Муки совести преступлении и наказании. «Совесть» в русской литературе: «Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.

Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.

На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.

Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.

На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

1. Основное содержание романа.
2. Нравственное метание Раскольникова.
3. Теория сверхчеловека.
4. Главное наказание преступления.

Время создания Ф. М. Достоевским «Преступления и наказания» стало периодом тяжелого одиночества и трудных решений. Уходят дорогие ему люди - жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович, единомышленник и сотрудник, поэт и критик Аполлон Григорьев. «И вот я остался один, и стало мне просто страшно, - пишет он другу. - Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно».

Когда роман создавался, писатель проживал в районе Сенной площади в Столярном переулке, места мрачного, пустынного и печального. В котором и явился ему образ бедного студента Раскольникова. Жарким душным вечером, когда солнце бросает косые лучи на пыльную мостовую Петербурга из своей крохотной бедной каморки «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников». Так начинается великий роман. А дальше, на предельном ритме, без передышки, в полубезумном исступлении начинается основное действие - Раскольников мчится в бреду по улицам и переулкам, заходит в подъезды и поднимается к мостам, и даже во сне не находит покоя, продолжая напряженно мыслить и в исступлении метаться по зараженному горячкой городу.

В начале романа читателю дается понять о некоем деле, которое герой замыслил еще месяц назад и которое скоро должна осуществиться. А еще раньше герой вынужден оставить старухе-процентщице практически самое ценное, что у него есть, - подарок сестры, небольшое колечко. В кабаке, прокуренном и зараженном пороком, Раскольников слышит разговор о никчемности старухи, и болезненная идея окончательно сформировывается в его голове: «За одну жизнь, - продолжает студент, - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Убей старуху, возьми ее деньги, обреченные в монастырь, возьми не себе - для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость».

А еще раньше, где-то полгода назад, когда Раскольников выпускался из университета, написал он статью «О преступлении», где было рассмотрено «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Здесь же была высказана героем преступная по своей природе мысль о том, что часть людей, сильных духом, имеет право на совершение преступления для определенных нужд: «...что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И дальше он разъясняет свои слова: «Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению пред законом. Вторые - во имя нового, лучшего могут преступить закон и для своей идеи, если потребуется, дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Такое преступление нарушение закона в глазах необыкновенного человека - не преступление». Эта идея и состояние героя о совершения преступления помогают осознать весь трагизм его внутреннего мира и истинные причины, толкнувшие его на преступление.

Переосмысление теории начинается в грязном трактире, где герой встречается с пьяненьким Мармеладовым, несущим полуистину, полубред о родной дочери, ужасной ценой спасающей семью от разорения: «Катерину Ивановну облегчает, средства посильные доставляет, Мармеладову последние тридцать копеек вынесла - на полуштоф. Ко всему-то подлец человек привыкает». И тут - яркая вспышка мысли у главного героя: «Ну а коли я соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..».

Следующий удар, ставший ступенью ко внутреннему бунту героя, - письмо от матери, где сообщается о сестре Дунечке, всходящей на Голгофу, не отдающей нравственную свободу в обмен на комфорт и спокойное жизненное существование. И в воспаленном мозгу Раскольникова вновь всплывает образ Сонечки: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Она тоже жертва. Жертва неведомых стихий, управляющих безвольным и податливым человеческим существом, спокойно и глупо оправдывающимся перед самим собой: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту; должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Но ведь Сонечка то, уж попала в этот процент, так легче ли ей оттого, что туг закон, необходимость, судьба? И можно ли принять такую судьбу покорно и безропотно? А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет! не в тот, так в другой?..».

Не собственная нужда или страх за родственников толкают Раскольникова на преступление. Нужда всеобщая, вселенская терзает главного героя, не дает ему успокоиться или забыться. Он жертва безумного, нелепого, жестокого мира, оставаться в котором не имеет ни желания, ни сил. А чтобы отрешиться от него, стать выше, возвыситься над прочими, по теории им же выведенной, необходимо стать «собственно человеком». Именно эти мысли и толкают Раскольникова на преступление.

С момента убийства процентщицы до самого признания проходит месяц. Тяжкий месяц раздумий и борьбы с самим собой.

Душевная борьба, ставшая для преступника самым страшным наказанием, приходит еще до совершения убийства. Уверенный в истинности своей идеи, герой не уверен в том, что сможет совершить преступление, то есть довести свою теорию до конца. Начинается хождение души по мукам, терзания и неуверенность в себе.

Благодаря странной случайности Раскольникову удается совершить идеальное преступление, лишенное каких бы то Ни было материальных улик. Тем важнее становится для убийцы нравственная сторона. Он постоянно анализирует свои действия, размышляя над тем, является ли он истинным человеком. И тем страшнее открытие - совершенное им преступление бессмысленно, безрезультативно, то есть сам создатель теории не является сверхчеловеком: «Те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». К этому Раскольников приходит уже будучи на каторге.

Но главная ошибка, как в теории, так и в преступлении, заключалась в том, что он до конца был уверен: человек, даже самый жалкий и бесполезный, не вошь. И если не было бы такого убеждения у него, убил бы он не только старуху, но и Мармеладова, Ра-зумихина, Порфирьева, Соню... Не смог герой преодолеть и тяги к людям, порвать с ними навсегда, а ведь без этого бессмысленно и его возвышение над ними. Убийство, совершенное им, проложило между героем и близкими ему людьми непреодолимую грань: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Образовалось два мира: страшный мир преступника и светлый - его бывшего окружения.

Апофеозом нравственных мучений стало ужасное видение гибнущего мира - бессмысленного скопища разобщенных человеческих единиц. Наказание Раскольникова не физическое, а нравственное, в том, что он оказался непригоден самому себе. Он неспособен быть верным собственному идеалу, выношенному в тяжких муках.

Главный герой оказался жестоко наказанным. Но через это наказание грядет его очищение, а следовательно, и перерождение героя.

Осознание собственной вины Раскольниковым

Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством...

В.Ключевский

Мысль могут освещать самые разные чувства. Я считаю, что самым ярким светочем и самым добрым чувством может быть только совесть.

Мы произносим это слово очень часто. Что оно значит для человека? Почему именно оно является важнейшим качеством человеческой души? Издавна эти вопросы волновали людей. Что такое совесть? Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Совесть - это внутренний стержень, который не позволяет личности отклоняться в темную сторону и гнуться под воздействием обстоятельств, так я полагаю. Понятие совести не может быть применимо к человеку, поступившемуся своими принципами ради какой-либо цели. К тому, кто переступает через людей, не считая себя подобным им. Недаром герой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников, решивший убить человека, пусть гадкого и ничтожного, но человека, не смог "выдержать своей подлой роли", был раздавлен своим преступлением.

Родион Раскольников - бывший студент. "Давным-давно как зародилась в нём вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения " - во что бы то ни стало, любой ценой. "Ужасный, дикий и фантастический вопрос" гонит и ведёт героя Достоевского по жизни.

Месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи - "процентщицы" колечко-подарок сестры. Огромную ненависть почувствовал он к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков, наживающейся на чужом горе, на нищете, на пороке. И вдруг Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером о ней же " глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Старуха живет "сама не знает для чего", а молодые силы пропадают рядом без всякой поддержки - "и это тысячами и это всюду!". Убей старуху, возьми деньги, "обречённые в монастырь", - возьми не себе - для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! Именно эта мысль зарождалась в сознании Раскольникова. Но, "благими пожеланиями вымощена дорога в ад". Заблуждение его катастрофично. Родион полагает, что девиз Ордена Иезуитов - "Цель оправдывает средства" - универсален и претендует на право быть истиной. Ошибка в логике рассуждений приведет Раскольникова к страшному греху - убийству человека. Совесть его с того момента взбунтуется и огненным железом потечет по жилам, отравляя существование, делая его невозможным.

А ещё раньше он пишет статью, в которой говорится, что все люди делятся на два разряда: на "материал" и на "необыкновенных" людей. Последних очень мало, но они имеют власть над всеми, могут переступить закон. Они не перед чем не остановятся, чтобы совершить задуманное. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Л. Н. Толстой называл Наполеона "человеком с помрачённой совестью". Мне кажется, что, возомнив, будто во имя великой идеи, во имя справедливости, во имя прогресса кровь по совести может быть оправдана, даже необходима, Раскольников не думал о том, что "человек с помрачённой совестью" не сможет посвятить свою жизнь хорошим делам. Я думаю, что добро и справедливость - высшие ценности. Путь к ним не может идти по крови и слезам. В другом своем произведении, "Братья Карамазовы", Достоевский писал, что даже "слеза ребенка" перевешивает добро, такой ценой достижимое. Борьба в душе Раскольникова начинается даже ещё до его преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет осуществить её. И от этого он глубоко несчастен. Уже в это время начинаются его лихорадочные метания, муки совести. Конечно, ему стыдно, что он ни чем не может помочь матери, зарабатывающей гроши, сестре, подвергающейся унижению, зарабатывающей копейки. Естественно, он хочет помочь нищим и падшим людям. Но я думаю, что главная причина убийства всё-таки не в этом.

Убийство старухи - единственный, решающий, первый и последний эксперимент сразу всё разъясняющий: "Той же дорогою идя, я уже никогда более не повторил убийства". Раскольникову его эксперимент нужен для проверки своей способности не на преступление, а на поступок, и вовсе не для проверки идеи, которая, как он до поры до времени глубоко убеждён, непреложна, неопровержима.

Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову удаётся техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем ярче проступает сторона нравственная, тем сильнее муки совести. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность преступить мораль, законы Божьи и человеческие. Со всем ужасом открывает он страшную для себя истину - преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: "Не переступил, на этой стороне остался", оказался человеком обыкновенным, "тварью дрожащею".

Целая жизнь прожита за эти дни; и всё время сопутствует Раскольникову, страдает с ним и за него, живет им, проходит тот же крестный путь - Соня Мармеладова. Именно Сонечка находит выход и спасает себя и Раскольникова. Но ведь он сам шёл навстречу этому спасению, он наказан и спасён своей собственной совестью, непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью. Именно совесть заставляет его пойти и признаться в преступлении.

Признание Раскольникова, так он думает, отправляясь донести на себя, - есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества-"тварью дрожащею" оказался. Но идея, верит Раскольников, стоит нерушимо и незыблемо.

Мне кажется, что не так думает Достоевский. Терпит крах бесчеловечная теория, в которой мы легко угадываем предвестье фашисткой убежденности в том, что мир создан из рабов и господ. Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями людскими, понимающий, что невозможно жить и радоваться жизни не имея чистой совести, глубоко сострадающий и в глубине своей души уверенный, что не вошь человек, с самого начала "предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь". Терпит крах бесчеловечная теория. Побеждает совесть и душа. Не случайно ведь можно представить композицию произведения "Преступление и наказание" в виде схемы: 10 процентов повествования занимает само совершение преступления, а львиные девяносто - муки совестные, мытарства и метания души.

Но человек восторжествовал, стержень души Родиона - доброта - выдержал давление и удержал душу от падения в пропасть, имя которой - грех и проклятье.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

О невозможности жить в грехе, о неминуемом пробуждении совести, о самом страшном для человека, о душевных муках, эта книга.

Сердцевину "Преступления и наказания" составляет психологическая история преступления и его нравственные последствия.

Главный герой, Родиной Раскольников, - необычный преступник. Свое преступление - убийство старухи-процентщицы, чиновницы Алены Ивановны, - он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, суть которой состоит в следующем: все люди делятся на две категории, одной из которых дана власть над "дрожащим муравейником", другой - подчиняться, быть лишь "материалом". Первые имеют право переступить "через кровь по совести", нарушить нравственные нормы. Задавленный бедностью, Раскольников ищет выход из трагического положения для себя и ему подобных. Страшные картины жизни большого города, человеческих страданий порождают у героя чувство озлобленности против общества.

Образ главного героя в романе полифоничен. В нем сталкиваются два человека: один - который любит людей, жалеет их всем своим сердцем, другой - который разработал теорию "сильной личности", эгоист, мечтающий встать над людьми.

Раскольников - человек мыслящий. Наблюдение над действительностью вызывает у него не только желание помочь миру "униженных и оскорбленных", но он хочет проверить, кто же он сам. Раскольников хочет убить, чтобы выяснить: "тварь ли я дрожащая или право имею". Он сравнивает себя с Наполеонами и Магометами. "Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", - коротко и ясно говорит он Соне. От нищеты и отчаяния пришел Раскольников к мысли о "праве сильного" и тут же дополняет ее мыслью об искоренении несправедливости из жизни с помощью своей силы, доказанной на "наполеоновской" пробе. Так убийство старухи-ростовщицы стало "пробой", к которой Раскольников тщательно готовился, просчитав все до мельчайших подробностей, но не беря во внимание личность человека, его "натуру".

Совершив преступление, он переживает мучительный душевный кризис. Достоевский желал доказать порочность, аморальность, античеловечность теории использования зла для сотворения блага. Для него важно, чтобы Раскольников не только признал ошибочность своей теории, раскаялся юридически, но чтобы это раскаяние было и нравственным. Достоевский, как глубоко верующий человек, пытался донести до своего читателя идею того, что настоящий ад - это наказание душевными муками.

По замыслу Достоевского, Соня призвана чистотой своей души, своей ролью в трагедии Раскольникова неопровержимо подтвердить истинность христианства. Ее идеология исчерпывается верой в Бога. Ее роднит с Родионом то, что она тоже преступила нормы человеческой морали; но, в отличие от Раскольникова, ее поступок продиктован любовью к людям, состраданию к ближнему. Она сохранила чистоту души благодаря своей вере: "Что ж я без Бога - то была?" Соня не признает безнравственную теорию Раскольникова, право на пролитие крови. Для нее человек не "тварь дрожащая". Она никогда не согласится, чтобы человек когда-либо по какой-либо теории нарушил заповеди Христа.

Соня Мармеладова помогает преступнику Раскольникову встать на путь покаяния. Раскольников понимает всю невозможность жизни в грехе. Ведь недаром от совершения преступления до признания не проходит и месяца. Все это время Соня находится рядом, она не может оставить страдающего человека даже на каторге. Она настаивает на том, чтобы Родион принял у нее кипарисовый крестик. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно. считал святой, пойдет рядом с ним до конца. Родион Раскольников страдает, а страдания, по мнению Достоевского, и есть путь к счастью.

Признав себя убийцей, герой еще не раскаялся нравственно, перед лицом Великого Господа Бога, перед людьми и перед своей совестью. "Он стыдится именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно и глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы". Он и на каторге не раскаивается в своем преступлении, спрашивая себя: "Что значит злодеяние? Совесть моя спокойна".

В финале романа Родион Раскольников берет в руки Евангелие. Произошло ли его Воскресение? Но то. что эта книга оказалась у него в руках, дает нам надежду на то, что Раскольников раскается нравственно. Сам Достоевский тоже надеется на это.

Семен Мармеладов понимает, что нельзя изменить свою жизнь. честно заработать деньги, чтобы достойно содержать свою семью, поэтому заглушает боль и муки вином, забирает последние гроши у семьи и Сони, своей дочери, которую любит и жалеет. на стакан вина; но ничего не может поделать с собой.

Хозяин жизни Петр Петрович Лужин, мечтающий стать мужем Дунечки, сестры Раскольникова, - бесчестный человек. Он уверен, что бедность Дунечки позволит ему властвовать над ней и она всю свою жизнь будет считать его спасителем. Умная, образованная, красивая жена помогла бы Лужину в продвижении по служебной лестнице. Но он не рассчитал, что Родион никогда не примет в жертву сестру. Достоевский, по моему, надеялся, что Бог покарает этого человека, т. е. Лужина, живущего для своей личной выгоды и жестоко оскорбившего "тихую" Сонечку, которая была святой для Раскольникова.

На страницах романа Достоевского муки пробудившейся совести испытывает и Свидригайлов. Он так же, как и Лужин, становится двойником Раскольникова. Свидригайлов убежден. что Раскольников с ним "одного поля ягоды". Это не случайно. Он, живущий по принципу "все дозволено", лишенный моральных устоев, радуется тому, что не только он живет так. В Раскольникове он видит обыкновенного убийцу, человека, для которого также не существует нравственных запретов. Пробудившаяся совесть превращает жизнь в сплошной кошмар. Никакие оправдания, поступки не могут заглушить угрызения совести. Его самоубийство - это лишь временное избавление от мук.

Для Федора Михайловича Достоевского дети были ликом Божьим на земле. Но дети обречены на страдания и ведение аморального образа жизни.

"Если души нет, значит, все возможно", - говорит Достоевский.

Душа есть у каждого человека. Он должен представить ее перед лицом Божьим на Страшном Суде незапятнанной. И поэтому, считает Достоевский, никто не должен переступать "через кровь", переступать нравственный закон ради какой бы то ни было теории. Муки совести - расплата за содеянное. Расплата неминуема: от лика Божьего не убежать, не убежать от своей совести. И наказание совестью страшнее самого ада, да и есть он сам.

Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского