Организации осуществляющие коллективное управление авторскими правами. Коллективное управление правами

Понятие коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами

Коллективное управление правами – специально предусмотренный Законом вид деятельности, который должны осуществлять специализированные организации по коллективному управлению, иногда называемые также авторскими обществами. Регламентации их работы посвящен разд. IV Закона (ст. 44–47).

В соответствии с Законом такие организации должны выступать в качестве посредников между правообладателями и лицами, которые используют произведения и объекты смежных прав (пользователями).


Система коллективного управления правами может, согласно Закону, применяться во всех случаях, когда реализация авторских или смежных прав в индивидуальном порядке оказывается затруднительной.

Простейший пример: при вещании радиостанции в музыкальном формате в час может использоваться 20 песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее 40 договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам и иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая юридическая нагрузка окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации.


Вознаграждение для правообладателей собирают с российских пользователей, а также получают из-за рубежа от аналогичных зарубежных организаций по коллективному управлению на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и взаимном представлении репертуаров друг друга. В свою очередь за рубеж перечисляют вознаграждение, собранное для иностранных правообладателей.

Осуществляемая организациями по коллективному управлению правами деятельность по сбору вознаграждения для правообладателей разделяется на два вида.



Сводня. Рисунок Жоржа Лаллемана. 1623

Особенности реализации прав при коллективном управлении ими

Существует два основных подхода к организации работы по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами.


В Законе в качестве базовой модели коллективного управления в Российской Федерации в настоящее время предусмотрена система расширенной лицензии, т. е. действия от имени и в интересах всех (в том числе так называемых неизвестных) авторов и иных правообладателей. Необходимость подобного подхода обусловлена тем, что с принятием нового российского законодательства об авторском праве были исключены ранее предусмотренные обширные сферы свободного использования произведений, появилось множество новых прав. В то же время не существовало агентств или иных посреднических организаций, которые могли бы представлять значительное число авторов и иных правообладателей, управляя какими-либо обширными репертуарами на основании заключенных непосредственно с правообладателями договоров.

К сожалению, за прошедшее время ситуация изменилась не столь уж сильно. Поиск большинства правообладателей в России представляет непростую задачу. Отказ от системы расширенных лицензий привел бы к тому, что сбор вознаграждения для подавляющего большинства из них просто не осуществлялся бы, а законное массовое использование их произведений (в том числе на радио, при осуществлении концертной деятельности и т. д.) в большинстве случаев оказалось бы невозможным. Кроме того, во многих случаях осуществления сборов (в том числе в большинстве случаев реализации прав на дополнительное вознаграждение) деятельность не от имени всех правообладателей вообще оказалась бы невозможной, что объясняется структурой применяемых ставок. Так, например, телерадиовещательные компании платят организациям по коллективному управлению правами определенный процент от своих доходов.


Сладко спящая на розах невинность.

Рисунок Даниэля Ходовецкого. 1790

В настоящее время не существует общепризнанного списка областей, в которых должно применяться коллективное управление агентского типа или расширенное коллективное управление.




Разумеется, существуют такие области, в которых коллективное управление не применяется ни в какой форме, например книгоиздание, создание аудиовизуальных произведений и их распространение на материальных носителях разных видов и т. д.

Определение областей, в которых коллективное управление осуществляется в той или иной форме или в которых его осуществление не допускается, основано во многом на таких субъективных факторах, как долговременная привычка к тому или иному способу реализации прав, наличие или отсутствие успешно действующей в данной области организации по коллективному управлению и т. д.


2. КОПИРУС – осуществляет коллективное управление при репрографическом, а также при любом ином воспроизведении произведений с использованием средств современной копировально-множительной техники (принтеров, ксероксов и т. д.). Является членом Международной федерации авторских обществ по правам на воспроизведение произведений (IFRRO), объединяющей аналогичные авторские общества, созданные во всех развитых странах мира.

3. РОМС – осуществляет коллективное управление при сообщении произведений и объектов смежных прав в цифровых сетях, в том числе Интернете, системах мобильной связи и т. д.

Полное название: Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС)

4. РОАП – создано в 2003 г. для осуществления коллективного управления преимущественно в сфере эфирного и кабельного вещания.

5. РОПАС – Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере. В настоящее время активной деятельности не осуществляет.

Несмотря на позиционирование в качестве организации по коллективному управлению, на практике действует только в интересах ограниченного круга лиц.

7. РОУПИ – Российское общество по управлению правами исполнителей. Создано в 1994 г., в настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

8. РОИ – организация по коллективному управлению правами исполнителей. Создана в 2004 г.

9. РФА – Российская фонографическая ассоциация. Создана в первой половине 1990-х гг. Преобразована из ассоциации в автономную некоммерческую организацию. В настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

10. ФОСП – Федерация обладателей смежных прав. Организация по коллективному управлению правами на фонограммы. Создана в 2004 г.

Контроль за деятельностью организаций по коллективному управлению правами

К сожалению, в настоящее время Закон не предусматривает полноценных механизмов контроля за созданием и деятельностью организаций по коллективному управлению. В результате российские организации по коллективному управлению, стремящиеся выступать от имени всех правообладателей, нередко пересекаются друг с другом по сферам деятельности, что приводит к острым конфликтам между ними.

По-видимому, Закон исходил из предположения, что система коллективного управления будет складываться на основе принципов саморегулирования и сами правообладатели смогут контролировать деятельность организаций по коллективному управлению. К сожалению, на практике этого не произошло, отдельные правообладатели не в силах контролировать правильность работы даже тех организаций, членами которых они являются.

Следует ожидать, что необходимый государственный контроль в данной сфере рано или поздно будет установлен.

Согласно общему правилу, любое использование охраняемого авторским правом произведения должно осуществляться только с согласия правообладателя. Однако, жизнь, как всегда, оказалась богаче абстрактных правовых конструкций, и многие ситуации, повсеместно втречающиеся на практике, в это прокрустово ложе просто не укладываются. Например, если владелец какого-то магазина или иного заведения включает в помещении музыку, то он тем самым осуществляет так называемое "публичное исполнение", на которое тоже требуется разрешение. Но получить его от всех правообладателей песен для него, разумеется, просто нереально.

"Коллективные управляющие" – кто они?

В таких ситуациях необходим посредник, который способен заняться представительством интересов правообладателей, заключая договоры с пользователями и собирая с них отчисления. Имя им "коллективные управляющие", они же "ОКУПы", или, официально, "организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами". Цель их создания описана в статье 1242 ГК :

"1. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе)."

ОКУПы создаются не только тогда, когда правообладатель и пользователь не могут договориться напрямую. Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда распоряжение правом на произведение ограничено. В таких случаях произведения можно использовать и без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. В число таких ситуаций попадает и музыка, проигрываемая в местах со свободным входом – это, пожалуй, самая массовая сфера использования произведений, в которой действуют "коллективные управляющие". "Коллективный управляющий"– это всегда некоммерческая организация. Правообладатель может заключить договор, передав ей управление своими правами. Правообладатель может предоставить ОКУПу "в управление" любые права, после чего "коллективный управляющий" будет действовать в его интересах, заключая лицензионные договоры с пользователями. Если же право собирать вознаграждение предоставлено законом (так называемая "аккредитация", о которой речь пойдет ниже), то с пользователем заключается договор не об использовании произведения, а на выплату этого вознаграждения. Кроме того, организации по коллективному управлению, находящиеся в разных странах, могут заключать между собой договоры, передавая друг другу полномочия по управлению правами иностранных правообладателей. На организации по коллективному управлению возложены также и обязанности. Так, в соответствии с третьей частью статьи 1242 ГК, ОКУП обязан принять на себя управление правами, если управление ими относится к его уставной деятельности. Есть и некоторые ограничения, например, ОКУПы не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Для того, чтобы понять причины происхождения такого запрета, стоит вспомнить о том, что фактически "управление правами" – это эквивалент представительства. То есть, запрет ОКУПу на использование произведений фактически повторяет норму, в соответствии с которой представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Другие права, предоставляемые таким организациям, также фактически повторяют полномочия представителя:

"5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация () также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация."

Здесь еще раз упоминается такое понятие как "аккредитация", которая дает ОКУПу право представлять всех правообладателей, включая тех, которые не заключили с ним никаких договоров. Это – одна из особенностей "коллективного управления". Вопросы заключения организациями по коллективному управлению договоров с пользователями регулируются статьей 1243 Гражданского кодекса :

"1. Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели."

В соответствии с этой статьей, ОКУП может заключать договоры двух разных видов: о предоставлении неисключительной лицензии, и о выплате вознаграждения. Лицензия предоставляется пользователю в тех случаях, когда правообладатель лично передал свои права в управление, а договор о выплате вознаграждения заключается аккредитованной организацией в тех случаях, когда она представляет интересы тех правообладателей, которые не заключали с ней договора. Лицензионные договоры предоставляют пользователю право использовать произведение любым способом из числа тех, которые переданы в управление ОКУПу, а договоры о выплате вознаграждения заключаются только на те способы использования, которые предусмотрены законом в статье 1244 ГК. Никаких иных полномочий по такому договору ему не передается. Кроме того, правообладатель, который сам заключает договор, может передать право на сбор вознаграждения организации по коллективному управлению, предусмотрев это в договоре. Такая возможность предусмотрена п. 2 статьи 1243 ГК. Это вполне соответствует предназначению таких организаций: если при передаче прав на использование можно обойтись без их посредничества, то "по умолчанию" вознаграждение собирать они не имеют права. Пользователи же, в соответствии с третьим пунктом статьи, должны предоставлять ОКУПу отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, "а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре". Еще одна важная обязанность, возлагаемая на ОКУПы – ведение реестров, в которых указано, какие права переданы им в управление:

"5. Организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя. Организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя."

Такие реестры должны включать в себя также сведения о правообладателях и видах прав, которыми управляет организация. Закон не ограничивает перечень сведений, включаемых в реестр, так что в него могут вноситься и другие данные. Однако, необходимый минимум сведений должен публиковаться в "общедоступной информационной системе", под которой традиционно понимается Интернет. Такие реестры находятся обычно на сайтах организаций по коллективному управлению.

Аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

Выше уже было сказано о так называемой "аккредитации". Она представляет собой выдаваемое государством разрешение на представление интересов всех правообладателей без исключения, но – только для ограниченного круга произведений и способов их использования, перечень которых установлен в статье 1244 ГК:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции ( подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270); 2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения ( пункт 3 статьи 1263); 3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (); 4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (); 5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (); 6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326)."

В каждой из этих сфер может существовать только одна аккредитованная организация. При этом ОКУПу не запрещается получать аккредитацию сразу в двух и более сферах. Именно это и произошло: сейчас аккредитация выдана в пяти сферах из шести перечисленных, при этом аккредитованных организаций – только три. Российское авторское общество (РАО) управляет правами на музыкальные произведения при их публичном исполнении, сообщении в эфир и по кабелю, а также собирает вознаграждение для композиторов за музыку, звучащую в фильмах (этот "рудимент" отечественного авторского права ведет свое начало еще от таперов в немых фильмах). Другая организация, тесно связанная с РАО, ВОИС ("Всероссийская организация интеллектуальной собственности"), аккредитована для управления правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю изготовителей фонограмм и исполнителей, которые записаны на этих фонограммих. И, наконец, "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) получило аккредитацию для так называемого "права следования", в соответствии с которым автор получает вознаграждение при публичной перепродаже оригинала его произведения. Еще одна сфера пока не имеет аккредитованной организации – это сбор с чистых носителей информации и оборудования, которое может использоваться для изготовления экземпляров произведений в личных целях. Хотя копируют для себя фильмы и музыку обычные покупатели "болванок", платить за это, в соответствии с законом, должны производители. Смысл аккредитации состоит именно в представлении всех правообладателей, даже тех, которые не передавали свои права в управление ОКУПу. При этом остальные организации по коллективному управлению могут также действовать в этих сферах, но уже только для тех, кто передал свои права в управление:

"3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса."

Право "собирать за всех" логически следует из самого принципа "коллективного управления" как посредничества. В наиболее "массовых" сферах использования произведений законодатель облегчил задачу пользователя, который теперь не должен выяснять, в какой ОКУП ему заплатить за ту или иную песню – первым делом он должен обращаться в аккредитованную организацию. И проверить, не отозвал ли правообладатель свои права из ее управления:

"4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса."

Впрочем, даже если права отозваны и переданы в управление другому, неаккредитованному, ОКУПу – на практике вознаграждение за публичное исполнение все равно собирает аккредитованная организация, а затем – распределяет между правообладателями Аккредитованные организации обязаны принимать меры по установлению правообладателей, которым она должна выплатить вознаграждение. Они осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия ("Росохранкультуры").

Особым субъектом авторского права являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Первая организация подобного типа была создана в России в 1870 г., когда по инициативе А.Н. Островского было создано Собрание русских драматических писателей. В Советском Союзе указанные функции осуществлялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), которое, формально являясь общественной организацией, по существу было государственным органом по управлению авторскими правами.

Основной организацией, осуществляющей коллективное управление имущественными правами, в настоящее время является Российское авторское общество (РАО), правопреемник Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). В РАО есть специальные подразделения, которые разрабатывают отчеты пользователей произведений, охраняемых авторским правом, и распределяют авторское вознаграждение за их использование.

По отношению к ним не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав на основании членства и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами (п.2 ст.1242 ГК). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Следует отметить, что в настоящее время существуют и другие организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, однако деятельность таких организаций либо незначительна по объему, либо используется для прикрытия противоправной деятельности отдельных пользователей произведений.

Необходимость существования подобных организаций обусловлена тем, что в большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. Речь, в частности, идет об использовании произведения на радио, телевидении, в публичном исполнении и т.д., когда одновременно используется большое количество произведений и объектов смежных прав, принадлежащих разным субъектам права. Кроме того, закон допускает случаи, когда произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. Так, в п.1 ст.1244 ГК указаны следующие случаи:

осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);

управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);

осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326) Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2010.С. 109. .

Во всех таких случаях возникает необходимость в создании специальной организации, которая может реально проконтролировать, кто, когда и сколько раз использовал то или иное произведение. В связи с этим допускается создание специальных посредников - организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Так, согласно п.1 ст.1242 ГК авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Такие организации являются некоммерческими и, следовательно, по общему правилу, не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Регулироваться их деятельность должна Законом о некоммерческих организациях, а также другими правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций. Однако в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве и смежных правах, содержавшего прямой запрет на занятие коммерческой деятельностью (абз.1 п.1 ст.45) для подобных организаций, в ч.4 ГК такого запрета нет. Следовательно, можно предположить, что указанные организации имеют право заниматься коммерческой деятельностью в случаях, предусмотренных учредительными документами.

Согласно п.2 ст.1242 ГК организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. После того, как выбрана определенная специализация и это зафиксировано в учредительных документах, организация по управлению правами на коллективной основе не может отказаться принимать на себя управление правами в рамках такой специализации Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004.С. 90. .

Согласно п.3 ст.1242 ГК основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, когда она вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Другими словами, в последнем случае узаконено представительство без полномочия, и, для того чтобы отказаться от управления своими правами (полностью или частично) в таких случаях, правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. Наличие подобной практики обусловлено тем, что в условиях массового использования произведений (в основном речь идет о музыкальных произведениях) обращение за индивидуальными полномочиями могло бы затруднить работу организаций-пользователей. Такую деятельность можно рассматривать как действия в чужом интересе без поручения. В случае несогласия авторов с тем, чтобы их интересы представляли подобным образом, у них есть возможность обжаловать сложившуюся практику в суде.

Таким образом, можно говорить о компромиссе между исключительными правами авторов и правами пользователей на осуществление деятельности по использованию произведений на радио, телевидении, в публичном исполнении и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коллективное управление авторскими и смежными правами -- существующий в большинстве развитых стран мира порядок практической реализации авторских и смежных прав через систему организаций по управлению данными правами на коллективной основе.

Авторское право (в объективном смысле) -- институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Смежные права -- совокупность норм, предоставляемых для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

· исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

· фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

· сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

· базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

· произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав

В большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. В таких случаях Закон об авторском праве и смежных правах допускает создание специальных посредников - организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью и по отношению к ним применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами. Деятельность подобных организаций начинается с того, что они заключают с определенной группой авторов, иных правообладателей или субъектов смежных прав договор, по которому последние передают все свои исключительные права на использование произведений в той сфере, в которой действует организация. Однако, получив эти права, организация сама не может их использовать; ее целью является дальнейшая их передача потенциальным пользователям (радио и телевизионным станциям, ресторанам и т. д.).

Пользователи получают право на использование всех произведений, в отношении которых организация получила права от авторов и субъектов смежных прав. Они получают также права на использование тех произведений и объектов смежных прав, владельцы которых не заключили договоры с организацией о предоставлении ей своих прав.

В свою очередь, пользователь выплачивает организации вознаграждение за предоставленные ему права. При этом пользователь обязан регулярно сообщать организации, какие произведения или объекты смежных прав были им использованы.

Вместе с тем авторы вправе изъять свои произведения из лицензий, выдаваемых организацией, осуществляющей коллективное управление. Отказать без достаточных оснований выдаче лицензии на осуществление коллективного управления имущественными правами нельзя.

2. Коллективное управление имущественными правами авторов и других правообладателей при использовании произведений в цифровой среде

коллективное управление имущественный право

Осуществление авторами своих имущественных прав может производится в индивидуальном порядке либо с использованием системы коллективного управления имущественными правами. Законом о коллективном управлении имущественными правами авторов и других правообладателей при использовании произведений в цифровой среде установлено, что в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2007 № 452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства» осуществление и охрана на коллективной основе имущественных прав указанных лиц при использовании их произведений физическими и юридическими лицами относится к исключительной компетенции Государственного комитета по науке и технологиям. Все юридические и физические лица, осуществляющие использование объектов авторских и смежных прав, обязаны заключить с авторами или иными правообладателями либо с Государственным комитетом по науке и технологиям и (или) подведомственными ему организациями договор на право использования произведений или объектов смежных прав.

Функции по обеспечению коллективного управления правами авторов и других правообладателей возложены Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь на Национальный центр интеллектуальной собственности. В соответствии с Положением о Национальном центре интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641 и Уставом (зарегистрирован 10.05.2007 № 190310695) Центр обеспечивает функционирование коллективного управления в Республике Беларусь, в том числе в отношении использования произведений в цифровой среде.

В рамках осуществления данной деятельности Национальный центр интеллектуальной собственности, среди прочего:

Заключает с обладателями авторского права и/или смежных прав договоры об управлении принадлежащими им имущественными правами (такие договоры предусматривают, в частности, осуществление Национальным центром сбора авторского вознаграждения, а также защиты в необходимых случаях прав и законных интересов обладателя прав);

Заключает договоры с пользователями о праве на использование произведений (такие договоры предусматривают получение пользователями разрешения на использование произведений при условии осуществления ими выплаты авторского и иных видов вознаграждения за такое использование);

Обеспечивает сбор авторского вознаграждения за использование на территории Республики Беларусь произведений и иных объектов, охраняемых законодательством об авторском праве и смежных правах, его распределение и выплату правообладателям;

Осуществляет защиту прав и законных интересов правообладателей в установленных законом случаях.

2. Цели коллективного управления имущественными правами.

В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.

Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

3. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе

В соответствии с настоящим Законом,организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

По отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 настоящего Закона.

Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разделом III настоящего Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.

Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе.

На основе полномочий, полученных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе сохранять невостребованное вознаграждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации.

3. Функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:

1) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;

2) предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация;

3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии (пункт 2 статьи 26, пункты 2 и 3 статьи 39 настоящего Закона);

4) собирать предусмотренное лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи;

5) распределять и выплачивать собранное в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;

6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация;

7) осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.

4. Обязанности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:

1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав;

2) использовать собранное в соответствии с положениями пункта 4 статьи 46 настоящего Закона вознаграждение исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав. При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав;

3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, за вычетом сумм, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав.

Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий организации в отношении сбора вознаграждения, предусмотренного в пункте 4 статьи 46 настоящего Закона, вправе потребовать от организации выплатить причитающееся им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также исключить свои произведения и объекты смежных прав из лицензий, предоставляемых этой организацией пользователям.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Музыкальные произведения, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые авторским правом. Содержание авторских прав. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений. Коллективное управление авторскими правами.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2016

    Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты. Международная защита прав авторов произведений. Содержание неимущественных прав авторов. Право на имя, защиту репутации, обнародование, опубликование.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Сущность и юридическое содержание интеллектуальной собственности. Понятие и признаки свободного использования произведений согласно законодательства Украины. Характеристика и особенности применения коллективного управления авторскими и смежными правами.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2010

    Авторское право: объект, возникновение, предмет, соавторство. Регулирование правоотношений, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства; международные договоры. Свободное воспроизведение авторских работ, их охрана.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Исключительные права имущественного характера и личные неимущественные права. Нормативная основа правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием, использованием, гражданским оборотом и защитой произведений науки, литературы и искусства.

    реферат , добавлен 24.11.2013

    Понятие, субъекты и объекты авторского права и их защита. Авторский договор. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности: объекты авторского права и смежных прав правообладателей. Регулирование правил правопреемства и передачи прав.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2008

    Закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства. История авторского права.

    реферат , добавлен 26.01.2011

    Изучение понятия, значения и источников авторского права: совокупности правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Объекты авторского права, условия охраноспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Основные положения международного частного права, регулирующие деятельность в сфере охраны прав авторов произведений науки, литературы и искусства. Международные договоры о защите авторских прав. Охрана прав иностранных авторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2013

    История становления авторского права в России. Понятие и правовая природа авторских и смежных прав, их источники. Законодательное регулирование правовых отношений, связанных с созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом.

Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, в том числе относятся произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы. Согласно ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ , также личные неимущественные права и иные права (право следования и другие). В ст. 1229 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности.