Основные модели судебного конституционного контроля. Судебный конституционный контроль: понятие и модели. Список использованной литературы

В демократических правовых государствах существует специализированный конституционный контроль, осуществляемый органами конституционного контроля несудебного характера, так называемыми квазисудебными органами. Обычно указанные органы осуществляют предварительный конституционный контроль по правилам специальной процедуры. Решения указанных квазисудебных органов носят предварительный, консультативный характер и могут быть преодолены компетентными органами (парламентом).

Брак: официальная религия Аргентины - католическая. С учетом практики католицизма брак считается святым таинством, которое создает отношения между мужчиной и женщиной. Для католиков, если один из участников является католиком, Церковь требует, чтобы пара выразила свою желание взять себя в брак перед священником, по крайней мере, с двумя свидетелями. Этот процесс называется канонической формой брака. Обычно оба участника крещены сначала, когда дети затем подтверждают, что подростки и, наконец, когда они решают взять на себя ответственность за замужество, являются обязательное обещание, которое является видимым признаком Божьей любви в мире.

Наиболее действенным и эффективным средством в охране и защите конституции является судебный конституционный контроль, осущ. судами общей юрисдикции и специализированными, конституционными судами.

В правовом государстве судебная власть - это самостоятельная, независимая ветвь государственной власти. Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным средством в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает их исполнение.

Это означает, что пара находит в своих отношениях источник благодати Бога. Когда дело доходит до однополых браков, Аргентина стала первой страной в Латинской Америке, которая узаконила гей-брак после того, как Сенат проголосовал в свою пользу. Закон позволяет принимать однополые пары, что привело к тому, что католическая церковь и другие религиозные группы стали расстроены и обескуражены. Законодательство при поддержке президента Кристины Фернандес проходило 33 голосами против 27 при трех воздержавшихся.

Развод: не имеет значения, где в мире практикуется католицизм, идея развода сильно неодобрилась. Поэтому, когда развод и повторный брак становятся законными в Аргентине, было много споров. Голосование в Сенате составляло 26 лет, Аргентина была одной из семи стран в мире, которая запрещает развод ни при каких обстоятельствах. Согласно гражданскому брачному законодательству супруги могут развестись по обоюдному согласию после того, как оба участника были разделены на минимум год. Однако, если развод по просьбе всего лишь одного участника, развод становится доступным только после разделения как минимум трех лет.

В правовом государстве суды осуществляют разнообразные функции в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства. Кроме того судебная власть осуществляет в правовом государстве конституционный контроль, т. е. проверку на соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц.

Усыновление: в Аргентине существуют особые требования, которые должен удовлетворять ребенок, чтобы иметь право на усыновление. К сожалению, ни один ребенок не может быть принят, если выполнены конкретные требования. Первое требование о приемлемости - отказ от родительских прав. Биологические родители ребенка должны отказаться от своих прав на ребенка. Это делается через систему правосудия. Как только родители защищают свои права, их решение является безотзывным. Ребенок не может быть назначен на усыновление сразу после рождения. что существует 60-дневный период ожидания в случае, если мать-мать решает передумать.

В зависимости от того, какие суды осуществляют конституционный контроль, различают две основные модели судебного конституционного контроля: североамериканскую и европейскую (континентальную).

1. Североамериканская модель судебного конституционного контроля принята - кроме США - в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Доминиканская Республика, Мексика и др.); Австралии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Бангладеш, Израиль, Индия, Иран, Пакистан, Япония и др.); в ряде англоязычных африканских стран.

В течение 60-дневного периода суды имеют возможность пересматривать личную среду ребенка и биологических родителей. Например, возраст родители и уровень заботы, которые они могут обеспечить для ребенка, и если условия жилья подходят. В законе также указывается, что ребенок имеет право знать свою биологическую идентичность и может иметь доступ к своему файлу принятия, как только они достигли возраста Второе требование - отказ. Если ребенок является прихожей в суде, нет необходимости в освобождении от родителей.

В Аргентине бесконечное количество усыновлений происходит путем прямого обмена или посредством частного соглашения между биологической матерью и желающими принять ее. Было создано новое законодательство, чтобы попытаться прояснить и ускорить процесс принятия через государство. Национальный реестр начинающих приемников был создан как национальный список людей, ожидающих принятия. Согласно закону, каждый провинциальный регистр представляет имена всех лиц, входящих в список ожидания, в национальный реестр в столице.

Особенность североамериканской модели состоит в том, что конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции. Эта модель имеет две разновидности:

1) констит. контроль осущ.всеми общими судами при рассмотрении конкретных дел (гражданских, административных, уголовных) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль);

Затем судьи используют список, чтобы выбрать лучшую семью для каждого ребенка. Наследование: во внутреннем законодательстве в Гражданском кодексе Аргентины говорится, что преемственность имущества истекшего лица регулируется законом штата покойного лица в момент смерти, независимо от его родства. настаивает на том, что один и тот же закон наблюдает за информацией и аутентификацией завещаний. Кроме того, в Гражданском кодексе предусматривается исключение общего правила о том, что закон о помиловании имеет право наследования.

Права на принятие решений: в Аргентине законом возраста является возраст. В то время как 13 лет допускают минимальную активность с определенными ограничениями. Одно конкретное ограничение в возрасте до 13 лет относится к сексуальному контакту. Ограничение запрещает подросткам заниматься сексуальной деятельностью в возрасте от 13 лет, и если есть контакт, официальная жалоба может быть подана либо родителем опекуна любого из участников. Вышеуказанное ограничение распространяется на человека в возрасте 18 лет и старше, пользующегося несовершеннолетним.


2) конституционный контроль осуществляется верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (централизованный контроль).

2. Европейская модель судебного конституционного контроля является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Панама, Чили и др.), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция, Южная Корея и др.), Африки (Ангола, Египет, Мали, Эфиопия и др.), т. е. характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.

Законный возраст употребления алкоголя в Аргентине. Права на гражданство: Гражданство предоставляется ребенку только в том месте, где оба ребенка являются гражданами Аргентины. Конституция Аргентины содержит многочисленные права и гарантии того, что люди защищены. Ниже перечислены основные права, перечисленные в Конституции.

Раздел - граждане каждой провинции имеют право на все права, привилегии и иммунитеты, присущие условию гражданина в других провинциях. Выдача преступников является взаимной обязанностью всех провинций. Раздел - Все жители Нации имеют право на следующие права в соответствии с законами, которые регулируют их осуществление, а именно: работать и осуществлять любую законную отрасль, осуществлять навигацию и торговлю, подавать ходатайства властям, входить, оставаться путешествовать и покидать аргентинскую территорию, публиковать свои идеи через прессу без предварительной цензуры, использовать и распоряжаться своим имуществом, общаться в полезных целях, свободно исповедовать свою религию, учить и учиться.

Европейская модель судебного конституционного контроля имеет две разновидности: конституционность объектов контроля проверяют специализированные - конституционные - суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших (верховных) судов, для которых конституционный контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (централизованный контроль).

Раздел - В Аргентинской нации нет рабов: немногие из тех, кто все еще существует, освобождаются от приведения в исполнение его Конституции, а особый закон регулирует любую компенсацию, которую может дать эта декларация. Любой договор купли-продажи лиц, за которые стороны несут ответственность, а также нотариус или должностное лицо, разрешающее его. И рабы, которые каким-либо образом входят в страну, свободны от простого факта въезда на территорию Республики.

Парламент Нидерландов во второй раз читает законопроект, который позволил бы провести конституционный контроль в Нидерландах в отношении некоторых названных конституционных положений, в которых подробно изложены конституционные права. В Нидерландах существует система парламентского суверенитета, а это означает, что ни один голландский суд не может проверить законность законодательных актов с Конституцией. Эта голландская конституционная традиция существенно отличается от той, что существует в других странах Европы и за ее пределами.

В Российской Федерации действует европейская модель судебного конституционного контроля в виде функционирования самостоятельного Конституционного Суда РФ.

Наряду с североамериканской и европейской моделями судебного конституционного контроля существуют и смешанные модели, совмещающие элементы и той и другой. Верховный суд Канады - главная апелляционная инстанция страны - рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, что типично для североамериканской модели. В то же время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства?важные вопросы права или факта?, касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, полномочий парламента Канады или законодательных органов провинций, или их соответствующих правительств, а также по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения Верховного суда Канады по этим вопросам носят рекомендательный характер.

«Конституционность актов парламента и договоров не рассматривается судами». Цель этого предложения заключалась в том, чтобы повысить защиту отдельных лиц как задачу для всех судов страны на всех уровнях. Это предложение было впервые представлено Халсемой и теперь перешло к ее коллеге Ван Тонгерену. Чтобы внести поправки в Конституцию Нидерландов, предложение должно иметь два чтения и для второго чтения в обоих домах должно быть два трети голосов. Национальная конвенция поддерживает идею изменения силы раздела 120, а также рекомендует учредить Конституционный суд в Нидерландах.

В настоящее время объектами судебного конституционного контроля являются:

Законы, их разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, законы, принятые референдумом, конституционные, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами;

Это не означает, что в настоящее время в Нидерландах нет пересмотра основных прав человека. В этой связи очень важны основные права, закрепленные, например, в Европейской конвенции о правах человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. Но как насчет конституционных традиций и судебной роли в других странах?

Конституционный обзор со стороны судебных органов. Конституционный пересмотр судебной системы стал широко применяемым подходом, поскольку решение Верховного суда Соединенных Штатов в Марбери против США. Важно отметить, что в конституционных государствах существуют два типа судебного пересмотра: концентрированная и рассеянная система. Концентрированная система судебного контроля относится к форме пересмотра, когда один суд имеет право проверять действительность законодательных актов. Модель Германии представляет собой пример концентрированной системы.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

Внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях);

Международные договоры;

Разрешение споров о компетенции между высшими органами

государства, между органами федерации и ее субъектов, между центральной властью и автономиями, местными властями;

Распространенная система, с другой стороны, относится к форме судебного пересмотра, в которой все суды страны на всех уровнях имеют право объявлять недействительными любые законодательные акты, если это заявление необходимо для решения дела в суде. Распространена система судебного надзора Соединенных Штатов.

Может ли какой-либо тип судебного конституционного обзора работать в Нидерландах? Конституционный обзор в Нидерландах. Выбор для судебного конституционного пересмотра может основываться на разных причинах. Наиболее важными причинами принятия судебного конституционного пересмотра являются, например: исторический опыт, он гарантирует, что законодательный орган не выйдет за его пределы, а также повысит защиту отдельных лиц. Как упоминалось ранее, в Нидерландах судебная власть не имеет права говорить о конституционности законодательства, но может ссылаться на европейское и международное право.

Акты судебных органов;

Акты и действия общественных объединений;

Индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;

Действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства - президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций);

Текущая система конституционного контроля считается в значительной степени удовлетворительной. Это связано с ролью Государственного совета, независимого советника правительства и парламента и роли голландского сената, ответственного за проверку качества законопроектов.

Диффузный контроль за конституционностью характеризуется тем, что полномочия по проверке соответствия законов Конституции закреплены за всеми судьями, которые, если они считают, что любой из них противоречит Конституции, не могут применять его в конкретном процессе, который им известен. Эта модель, как утверждается, возникла в Соединенных Штатах Америки и основывалась на постановлении Марбери и Мэдисона.

Организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов в высшие органы государственной власти;

Создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.

  • 10. Характерные черты и особенности содержания конституций стран Западной Европы, принятых после второй мировой войны.
  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля их характеристика.
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 21. Значение конституционных характеристик государства как социального, правового, светского и демократического.
  • 22. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 24. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах. Конституционные принципы социальной политики государства и их реализация.
  • 25. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 26. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 27. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 28. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 29. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 30. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 33. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 34. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере, Франции, Малайзии, оаэ).
  • 35. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере, сша, Германии, Индии).
  • 36. Особенности федеративного устройства современных зарубежных государств: понятие, разновидности, статус субъектов федерации.
  • 37. Унитарная модель территориального устройства в зарубежных странах: понятие, признаки, разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 38. Регионализированные унитарные государства: понятие, характеристика.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, их характеристика.
  • 40. Понятие политического режима, его виды и характеристика.
  • 41. Порядок формирования, состав и структура парламента в зарубежных странах.
  • 42. Внутренняя организация зарубежных парламентов.
  • 43. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 44. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 45. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 46. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 47. Формы парламентского контроля, за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 49. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 50. Компетенция главы государства в зависимости от формы правления.
  • 51. Государственно-правовой статус монарха (системы престолонаследия, полномочия).
  • 52. Коллегиальный орган управления государством в социалистических странах: понятие, порядок формирования, полномочия.
  • 53. Место и роль правительства в механизме разделения властей зарубежных стран. Виды правительств.
  • 54. Конституционно-правовой статус правительства в зарубежных Странах: порядок формирования, состав и структура.
  • 55. Компетенция правительства в зарубежных странах, взаимоотношения с парламентом и главой государства.
  • 2. Порядок формирования и структура правительства
  • 3. Полномочия правительства
  • 4. Глава правительства
  • 57. Основные системы (модели) местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах, их характеристика.
  • 58. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.
  • 59. Государственный контроль за органами местного управления и самоуправления в зарубежных странах.
  • 1. Система и компетенция органов местного управления
  • 2. Понятие, виды и полномочия местного самоуправления
  • 60. Порядок формирования, полномочия и ответственность местных органов государственной власти в социалистических странах.
  • 61. Особенности Конституции сша 1787 г.: структура, порядок принятия и изменения, поправки к Конституции.
  • 62. Конституционно-правовой статус Президента сша: порядок избрания, полномочия, ответственность.
  • 63. Порядок формирования и полномочия Верховного Суда сша.
  • 65. Особенности федеративного устройства сша.
  • 66. Структура и содержание Конституции Франции 1958 г. Особенности конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина во Франции.
  • Раздел 1 «о суверенитете».
  • 67. Конституционно-правовой статус парламента Франции. Особенности законодательного процесса.
  • 68. Порядок формирования и полномочия Конституционного совета Франции.
  • 69. Организация и деятельность местных органов во Франции.
  • 70. Общая характеристика Конституции кнр 1982 г.
  • 72. Государственный Совет кнр: порядок избрания, полномочия, акты, ответственность.
  • 74. Особенности Конституции Великобритании.
  • 75. Правовой статус Правительства и кабинета Великобритании, порядок формирования, структура, ответственность. Правовое положение и роль премьер-министра.
  • 76. Правой статус монарха Великобритании: порядок престолонаследия, личные и политические прерогативы.
  • 77. Порядок формирования и полномочия местных органов в Великобритании. Правительственный контроль за деятельностью местных органов.
  • 78. Общая характеристика Конституции Индии 1950 г.
  • 79. Особенности федеративного устройства Индии.
  • 80. Конституционно-правой статус Президента Индии: порядок избрания, полномочия и взаимоотношения с парламентом и правительством.
  • 81. Организация и деятельность местных органов в Индии.
  • 82. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 г.
  • 2. Местное управление в Германии
  • 3. Конституционный суд фрг
  • 4. Парламент фрг: полномочия и внутренняя организация
  • 5. Правовой статус правительства фрг
  • 6. Характерные черты германского федерализма
  • 88. Общая характеристика Конституции Японии 1947 г.
  • Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
  • 90. Организация местных органов публичной власти в Японии.
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.

    1. Определение и структура общественного строя. Общественный строй (или устройство) - это исторически конкретная система общественных отношений, другими словами - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями о6щественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость не линейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя. Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, что та или иная подсистема общественного строя стала в чем-то иной.

    С другой стороны, сконцентрированная модель характеризуется тем фактом, что проверка соответствия законам Конституции осуществляется одним органом, будь то Конституционный суд, Верховный суд или зал суда. Эта модель называется европейской и имеет свое происхождение в исследованиях Ханса Келсена.

    Однако, несмотря на его принятое использование, эта классификация, с одной стороны, имеет слабость рассмотрения только одной из конституционных компетенций, а не всех атрибутов, составляющих конституционный контроль; Забывает о защите или защите прав человека и конфликтов конституционной юрисдикции.

    Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни. В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.

    Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Нс государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения^ Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

    Эта деятельность исходит из определенным образом „ понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно субъективным факторомд Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в общественном строе этих стран.

    Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

    а) экономические отношения,

    б) социальные отношения (в узком смысле слова),

    в) духовно-культурные отношения,

    г) политические отношения.

    Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам. Но как грубый рабочий инструмент данная классификация может быть использована для характеристики специфики тех или иных отношений в обществе.

    Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

    2. Общественный строй и конституционное право. Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений - установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй - исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их - нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Этот интерес может быть замаскирован, однако реализация его неизбежно вредит интересам общества и потому обязательно требует насильственных средств.

    Отмеченная в главе I тенденция к социализации конституционного права находит свое выражение прежде всего в том, что конституции стали регулировать основы общественного строя более или менее целостным образом, то есть включать нормы, обращенные ко всем четырем вышеуказанным подсистемам общественного строя. Эти нормы в большинстве случаев не столько санкционируют или устанавливают определенные правила поведения субъектов конституционного права в их взаимных отношениях (не требующих зачастую государственного вмешательства), сколько провозглашают принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, обязывают государство в лице его органов, учреждений, должностных лиц действовать в этих сферах определенным образом.

    «Социалистические» конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан.

    Так, в Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 года в главе I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Куба открывается главой I «Политические, социальные и экономические основы государства».

    В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

    Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года содержит нормы, регулирующие общественный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в части I «Права и обязанности граждан», главы которой именуются соответственно: «Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения», В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики.

    Так, ст. 35 гласит:

    «Республика охраняет труд во всех его формах и проявлениях.

    Она заботится о подготовке и профессиональном росте трудящихся.

    Она содействует международным договорам и организациям, имеющим целью утвердить и урегулировать трудовые права.

    Она признает свободу эмиграции при условии выполнения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей».

    Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Конституцией Испании 1978 года, в которой между прочим в части І «Об основньїх правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государства по отношению к человеку и обществу. Кроме того, в Конституцию включена часть VII «Экономика и финансы», где также установлен ряд обязанностей публичных властей и государства в социально-экономической сфере.

    Особенность Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года заключается в том, что наряду с регулированием отдельных сторон общественного строя и воздействия на него государственной политики в частях I и II, посвященных соответственно основным принципам и основным правам и гарантиям, она содержит часть VII «Экономический и финансовый строй» и часть VIII «Социальный строй», где довольно подробно урегулированы общественные отношения во всех четырех сферах, образующих в своей совокупности общественный строй. Так, в упомянутой части VIII регулируются такие группы общественных отношений, как социальная защищенность, образование, культура и спорт, наука и техника, социальная коммуникация, экология, брак и семья, статус индейцев.

    Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом политические общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.

    Рассмотрим теперь составляющие подсистемы этого института. В предыдущей главе мы уже касались целого ряда институтов, входящих в эти подсистемы, и торопливому читателю может показаться, что мы повторяемся. Например, о собственности говорилось там и будет идти речь в настоящей главе. Однако в предыдущей главе речь шла о праве человека быть собственником, а здесь мы говорим о собственности как институте гражданского общества, как компоненте его экономической системы, что представляет собой иной конституционно-правовой институт, нежели право собственности. Следует подчеркнуть, что нормы конституций, регулирующие основы общественного строя, включая принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, зачастую в судебном порядке не защищаются. В этом их принципиальное отличие от нередко сходных по содержанию норм, провозглашающих права и свободы.