Понятие и признаки назначения наказания. Понятие и сущность уголовного наказания

Проблема наказаний всегда привлекала внимание ученых своей неоднозначностью. Исторически институт наказания развивался от частного к публичному. По мере развития государства и права наказания за преступления вначале были параллельные – публично-государственные и частные, а затем всё более публичные и наконец – исключительно государственные меры принуждения. В течение нескольких веков создано более двадцати философских обоснований, подтверждающих право государства наказывать преступников, и около ста уголовно-правовых теорий, всесторонне рассматривающих наказание. Среди них наиболее известны теологические (целевые), метафизические, утилитарные теории и концепция новой социальной защиты.

Католическая церковь учит, что благодаря единству Тела Христова возможно, что заслуга, порожденная добрыми делами, молитвами, милостыней, страданиями и т.д. одного или нескольких из этих членов Органа могут быть применены к временному долгу другого. Римско-католическая церковь учит, что сочетание заслуг Христа, святых и благочестивых верующих хранится в месте, называемом Казначейством по заслугам. И что из-за апостольской преемственности со времен Петра, Римско-Католическая церковь является единственной, которая имеет право извлекать заслуги из этого сокровища и предоставлять ее верующим в этой жизни или в Чистилище, чтобы заплатить за некоторые или все из своих имущественных грехов.

Однако, несмотря на пристальный интерес к проблеме наказания; законодательное определение понятия наказания в уголовном законодательстве России впервые было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., где наказание определялось как «мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)» - (ст. 7 Руководящих начал).

Это делается путем предоставления индульгенций. Опять же, индульгенции применяются только к временному наказанию, а не к вечному наказанию, и могут распространяться только через лидера Римско-католической церкви, тому, кто либо находится в Чистилище или еще жив, а чья душа находится в состоянии освящающей благодати. Потворство может быть достигнуто с помощью практики добрых дел, мессы, которая предлагается от лица кого-то, молящегося, за воздержание, за подарки бедным или за другие достойные действия, выполняемые в соответствии с требованиями, продиктованными папой или епископом, который обладает юрисдикцией в отношении этого лица.

Первый советский уголовный кодекс 1922 г. вообще отказался от понятия наказания, заменив его понятием «меры социальной защиты». Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик закрепили практику репрессирования по мотивам социальной опасности. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. вместо наказания предусматривал меры социальной защиты судебно-исправительного характера (ст. 7 УК РСФСР).

Для некоторых предложение Массы рассматривается как один из наиболее эффективных способов уменьшить временное наказание этого человека в Чистилище. Частичная снисходительность уменьшит временное наказание, которое имеет человек. Пленарная снисходительность удалит все временные наказания.

Является ли понятие индульгенций библейским? Несколько доктрин Римско-католической церкви проистекают из традиции, а не из Писания. И поскольку Римско-Католическая Церковь видит свои традиции такими же последовательными, как Писание и равным авторитетом как Писание, это не аргумент для них. Но для большинства христианских групп только Библия является источником власти, и ее более чем достаточно, чтобы предоставить христианам все ресурсы, которые им нужно знать и служить Христу, как это было целью Бога.

В 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик восстановили понятие наказания. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. воспроизвел неудачное определение наказания, которое было дано в Основах 1958 г. Статья 20 УК РСФСР определяет наказание как кару за совершенное преступление. Однако древнерусское слово «кара» - синоним современного слова «наказание». Это обстоятельство дает основание утверждать, что впервые после Руководящих начал 1919 г. законодательное определение понятия наказания дано в Основах уголовного законодательства 1991 г., а затем с некоторыми уточнениями сформулировано в ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г.

Но как Церковь Римско-католическая заявляет, что его учения не противоречат Писанию и принимают Священное Писание как часть его авторитета, для обеих групп целесообразно спрашивать: «Являются ли индульгенции библейскими?». Изучение отрывков, которые использует Римская Католическая Церковь для поддержки доктрин, таких как временное наказание, опосредованное искупление верующих и святых и Чистилище, иллюстрирует зависимость их традиций от Писания и за его пределами. Другие доктрины, такие как «Сокровищница заслуг», «нетленная и непостижимая заслуга Марии», «избыточная заслуга святых» и существование индульгенций - все это чуждо Писанию!

Закон (ч. 1 ст. 43 УК) гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

Наказание как уголовно-правовое явление имеет несколько признаков.

Доктрина индульгенций библейская? Согласованное и контекстуальное толкование Писаний не будет поддерживать учение индульгенций, а не развитые из них доктрины. Римско-католическая церковь ссылается на несколько отрывков за свою священную поддержку Чистилища. Ни один из отрывков не относится к тому, что происходит после смерти, или дает четкое представление о том, что происходит после смерти. Принцип герменевтики состоит в том, что можно рассматривать «сомнительные» отрывки, которые вряд ли могут предложить точку, например, отрывки, которые сосредоточены на этом предмете или понятны в этом вопросе.

1. Наказание устанавливается уголовным законом. Это означает, что наказанием являются только меры, которые предусмотрены в Уголовном кодексе и составляют систему наказаний. Приговоры суда выносятся всегда именем Российской Федерации. Иные меры воздействия на правонарушителей, предусмотренные другими отраслями законодательства, наказанием не являются.

Чтобы истолковать эти стихи как учение о том, что в Чистилище после смерти есть место будущего очищения и очищения, в глазах многих очевидных утверждений в Библии говорится, что есть только два места, которые пойдет после смерти; либо с Господом на небесах, либо с мучением в аду. В Библии не говорится, что после смерти приходит «будущее очищение», он говорит: И в том, как человек должен умереть один раз и после этого суда. для получения дополнительной информации по этой теме.

Католики говорят о «совершении покаяния» за свои грехи. В конце исповедания со священником признается, что некоторые вещи, которые он должен делать в качестве части «покаяния», должны сказать. Часть цели этой покаяния заключается в том, чтобы вернуться к положению, чтобы отвернуться от греха и вернуться к Богу. Но другая цель, неоднократно упоминавшаяся в римско-католической литературе, - это молитва или оплата за свои грехи. Это не то же самое, что делать реституцию тем, кто был ранен за наши грехи, а скорее предполагает выплату, направленную на временное наказание, которое удовлетворяет справедливость Бога.

2. Наказание представляет собой меру государственного принуждения. Это означает, что наказание устанавливается государством и обеспечивается его принудительной силой путем применения методов специального, в том числе насильственного воздействия. Данный признак, с одной стороны, отличает наказание от мер общественного принуждения, с другой - от иных мер государственного воздействия, не являющихся принуждением.

Конечная цель тесно связана с идеей индульгенций и не упоминается в Писании. Он сказал тем, кто крестился им, чтобы показать своими делами, что его покаяние было реальным. Но никогда не будьте сообщением «вы должны заплатить или искупить свои грехи, совершить какую-то хорошую работу или воздержаться» или с помощью чего-то другого. Для этого призыва к добрым делам Иоанн в основном сказал: «Покажите мне своими делами, что ваше покаяние истинно». Но, опять же, идея «делать покаяние» как искупление за наши грехи или выплату временного долга перед правосудием Бога никогда не упоминается в Писании!

3. Наказание назначается по приговору. Обвинительный приговор, определяющий наказание, является отрицательной реакцией государства на совершенное преступление. Следовательно, в наказании выражается порицание, осуждение лица, совершившего преступление. Данный признак отличает наказание от иных мер принудительного воздействия, для применения которых не требуется приговора.

Индульгенции и Казначейство по заслугам. Он описывает, что это сокровище состоит не только из достоинств искупления Христа, но также и от заслуг Марии, Матерь Божией и всех избранных от величайших до последних праведников, которые вносят свой вклад к росту сокровищ, из которых церковь делает изъятия для надежной отсрочки временного наказания.

Библия никогда, ни разу не ссылается на нечто вроде «Сокровища заслуги», и ни одна мысль о том, что верующий может искупить чужое грех. В Послании к Римлянам 9 и 10 Павел говорит, что если бы это было возможно, он с радостью согласился быть осужденным, если это приведет к искуплению его израильских братьев. Но это невозможно, потому что Павел и другие писатели Библии заявляют, что для верующего справедливый судья был удовлетворен, когда Иисус Христос стал искуплением за наши грехи, и что кроме него нет возможного искупления. инсинуация в отношении идеи о покаянном искуплении верующих, живых или мертвых, ради их других верующих братьев.

4. Наказание назначается судом, поскольку согласно ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Суд является единственным государственным органом, который вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. Правосудность - это признак, который отличает наказание от мер принудительного воздействия, применяемых другими государственными органами.

Римско-католическая церковь может провести различие между искуплением за вечное наказание людей и их временным наказанием, но мысль о том, что есть что-то еще, кроме искупления Христа за грехи мира и его соответствующее наказание, никогда не найденных в Писании. Никакое учение о «сверхбольших удовлетворениях Святых» никогда не будет найдено или что молитвы и добрые дела Марии «истинны, необъятны, непостижимы и даже оригинальны для Бога».

Индульгенция и временное наказание. Католический катехизис говорит о временном наказании как о процессе очищения. Но, с другой стороны, через официальное учение Римско-католической церкви, это говорят о духовном долге, который нужно искупать, либо человеком, который согрешил, либо опосредовал кого-то другого. Опять же, Римско-католическая церковь различает вечное наказание за «крупные» грехи и временное наказание за «незначительные» грехи.

5. Наказание применяется к лицу, признанному виновным. В соответствии с принципом субъективного вменения наказание применяется только к лицу, способному действовать виновно, совершившему деяние умышленно либо по неосторожности. Это означает, что наказание носит строго личный характер и может применяться только к вменяемому лицу, в деянии которого реализовалось отрицательное либо пренебрежительное отношение к уголовно-правовым запретам. Данный признак отличает наказание от репрессий, которые в соответствии с принципом объективного вменения применялись к родственникам лиц, совершивших преступления, психически больным и потенциально опасным лицам, не совершившим преступления.

Понятно, что Римско-католическая церковь учит, что существует временное наказание в виде «законного» или судебного характера; то есть она требует удовлетворения справедливости справедливого судьи и что если эта справедливость не будет удовлетворена искуплением в этой жизни, ее необходимо искупить в следующей жизни, в Чистилище. Это судебный аспект или «платеж для удовлетворения справедливости», который является антибиблейским. Писание учит, что грех можно простить в вечном смысле или даже в земном смысле.

Грех меняет вещи в этой жизни и в том, как Бог взаимодействует с нами в этой жизни. Это должно быть по ряду причин, приведенных в Писании. Если мы весом не садимся весной, у нас не будет пшеницы осенью. Если мы посадим грех, мы в конечном итоге пожнем путаницу, лишения, разрушения и смерть.

6. Наказание применяется за совершение деяний, которые содержат в себе признаки состава преступления. Совершение других правонарушений, в том числе административных, дисциплинарных, гражданско-правовых при любых обстоятельствах не влечет уголовного наказания. Наказание может быть только там, где есть преступление.

7. Наказание заключается в лишении и ограничении прав и свобод осужденного. Существующие виды наказаний предусматривают различные по характеру лишения и разный объем правоограничений: смертная казнь лишает жизни, арест - свободы, штраф - имущества. Лишение свободы связано с режимными ограничениями: ограничения по военной службе исключают возможность повышения в должности и воинском звании и так далее. Закрепленная в Уголовном кодексе система наказаний позволяет в каждом конкретном случае избрать тот вид лишений и объем правоограничений, которые соответствуют тяжести совершенного преступления и личности виновного.

Если мы согрешаем и не получим никаких очевидных последствий, мы увидим грех как нечто, что «не имеет большого значения» для Бога, и тогда его святой характер будет хулить. Это одна из причин, по которой Бог процитировал смерть ребенка, зачатого Давидом в прелюбодеянии с Вирсавией, например, если не было никаких земных последствий для прелюбодеяния Давида и убийства Урии, тогда Бог был бы замечен как один который оправдывает такие греховные действия.

Притчи говорят, что, когда наказание за грех задерживается, другие поощряются к греху. Итак, земное наказание или навязывание Богом или позволяющее естественным последствиям греха созреть, чтобы другие могли научиться не грешить. Когда человек ставит свою веру во Христа, Бог перестает быть нашим Судьей и становится нашим Отцом. Мы предстанем перед Ним как судья наших дел, сделанных после спасения, но теперь у нас есть мир с Богом, и больше нет осуждения. Но поскольку любящий отец дисциплинирует своих детей за свое добро, поэтому Бог дисциплинирует нас за наши.

Наказание влечет за собой судимость, которая учитывается при рецидиве и назначении наказания. Отдельные авторы считают судимость признаком наказания. Однако законодатель не указывает судимость в качестве признака наказания, так как судимость - это специфическое правовое последствие наказания, а не его признак.

Сущность наказания в юридической литературе понимается по-разному. Одни авторы (В.В.Целенко) считают, что сущностью наказания является кара, которая отождествляется с лишениями и ограничениями прав и свобод осужденного. Другие (О.В.Филимонов и соавторы) сущность наказания видят в принуждении, правоограничениях и применении наказания к лицу, виновному в совершении преступления. Третьи (Г.В.Назаренко) полагает, что сущность наказания заключается в отрицательной правовой оценке, которую суд дает преступному деянию и лицу, его совершившему, в отличие от общественно опасного деяния, совершенного невменяемым лицом.

Но когда вы видите описание этой небесной дисциплины, приведенной в Послании к Евреям 12, вы не найдете идеи наказания в том смысле, что нужно платить или искупить свое преступление! Таким образом, можно обнаружить, что Бог навязывает земные последствия или допускает естественные последствия в результате греха, но ни в каком отрывке он не говорит, что эти последствия навязаны, чтобы Его временная справедливость была удовлетворена!

В заключение, обсудив недостаток библейской поддержки некоторых фундаментальных доктрин, необходимых для существования индульгенций, следует также заявить, что нет ни библейского примера, ни учения об этом, что апостол или лидер церковных грантов «индульгенция» верующему брату. Не один! От его основ до своего пика вся структура доктрины индульгенций библейски необоснованна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 УК РФ: "Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица". Уголовное наказание является особой мерой принуждения, применяемой от имени государства по приговору суда к лицу, виновному в совершении преступления. Наказание назначается с учетом тяжести совершенного преступления, степени общественной опасности личности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих уголовную ответственность; суд учитывает также обстоятельства дела и личность виновного, а равно его явку с повинной либо активное способствование раскрытию преступления. В ранее действовавшем уголовном законодательстве и в уголовно-правовой науке подчеркивалось, что по своей сущности наказание является карой за совершенное преступление. Кара рассматривалась как ответная реакция общества на совершение преступления, как преднамеренное причинение страданий осужденному, которое осуществляется через лишение его благ. Осужденный, в связи с этим, претерпевает физические, имущественные, моральные или иные ограничения, лишения, неудобства. В настоящее время законодатель отказался от понятия "кара". Вместе с тем, из уголовного закона явствует, что любой способ воздействия на личность, являющийся принудительным, то есть, противоречащим воле данной личности, так или иначе, причиняет ей определенные лишения и страдания. Поэтому кара присуща наказанию.

Они «подходят» как в непосредственном контексте любого отрывка, так и в глобальном контексте Нового Завета? Является ли «система» Римско-католической церкви основанной на Новом Завете? Мы молимся, чтобы все те, кто ссылается на Именем Христа, вернутся к простоте доверия только к Христу и хотят жить для Него в благодарность за все. что Он сделал для них. Что такое индульгенции и пленарные индульгенции, а также их библейская концепция?

Цель наказания - уменьшить поведение, которое следует. В случае положительного наказания это неблагоприятный исход или событие после нежелательного поведения. Понятие позитивного наказания трудно запомнить, тем более что это противоречие. Как наказание может быть положительным? Самый простой способ запомнить эту концепцию - отметить, что это аверсивный стимул, который добавляется к ситуации. По этой причине позитивное наказание иногда упоминается как наказание за заявку.

Наказанию присущи определенные признаки, позволяющие отграничить его от административных, дисциплинарных, гражданско-правовых мер. Этими признаками являются: наказание предусмотрено в уголовном законе; наказание имеет публичный характер, так как назначается от имени государства; наказание содержит отрицательную морально-политическую оценку содеянного и личности виновного от имени государства; наказание может быть применено только по приговору суда за совершение преступления, предусмотренного Особенной частью Уголовного Кодекса; наказание порождает судимость.

Уголовный закон (часть 2 статьи 43 УК РФ) целями наказания называет восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Цель восстановления социальной справедливости должна осуществляться по отношению как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Справедливость же следует понимать как соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Цель исправления осужденного (иначе, цель специального предупреждения или специальной превенции) достигается в том случае, если осужденный не совершает новых преступлений. И хотя в уголовном законе это цель не увязывается с перевоспитанием осужденного, с его отношением к труду и правилам общежития, ее достижение предполагает использование любых законных средств положительного изменения личности самого осужденного и его социальных связей. Наконец, цель предупреждения совершения новых преступлений (иначе, цель общей превенции) воздействует на тех лиц, к которым наказание не применялось. При достижении этой цели наказание справедливым, соразмеренным и соответствующим совершенному преступлению.

Под системой наказаний понимается установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их тяжести и могущих быть назначенными судом виновному в совершении преступления. Система наказаний должна отражать цели уголовно-правовой политики государства и содействовать ее эффективной реализации.

По действующему уголовному законодательству входящие в систему виды наказаний подразделяются на основные, дополнительные и наказания , могущие применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных . Только в качестве основных наказаний уголовный закон (статья 45 УК РФ) называет обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Только в качестве дополнительных наказаний могут применяться конфискация имущества и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Следует отметить, что по сравнению с ранее действовавшим УК РСФСР 1960 года, УК РФ 1996 года существенно изменил перечень наказаний: в него введены новые виды и устранены некоторые ранее применяемые виды наказаний; изменена и последовательность видов наказаний - теперь они расположены от более мягкого к самому суровому наказанию. Новыми видами наказаний являются обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы.

Представляется целесообразным хотя бы кратко осветить указанные новые виды наказаний.

Обязательные работы (статья 49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Этот вид наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет; мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, и военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. Причем, злостным уклонением осужденного от отбывания обязательных работ считаются случаи, когда он более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, или скрылся с целью уклонения от отбывания наказания.

В соответствии со статьей 51 УК ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступления против военной службы, либо осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Лицами, проходящими военную службу по контракту, являются граждане, которые в письменной форме заключили контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ в порядке, определяемом соответствующими нормативно-правовыми актами. Причем, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме этого, из денежного содержания осужденного производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов.

Сущность ограничения свободы (статья 53 УК) заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Этот вид наказания может быть назначен лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет, либо лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, на срок от одного года до пяти лет. В случае злостного уклонения от наказания в виде ограничения свободы, оно может быть заменено лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенный по приговору суда. При этом время отбывания этого вида наказания засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. В соответствии с уголовным законом ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой и второй групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста; мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест (статья 54 УК) заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Уголовный закон устанавливает, что арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраст, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Причем, военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. Специфика ареста состоит в жестком воздействии на осужденного в течение относительно короткого отрезка времени.

Наконец, пожизненное лишение свободы (статья 57 УК) устанавливается в качестве альтернативы смертной казни за совершение особо тяжких, посягающих на жизнь человека, преступлений, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять к виновному смертную казнь. Этот вид наказания не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора, шестидесятилетнего возраста. Из смысла статьи 57 УК вытекает, что пожизненное лишение свободы назначается судом, если лишение свободы на определенный срок признается недостаточным наказанием, а смертная казнь - наказанием чрезмерным.

Такова вкратце характеристика новых видов наказаний, предусмотренных УК РФ 1996 года.

Представляется, что будет целесообразным кратко рассмотреть и такой вид наказания, как смертная казнь . Хотя этот вид наказания был предусмотрен и ранее действовавшим уголовным законом, УК РФ 1996 года внес в него свои особенности и специфику.

Этот вид наказания имеет долгую и сложную историю. В настоящее время многие страны отказались от применения смертной казни, тем не менее, многие страны ее применяют. В связи с изменениями в политической и экономической жизни Российской Федерации, споры вокруг смертной казни приобрели особую актуальность, и связано это обстоятельство, прежде всего с международными обязательствами нашего государства. Статистика свидетельствует о том, что если в 1991, 1992, 1993 и 1994 годах было исполнено соответственно 5, 1, 4 и 19 смертных приговоров, то в 1995 году было приведено в исполнение 86 смертных приговора, а в 1996 году - 53 приговора. Фактически со второй половины 1996 года исполнение смертных приговоров было приостановлено. С учетом вступления Российской Федерации в Совет Европы по распоряжению Президента от 27 февраля 1997 года МИД России подписало Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (относительно отмены смертной казни). Этот Протокол подлежит ратификации в течение трех лет. Поэтому без прямой санкции Президента России не может быть приведен в исполнение ни один смертный приговор, независимо от факта подачи осужденным ходатайства о помиловании.

В соответствии с уголовным законом смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека (статья 59 УК). Смертная казнь установлена только за убийство с отягчающими признаками (часть 2 статьи 105); за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295); за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317) и за геноцид (статья 357 УК). Законодатель, тем не менее, установил, что смертная казнь не может быть применена к женщинам; лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет; мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста к моменту вынесения судом приговора. Законодатель также установил, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (пункт 3 статьи 59 УК). В свою очередь, Уголовно-исполнительный Кодекс РФ в статье 186 предусмотрел, что смертная казнь исполняется непублично путем расстрела в присутствии прокурора, представителя учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врача.