Какие свободы есть у человека. Свобода человека: от себя не убежишь. Значение решения проблемы свободы и необходимости

один из главных факторов существования человека; это возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободный человек обладает не только автономностью, но и независимостью, самостоятелен и суверенен в выборе целей и средств деятельности, ответственен за принятые решения.

Отсутствует светофор, полицейский блокпост и никаких других автомобилей; водитель может свободно поворачиваться в зависимости от того, каким он хочет, и он решает повернуть налево. Это отрицательная свобода; водитель свободен от ограничений, которые заставляют его идти так или иначе. Но что, если водитель повернул налево, потому что ему нужно было остановиться в магазине, чтобы получить сигареты, и он остановился, хотя это означало бы отсутствие важной встречи? Это была его зависимость, которая действительно управляла автомобилем.

Это показывает отсутствие позитивной свободы; у водителя не было свободы делать то, что он действительно хотел - вовремя добраться до назначения. Как поясняет Стэнфордская энциклопедия философии. Эта история дает нам два контрастных способа мышления о свободе. С одной стороны, можно думать о свободе как об отсутствии препятствий, внешних по отношению к агенту. Вы свободны, если никто не мешает вам делать то, что вы, возможно, захотите сделать. В приведенной выше истории вы в этом смысле должны быть свободными.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВОБОДА

одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. В русском языке слово "С." в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли - возможность поступать как хочется. Изначальное представление о С. общественного человека соотнесено с законом и, соответственно, с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение. Представление о С. в развитых монотеистических религиях соотнесено с благодатью. Эти образы С. обобщаются в представлении о С. как познанной необходимости. Не зависящие от человека ограничения могут таиться в нем самом и обусловливаться не только незнанием и неумением, но и страхами (Эпикур, С. Кьеркегор), в частности страхом самой С. (Э. Фромм), страстями/аффектами (Р. Декарт, Спиноза). Одним из источников ограничений может быть власть. В характеристике С. как действия заключена важная проблема возвышения С. от произвола к творчеству. В произволе и творчестве С. обнаруживается - как С. негативная и С. позитивная. И. Кант именно в позитивной С. усматривал действительную ценность. В этическом плане позитивная С. предстает как добрая воля, подчиненная нравственному закону. В новоевропейской философии складывается понятие С. как политико-правовой автономии гражданина. Автономная воля обнаруживается как свободная через обуздание своеволия. В сфере права это - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали это - сообразование личной воли с долгом. В психологическом плане автономия выражается в том, что индивид действует в уверенности, что другие признают его С. и из уважения не препятствуют ей, а также в том, что он демонстрирует уважение к С. других. В морали максима "С. одного человека ограничена С. другого" переосмысливается как личная задача и получает строгую форму императива: ограничивать собственное своеволие, подчиняя его соблюдению прав других, не позволяя себе чинить несправедливость в отношении других и содействуя их благу.

Мнение Гегеля о свободе и необходимости

С другой стороны, можно думать о свободе как о наличии контроля со стороны агента. Чтобы быть свободным, вы должны быть самонадеянными, то есть вы должны иметь возможность контролировать свою собственную судьбу в своих интересах. В приведенной выше истории вы оказываетесь в этом смысле несвободными: вы не контролируете свою собственную судьбу, так как вы не можете контролировать страсть, от которой вы сами избавитесь, и которая мешает вам понять, что вы признайте свои истинные интересы. Можно сказать, что в то время как на первом взгляде свобода - это просто о том, сколько дверей открыто для агента, а на втором - больше, потому что речь идет о правильных дверях по правильным причинам.

Многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможностьиндивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом. Первый полюс можно назвать индивидуалистической С., второй - коллективистической С.; между этими полюсами располагаются многообразные, с той или иной силой тяготеющие к одному из них промежуточные варианты понимания С. С т.зр. индивидуалистической С. коллективистическая С. кажется явной «несвободой»; с т.зр. второй первая является «формальной», «бесполезной» и даже «репрессивной». Представление о свободной личности, выбирающей из различных форм жизнедеятельности те, которые отвечают ее склонностям, начало складываться в Зап. Европе с распадом жестко организованной средневековой иерархической системы. В 17-18 вв. освобождение индивида от политических и социально-экономических ограничений стало генеральным направлением общественной жизни. Распространению идеологии С. личности сопутствовали резкая активизация экономической деятельности и поразительный расцвет науки. К 19 в. в основных чертах сложилась концепциялиберализма с ее главным постулатом о непреходящей ценности и равноправии человеческой личности. Либерализм был идейным выражением того индивидуалистического миропонимания, которое придавало особое значение независимости личности, автономии человеческого разума и изначально заложенным в человеческой природе добродетели и способности к совершенствованию. Индивидуальная С. рассматривалась не только как данность, но и как задача дальнейшего совершенствования общества. Либерализм настаивал на экономической С., но был также требованием С. во всех др. областях - интеллектуальной, социальной, политической и религиозной. Освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную деятельность, предоставление ему возможности самому выстраивать свою жизнь было вызвано бурным развитиемкапитализма и прежде всего индивидуальным и групповым предпринимательством, свободным рынком, зашитой частной собственности. «...Частная собственность, - пишет Ф.А. Хайек, - является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет. Лишь потому, что контроль над средствами производства распределен между многими не связанными между собой собственниками, никто не имеет над этими средствами безраздельной власти, и мы как индивиды можем принимать решения и действовать самостоятельно. Но если сосредоточить все средства производства в одних руках, будь то диктатор или номинальные "представители всего общества", мы тут же попадаем под ярмо абсолютной зависимости». Др. важной гарантией индивидуальной С. является правовое гос-во. К. Маркс был одним из первых, кто понял, что ин-т частной собственности относится к основным факторам, обеспечивающим людям те относительные свободы и равенство, которые существовали в современном ему капиталистическом обществе. Маркс подчеркивал, что развитие частнособственнического капитализма с его свободным рынком подготовило развитие всех демократических С. Вместе с тем он намеревался беспредельно расширить эти С. путем простого упразднения частной собственности. Сложившийся в 19 в. консерватизм, как и либерализм, отстаивает индивидуалистически понимаемую С., но трактует ее иначе. Либерализм истолковывает С. как право личности поступать по собственной воле и в первую очередь как возможность пользоваться неотъемлемыми правами человека; С. индивида ограничивается лишь аналогичной С. др. людей. Логическим дополнением так понятой С. является политическое равенство всех людей, без которого С. не имеет смысла. Хотя либерализм практически никогда не требовал полного равенства, консервативная мысль приписала ему утверждение, что люди фактически и со всех т.зр. равны. В противовес этому положению было выдвинуто новое истолкование С., которое К. Манхейм называет «качественной идеей свободы». Консерватизм не нападает на саму идею С., а подвергает сомнению лежащую глубже идею равенства. Утверждается, что люди принципиально неравны, неравны талантом и способностями, неравны в самом своем существе. « может, таким образом, основываться исключительно на способности каждого индивида к развитию без препятствий со стороны других согласно праву и обязанностям собственной личности» (Манхейм). Как писал Ф. Шталь, «свобода состоит не в способности действовать так или иначе согласно арбитральным решениям, свобода заключается в способности сохранить себя и жить в соответствии с глубочайшим существом собственной личности... Наиболее глубокая сущность человеческой личности - это не только индивидуальность, но и мораль...». Консерватизм подчеркивает особое значение т.н. органических коллективных целостностей (прежде всего морали и гос-ва) для жизни индивида и реализации им своей С. В индивидуалистических обществах (антич. демократии, капиталистическое общество) автономия личности и соответствующие ей С. и права человека являются одной из доминант и одним из наиболее важных показателей уровня развития общества. В коллективистических обществах (древние общества, средневековое умеренное коллективистическое общество, коммунизм, национал-социализм) личность без остатка растворяется в различных коллективных целостностях, характерных для данных обществ, и вопрос о С. суверенной личности воспринимается как прямое покушение на самые основы общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуализм предполагает свободную личность, коллективизм ее исключает. Вместе с тем либерализм с его центральной идеей С. явно переоценивает роль индивидуальной С. в сложной системе социальных отношений. Во-первых, даже в индивидуалистическом, в частности в развитом капиталистическом, обществе далеко не все его члены горячо стремятся к С.; во-вторых, в коллективистическом обществе люди обычно не чувствуют себя несвободными. В развитии капиталистического общества бывают такие кризисные периоды, когда большинство его членов оказываются готовы к «бегству от свободы» (Э. Фромм) во имя ценностей, представляющихся им более значимыми. В спокойные, относительно благополучные периоды многие индивиды этого общества тоже не переоценивают свою С. С. - это также ответственность за свободно, на свой страх и риск принимаемые решения и борьба за их реализацию. Каждодневной и временами жестокой борьбе за существование многие предпочли бы пусть не особенно комфортную, но спокойную и лишенную элементов борьбы и риска жизнь. Безопасность и устойчивость своего положения они ставят выше индивидуальной С. Как отмечает Г. Маркузе, С. предпринимательства, вокруг которой группировались все др. С., с самого начала не была путем блаженства: «Как свобода работать или умереть от голода она означала мучительный труд, ненадежность и страх для подавляющего большинства населения». Если бы индивиду больше не пришлось утверждать себя на рынке в качестве свободного экономического субъекта, это было бы одним из величайших достижений цивилизации. Главный оппонент либерализма в вопросе о С. - современный радикальный коллективизм, или социализм (коммунизм и национал-социализм). Социалисты убеждены, что человек, достающийся социалистическому обществу от «старого мира», является настолько несовершенным, что его придется в конце концов заменить «новым человеком». Пока этого не произошло, человека необходимо лишить его индивидуалистической и капризной С., поставить под неусыпный контроль коллектива и систематически перевоспитывать в духе «новой свободы». Последняя понимается как служение задаче построения нового, совершенного общества, своего рода «рая на земле» для всех народов (коммунизм) или для избранной расы (национал-социализм). Увлеченный задачей преобразования мира, человек социалистического общества не только не чувствует себя несвободным, но ощущает себя даже более свободным в экономическом, политическом и интеллектуальном отношениях, чем те, кто пользуется «буржуазными» С. Последние представляются ему «бесполезными», порождающими крайний индивидуализм и едва ли не анархизм в жизни общества. Примечательно, что Н.А. Бердяев, критиковавший капиталистическое общество с коллективистических позиций, говорил о «формальном характере» его С.: она действительно есть, но нет большой, захватывающей все общество цели, для которой ее можно было бы использовать; человек свободен определять лишь форму своего собственного поведения, причем должен это делать, не мешая другим, что требует тщательных правовых разграничений, самодовлеющего юридического формализма. Коллективистическая, в частности коммунистическая, С. - это утилитарная С., возможность действовать в направлении избранной обществом глобальной цели, т.е. С. как познанная историческая необходимость. Экономическая С. коммунистического человека является С. от ежедневной борьбы за выживание, от риска остаться без работы и, соответственно, без средств к существованию. Коммунистическое гос-во предоставляет работу, и можно быть уверенным, что она всегда будет. Вознаграждение за труд является минимальным, но оно выплачивается регулярно, обеспечивает элементарные потребности, и позволяет особенно не думать о завтрашнем дне. К тому же это вознаграждение является примерно одинаковым у всех членов общества. Политическая С., достигаемая в коммунистическом обществе, состоит в освобождении индивидов данного общества от политики, от решения вопросов, касающихся власти. Политика вершится коммунистической партией и ее вождями, к тому же будущее предопределено законами исторического прогресса. От коммунистического человека почти ничего не зависит, и ему можно вообще не задумываться над тем, кто управляет страной и кто будет руководить ею в будущем. Демократия и проводимые в строгом соответствии с процедурами выборы представителей власти ничего не решают: единственный выдвигаемый кандидат уже указан номенклатурой. Избиратель не стоит перед выбором и, соответственно, не несет никакой ответственности за его правильность. Он не решает даже вопроса о своем участии или неучастии в голосовании: право избирать является одновременно обязанностью участвовать в выборах. Интеллектуальная С. коммунистического общества основана на простоте, ясности и общепринятости основных его ценностей. Т.н. научная идеология этого общества определяет каждому индивиду его твердое и достаточно почетное место в существующем мире. Интеллектуальная С. в этих условиях означает поглощенность индивидуальной мысли массовым коммунистическим сознанием, существенное сходствообраза мыслей, строя чувств и действий подавляющего большинства членов общества (см.: Обнаженность). Индивидуалистическая буржуазная С. является С. выбора из открывающихся возможностей, и чем шире круг таких возможностей, тем полнее С. В коммунистическом обществе С. предполагает освобождение от необходимости выбора из многих вариантов, возможность действовать, не раздумывая и не выбирая, причем действовать не в одиночку, а вместе со всеми и так же, как все. Короче говоря, буржуазная С. есть С. д л я выбора, коммунистическая С. - С. о т выбора. Какая из них лучше - вопрос предпочтения, во многом определяемого традициями, сложившимися в обществе. В коммунистическом обществе борьба за права и С. человека начинается только в период заметного ослабления и разложения этого общества и остается на всем протяжении его существования делом одиночек, никогда не превращаясь в массовое движение. Характеристика капиталистического общества как «свободного», а коммунистического как «несвободного» - это характеристика буржуазного, но никак не коммунистического сознания. Распространенной, но вместе с тем ошибочной является идея о том, что человек во все времена и при любых формах общественного устройства борется за С. История не есть прогресс С., требование С. характерно только для поднимающихся индивидуалистических, но не для коллективистических обществ. «Братство, равенство, свобода» - лозунг буржуазной революции. Пролетарская революция оставляет из него только «равенство», но и его переосмысливает по-своему. Эта революция направлена не на С., тем более С., понимаемую индивидуалистически, а на «освобождение» и прежде всего на освобождение от эксплуатации, порождаемой частной собственностью. Средневековый человек не боролся ни за С. совести, ни за С. мысли, ни за к.-л. др. С. Человек тоталитарного общества борется за осуществление основной цели своего общества, сопротивляется его внутренним и внешним врагам, препятствующим реализации этой цели, но он не жаждет С. и не отстаивает ее. В соответствии с тремя типами мышления - теоретическим, практическим и художественным - можно выделить три группы значений слова «С.». Индивидуалистическая и коллективистическая С. - два полюса, к которым тяготеют многообразные теоретические понимания С. Практическая С. определяется в первую очередь широтой того предоставляемого складывающимися обстоятельствами пространства возможностей, в рамках которого могут достигаться компромиссы. С. художественного творчества - это независимость от всех привходящих, диктуемых жизнью обстоятельств, выражаемая формулой «искусство для искусства». Освобождение искусства от всякой традиции, стесняющей творчество, и прежде всего от традиции утилитарности, превратит, как можно полагать, искусство в чистое незаинтересованное созерцание, достигающее высшей легкости и полной незначительности с т.зр. практических целей. «И тогда "Илиада", "Божественная комедия", фрески Сикстинской капеллы, назидания моралистов, доктрины философов, деяния отцов общества - все, что ни есть в этом мире важного, "серьезного", "значительного", почитаемого и необходимого, будет восприниматься как музейная редкость, как документ эпохи варварства и рабства» (В. Савинио). Подобно равенству, справедливости и др. ключевым понятиям социальной философии, С. исторична: «...что есть свобода - это еще само должно открыть себя на своем уходящем в бесконечность пути» (К. Яс-перс). Савинио Б. Вся жизнь. М, 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10-12; Бердяев Н.А. Новое Средневековье. М., 1991; Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Яс-перс К. Смысл и назначение истории. М., 1994; Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995; Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1995; Ионин Л.Г. в СССР. М., 1997; Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000; Stake F.J. Die gegenwartigen Parteien in Staat und Kirche. Berlin, 1863; Adorno T. Negative Dialektik. Frankfurt am Main, 1966; Habermas J. Theorie des kommunika-tiven Handelns. Bd 1-2. Frankfurt am Main, 1981. А.А. Ивин

Применение концепций отрицательной и положительной свободы для жизни человека

Когда вы ребенок, вы испытываете недостаток как в отрицательной, так и в положительной свободе. Ваши родители налагают ваше расписание и правила, которым вы должны жить. Ваши возможные варианты ограничены, и ваши убеждения и цели часто исходят от ваших родителей. Вам также не хватает самообладания; вы плохо управляете импульсом и боитесь многого.

Затем однажды вам исполнилось 18 лет, окончил среднюю школу и, возможно, уехал из дома и ушел в колледж. Впервые в вашей жизни никто не смотрит через плечо, говоря вам, что делать. Внешний авторитет в вашей жизни ушел, и, особенно в тех случаях, когда на самом деле нет каких-либо культурных правил, вы можете делать почти все, что захотите.

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Свобода (в психологии) - доступный и беспрепятственный выбор и реализация человеком стратегий и тактик поведения, деятельности, общения. С. человека ограничена С. других людей. В отличие от С., воля ("вольница") не признает подобных ограничений. А.В. Петровский

Вы наводнены отрицательной свободой - у вас есть множество возможностей, многочисленные двери для открытия. Это довольно опьяняющее чувство, и сначала вы наслаждаетесь им, проверяя его, нажимая на старые границы, чтобы доказать себе, что их там нет. Укрепление вашей самодисциплины и самоконтроля не является приоритетом.

Примечание. Конечно, свобода делать то, что вы хотите, не означает, что вы свободны от последствий этих выборов; вы все равно можете сломаться и уйти из школы. Вы можете выбрать свои действия, но вы не можете выбрать последствия этих действий. В какой-то момент вы начинаете понимать, что, хотя неограниченное количество возможностей открыто для вас, не каждая возможность имеет одинаковую важность. Вы находите более высокий уровень желаний для своей жизни. По мере изменения вашего мышления вы начинаете различать все доступные вам варианты, решая, что некоторые из них более значительны, чем другие, - те, которые приводят к выполнению ваших высших желаний.

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын

СВОБОДА - символ (синоним) духовного раскрепощения человека. Свобода, как и "производные" от нее равенство, братство, украшает знамена большинства социальных революций, а также государственных переворотов, которые знает история мировой цивилизации. Под лозунгом свободы...

Когда вы исследуете разные двери перед вами, вы замечаете, что те, кто перед вашими низшими желаниями, все свободно раскачиваются и ведут в одну комнату, а двери, которые ведут к вашим более высоким желаниям, открываются к лестнице, которая поднимает вас на уровень до другой коридор с новым набором дверей. Вы также понимаете, что некоторые из дверей ваших высоких желаний заблокированы. Эти замки представляют собой внутренние препятствия, мешающие вам достичь того, чего вы действительно хотите в жизни.

Вы хотите окончить колледж, но ваша нехватка дисциплины не позволяет вам учиться и проходить экзамены. Вы хотите быть финансово независимыми, но вы не можете контролировать свои расходы. Вы хотите жить в соответствии с принципами вашей новой веры, но вы отступаете от старых привычек. Вы хотите сохранить работу, но вы не можете перестать пить и показывать похмелье. Вы хотите стать конгрессменом, но вы боитесь публичного выступления. Вы хотите стать мужчиной, но вы не знаете, что это значит. Вы хотите жениться, но ваша застенчивость мешает вам разговаривать с женщинами. . Вы понимаете, что у вас много отрицательной свободы - вы свободны от внешних ограничений, но у вас нет большой положительной свободы, способности преодолевать страх, невежество и вредные привычки и черты, чтобы стать тем человеком, которым вы хотите быть.