Лечебная физкультура в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Лечебная физическая культура в дошкольных учреждениях

Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.

На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.

Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.

С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.

Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.

Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.

Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.

Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:

  • для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
  • для детей 5-6 лет – 30-35 минут.

Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.

Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.

Какие есть преимущества у лечебной гимнастики

Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:

  1. Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
  3. Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
  4. Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  5. Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
  6. Корректируют патологические состояния.
  7. Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.

Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:

  1. Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
  2. Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
  3. Регулярность нагрузок.
  4. Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
  5. Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
  6. Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
  7. Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
  8. Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.

Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.

При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.

Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.

ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.

Примеры лечебной гимнастики в детском саду

Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.

Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.

Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.

Подготовительный этап:

  1. Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
  2. Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
  3. Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
  4. При команде «стоп2 остановиться.
  5. Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.

Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:

  1. Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
  2. Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
  3. Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.

Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:

  1. Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.
  2. Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.
  3. Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.
  4. Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.
  5. В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.
  6. Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.
  7. Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз.
  8. Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.

Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.

Выводы

В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.

На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.

Знакомя молодых пап и мам с работой по лечебной физкультуре и ее требованиями, мы нередко наталкивались на недоверие с их стороны. Они заявляли, что дети маленькие и не могут выполнять указанные упражнения. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой ЛФК в детском саду и дома.
Составили перспективный план работы с родителями.
Каждый учебный год мы начинаем с практического семинара для родителей. Проводились такие семинары: «Особенности физического и психического развития детей преддошкольного возраста», «Организация занятий ЛФК в детском саду и в семье»и др. Перед проведением семинаров знакомили родителей с особенностями физического развития детей. Одновременно

Врач - ортопед проводила индивидуальные беседы с родителями. В систему работы детского сада прочно вошла утренняя гимнастика с коррекционными упражнениями, которая проводится с музыкальным сопровождением. Мы познакомили родителей со структурой утренней гимнастики, проведя ее на родительском собрании. Разработали примерные комплексы утренней гимнастики на субботние и воскресные дни, с указанием дозировки, постепенного усложнения упражнений. Сделали подборку статей по данному вопросу и оформляли папки-передвижки. Родителям показывали физкультурные занятия и занятия по ЛФК и приемы обучения некоторым видам движений, оборудование, которое можно использовать в домашних условиях. Давали советы по проведению занятий в выходные и праздничные дни, соблюдая дома санитарно-гигиенические условия.

Проводим видео съемку занятий в течении года, и показываем родителям динамику овладения детьми разных упражнений.

Посмотрев подготовленные занятия, и попробовав упражнения на семинаре – практикуме для родителей, они еще раз убедились, что систематические занятия приносят большую пользу. После родительских собраний они стали более внимательно прислушиваться к рекомендациям инструкторов, воспитателей, советоваться с ними.

Так же мы составили памятку для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду:

  • прежде всего необходимо, чтобы у малыша была своя мебель, со-
    ответствующая его росту (стол, стул, кровать);когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола или подставки, ноги согнуты в коленях под прямым углом.
  • Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы один локоть свисал со стола), можно откинуться на спинку стула. Нельзя наклоняться низко над столом; расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок продолжает ниже наклонять голову во время чтения, рисования или письма, его необходимо показать врачу-окулисту;
  • правильную осанку у ребенка надо терпеливо воспитывать, она
    не только благотворно влияет на внешний вид, но и на его здоровье, на
    органы, расположенные в грудной клетке и брюшной полости;
  • не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с
    прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
  • обратите внимание, чтобы дети не спали на высокой подушки, позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка;
  • последите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и
    сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать»
    пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Чуть пораньше выходите
    в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за папой
    или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за
    одну и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного
    корсета и нарушение осанки.

В летнее время необходимо обучать детей плаванию, дошкольники хорошо усваивают технику. А самые маленькие пусть учатся плавать в ванной с помощью мамы и папы после консультации с детским врачом.

Плоскостопие

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности стопы. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Противопоказания при плоскостопии:

  1. 1.бег, соскоки, подскоки на жесткой поверхности
  2. 2.ходьба босиком

показания при плоскостопии:

  1. правильно подобранная обувь
  2. ежедневная гигиена стоп

Специальные упражнения при плоскостопии в домашних условиях

Специальные упражнения в исходном положении лежа

  • Руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола
    не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп медленный, средняя амплитуда движения.
  • «Строим два моста - большой и маленький» - согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вернуться в и. п., то же другой ногой. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
    • «велосипед»- руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движения.
    • «Маятник часов» - стопы касаются стены или стоп партнера, одновременные повороты стоп вправо-влево. Повторить 6-8 раз, темп средний. Стопы держать строго вертикально.
    • «Танец жука, лежащего на спине» - ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание рук и ног с произношением звука «ж-ж-ж». Повторить 3-4 раза, темп средний. Звуки произносить на выдохе.
    • «Паровоз» - лежа на боку. Сгибание и разгибание ноги,
      носок на себя. Повторить 6-8 раз на каждом боку, ускоряя
      и замедляя темп.
    • «Чей шарик больше?» - лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы. Повторить по 8 раз каждой ногой, темп средний.
    • «Строим норку» - лежа на животе, пальцы под подбородок, стопы стоят на носках, минимально сгибая колени, отгребать пальцами песок назад. Повторить 8 раз, темп средний.
    • «Я на солнышке лежу» - лежа на животе, ноги согнуты в
      коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8-10 раз, темп средний.

«Хвост самолета» - лежа на животе, руки под подбородком, согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить подошвами друг к другу. Вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз,темп средний.

Специальные упражнения с мячом- обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяча уменьшается)

  • «Шагающий на мяче» - лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп медленный.
  • Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. Повторить 8 раз в среднем темпе.
  • Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Повторить 4-6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.
  • Массажный мяч между стопами, с надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз, темп медленный.
  • «Башня из кубиков» - ноги прямые, мяч в голеностопных
    суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз, темп средний.

Специальные упражнения, выполняемые сидя на полу, руки в упоре сзади

Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки. Носки не касаются пола. Вначале выполнять попеременно, затем одновременно. Повторить 8-10 раз, темп средний.

Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть правую ногу и взять платочек у левого колена, вернуться в и. п., тоже левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой, темп средний.

Ноги согнуты, стоят на полу. «Малая гусеница» - сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

  • «Большая гусеница» - максимально согнуть стопы, носки на себя,

Перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить8 раз, темп медленный.

  • Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально, соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцем коснуться пола. Повторить 3-4 раза.
    • Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить10-12 раз,

То же, но удерживать согнутые пальцы на 6 счетов. Проверять степень работы всех пальцев. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Руки на пояс. Перед ребенком большой лоскут ткани, собрать пальцами стоп ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и. п. Повторить 4 раза, темп средний.

  • «Кто сильнее?» - взять пальцами стоп шарф, поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3-4 раза, темп средний.

Пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат и т. п.). Затем то же другой ногой. Повторить 4 раза, темп средний.

Специальные упражнения в исходном положении сидя на стуле

  • Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. Большая ампли-
    туда. Повторить 10 раз, темп средний.
  • Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом, смена
    положения ног. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10-12 раз каждой ногой, темп средний. То же, отгребание песка.
  • Стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и
    опускать пятки. Повторить 12 раз, темп средний.
  • Перекаты гимнастической палки(скалки), кисти на коленях, надавливают, усиливая воздействие. Повторить 10-12 раз.
  • Поднимать за веревку груз и удерживать его, пока он не коснется пола. Вес груза 200-300 г, длина веревки 25-30 см

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Введение

2. Дефекты осанки

Заключение

Список литературы

Введение

Лечебная физическая культура, которая в последнее время начала использоваться в дошкольных учреждениях, особенно ортопедической направленности, является новой формой реабилитации детей 1,5-7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применяли преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.

Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны: это и резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка, и более частные причины, в том числе занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удаленность их от места проживания детей, нуждающихся в лечении. А в детских садах есть условия (режим дня, материально-техническая база, кадры), необходимые для своевременной профилактики и реабилитации. При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физической культуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений.

Лечебная физкультура дает возможность оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния; формировать и закреплять навыки правильной осанки; повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

1. Позвоночник - основа здоровья

лечебный физкультура дошкольный осанка

Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.

У детей этого возраста позвоночник отличается высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние) отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формируется нарушение осанки.

Незрелость коллагеновой ткани, составляющей основу сухожилий и связок, обуславливает более высокую (по сравнению со взрослыми) подвижность в суставах.

У детей младшего школьного возраста мышечная система развита относительно слабо, но к 5 годам масса мускулатуры значительно увеличивается, особенно за счет мускулатуры нижних конечностей. Сама мышечная система развивается неравномерно, в первую очередь за счет крупных мышц, а мелкие (мышцы кистей и стоп, межрёберные мышцы) значительно отстают в развитии. Поэтому им нужна постоянная тренировка с умеренной нагрузкой.

Натренированность мелких мышц очень пригодится ребенку, когда он пойдёт в школу. Тонус мышц спины и живота, составляющих «мышечный корсет» имеет большое значение для формирования осанки ребенка. После того, как мышечный корсет укрепляется достаточно, под влиянием функции центральной нервной системы и тренировки у малыша вырабатывается правильная осанка - ключ к здоровью внутренних органов.

В течение дошкольного периода развития человека происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Увеличивается масса сердца, его работоспособность и адаптационные возможности к физической нагрузке. Занятия физической культурой влияют и на функции дыхательной системы: возрастает глубина дыхания, легочная вентиляция, усиливается обеспечение организма кислородом.

Для правильного гармоничного развития ребенка ему необходима достаточная двигательная активность и умеренная физическая нагрузка.

Учитывая особенности организма ребенка дошкольного возраста, сформулируем требования к оздоровительным задачам физического воспитания:

способствовать правильному формированию костно-суставного аппарата, предупреждению нарушения развития осанки и плоскостопия;

способствовать развитию всех групп мышц;

совершенствовать развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

обеспечивать правильное функционирование внутренних органов (пищеварения, выделения и иных);

совершенствовать функцию терморегуляции, то есть способность организма поддерживать постоянную температуру тела в различных условиях, т.е. закаливанию;

совершенствовать деятельность центральной нервной системы по уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

В Толковом словаре В. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».

Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связачно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.

Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы начинают формироваться позже. Известно, что все изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, предохраняя спинной и головной мозг от сотрясения и толчков. Они облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность грудной клетки. При сильно выраженном кифозе, а также выпрямленном позвоночном столбе подвижность грудной клетки уменьшается.

Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза = 35-55?

Правильная осанка характеризуется:

прямым положением головы и позвоночника;

вертикальным расположением остистых отростков;

горизонтальным уровнем углов лопаток и надплечий;

правильными физиологическими изгибами;

равными треугольниками талии;

горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей;

симметричным положением ягодичных складок;

одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.

Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2см; изгибы позвоночника выражены слабо; угол наклона таза невелик.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушения осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

2. Дефекты осанки

Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне; врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7-летнем возрасте отличаются слабостью, что не способствует укреплению позвоночного столба. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников отмечаются функциональные (нестойкие) нарушения осанки. Они начинают проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте встречаются у 2,1%, в 4 года - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка (!).

К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.

Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных, порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности.

Различают нарушения осанки в сагитальной (вид сбоку) и фронтальной плоскостях. В сагитальной плоскости различают пять видов нарушения осанки, связанные с увеличением или уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов формируются: плоская спина; плосковогнутая спина.

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость; круглую спину или тотальный кифоз; кругловогнутую спину. Во фронтальной плоскости отмечают асимметричную осанку, при которой отмечается смещение остистых отростков от вертикальной линии.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.

У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением трудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен, и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая трудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.

У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотической или асимметричной осанкой. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловищ чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

Профилактика нарушений осанки в дошкольном учреждении осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, занятиях в бассейне, на музыкальных занятиях.

3. Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки

Первоначальный этап работы -- обследование детей, консультации хирурга, ортопеда. Оздоровительная гимнастика проводится с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.

При организации гимнастики решаются следующие задачи:

Создание условий для целесообразной двигательной деятельности детей.

Формирование Представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и Правилах.

Развитие психических качеств (внимание, память, воображение).

Развитие физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость).

Формирование интереса к активной двигательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни.

Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

Основные принципы:

индивидуальный и дифференцированный подходы;

систематичность Проведения занятий;

подбор доступных детям упражнений;

соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию.

Для обеспечения благоприятной психо-эмоциональной обстановки рекомендуется соблюдать следующие условия:

Создавать мотивацию и интерес к Предстоящему действию.

Использовать имитационные упражнения, носящие творческий характер.

Использовать музыкальное сопровождение для эмоционального и физического раскрепощения детей.

Использовать качественное (практичное, безопасное) спортивное оборудование, привлекающее внимание детей, вызывающее у них желание выполнять физические упражнения.

Занятия (30-35 минут) проводятся с группой по 10-12 детей. Один комплекс рассчитан на несколько занятий и усложняется по мере освоения упражнений.

Перед началом занятий необходимо подобрать мяч (стандартный гимнастический на ножках и без них, физиороллы) для каждого ребенка, чтобы при сидении на нем бедро и голень, голень и стона образовывали угол 90 градусов. Желательно использовать мячи диаметром 35, 45, 55 см. Одежда должна быть свободной, эластичной. Это особенно важно при выполнении упражнений на растяжку.

Занятие состоит из трех частей: вводной (подготовка к выполнению физических упражнений); основной (выполнение упражнений на гимнастических мячах); заключительной (восстановление организма после занятий физическими упражнениями).

В вводную часть включаются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, ползания, на сохранение равновесия. С целью поддержания интереса к ним используем массажные дорожки, губки, гимнастические палки, спортивные мячи, мешочки с песком, резиновые геометрические формы, а также карточки с изображением животных для выполнения имитационных движений, цветные полоски.

В основной части дети выполняют упражнения с гимнастическими мячами для рук и плечевого пояса, пресса, ног, а также упражнения комплексного характера.

С детьми логопедических групп целесообразно выполнять логоритмические упражнения.

В заключительной части проводится массаж и самомассаж с помощью массажных мячей. Благодаря их воздействию на рецепторы кожи активизируется деятельность всего организма, происходит мышечное расслабление. По руке и ноге движения осуществляются только вверх (избегать воздействия на суставы!), по животу - круговые движения по часовой стрелке. Массаж спины следует проводить, не затрагивая позвоночного столба.

Чтобы эффективность занятий была высокой, важно правильно распределить физическую нагрузку - необходимо проводить медико-педагогический контроль, учитывать состояние здоровья и особенности каждого ребенка.

Моторная плотность занятий может быть невысокой - это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

Для достижения желаемых результатов важно установить тесное взаимодействие ДОУ и семьи: работа, проводимая в детском саду, должна иметь свое продолжение в домашних условиях.

С этой целью проводятся консультации, семинары-практикумы, родительские собрания. Уверены: совместные занятия физическими упражнениями, спортом, прогулки на свежем воздухе, выполнение гигиенических процедур обязательно вызовут у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

4. Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте

Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.

Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т. д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.

Воспитатель должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуя угол примерно 15-20?.

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 3-4 лет разработано множество игр и упражнений.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки.

И.п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3.Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6.Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7.Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанка. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

обеспечить условия для формирования правильной осанки;

знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;

доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение правильной осанки.

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1.И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Существует множество игр для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей. На первоначальном этапе обучения в играх «Встань прямо», «Подтянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и др. дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: «Пастухи и овцы», «Не потеряй», «Подражание» и др.

В процессе обучения стойке целесообразно использовать шаблон правильной постановки стоп треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30? специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, веревку, набивные мячи, мешочки с песком.

Лечебное действие физических упражнений и игр объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.

Заключение

Итак, лечебная физкультура - это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной физкультуры - специально подобранные, методически оформленные физические упражнения и игры.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет). Задача дошкольных учреждений - предупредить заболевание опорно-двигательного аппарата - сколиоз.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 3-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.

Список литературы

1.Козырева, О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки //Дошкольное воспитание.- №12.- 1998.- с.49-56

2.Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы /сост. О. Н. Моргунова.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- с.3-10

3.Саркисян, А. Как выбрать правильную осанку у младших дошкольников //Дошкольное воспитание.- №2.- 1989.- с.46-52

4.Сидорова, Е. Принять правильную осанку //Дошкольное воспитание.- № 10.- 2006.- с.62-64

5.Рыжова, С. Гимнастика для детей с нарушениями осанки //Дошкольное воспитание.- №7.- 2008.- с.103-110

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста: характеристика и факторы, влияющие на ее формирование. Нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Лечебная физкультура (комплекс упражнений) при нарушениях осанки и сколиозе.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

    Влияние физкультуры на интеллектуальную, эмоциональную и духовную сферы личности ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Системная физкультурно-оздоровительная работа работа в дошкольном учреждении, предлагаемая программой «Пралеска».

    методичка , добавлен 03.10.2008

    Онтогенетическое формирование осанки в детском возрасте. Виды плоскостопия у дошкольников. Оценка морфо-функционального состояния и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Разработка программы коррекции опорно-двигательного аппарата.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2014

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой психического развития. Нарушение осанки, средства и методы ее коррекции. Обоснование методики коррекции осанки на занятиях лечебной физкультурой.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2011

    Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Основные факторы, влияющие на формирование осанки. Проблема использования коррекционно-развивающих игр в формирования правильной осанки у дошкольников в психолого-педагогической литературе.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Фитбол-гимнастика - средство коррекции нарушений осанки. Особенности проведения занятий по коррекции осанки у дошкольников. Отличительные свойства оздоровительных мячей.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Признаки нарушений осанки у детей. Оценка функционального состояния и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Разработка программы физического воспитания для коррекции дефектов осанки у детей 6-7 лет с комплексом массажа и аэробики.

    диссертация , добавлен 20.08.2014

    Возрастные особенности формирования осанки, классификация и причины ее нарушений; профилактические и лечебные мероприятия. Разработка педагогической системы формирования осознанного отношения педагогов, детей и родителей к сохранению правильной осанки.

    отчет по практике , добавлен 12.02.2011

    Методы оценки сколиоза. Общие принципы консервативного и оперативного лечения сколиотической болезни. Виды нарушений осанки. Причины появления искривления позвоночника. Методы и методические приемы коррекции осанки у детей с помощью лечебного плавания.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности, физиологические особенности и роль в развитии здорового школьника. Профилактика нарушений осанки. Разработка программы гимнастических упражнений по формированию правильной осанки школьников.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная часть программы……………………………………………..2

Пояснительная записка…………………………………………………………...3 Содержание программы………………………………………………………….6

Учебный план по программе «Лечебная физическая культура»………............8 Ожидаемые результаты освоения программы………………………………...20

Методическое обеспечение образовательной программы…………………...21

Список используемых источников……………………………………………..23

Информационная часть программы

Тип программы - авторская

Вид программы - оздоровительная

Направление программы - лечебная физкультура

Период обучения - 1 год

Состав обучающихся воспитанников - постоянный

Используемые методы:

  • оздоровительные
  • лечебные
  • практические (игровые);
  • развития;
  • моделирования;
  • воссоздания;
  • преобразования;

Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Лечебная физкультура» в соответствии с ФГТ.

Условия реализации программы - естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Пояснительная записка

Программа «Лечебная физкультура»

Рассчитана на 4 года обучения

Возраст детей от 3 до 7 лет.

Программа составлена в соответствии с ФГТ и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей. В основное содержание программы входят:

Упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников;

Подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.

Учебный материал, представленный в программе, доступен младшим дошкольникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.

Цель программы: содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи программы:

Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;

  • развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы;
  • формирование мышечного корсета;
  • выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
  • развитие координационных способностей;
  • нормализация эмоционального тонуса;
  • приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни;
  • воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.

Разработана на основе программы «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки» под редакцией Г.А.Халемского (2001 г.) и «Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре», составлена в соответствии с ФГТ.

Срок реализации программы 4 года. Возраст от 3 до 7 лет. Отличительная особенность данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование с оздоровительной направленностью,

Данная программа рассчитана на 36 учебных часа в год, два занятия в неделю продолжительностью 0,5 часа, разработана для дошкольников, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. В ее реализации участвуют не только младшие дошкольники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы), но и дошкольники, стремящиеся улучшить физическое развитие и физическую подготовленность. Набор в группу проводится на основании медицинских заключений и желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад Основным содержанием программы являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, упражнения на дыхание, для профилактики плоскостопия и подвижные игры, нацеленные на развитие у дошкольников координационных способностей. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитание у дошкольников желания физического самосовершенствования.

1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности - 1 час.

Правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, гигиенические требования. Техника безопасности во время занятий. Что такое лечебная физическая культура и ее роль в физическом развитии дошкольников, имеющих отклонения в здоровье. Что такое правильная осанка.

Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Правила проведения подвижных игр.

Физические упражнения:

  • упражнения в положении стоя;
  • упражнения в положении сидя;
  • упражнения в положении лежа на спине и животе;
  • упражнения в положении стоя на четвереньках и упражнения в равновесии;
  • упражнения с гимнастическими палками;
  • упражнения для формирования и закрепления правильной осанки;
  • упражнения для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия;
  • упражнений дыхательной гимнастики.

Упражнения на открытом воздухе: ходьба ступающим шагом, спуски и подъемы на небольшие склоны.

Подвижные игры и игры малой подвижности: «Мы веселые ребята», «Ловишки», «Хвостики», «Два Мороза», «Подковка», «Ручейки и озера», «Найди предмет», «Совушка», «Будь внимательней!».

3. Контрольные испытания и врачебный контроль - 1 занятие
Программа предусматривает несколько видов контроля:

  1. Предварительный (устное собеседование с целью получения сведений об исходном уровне знаний и умений дошкольников, мониторинг физического развития и физической подготовленности дошкольников медицинским работником детского сада и педагогам физической культуры);
  2. Периодический (контроль выполнения упражнений в процессе проведения занятий в виде наблюдений);
  3. Итоговый (мониторинг физического развития и физической подготовленности дошкольным медицинским работником и педагогам физической культ уры);

Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье дошкольников. Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.

Контрольные нормативы

Учебный план

Возраст с 3 до 4-х лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Медведь, заяц и волк».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Лиса и зайцы».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Медведь и пчелы».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Найди гнездышко».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Нам не страшен серый волк».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Лошадки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Кошки - мыши».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Лохматый пес».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Огуречик - огуречик».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Солнечные зайчики и тучка».

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Волк во рву».

Всего часов

Учебный план

Возраст с 4 до 5 лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Знания о спортивно – оздоровительной деятельности (в процессе занятий)

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Мы веселые ребята».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Ловишки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Хвостики».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Два Мороза».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Подковка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Ручейки и озера».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Подвижная игра «У медведя во бору».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Водяной».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Солнышко и тучка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Мышеловка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Волк во рву».

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Проверка состояния физического здоровья дошкольным медицинским работником детского сада.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Хитрая Лиса».

Всего часов

Учебный план

Возраст с 5 до 6 лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Знания о спортивно – оздоровительной деятельности (в процессе занятий)

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Клей».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Водяной».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Мышеловка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Пень, елка, сноп».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Тихо - громко».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Ракетыа».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Подвижная игра «Ловишки со стеной».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Собери мячи ногами».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Хоп».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Охотники и утки.

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Проверка состояния физического здоровья дошкольным медицинским работником детского сада.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Елка, пенек, тропинка».

Всего часов

Учебный план

Возраст с 6 до 7лет

п/п

Тема занятия

Кол - во

Виды деятельности

Формы контроля

Знания о спортивно – оздоровительной деятельности (в процессе занятий)

Беседа

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Тихо - громко».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Охотники за приведениями».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Положи мешочек, но не на пол».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Медведи и пчелы».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Липкие пеньки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «РНеболейка.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Ходьба разными видами шага.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Подвижная игра «Быстро - возьми».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Подвижная игра «Мышеловка».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика. Научить выполнению комплекса ОРУ с испольнием фитбола в едином для всей группы темпе. Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Флажки».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Занятия фитбол – гимнастика.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Подвижная игра «Мороз».

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Ловишки с мячом».

Контрольные испытания и врачебный контроль.

Проверка состояния физического здоровья дошкольным медицинским работником детского сада.

Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Море волнуется».

Всего часов

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы дошкольников:

Будет знать: правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.

Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры.

Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры.

Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

Методическое обеспечение образовательной программы

Целью программы является: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Она содержит в себе не только комплекс мероприятий и упражнений, направленных на устранение и профилактику данных нарушений в общем развитии дошкольников, но и на укрепление опорно-двигательного аппарата в целом.

В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.

Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма дошкольников, потому что в группе могут быть дошкольники различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Перед тем как приступать к самостоятельным занятиям дети должны уметь правильно выполнять упражнения. Это также является одной из главных задач лечебной физической культуры в детском саду. Для наилучшего усвоения содержания программы и получения положительного эффекта от физических упражнений важными элементами обучения являются: постоянная посещаемость, дисциплина, соблюдение техники безопасности и требование от дошкольников качественного выполнения упражнений.

Список используемых источников

  1. Болонов Г.П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения», М.: ТЦ «Сфера», 2003 год;
  2. Велитченко В.К., «Физкультура для ослабленных детей», М.: Терра-спорт, 2000 год;
  3. Дубровский В.И., «Лечебная физическая культура», М.: Владос, 2004 год;
  4. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления детей младшего дошкольного возраста», Практическое пособие, 2002 год;
  5. Кириллов А.И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика» М.; АСТ; СПб.: Сова; Владимир:ВКТ,2008 год;
  6. Красикова И.С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», 3-е изд.-СПб.:КОРОНА-Век,2007 год;
  7. Ловейко И.Д., «Формирование осанки у дошкольников» (пособие для педагогов и дошкольных врачей). М.: Просвещение, 1970 год;
  8. Мачинский В.И., «Гимнастика, исправляющая осанку»; М., 1984 год;
  9. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей», М.: «Эксмо», 2003 год;

10.Минаев Б.Н., Шиян Б.М., «Основы методики физического воспитания

дошкольников», Москва, «Просвещение», 1989 год; 11.Николайчук Л.В., Николайчук Э.В., «Остеохондроз, сколиоз,

плоскостопие», Минск: Книжный Дом, 2004 год;

  1. «Примерные программы начального общего образования по физической культуре» (2006 г);
  2. Страковская В.Л., «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1года до 14 лет», М.: Новая школа, 1994 год;

14.Халемский Г.А., «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки», министерство образования Российской Федерации, управление социального образования, Москва, ЭНАС, 2001 год;

15. Халемский Г.А., «Коррекция нарушений осанки у дошкольников», методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001 год;


Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются по большей части сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Эффективный метод коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы - это лечебная физкультура в детском саду.

Оздоровительную гимнастику для коррекции заболеваний проводят в виде занятий. Одно занятие для детей трех-четырех лет длится около двадцати-двадцати пяти минут, для детей пяти-шести лет - тридцать-тридцать пять минут. Упражнения выполняются в течение двух недель: основная часть комплекса упражнений не меняется, изменяются только первая, подготовительная, и последняя, заключительная, части. Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении на ковриках. Дети должны быть без обуви (в носках) и в легкой одежде.

Лечебная физкультура в детском саду главным образом проводится с целью профилактики и коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы.

Данная цель достигается при помощи выполнения следующих задач:

  • Улучшение работы аппарата опорно-двигательной системы.
  • Укрепление здоровья, создание условий для всестороннего физического развития и закаливания организма.
  • Предупреждение развития плоскостопия и сколиоза.
  • Активизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  • Формирование правильной осанки и закрепление ее в этом положении: жизненно необходимые положения и движения должны выполняться автоматически.
  • Овладение базовыми двигательными умениями и навыками.
  • Повышение неспецифической реакции организма.
  • Своевременная коррекция патологического состояния.

При выполнении упражнении необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Методика и дозировка физических упражнений должна подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от заболевания и общего состояния организма.
  • Воздействие должно быть системным и с определенным набором упражнений, и выполняться упражнения должны последовательно.
  • Воздействие должно быть регулярным, чтобы обеспечить развитие и восстановление функциональных возможностей организма.
  • Выполнение физических упражнений осуществляется в течение длительного времени. Это связано с тем, что восстановление нарушенной работы различных органов возможно лишь только при упорном и длительном повторении упражнений. Целесообразно выполнять упражнения через день.
  • Физическая нагрузка должна нарастать постепенно: в первые семь-десять дней нагрузка плавно вырастает, затем некоторое время находится на одном уровне, а в течение последней недели постепенно понижается.
  • Физические упражнения должны быть разнообразны и обновляться через некоторое время. Рекомендуется обновлять порядка двадцати-тридцати процентов упражнений через две-три недели занятий.
  • Воздействие упражнений должно быть умеренно: продолжительность занятия около двадцать пять - тридцать минут в сочетании с дробной нагрузкой.
  • При проведении занятий необходимо соблюдать цикличность: упражнения с отдыхом необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.
  • Воздействие на организм должно быть всесторонним.
  • При проведении занятий необходимо учитывать возрастные и другие особенности: группы с детьми должны формироваться по диагнозам, а возраст детей не должен разниться больше чем на один год.