеристиками – громкостью, тембром, акцентом и так далее. Различалась степень контроля над голосом – некоторым он казался отвлекающим или даже пугающим, другие могли легко менять его усилием воли.

Примечательно, что большинству тех, кто оставил комментарии, их личный опыт казался универсальным для всех. К примеру, некоторые комментаторы были уверены, что голос в голове во время чтения слышат все, другие же могли даже считать это признаком какого-то психического расстройства.

Подробнее см. R. Vilhauer «Inner reading voices: An overlooked form of inner speech», Psychosis: Psychological, Social and Integrative Approaches, 2016, vol. 8, № 1.

Пожалуй, каждый знает, что такое внутренний голос человека. Многие думают, что это нечто сокровенное, истинное, голос подсознания, которое уж точно знает, что нам нужно и что для нас лучше. Между тем, если внутренний голос человека говорит что-то плохое, вовсе необязательно это должно быть истиной в последней инстанции. Так что делать, когда внутренний голос говорит, — слушать его или нет?

Голос в нашей голове

Допустим, вы решили потребовать у начальника повышения по службе. Вы уже почти готовы к жаркому спору, но вдруг слышите где-то в собственной голове голос: «Лучше сиди тихо и не высовывайся, иначе вообще вылетишь с работы». Или, допустим, вам пришла в голову идея записаться на курсы живописи для любителей. Вы подумали, что такие занятия могут стать хорошим отдыхом и внесут разнообразие в серую жизнь. Но ваш внутренний голос шепчет: «Зачем тебе это в таком возрасте, ты же только опозоришься, у тебя нет ни капли таланта». Ваш энтузиазм тут же лопается, как мыльный пузырь…

Знакомая ситуация? Наверное, с чем-то подобным сталкивался каждый. Говорят, что, когда кто-то слышит голоса, ему нужно немедленно обратиться к психиатру. Но речь у нас пойдет совсем не о таком явлении. Наш внутренний голос – это внутренний критик, работающий как эффективная тормозная система. Его задачей является погашение энтузиазма, уничтожение веры в себя, стремление тянуть нас за ноги вниз. При этом он весьма изобретателен в придумывании оправданий, всегда находит какие-то поводы для бездействия.

Если внутренний голос говорит гадости, а мы позволим ему управлять своей жизнью, то проживем ее бесцветно, не попробуем ничего нового, потому что нас парализует страх и сомнения. В 99% он останавливает нас на месте, а, как известно, кто не идет вперед, тот движется назад.

Внутренний голос = интуиция?

Переоценивать значение внутренних монологов или диалогов с самими собой мы склонны потому, что часто принимаем их за свое настоящее «я», сигналы подсознания, интуицию. У некоторых людей действительно проблески интуиции случаются только в виде голосов. Они говорят, что явно слышат что-то в своей голове. Как отличить эту помощь космоса, Вселенной от внутреннего тормоза?

На самом деле это очень просто: проблески настоящей интуиции никогда не критикуют, не ввязывают вас в полемику и ничего не объясняют. Задача интуиции — защищать нас, поэтому «сообщения» от нее будут короткими и простыми: «не ходи туда-то», «пойди по другой улице», «позвони домой» и так далее. Вы не слышите в своей голове, что вам не нужно куда-то идти, потому что вы с чем-то не справитесь или заблудитесь. Интуиция не говорит: «Не ходи туда, потому что тебе угрожает опасность». А у внутреннего критика есть только одна цель — ослабить нас морально и превратить нас в свою жертву. Поэтому стоит избавиться от него или как минимум научиться его контролировать.

Как прекратить войну между ушами?

Многие люди сталкиваются с тем, что у них больше одного голоса. И это вовсе не причина ощущать себя сумасшедшим или из-за внутренних монологов скатиться в депрессию. С этим явлением нужно как-то справляться только потому, что оно блокирует реализацию мечтаний.

  1. Первый шаг к победе — это взгляд на себя с расстояния, взглядом наблюдателя, а также изменение точки зрения. Поверьте в то, что вы не игрушка, не пешка в руках космоса или мира, вы – если не единственная, то одна из главных причин собственных действий. Когда в очередной раз внутренний голос начинает говорить плохое, что нужно делать? Спросите себя, откуда это взялось. Скажите себе, что это ваш внутренний голос, но не вы сами, и верьте в это всем своим сердцем.
  2. Шаг второй – учиться позволять себе слабости, открыто признавать, что что-то пошло наперекосяк, было сделано неправильно. Это дает человеку огромную свободу, потому что ему больше не придется скрывать перед самим собой и миром собственные слабости. В любом человеке есть светлая и темная сторона, ангел и дьявол, герой и злодей. Вопрос только в том, кто победит в конкретной ситуации.

Когда внутренний голос примется нашептывать, что у вас ничего не получится, что вы ничего не умеете, энергично сами себя оборвите и скажите «стоп». Не дайте втянуть себя в эту игру мыслей и разума, отвлеките себя чем-то от них.

Чаще всего люди начинают прислушиваться к себе в моменты великих потрясений, потерь или больших неудач. Когда не остается времени и сил на то, чтобы как-то решить сложившуюся ситуацию, человек, наконец, обращается внутрь себя, к своим внутренним ресурсам, к своему внутреннему голосу, к себе настоящему. Но ведь можно и не ждать так называемого толчка. Можно и даже нужно слушать и слышать свой внутренний, сначала едва-едва прорывающийся наружу голосок, чтобы прожить жизнь, в которой ничего не хотелось бы потом менять.

Вспомнить про «внутреннего ребенка»

Всех с детства учат, как нужно жить, как правильно выйти замуж или искать жену, как и где учиться, как строить карьеру и как важно получить высокий статус в обществе. Но почему-то никто не учит, что у каждого понимание этого «правильно» свое. Внутри каждого человека с детства сидит затюканный этими правилами и рекомендациями маленький ребенок, который боится сказать что-то либо говорит, просто его не слышат. Важно вспомнить о нем, этом живущем внутри и грезящем, возможно, о чем-то несбыточном малыше и дать ему прорваться наружу. Он подскажет, чего бы хотелось ему и что, соответственно, сделает счастливым его взрослого обладателя. Если самостоятельно с помощью медитативных техник или настойчивых просьб выйти вызволить его на свет не удастся, можно обратиться за помощью к профессионалам – психологам или психотерапевтам, которые разбудят ту часть человека, которая отвечает за творчество.

Медитировать

Уметь уходить в себя также важно для возможности понять себя и услышать внутреннее Я или внутренний голос. Умение быть наедине с собой можно и нужно развивать. Многие люди не представляют жизнь без фонового сопровождения в виде разговоров, работающего вхолостую телевизора или магнитофона, радио или каких-то других шумовых эффектов. А ведь пробиться сквозь все эти преграды достаточно сложно, потому внутренний голос и глохнет, не успев донести истинные желания. Нужно уметь отвлекаться от всего, а потому важно овладеть самыми простыми медитативными техниками: просто сидеть или лежать в тишине, стараясь прогнать все мысли из головы и пытаясь воспринять истину. Продвинутые умельцы медитации могут задавать вопрос: «Чего я сейчас хочу?» и пытаться понять те образы и мысли, которые рождаются в это время в голове.

Разбирать сны

Если медитация пока недоступна, а все мыслительные процессы никак не прекращаются в утомленном мозгу, можно обратиться к подсознанию, которое также старается донести до каждого голос внутреннего Я. Проще всего понять, что творится в подсознании, через трактовку снов. Причем не обязательно читать сонники или вспоминать о толковании снов великого и ужасного З.Фрейда, который во всем видел сексуальную подоплеку, важно понять, что образы из снов значат конкретно для вас. Если возникает проблема с запоминанием снов, можно положить прямо у подушки листок с ручкой и едва проснувшись, записать хоть пару строк о том, что сейчас происходило в своей собственной реальности. Потом будет легче восстановить всю цепочку.

Вести дневник

Чтобы понять, что делает человека счастливым, нужно отслеживать свои эмоции и анализировать их появление. Можно завести дневник, в который не обязательно записывать поминутно прожитый день, а подмечать лишь то, что рождало наиболее сильные эмоции (и положительные, и отрицательные) в течение дня. Это позволит лучше понять себя, подмечать смену настроения и ее причины, услышать свой внутренний голос и, возможно, начать менять жизнь или свое отношение к ней.

Любить себя

Одно из самых важных умений для того, чтобы слышать свой внутренний голос, - это любовь к себе, которая включает доверие к себе и принятие себя. Очень важно адекватно относиться к себе, делать себе комплименты, принимать их от других с благодарностью, а не попыткой оправдаться или отказаться от них. Самокритика, безусловно, важное и нужное качество, но в разумных пределах. Хвалить себя тоже нужно уметь, причем за каждую мелочь, будь то потерянный в конце недели ненавистный килограмм или написание очередной главы будущего бестселлера. Доверие к себе – это, конечно, не слепое потакание своим сиюминутным желаниям, хотя иногда и это оправдано, а умение принять себя, свои мысли и свои чувства, даже если со стороны они кажутся нелогичными и неправильными. Жизнь дается только раз, так зачем проводить ее «правильно» для других, если можно провести ее «правильно» для себя?

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project