Российской федерации. Основные процессы оформления электронных всд

Оформляемые ВСД в системе “Меркурий” могут находиться в одном из следующих состояний:

  • «проект» – оформление ВСД начато, но не завершено, ВСД недействителен;
  • «действителен» – оформление ВСД завершено, ВСД не аннулирован и не погашен;
  • «погашен» – оформление ВСД завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар оформлен ВСД, завершена, данные ВСД соответствуют действительности, но погашенный ВСД не может быть использован повторно;
  • «аннулирован» оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности.

Основное правило системы “Меркурий” – каждый электронный ВСД оформляется на основании предыдущего этапа поставки товара. При этом на один товар (номенклатурную единицу) в системе “Меркурий” оформляется один ВСД, даже если в учетной системе предприятия данный товар зарегистрирован в нескольких записях справочника. Это справедливо и для транспортных документов: в одном ВСД оформляется сопровождение перевозки с одного склада-отправителя ровно на один склад-получатель указанного груза (см. Приложение А).

Оформление заявки на ВСД

Заявка на ВСД оформляется в электронной форме в системе “Меркурий” пользователем, зарегистрированным с правами доступа «авторизованный заявитель», «оформление возвратных сертификатов», «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР» или «аттестованный специалист».

В заявке на оформление ВСД заявитель указывает данные о:

  • подконтрольном товаре, на который необходимо оформить ВСД;
  • цели оформления ВСД (оформление производственной партии, переход права собственности, перемещение);
  • транспортном средстве, используемом для перемещения (при перемещении подконтрольного товара);
  • месте отправления и месте назначения, условиях транспортировки (при перемещении подконтрольного товара).

В заявке заявитель также указывает лицо, орган или учреждение, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, уполномоченные производить оформление ВСД (уполномоченные лица), или указывает, что заявка должна быть рассмотрена системой в автоматическом режиме в случае, если ВСД оформляется лицом с правами доступа «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР», «оформление возвратных сертификатов»,
«аттестованный специалист», оформившим заявку на оформление ВСД.

Заявка на оформление ВСД рассматривается уполномоченными лицами в течение 1 рабочего дня с момента оформления заявки или системой “Меркурий” в автоматическом режиме в течение 1 часа с момента оформления заявки. По результатам рассмотрения заявки уполномоченные лица, принимают одно из следующих решений:

  • оформить ВСД без проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств,
  • оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств;
  • отказать в оформлении ВСД.

В случае, если уполномоченным лицом принято решение оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств указанное лицо посредством ФГИС незамедлительно извещает заявителя о принятом решении, в котором указывает основания для принятия такого решения и назначает проведение этих исследований.

В течение суток после ввода в систему “Меркурий” результатов лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств должностное лицо оформляет ВСД или отказывает в оформлении ВСД и незамедлительно доводит это до сведения заявителя с помощью системы.

Законными основаниями для отказа в оформлении ВСД являются:

  • предоставление заявителем недостоверных или неполных данных о подконтрольном товаре;
  • несоответствие подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством; несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством;
  • отсутствие у лица, которому направлена заявка, прав производить оформление ВСД на данный подконтрольный товар;
  • отсутствие в ФГИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре в случае, если в заявке указано, что заявка должна быть рассмотрена ФГИС в автоматическом режиме;
  • отсутствие у владельца (перевозчика) или получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар;
  • наличие ограничений на вывоз с территории, откуда производится вывоз подконтрольного товара, или на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара; наличие запрета или ограничений на перевозку подконтрольного товара с территории
    отправления на территорию назначения.

Оформление ВСД завершается в момент присвоения ему уникального номера в системе “Меркурий”.

Аннулирование ВСД

Аннулирование оформленного ВСД производится сразу после наступления соответствующего события или установления факта, в связи с которым нужно аннулировать ВСД. Важно, чтобы лицо, аннулирующее ВСД, было зарегистрировано в системе “Меркурий” и имело право оформлять документы того же типа.

ВСД на производственную партию подконтрольного товара аннулируется:

  • по истечении срока годности (срока хранения) подконтрольного товара, при этом система “Меркурий” аннулирует документ автоматически, если он оформлен в электронной форме;
  • если самим производителем после оформления или в ходе государственного надзора обнаружено несоответствие партии установленным требованиям;
  • при наличии в оформленном ВСД ошибок, опечаток или при вводе в ВСД ошибочных данных.

ВСД на транспортную партию аннулируется при смене транспортного средства. Также аннулирование осуществляется по желанию владельца (перевозчика), если ВСД оформлен, но транспортировка не началась. Если же транспортировка началась, но владелец (перевозчик) подконтрольного товара желает ее отменить, то он оформляет возвратный ВСД, который сопровождает транспортную партию подконтрольного товара до места отправки.

Гашение ВСД

Гашение ВСД на производственную партию подконтрольного товара не производится. Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, перемещаемого со сменой владельца (перевозчика) или без смены владельца (перевозчика), осуществляется в течение одного рабочего дня после доставки и приемки подконтрольного товара в месте назначения зарегистрированным пользователем системы “Меркурий” с правом доступа “гашение сертификатов”.

Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения товара, осуществляется в течение одного рабочего дня после перехода права собственности.

Возвратные ВСД

Возвратные ВСД на производственную партию подконтрольного товара, а также на транспортную партию, собственность на которую переходит без перемещения самого товара, не оформляются. В случае, если новый владелец (перевозчик) возвращает подконтрольный товар предыдущему владельцу, оформляется новый ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения подконтрольного товара.

Оформление возвратного ВСД осуществляется при отказе от приемки всей партии подконтрольного товара или ее части независимо от основания отказа. ВСД оформляется на объем подконтрольного товара, который возвращается в случае отказа принятия всей партии подконтрольного товара. При этом указывается основание отказа от приемки подконтрольного товара.

Оформление возвратного ВСД при перемещении со сменой собственника или без смены собственника осуществляется только в случае возврата партии (части партии) подконтрольного товара из места назначения в место отправления тем же транспортным средством, которым осуществлена доставка подконтрольного товара в место назначения.

Работа в режиме офлайн

Согласно “Ветеринарным правилам…”, в случаях временных повреждений линий электронной связи или ее отсутствия в месте, где необходимо проводить оформление, аннулирование и гашение ВСД в системе “Меркурий”, допускается удаленная работа по этим операциям. Федеральный закон от 28.12.2017 №431-ФЗ, утвердивший перенос сроков начала обязательной электронной ветеринарной сертификации с 1 января на 1 июля 2018 г., допускает оформление ВСД на бумажных бланках в случае:

  • аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые привели к невозможности эксплуатации ВетИС, до устранения их последствий;
  • отсутствия возможности использования ВетИС в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к сети Интернет;
  • если в ВСД содержатся сведения, составляющие государственную или служебную тайну так называемых силовых ведомств.

При этом список населенных пунктов, оказавшихся вне зоны доступа к Сети, должен быть утвержден в каждом регионе отдельно соответствующим высшим исполнительным органом власти (правительством или администрацией субъекта РФ) по согласованию с Россельхознадзором и затем опубликован на официальном сайте регионального правительства. Закон никак не регламентирует порядок и сроки формирования и публикации подобных списков, а также специально не оговаривает ответственность за их выполнение. Формально исполнителем является федеральный регулятор в сфере ветеринарного и
фитосанитарного контроля – Россельхознадзор, и его территориальные управления – на местах. Однако из данного закона не ясно, какими критериями необходимо руководствоваться при формировании такого перечня.

Например, для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме, Минкомсвязь России Приказом от 05.12.2016 №616 установило единственным критерием определения местности как отдаленной от сетей связи численность населения – не более 10 тыс. человек. Более того, ФНС России в Письме от 03.04.2018 №ММВ-20-20/33@ разъясняет: “Если интернета нет или он часто пропадает, местность может попасть в список отдаленных от сетей связи. Его составляют и утверждают региональные власти. Ищите свое поселение в списке на сайте местной администрации”. И действительно, власти Амурской, Астраханской, Кировской, Курганской, Липецкой, Пензенской, Ростовской, Томской, Ульяновской и Ярославской областей, Забайкальского и Пермского краев, республик Коми, Башкортостан и Саха-Якутия, Чувашской республики, Чукотского автономного округа такие списки уже опубликовали.

Тем не менее, нет достаточных законных оснований (в том числе судебных прецедентов) использовать указанные перечни и критерий Минкомсвязи, чтобы правомерно отказаться от работы с системой “Меркурий”, например, сельским фермерам и пасечникам труднодоступных районов. Для этого необходимо иметь свой поселок в списке, утвержденном согласно упомянутому Федеральному закону №431-ФЗ. По неочевидным причинам при составлении такого списка должно учитываться мнение Россельхознадзора, но не Минкомсвязи, и более того – не ясно, каким образом региональное правительство составит и верифицирует перечень удаленных от сетей связи населенных пунктов, если для этого нет никакой нормативной и методической базы, и органы местного самоуправления не уполномочены собирать соответствующие заявки по своим предприятиям-резидентам. Кроме того, ряд экспертов, в частности, юристы “Консультант Плюс”, у тверждают, что, с правовой точки зрения, отсутствие перечня местностей, удаленных от сетей связи, само по себе де-юре свидетельствует о том, что в том или ином субъекте РФ таких местностей просто нет.

Вероятно, не желая попасть в ряды отстающих по темпам цифровизации экономики, региональные органы исполнительной власти не спешат публиковать перечни с конкретными наименованиями населенных пунктов, где нет выхода в Интернет. В лучшем случае можно обнаружить материалы, подобные информационному бюллетеню отрасли “Связь” Алтайского края, в котором, в частности, приводятся данные по обеспечению населения различных муниципалитетов широкополосным доступом в Сеть. Согласно бюллетеню, население только 10 из 59 районов края обеспечено таким доступом на 90-100%, и в 22 районах обеспеченность интернет-связью находится в пределах 65%, что оставляет в режиме удаленной работы с “Меркурием” порядка 25% хозяйствующих субъектов края, и это лишь по официальным оценкам. С другой стороны, в Липецкой области, по отчетам администрации, оптоволокно доведено до всех поселений региона, и в 90% малых населенных пунктов (до 500 человек) созданы зоны публичного интернет-доступа.

Согласно Росстату, на 01.01.2017 в России 1208 поселков городского типа, из них 1016 с населением менее 10 тыс. человек. Теоретически, по критерию Минкомсвязи, все юрлица этих 1016 поселков могут претендовать на право удаленной работы с системой “Меркурий” . В связи с этим возникает еще один вопрос – что законодатель понимает под “удаленной работой” в контексте информационно-коммуникационных технологий. Опираясь на текст Федерального закона №431-ФЗ, а также “Ветеринарные правила …”, можно предположить, что речь идет об учете оформленного на бумажном носителе ВСД, которая осуществляется путем ввода данных такого ветеринарного документа в систему “Меркурий” лицом, его оформившим, в течение 1 месяца с момента его оформления. Исключение составляет госбезопасность, когда бумажные ВСД оформляют ветеринарно-санитарные службы так называемых силовых федеральных ведомств: здесь при регистрации документов в “Меркурии” указывают только их номера и даты выдачи. Однако это не объясняет, каким образом уполномоченный работник предприятия, фермы, рыбного хозяйства или ветеринарный врач отдаленной сельской местности, не имея доступа к сети Интернет, сможет загружать в систему весь объем данных по своим бумажным ВСД.

Давальческая схема

Отдельно Россельхознадзор комментирует правоприменение норм нового порядка электронной сертификации в отношении производства и перемещения при использовании предпринимателем так называемой «давальческой» схемы при переработке. Данная схема имеет два основных варианта реализации.

Первый заключается в том, что один хозяйствующий субъект (“Давалец”) приобретает (или получает, или заготавливает, или добывает) сырье для переработки и доставляет его на перерабатывающее предприятие, принадлежащее второму хозяйствующему субъекту (“Производитель”). Производитель на своем предприятии перерабатывает некое сырье в готовый продукт. Сырье принадлежит Давальцу, и полученный продукт остается в его собственности. Второй вариант заключается в том, что сырье, принадлежащее третьему хозяйствующему субъекту (“Поставщик”), поступает на перерабатывающее предприятие и там приобретается Давальцем. Далее выполняется сценарий, описанный в первом варианте.

Взаимоотношения Давальца и Производителя урегулированы договором (контрактом) между ними. При этом ответственность за качество и безопасность выпущенного продукта, согласно законодательству РФ, лежит на производителе, но производитель в описываемой схеме не является собственником произведенного товара. Россельхознадзор рекомендует использовать следующий алгоритм оформления ветеринарных сопроводительных документов. При
использовании обоих сценариев в договоре (контракте) следует прямо отражать, что его предметом является оказание услуг (услуг по переработке сырья или услуг по производству продукта).

В случае первого сценария Давалец, который планирует переработать свой подконтрольный товар (сырье), оформляет транспортный электронный ВСД в адрес перерабатывающего предприятия. Поскольку собственник товара не меняется, электронный ВСД оформляется по транзакции «перевозка без смены владельца». Объект, в адрес которого направляется давальческое сырье, должен быть зарегистрирован в системе “Цербер” (как и оба юрлица), и между ним и Давальцем должна быть установлена связь – в системе должна быть запись о том, что Давалец осуществляет деятельность на этом объекте.

Необходимо отметить, что два и более юридических лица могут вести коммерческую деятельность на одном объекте. Тем не менее, объектом, на котором работает Давалец, должен быть именно тот объект, где фактически происходит переработка его сырья. Это дает возможность Давальцу (или его представителю, которым может быть, в частности, должностное лицо Производителя) осуществить гашение электронного ВСД на сырье, поступающее на объект Производителя.

Далее отображается процесс переработки. Как было указано ранее, переработка сырья в данном случае является услугой, оказываемой Производителем Давальцу, а сырье и полученный из него переработанный товар не меняют собственника и принадлежат Давальцу. Отображением процесса переработки является оформление производственного электронного ВСД. В этом случае сертификат опять же формируется Давальцем или представителем Давальца, которым может быть и должностное лицо Производителя.

В производственном электронном ВСД Давальцем (или его представителем) в поле «Производитель» указывается именно то перерабатывающее предприятие, которое оказывает услугу по переработке. Эта запись должна полностью совпадать с этикеткой переработанного товара, этим снимается вопрос о необходимости упоминания в сертификате наименования Производителя.

В случае, если Производитель в целях обеспечения качества своих производственных процессов пожелает осуществлять документарный контроль электронных ВСД, поступающих на перерабатывающее предприятие, списание сырья в производство и. т. д., оформление производственных сертификатов, его уполномоченные лица могут быть назначены доверенными лицами на осуществление «гашения» и формирования производственных сертификатов в электронных журналах Давальца, это фиксируется в дополнительном соглашении к договору на услугу переработки.

При отгрузках изготовленного товара с перерабатывающего предприятия транспортные электронные ВСД оформляются Давальцем или его представителем на перемещение со сменой или без смены владельца в зависимости от того, когда и где передается право собственности на произведенный товар.

Во втором варианте давальческой схемы следует использовать аналогичные подходы, за следующими исключениями. Сырье, поступившее на перерабатывающее предприятие, меняет собственника: до поставки на переработку собственником был Поставщик, а на перерабатывающем предприятии им становится Давалец. Соответственно, и Поставщик, и Давалец должны быть зарегистрированы в системе “Цербер”, а электронный ВСД должен оформляться по транзакции «смена владельца с перемещением» (если собственность на сырье переходит к Давальцу в момент доставки сырья на предприятие или в пути) или по транзакции «смена собственника без перемещения» (если собственность на сырье переходит к Давальцу позднее доставки сырья на предприятие). Такой ВСД гасится Давальцем, и далее выполняется такая же последовательность шагов, как описано выше.

Правовые последствия нарушений порядка ветеринарной сертификации

Хотя участники оборота продукции, перечисленной в Приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 №648, и обязаны оформлять все ВСД через «Меркурий» с 1 июля 2018 г., строго говоря, нет достаточных юридических оснований считать документы старого образца не действительными. К примеру, если молочный завод оформил сертификат на партию сметаны на бумажном бланке на основании заключения собственного аттестованного специалиста, это не означает, что такая партия отправится на оптовый склад без сопроводительной документации. Действующая редакция КоАП РФ предусматривает штраф только за перевозку совсем без ветсертификатов – для юрлиц до 500 тыс. рублей. При этом законопроект поправок к кодексу, в котором прописаны санкции за отсутствие электронных ВСД, пока еще на стадии оценки регулирующего воздействия, проходит независимую антикоррупционную экспертизу и вступит в силу не раньше 2019 г.

Полугодовой мораторий на административную ответственность был введен в текст законопроекта по предложению Ассоциации производителей кормов для домашних животных АПК России. Следует отметить, что, согласно докладу Россельхознадзора об итогах деятельности, за 2017 г. ведомством было оформлено порядка 25 тыс. протоколов об административных правонарушениях в сфере ветнадзора (из них только 42 привели к приостановке хозяйственной деятельности), что составляет 1,2% от числа предприятий подконтрольных отраслей экономики (2041,8 тыс. юрлиц) и лишь 0,5% от общего количества коммерческих юрлиц в стране (4764,5 тыс. юрлиц), по данным Росстата. Цифры столь не значительны не потому, что исправно соблюдаются нормы ветеринарного законодательства (в 2017 г. оштрафовано каждое 20-е юрлицо на общую сумму свыше 480 млн. руб.), а из-за высокой загруженности инспекторов и тренда на сокращение количества проверок. Поэтому основной причиной опасений рынка поднадзорной продукции служат не проверки и штрафы, а ограничения со стороны крупных участников товарооборота – оптовых покупателей сырья и продукции животного происхождения.

Так, согласно сообщениям поставщиков, представители X5 Retail Group заявили, что откажутся принимать поднадзорные продукты в своих розничных сетях без ВСД, зарегистрированных в системе “Меркурий”. “Руководство для поставщиков” Metro Cash & Carry также обязывает поставщиков оформлять ВСД исключительно в системе “Меркурий”, на каждую партию каждого наименования поставляемого товара, и предоставлять перечень соответствующих этим ВСД двумерных штрих-кодов, сформированных системой. Насколько подобные действия окажутся правомерными, вероятно, покажет судебная практика после 1 июля.

Также эксперты отмечают, что одно из последствий правонарушений в сфере электронной ветсертификации возникает при выявлении расхождений в приходе и расходе продукции животного происхождения – контролирующие органы информируются об этом автоматически, формируются задания на внеочередные выездные проверки предприятий, и чем больше расхождений в учете товара, тем выше вероятность проверки.

Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов

Вниманию :

сотрудников и руководителей органов государственной власти в сфере ветеринарии субъектов Российской Федерации

сотрудников и руководителей территориальных управлений Россельхознадзора

хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт, добычу, производство и оборот подконтрольных госветнадзору товаров

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Позвольте привлечь ваше внимание к одному практически важному вопросу, связанному с осуществлением ветеринарной сертификации.

Как вам известно, летом 2015 года были приняты изменения в ФЗ «О ветеринарии». Они внесены Федеральным Законом N 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты российской федерации», принятым Государственной Думой 1 июля 2015 года, одобренным Советом Федерации 8 июля 2015 года, подписанным Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 года и вступившим в силу 15 июля 2015 года.

ФЗ «О ветеринарии» с изменениями, внесенными ФЗ N 243-ФЗ, заложил основу для изменения порядка ветеринарной сертификации с целью внедрения электронной ветеринарной сертификации и на ее основе - прослеживаемости подконтрольных товаров.

Для внедрения этих изменений необходимо было принятие ряда подзаконных нормативных документов (приказы Минсельхоза России и постановления Правительства России).

Среди этих подзаконных актов есть один, на особенности правильного применения которых я хотел бы обратить ваше внимание.

Это Приказ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами»;

Приказ № 648 - это, фактически, «три в одном»:

это приказ , регламентирующий при обороте каких подконтрольных товаров надлежит оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) (после 01.01.18). Эта норма работает в сочетании с пунктом 1 Статьи 2.3. ФЗ «О ветеринарии», где сказано:

«Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.»

это приказ , устанавливающий ВСД на какие подконтрольные товары имеют право оформлять ветеринарные специалисты, являющиеся сотрудниками органов государственной власти в сфере ветеринарии. Эта норма работает в сочетании с пунктом 4 Статьи 2.3. ФЗ N 243-ФЗ - он же пункт 4 Статьи 2.3. ФЗ «О ветеринарии», где сказано:

«Уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары

это приказ , «конкретизирующий» ВСД на какие подконтрольные товары должны оформляться с момента принятия указанного перечня, а на какие с 01.01.2018. Эта норма работает в сочетании с пунктом 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ, где сказано:

«До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.»

Первые две ипостаси данного приказа ясны:

он установил перечень подконтрольных товаров, на которые с 01.01.2018 в обязательном порядке оформляются электронные ветеринарные сопроводительные документы и он сказал, что ветеринары - сотрудники госветслужбы России могут оформлять ВСД на любые товары из данного перечня, т.е. повторил норму пункта 4 Статьи 2.3. ФЗ «О ветеринарии».

А вот третья ипостась может привнести проблемы на протяжении периода от вступления в силу Приказа № 648 до 01.01.2018.

Отметим, что этой третьей ипостаси в приказе по нашему мнению не должно было быть. Однако, она появилась по настоянию Минэкономразвития России (Департамент ОРВ).

Не должно было быть, так как норма пункта 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ предельно ясна. В этом случае любая «конкретизация» несет риск неправильного применения и, соответственно, возникновения проблем при обороте подконтрольных товаров.

Эта норма пункта 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ простым человеческим языком говорит, что не требуется (в обязательном порядке) оформления ВСД на те товары, на которые они не оформлялись до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ).

Проблема состоит в том, норма закона, где указана необходимость создания перечня, отсылает нас через упоминание о нормативно - правовой базе ЕврАзЭс к Перечню подконтрольных товаров, утвержденных Решением №317, а он основан на кодах ТН ВЭД.

А этот основанный на кодах ТН ВЭД перечень не возможно адекватно соотнести с теми товарами, на которые до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ) оформлялись ВСД. Структура кодов ТН ВЭД - другая и создавалась для совершенно иных целей. В отдельный конкретный код ТН ВЭД зачастую входят и те товары, на которые ВСД до этого времени не оформлялись и на которые они до этого времени оформлялись. Часть таких пунктов Минсельхозу России удалось «развязать» ясно, часть - нет. Поэтому при применении этого приказа может возникнуть проблема с толкованием того как работают его нормы в сочетании со статьей пунктом 3 Статьи 4 ФЗ N 243-ФЗ.

Обращаем ваше внимание на то, что органы государственной власти с момента вступления в силу Приказа №648 НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ТРЕБОВАТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ВСД на ту продукцию, на которую они не оформлялись до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ), даже в случаях, когда в их прочтении Приказ № 648 требует их оформления.

Не имеют, поскольку это противоречит нормам нормативного документа высшей юридической силы - ФЗ «О ветеринарии».

Второй (связанный с первым вопрос) состоит в том, могут ли требовать участники оборота (например, магазин или сетевой магазин) от других участников оборота - своих поставщиков (например, от производителя готовой, фасованной молочной продукции из пастеризованного молока) того, чтобы они поставляли им те подконтрольные товары, на которые они не оформлялись до 15 июля 2015 года (т.е. до даты вступления в силу ФЗ N 243-ФЗ), исключительно в сопровождении ВСД?

В сопровождении бумажных ВСД не могут - законодательство такого права им не дало.

А как с электронными ВСД? Этот вопрос возникает в связи с тем, что в законе есть норма разрешающая оформление электронных ВСД ПО ЖЕЛАНИЮ собственника подконтрольного товара.

Т.е., если производитель ЖЕЛАЕТ оформлять электронные ВСД - он может их оформлять. Если по каким-то причинам НЕ ЖЕЛАЕТ, то не оформляет.

Может ли упомянутый магазин (сетевой магазин) - следующий за производителем собственник этих товаров - ПОЖЕЛАТЬ чтобы на принадлежащие ему товары ВСД в электронном виде были оформлены?

Ответ: да, может - ФЗ дает ему такое право. По каким соображениям оставляю за кадром (может быть он хочет торговать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО товарами, происхождение и состав которых известны ему и через него - конечному приобретателю - потребителю, может по другой причине). Может и не пожелать.

Однако, нет возможности оформить электронный ВСД, например, на складе, если на поставляемый на склад товар такой ВСД не оформлен.

По этой причине магазин может (имеет право) потребовать от поставщика оформления ВСД в электронном виде. Но это вопрос взаимоотношений участников рынка, в который государственные контрольные органы вмешиваться (до 01.01.18) не должны, поскольку такого права законодательство им не предоставило.

Попутно позвольте дать маленький комментарий по связанным с Приказом № 648 вопросам. Дело в том, что одновременно с ним были изданы еще два Приказа Минсельхоза России:

Приказ от 18 декабря 2015 г. №647 Об утверждении перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

Приказ от 18 декабря 2015 г. № 646 Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы.

Обращаю ваше внимание на то, что:

Приказ № 647 может начать действовать не ранее вступления в силу Постановления Правительства о порядке аттестации ветеринарных специалистов, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Это постановление сейчас существует в виде проекта, который дорабатывается и вскоре, вероятно, будет принят.

Приказ № 646 может начать действовать не ранее вступления в действие Приказа Минсельхоза России, который установит порядок аттестации таких уполномоченных лиц. Такой порядок сейчас в виде проекта разработан и дорабатывается на площадке Минсельхоза России. По предварительному решению этот порядок будет одним из приложений к Правилам оформления ветеринарных сопроводительных документов, работа над которым сейчас в завершающей стадии.

С наилучшими пожеланиями

Для оформления транспортной электронной ЭВСД необходимо войти в личный кабинет Меркурий ХС Россельзонадзор по ссылке mercury.vetrf.ru/hs Входить надо по адресу торговой точки, чтобы работать активно в системе.

Оформление ВСД в электронном виде. Инструкция по оформлению транспортной ВСД.

Для оформления транспортного ЭВСД . Необходимо зайти в раздел "Транзакции" и нажать "Добавить"

В открывшемся окне выбираем тип транзакции "перевозка со сменой владельца", выбираем вид транспорта, вводим номер транспорта, способ хранения товара , который будет передаваться и нажимаем "Сохранить".

В открывшемся окне заполняем, кто будет перевозить продукцию (торговую точку, подконтрольный объект) как "Фирма перевозчик" . Выбираем фирму получатель, выбираем организацию, которая покупает продукцию как "Предприятие получатель" и выбираем подконтрольный объект (торговую точку) организации, которой передается продукции как "Фирму получатель" , все эти организации можно искать из справочника, нажав на лупу поиска .

Чтобы долго не искать организацию, можно добавить в избранное, нажав на галочку "сохранить получателя в избранное" . Ввести серию и номер ТТН дату и тип документа и нажать "Сохранить" .

Указываем маршрут движения товара от отправителя до получателя . Для добавления самой продукции нажимаем иконку с зеленым плюсиком.

Выбираем какая продукция , скоропортящаяся, не скоропортящаяся продукция, либо это живое животное и нажимаем на иконку поиска .

Выбираем из списка нужную продукцию, указываем объем продукции, единицу измерения продукции и какая будет упаковка и нажимаем "Сохранить", если надо еще добавить продукции нажимаем тогда "Сохранить ещё".

Инвентаризация Создание акта несоответствия Гашение ВСД Гашение импортных ветеринарных сертификатов Гашение входящих ВСД Уполномоченное гашение эВСД Транзакции Добавление заявок на оформление ВСД Оформление незавершенного производства Оформление ВСД на сырое молоко Заявки на вет. серт. Просмотр статуса заявки на получение сертификата на вывоз в Меркурий.ХС Добавление заявок на получение сертификата без наличия разрешения в Меркурий.ХС Настройки Настройка зон ответственности Отправка запроса на уполномоченное гашение Рассмотрение запроса на уполномоченное гашение Подсистемы Меркурий.СВХ Меркурий.ГВЭ Меркурий.ХС Меркурий.ТУ Меркурий.Уведомления Проверка ВСД Mercury.Notice

Предназначение операции

Запись журнала, которая была создана в результате оформления транзакции , содержит ссылку на справку о безопасности, а также результаты лабораторных исследований.

Справки о безопасности сырого молока могут находиться в следующих статусах:

  • Создана – транзакция типа «Справка о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков» создана, но не оформлена ветеринарным врачом;
  • Действительна – справка оформлена ветеринарным врачом и действует не более 1 месяца;
  • Недействительна – истек срок действия справки о безопасности сырого молока, либо отписан весь объем, указанный в справке;
  • Аннулирована – справка объявлена недействительной.

Предусловия и подготовительные операции

Для выполнения операции по оформлению эВСД на сырое молоко необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Пользователь должен иметь доступ к подсистеме «Меркурий.ХС» с ролями «Администратор» или «Пользователь» .
  2. Пользователь должен иметь право доступа .
  3. Наличие записи журнала вырабатываемой продукции, созданной на основе справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочной ферме.

Для реализации функции средствами подсистемы необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выполните вход в подсистему «Меркурий.ХС» .
  2. Выберите из списка обслуживаемых предприятий площадку, являющуюся местом отправления подконтрольного товара.
  3. Проверьте складской журнал предприятия на наличие записей о продукции.

Основные действия

Для создания заявки на оформление транзакции в системе Меркурий должны быть выполнены следующие действия:

Создание транзакции

  1. Откройте раздел «Транзакции» .
  2. На открывшейся странице нажмите на кнопку «Добавить транзакцию» «Создание транзакции» .
  3. На открывшейся странице создания транзакции в блоке «Редактируемые данные» выберите один из следующих типов транзакции: , , «Смена владельца без перевозки»
  4. В блоке «Транспорт» внесите сведения о транспортном средстве (ТС), на котором груз будет перемещаться, укажите вид транспорта и номер ТС.
  5. Выберите «Способ хранения при перевозке» . Для этого наведите курсор на соответствующую запись в выпадающем списке и нажмите на левую кнопку мыши.
  6. Нажмите на кнопку «Сохранить» . В результате сформируется транзакция и откроется страница просмотра информации о транзакции, на которой содержится следующая информация:
    • Блоки: «История принятия решений по транзакции», «Нередактируемые данные», «Редактируемые данные», «Получатели».
    • Кнопки: «Оформить», «Редактировать», «Удалить», «Создать шаблон», «Отмена».

Обратите внимание, блок «Транспорт» доступен только при оформлении транзакции типа «Перевозка со сменой владельца» и «Перевозка без смены владельца»

Добавление получателя

  1. На странице в блоке «Получатели» перейдите по ссылке «Добавить» для внесения сведений о месте назначения, то есть о получателе или получателях продукции. В результате откроется страница «Добавление получателя» , на которой содержатся блоки:
    • «Информация для выбора шаблона получателя» . В поле «Избранные получатели» выберите контрагента. В данном случае контрагент представляет собой пару – фирма-покупатель и предприятие с фактическим адресом доставки. Для этого наведите курсор на соответствующую запись в выпадающем списке и нажмите на левую кнопку мыши. В результате фирма-получатель и предприятие-получатель автоматически будут заполнены.
      Для того, чтобы добавить получателя в избранных, в блоке «Информация о получателе» выберите фирму-получатель и предприятие-получатель и поставьте галочку «сохранить получателя в избранное» .
      В поле «Фирма-перевозчик» , при необходимости, укажите транспортную компанию. В рамках системы фирма-перевозчик – это третье юридическое лицо, которое оказывает только транспортные услуги.
    • «Информация о получателях». В данном блоке необходимо выполнить поиск и выбор контрагента – фирмы и предприятия. Для этого выполните действия:
      • В поле «Фирма-получатель» введите ИНН, нажмите на кнопку «Поиск» (пиктограмма «лупа») и выберите найденного ХС из выпадающего списка нажатием на левую кнопку мыши.
      • В поле «Предприятие-получатель» нажмите на кнопку «Поиск» (пиктограмма «лупа»), в появившемся выпадающем списке связанных с выбранным на предыдущем шаге ХС площадок выберите нужную нажатием левой кнопкой мыши. Если у фирмы-получателя большой список связанных площадок, то воспользуйтесь функцией «Расширенный поиск» . Для этого выполните следующие действия:
        • Введите название предприятия без аббревиатур или полного указания организационно-правовой формы организации «ООО», «ЗАО» и т.д. и без кавычек;
        • В «Расширенном поиске» укажите в адресе населенный пункт или улицу без сокращений «д.», «г.», «ул.» и т.д. нажмите на пиктограмму «лупа», выберите найденное предприятие нажатием левой кнопки мыши на строку с наименованием.
    • «Информация о ТТН» . В данном блоке установите режим «Указать ТТН» для внесения сведений о товарно-транспортной накладной или «ТТН отсутствует» , если нет необходимости вносить информацию о товарно-транспортной накладной.
    • «Связанные документы» . Данный блок заполняется при необходимости.
      Для добавления связанного документа должны быть выполнены следующие действия:
    • В блоке «Связанные документы» нажмите на ссылку «Добавить» для внесения сведений о товарных документах, сопровождающих груз при поставках.
    • Укажите необходимые данные: серия, номер, дата и тип документа.
  2. Нажмите на кнопку «Сохранить» на странице добавления получателя. В результате откроется страница «Просмотр информации о транзакции» .

В одной транзакции возможно указать одного и более получателей, в адрес которых будет следовать указанное транспортное средство.

Добавление продукции

Для каждого получателя в транзакции необходимо указать продукцию из раздела «Журнал продукции» текущего обслуживаемого предприятия.

Для того, чтобы добавить груз в оформляемую транзакцию должны быть выполнены следующие действия:

  1. На странице просмотра информации о транзакции в блоке «Получатели» нажмите на кнопку «Добавить продукцию из журнала для оформления ВСД» (пиктограмма «белый лист с зеленым кружком»). В результате откроется страница «Добавление продукции» .
  2. На странице добавления продукции выберите запись из журнала продукции предприятия.
    В системе «Меркурий» предусматривается поиск по конкретному номеру записи в журнале продукции, либо по названию продукции (поиск возможно выполнить и по части названия).
  3. В блоке «Продукция» при добавлении продукции необходимо обязательно внести следующие сведения:
    • Объем продукции - укажите фактический объём перемещаемой партии сырого молока/сливок;
    • Дата выработки продукции - переключите способ указания даты на «дата» и внесите фактическую дату выработки перемещаемой партии сырого молока/сливок;
    • Годен до - переключите способ указания даты на «дата» и внесите фактический срок годности перемещаемой партии сырого молока/сливок;
    • Упаковка (пример: транспортный (Логистический) уровень, цистерна цилиндрическая);
    • Благополучие местности - по умолчанию установлено «Местность благополучна по заразным болезням животных»;
    • Цель (пример, переработка);
    • Ветеринарно-санитарная экспертиза (подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объёме).
  4. Нажмите на кнопку «Сохранить» . В результате откроется страница «Просмотр информации о транзакции» , на которой отображаются все сведения о транзакции.
  5. Нажмите на кнопку «Оформить» .

Заключительные действия

В результате выполнения основных действий осуществляется списание объема продукции из записи журнала предприятия, созданной на основании справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, и оформляется транспортный ветеринарный сопроводительный документ в электронном виде.

Форма эВСД определяется автоматически, в зависимости от типа выбранной транзакции и продукции:

  • Ветеринарная справка формы №4 – при перевозке внутри города или района;
  • Ветеринарное свидетельство №2 – при перевозке между районами или регионами.

Исключительные ситуации

Уполномоченное лицо ХС не сможет оформить транзакцию, если выполняется хотя бы одно из условий:

  1. Пользователь не имеет право доступа «Оформление ВСД на сырое молоко (при наличии справки о безопасности сырого молока)» . В таком случае запись журнала продукции, созданная в результате оформления справки о ветеринарно-санитарном благополучии, не будет отображаться при поиске добавлении продукции в транзакцию. При поиске такой записи журнала по номеру появится ошибка, содержащая следующее сообщение: «Записей журнала не найдено. Попробуйте расширить условия поиска» .
  2. Отсутствует справка о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков. В таком случае транспортный эВСД на молоко-сырье сможет оформить только ветеринарный врач.
  3. Справка о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков недействительная.

По техническим вопросам, связанным с работой во ФГИС «Меркурий» , обращаться по электронной почте на адрес [email protected] .

Ресурсы

Временные затраты на создание/оформление одной транзакции на сырое молоко, содержащей одну позицию продукции и одного получателя составляют не более 1 минуты.

Ссылки

  • http://fsvps.ru/fsvps/news/17850.html – О новых разработках в сфере электронной сертификации в молочном секторе

Товаропроизводители и дистрибьюторы продукции животного происхождения обязаны с 1 июля перейти на электронные ВСД, сформированные в ФГИС Меркурий. В данной статье мы рассмотрим, что это за система, как в ней работать и чем отличаются электронные ветеринарные свидетельства от бумажных.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательное регулирование вопроса в целом главным образом освещается двумя нормативными актами:

  1. Приказом Министерства Сельского хозяйства от 27 декабря 2016 года с номером 589 ;
  2. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 июня 2017 года с номером 318 .

Что такое электронные ВСД

Электронные ВСД (далее по тексту ЭВСД) - это ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, которые сформированы в государственной системе Меркурий с помощью электронных средств. С 1 июля 2018 года все участники производства и дистрибуции таких товаров обязаны перейти с применения бумажного варианта сопроводительных документов на электронный их формат.

Кто выписывает электронные ВСД

Обязанность оформления ЭВСД лежит на уполномоченных лицах Государственной Ветеринарной службы. Они оформляют ЭВСД согласно заявке на получение ЭВСД от организации или предпринимателя, который произвел товар. Но есть и исключения, когда согласно Федеральному закону от 13 июля 2015года с номером 243 ФЗ уполномоченное лицо организации или ИП может самостоятельно оформлять ЭВСД. Эти исключения касаются следующих товаров:

  1. Уловы водных ресурсов до их поступления до места проведения вет.экспертизы;
  2. Продукция животного происхождения, которая подверглась тепловой обработке и в которой в результате обработки уничтожены все вредные микроорганизмы. Такая продукция должна быть упакована в индивидуальную упаковку.

Некоторые особенности оформления ЭВСД

Есть ряд особенностей оформления ЭВСД, которые нужно учитывать в работе:

  1. Оформление ЭВСД осуществляется на безвозмездной основе. То есть брать плату за их оформление не имеют право ни специалисты вет.службы, ни производители товаров у своих покупателей.
  2. Если собственник продукции оформит соответствующее заявление, то ЭВСД может быть выдан на бумажном носителе на соответствующем бланке;
  3. ЭВСД создаются только в федеральной государственной системе Меркурий;
  4. Каждый товаропроизводитель и дистрибьютор должен быт зарегистрирован в ФГИС Меркурий;
  5. До 1 июля 2018 года по желанию собственника возможно оформление как в электронном так и в бумажном виде сопроводительных документов.

Система ФГИС Меркурий

ФГИС Меркурий - это система сбора информации о всех товарах животного происхождения, выдачи ветеринарных свидетельств. Она содержит следующую информацию:

  1. О всей системе Государственной ветеринарной службы в России, ее органах и организациях;
  2. О специалистах вет.службы;
  3. Об объектах, которые связаны с производством, хранением, содержанием и реализацией товаров животного происхождения;
  4. Мероприятиях, проведенных вет.службой в целях профилактики и диагностики;
  5. Об учете животных;
  6. Об установлении карантина на той или иной местности;
  7. Об оформлении ЭВСД;
  8. О результатах проведенной вет. экспертизы.

Когда можно не применять электронные ВСД

С 1 июля 2018 года все экономические субъекты, связанные с продукцией животного происхождения, обязаны перейти на ЭВСД. Но есть ряд случаев, когда можно пользоваться бумажными сопроводительными документами:

  1. В случае катастрофы, аварии, стихийного бедствия, которые привело к невозможности использования ФГИС Меркурий;
  2. В населенных пунктах, в которых отсутствует точка доступа в сеть Интернет для входа в систему. Перечень таких населенных пунктов утверждается органами власти субъектов РФ;
  3. Если информация в сопроводительных документах содержит государственную тайну или относится к органам исполнительной власти, к сфере органов внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны.

Во всех остальных случаях применение ЭВСД является обязательным.

Регистрация в ФГИС Меркурий

Регистрация организаций и индивидуальный предпринимателей в данной системе происходит путем подачи заявки. Способы подачи заявки на регистрацию представлены в таблице.

Виды электронных вет.свидетельств

Есть несколько видов ЭВСД в зависимости от цели их создания. Рассмотрим каждый из них:

  1. Производственный ЭВСД - оформляется при создании из определенного сырья продукции. Например, из мяса создается фарш - при этом должен быть оформлен производственный ЭВСД. При создании производственного ВСД сырье может вообще не фигурировать. Например, случаи с созданием ВСД на надоенное молоко или в случае создания ВСД на живых животных. Также производственный ВСД может быть оформлен при утилизации сырья. Производственный ВСД не нужно гасить.
  2. Транспортный ЭВСД - оформляется при перевозке сырья. Причем здесь могут быть следующие варианты - перевозка без смены владельца, со сменой владельца, смена владельца без перевозки. В транспортном ЭВСД должны быть данные о отправителе продукции, получателе продукции, местах отправления и получения и транспортном средстве, с помощью которого производится перевозка. Транспортный ЭВСД должен быть погашен принимающей стороной как подтверждение получения продукции.
  3. Возвратные ЭВСД - оформляются только на транспортные ЭВСД и не могут быть оформлены на Производственные ЭВСД. Возвратные ЭВСД оформляются в случае отказа от приемке продукции, отправленной продавцом.

Гашение ЭВСД

Гашение ЭВСД - это операция, оформляемая в ФГИС Меркурий и означающая прием продукции от контрагента. Гасить нужно и можно только транспортные ЭВСД. Производственные ЭВСД не нужно гасить. Гашение должно производится в течение 1 дня после доставки и приемке подконтрольной продукции.

Выводы

С 1 июля 2018года все товаропроизводители и дистрибьютеры товаров животного происхождения перейдут на использование электронных вет.свидетельств. Для этого к указанной дате хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в Федеральной системе Меркурий.