Субъекты и объекты авторских прав общая характеристика.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ПРАВА

Курсовая работа

по Гражданскому праву

(наименование дисциплины)

Выполнил: Нестеров Александр

Владимирович

(фамилия, имя, отчество)

(№ группы)

Руководитель

Темникова Наталья Александровна

(уч. степень, уч. звание,

к., ю., н. доцент

должность, фамилия, имя, отчество)

К защите_____________________________________

(допущен, не допущен)

Научный руководитель___________________________

Дата защиты: ____________ Оценка _____________

Введение…………………………………………………………………………3

2.1. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе……………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………....27

Список литературы……………………………………………………………...29

Введение

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 1998. С.8. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. Шершеневич Г.Ф. Авторское право. -- Москва, 1999. С.28. "С тех пор, -- замечает проф. Табашников, -- как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Сергеев А.П. Авторское право России. -- СПб, 2006. С.783. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".

Регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные -- нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные -- интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес -- как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение. Сергеев А.П. Авторское право России. -- СПб,2006. С.783.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Цель моей курсовой работы рассмотреть субъекты авторского права, а задачей будет являться рассмотреть такие понятия как наследники авторского права, иные наследники авторского права (издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений).

Субстратом работы является глава права автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора.

Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

1. Признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не даёт общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведений науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декаративно0-прикладного искусства.

2. Установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и.т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

4. Защита данных прав.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ авторское право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения, на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по закону государства, на территории которого место имел юридический факт, послужившим основанием для обладания авторским правом.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юриди-ческими фактами -- созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы про-изведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ,2006. С.783. Автор -- это физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано. Мельников В. Бестселлер XXI века "Код да Винчи" - предмет судебного разбирательства/В.Мельников // ИС. Авторское право и смежные права.-2008. -N 2.- С.72-83.- Библиогр.: с.83 (5 назв.).

Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор -- человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в со-держание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведе-ния, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридиче-ские поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полно-стью недееспособных граждан авторские права осуществляют их роди-тели и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произ-ведения российских граждан охраняются независимо от места их об-народования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

· либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

· либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006 г., с.783.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятель-ности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного). О.Н. Макаренко Гражданское право учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-319 с.

Условием признания тех или иных лиц соавторами про-изведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произве-дением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необ-ходимость внести в него изменения и дополнения творческого харак-тера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как воз-можность возникновения соавторства без совместной творческой ра-боты над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С783.

В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению. Ю.Г. Поронов Гражданское право общая и особенная части, учеб. для студ. высш. проф. обр., М.: 2006г-677с.

Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках, энцикло-педических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например -- журнал как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.

Прежде, всего к наследникам переходят все авторские права, а в основном лишь те из них, которые носят имущественный характер. Что касается личных неимущественных прав, то по прямому указанию ст.29 Закона об авторском праве не переходят по наследству право автора, право на авторское имя и право на защиту репутации автора. Наследники, однако, вправе осуществлять защиту указанных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор е назначил в своём завещании для этих целей специальное лицо. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой наследники также становятся полноценными обладателями таких личных неимущественных прав умершего автора, как право на обнародование и право на опубликование.

Далее, в отличии от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течении 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

1. Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия авторского права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, авторское право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия авторского права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Наконец, важной особенностью авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее не выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.784.

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использова-нием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

От указанных организаций, являющихся производными правообладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных правы, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками.

2.1. Организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе

К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путём записи, репродуцирование и др.).

Коллективное управление авторскими правами - новое для российского авторского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство не предполагало создание подобных организаций. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялось Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в последующем - Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).

Указом президента РФ «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 7 октября 1993 г. РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имевшими договоры с РАИС в отношении имущества и финансовых средств, а также (с согласия сторон) - по всем ранее заключённым договорам. Это было вполне оправданным шагом.

Наряду с РАО в России и её отдельных регионах действуют и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющими авторскими и смежными правами (п.2 ст.44 Закона об авторском праве).

Зарубежный опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

Организации управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладатели авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основных:

а) предоставление пользователями произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);

б) сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;

в) распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав). Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Самой распространенной и в то же время самой спорной класси-фикацией авторских прав является их деление на личные неимущест-венные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущест-венный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран -- так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произ-ведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждать-ся другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важ-нейшие личные и имущественные права автора. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Одним из главных личных неиму-щественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2007 г. N 2096/ 07 // Вестн. Высш. Арбитр. Суда РФ.-2007.-N 10.-С.100-103. Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство при-знается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающий-ся в признании и защите. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпу-щено в свет с указанием подлинного имени автора (его фа-милии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произ-ведение условным именем (псевдонимом). Разрешается также опублико-вание произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловлива-ются особыми соображениями, в том числе и спецификой са-мого издания (например, помещение кратких статей в энци-клопедических словарях или справочниках).

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искаже-ния или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и досто-инству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать дейст-вия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее, такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это -- одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти -- с его родственниками. Н. Гуев Гражданское право, учеб. в 3-х томах, М.: 2004г-456с.

Воспроизводить -- значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.Постановления Президиума, решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации // БВС.-2007.-N 2.- С.4-32.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобрази-тельного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизве-дение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произве-дению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распрост-ранения произведения, называя лишь наиболее типичные из них -- продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий про-изведения за плату. Сдача в прокат -- это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземп-ляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения -- деятельность библиотек.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исклю-чительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обла-дателя исключительных авторских прав (право на импорт). Постановление №4193/01 от 5 марта 2002 г., По спорам об исключительных правах.

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драма-тических, хореографических, литературных и некоторых других произ-ведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. АН. Гуев Гражданское право, учеб. в 3-х томах, М.: 2004г-456с. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произ-ведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов относятся также право на пере-вод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведе-ние в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на перера-ботку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произ-ведений. Авторы произведений изобразительного искусства обладают осо-бым правом следования.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее зако-нодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, без-условно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"/ И.Близнец, Б. Завидов, С.Лапин // ИС. Авторское право и смежные права.-2007.-N 3.- С.73-94. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требо-вать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуще-ствляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или прав по его требованию.

Заключение.

В своей курсовой работе на тему «Субъекты авторского права» я попытался наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Российского законодательства - отрасль авторского права. Основным документом, регулирующим в Российской Федерации авторские права, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I"Об авторском праве и смежных правах", им регулируются две большие группы отношений:

1)отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права;

2)отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания.

Вывод: итак, что же регулирует авторское право - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и ис-кусства, авторское право распространяется на произведения науки, лите-ратуры и искусства, являющиеся результатом творческой деятельно-сти, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

· стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.

· создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения. А раз есть объекты правоотношений, значит должны быть и субъекты которые этими правоотношениями обладают, соответственно субъектами авторского права могут быть авторы произведений, наследники и правопреемники или организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А, что есть у нации кроме культуры, нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в на-стоящее время.

На основе изученного материала я ба сделал вывод, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства, но к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

Список литературы .

Нормативные акты:

1. Конституция РФ 1993г

2. Гражданский Кодекс РФ Ч1,2 М.: Юрид.лит. 2006г.

4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I"Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.)

5. Указ Президента РФ “О государственной политики в области охраны авторского права и смежных правах” от 7.10.93 г. № 1607 // САПП РФ, 1993, № 417, ст. 3920

Специальная литература:

2. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006г.

4. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей М.: Фонд «Правовая культура» 1995г.

5. Гражданское право: Учебник В 2т./ под ред. Е.А. Суханова 1998г.

11. Юрченко А.К. Издательский договор. -- Л., 1998г.

12. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. -- М.: Изд. юрид.литература, 1996г.

15. Е.В. Протас Гражданское право, Высш., шк., М.: 2005.-339 с.

16. А.И. Гомола Гражданское право: Учеб. для студ. проф. учеб. заведений.- 2-е изд., 2004г.-416с.

17. А.П. Фоков Гражданское право. Общая и Особенная части, М.: 2005г-688с.

18. Ю.Г. Поронов Гражданское право общая и особенная части, учеб. для студ. высш. проф. обр., М.: 2006г-677с.

19. С.С. Алексеева Гражданское право, учеб., для высш., учеб., заведений, М.: 2006г-478 с.

20. В.В. Залеский, М.М. Рассолов Гражданское право, учеб., для высш., учеб., заведений, М.: 2003г-703 с.

21. А.Н. Гуев Гражданское право, учеб. в 3-х томах, М.: 2004г-456с.

22. В.О. Мушинский Гражданское право, учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-223 с.

23. С.П. Гришаев Гражданское право в вопросах и ответах, М.:2003г-484 с.

24. О.Н. Макаренко Гражданское право учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-319 с.

25. А.П. Сергеев Гражданское право, учеб., для вузов. М.:2006г-783 с.

Подобные документы

    Первичные субъекты авторского права. Первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами. Отчуждение имущественных прав. Передача права на использование произведения. Понятие авторского вознаграждения.

    реферат , добавлен 24.01.2009

    История становления и развития правового института авторского и смежных прав. Первый авторский закон в Англии (1710 год). Понятие и функции авторского права, его источники. Субъекты и объекты авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Понятие и основные функции авторского права. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права. Основные виды субъектов авторского права и его возникновение. Соавторы и составители как субъекты авторского права. Правопреемники и иные лица.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие авторского права, его цели, задачи, объекты и субъекты. Основные нормативно-правовые источники авторского права. Возникновение и осуществление авторских прав. Пределы осуществления авторских прав. Истечение срока действия авторского права.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    Институт авторского права, его основные компоненты и проблематика. Особенности исключительных прав. Субъекты авторских прав в современной России. Защита имущественных и личных неимущественных прав авторов. Права третьих лиц на объекты авторского права.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Понятие и принципы авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов и правообладателей. Сущность, сфера действия смежных прав, их объекты и субъекты, условия и сроки охраны. Пробелы законодательства в данной области, их устранение.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Физические лица - субъект авторского права

Субъектами авторского права изначально признаются лица, трудом которых созданы произведения науки, литературы, искусства. Поэтому только в лице автора право является первоначальным. В лице других правообладателей авторское право является производным, либо оно переходит по наследству, либо это зависит от желания и воли самого автора.

Для самого автора право действует в течение всей его жизни. Другие обладатели авторских прав ограничены определенным временем (например, 70-летним сроком охраны после смерти автора). Субъектами авторского права могут быть российские и иностранные граждане, их правопреемники, наследники, юридические лица, Российское государство, субъекты РФ и др.

Авторское право у лица возникает с момента создания произведения. Не существует каких-либо ограничений или возрастного ценза для признания лица автором. Авторы произведений независимо от возраста, дееспособности обладают авторскими правами.

Судьба произведений недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних субъектов во многом зависит от законных представителей, так как сделки с такими авторами должны заключаться при участии их опекунов и попечителей. Зарубежная судебная практика, однако, признавала заключенные несовершеннолетними договоры действительными, если они были экономически выгодны для подростка.

Так, один из сыновей Ч. Чаплина (Дело 1966 года) договорился с издателями о публикации некоторых подробностей семейных отношений в форме личных мемуаров. При решении о действительности авторского договора необходимо было определить, выгоден ли такой договор несовершеннолетнему. Мнения судей разделились. Было высказано суждение, что публикация самим несовершеннолетним подробностей семейных отношений не идет ему во благо. Но большинство судей, считая, что самому факту публикации такого рода не может быть дано высокой морально-этической оценки, все же решили, что заключенный договор принесет несовершеннолетнему пользу, поскольку даст ему возможность совершенствования как писателя и приобретения литературных навыков. Поэтому договор был признан действительным и гонорар за произведение был взыскан в пользу несовершеннолетнего.

Иностранные граждане-авторы и лица без гражданства являются субъектами авторского права наравне с российскими гражданами. Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Иностранец, не обладающий дееспособностью по личному закону, не может ссылаться на ее отсутствие, если по праву места совершения сделки является дееспособным лицом.

Например, совершив сделку в России, гражданин Швейцарии 18 лет, несмотря на то что совершеннолетие в Швейцарии наступает по достижении 20 лет, не вправе ссылаться на отсутствие дееспособности у себя на родине.

Субъектами авторского права являются соавторы, совместным трудом которых создается произведение. Соавторство - это совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом. Авторство на коллективное произведение принадлежит совместно всем соавторам.

Существуют два вида соавторства: нераздельное и раздельное. Первое возникает в отношении произведения, составляющего единое целое, второе - в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторы еще не созданного произведения могут заключать договоры, в которых будет определен вклад каждого автора и порядок использования произведения. Поскольку произведение еще не существует, эти соглашения будут иметь правовой характер. В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут планировать распределение вознаграждения.

По мнению Э.П. Гаврилова, при соавторстве, в том числе и раздельном, действует так называемое «право приращения»: авторское вознаграждение, причитающееся тому соавтору, права которого прекратились в связи с истечением срока охраны, «прирастает» к долям вознаграждения других соавторов.

Следующими субъектами авторских правоотношений являются правопреемники, которыми могут быть наследники по закону и по завещанию. К правопреемникам не переходят такие личные неимущественные права, как право на авторство, право на имя. К ним переходят имущественные права либо по закону, либо на основе договора, заключенного с авторами.

Особенность реализации права на служебные произведения состоит в том, что работник и работодатель могут заключить договор, в котором будет определен порядок использования служебного произведения. К числу творческих работников, заключающих трудовой договор с работодателем, обычно относятся художники, режиссеры, артисты, операторы, журналисты и т. д. Хотя, например, с художниками, журналистами, сценаристами могут заключаться авторские договоры. По мнению С.А. Чернышевой, с точки зрения самого процесса труда эти творческие работники признаются субъектами трудового права, а с точки зрения создаваемого ими произведения - субъектами авторского права.

Личные неимущественные права на служебные произведения принадлежат автору служебного произведения, здесь исключено правопреемство работодателя. Однако если работодатель поручил автору создать произведение, значит, оно должно быть использовано для каких-либо целей. Кинематографическое произведение является совместным произведением многих лиц: режиссера, сценариста, художника, композитора и др.

Круг авторов аудиовизуального произведения строго ограничен. К ним, в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об авторском праве, относятся режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Продюсер, который не является автором, но предоставляет необходимые денежные средства для создания фильма, обладает исключительными правами на его воспроизведение, распространение, публичное исполнение. Продюсером-автором может выступать любое физическое лицо, внесшее определенный творческий вклад в создание фильма. В российском законодательстве продюсер - это изготовитель аудиовизуального произведения, физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Вознаграждение за аудиовизуальное произведение, как правило, выплачивается авторам заранее на основе индивидуальных договоров, условия при этом устанавливает продюсер. Когда в контракте предусматривается конкретное вознаграждение, продюсер платит независимо от дохода, который он может получить впоследствии, так как автор, да и сам продюсер до выхода произведения в прокат не могут оценить популярность и доход от будущего произведения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Субъекты авторского права
Рубрика (тематическая категория) Государство

2.Не имеет значение состояние дееспособности. Авторами бывают и несовершеннолетние, и недееспособные.

3.Граждане Российской Федерации признаются авторами независимо от места нахождения произведения.

Иностранные граждане тоже признаются субъектами авторского права в России. При этом имеет значение, находится ли произведение в какой-либо объективной форме на территории России. В случае если этого нет, ᴛ.ᴇ. произведение автора находится на территории другого государства, авторство иностранного гражданина признается в России лишь при наличии международного договора с этим государством или присоединœения его к общей конвенции, в которой состоит Россия.

4. Не имеет значения официальное признание, не имеет значения и обнародование произведения. Создатель произведения признается автором с момента создания произведения.

5. Не имеет значения и достоинства произведения, его ценность.

6.Автору принадлежат всœе авторское права. Вместе с тем, есть особое авторские права, которые могут принадлежать только автору: это право авторства, право на авторское имя, право на отзыв, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Необходимые условия соавторства: 1)совместное участие в создании произведения двух или более лиц; 2) творческий характер участия каждого и 3) соглашение между ними (волеизъявление каждого на соавторов независимо от формы). Недопустимо принудительное соавторство, в т.ч. и посмертное.

При делимом должна быть распоряжение общим произведением (с согласия всœех соавторов), а также распоряжение каждым соавтором созданной им частью. Примером является учебник, созданный несколькими авторами.

При неделимом же соавторстве - произведение образует неразрывно целое, авторство является совместным, так как части не выделяемы - возможно лишь совместное распоряжение всœем произведением. Пример неделимого соавторства книги Ильфа и Петрова ʼʼЗолотой телœенокʼʼ, ʼʼДвенадцать стульевʼʼ.

Виды производных субъектов.

2. Пользователи - это другие правопреемники отдельных авторских прав, ᴛ.ᴇ. получающие их по договорам: издательства, театры и другие зрелищные организации, изготовители аудиовизуальных произведений (киностудии, телœестудии). Οʜᴎ осуществляют опубликование, распространение произведения. (ст. 1285-1290 ГК).

3. Работодатели - являются субъектами отдельных авторских прав использования на служебные произведения, ᴛ.ᴇ. созданные по заданию работодателя и входящие в рамки трудовых служебных обязанностей автора (ст. 1295 ГК).

4. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования - в случаях, указанных в ст. 1298 ГК РФ.

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

В. Г. Белинский

Одной из главных отличительных черт авторского права в сравнении с другими видами исключительных прав является то, что оно возникает автоматически, как результат творческой деятельности человека. Это означает, что для изначального возникновения авторских прав у субъекта, который признается автором, нет необходимости проходить какую-либо специальную процедуру регистрации или выполнять иные формальные действия.

Признание лица автором порождает возникновение у него совокупности определенных исключительных личных и имущественных прав в отношении конкретного объекта интеллектуальной собственности. При этом следует учитывать, что личные неимущественные права автора (например, право авторства, право автора на имя) непосредственно связаны с личностью автора, они неотчуждаемы по своей природе. В свою очередь, исключительные (имущественные) права изначально возникают у автора произведения, но впоследствии могут быть переданы другим лицам, которые также становятся субъектами авторских прав.

Можно выделить две основные категории субъектов авторского права:

  • 1) авторы - это лица, которые создают сам объект интеллектуальной собственности, обладают личными и имущественными интеллектуальными правами. К этой категории также относятся соавторы и иностранные авторы. Авторы приобретают авторские права в отношении объекта интеллектуальной собственности в результате самого факта создания результата интеллектуальной деятельности;
  • 2) иные лица. К ним можно отнести правопреемников, в том числе наследников автора, организации по коллективному управлению авторскими правами.

В праве интеллектуальной собственности широко используется понятие п равообл а дател я.

Правообладатель - физическое или юридическое лицо, обладающее определенной совокупностью прав в отношении объекта интеллектуальной собственности.

Правообладателями первоначально являются авторы. Правообладателями могут быть также лица, которым права перешли от автора по основаниям, предусмотренным законом (например, при наследовании) или договором.

В зависимости от того, к какой категории относится субъект авторского права, различается объем прав и обязанностей, которыми он обладает в отношении объекта интеллектуальной собственности, и, соответственно, различаются способы реализации исключительных прав.

  • 1) автором может являться только гражданин , то есть физическое лицо . При этом не имеет значения, является ли автор гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • 2) произведение должно быть результатом творческого труда гражданина. Авторами не могут быть признаны лица, которые не внесли личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности. То есть не признается творческой деятельностью оказание материальной, технической, консультационной, организационной или иной помощи автору. Также авторами не являются граждане, которые только способствуют оформлению прав на результат интеллектуальной деятельности или осуществляют контроль за выполнением работ по созданию такого результата. Например, в отношении служебных произведений автором признается именно работник, чьим творческим трудом такой объект был создан, а не работодатель.

Как уже было сказано, автор приобретает права по первичным основаниям. Автор является первоначальным обладателем комплекса личных неимущественных и исключительных (имущественных) прав на произведение. В. А. Дозорцев указывал, что единственным основанием первоначального возникновения творческих имущественных прав является творчество, порождающее прежде всего личное неимущественное право - право авторства .

Являясь первоначальным правообладателем, автор обладает исключительным (имущественным) правом на произведение с момента его создания.

В отличие от личных неимущественных прав, обладателем которых в соответствии с ГК РФ может быть только физическое лицо, исключительное право может принадлежать и юридическим лицам. Исключительное право всегда имеет срочный характер.

  • - наследники - лица, которые по закону или завещанию наследуют имущественные права авторов;
  • - работодатели - лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений;
  • - издатели ;
  • - правопреемники юридических лиц - лица, к которым перешли имущественные права по закону, договору или в силу других юридических оснований (например, в результате реорганизации юридического лица);
  • - организации по коллективному управлению авторскими правами;
  • - иные правообладатели - лица, к которым исключительные права на произведение перешли на основании договора (например, лицензионного договора или договора об отчуждении исключительных прав).

Эти лица являются носителями так называемых производных исключительных авторских прав.

Неимущественные права - право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения - неотчуждаемы и обладают бессрочным характером, но после смерти автора охрана этих прав в соответствии со ст. 1267 ГК РФ может осуществляться:

Согласно ст. 1266 ГК РФ указанные выше лица обладают правом разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается первоначальный замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

  • Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб.статей. М.: Статут, 2005. С. 286.
  • Следует отметить, что в отношении служебных произведений исключительное правопервоначально возникает у работодателя, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и работником не предусмотрено иное.
  • См., например: Судариков С. А. Авторское право: учебник для бакалавров. М. : Проспект, 2014. С. 54.

В процесс общественного использования произведения вовлечено большое количество лиц. Всю совокупность субъектов авторского права следует разделить на четыре категории: авторы , правообладатели, пользователи и потребители. Данное деление проведено по функциональному признаку, поэтому на практике субъект может объединять несколько из указанных категорий даже в отношении одного и того же произведения: автор может быть одновременно правообладателем, пользователь - потребителем и т.д. Важно заметить, что в отличие от других результатов интеллектуальной деятельности объекты авторского права не сосредоточены в определенной профессиональной сфере: практически каждый человек в разных ситуациях и в отношении разных объектов является и автором, и правообладателем, и пользователем, и потребителем. Каждой из указанных категорий соответствует определенный набор прав и обязанностей.

В самом широком плане автором является лицо, создавшее соответствующее произведение. В российском праве автором произведения признается гражданин , творческим трудом которого создано данное произведение. Статус автора указывает на наличие связи "создатель - созданный объект" между произведением и лицом; для того чтобы лицо стало автором, не требуется его признания - достаточно самого факта создания произведения. Приобретение такого статуса приводит к возникновению у автора комплекса прав, однако их утрата по любой причине не изменит этого статуса.

Пользователь - это лицо, использующее произведение литературы, науки и искусства. В авторском праве пользование, как правило, означает действия, направленные на доведение произведения до сведения других лиц; использовать произведение можно только путем создания условия для восприятия произведения другими людьми. В этой связи получение самостоятельного доступа к произведению не является его использованием в смысле авторского права. Иными словами, в авторском праве пользование, как правило, носит общественный характер.

Вместе с тем владелец экземпляра программы для ЭВМ также назван в законе (ст. 1280 ГК РФ) пользователем, и в контексте этой нормы пользование рассматривается как часть правомочий собственника (вещного права владельца экземпляра) и полезные свойства извлекаются таким пользователем преимущественно для себя, а не третьих лиц.

Пользование будет являться правомерным в случае, если лицо осуществляет указанные действия на основании договора или закона (ст. ст. 1272 - 1280 ГК РФ). После перехода произведения в общественное достояние любое использование будет правомерным при условии соблюдения авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Пользователем может быть любое лицо, кроме случаев, когда закон прямо указывает на определенные характеристики лица, которому разрешается использование произведения, например, использовать произведение в соответствии со ст. 1275 ГК РФ могут только библиотеки, архивы и образовательные учреждения.

Потребителем произведения является воспринимающее его лицо - читатель книги, зритель фильма и т.д. или владелец носителя этого произведения. В литературе предлагалось и иное определение потребителя - лицо, осуществляющее потребление продукции, произведенной пользователем. Однако такое определение представляется не вполне точным, так как, делая акцент на "продукции", оно исключает случаи "нематериального потребления", например просмотр фильма или прослушивание музыки через интернет, эфир и т.д. До недавнего времени законодательство об авторском праве (в том числе и в России) практически не обращало внимания на эту фигуру, ограничиваясь констатацией возможности определенных случаев свободного использования произведения. Это было связано с тем, что действия в личной сфере, "в кругу семьи " и т.п. традиционно рассматривались как находящиеся за пределами исключительного права. "Потребление" произведения было свободным и потому не требовало специального регулирования в законодательстве. Однако в последнее десятилетие ситуация начинает меняться. В законодательстве ряда стран появились нормы, позволяющие привлекать к ответственности лицо за получение произведения из "пиратских" источников. Примером может быть французский закон Haute pour la diffusion des uvres et la protection des droits sur internet 2009 г., предусматривающий возможность ограничения доступа в интернет пользователя пиратских ресурсов в интернете. Схожий, и даже еще более жесткий, подход наблюдается в сфере товарных знаков, где законодательство ряда стран (в том числе Италии и Франции) предусматривает возможность привлечения к административной и даже уголовной ответственности приобретателя контрафактной продукции. Все это говорит о том, что постепенно формируется общественное мнение о необходимости потребителю как лицу, от которого зависит спрос на соответствующую продукцию, сознательно относиться к своему выбору и не поощрять нарушителей исключительных прав. В связи с этим можно ожидать появления в законодательстве об авторском праве новых норм, относящихся к потребителю произведения.

Внутри приведенной системы субъектов авторских прав дополнительно могут выделяться особые субъекты в связи со спецификой существующего в отношении их правового регулирования . Так, среди правообладателей можно по разным основаниям выделять наследников, государство, работодателя (подробнее о них см. § 3 настоящей главы), особое положение занимают организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе (см. § 4 настоящей главы) и т.д.

Отдельно необходимо остановиться на использовании при создании произведений компьютерных устройств. Компьютер может использоваться как инструмент, облегчающий работу с произведением (например, для набора и редактирования текста, обработки фотографий и видеоизображения и т.д.), в этом случае ситуация ясна с правовой точки зрения. Но не так просто положение в случае использования систем автоматизированной обработки информации, когда программа выполняет достаточно сложные действия с произведением. Если процесс изменения объекта находится под полным контролем пользователя, то в данном случае мы имеем дело со сложным, но инструментом, находящимся в руках автора. Однако если обработка объекта скрыта от пользователя компьютера, неочевидна для него (например, при запуске фотографом-любителем функции автоматического улучшения фотографии), то нельзя ли в этом случае считать автором произведения компьютер?

Для ответа на данный вопрос нужно понимать цель предоставления комплекса авторских прав создателю произведения. Главная причина этого - стремление стимулировать лиц, занятых творческой деятельностью, к продолжению их труда. Очевидно, что компьютер в таком "поощрении" не нуждается, зато это может быть актуально для лиц, организовавших соответствующий процесс создания произведения. Из этого следует, что пока не появится искусственный интеллект, сопоставимый с человеческим, говорить о признании электронного устройства автором бессмысленно, зато возможно выделение особого субъекта авторского права, организующего процесс создания произведения. Примером реализации этой идеи может быть принятый в 1988 г. в Великобритании Copyright, Designs and Patents Act. Согласно этому закону произведения, созданные компьютером, могут получать авторско-правовую охрану даже в обстоятельствах, где отсутствует автор - человек, а произведение будет считаться созданным лицом, которое осуществило необходимые приготовления к созданию произведения. Английские исследователи Л. Бентли и Б. Шерман указывали, что данная норма может охватывать лицо, которое управляет компьютером, а также того, кто предоставил или запрограммировал компьютер. В то же время логичнее выделять такую фигуру в рамках не авторского права, а смежных прав.

Авторство. Соавторство

Система коллективной защиты прав авторов и правообладателей. Организации по коллективному управлению правами

В условиях современного информационного общества использование произведения приобретает глобальный характер. Очевидно, что как отдельному автору или иному правообладателю затруднительно отслеживать использование его произведения по всему миру, заключать соглашения и выявлять нарушителей, так и для коммерческого пользователя (особенно такого, как, например, теле- или радиокомпания) постоянный поиск авторов произведений и согласование с ними условий использования может стать большой проблемой.

Одним из основных инструментов, призванных решить эту проблему, является коллективное управление авторскими и смежными правами . Оно основано на аккумулировании специальными лицами (которыми согласно п. 1 ст. 1242 ГК РФ могут быть только основанные на членстве некоммерческие организации) прав на произведения и объекты смежных прав с последующим предоставлением лицензий на использование этих объектов заинтересованным лицам. Таким образом, пользователь избегает необходимости отдельно искать каждого правообладателя и вести с ним отдельно переговоры, вместо этого он получает разрешение на использование объектов авторских или смежных прав "пакетом" - сразу на все интересующие его объекты. Удобна эта система и авторам, ведь для обычного человека самостоятельный поиск как потенциальных пользователей, так и нарушителей - чрезвычайно сложная задача.

Вполне понятно, что такая модель будет эффективно работать лишь в случае концентрации прав на большое количество объектов в руках одной организации. Именно поэтому в мире наиболее распространенным вариантом является наличие в каждой стране лишь одной организации, управляющей одним видом прав. В частности, в литературе отмечалось, что в мире существует очень немного примеров сосуществования конкурирующих организаций в области коллективного управления правом на публичное исполнение музыкальных произведений: США , Канада и Бразилия.

Особенностью модели управления правами на коллективной основе, реализованной в Российской Федерации, является выделение специальной категории организаций, выполняющих эти функции, - аккредитованных организаций.

В указанных в ГК РФ сферах организации могут получить государственную аккредитацию, которая дает им право управлять правами не только лиц, заключивших с нею договоры , но и любых иных правообладателей. Это позволяет им выдавать лицензию на использование всех произведений, существующих в определенной сфере. Согласно ст. 1244 ГК РФ такими сферами являются:

  • управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
  • осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения;
  • управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
  • осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;
  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Во всех иных сферах управление правами возможно лишь при условии заключения с правообладателем договора, уполномочивающего организацию на осуществление такого управления.

Существование аккредитованных организаций не препятствует созданию и деятельности обычных организаций по управлению правами на коллективной основе, но очевидно, что им будет трудно конкурировать с аккредитованными организациями.

Модель, в которой некоторые организации по управлению правами на коллективной основе могут заключать лицензионные договоры и от имени правообладателей, не заключивших с нею договоры (ее иногда называют "расширенной лицензией"), существует в целом ряде стран (Австрии, Венгрии, Дании, Исландии, Испании, Норвегии, Словении, Финляндии, Чехии, Швейцарии и др.). Таким образом, российский вариант, хотя и имеет определенные специфические черты, в целом реализует достаточно известные подходы.

Сфера действия аккредитованных организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе прямо ограничена законом . Кроме этого, правообладатель не обязан пользоваться услугами такого лица и в любой момент может потребовать прекратить управление его правами, направив этой организации письменное уведомление с перечислением конкретных произведений или общим указанием на исключение всех его произведений. Аккредитованная организация не может отказать ему в этом, по истечении трех месяцев со дня получения уведомления она должна исключить из управления указанные в уведомлении работы.

Широкие полномочия аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе заставляют государство более внимательно относиться к деятельности этого лица. В частности, порядок утверждения ее устава установлен Правительством РФ , а ее деятельность находится под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти . В то же время закон выводит деятельность аккредитованной организации из-под действия антимонопольного законодательства.

В отношении деятельности организации по управлению правами на коллективной основе, как аккредитованной, так и неаккредитованной, законом установлены и другие требования.

Так, подобная организация, выбрав определенную сферу управления правами, не вправе уже отказать какому-либо правообладателю в принятии на себя управления его правами в этой сфере без достаточных на то оснований. Конечно, она может сослаться, например, на техническую затруднительность обслуживания клиентов свыше определенного числа, но такое утверждение придется доказывать. Отсутствие у правообладателя членства в данной организации не является основанием для отказа в принятии управления, такая организация должна принимать в управление права независимо от того, является ли правообладатель ее членом.

Для аккредитованной организации это правило сформулировано еще более жестко: она не может отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения, если иное не будет установлено законом (п. 5 ст. 1244 ГК РФ).

Организация по управлению правами на коллективной основе приобретает свои полномочия на основании договора с автором. Это не лицензионный договор, а особый договор на управление исключительными правами на соответствующий объект. Он дает организации право заключать лицензионные договоры с пользователями, совершать юридические действия, необходимые для защиты прав , переданных в управление (включая предъявление требований в суде), и т.д., но не предоставляет ей право на использование объектов этих прав. Более того, такой организации вообще запрещено использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы ей в управление.

Предоставляя права на использование соответствующих объектов авторских и смежных прав, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями обычные лицензионные договоры, особенностью которых является лишь то, что право предоставляется не данной организацией (так было бы, если она сама была лицензиатом и заключала сублицензионный договор), а правообладателем. Таким образом, организация по коллективному управлению является лишь посредником между правообладателем и пользователем, непосредственно же право на использование произведения пользователь получает от правообладателя, что повышает безопасность пользователя. При этом на организацию по коллективному управлению возлагаются важные функции по контролю за осуществлением использования произведения или объекта смежных прав пользователем, сбору и распределению вознаграждения за использование соответствующих объектов. В то же время правообладатель вправе сам заключить договор с пользователем, тогда сбор вознаграждения данная организация сможет осуществлять лишь при наличии в лицензионном договоре прямого указания на такую возможность.

Вознаграждение за осуществление всех этих функций организация по управлению правами на коллективной основе берет из собираемого с пользователей вознаграждения, а не получает его с правообладателя, поэтому при отсутствии поступлений от пользователей не получит вознаграждения и данная организация.

Удерживаемые суммы предназначены для покрытия необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения за использование, поэтому вознаграждение организации по коллективному управлению правами должно быть обоснованным. Кроме него, также возможно удержание сумм, направляемых в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, причем размер и порядок удержания фиксируются в уставе организации. Уставом (а не договором с пользователем) определяются и сроки выплаты распределенных сумм правообладателю.

В целях обеспечения контроля за деятельностью организаций по управлению правами на коллективной основе они должны не только отчитываться перед правообладателями, но и вести открытый для всех заинтересованных лиц реестр, включающий сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, и соответствующих объектах авторских и смежных прав. Защищая интересы правообладателя, организация по управлению правами на коллективной основе может предъявлять требования в суде как от имени правообладателей, так и от своего имени (но в интересах представляемых ею правообладателей). Аккредитованная организация, кроме того, может предъявлять в суд требования от имени неопределенного круга правообладателей.

В качестве специальной формы деятельности этих организаций можно рассматривать сбор и распределение вознаграждения, если объекты авторских или смежных прав используются в силу закона без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. Такой случай предусмотрен ст. 1245 ГК РФ (вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях); в 2015 г. предлагалось введение специального сбора за размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет (так называемая глобальная лицензия). Строго говоря, в подобных случаях отсутствует лицензионный договор, т.е. пользователь не получает права на использование произведения или объекта смежных прав, о котором говорит п. 1 ст. 1235 ГК РФ. Вместо этого закон устанавливает специальное изъятие из действия исключительного права, а собираемые суммы носят компенсационный характер и не являются нормальным лицензионным вознаграждением. Следует заметить, что распределение вознаграждения при такой модели не отражает реального использования соответствующего объекта, а строится на некоторых более или менее условных моделях. В таких обстоятельствах организация по управлению правами на коллективной основе фактически выступает в качестве специально уполномоченного лица по сбору и распределению вознаграждения и не должна влиять ни на его размер, ни на условия уплаты.

Целесообразность существования аккредитованных организаций по коллективному управлению правами, предоставляющих права на использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия правообладателей, является предметом активных дискуссий. В частности, разрабатываются законопроекты, предусматривающие отказ от существования подобных организаций или сокращение их числа и т.д. В качестве одного из альтернативных вариантов этого механизма предлагается формирование специального реестра охраняемых объектов авторского и смежных прав. Однако следует заметить, что работоспособность подобных вариантов остается под вопросом. В то же время модели, основанные на "расширенной лицензии", хорошо известны в других странах, и ряд исследователей рассматривают их как наиболее удачный вариант коллективного управления. Представляется, что необходимость смены модели, реализованной на данный момент в Российской Федерации, не является очевидной.