Своих обязанностях и правах как. Основные обязанности человека и гражданина

Конституция как основной закон является печатным воплощением такого договора. Российская Федерация по праву рождения предоставляет своим гражданам, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, пребывающим на территории РФ, неотчуждаемые права, ограничение которых возможно в строго регламентируемом порядке. Примером можно назвать лишение свободы, применяемое судебными органами как наказание за совершение преступления.
На территории Российской Федерации права и свободы предоставляются каждому человеку в равной степени вне зависимости «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
Разные авторы классифицируют права граждан РФ на несколько групп (от 3 до 6), это:
личные, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

Личные права

Их еще называют естественными, то есть это права человека , закрепленное законодательно.
К таковым относят:
- право на жизнь и личную неприкосновенность
- право на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и любых видов сообщений
- право на неприкосновенность жилища
- право на национальное самоопределение
- право пользоваться родным языком
- право на свободное перемещение в пределах РФ, на выезд за границу и на возвращение обратно
- право на свободу мысли и слова, совести, вероисповедания

Политические права

В отличие от личных прав, которые гарантированны любому человеку на территории РФ, политические права предоставляются исключительно гражданам, как-то:
- право избирать и быть избранным
- право на участие в делах государства
- право на объединение
- право на проведение митингов, собраний и т.д.
- право на доступ к государственной службе
- право на участие в отправлении правосудия
- право на обращение в государственные органы

Социально-экономические, культурные и экологические права

Российская Федерация гарантирует каждому гражданину:
- право осуществлять предпринимательскую деятельность
- право на частную собственность, в том числе и на землю и другими природными ресурсами
- право наследования
- право свободного выбора профессии, на безопасный и оплачиваемый труд
- право на отдых
- право на семью
- право на социальное обеспечение
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- право на благоприятную экологическую среду, право на информацию о состоянии экологии
- право на образование, в том числе на обязательное среднее и доступное высшее
- право на творчество, участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям
- право на правосудие, на юридическую помощь
- право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Обязанности человека и гражданина

Российская Федерация в основном законе обязывает своих граждан:
- каждый человек обязан уважать права и свободы других, соблюдать законы РФ
- родители обязаны заботиться о детях
- совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях
- уплачивать налоги и иные сборы
- защищать Родину, в том числе воинский долг
- получить среднее образование
- бережно относится к культуре, сохранять памятники культуры и истории
- бережно относится к окружающей среде

Методическая разработка занятия для подростков позволяет в интересной и занимательной форме повторить с воспитаниками знания о правах и обязанностях. Использование произведений живописи, отрывков литературных произведений способствует расширению кругозора учащихся, воспитывает интерес к культурному наследию России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

«Знай свои права и обязанности»

Цель: закрепление знаний воспитанников прав и обязанностей.

Задачи:

  • В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах ребенка, отраженных во всемирной декларации прав человека: право на жизнь, имя, семью, питание, лечение, образование, на отдых, право на свое мнение и обязанностях через знакомство воспитанников с произведениями живописи русских и зарубежных художников.
  • Воспитывать теплое и доброе отношение воспитанников друг к другу, к окружающим.
  • Учить вести диалог, свободно высказывать свое мнение, грамотно отвечать на поставленные вопросы, правильно строить предложения

Словарная работа : декларация прав человека, права и обязанности. Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение (группа «Непоседы» - «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»).

Ход занятия

  1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель : Добрый день, дорогие друзья. Сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы начать с чтения стихотворения:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза, дети высказывают свое мнение)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Итак, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (дети отвечают) Как это ни странно, но сегодняшнее занятие посвящено вам – детям, и мы поговорим с вами о правах и обязанностях.

«Есть много книг на свете

Вы видите сегодня эту:

Здесь о правах идет рассказ,

Защите детства и о вас.

Таких веселых, озорных,

О том, как жить и поживать

Добро творить, а зла не знать»

Дети, вы узнали эту книгу? Как она называется? Декларация прав ребенка (утверждена в 1959г.). В 1989г. Комиссия ООН по правам человека приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1996г. было принято решение 20 ноября отмечать как день прав ребенка. Детям посвящен и другой праздник – Международный день защиты детей.

Воспитатель: Декларация прав ребенка – это документ, который принят во многих странах мира, где заботятся о детях, где взрослые хотят, чтобы дети росли свободными и уверенными в том, что их права защищены, а сами ребята помнили о своих обязанностях перед другими людьми.

Давайте порассуждаем: как вы понимаете, что такое права, права человека? (Это правила, по которым мы живем).

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить достойно.

  1. Основная часть. Права и обязанности детей.

Воспитатель : Обратите внимание на картину художника Альвизе Виварини «Мария с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Иеронимом».

Что вы видите?

Дети: Человек родился.

Вопрос: На что он имеет право? (На жизнь! На имя!) Но так думали не всегда. В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорожденного мальчика осматривали: крепкого, здорового оставляли жить, слабого, больного бросали со скалы. Как вы думаете, правильно ли поступали жители Спарты? (ответы детей).

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился хилым, болезненным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и, наконец, победил болезни. Он стал умным и талантливым полководцем. В военных походах А.В.Суворов переносил все тяготы наравне с простыми солдатами, по его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Вопрос: Какой документ получает человек при рождении? Свидетельство о рождении. Вот посмотрите, такой документ есть у вас у всех. (Показывает настоящий документ.) И там записано ваше полное имя. Назовите свое полное имя.

Вопрос: Что еще записано в документе кроме вашего имени?(Ответы детей.) Где родился, когда и кто ваши родители.

Воспитатель: Назовите полное имя, отчество своих родителей.

(дети получают цветную карточку за ответы).

Литературная минутка : чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (царица приказывает Чернавке убить царевну. Обсуждение).

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на этой картине? (выставляет картину И.М. Прянишникова «Дети на рыбалке»). А вы отдыхаете? Значит, на что вы имеете право? (На отдых). О чем вы не должны забывать, имея право на отдых? Не мешать, другим отдыхать, уважительно относиться к другим людям. А если кто-то вам мешает отдыхать, он о чем забыл? О своих обязанностях.

Правильно, ведь имея права, вы не должны забывать и о своих обязанностях.

Воспитатель: Вы появились на свет и нуждаетесь в заботе, опеке, защищенности, хороших взаимоотношениях. Расскажите, как о вас заботятся ваши воспитатели? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, вы имеете на все это законное право. Но разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях. Обязанности неразрывно связаны с правами.

Обратите внимание на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (известное извержение вулкана в 79 г. н. э. и разрушение города Помпеи).

Как можно проследить тему заботы, любви? (двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг). Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Вопрос: Как, вы должны относиться к своим воспитателям?

Разговор о домашних обязанностях

У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. А у кого из вас есть свои обязанности в группе? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют в группе.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение,работоспособность, продлевает жизнь.
  • Можно помочь вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

  • Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте
    пуговицу.
  • Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики,удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые,просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришитьпуговицы.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайтеее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
  • Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для
    уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Воспитатель: В Конвенции прописано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их, заставлять выполнять непосильную работу. Обратите внимание на картину Перова «Тройка». Что изображено на картине? (непосильный труд детей, эксплуатация детского труда). Всмотритесь в лица детей. Что вы можете сказать? (дети усталые, изможденные трудом).

Скажите, а те моменты, когда вам дают какое-либо трудовое поручение, являются ли эксплуатацией вашего труда? (нет, в этом случае можно сказать, что мы обязаны оказывать помощь взрослым – это наша обязанность).

Дети, посмотрите, на эту картину? (Доктор, осматривает больного).Что вы видите? Какое право вы имеете? (на медицинское обслуживание) Как, вы понимаете это право, объясните? (Когда заболеем, идем к врачу, где выписывают лекарство для лечения)

Вопрос : Что требуется от вас, имея право на медицинское обслуживание?

(По необходимости терпеливо принимать горькие лекарства, оберегать свое здоровье, уважать труд взрослых, воспитанно вести себя на приеме у врача).

Что нужно, чтобы сберечь свое здоровье? (Есть здоровую полезную пищу, пить чистую воду, дышать чистым воздухом, заниматься спортом).

Воспитатель обращает внимание на картину с изображением школы, учеников.

Дети, вы на сегодняшний день ученики, учащиеся. Какое право вы имеете? (на бесплатное образование) Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие именно? (слайд).

Задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?» (непонимание учителями, воспитателем, будут конфликты, ссоры, замечания в дневнике, отсутствие уважения: нет счастья).

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что здесь вы видите? Семья.

Вопрос: Что такое в вашем понимании семья?

Вопрос: Да, без семьи очень трудно жить человеку, ведь в семье вас любят, заботятся о вас, помогают и защищают.

Расскажите пословицы о семье:

1.Родительское сердце – в детках.

2.При солнышке тепло – при матушке добро.

3.Не нужен и клад, если в семье лад.

4.Вся семья вместе и душа на месте.

5.Согласная семья – самая счастливая.

Вопрос : Как вы, понимаете, «согласная семья – самая счастливая».

Ответы детей. Все члены семьи живут дружно в согласии.

(Дети получают карточку8.)

Назовите качества самой дружной семьи:

Ответы: любовь, дружба, доброта, сочувствие, вежливость, взаимопонимание.

Молодцы!

Игровая часть. Литературная гостиная. (вопросы по литературным произведениям)

  1. Какое право было нарушено в сказке «Золушка»? (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, каждый человек имеет право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск).
  2. Вспомните сказку «Снежная королева». Какие права детей были нарушены? (каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Рабство и работорговля запрещается во всех видах).
  3. Сказка «Гадкий утенок». (Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. Все люди равны перед законом).

(Дети идут в центр комнаты, где стоит необычный сундучок, а внутри зеркало)

Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется:

«Кто самый важный на Земле?»

Послушайте правила этой игры. Вы должны по очереди подойти к сундучку, заглянуть в него, но другим не говорить, пока все не посмотрят, что вы там увидели и молча встать на свое место.

Так, кто же самый важный человек на земле?

Вывод: Все мы вместе самые важные на нашей Земле и нужны друг другу.

Звучит музыка: «Я, ты, он, она – вместе целая страна…

(В это время дети рисуют общий позитивный рисунок)

3.Заключение

Дети, а кто же защищает наши права? Семья, президент, воспитатели.

Воспитатель : Страна наша большая и красивая, сильная, мирная и мы верим своему правительству во главе с президентом, где охраняются и защищаются ваши права.

Ребенок : « Как хорошо, что есть права

Закон нас строго охраняет

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают,

Чтоб нас никто не смог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Но наряду с правами мы должны всегда помнить и о своих обязанностях.


Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.

Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!

Это очень многочисленный перечень. Мы ответственны перед государством за многое. Но и права у нас тоже есть, и их немало. Правда, чаще всего в наше время обращают внимание на то, что должны люди, а не на то, что им можно. Что ж, стоит вкратце рассказать как об обязанностях, так и о правах человека и гражданина. Их должен знать каждый из нас.

Об образовании

Теперь и об этом. Основные обязанности граждан заключаются в получении ими образования. Как минимум общего. Так гласит Конституция. Родители или же опекуны обязаны помочь детям окончить школу. Получение среднего специального или же высшего образования является желательным, но не обязательным. И опять-таки каждый имеет на это право вне зависимости от своей расы, пола, родного языка, национальности, места жительства, вероисповедания, убеждений и т. д.

Культурные обязанности

Они выражаются в проявлении заботы о памятниках культуры и истории. Каждый из нас должен сохранить историческое и культурное наследие, а также постараться поспособствовать их сбережению.

Ещё важное место занимают экологические обязанности граждан. Это то, что закреплено на конституционном уровне. Все люди, находящиеся на территории России, обязаны и окружающую их среду. Здесь все понятно: не разбрасывать мусор, не кидать окурки, банки и прочее в море, реки и т. д. Существует даже Пункт 1 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ, гласящего об охране окружающей среды, говорит о том, что все люди, которые причинили вред природе (загрязнение, истощение, порча или другое воздействие), обязаны понести наказание и возместить ущерб в полном объеме.

Есть даже отдельный закон, предусмотренный для людей, которые являются частными предпринимателями без образования юрлица. Он же распространяется и на тех, кто занимает какую-либо должность. В чем заключается этот закон? Он гласит, что все руководители предприятий, а также те специалисты, которые несут ответственность за принятие каких-либо решений касательно осуществления хозяйственной деятельности, обязаны иметь подготовку в сфере экологической безопасности.

Военный вопрос

Обязанности граждан - это тема очень обширная. Она содержит в себе массу нюансов. И одним из важнейших является военная обязанность. Есть специальная статья, известная под номером 59. Она гласит, что каждый гражданин мужского пола должен защищать своё Отечество. Но в России живет немало людей, которые по своим убеждениям или же вероисповеданию не могут нести воинскую службу. Однако таковы обязанности человека и гражданина мужского пола. В таком случае они могут заменить военную службу на альтернативную гражданскую.

Есть еще профессиональные обязанности. Они заключаются в выполнении своих должностных функций. И конечно, в несении профессионального долга.

О правах

Об этом хотелось бы рассказать напоследок. Права и обязанности гражданина РФ - это общая тема. Но, как всегда, тому, что человек должен делать, уделяется больше всего внимания. В отличие от того, что он может получить. Потому нужно поговорить и о правах.

Каждый может получить бесплатное образование. Как общее, так и высшее. Поступление в вуз осуществляется на конкурсной основе. Также все мы имеем право на работу. Каждого человека с образованием и с соответствующими навыками и качествами обязаны принять на должность. Дискриминация в этом плане (по возрасту, полу, расе и т. д.) недопустима. Если человек считает, что потенциальный работодатель был некомпетентным, то он может обратиться даже в суд по поводу нереализованного права на получение рабочего места.

Самое важное - каждый имеет право на свободу слова. К сожалению, это в наше время далеко не всегда приветствуется. А еще все имеют права на свободу выбора. Никто не вправе заставлять человека что-либо делать против его воли. Также все могут рассчитывать на предоставление бесплатной медицинской, социальной помощи и на защиту своих интересов, свобод, жизни и неприкосновенности.

В общем, прав у нас много, но и обязанностей не меньше.

ЧЕЛОВЕКА

Одна из особенностей развития прав человека на современном этапе - все более тесная взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Как отмечает член-корреспондент Национальной Академии Беларуси Л.Ф. Евменов, « человека просто не существуют без его обязанностей. И, наоборот. Более того, они есть внутренний источник реализации, движения и развития прав человека. А человека - внутренний источник реализации обязанностей»1. Впервые об обязанностях сказано в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». И все же в документах международного сообщества до последнего времени проблеме обязанностей не уделялось достаточного внимания.

Обязанность - это основа прогресса общества . Прогресс общества определяется выполнением трудовых обязанностей людьми. Люди выполняют свою обязанность трудиться из поколения в поколение, непрерывно побуждая человечество к прогрессу, расцвету и совершенству. Развитие общества к более демократическому и гуманному является результатом выполнения людьми обязанности трудиться.

Обязанность - это предпосылка обеспечения права. Но их полное осуществление может быть гарантировано не государством и не обществом в целом, а лишь исполнением каждым конкретным человеком своих обязанностей. Именно исполнение обязанностей и является основной предпосылкой обеспечения прав человека. Общество и государство могут гарантировать права человеку лишь на основе выполнения им своих обязательств получать , активно трудиться, исполнять воинскую повинность, сознательно уплачивать налоги и т.д. Только так мы сможем непрерывно реализовывать наши потенциальные права.

Обязанность - это обеспечение стабильности общества.

Общество - это огромная и сложная система, состоящая из множества людей. Поэтому оно должно быть стабильным - это установление и требование сущности человека. В противном случае вобществе воцарятся неустойчивость и невероятный хаос, что уничтожит его. Согласованность и стабильность общества зависят во-первых, от процветания экономики, материального обеспечения жизни общества, гарантии мирной и спокойной жизни; во-вторых, от установленных законодательных актов, этики, морали, обычаев и нравов и т.д.

Для обеспечения стабильности жизни общества перечисленные общественные механизмы контроля должны сознательно соблюдаться и исполняться людьми. Каждый член общества должен активно и серьезно исполнять свои юридические и моральные обязанности. Тогда согласованность и стабильность общества смогут получить свое реальное обеспечение.

Выделяют три группы обязанностей человека .

I. Обязанности личности перед обществом.

Обязанность уважать мир и безопасность.

Отдельное лицо обязано поддерживать меры по полному запрещению ядерного оружия, а также разработки, и накопления химического и бактериологического оружия; воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

Обязанность уважать международное . Личность обязана уважать нормы международного права, в частности Устав ООН, международные в области прав человека. Каждый человек также обязан уважать международное гуманитарное , т.е. , применяемое в период вооруженных конфликтов.

Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен противодействовать возникновению пожаров, истреблению животного мира, загрязнению вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке лесонасаждений, созданию уголков природы и т.п.

Обязанность содействовать развитию культуры. Культура является наивысшим социальным и историческим выражением духовного мира человека. В силу этого каждый человек обязан содействовать ее развитию, а также строить свои взаимоотношения с другими людьми в духе братства.

Обязанности, вытекающие из права на труд. Человек прежде всего должен нести ответственность за разумное искоренение форм принудительного труда и эксплуатации детского труда, соблюдение трудовой дисциплины и выполнение трудового соглашения.

Обязанности, вытекающие из права на образование. Каждый человек обязан в ходе обучения и получения образования бороться с насилием в качестве средства достижения экономических, социальных и политических целей. Цель же системы образования - внушение ее слушателям, что борьба мирными средствами и защита каждого лица от несправедливости и ошибок в интересах всех является не только правом, но и обязанностью.

Прочие обязанности перед обществом, которые могут быть предусмотрены в национальном законодательстве:

а) знать законы в соответствии с принципом «незнание не является оправданием»;

б) сотрудничать с государством в деле социального обеспечения;

в) платить налоги и нести совместные расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) не злоупотреблять правами и руководствоваться в своих действиях здравым смыслом;

д) заботиться о сохранении исторических мест, памятников и культурных ценностей и защищать их и пр.

II. Обязанности личности перед другими людьми

Обязанность уважать права другого .

Соблюдение прав другого человека особенно важно в настоящее время. Пока же жизнь полна обратных примеров. Так, к примеру, право владения собственностью захватывает небольшая часть населения, подавляющая часть лишается его. Те, кто участвует в «прихватизации», явно забывают, что и у «молчаливого большинства» есть право на собственность. Или такой пример. Родители все чаще действуют в отношении своих детей как собственники, забывая, что и дети тоже имеют права.

Обязанность оказывать помощь и проявлять солидарность. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Солидарность всегда должна являться социальным фактом, который подразумевает долг каждого человека1 подчиняться воле общества. Считается также, что каждый человек, обязан защищать более слабого от более сильного, угнетенного - от угнетателя. Такая позиция чрезвычайно важна для нашего общества, когда человека пытаются заставить жить по принципу: каждый за себя.

Обязанность защищать нормы, касающиеся запрещения пыток и защиты человеческого достоинства. В соответствии со статьей 5 Всеобщей декларации прав человека и статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый человек обязан защищать личную неприкосновенность и человеческое достоинство любого другого лица. В Резолюции № 2 Комиссии по правам человека 1963 г. содержится положение о том, что ни один арестованный или содержащийся под стражей не должен подвергаться физическому или психологическому принуждению, пыткам, угрозам или влиянию какого бы то ни было рода, воздействию наркотиков или любых других средств, способных нарушить или ослабить свободу его действий или решений, его память или его способность суждения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 9 декабря 1975 г. особое вниманиеуделяется обязанностям (этнического, уголовного, дисциплинарного характера) должностных лиц, стоящих на страже соблюдения закона, и других лиц, участвующих в процессах ареста, содержания под стражей и тюремного заключения.

Обязанность пересматривать и противодействовать. Каждый человек обязан противодействовать требованиям общества, несовместимым с задачами и принципами Устава ООН, деклараций и конвенций в области прав человека. Однако борьба с незаконными действиями и мерами в принципе не должна выходить за рамки законности. Каждый обязан воздерживаться от нанесения ущерба природным экологическим системам.

Обязанность соблюдения закона. Каждый человек обязан подчиняться законам и другим распоряжениям органов власти своей страны или той страны, в которой он проживает. Обязанность соблюдать законы известна с древних времен. Однако какие законы должно соблюдать отдельное лицо? Справедливые и обоснованные законы, которые защищают каждого человека без какой-либо дискриминации и служат на благо всех людей; законы, основанные на демократической конституции, а также на принципах справедливости, равенства и честности. Отдельное лицо имеет право проанализировать правомерность любых приказов, отданных ему, и не подчиниться закону прежде всего в тех случаях, когда власти не соблюдают, а точнее, нарушают законы.

Кроме этого, существуют обязанности иностранцев и беженцев.Иностранец обязан зарегистрироваться в государственных органах, наряду с гражданами этого государства исполнять гражданские обязанности по защите общества, в котором он живет, от эпидемий, стихийных бедствий, других опасных явлений, возникающих не в результате войн. Он также обязан не вмешиваться в политическую жизнь государства, в котором проживает. В соответствии с положениями Конвенции о статусе беженца данные лица, а также лица, не имеющие гражданства, обязаны подчиняться законам и постановлениям страны, в которой они проживают, а также мерам, применяемым для поддержания общественного порядка. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей планам и принципам ООН.

III. Обязанности перед самим собой

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.